6. Pokrovskii A.A. Lechebnoe pitanie. — M.: tekhnicheskii progress i effektivnost' ag-Meditsina, 2004. — S. 81. ropromyshlennogo proizvodstva. — M.:
7. Svobodin V.A. Intensifikatsiya i effek- VNIIESKh, 2008. - S. 172. tivnost' sel'skogo khozyaistva // Nauchno-
+ + +
УДК 338.93:658.5 (470.57)
Ю.Я. Рахматуллин Yu.Ya. Rakhmatullin
РАЗРАБОТКА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
THE DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF ACCOUNTING POLICIES FOR THE FORMATION OF PROFIT ON SALES IN AGRICULTURAL ORGANIZATIONS
Ключевые слова: прибыль, совершенствование, нормативные документы, продажи, учетная политика, рабочий план счетов, финансовые результаты, учет, налогообложение, оптимизация.
Изучается влияние учетной политики на формирование прибыли. Методический инструментарий учетной политики позволяет организации законно влиять на величину прибыли. Унификация системы учета на основе нормативно зафиксированных приемов позволяет формировать достоверную информацию, обеспечивающую реальное отражение финансового положения и финансовых результатов деятельности сельскохозяйственной организации. Разработка унифицированной системы учёта сельскохозяйственной организации должна базироваться на единой учётной политике для целей бухгалтерского, управленческого и налогового учёта. Только на основе такого подхода можно добиться соответствия показателя прибыли, формируемого в бухгалтерском учёте и раскрываемого в финансовой отчётности, достигнутому финансовому результату деятельности сельскохозяйственной организации. Основное назначение и главная задача единой учётной политики сельскохозяйственной организации — максимально адекватно отразить деятельность организации, формировать полную, объективную и достоверную информацию о ней и, как следствие, эффективно регулировать эту деятельность. Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» предусмотрены самостоятельная разработка учётной политики, утверждение рабочего плана счетов, форм первичных документов, порядка контроля за хозяйственными операциями. Изучив общие положения нормативно-законодательной базы, определяющие учётную политику, считаем, что более целесообразно ее строить для целей налогообложения так, чтобы она как можно меньше расходилась с учётной политикой для целей бухгалтерского учёта. Планирование и расчёт финансовых показателей по сформированным вариантам учётной политики предлагаем осуществлять только на основе приоритетного для
организации критерия — минимального налогообложения или максимальной прибыли.
Keywords: profit, improvement, regulatory documents, sales, accounting policy, working chart of accounts, financial results, accounting, taxation, optimization.
The influence of accounting policy on the formation of profit is studied. The methodological tools of accounting policy enable the organization to legally affect the amount of profit. The unification of the accounting system based on fixed regulatory methods enables creating reliable information that provides a real reflection of the financial position and financial performance of an agricultural organization. The development of a unified accounting system of an agricultural organization should be based on uniform accounting policies for the purposes of accounting, management and tax accounting. Only with this approach an organization may achieve the compliance of earnings generated in accounting and disclosed in the financial statements with the financial results achieved by the activity. The main purpose and the objective of uniform accounting policies of an agricultural organization is the most adequate reflection of the activities, the formation of complete, objective and reliable information about the activity and, as a consequence, an effective regulation of this activity. The Federal Law of 06.12.2011 No. 402-FZ "On Accounting" provides for independent development of accounting policies, the approval of the work plan accounts, forms of primary documents, and the order of control over economic operations. Having examined the general provisions of legislative framework defining the accounting policy, we believe it is more appropriate to build it for tax purposes, so that it does not conflict with the accounting policy for accounting purposes. It is proposed to perform the planning and calculation of financial indicators by the generated variants of accounting policies only on the basis of priority criteria for the organization — the minimum or maximum profit tax.
Рахматуллин Юлай Ялкинович, к.э.н., доцент, Башкирский государственный аграрный университет. E-mail: ulaj-@mail.ru.
Rakhmatullin Yulay Yalkinovich, Cand. Econ. Sci., Assoc. Prof., Bashkir State Agricultural University. E-mail: ulaj-@mail.ru.
Введение
Методический инструментарий учетной политики позволяет организации законно влиять на величину прибыли. Унификация системы учета на основе нормативно зафиксированных приемов позволяет формировать достоверную информацию, обеспечивающую реальное отражение финансового положения и финансовых результатов деятельности сельскохозяйственной организации.
К прибыли как универсальному синтетическому показателю, характеризующему финансовый результат деятельности организации в отчетном периоде, предъявляются особые требования в части надежности и реальности. Это предполагает полный учет всех расходов и доходов, относящихся к отчетному периоду. Любые расходы должны включаться в стоимость активов или списываться за счет прочих расходов организации. Капитализироваться должны только те расходы, которые непосредственно связаны с приобретением (строительством, созданием) активов. В себестоимость продукции (работ, услуг) должны включаться все расходы по обычным видам деятельности либо непосредственно связанные с ведением обычной коммерческой деятельности.
Целью исследования являются пути совершенствования и оптимизация учетной политики в формировании прибыли от продаж. Задачами являются изучение, анализ различных нормативных документов, связанных с учетной политикой, а также ее разработка на примере сельскохозяйственных организаций.
Объекты и методы
Разработка унифицированной системы учета сельскохозяйственной организации должна базироваться на единой учетной политике для целей бухгалтерского, управленческого и налогового учета. Только на основе такого подхода можно добиться соответствия показателя прибыли, формируемого в бухгалтерском учете и раскрываемого в финансовой отчетности, достигнутого финансового результата деятельности сельскохозяйственной организации. Тем более, что Методическими рекомендациями по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса предоставлена возможность организации управленческого учета в системе счетов интегрированной или автономной от счетов финансового учета. Для этого сельскохозяйственной организацией в учетной политике закрепляется один из пяти вариантов
формирования информации о затратах по обычным видам деятельности. Кроме того, выделение управленческого учета способствует сохранению коммерческой тайны относительно уровня издержек производства, рентабельности отдельных видов продукции, их конкурентоспособности.
Разработка единой учетной политики для целей бухгалтерского, управленческого и налогового учета осуществляется применительно ко всем сегментам и видам деятельности организации с учетом ее специфики. Основное назначение и главная задача единой учетной политики сельскохозяйственной организации — максимально адекватно отразить деятельность организации, формировать полную, объективную и достоверную информацию о ней и, как следствие, эффективно регулировать эту деятельность.
Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрены самостоятельная разработка учетной политики, утверждение рабочего плана счетов, форм первичных документов, порядка контроля за хозяйственными операциями [1]. В п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1 /2008) (приказ Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н). Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности» [2].
Перечень вопросов, включаемых в учетную политику организации, вытекает из самого определения учетной политики. В частности, в соответствии с п. 4 ПБУ 1 /2008 предлагается утвердить: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; способы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технологию обработки учетной информации; порядок контроля за ведением хозяйственных операций.
По нашему мнению, основу для оптимизации финансово-хозяйственной деятельности организации, оптимизации ее финансовых результатов должна составлять выбранная
организацией учетная политика. Рассматривая деятельность сельскохозяйственных организаций в условиях стремления к максимизации прибыли, мы не можем не раскрыть факторы, влияющие на объект оптимизации. Автор исследования, разделяя точку зрения С.А. Рассказовой-Николаевой, М.З. Пизен-гольц, Л.И. Хоружий, Н.А. Суздальцевой и других о факторах, влияющих на выбор и обоснование учетной политики, дополняет и конкретизирует их в отношении сельскохозяйственных организаций:
- организационно-правовая форма организации (СПК, ООО);
- отраслевая принадлежность (производство сельскохозяйственной продукции, переработка сельскохозяйственной продукции, хранение и т.д.);
- вид (виды) деятельности, номенклатура производимой сельскохозяйственной продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг;
- объемы деятельности сельскохозяйственной организации;
- средняя численность работников на предприятии;
- соотношение с системой налогообложения и применения налогового режима (общий режим налогообложения, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, освобождение от различного вида налогов, ставки налогов, льготы по налогообложению и т.д.);
- степень подверженности регулированию как со стороны собственников, так и со стороны государства;
- стратегия финансово-хозяйственного развития (цели и задачи экономического развития организации на долгосрочную перспективу, ожидаемые направления инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач);
- состояние материальной базы системы бухгалтерского, управленческого и налогового учета (обеспеченность компьютерной техникой и иными средствами оргтехники, программно-методическим обеспечением, нормативно-справочной информацией, в том числе в электронном виде);
- состояние системы информационного обеспечения организации (по всем необходимым для ее эффективной деятельности направлениям);
- степень понимания руководством организации значения систем бухгалтерского, управленческого и налогового учета);
- уровень квалификации и профессионализма бухгалтерских кадров, экономической
смелости и предприимчивости руководителей фирмы;
- система материальной заинтересованности персонала в эффективности работы организации, а также материальной ответственности за выполняемый круг обязанностей.
Определив совокупность факторов, отметим, что только принятие во внимание всей совокупности влияющих факторов поможет сельскохозяйственной организации правильно подойти к разработке и формированию учетной политики. Существование же множества способов учета предоставляет сельскохозяйственной организации свободу выбора в отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Следовательно, влияние различных способов учета на финансовые результаты может быть довольно значительным.
Во-первых, в п. 18 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» в сельскохозяйственных организациях амортизацию разрешено производить: линейным способом; способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
После выбора одного из вариантов для группы однородных объектов основных средств этот способ амортизации должен использоваться в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в данную группу.
Во-вторых, согласно п. 5 ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные п. 4 ПБУ 6/01 и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
В области бухгалтерского учета материально-производственных запасов у организации есть возможность выбора в трех направлениях:
- оценка поступающих запасов;
- оценка отпускаемых в производство (или для иных целей) запасов;
- создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
Для оценки поступающих материально-производственных запасов организация может выбирать из двух вариантов учета — с использованием или без использования счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Для оценки отпускаемых в производство (или для иных целей) запасов п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в сель-
скохозяйственных организациях предусмотрены три варианта: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО). Создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей предусмотрено п. 25 ПБУ 5/01.
Для равномерного включения расходов в издержки производства и обращения сельскохозяйственная организация в бухгалтерском учете может формировать резервы. В некоторых случаях, при наступлении определенных событий, создание резерва обязательно, поэтому о его формировании в учетной политике упоминать не надо. Однако создание некоторых резервов для целей бухгалтерского учета зависит от волеизъявления самой организации. О формировании таких резервов необходима запись в ее учетной политике.
При создании резервов увеличивается себестоимость (уменьшается финансовый результат) как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. Однако, формирование в бухгалтерском учете резервов, создание которых не предусмотрено в налоговом учете, неизбежно приводит к тому, что бухгалтерская прибыль будет отличаться от налоговой. Следовательно, возникают временные разницы, и придется выполнять требования ПБУ 18/02 «Учет, расчетов по налогу на прибыль», утвержденного приказом Минфина России 19.11.2002 N 114н.
Отметим, что налоговое законодательство такой стройной системы не содержит. Учетная политика для целей налогообложения в основном сводится к методическим аспектам. В пункте 2 ст. 11 НК РФ дано определение учетной политики для целей налогообложения: «Учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика». С января 2015 г. количество расхождений между налоговым и бухгалтерским учетом сократится. Это произойдет благодаря поправкам, внесенным в главу 25 НК РФ Федеральным законом от 20.04.14 № 81-ФЗ [3].
Результаты и их обсуждение
Изучив общие положения нормативно-законодательной базы, определяющие учетную политику, считаем, что более целесообразно строить учетную политику для целей налогообложения так, чтобы она как можно меньше расходилась с учетной политикой для
целей бухгалтерского учета. По нашему мнению, это возможно, так как многие позиции, закрепляемые в учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения, схожи. Поэтому, чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет в единой учетной политике сельскохозяйственной организации, рекомендуем использовать (когда это возможно) одинаковые методы учета и порядок их применения [4].
В ходе постановки и решения комплекса задач, относящихся к методическому аспекту учетной политики для целей налогообложения, по нашему мнению, возникает необходимость обоснования отдельных элементов. В связи с тем, что общим для бухгалтерского и налогового учета является линейный метод начисления амортизации, рекомендуем его и закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Применение сельскохозяйственной организацией специальных коэффициентов, повышающих норму амортизации (п. 7 и 8 ст. 259 НК РФ), обязательно отражается в учетной политике. Если организация в соответствии с условиями договоров финансовой аренды учитывает лизинговое имущество, то учетной политикой предусматривается специальный коэффициент не выше 3 (п. 7 ст. 259 НК РФ).
Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения — объект налогообложения «доходы-расходы», в учетной политике фиксируется порядок признания отдельных расходов, поскольку некоторые из них принимаются для целей исчисления единого налога по правилам главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ:
- метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг);
- метод оценки покупных товаров.
Если сельскохозяйственная организация одновременно с применением упрощенной системы налогообложения переведена по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход, то в соответствии с п. 8 ст. 346.18 и п. 7 ст. 346.26 НК РФ ей необходимо вести раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам.
Для организаций, применяющих ЕСХН в учетной политике для целей налогообложения, регламентируется порядок определения и признания доходов и расходов. Считаем необходимым раскрыть и порядок отнесения полученного сельскохозяйственной организацией дохода к облагаемому и необлагаемому ЕСХН доходу. В составе облагаемого дохода выделяется доход от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы [5].
В учетной системе управленческого учета отсутствует нормативное регулирование. В связи с этим она разрабатывается, исходя из информационных потребностей организации и специфики ее деятельности. Одно из определений учетной политики для целей управленческого учета дано А.Е. Карповым: «Комплекс процедур, определяющих систему бюджетирования в фирме и статей учета» [6].
Управленческая учетная политика может разрабатываться на основе российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ), МСФО, US GAAP или любого иного пользовательского стандарта. Таким образом, учетная политика для целей управленческого учета сельскохозяйственной организации может разрабатываться отдельно от финансового учета, а может быть единой для финансового и управленческого учета. По сути, формирование механизма взаимодействия финансового и управленческого учета предполагает постановку аналитики бухгалтерского учета с учетом потребностей управленческого учета
[7].
Однако различие в методах и целях управленческого и финансового учета не исключает необходимости информационной взаимосвязи между ними. Такую взаимосвязь предполагают действующий План счетов и разработанный на его основе План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса, утвержденный приказом Минсельхоза России от 13.06.2001 г. N 654. Они рекомендуют использовать счета 20-29 для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также для исчисления себестоимости продукции (работ, услуг), а счета 30-39 — для учета расходов по элементам [8].
Заключение
Исследование элементов методического аспекта учетной политики для целей бухгалтерского, управленческого и налогового учета позволяет отметить, что предусмотренные законодательством альтернативные варианты элементов по-разному влияют на финансовые результаты деятельности сельскохозяйственной организации. Следовательно, экономическому субъекту при формировании элементов методического аспекта целесообразен системный подход и взаимоувязка вариантов бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерского и управленческого учета. Для максимальной унификации разных систем учета необходимо в методическом аспекте принять порядок, находящий компромиссный вариант между этими видами учета. Планирование и расчет финансовых показателей по сформированным вариантам учетной полити-
ки предлагаем осуществлять только на основе приоритетного для организации критерия — минимального налогообложения или максимальной прибыли.
Библиографический список
1. Федеральный закон РФ от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»: офиц. текст в ред. последних изменений.
2. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1 /2008)»: офиц. текст в ред. последних изменений.
3. Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
4. Суздальцева Н.А. Учет финансовых результатов в сельскохозяйственных организациях: автореферат. — Волгоград: ВГСХА, 2011. - 20 с.
5. Рахматуллин Ю.Я. Теоретические и практические аспекты учета финансовых результатов от продаж на примере сельскохозяйственных организаций: монография. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. — 152 с.
6. Карпов А.Е. 100% практического бюджетирования. Книга 3. Финансовая модель бюджетирования. — 2-е изд. — М.: Результат и качество, 2007. — С. 441-445.
7. Рахматуллин Ю.Я. Пути улучшения методики учета и проблемы счета 90 «Продажи» по основным видам деятельности для сельскохозяйственных организаций // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2013. — № 6. — С. 126-129.
8. Рахматуллин Ю.Я. Пути совершенствования и проблемы формирования отчета о прибылях и убытках для организаций АПК // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2013. — № 4 (102). — С. 139-142.
References
1. Federal'nyi zakon RF ot 06.12.2011 N 402-FZ «O bukhgalterskom uchete»: ofits. tekst v red. poslednikh izmenenii.
2. Prikaz Minfina RF ot 06.10.2008 N 106n «Ob utverzhdenii polozheniya po bukhgalter-skomu uchetu «Uchetnaya politika organizatsii» (PBU 1/2008)»: ofits. tekst v red. poslednikh izmenenii.
3. Federal'nyi zakon ot 20.04.2014 N 81-FZ «O vnesenii izmenenii v chast' vtoruyu Nalo-govogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii».
4. Suzdal'tseva N.A. Uchet finansovykh rezu-l'tatov v sel'skokhozyaistvennykh organi-zatsiyakh // avtoreferat. — Volgograd: VGSKhA, 2011. — 20 s.
5. Rakhmatullin Yu.Ya. Teoreticheskie i prak-ticheskie aspekty ucheta finansovykh rezul'tatov ot prodazh na primere sel'skokhozyaistvennykh
organizatsii: monografiya. — Ufa: RITs BashGU, 2014. - 152 s.
6. Karpov A.E. 100% prakticheskogo byudzhetirovaniya. Kniga 3. Finansovaya model' byudzhetirovaniya. — 2-e izd. — M.: «Rezul'tat i kachestvo», 2007. — S. 441-445.
7. Rakhmatullin Yu.Ya. Puti uluchsheniya metodiki ucheta i problemy scheta 90 «Proda-zhi» po osnovnym vidam deyatel'nosti dlya
sel'skokhozyaistvennykh organizatsii // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo univer-siteta. — 2013. — № 6. — S. 126-129.
8. Rakhmatullin Yu.Ya. Puti sovershenstvo-vaniya i problemy formirovaniya otcheta o prib-ylyakh i ubytkakh dlya organizatsii APK // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrar-nogo universiteta. — 2013. — № 4 (102). — S. 139-142.
+ + +
УДК 631.152:636.5.034(470.45) Р.Н. Муртазаева, Г.Н. Зверева
R.N. Murtazayeva, G.N. Zvereva
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ПТИЦЕВОДСТВЕ РЕГИОНА
ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL FACTORS OF QUALITY MANAGEMENT IN COMMERCIAL POULTRY FARMING OF THE REGION
-V-
Ключевые слова: организационно-технологические факторы, управление качеством, регион, промышленное птицеводство, АПК, организация, эффективность производства.
Качество продукции АПК — задача номер один в условиях рыночной экономики. Объектом данного исследования стала производственно-хозяйственная деятельность птицефабрик яичного направления Волгоградской области. Рассматривается влияние организационно-технологических факторов управления на качество продукции птицеводства. Проведенная оценка производства яиц птицефабриками АПК Волгоградской области за 1990-2014 гг. показала, что валовой сбор яиц во всех категориях хозяйств региона, за исследуемый период, сократился почти на 10%. К(Ф)Х региона производством яиц практически не занимаются, а вот ЛПХ демонстрируют рост производства с 27 до 53% к валовому сбору по региону соответственно, на начало реформ и в 2014 г. Для выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, в целях дальнейшего совершенствования управления организационно-технологическими факторами и повышения качества продукции птицеводства приведен ССВО-анализ производства яиц на птицефабриках региона, который показал, что продукция достаточно конкурентоспособна, а предприятия имеют благоприятные возможности роста объема производства и удовлетворения внутреннего спроса населения Волгоградской области с обеспечением выхода продукции за ее пределы. В качестве рекомендаций для устранения проблем локального характера в рамках птицепродуктового подкомплекса региона разработана Матрица влияния отдельных организационно-технологических факторов управления на повышение качества продукции и технологию производства.
Keywords: organizational and technological factors, quality management, region, commercial poultry farming, agricultural industry complex, organization, efficiency of production.
The quality of agricultural products is the primary task in the conditions of market economy. The research target was the production and business activities of poultry farms of the Volgograd Region specializing in egg production. The influence of the organizational and technological factors on poultry products quality is discussed. The evaluation of egg production on the poultry farms of the Volgograd Region over the period of 1990-2014 showed that the gross output of eggs during the study period decreased by almost 10%. The peasant farming enterprises (KFKh) of the Region are practically not involved into the egg production, but the private subsidiary farms (LPKh) increased egg production from 27% to 53% of the gross egg output in the Region, respectively at the beginning of the reforms and in 2014. To reveal the strengths and weaknesses, opportunities and threats, and to further improve the management of the organizational and technological factors and improve quality of poultry products, the SWOT analysis of egg production on the poultry farms of the Region was conducted. It has shown that the products are quite competitive, and the poultry enterprises have opportunities of production volume growth, meeting the demand of the population of the Volgograd Region and ensure marketing in other regions. The influence matrix of certain organizational and technological factors of management on improving product quality and production technology was developed as a recommendation on the solution of local problems in the regional poultry sub-complex.
V