Научная статья на тему 'Разработка и реализация методики подготовки курсантов к аварийно-спасательным работам в условиях замкнутого пространства'

Разработка и реализация методики подготовки курсантов к аварийно-спасательным работам в условиях замкнутого пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНАЖЕРНЫЙ КОМПЛЕКС / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ОГРАНИЧЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОРИЕНТАЦИИ / ПЕРЕМЕЩЕНИЯ И СПАСЕНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / МЕТОДИКА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / TRAINING COMPLEX / EMERGENCY / LIMITED SPACE / RESCUE OPERATIONS / FORMATION OF SKILLS OF ORIENTATION / MOVEMENT AND RESCUE / FUNCTIONAL MODULE / METHODS OF PRACTICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булгаков В. В., Костяев А. А.

Введение. Целью статьи является обоснование применения и представление разработанной методики практического обучения для формирования профессиональных умений и навыков проведения аварийно-спасательных работ в условиях ограниченного пространства и видимости при ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся обрушением строительных конструкций, разрушением инженерных и технологических коммуникаций. Методология. Для создания методики практического обучения использовались системный анализ; методы анализа, синтеза и моделирования профессиональной деятельности пожарных и спасателей. В основе методики подготовки в тренажерном комплексе лежат теории контекстного обучения и развития учебной мотивации, которые реализуются посредством ассоциативнорефлекторной теории с использованием элементов модульного обучения в части построения тренажера и методики, а также игровых форм подготовки. Результаты. Для подготовки курсантов к аварийно-спасательным работам, ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций в условиях ограниченного пространства и видимости разработаны методика практической подготовки и многофункциональный модульный тренажерный комплекс подготовки пожарных и спасателей. Методика практической подготовки курсантов в тренажерном комплексе основана на положениях и принципах комплекса педагогических теорий и теории развития мотивации, способствующего синергетическому эффекту в формировании практических умений и навыков пожарных и спасателей. Новизной тренажерного комплекса является модульный принцип его построения, позволяющий моделировать различные ситуации и рабочую среду замкнутого пространства, возникающие при обрушении строительных конструкций, разрушении инженерных и технологических коммуникаций, для формирования навыков ориентации, передвижения, спасения пострадавших и работы с аварийно-спасательным инструментом и оборудованием. Особенностью тренажерного комплекса является возможность его функционального расширения за счет создания новых модулей. Модульный принцип построения обеспечивает мобильность тренажерного комплекса, позволяющую его перемещение и размещение на любых площадках, в том числе ограниченных размеров. Заключение. Предложенная методика практического обучения и многофункциональный модульный тренажерный комплекс подготовки пожарных и спасателей для проведения аварийноспасательных работ и ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях ограниченного пространства и видимости в 2018/19 уч.г.внедрены в образовательный процесс Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России. Результаты опытной эксплуатации тренажерного комплекса показали ее востребованность, эффективность и практическую значимость для формирования профессиональных умений и навыков курсантов по одиночному перемещению или в составе пожарно-спасательного подразделения, проведению спасения и эвакуации пострадавших; для работы в средствах защиты органов дыхания и с аварийно-спасательным оборудованием в условиях ограниченного пространства и ограниченной видимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булгаков В. В., Костяев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF METHODS OF TRAINING OF CADETS TO CONDUCT RESCUE OPERATIONS IN A CLOSED SPACE

Introduction. The purpose of the article is to substantiate the application and presentation of the developed methods of practical training for the formation of professional skills and abilities of rescue operations in a limited space and visibility in the elimination of fires and emergencies, accompanied by the collapse of building structures, the destruction of engineering and technological communications. Methodology. To create a method of practical training we used system analysis, methods of analysis, synthesis and modeling of professional activities of firefighters and rescuers. The training methodology in the training complex is based on the theory of contextual training and the development of training motivation, which are implemented through associative-reflex theory using the elements of modular training in the construction of the simulator and methods, as well as game forms of training. Results. To prepare cadets for rescue operations, fire and emergency situations in a limited space and visibility, a method of practical training and a multifunctional modular training complex for firefighters and rescuers was developed. The method of practical training of cadets in the training complex is based on the provisions and principles of the complex of pedagogical theories and the theory of motivation development, contributing to the synergetic effect in the formation of practical skills of firefighters and rescuers. The novelty of the training complex is the modular principle of its construction, which allows to simulate various situations and the working environment of a closed space, arising from the collapse of building structures, the destruction of engineering and technological communications, to form the skills of orientation, movement, rescue of victims and work with emergency tools and equipment. A feature of the training complex is the possibility of its functional expansion through the creation of new modules. The modular principle of construction ensures the mobility of the training complex, allowing its movement and placement on any sites, including limited sizes. Conclusion. The proposed method of practical training and multifunctional modular training complex for firefighters and rescuers for rescue operations and emergency response in a limited space and visibility in the 2018/19 academic year introduced in the educational process of the Ivanovo fire and rescue Academy of the State fire service of the Ministry of emergency situations of Russia. The results of the experimental operation of the training complex showed its relevance, efficiency and practical importance for the formation of professional skills of cadets in single movement or as part of the fire and rescue unit, rescue and evacuation of victims; to work in respiratory protection and emergency equipment in a confined space and limited visibility.

Текст научной работы на тему «Разработка и реализация методики подготовки курсантов к аварийно-спасательным работам в условиях замкнутого пространства»

Литература

1. Баканов Е. А. Эффективность группового решения в проектной деятельности профессиональных образовательных организаций // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 1 (29). С. 29-38.

2. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азриеляна. М., 2002.

3. ГОСТ Р 54869-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом [Электронный ресурс]. URL: http:// docs.cntd.ru/document/1200089604 (дата обращения: 18.03.2019).

4. ДеМарко Том. Deadline. Роман об управлении проектами. М., 2006. 288 с.

5. Лермонтов М. Стихотворение «А. О. Смирновой» [Электронный ресурс]. URL: http://www.sbornik-stihov.ru/lermontov14. html (дата обращения: 27.03.2019).

6. Ньютон Р. Управление проектами от А до Я. М., 2017. 180 с.

7. Закон Джеффи [Электронный ресурс]. URL: http://www.frazi.net/?s=Закон%20Джеффи (дата обращения: 27.03.2019).

8. Законы Мерфи [Электронный ресурс]. URL: http://murphy-law.net.ru/ (дата обращения: 06.04.2019).

9. Ташмен Майкл, О'Райли Ч. Победить с помощью инноваций: Практическое руководство по управлению организационными изменениями и обновлениями. М., 2013. 289 с.

10. Туккель И. Л., Сурина А. В., Культин Н. Б. Управление инновационными проектами. СПб., 2014. 416 с.

11. Управление рисками в проект-менеджменте [Электронный ресурс]. URL: https://4brain.ru/project/vipolnenie.php (дата обращения: 25.03.2019).

12. Харви Маккей. Мистер Созидатель. [Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/author/101895-harvi-makkej (дата обращения: 19.03.2019).

13. Я знаю, что ничего не знаю [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Я_знаю,_что_ничего_не_знаю. (дата обращения: 23.03.2019).

References

1. Bakanov E. A. Effektivnost' gruppovogo resheniya v proektnoj deyatel'nosti professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij [The effectiveness of group decisions in the project activity of professional educational organizations]. Professional Education in Russia and Abroad, 2018, no. 1 (29), pp. 29-38. (In Russian).

2. Bol'shoj ekonomicheskij slovar' [Big Economic Dictionary]. Ed. A. N. Azrielyana. Moscow, 2002, 1280 p. (In Russian).

3. GOST R 54869-2011 Proektnyj menedzhment. Trebovaniya k upravleniyu proektom [GOST R 54869-2011 Project Management. Requirements for project management]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200089604 (accessed 18.03.2019). (In Russian).

4. DeMarco Tom. [Deadline. A novel about project management]. Moscow, 2006, 288 p. (In Russian).

5. Lermontov M. Stihotvorenie «A. O. Smirnovoj» [Lermontov M. Poem "A.O. Smirnova"]. Available at: http://www.sbornik-stihov. ru/lermontov14.html (accessed 27. 03.2019). (In Russian).

6. Newton R. Upravlenie proektami ot A do Ya [Project Management from A to Z]. Moscow, 2017, 180 p. (In Russian).

7. Zakon Dzheffi [Jeffy Law] [Electronic resource]. Available at: http://www.frazi.net/?s=Закон%20Джеффи (accessed 27. 03.2019). (In Russian).

8. Zakony Merfi [Murphy's Laws]. Available at: http://murphy-law.net.ru/ (accessed 06. 04.2019). (In Russian).

9. Tashman Michael, O'Reilly C. Pobedit' s pomoshch'yu innovacij: Prakticheskoe rukovodstvo po upravleniyu organizacionnymi izmeneniyami i obnovleniyami [Win with Innovation: A Practical Guide to Managing Organizational Changes and Updates]. Moscow, 2013, 289 p. (In Russian).

10. Tukkel I. L., Surina A. V., Kultin N. B. Upravlenie innovacionnymi proektami [Management of innovative projects]. Saint Petersburg, 2014, 416 p. (In Russian).

11. Upravlenie riskami v proekt-menedzhmente [Risk management in project management]. Available at: https://4brain.ru/ project/vipolnenie.php (accessed 25. 03.2019). (In Russian).

12. Harvi Makkej. Mister Sozidatel' [Harvey Mackay "Mr. Creator"]. Available at: https://www.livelib.ru/author/101895-harvi-makkej (accessed 19.03.2019). (In Russian).

13. Ya znayu, chto nichego ne znayu [I know that I do not know anything]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Я_знаю,_ что_ничего_не_знаю (accessed 23.03.2019). (In Russian).

УДК/uDC 378 В. В. Булгаков, А. А. Костяев

V. Bulgakov, A. Kostyaev

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАцИЯ МЕТОДИКИ

подготовки курсантов к аварийно-спасательным работам

В УСЛОВИЯХ ЗАМКНУТОГО ПРОСТРАНСТВА

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF METHODS OF TRAINING Of CADETS TO CONDuCT RESCuE OPERATIONS

IN A CLOSED SPACE

Введение. Целью статьи является обоснование применения и представление разработанной методики практического обучения для формирования профессиональных умений и навыков проведения аварийно-спасательных работ в условиях ограниченного пространства и видимости при

ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся обрушением строительных конструкций, разрушением инженерных и технологических коммуникаций.

Методология. Для создания методики практического обучения использовались системный анализ; методы анализа, синтеза и моделирования профессиональной деятельности пожарных и спасателей. В основе методики подготовки в тренажерном комплексе лежат теории контекстного обучения и развития учебной мотивации, которые реализуются посредством ассоциативно-рефлекторной теории с использованием элементов модульного обучения в части построения тренажера и методики, а также игровых форм подготовки.

Результаты. Для подготовки курсантов к аварийно-спасательным работам, ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций в условиях ограниченного пространства и видимости разработаны методика практической подготовки и многофункциональный модульный тренажерный комплекс подготовки пожарных и спасателей. Методика практической подготовки курсантов в тренажерном комплексе основана на положениях и принципах комплекса педагогических теорий и теории развития мотивации, способствующего синергетическому эффекту в формировании практических умений и навыков пожарных и спасателей. Новизной тренажерного комплекса является модульный принцип его построения, позволяющий моделировать различные ситуации и рабочую среду замкнутого пространства, возникающие при обрушении строительных конструкций, разрушении инженерных и технологических коммуникаций, для формирования навыков ориентации, передвижения, спасения пострадавших и работы с аварийно-спасательным инструментом и оборудованием. Особенностью тренажерного комплекса является возможность его функционального расширения за счет создания новых модулей. Модульный принцип построения обеспечивает мобильность тренажерного комплекса, позволяющую его перемещение и размещение на любых площадках, в том числе ограниченных размеров.

Заключение. Предложенная методика практического обучения и многофункциональный модульный тренажерный комплекс подготовки пожарных и спасателей для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях ограниченного пространства и видимости в 2018/19 уч. г внедрены в образовательный процесс Ивановской пожарно-спасатель-ной академии Государственной противопожарной службы МЧС России. Результаты опытной эксплуатации тренажерного комплекса показали ее востребованность, эффективность и практическую значимость для формирования профессиональных умений и навыков курсантов по одиночному перемещению или в составе пожарно-спасательного подразделения, проведению спасения и эвакуации пострадавших; для работы в средствах защиты органов дыхания и с аварийно-спасательным оборудованием в условиях ограниченного пространства и ограниченной видимости.

Introduction. The purpose of the article is to substantiate the application and presentation of the developed methods of practical training for the formation of professional skills and abilities of rescue operations in a limited space and visibility in the elimination of fires and emergencies, accompanied by the collapse of building structures, the destruction of engineering and technological communications.

Methodology. To create a method of practical training we used system analysis, methods of analysis, synthesis and modeling of professional activities of firefighters and rescuers. The training methodology in the training complex is based on the theory of contextual training and the development of training motivation, which are implemented through associative-reflex theory using the elements of modular training in the construction of the simulator and methods, as well as game forms of training.

Results. To prepare cadets for rescue operations, fire and emergency situations in a limited space and visibility, a method of practical training and a multifunctional modular training complex for firefighters and rescuers was developed. The method of practical training of cadets in the training complex is based on the provisions and principles of the complex of pedagogical theories and the theory of motivation development, contributing to the synergetic effect in the formation of practical skills of firefighters and rescuers. The novelty of the training complex is the modular principle of its construction, which allows to simulate various situations and the working environment of a closed space, arising from the collapse of building structures, the destruction of engineering and technological communications, to form the skills of orientation, movement, rescue of victims and work with emergency tools and equipment. A feature of the training complex is the possibility of its functional expansion through the creation of new modules. The modular principle of construction ensures the mobility of the training complex, allowing its movement and placement on any sites, including limited sizes.

Conclusion. The proposed method of practical training and multifunctional modular training complex for firefighters and rescuers for rescue operations and emergency response in a limited space and visibility in the 2018/19 academic year introduced in the educational process of the Ivanovo fire and rescue Academy of the State fire service of the Ministry of emergency situations of Russia. The results of the experimental operation of the training complex showed its relevance, efficiency and practical importance for the formation of professional skills of cadets in single movement or as part of the fire and rescue unit, rescue and evacuation of victims; to work in respiratory protection and emergency equipment in a confined space and limited visibility.

Ключевые слова: тренажерный комплекс, чрезвычайная ситуация, ограниченное пространство, аварийно-спасательные работы; формирование навыков ориентации, перемещения и спасения; функциональный модуль, методика практической подготовки.

Keywords: training complex, emergency, limited space, rescue operations; formation of skills of orientation, movement and rescue; functional module, methods of practical training.

Введение

Педагогические технологии, предназначенные для образовательного процесса и направленные на формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, включают методическое и техническое обеспечение. Техническое обеспечение играет важную роль для подготовки курсантов в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ. Для формирования навыков выполнения нормативов по пожарно-строевой подготовке или типовых действий, связанных с проведением аварийно-спасательных работ и пожаротушения, применяются объекты учебно-полигонной базы и различные технические средства обучения [14]. Например, к типовым объектам учебно-полигонной базы для подготовки пожарных и спасателей относятся учебная башня, стометровая полоса препятствий, оборудованная бумом и забором, теплодымокамерой и различными модификациями тренажерных комплексов для подготовки газодымозащитников. Типовые объекты учебно-полигонной базы предназначены для формирования общих или универсальных практических умений и навыков пожарных и спасателей, что является недостаточным для подготовки современного специалиста Государственной противопожарной службы МЧС России. Пожарный, помимо общих практических умений и навыков, должен обладать узкоспециализированными, необходимыми для работы в условиях ликвидации различных чрезвычайных ситуаций, возникающих на объектах производственного, жилого, социально-бытового и иных назначений.

Практическая работа пожарных и спасателей сопровождается выполнением аварийно-спасательных работ и пожаротушения на объектах различного назначения, имеющих свои особенности в этажности, планировке, пожарной загрузке, наличии оборудования, количестве персонала и посетителей. Пожары и взрывы, возникающие на объектах различного назначения, могут сопровождаться разрушением строительных конструкций и коммуникаций, приводить к загромождению эвакуационных путей и выходов. Каждый пожар сопровождается возникновением опасных факторов пожаров, к которым относятся: пламя и искры, тепловой поток, повышенная температура окружающей среды, повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения, пониженная концентрация кислорода, снижение видимости в дыму [2, с. 37]. Взрывы и развившиеся пожары, сопровождающиеся разрушением строительных конструкций, коммуникаций, оборудования и воздействием опасных факторов пожара, к которым относится снижение видимости в дыму, требуют у сотрудников пожарно-спасатель-ных караулов навыков работы в ограниченном пространстве и в условиях ограниченной видимости [3, с. 169]. Для подготовки к работе в таких условиях необходим тренажерный комплекс для моделирования различных ситуаций и отработки действий по передвижению в условиях ограниченного пространства, по деблокированию с помощью аварийно-спасательного инструмента пострадавших, расчистке путей эвакуации, эвакуационных и аварийных выходов для эвакуации людей. Актуальность тренажерного комплекса заключается в необходимости тренировки у пожарных и спасателей психологической устойчивости к стрессу при работе в условиях замкнутого пространства в широком диапазоне сценариев [18] и физической готовности к передвижению и выполнению аварийно-спасательных работ в стесненных условиях ограниченного пространства [20].

Методология

Работа по созданию тренажерного комплекса для подготовки пожарных и спасателей в ограниченном пространстве проведена в 2018 г в рамках конкурса научных проектов Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России, посвященного Дню пожарной охраны.

Для обоснования разработки тренажерного комплекса подготовки пожарных и спасателей в ограниченном пространстве и методики его применения в образовательном процессе проведен обзор действующих и разрабатываемых тренажерных комплексов, предназначенных для формирования психологических и физических качеств, практических умений и навыков аварийно-спасательных работ и пожаротушения.

Для формирования у пожарных и спасателей физических навыков и психологической устойчивости к стрессу при решении профессиональных задач, в том числе в непригодной для дыхания среде, разрабатываются и применяются тренажерные комплексы огневой, психологической и газодымозащитной подготовки [5; 16; 9]. Широкое распространение получили тренажерные комплексы для формирования у пожарных и спасателей психологической устойчивости и навыков работы на высоте при ликвидации пожаров, выполнении спасения людей с этажей здания и самоспасании [7; 8; 12]. Разрабатываются тренажерные комплексы и методики подготовки пожарных для ликвидации аварий на объектах транспортной инфраструктуры [15], активно применяются интерактивные и виртуальные тренажерные комплексы для организации пожаротушения на различных объектах [10; 11; 19; 21; 22]. Для повышения эффективности действующих тренажерных комплексов проводятся исследования по совершенствованию методик их применения для подготовки пожарных и спасателей [1; 13; 14; 17].

Обзор научной литературы показал отсутствие тренажерных комплексов и методик подготовки пожарных и спасателей в ограниченном пространстве, в связи с чем в Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России разработана методика практического обучения в условиях ограниченного пространства и видимости. Для создания методики применен системный анализ, методы анализа, синтеза и моделирования профессиональной деятельности пожарных и спасателей. В основе методики подготовки в тренажерном комплексе лежат теория контекстного обучения (А. А. Вербицкий) и теория развития учебной мотивации (Л. И. Божович, А. К. Маркова, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), которые реализуются посредством ассоциативно-рефлекторной теории (Я. А. Коменский, С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Самарин] с использованием элементов модульного обучения (П. А. Юцявичене, М. А. Чошанов, Дж. Рассел) в части построения тренажера и методики, а также игровых форм подготовки (М. М. Бирштейн, Л. С. Выготский, И. Г. Абрамов).

Контекстное обучение [4] проводится в тренажерном комплексе путем решения профессиональных задач, максимально приближенных к практической деятельности пожарно-спасательных подразделений, выполняющих аварийно-спасательные работы на объектах в условиях ограниченного пространства и видимости.

Внутренняя мотивация курсантов формируется благодаря практической подготовке, направленной на получение профессиональных знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения аварийно-спасательных работ в условиях реальных пожаров и чрезвычайных ситуаций, с которыми выпускники столкнутся в практической деятельности. Внешняя мотивация возникает при социальном взаимодействии между курсантами в процессе выполнения практических упражнений на тренажере и при желании получения высокой оценки за свою работу. Кроме того, элементы внутренней и внешней мотивации проявляются при игровой форме обучения в виде соревнований между курсантами в составе образованных пожарно-спасательных подразделений на лучшее прохождение тренажерного комплекса или его отдельных элементов.

В соответствии с методикой в процессе проведения тренировок в тренажерном комплексе реализуются дидактические принципы ассоциативно-рефлекторной теории, направленные на формирование и закрепление практических умений и навыков аварийно-спасательных работ в ограниченном пространстве. Активные и игровые формы тренировок и контрольных упражнений способствуют более эффективному формированию и закреплению практических умений и навыков.

В основе конструкции тренажерного комплекса лежит модульный принцип его построения, позволяющий формировать практическое занятие в зависимости от его целей и отработки необходимых практических умений и навыков в различной последовательности. Модульный прин-

цип позволяет значительно расширить спектр применения тренажерного комплекса, в том числе за счет создания новых модулей и включения их в конструкционную схему тренажера.

Комплекс педагогических теорий и технологий, реализованных в методике подготовки пожарных и спасателей с помощью тренажерного комплекса, способствует синергетическому эффекту в формировании практических умений и навыков выполнения аварийно-спасательных работ в условиях ограниченного пространства и видимости.

Результаты

Для реализации названной методики практического обучения в предложенных условиях разработан многофункциональный модульный тренажерный комплекс. Новизной тренажерного комплекса является его модульный принцип, позволяющий моделировать различные ситуации и рабочую среду замкнутого пространства, возникающие при обрушении строительных конструкций, разрушении инженерных и технологических коммуникаций. Конструкция тренажерного комплекса позволит формировать и закреплять навыки ориентации и передвижения в замкнутом пространстве, ведения поиска и эвакуации пострадавших, выполнения работ по деблокированию пострадавших и возникших преград с помощью аварийно-спасательного инструмента. Особенностью тренажерного комплекса является возможность его функционального расширения за счет создания новых модулей. Модульный принцип построения обеспечивает мобильность тренажерного комплекса, что предполагает его перемещение и размещение на любых площадках, в том числе ограниченных размеров. Конструкционная схема тренажерного комплекса может иметь замкнутый или открытый вид.

Представленная замкнутая схема тренажерного комплекса (рис. 1) включает 21 элемент, в том числе 14 модулей, предназначенных для формирования определенных навыков аварийно-спасательных работ в ограниченном пространстве. Замкнутая конфигурация может значительно усложнить выполнение практического задания посредством увеличения времени прохождения тренажера и за счет возможности установки в переходных элементах конструкционных преград, с помощью которых в режиме реального времени можно изменять траекторию движения курсантов, находящихся в тренажерном комплексе.

Открытая конструкционная схема тренажерного комплекса представляет собой последовательно соединенные функциональные модули, приведенные на рисунке 1, конфигурация которых позволяет формировать определенный маршрут передвижения (рис. 2).

Для демонстрации функциональных возможностей тренажерного комплекса представим примеры применения некоторых функциональных модулей, предназначенных для формирования

Функциональные модули

1 - работа с ГАСИ* (поднятие конструкции)

2 - работа с ГАСИ (перекусывание арматуры)

3 - работа с ГАСИ (отжатие конструкции)

4 - запутывание

5 - ликвидация течи на трубопроводе

6 - технологический проем

7 - наклонный пол

8 - рухнувшее перекрытие

9 - туннель

10 - лестничный марш

11 - переход на нижний уровень

12 - наклонный спуск

13 - узкий лаз

14 - колодец

15 - переходной элемент

*ГАСИ — гидравлический аварийно-спасательный инструмент

Рис. 1. Замкнутая структурно-методическая схема многофункционального модульного тренажерного комплекса подготовки пожарных и спасателей к работе в ограниченном пространстве

15 4

6 15

13

13

14

13

13

15 12

11

10 15

5

3

7

2

8

1

9

15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 15

13 13 15

13

13

15

15

И

15

15 10

13 15 11

12 15

4

5

9

2

1

8

3

7

Рис. 2. Открытая структурно-методическая схема многофункционального модульного тренажерного комплекса подготовки пожарных и спасателей к работе в ограниченном пространстве (название модулей см. рис. 1)

и закрепления практических умений и навыков в ограниченном пространстве и условиях ограниченной видимости. Стандартный модуль представляет собой металлическую конструкцию размером 0,7x0,7x3 метра, оборудованную ребрами жесткости и металлическим полом. В зависимости от назначения стандартный модуль оснащается различными элементами, имитирующими технологические коммуникации, конструкции, в том числе получившие повреждения в результате взрыва, пожара или чрезвычайной ситуации.

Функциональные модули 1, 2, 3 предназначены для отработки навыков работы в ограниченном пространстве с гидравлическим аварийно-спасательным инструментом (ГАСИ) по поднятию или отжатию строительных или технологических конструкций и перекусыванию арматуры. Данный навык играет решающую роль для перемещения и эвакуации пострадавших в ограниченном пространстве технологических коммуникаций или при обрушении строительных конструкций. Модули снабжены специальными устройствами, имитирующими различные преграды вертикального или горизонтального расположения, которые необходимо убрать для беспрепятственного перемещения. Для усложнения практической задачи функциональные модули, имеющие замкнутый объем, могут заполняться дымом, что требует применения средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), средств освещения и пожарных тепловизоров.

Функциональный модуль 4 предназначен для имитирования ситуации, когда в качестве препятствия используются фрагменты оборванных проводов и иных гибких элементов технологических коммуникаций, препятствующих передвижению в ограниченном пространстве. Модуль формирует навык перемещения или проведения эвакуации пострадавших в ограниченном пространстве с возможностью запутывания или зацепов.

Функциональный модуль 5 служит для отработки навыков ликвидации течи воды или иных жидких веществ на трубопроводе в условиях ограниченного пространства, например с помощью установки пневмопластыря.

Функциональные модули 7, 8, 9 разработаны для формирования и закрепления умений и навыков одиночного перемещения или в составе пожарно-спасательного подразделения в замкнутом ограниченном пространстве, имеющем сложную и изменяющуюся планировку поверхности, затрудняющую передвижение и эвакуацию пострадавших. В функциональных модулях представлен наклонный пол, рухнувшее перекрытие и узкий туннель. Для усложнения задачи замкнутый объем модуля может заполняться элементами разрушенных строительных конструкций, дымом или воздушно-механической пеной.

Функциональный модуль 13 образует систему технологических коллекторов, соединенных с технологическим колодцем 14 и широко распространенных на производственных предприятиях и в коммунальной сфере. Технологический коллектор представляет собой узкий лаз, позволяющий

тренировать передвижение в ограниченном пространстве для снижения фобии замкнутого и тесного пространства, которая относится к наиболее распространенным патологическим страхам [6].

Переходные элементы 15, оборудованные устройствами для открытия и закрытия проемов, предназначены для входа и выхода из тренажерного комплекса и эвакуации курсантов в случае нештатной ситуации, а также являются соединительными элементами между функциональными модулями.

Заключение

Разработанный многофункциональный модульный тренажерный комплекс подготовки пожарных и спасателей к работе в ограниченном пространстве внедрен в образовательный процесс Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России.

Функциональные возможности тренажерного комплекса позволяют организовать практическую подготовку курсантов в условиях ограниченного пространства с моделированием различных ситуаций, связанных с работой в технологических коммуникациях и в условиях разрушения строительных и технологических конструкций.

Структурно-методическая схема тренажерного комплекса отвечает положению и принципам комплекса педагогических теорий и теории развития мотивации, способствующих синергетиче-скому эффекту в формировании практических умений и навыков аварийно-спасательных работ в условиях ограниченного пространства и видимости.

Конструкция тренажерного комплекса предусматривает формирование практических умений и навыков курсантов как при одиночном перемещении, так и в составе пожарно-спасательного подразделения, для спасения и эвакуации пострадавших, для работы в СИЗОД и с ГАСИ в условиях ограниченного пространства и видимости.

Модульный принцип тренажерного комплекса позволяет создавать различные структурно-методические схемы практических занятий, регулировать уровни сложности тренажера и исключать привыкание к тренажеру за счет новых схем его компоновки. Мобильный тренажерный комплекс, состоящий из функциональных модулей, можно перемещать и размещать на любых площадках, в том числе ограниченных размеров.

В дальнейшем данный тренажер планируется дооснащать новыми функциональными модулями с разработкой методик подготовки, позволяющими формировать новые практические умении и навыки, необходимые в практической деятельности пожарных и спасателей.

Литература

1. Агаев В. Н. Разработка концепции и проведения занятий в учебно-тренажерном комплексе академии МЧС Республики Азербайджан для подготовки пожарных спасателей в условиях опасных факторов пожара // Наука и образование в жизни современного общества : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2015. С. 10-14.

2. Боландина Е. С. Влияние опасных факторов пожара на организм человека [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 2. С. 36-40. URL: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=16913.

3. Валитова Н. Э., Хайретдинов И. А. Влияние стресс-факторов на производительность труда сотрудников подразделений пожарной охраны // Нефтегазовое дело. 2014. Т. 12, № 1. С. 168-171.

4. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999. 75 с.

5. Герман А. С. Использование многофункционального тренажерного комплекса для повышения эффективности процесса профессиональной подготовки спасателей-пожарных // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. Т. 2, № 1 (6). С. 73-74.

6. Клаустрофобия: страх перед закрытыми пространствами [Электронный ресурс] // Медицинская энциклопедия. URL: http://medictionany.nu/klaustnofobiya/ (дата обращения: 20.03.2019).

7. Комаров М. И., Думчева М. М. Актуальность создания многофункционального тренажерного комплекса для проведения занятий по высотной подготовке в рамках программы подготовки спасателей // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы : сб. материалов IX Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2017. С. 60-62.

8. Легошин М. Ю., Чистяков И. М. Использование многофункциональной учебной башни в процессе обучения и профессиональной подготовки пожарных и спасателей / / Актуальные проблемы пожарной безопасности : сб. материалов XXVIII Междунар. науч.-практ. конф. Ногинск, 2016. С. 147-151.

9. Практическое использование учебно-тренировочных комплексов для подготовки пожарных и спасателей / М. Ю. Легошин, И. М. Чистяков, С. Н. Никишов и др. // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 11-4 (65). С. 44-51.

10. Люфт А. В., Савочкин Д. В. Использование многофункционального интерактивного учебно-тренировочного комплекса средств тушения пожара МК-204/н-с при проведении практических занятий // Инновации в современной науке : сб. материалов XIII Междунар. симпозиума. Таганрог, 2016. С. 53-57.

11. Микушкин О. В., Егорова Н. Е. К вопросу о применении технологий виртуальной реальности при подготовке пожарных и спасателей // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы : сб. материалов IX Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2017. С. 172-173.

12. Нурмагомедов Т. Н., Ибрагимов И. Ш., Торубара И. И. Разработка 3й-модели учебно-тренировочного комплекса «пожарная башня» // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2018. № 1 (9). С. 346-348.

13. Осипов А. В., Осипова Н. В., Заусаев А. А. Применение учебно-практического комплекса по подготовке пожарных и спасателей при обучении курсантов в Академии гражданской защиты МЧС России // Вестник НЦ БЖД. 2016. № 2 (28). С. 109-114.

14. Рондырев-Ильинский В. Б. Пожарно-строевая подготовка как основа профессионального обучения пожарных-спасателей // Вопросы педагогики. 2017. № 12. С. 61-64.

15. Полномасштабная тренинговая установка «железнодорожное полотно» для отработки тактических схем и приемов тушения пожаров на подвижном составе железнодорожного транспорта / Т. И. Сенчишак, А. Н. Скобелкин, В. В. Макла-шов, А. В. Облицов // Пожарная безопасность. 2015. № 1. С. 92-96.

16. Сорокин А. А., Максимов Д. В. Проектирование учебно-тренировочной площадки для отработки навыков проведения аварийно-спасательных работ личным составом Чапаевского местного пожарно-спасательного гарнизона // Современная образовательная среда: теория и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2018. С. 208-210.

17. Подготовка личного состава пожарной охраны с помощью ситуационных тренингов / А. А. Шарафутдинов, И. Ф. Хафи-зов, А. А. Кудрявцев, В. С. Зубов // Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. 2015. № 4. С. 131-136.

18. Baumann M. R., Gohm C. L., Bonner B. L. Phased training for high-reliability occupations: Live-fire exercises for civilian firefighters // Human Factors. 2011. № 53 (5). P. 548-557. DOI: 10.1177/0018720811418224.

19. A virtual reality based fire training simulator integrated with fire dynamics data / M. Cha, S. Han, J. Lee, B. Choi // Fire Safety Journal. 2012. № 50. P. 12-24. DOI: 10.1016/j.firesaf.2012.01.004.

20. Davis J., Gallagher S. Physiological demand on firefighters crawling during a search exercise // International Journal of Industrial Ergonomics. 2014. № 44 (6). P. 821-826. DOI: 10.1016/j.ergon.2014.10.001.

21. Interactive fire spread simulations with extinguishment support for Virtual Reality training tools / A. Moreno, J. Posada, A. Segura et al. // Fire Safety Journal. 2014. № 64. P. 48-60. DOI: 10.1016/j.firesaf.2014.01.005.

22. Using Serious Games and Virtual Simulation for Training in the Fire Service: A Review / F. Williams-Bell, B. Kapralos, A. Hogue et al. // Fire Technology. 2015. № 51. P. 553-584. DOI: 10.1007/s10694-014-0398-1.

References

1. Agaev V. N. Razrabotka koncepcii i provedeniya zanyatij v uchebno-trenazhernom komplekse akademii MCHS respubliki Azerbajdzhan dlya podgotovki pozharnyh spasatelej v usloviyah opasnyh faktorov pozhara [Development of the concept and conduct of classes in the training and training complex of the Academy of the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Azerbaijan for the training of firefighters in hazardous fire conditions]. Collection of materials of the international scientific-practical conference "Science and education in the life of modern society'. Tambov, 2015, pp. 10-14. (In Russian).

2. Bolandina E. S. Vliyanie opasnyh faktorov pozhara na organizm cheloveka [The impact of dangerous factors of fire on the human body]. International Student Scientific Bulletin, 2017, no. 2, pp. 36-40. Available at: https://www.eduherald.ru/ru/ article/view?id=16913. (In Russian).

3. Valitova N. Eh., Hajretdinov I. A. Vliyanie stress-faktorov na proizvoditel'nost' truda sotrudnikov podrazdelenij pozharnoj ohrany [The influence of stress factors on fire protection employees' job performance]. Oil and Gas Business, 2014, vol. 12, no. 1, pp. 168-171. (In Russian).

4. Verbickij A. A. Novaya obrazovatel'naya paradigma i kontekstnoe obuchenie [New educational paradigm and context-based learning]. Moscow, 1999, 75 p. (In Russian).

5. German A. S. Ispol'zovanie mnogofunkcional'nogo trenazhernogo kompleksa dlya povysheniya effektivnosti processa professional'noj podgotovki spasatelej-pozharnyh [Use of a multifunctional training complex for increasing the effectiveness of the process of professional training of firefighters]. Modern Technologies for Ensuring Civil Defense and Liquidation of Consequences of Emergency Situations, 2015, vol. 2, no. 1 (6), pp. 73-74. (In Russian).

6. Klaustrofobiya: strah pered zakrytymi prostranstvami [Klaustrofobiya: strah pered zakrytymi prostranstvami]. Medical Encyclopedia. Available at: http://medictionary.ru/klaustrofobiya/ (accessed 20.03.2019). (In Russian).

7. Komarov M. I., Dumcheva M. M. Aktual'nost' sozdaniya mnogofunkcional'nogo trenazhernogo kompleksa dlya provedeniya zanyatij po vysotnoj podgotovke v ramkah programmy podgotovki spasatelej [The urgency of creating a multifunctional training complex for training in high-altitude training as part of the training program for rescuers]. Collection of materials of the IX All-Russian Scientific and Practical Conference "Security service in Russia: experience, problems and prospects". St. Petersburg, 2017, pp. 60-62. (In Russian).

8. Legoshin M. Yu., CHistyakov I. M. Ispol'zovanie mnogofunkcional'noj uchebnoj bashni v processe obucheniya i professional'noj podgotovki pozharnyh i spasatelej [Use of a multifunctional training tower in the process of training and training of firefighters and rescuers]. Collection of materials of the XXVIII international scientific-practical conference "Actual problems of fire safety'. Noginsk, 2016, pp. 147-151. (In Russian).

9. Legoshin M. Yu., Chistyakov I. M., Nikishov S. N., Shipilov R. M., Sokolov E. E. Prakticheskoe ispol'zovanie uchebno-trenirovochnyh kompleksov dlya podgotovki pozharnyh i spasatelej [Practical use of educational-training complexes for the preparation of fireman and rescuers]. International Research Journal, 2017, no. 11-4 (65), pp. 44-51. (In Russian).

10. Lyuft A. V., Savochkin D. V. Ispol'zovanie mnogofunkcional'nogo interaktivnogo uchebno-trenirovochnogo kompleksa sredstv tusheniya pozhara MK-204/n-s pri provedenii prakticheskih zanyatij [Use of the multifunctional interactive training and training complex of fire extinguishing means MK-204 / n-s during practical exercises]. Collection of materials of the XIII International Symposium "Innovations in Modern Science". Taganrog, 2016, pp. 53-57. (In Russian).

11. Mikushkin O. V., Egorova N. E. K voprosu o primenenii tekhnologij virtual'noj real'nosti pri podgotovke pozharnyh i spasatelej [On the application of virtual reality technologies in training firefighters and rescuers]. Collection of materials of the IX All-Russian Scientific and Practical Conference "Security service in Russia: experience, problems and prospects". St. Petersburg, 2017, pp. 172-173. (In Russian).

12. Nurmagomedov T. N., Ibragimov I. SH., Torubara I. I. Razrabotka 3D-modeli uchebno-trenirovochnogo kompleksa «pozharnaya bashnya» [Development of a 3D model of the training complex "fire tower"]. Modern Technologies for Ensuring Civil Defense and Liquidation of Consequences of Emergency Situations, 2018, no. 1 (9), pp. 346-348. (In Russian).

13. Osipov A. V., Osipova N. V., Zausaev A. A. Primenenie uchebno-prakticheskogo kompleksa po podgotovke pozharnyh i spasatelej pri obuchenii kursantov v Akademii grazhdanskoj zashchity MCHS Rossii [The use of hands-on training complex for training firefighters and rescuers in the training of cadets in the civil defense academy of emercom of Russia]. Vestnik NTsBZhD, 2016, no. 2 (28), pp. 109-114. (In Russian).

14. Rondarev-Ilyinsky V. B. Pozharno-stroevaya podgotovka kak osnova pnofessional'nogo obucheniya pozharnyh-spasatelej [Fire-drill training as a basis for professional training of firefighters and rescuers]. Questions of Pedagogy, 2017, no. 12, pp. 61-64. (In Russian).

15. Senchishak T. I., Skobelkin A. N., Maklashov V. V., Oblicov A. V. Polnomasshtabnaya treningovaya ustanovka «zheleznodorozhnoe polotno» dlya otrabotki takticheskih skhem i priemov tusheniya pozharov na podvizhnom sostave zheleznodorozhnogo transporta [Full-scale training facility "railway track" for testing tactical schemes and methods of extinguishing fires on the rolling stock of the railway transport]. Fire Safety, 2015, no. 1, pp. 92-96. (In Russian).

16. Sorokin A. A., Maksimov D. V. Proektirovanie uchebno-trenirovochnoj ploshchadki dlya otrabotki navykov provedeniya avarijno-spasatel'nyh rabot lichnym sostavom CHapaevskogo mestnogo pozharno-spasatel'nogo garnizona [Designing a training and training site for training the skills of rescue operations by the personnel of the Chapayevsky local fire and rescue garrison]. Materials of the international scientific-practical conference "Modern educational environment: theory and practice". Cheboksary, 2018, pp. 208-210. (In Russian).

17. Sharafutdinov A. A., Hafizov I. F., Kudryavcev A. A., Zubov V. S. Podgotovka lichnogo sostava pozharnoj ohrany s pomoshch'yu situacionnyh treningov [Training of fire protection personnel using situational practices]. Proceedings of Higher Educational Establishments. Oil and gas, 2015, no. 4, pp. 131-136. (In Russian).

18. Baumann M. R., Gohm C. L., Bonner B. L. Phased training for high-reliability occupations: Live-fire exercises for civilian firefighters. Human Factors, 2011, no 53 (5), pp. 548-557. DOI: 10.1177/0018720811418224.

19. Cha M., Han S., Lee J., Choi B. A virtual reality based fire training simulator integrated with fire dynamics data. Fire Safety Journal, 2012, no. 50, pp. 12-24. DOI: 10.1016/j.firesaf.2012.01.004.

20. Davis J., Gallagher S. Physiological demand on firefighters crawling during a search exercise. International Journal of Industrial Ergonomics, 2014, no 44 (6), pp. 821-826. DOI: 10.1016/j.ergon.2014.10.001.

21. Moreno A., Posada J., Segura A., Arbelaiz A., Garcia-Alonso A. Interactive fire spread simulations with extinguishment support for Virtual Reality training tools. Fire Safety Journal, 2014, no 64, pp. 48-60. DOI: 10.1016/j.firesaf.2014.01.005.

22. Williams-Bell F., Kapralos B., Hogue A., Murphy B., Weckman E. Using Serious Games and Virtual Simulation for Training in the Fire Service: A Review. Fire Technology, 2015, no 51, pp. 553-584. DOI: 10.1007/s10694-014-0398-1.

УДК/uDC 378.147 О. М. Демидова

O. Demidova

обучение студентов неязыковых вузов академическому письму в жанре «аннотация»:

АСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА TEACHING ACADEMIC wRITING IN THE GENRE OF ABSTRACT

to students of non-linguistic universities:

ASPECT OF THE COuRSE CONTENT

Введение. В связи с усилением требований к научной деятельности выпускников вузов России повышаются и требования к научным публикациям обучающихся. Соответственно, становится актуальным обучение будущих специалистов, магистров и бакалавров разным жанрам научного стиля. Одним из них является аннотация. Для повышения качества публикаций необходимо соблюдать требования зарубежных издательств. Для этого следует проанализировать лексические особенности аннотаций и статей, издаваемых в зарубежных журналах высокого рейтинга.

Методология. В работе использованы методы компьютерного анализа текста, статистической обработки данных, классификации и описания. Проводится анализ лексического состава аннотаций к научным статьям на английском языке, публикуемым в зарубежных журналах первого квартиля, с точки зрения принадлежности лексических единиц к группам академического вокабуляра, группе первой тысячи самых распространенных слов, группе узкоспециализированных слов, выделяются самые употребительные клишированные фразы для написания структурных частей аннотации.

Результаты. Выделены лексические особенности аннотаций и клишированные выражения, которые чаще всего встречаются в текстах аннотаций. Лексические единицы и клишированные выражения классифицируются в зависимости от их употребления в структурных частях аннотации: введении, методологии, основной части, заключении, выводах. Отмечены различия между общепринятыми нормами написания аннотаций на английском языке в русскоязычных и зарубежных журналах. Предлагается учитывать клишированные выражения, лексические единицы, вво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.