6. Стандарт ISO/IEC 20968:2002 Mk II Function Point Analysis - редакция 90.60 - опубл. 18.03.2008.
7. Boehm B.W. Software engineering economics // Prentice-Hall - Englewood Cliffs, NJ, 1981.
РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ SCORM-СПЕЦИФИКАЦИЙ
Ю.Ф. Тельнов, д.э.н., проф., проректор по научно-методической работе, зав. каф. Прикладной информатики в экономике; Тел.: (495)442-6098, E-mail: YTelnov@teach.mesi.ru Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
http://www.mesi.ru О.В. Рогозин, доц., к.т.н. каф. Программного обеспечения ЭВМ и информационных технологий Тел.:(495) 442-8098; E-mail: orogozin@mail.ru Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
This article is devoted to the development of knowledge presentation model in an e-learning system based on the SCORM technology. The Sharable Content Object Reference Model (SCORM) defines a Web-based learning «Content Aggregation Model (CAM)» and «Run-Time Environment» (RTE) for learning objects. The Model is applied in the form of Web application.
Статья посвящена разработке модели представления знаний для инновационных образовательных технологий на основе соответствующей международным стандартам спецификации SCORM. SCORM - технология включает использование модели агрегации контента (CAM) и среду для выполнения обучающих объектов. Разработанная модель реализована в виде веб- приложения.
Ключевые слова: инновация, SCORM, CAM, веб-приложение.
Keywords: Innovation, SCORM, CAM, Web Application.
Введение
Инновационные образовательные технологии включают комплексный подход к учебному процессу, в котором целью обучения является развитие возможностей учащихся осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, использования инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования.
В настоящее время обучение через веб является интенсивной областью исследова-
ний и разработок. Польза от использования веб для обучения основана на возможности размещения обучаемых на любых удаленных расстояниях, при этом процесс обучения сохраняет множество отличительных черт, свойственных обучению «вживую». Приложение, установленное и поддерживаемое в одном месте, может использоваться обучаемыми, имеющими компьютер с любым видом подключения к Интернету. Множество курсов и других обучающих приложений стали доступны в веб за последние годы.
Внедрение электронного обучения в российскую систему образования в полной мере актуально. Значительная территория, большое количество населения, проживающего в малых городах и сельских поселениях, при недостаточно развитых коммуникациях осложняют возможность реализации конституционного права граждан на образование. Е-1еагшп§ призван решить эту проблему. Электронное обучение предоставляет обучаемым возможность получать знания с помощью самых современных информационных технологий. Сегодня обсуждаются крайне важные вопросы продвижения Е-1еагшп§ в образовании. Действительно, сейчас, когда уже сделаны первые шаги и накоплен определенный опыт в создании и применении электронных курсов, наибольшую актуальность приобретают задачи разработки качественного контента, в наибольшей степени использующего мировые информационные ресурсы и современные информационные технологии.
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) находится в числе лидеров по внедрению е-1еагшп§ в образовательный процесс. Основной проблемой дистанционного образования по-прежнему остается недостаток качественного методического обеспечения. В 80-е - 90-е годы разрабатывалось большое количество компьютерных обучающих программ, но их смысловая информация (контент) была неразрывно связана со средой хранения-доставки-публикации.
В связи с этим существует потребность в новых разработках таких систем дистанционного обучения, отличительными особенностями которых являются: универсальность используемых информационных обучающих ресурсов, их модульность; возможность работы на различных аппаратно-программных платформах, в сети (в том числе локальной); возможности масштабирования системы для использования в учебных учреждениях различной структуры и величины, с различными уровнями и целями использования технологий дистанционного обучения; обеспечение высокого уровня надежности системы; полная автоматизация функционирования системы и возможность интеграции с другими видами информационных систем.
1. Основные модели 8СОЯМ -технологии
8СОКМ представляет собой взаимосвязанный набор спецификаций и стандартов.
Почти все они были разработаны ранее в других организациях (в частности, в таких организациях, как IMS, AICC, ARIADNE и IEEE LTSC) и затем обобщены в SCORM.
На данный момент все составляющие стандарты SCORM сгруппированы в 3 категории: Модель агрегирования учебных материалов или контента (Content Aggregation Model - CAM), среда времени выполнения (Run-time Environment - RTE), упорядочивание и навигация (Sequencing and Navigation - SN).
Модель агрегации контента (Content Aggregation Model - CAM)
Данная модель описывает компоненты, используемые при обучении, создание из них упаковок для обмена между информационными системами, способы описания компонентов для дальнейшего поиска, а также способы создания правил упорядочивания. Упаковка контента (Content Package) представляет собой структурированный набор объектов контента (Content Objects), описанных в файле-манифесте. Упаковка контента может представлять собой учебный курс, лекцию, модуль или просто набор связанных объектов контента. Манифест является обязательной частью любой упаковки контента и представляет собой XML файл с именем «imsmanifest.xml». В данном файле описывается содержимое упаковки, а также может содержаться дополнительное описание структуры упаковки.
Модель агрегации контента состоит из следующих компонентов:
• Модель контента (компоненты контента, используемые в обучении)
• Упаковка контента (структура контента и процесс упаковки)
• Метаданные (описание компонентов модели контента).
• Упорядочивание и навигация (набор правил для упорядочивания).
Модель Среды Времени Выполнения (Run-time Environment - RTE)
Модель Среды Времени Выполнения определяет требования, предъявляемые к объектам контента, использованию ими API и модели данных RTE.
Задача RTE - предоставить средства взаимодействия между объектами контента и системой управления обучением (LMS). SCORM обеспечивает независимость учебного контента от LMS следующими компонентами RTE:
• Запуск (Launch)
• API (взаимодействие с LMS)
• Модель данных (Data Model).
API определяет заданный заранее набор выполняемых функций для взаимодействия между LMS и запускаемыми им объектами контента. Процесс запуска объекта контента завершается после «рукопожатия» (handshake) между объектом контента и LMS. После того как объект становится ненужным, «рукопожатие» разрывается. Также API позволяет читать/записывать данные LMS и производить контроль ошибок.
Модель данных RTE предоставляет «словарь» для обмена информацией с LMS (для чтения и записи данных при вызове API функций).
Модель упорядочивания и управления (Sequencing and Navigation - SN)
Данная модель описывает возможность упорядочения SCORM-совместимого контента при помощи серии навигационных событий (navigation events), инициированных пользователем или системой. Ветвление и поток контента могут быть описаны заданным заранее (обычно при создании) набором действий. В данной модели также описывается интерпретация SCORM-совместимой LMS правил упорядочения, заданных разработчиком контента, а также набора инициированных обучающимся или системой навигационных событий и их влияние на среду времени выполнения.
SN модель представляет ветвление и поток обучающих действий в виде Дерева Действий (Activity Tree), основанного на результатах взаимодействия обучающегося объектами контента и стратегии упорядочивания, заданной разработчиком. Дерево Действий - концептуальная структура действий обучающегося, создаваемая LMS для каждого обучающегося. В модели SCORM действие обучающегося может ссылаться на объект контента, который доставлен обучающемуся.
Модель SN описывает способы приведения в действие и обработки навигационных событий, инициированных обучающимся или системой. Каждое обучающее действие имеет связанный с ним объект контента. RTE описывает способ запуска объектов контента. Последовательность представленных объектов контента для данных обучающегося и структуры контента представляют собой обучающий опыт (learning experience). Модель RTE
также описывает обработку LMS полученного обучающего опыта и то, как этот опыт может повлиять на Дерево Действий.
Многие понятия из модели CAM связаны с моделью SN. В частности, CAM описывает создание правил упорядочивания и записи их на XML.
2. Структура учебного курса
2.1. Описание и упаковка учебных материалов
Выбранный формат для хранения учебных курсов соответствует основным требованиям международного стандарта IMS Content Packaging, изложенным в п. 1. Данная спецификация описывает способы описания и упаковки учебных материалов (например, отдельных курсов или их коллекции) в интероперабельные ( легко распределяемые) блоки за счет описания состава, структуры и расположения предоставляемых учебных материалов с указанием типа содержимого. Стандарт рассчитан на разработчиков учебных материалов, продавцов обучающих систем, компьютерных платформ и провайдеров обучающих сервисов. Обучающие материалы описываются и упаковываются с использованием XML-формата, что позволяет добиться интероперабельности с любыми приложениями и инструментами, поддерживающими эту спецификацию.
В соответствии с этим стандартом учебный курс представляется в виде некоего независимого «пакета» (рис. 2.1), внутри которого содержатся непосредственно содержимое (ресурсы) и манифест (описание). В качестве ресурсов в «пакете» могут содержаться самые разнообразные виды файлов - начиная от аудио- и видеоформатов и заканчивая HTML-страницами и простыми текстовыми файлами. (Внутреннее содержание курса будет рассмотрено позднее, данная же спецификация описывает только способ описания и упаковки обучающих материалов.)
Манифест представляет собой описание внутреннего содержимого в виде XML файла, имеющего фиксированное имя im-smanifest.xml и определенный формат [1]. Манифест описывает: метаданные
информацию об организации учебных материалов
описание ресурсов вложенные манифесты
ПАКЕТ
МАНИФЕСТ
метаданные
способы организации
ресурсы
вложенные манифесты
СОДЕРЖИМОЕ
файлы с обучающими
V_)
Рис. 1. Описание и упаковка учебных материалов
Метаданные учебного курса описываются в соответствии со спецификацией IEEE 1484.12.1-2002 Standard for Learning Object Metadata [2]. Чаще всего это название и описание курса, ключевые слова, направление обучения, уровень сложности и некая информация об авторе.
Информация об организации учебных материалов позволяет на основе одних и тех же ресурсов создать различные способы проведения учебного курса (краткий курс лекций, полный курс лекций, расширенный курс лекций). То есть, имея неупорядоченный набор ресурсов, можно выстраивать различные программы прохождения курса на их основе.
В описании ресурсов содержится список используемых ресурсов. Каждый ресурс может включать в себя произвольное количество файлов с обучающими материалами. Иными словами, ресурс представляет собой ссылки на файлы, которые составляют содержимое курса. Один из этих файлов помечен как основной, то есть тот, с которого следует начинать отображать данный ресурс. Например, если ресурс выполнен в виде HTML-страницы, то он будет содержать HTML-файл в качестве основного, а также все остальные файлы с изображениями, скриптами и т.д., которые необходимы для корректного отображения данной HTML-страницы.
С помощью вложенных манифестов можно объявлять внутри одного манифеста ссылки на другой, что позволяет обобщать учебные материалы и выполнять агрегацию для создания более обобщенных обучающих понятий.
Таким образом, формируется определенный набор файлов, входящих в пакет: все файлы содержимого и файл манифеста. Файлы, представляющие содержимое, могут
находиться в любых папках различного уровня вложенности, а файл манифеста imsmanifest.xml должен располагаться непосредственно в корневом каталоге курса. После этого все файлы упаковываются в единый PIF-файл (Package Interchange File). В качестве основного формата для PIF-файла рекомендуется использовать архив PKZip (.zip).
Получившийся файл курса легко распространять и использовать, поскольку все содержимое курса представлено в виде одного файла. Использование же алгоритмов сжатия (в архиваторе ZIP) позволяет экономить дисковое пространство, необходимое для размещения курса.
2.2. Представление содержимого курса
Как уже упоминалось выше, содержимое учебных материалов может представляться в виде самых разнообразных форматов файлов. Если рассматривать только информационное содержимое, существует несколько подходов к его представлению:
• отделение содержания от представления,
• единое представление.
Согласно первому информационная часть курса должна описываться в строго структурированном виде, обезличенном относительно внешнего вида, то есть представлять собой только размеченную информацию (текст, таблицы, формулы, определения) без указания способов ее отображения (начертания и размеры шрифтов, внешний вид таблиц и т.д.). Чаще всего в рамках данного подхода предлагается создавать страницы курса в XML, а для их отображения использовать XSL-преобразования и каскадные таблицы стилей (CSS). Это позволяет отображать один и тот же материал разными способами, в зависимости, например, от корпоративного дизайна компании, предоставляющей обучающие сервисы (рис. 2.)
Основными преимуществами такого подхода являются возможность автоматического построения содержания, всевозможных индексов и предметных указателей, а также гибкость настройки стилей отображения.
Однако существуют и серьезные недостатки. Во-первых, для подготовки исходного текста необходимо понимать язык разметки XML и иметь под рукой XML-редактор, который позволяет форматировать текст нужными тегами. Во-вторых, конечное отображение материала возможно только при наличии специальных XSLT и CSS файлов, выполняющих необходимые преобразова-
ния. В-третьих, набор тегов в исходном XML файле и XSLT таблицах должен быть одним и тем же, а значит фиксированным. То есть для редактирования и просмотра таких материалов необходимо пользоваться специальными редакторами, имеющими ог~
<paö дел имя= 11 р abдел- содерж-раЗметка 11 >
<0аголовок>Сопержательная (логическая) разметка докум ен та</з а г олоб ок> Логическая разметка базируется на использовании языков разметки (XML) <бибссылка реф="хш1-doc" />.
Под каждый тип документа строится определешиш стиль. </раЗдел> <раЗ дел>
<заголовок>Сервисы и конверторы</заголовок>
Логическое структурирование документа позволяет использовать множество сер ви сов, н априме р г «умный» по иск и ав т ома тич е с кую к а та л о гиз ации. С ерв исы можно написать на Java <бибссылка реф="xml-n-java" />. </раЗдел>
< би б ли о гр а фи я>
<биб имя= 11 xml-doc 11 ^-Документация по XML. ht tp : / /www. w3 . or g</6иб>
<биб имя=" xml-n- j ava" > M. Дакота, А. Саганич. XML и Java 2. Питер, 20 01, 37 7с.</би6>
< /библиография)-
1. Содержательная (логическая) разметка документа
Логическая разметка базируется на использовании языков разметки (XML) [1] Под каждый шп документа строшея определенный етнпь
2. Сервисы и конверторы
Логическое структурирование документа позволяет использовать множество сервисов например, «умный» поиск и автоматическую каталогизацию Сервисы можно написать на Java [2].
Литература
раниченный набор тегов. Очевидно, что нельзя сразу предусмотреть весь спектр используемых вариантов разметки, а это означает, что такой подход заранее не будет обеспечивать необходимую функциональность в полном объеме.
Раздел 1.
Содержательная (логическая) разметка документа
Логическая разметка базируется на использовании языков разметки J^ML) [1], Под каждый тип документа строится определенный стиль,
Раздел 2.
Сервисы п конверторы
Логическое структурирование документа позволяет использовать множество сервисов, напритер, '-сумный» поиск и автоматическую каталогизацию. Сервисы можно написать на Java [2].
Список литературы
1. Документация ЩН,, http:'/V^ww.w3.org
2. М. Дакота, А ■.'■Саганич.-XML. и Java 2. Издательский дом «ТТитер», 2001, Э77с.
Рис. 2. Пример отделения содержания от представления
Другой же подход, основанный на едином представлении, в данной ситуации оказывается более выгодным. В его основе лежит идея, что учебные материалы при просмотре должны выглядеть точно так же, как задумывал автор при разработке. То есть можно использовать любые удобные для автора текстовые редакторы, пользуясь их функциональностью в полной мере. В таком случае отпадает необходимость в использовании своих внутренних форматов, а применяются широко распространенные по всему миру форматы текстовых файлов, которые могут взаимодействовать с гораздо более высоким количеством программного обеспечения.
Однако и здесь возникает вопрос: какой же именно формат использовать в качестве основного для хранения информацион-
ного содержимого учебных материалов. Наиболее распространенными форматами для представления текстового и графического содержания являются HTML, DOC и PDF.
При размещении информации в формате HTML, во-первых, все изображения приходится хранить в отдельных файлах. Во-вторых, результат отображения сильно зависит от настроек браузера, а при изменении размеров клиентского окна браузера форматирование текста также «поплывет» и может привести к не слишком читабельному результату. В-третьих, в HTML отсутствует разбивка на страницы и многие элементы оформления (например, колонтитулы). И, наконец, при чтении HTML-страниц на клиентской машине должны быть установлены все необходимые шрифты, иначе при
просмотре неизвестные шрифты будут заменены на стандартные.
Использование формата DOC (Microsoft Word) позволяет решить часть проблем, но имеет свои недостатки. Формат прекрасно хранит как изображения, так и встроенные объекты. Полученный документ имеет строго фиксированный размер страницы и полей. Последние версии редактора Microsoft Word также позволяют выполнять внедрение шрифтов в тело документа. Но поскольку данный формат предназначен в основном для редактирования текста, при просмотре такого файла через Internet Explorer отображается многофункциональная панель форматирования, позволяя пользователю редактировать просматриваемый текст с использованием инструментов Microsoft Word.
Использование же формата PDF (Adobe Acrobat Reader) выгодно отличается на фоне двух предыдущих. Этот формат (Portable Document Format) изначально направлен на идентичное отображение документа на разных платформах. Формат сохраняет любое полиграфическое оформление документа, позволяет использовать изображения, обеспечивает хранение содержимого в сжатом виде.
71 D ее курсщтктавляет собой
'' Шин файл в формате ZIP аршвм
любой вошожныйЩ$оор UÄ V различного уровня вложенности, содержав* РОРф;а:йлы
-[ ) тем4_|
j раздел_1_1 _Pj maBa_1_1_1.pdf _ Q.maBaJ_1_2.pdf
-Q rrtgBfcl_J_3.pdf
_Q уп ражн ен
--( i раздел J _2
-Q maBaJ_2J .pdf
I :j глава _1_2_2.pdf
-Q ynp£H<HeHHH_1_2.pdf
^ вопросы_по_теме_1 .pdf
-[ | тема_2
- ^ раздел_2_1|^.
_Q раздел_2_1 .pdf
раздел_2 _3.pdf Q б0лросы_п q_feMe_2.pdf введение.pdf Q cnHc:oK_nHTepä^pä.pdf
Q default.pdf ■титульная страница курса в PDF формате
Ä';)fiismanife$!3-.nil XML файл (манифест)Ц(§асывающий структуру курса
Рис. 3. Структура представления учебного курса
2.3. Выбранная структура учебного курса
В результате была выбрана следующая структура представления учебных материалов (рис.3).
Сам учебный курс представляет собой один файл в формате ZIP-архива. Непосредственно внутри этого файла содержится манифест imsmanifest.xml и PDF-файлы, описывающие разделы курса. Последние могут находиться в любых папках любого уровня вложенности. В целях удобства разработки и сопровождения такого учебного материала, очевидно, имеет смысл соблюдать иерархическую структуру разделов.
Файл default.pdf содержит титульную страницу. В итоге представление учебных материалов в таком формате :
- сохраняет внешний вид материала точно в таком же виде, как было задумано автором;
- позволяет компактно хранить материалы, содержащие разнообразную текстовую и графическую информацию (рисунки, формулы, диаграммы и т.д.);
- позволяет использовать для создания обучающих материалов любые удобные для автора средства (например, Microsoft Word) и их возможности (например, вставку OLE объектов в документ);
- предоставляет возможность быстрого получения готовых материалов из имеющихся документов, хранящихся в другом формате;
- обеспечивает компактное хранение всего курса в одном файле для удобства размещения и использования.
Основная часть системы - сервер дистанционного обучения, на котором размещается веб-приложение. Сервер имеет базу данных, которая хранит информацию о пользователях сервера, доступных учебных материалах, накапливает статистическую информацию и содержит ленту новостей.
3. Общая архитектура системы
3.1. Размещение учебных материалов
С учетом того, что каждый учебный курс представляет собой ZIP-файл, мы получаем следующие преимущества :
1) Файлы контента могут храниться непосредственно на сервере дистанционного обучения. При этом они могут находиться либо на локальном диске (в виде файла), либо быть загружены в базу данных (в двоичном виде). Последняя возможность позволяет не зависеть от файлов на локальном диске, т.е. некоторым образом повышает устойчивость системы.
2) Файлы учебных курсов могут находиться на удаленной машине. Для этого используется сервер учебных курсов, который
представляет собой веб-сервис. Веб-сервис имеет свою собственную базу данных, которая содержит информацию о курсах, разме-
щаемых на этом сервере. Поддерживается как хранение курсов на локальном диске, так и в двоичном виде в базе данных.
-.сгервер учебных материалов
база данных
I
□ □
сервер учебных материалов также поддерживает два способа хранения файлов учебных курсов
О
сервер учебных материалов
Ваза данных .. +
содержимое учебного курса запрашивается у удаленного сервера учебных материалов
3
^^ база данных
сервер ,
дистанционного у
обучения
файлы учебных курсов хранятся в двоичном виде в базе данных
файлы учебных курсов хранятся на локальном диске сервера дистанционного обучения
об/чаемый запрашивает учебные материалы у сервера дистанционного обучения
обучаемый
Рис. 4. Общая архитектура системы
Для отображения содержимого учебных курсов используется специальный модуль, который позволяет отображать только
интересующие обучаемого разделы, не загружая весь курс целиком (рис.5).
запрос с идентификатором курса и именем файла ресурса
ота^е^ебаоциныш данными запраши'вэеможфёщрса
Щ доступдтаходит ■шишр нутыШщк, распвЩвы^бет его и пересыщает кливщш двоищ/щеидв
Сервер учебных материалов представляет собой реализацию данного модуля в виде веб-сервиса.
3.2. Разграничения прав доступа Реализованное веб-приложение имеет
Рис. 5. Модуль доступа к учебным материалам
средства аутентификации и авторизации для разграничения доступа по следующим ролям (рис. 6): гость
администратор пользователь
Гость - неавторизованный пользователь. Он может только просматривать новости сайта или войти на сайт в качестве пользователя или администратора.
Администратор имеет инструменты для управления учетными записями пользователей, размещения на сайте учебных материалов и назначения пользователей на
4. Схема базы данных 4.1. Схема базы данных сервера дистанционного обучения
Сервер дистанционного обучения имеет базу данных, которая хранит информацию о пользователях сервера, доступных учебных материалах, накапливает статистическую информацию и содержит ленту новостей. Схема базы данных сервера дистанционного обучение приведена на рис 7.
Таблица users хранит список всех зарегистрированных пользователей. Для каждого пользователя хранятся логин, пароль, фамилия, имя, отчество и роль (пользователь или администратор).
Таблица courses хранит список учебных курсов. Для каждого курса хранятся обозначение, наименование, текст манифеста и способ хранения.
Возможные способы хранения учебных материалов:
конкретные курсы. Также администратор может редактировать ленту новостей сайта.
Пользователь может просматривать и изучать доступные для него учебные материалы. Также при необходимости предусмотрено изменение некоторых реквизитов своей учетной записи - смена пароля.
■"7 Просмотр
списка курсов
Удаление курса
1) Хранение на сервере дистанционного обучения в базе данных - в поле store заносится код «1», а поле content содержит двоичный массив ZIP-файла учебного курса. Поле data не используется.
2) Хранение на локальном диске сервера дистанционного обучения - в поле store заносится код «2», а поле data содержит относительный путь ZIP-файла учебного курса (например,
«1_курс Введение _в_специальность.zip»). Поле content не используется.
3) Хранение на удаленном сервере учебных курсов - в поле store заносится код «3», а поле data содержит URL используемого веб-сервиса и идентификатор курса через разделитель «7» (например, «http://www.mgimt.ru/courses/manager.asmx75 003C266-2BF5-4454-8609-1344E79AC48B»). Поле content не используется.
Просмотр списка пользователей
Назначение курса пользователю
Добавление профиля
Удаление профиля
Управление пользователями Размещение кусов *
Администратор
Редактирование профиля
Управление лентой новостей
Пользователь Просмотр ленты новостей Добавление новстн Удаление новости
Просмотр списка
доступных курсов
Изуч
- курса
Гость
Г)тол на сайт в качестве пользователя или администратора
Рис. 6. Диаграмма вариантов использования системы
users
PK user id
login
password
lastname
firstname
midnanie
role
courses
PK course id
mark
title
manifest
store
content
data
news
PK new id
date text
learnings
PK leaminq id
FK1 user id
FK2 course id
visits
Рис. 7. Схема базы данных сервера дистанционного обучения
Таблица learnings устанавливает соответствие между курсами и назначенными на них пользователями, а также используется для подсчета статистики.
Таблица news хранит ленту новостей сайта. Для каждой новости хранятся текст новости и дата ее поступления.
4.2. Схема базы данных сервера учебных курсов
В основе работы сервера учебных курсов лежит веб-сервис, который предоставляет учебные материалы по запросу. Таким ©
WebEducation
А
default, a ip-x
Рис. 9. Физическая структура размещения ASP.NET страниц
образом, база данных сервера учебных курсов содержит информацию только по хранящимся учебным курсам (рис. 8).
Рис. 8. Схема базы данных сервера учебных материалов
Обозначения и сокращения:
Назначение полей таблицы courses полностью аналогично назначению полей соответствующей таблицы в базе данных сервера дистанционного обучения за исключением того, что доступны два первых способа хранения учебных материалов.
5. Физическая структура приложения
На рис. 9 показана физическая структу-
ра размещения ASP.NET страниц в каталогах сервера. Стрелками обозначены возможные переходы с одной страницы на другую. Стрелка в заретушированном кружке обозначает функциональность, доступную с помощью навигационного меню в верхней части страницы, которое имеет различный состав команд в зависимости от роли пользователя.
Литература
1. Алексеев А.Н., Волков Н.И., Кочевский А.Н. Элементы нечеткой логики при программном контроле знаний //Открытое образование. - 2004. - № 4.
2. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем: Учебник. - М., 2001.
3. Тельнов Ю.Ф. Интеллектуальные информационные системы в экономике. - М., 2001.
4. Тихомиров В.П., Кондратьев В.К., Филинов Е.Н., Бойченко А.В. Открытые информационные системы дистанционного обучения - основа открытого образования //Открытое образование. - 2001. - № 3.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ВУЗОВСКИХ ВЕБ-САЙТОВ
А.Б. Макарец, зав. каф. Информационных систем в экономике Тел.: (831) 307-9125; E-mail: makarets@sarfi.ru ФГОУВПО Саровский физико-технический институт http://www.sarfti. ru
This article considers author's assessment methods of marketing communicating techniques quality of Higher Educational Establishments (HEE) Web-sites. The methods proved to be effective in practical approbation and can be used as universal tools in complex assessment of HEE Internet marketing implementation as well as for comparative assessment of HEE sites and ratings formation. The above methods have been registered in branch fund of algorithms and programmes of State Coordinating Centre of Information Technologies (SCCIT).
В статье рассматривается авторская методика оценки качества маркетинговых коммуникаций вузовских веб-сайтов. Методика прошла практическую апробацию и может использоваться как универсальный инструментарий в комплексной оценке применения Интернет-маркетинга в вузах, а также для сравнительной оценки вузовских сайтов и формирования их рейтингов. Методика зарегистрирована в Отраслевом фонде алгоритмов и программ ГКЦИТа.
Ключевые слова: сайт, методика, оценка, маркетинговые коммуникации, качество, Интернет-маркетинг.
Keywords: web-site, methods, assessment, marketing communications, quality, Internet-marketing.