УДК 614.2
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ
ИННОВАЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ -НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УВЕЛИЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
©Г.Я. Герцик
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Аннотация. В настоящее время в системе здравоохранения получают все большее распространение стратегии профилактики и восстановительного лечения, обусловленные интенсивным развитием неинфекционных заболеваний. В статье дается краткий обзор существующих технологий и технических решений, нормативных документов для реализации методик профилактики и восстановительного лечения, характерных для терапии неинфекционных заболеваний. Особо подчеркивается роль здорового образа жизни, методик активного долголетия и внедрения рассматриваемых в статье здоровьесберегающих технологий в образовательную среду высшего технического учебного заведения.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, валеология, активное долголетие, образовательная среда.
Введение. Целью данного исследования является анализ современного состояния и перспектив валеологического сопровождения образовательно-воспитательного процесса в техническом вузе, возможности и целесообразности разработки и внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий для увеличения эффективности формирования профессиональных и нравственных компетенций студентов.
Задачи исследования
1. Сравнительный анализ взаимосвязей и различий основных положений сохранения здоровья человека по материалам научных публикаций и нормативных документов государственных органов.
2. Проведение библиографического обзора современного состояния и перспектив развития валеологического сопровождения образовательно-воспитательного процесса в техническом вузе.
3. Обоснование увеличения эффективности валеологического сопровождения образовательно-воспитательного процесса в техническом вузе при использовании результатов разработок в области здоро-вьесберегающих технологий.
Будем понимать:
— под валеологическим сопровождением образовательно-воспитательного процесса в вузе — ознакомление студентов в процессе учебы
и на внеаудиторных социально-значимых мероприятиях (конференции, общественные движения, МГТУ им. Н.Э. Баумана — волонтерское движение, именные спортивные соревнования, участие в социально-общественной и научно-практической работе кафедр и т. д.) с основами здорового образа жизни и другими факторами, обеспечивающими сохранение, реабилитацию, восстановление и укрепление их здоровья, ознакомление и формирование компетенций студентов, в сфере инновационных здоровьесберегающих технологий;
— под здоровье сберегающими технологиями — методики, аппаратно-программное и информационное обеспечение, предназначенные для увеличения эффективности сохранения, реабилитации, восстановления и укрепления здоровья.
Понятия здоровья, здорового образа жизни и валеологии, как научно-практического направления науки о здоровье человека. Здоровье человека всегда представляло один из самых существенных факторов в функционировании как общества, так и отдельной личности. В данной статье используется определение здоровья, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), включающее такие его составляющие, как физическое, психическое и социальное благополучие, исследуемые в динамике. Исходя из вышеприведенного определения здоровья, изучения принципов реализации здорового образа жизни, был проведен анализ существующих научных предпосылок сохранения здоровья человека. Наиболее полно понятие здоровья трактуется в валеологии [1]. Валеология — сравнительно молодая наука. В 1987 г. была опубликована монография российского ученого И.И. Брехмана, представляющая валеологию как комплексную науку, базирующуюся на достижениях биологии, медицины, психологии, физической культуры, других естественных и гуманитарных наук [2]. В Ленинградском институте усовершенствования врачей в том же году усилиями профессора В.П. Петленко была организована кафедра валеологии [3]. Работы в области создания и исследования научных основ валеологии велись и в МГТУ им. Н.Э. Баумана [4—6]. Освещались вопросы методик сохранения здоровья и в работах зарубежных ученых [7, 8]. Анализируя различные подходы к определению здоровья и управления им, можно отметить, что в медицине также рассматриваются механизмы индивидуального здоровья и возможности управления этими механизмами путем применения различных диагностических и терапевтических методик с использованием технических средств для их реализации. Основное отличие валеологии от медицины заключается в том, что в данном случае исследуется субъект, являющийся носителем индивидуального здоровья, а не той или иной болезни. Как правило, в здравоохранении рассматривается человек, имеющий отклонения или физического, или психического здоровья,
соответственно, нуждающийся в специализированной помощи со стороны врачей. Педагогическая наука также занимается вопросами здоровья, но рассматривает их как участие индивидуума в организации формирования качества личного здоровья в условиях образовательной среды. В социально-экономических науках здоровье человека анализируется уже в качестве фактора, обеспечивающего эффективное развитие общества как в производственной, так и в общественных сферах.
Этапы формирования различных подходов к обеспечению здоровья человека. Так как валеология возникла на достаточно сложном этапе развития нашего общества (начало возникновения рыночных отношений и распада ранее существовавшей централизованной плановой экономики, вызвавшее значительные дестабилизирующие процессы в социуме, сопровождающиеся значительными психоэмоциональными перенапряжениями личности), представляет интерес анализ появления и развития различных технологий обеспечения и сохранения здоровья в социально-значимые экстремальные периоды развития общества.
Так, например, в послереволюционный период возникновения эпидемиологических вспышек гриппа и других инфекционных заболеваний первый нарком здравоохранения РФ, действительный член АМН (академии медицинских наук) и АПН (академии педагогических наук) Н.А. Семашко [9] принял решение использовать выделяемые здравоохранению республики средства не на борьбу с непосредственно инфекционными заболеваниями, а на устранение порождающих их источников. Такая технология обеспечила спасение миллионов жизней в послереволюционный период существования Российского государства и была высоко оценена как медицинскими специалистами России, так и специалистами зарубежных стран.
Во второй половине ХХ века приобрели характер эпидемии неинфекционные заболевания. Организация объединенных наций (ООН) объявила основными причинами смертей в мире не инфекции, а неинфекционные заболевания. К их числу в медицине относят рак, диабет, болезни сердца, легких, неврологические болезни и др. В докладе экспертов ООН эти группы заболеваний названы причиной 2/3 смертей в мире. Эксперты прогнозируют рост смертности от неинфекционных заболеваний к 2030 г. до 52 миллионов человек, притом что только в 2008 г. от них умерло 36 миллионов человек. Распространенность этих заболеваний быстро увеличивается, принося мировой экономике едва ли не триллионные потери [10, 11]. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) к индикаторам здоровья населения относит показатели смертности, заболеваемости, инвалидности и физического развития. По этим показателям эффективность применения прежней технологии борьбы с новой, теперь уже неинфекционной
эпидемией была очень низкой из-за многочисленных факторов, вызывающих неинфекционные заболевания. Здравоохранению потребовалась другая стратегия борьбы с ними, которая была создана М. Тер-рисом [12]. Эта стратегия заключалась в применении метода скрининга населения для определения в нем групп риска возникновения неинфекционных заболеваний. Выявление таких групп и реализация врачебно-профилактических действий, направленных на устранение факторов риска, позволили уменьшить число заболеваний, в частности сердечно-сосудистых. Однако дальнейшее развитие и применение метода скрининга показало, что в данном случае очаговые/локальные меры профилактики неинфекционных заболеваний недостаточно эффективны. Выявление одних групп риска не исключало, а в некоторых случаях из-за концентрации внимания и средств к определенной группе риска приводило к появлению новой группы риска. Появились многочисленные случаи возникновения депрессивных состояний, сопутствующие формированию суицидального, девиантного поведения, алкогольной, никотинной и наркотической зависимостей [1-4, 13-15].
Соответственно, данный этап развития общества потребовал разработки новой стратегии профилактики и терапии неинфекционных заболеваний, призванной реабилитировать и восстанавливать механизмы системы саморегуляции организма человека. Одним из научных направлений, в котором эта идеология была сформулирована, явилась валеология, в основу которой ее создателями закладывалась гипотеза становления, реабилитации, восстановления и сохранения здоровья, управления здоровьем человека с использованием его личностных медико-биологических и социально-психологических функциональных особенностей [1-4, 16-19]. При этом выделялись две методики оценки здоровья. Одна из них определялась ощущениями человека (самочувствие, усталость, наличие или отсутствие аппетита и пр.), другая — исходными антропометрическими (масса, рост и т. д.) и клиническими (пульс, биоэлектрическая активность органов и тканей и т. д.) данными. Для объективизации оценки здоровья человека по каждому из вышеназванных параметров вводят понятие нормы (возрастной, профессиональной и т. д.). К основным критериям здоровья, в соответствии с указанными методиками, относят уровень наследственных параметров (генотип), анатомо-физиологические характеристики, психологическую устойчивость, уровень социальной активности. Отмечается, что, по данным экспертов ВОЗ, здоровье человека обусловлено на 50 % условиями и образом жизни, на 20-25 % — экологическими факторами, на 15-20% — генетическими особенностями организма, на 5-10% — состоянием и уровнем развития здравоохранения [1]. Из данного положения следует, что важнейшим фактором, обеспечивающим качество и уровень здоровья человека, является тот
образ жизни, который ведет каждый индивидуум и в основном определяемый им самим с учетом уровня образования и воспитания в семье, школе, вузе, условий среды проживания. Необходимо подчеркнуть, что преобразования, произошедшие и происходящие в обществе, еще больше усиливают значимость здоровья человека для него самого, так как сохранение здоровья помогает человеку не только реализовать долголетие и активное долголетие [19, 20], но и сохранить возможность длительной работоспособности, обеспечивающей ему, в свою очередь, необходимый материальный достаток, как за счет заработной платы, так и за счет уменьшения расходов на медицинское обслуживание. Многими клиническими исследованиями [10, 11, 17-20] выявлено, что для полноценной жизнедеятельности человека на его двигательную активность требуется расходование не менее 1000-1200 ккал/сутки, а при интеллектуальной деятельности расходуется не более 500-700 ккал/сутки. Данные показатели свидетельствуют о целесообразности, точнее о необходимости включения в систему здорового образа жизни мероприятий по регуляции, при необходимости, активизации двигательной активности. В настоящее время наиболее реальными и эффективными методами устранения дисбаланса воздействия на организм, испытывающий дефицит двигательной активности и физических нагрузок, являются физическая культура и тренажерные технологии, отвечающие временным и пространственным возможностям современного представителя интеллектуального труда. Причем, например, в МГТУ им. Н.Э. Баумана предоставлены широчайшие возможности реализации этих методик студентами и сотрудниками при занятиях в спортивном комплексе, в санаториях-профилакториях, в спортивно-оздоровительных базах [1, 4] и даже во время учебных занятий по программе физической культуры (Семи-кин Г.И., Мысина Г.А., Миронов А.С.) со студентами, освобожденными от тяжелых физических нагрузок.
Анализ научной литературы показывает, что при исследовании вопросов здоровья целесообразно рассматривать их в комплексе проблем его восстановления и реабилитации. Как отмечается в материалах [10, 11, 16-20] восстановление нарушенных функций здоровья представляет предмет исследований и практического применения восстановительной медицины, включающий диагностику, терапию, профилактическую медицину и комплекс оздоровительных мероприятий. Академик А.Н. Разумов подчеркивает, что лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов писал: «Профилактическая медицина достигнет своих социальных целей только в случае перехода от медицины патологии к медицине здоровья здоровых». В работе под термином «реабилитация» [16, 18-20] понимается применение лечебного воздействия при использовании специализированных, в том числе, технических
средств [10, 11, 20-23]. Целью лечебно-диагностического процесса в данном случае является приближение уровня здоровья человека к его индивидуальной норме.
Представляется целесообразным дать в данной статье и краткий анализ значимости валеологии как науки. Это тем более важно из-за имевшихся и имеющихся негативных высказываний при оценке ее значимости в этом качестве. Имеется определенное отрицательное отношение к валеологии со стороны некоторых медиков, религиозных деятелей. И тут крайне важным является анализ факторов, доказывающих необходимость этого понятия. При этом, помимо общеизвестных фактов, отрицания кибернетики, генетики некоторых других наук, необходимо учесть и то, что непосредственно имеет отношение к валеологии — закрытие направления тестирования в педагогике и психологии в послереволюционные годы. Основания для такого решения были достаточно весомы. Применение в качестве абсолютно достоверных, с выдачей официальных рекомендаций о способности или неспособности к обучению, к интеллектуальной профессиональной деятельности результатов тестирования детей служащими органов образования вызвали обоснованное возмущение представителей педагогической науки и практики того времени, наиболее обоснованные претензии к такому тестированию были высказаны А.С. Макаренко. Результатом всех указанных действий стало исключение исследования методик тестирования из педагогики, что привело к отставанию педагогической науки страны в этом направлении от общемирового уровня. Малоосмысленные высказывания «валеологов», не имеющих соответствующего образования и знаний, о безграничных возможностях валеологии, привели к появлению выступлений и публикаций, в которых роль медицины в сохранении здоровья человека практически отрицалась. Утверждалось о возможности сохранения здоровья только за счет соблюдения принципов здорового образа жизни, что приводило на больничную койку людей, последовавших указанной доктрине, но имевших серьезные нарушения деятельности органов и систем организма и госпитализированных уже на той стадии заболевания, когда медицинская помощь была невозможна. Естественной была и реакция медиков на такую ситуацию.
Необдуманные выражения таких же «валеологов» о сущности и простоте половых отношений, о нецелесообразности познания и развития духовного начала (так как все зависит только от здоровья человека) привели к осуждению валеологии со стороны многих религиозных деятелей.
В этой связи только точные формулировки и научно-обоснованные факты могут обеспечить достойное место валеологии в числе наук о здоровье человека. Любые непрофессиональные высказывания могут
значительно осложнить ситуацию с определением места валеологии в числе других наук, что неизбежно приведет к отрицанию необходимости соблюдения и научного познания принципов здорового образа жизни, понятий «здоровье здорового человека», «управление здоровьем человека», целесообразность и необходимость изучения которых убедительно показана в специализированных работах [1-4, 16-20].
Влияние здорового образа жизни, внешних условий и стратегий развития здравоохранения на медико-биологические и психофизиологические характеристики здорового человека. Органами здравоохранения в настоящее время уделяется значительное внимание вопросам сохранения здоровья [24-26]. Суть принимаемых решений состоит в обеспечении мер по сохранению и укреплению здоровья (health promotion), в том числе здорового человека. Нельзя не отметить идеологическую близость данных нормативных документов к принципам валеологии, которые в случае необходимости могут дополняться принципами и методами восстановительной медицины. Необходимо подчеркнуть, что технологии восстановительной медицины используются как при восстановлении здоровья травмированных во время военных действий, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций [27], выполнения профессиональной деятельности, при лечении страдающих церебральным параличом, постинсультных больных [10, 11, 19, 20], так и для сохранения и укрепления здоровья здоровых людей при чрезмерных психофизиологических или физических нагрузках. К этой категории также можно отнести преподавателей и студентов высших учебных заведений [1, 4, 6, 13-15, 28].
При реабилитации и восстановлении здоровья человека широко используются технологии и технические решения физиотерапии и механотерапии [10, 11, 19-23]. Многими авторами отмечается перспективность для восстановительной медицины роботизированной механотерапии. Автор считает оправданным ее применение и в здоровьесбе-регающих технологиях. В основу принципов разработки и внедрения роботов в здоровьесберегающие технологии должна быть положена их повышенная безопасность, точность дозировки нагрузочных усилий, диагностика и регистрация психофизиологических параметров в процессе проведения тренировок. Кроме того, роботизированные биотехнические системы могут обеспечивать биосинхронизированное воздействие на организм в сочетании с другими видами терапевтических воздействий: аромо-, мело-, психотерапией с целью формирования, сохранения и укрепления здоровья людей, повышения их физической и интеллектуальной работоспособности [11, 16-20].
Современное состояние и возможности валеологического сопровождения образовательно-воспитательного процесса в высших
учебных заведениях. Последние два столетия характеризовались интенсивным развитием науки и техники в различных областях человеческой деятельности (открытие и освоение новых видов энергии (паровая, электрическая, атомная), генная инженерия, телеграф, радио, космические исследования, интегральная схемотехника, нанотех-нологии, информатика, революционные и эволюционные социально-экономические преобразования и т. д.). Все это позволило расширить формы внутри- и внегосударственной производственной и экономической деятельности различных стран. В частности, Россия стала членом ВТО, принимает активное участие в решении экономических проблем, пользуясь методами рыночной экономики [29, 30]. Приоритетными критериями оценки эффективности технико-экономических преобразований становятся такие показатели, как конкурентоспособность, объем знаний и информации, получаемых в ходе научных исследований, что определяет востребованность разработок в рыночных условиях, где получают все большее распространение инновационные высокотехнологичные изделия. Как следует из проведенного библиографического поиска, значительное число разработчиков и производителей этих изделий, в том числе и биомедицинских, которые, как и фармакологические, частично отнесены к высокотехнологичным, т. е. — к изделиям, требующим значительных расходов на проведение научно-исследовательской и опытно-конструкторской проработки, находятся за рубежом [30-32]. В соответствии с материалами [32, 33], разработки высокотехнологичной медицинской продукции были отнесены к стратегически важным для экономики страны, и деятельность в этой сфере — признана одной из составляющих перехода промышленности на инновационный метод развития. Все это дает основание полагать, что целесообразность разработок здоровьесберегающих технологий и внедрение их в образовательную среду — одни из важнейших компонентов образовательного процесса. Необходимо отметить, что образовательно-воспитательный процесс в высшей школе в настоящее время проходит стадию реформирования и экспериментального внедрения различных методик, учебных программ, регламентов обучения, и вычленение в нем валеологического сопровождения возможно, только опираясь на те или иные понятия и определения как учебного процесса, так и валеологии. В данной статье автор придерживается вышеизложенных положений и терминологии в области валеологии, ее задач и места среди других наук, рассматривающих здоровье человека с различных точек зрения.
Основными задачами валеологического сопровождения учебного процесса в техническом вузе автор считает ознакомление студентов, как индивидуумов и как будущих участников реализации научно-технического прогресса в качестве разработчиков, менеджеров, с
основными положениями о здоровье, валеологии, как науки о здоровье, основах здорового образа жизни, о нормативных документах государственных органов в сфере охраны здоровья. Кроме того, как указывалось ранее, в современных технических решениях в области здоровьесберегающих технологий для обеспечения их высокой эффективности используются конкурентоспособные инновационные технологии и технические решения. Можно полагать, что в учебные курсы различных дисциплин высшей школы, как в технические — физику, математику, конструкторско-технологические предметы, информационные курсы, так и в гуманитарные, в частности, физическую культуру, экономику, социологию, иностранный язык, целесообразно включать соответствующие разделы, раскрывающие различные аспекты разработки, производства, технического обслуживания, метрологического обеспечения, эргономики, дизайна, технико-экономической эффективности, конкурентоспособности, рыночной оценки разработки, производства и продвижения на рынок высокотехнологичных инновационных изделий медицинской техники. Выводы
1. Наряду с необходимостью дальнейшего развития медицинского обеспечения здоровья важнейшим фактором его сохранения и укрепления является соблюдение принципов здорового образа жизни, отражаемых в валеологии.
2. Валеология, как наука о здоровье человека, не имеющего болезней, соблюдении принципов здорового образа жизни при условии научного обоснования принципов их применения, является одним из направлений современной системы здравоохранения.
3. Разработка и внедрение в образовательную среду технического вуза здоровьесберегающих технологий является необходимым условием повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса путем ознакомления студентов с основами здорового образа жизни и инновационными техническими решениями, применяемыми при разработке/производстве высокотехнологичных медицинских изделий, и формирования у студентов соответствующих компетенций.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Семикин Г.И. Здоровьесберегающие технологии и профилактика девиантного поведения в образовательной среде. Учеб. пособие. Г.И. Семикин, Г.А. Мысина, А.С. Миронов. М., Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013, 79 с.
[2] Брехман И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье. Л., Наука, 1987, 125 с.
[3] Петленко Д.Н. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность. Д.Н. Петленко, В.П. Давиденко. СПб., БПЛ, 1989, 124 с.
[4] Семикин Г.И. О развитии валеологического научного направления в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Всероссийская НМК «Стратегия развития университетского технического образования в России». М., Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998, с. 180-185.
[5] Лощилов В.И. Валеотехнология. М., Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001, 150 с.
[6] Лощилов В.И. О работе над межвузовской целевой программой «Научные основы охраны здоровья студентов». В.И. Лощилов, Г.Я. Герцик. Вестник высшей школы, 1985, № 8, с. 85-87.
[7] Detels R., MsEwen J., Beaglehole R. et al. (eds.). Oxford textbook of public health. Oxford: Oxford University Press, 2002; 1.
[8] World Health Organization. The World Health Report, 2003; Shaping the Future, 2003.
[9] Российский Д.М. Роль и значение Н.А. Семашко в деле борьбы с инфекционными заболеваниями в первые годы Советской власти. Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии, 1954, № 1, с. 32-39.
[10] Иванова Г.Е. Использование терапевтических тренажеров MOTOmed (RECKTechnik, Германия) в клинической практике: методические рекомендации. Г.Е. Иванова, Б.А. Поляев, О.А. Лайшева, Е. Ковражкина, А.Ю. Суворов, В.Л. Миронов, В.В. Дидль. Москва-Германия, 2008, 41 с.
[11] Бобровницкий И.П. Оценка функциональных резервов организма и выявление лиц групп риска распространенных заболеваний. И.П. Бобровницкий, О.Д. Лебедева, М.Ю. Яковлев. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры, 2011, № 6, с. 40-43.
[12] URL: http://www.yahoo.ru. Дата последнего обращения: 14.05.2013 г.
[13] Войцех В.Ф. Социально-психологическая дезадаптация у студентов: учебное пособие по курсу «Валеология». В.Ф. Войцех, Г.И. Семикин, В.В. Храмела-швили, Е.А. Бобров. Семикина Г.И., ред. М., Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001, 24 с.
[14] Семикин Г.И. Наркомания и студенчество: учебное пособие по курсу «Валеология». М., Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003, 24 с.
[15] Семикин Г.И. Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни молодeжи. Г.И. Семикин, Г.А. Мысина, З.Н. Калинина, Е.Г. Близнюк, А.С. Миронов, В.М. Крук. М., ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009, 243 с.
[16] Разумов А.Н. Здоровье здорового человека. А.Н. Разумов, В.Н. Пономаренко, В.А. Пискунов. М., Медицина, 1996, с. 15-18.
[17] Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М., Retorika, 2001, с. 3-6.
[18] Разумов А.Н. Здоровье здорового человека. М., Медицина, 2007, с. 12-15.
[19] Разумов А.Н. Здоровье здорового человека. А.Н. Разумов, В.И. Покровский. Научные основы восстановительной медицины. М., РАМН РНЦ ВМК, 2007, с. 3-7.
[20] Труханов А.И. Современные технологии восстановительной медицины. Труха-нова А.И., ред. М., Медика, 2004, 298 с.
[21] Лощилов В.И. Использование ультразвуковой и других видов энергии в терапии. В.И. Лощилов, Г.Я. Герцик. Медицинская техника, 2001, № 3, с. 45-48.
[22] Федоров И.Б. Развитие медико-технического направления — актуальные проблемы здравоохранения. И.Б. Федоров, С.И. Щукин, Г.И. Семикин. Вестник РГМУ, 1999, № 5(10), с. 58-60.
[23] Герцик Ю.Г. Влияние внедрения инновационных технологий в сфере медицины и медицинской техники на эффективность реализации социально-значимых медико-технических проектов. Инновации, 2011, № 06(152), с. 67-71.
[24] Приказ Минздравсоцразвития России № 597н от 19 августа 2009 г. Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан, включая сокращение потребления табака и алкоголя.
[25] Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ. URL: http://www.minzdravsoc.ru/health. Дата последнего обращения:14.05.2013 г.
[26] Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ. URL: http://www.min-zdrav.ru. Дата последнего обращения: 26.05.2013 г.
[27] Герцик Ю.Г. Разработка и внедрение в клиническую практику лечебно-профилактических учреждений Вооруженных сил Российской Федерации и других профильных медицинских учреждений роботизированных медицинских изделий активно-пассивной механотерапии отечественного производства для реабилитации пациентов с нарушениями двигательной активности, являющихся следствиями, в том числе ранений, полученных в районах со сложной оперативной обстановкой и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Ю.Г. Герцик. Заявка № 1540 на участие в НИР. МГТУ им. Н.Э. Баумана, подана каф. Валео-логии 15.11.2012, 21 с.
[28] Семикин Г.И. Диагностика и профилактика наркопотребления и ВИЧ-инфицирования в образовательной среде. Учеб. Пособие. Г.И. Семикин, Г.Я. Герцик. М., Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007, 30 с.
[29] Герцик Ю.Г. Проблема инвестиций и инвестиционная политика государства в области высоких медицинских технологий. Ю.Г. Герцик, И.Н. Омельченко. Российский экономический интернет-журнал, 2007, № 12, с. 43-51.
[30] Анисимов С.Н. Проектирование интегрированных производственно-корпоративных структур: эффективность, организация, управление. С.Н. Анисимов, А.А. Колобов, И.Н. Омельченко и др. А.А. Колобов, А.И. Орлов. ред. М., Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006, 728 с.
[31] Опимах И.В. Развитие медицинской промышленности: новые направления и перспективы. Вестник Росздравнадзора, 2011, № 5, с. 8-12.
[32] Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ. Стратегия развития медицинской промышленности Российской Федерации до 2020 г. URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectoral/14. Дата последнего обращения: 14.05.2013 г.
[33] Официальный сайт по приоритетным национальным проектам. URL: http://www.rost.ru/projects/health. Дата последнего обращения: 14.05.2013 г.
Статья поступила в редакцию 01.07.2013
Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Герцик Г.Я. Разработка и внедрение в образовательную среду инновационных здоровьесберегающих технологий — необходимое условие увеличения эффективности валеологического сопровождения образовательно-воспитательного процесса в техническом вузе. Гуманитарный вестник, 2013, вып. 11. http://hmbul.bmstu.ru/catalog/prmed/hidden/128.html
Герцик Генрих Яковлевич — канд. техн. наук, доцент кафедры «Валеология» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. Область научных интересов: здоровьесберегающие технологии, медицинская техника. e-mail: [email protected]