22 (205) - 2011
ТУРИСЖО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ
УДК 336.717
РАЗРАБОТКАИРЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ
(на опыте Калужской области)
В. К. КРУТИКОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected]
Ю. С. ШАКИРОВА, аспирант кафедры менеджмента E-mail: [email protected] Институт управления, бизнеса и технологий, г. Калуга
Раскрываются подходы к разработке и реализации механизма государственной поддержки сельского туризма как составляющей политики поддержки малого предпринимательства и социально-экономического развития территорий.
Ключевые слова: сельский, туризм, механизм, государственный, поддержка, программно-целевой подход, социально-экономический, развитие, территория.
Калужская область обладает выгодным географическим положением, благоприятными природно-климатическими условиями. Разнообразие природных ландшафтов, исторического наследия, высокий интеллектуальный и культурный потенциал, политическая стабильность определяют благоприятные долгосрочные перспективы развития туристического комплекса Калужской области.
Обладая богатой историей, многовековыми традициями и живописными природными ландшафтами, регион имеет возможности развития туризма различных видов: от делового, культурно-познавательного, религиозного до аграрного и спортивного с активными формами отдыха.
Предопределяющими факторами успешного развития туризма в области являются близость столицы Российской Федерации, генерирующей мощный поток туристов, и наличие инновационных ядер, способных обеспечить конкурентоспособность туристско-рекреационного направления и его динамичное развитие.
Туризм является одним из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики, оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопряженных с ним отраслей, таких как транспорт, строительство, связь, сельское хозяйство, производство товаров промышленного потребления.
Ежегодный объем потребления туристско-эк-скурсионных услуг в области сегодня оценивается в 15,5 млн руб. Доля индустрии туризма в сфере услуг населению постоянно растет. Основная часть предприятий, занятых в этой сфере, относится к малым предприятиям, что открывает значительные перспективы для раскрытия потенциала предпринимательства как в торговле, обслуживании, так и в небольших кафе и транспортных услугах. Развитие
инфраструктуры туризма может стать источником благосостояния многих семей Калужской области [2-4].
Подъем туризма на новый качественный и количественный уровень в регионе призван обеспечить:
- сохранение памятников историко-культурного наследия для будущих поколений;
- значительное пополнение бюджетов всех уровней;
- развитие туристической инфраструктуры за счет частных инвесторов;
- устойчивое экономическое развитие сельских территорий;
- создание дополнительных рабочих мест;
- повышение качества жизни населения;
- оздоровление духовно-нравственного и культурного климата провинции;
- подъем инвестиционной привлекательности и престижа Калужской области.
В регионе доля сельского населения — 24 %(в среднем по России — 27); насчитывается 105 902 личных подсобных хозяйства, более 2 300 крестьянских (фермерских) хозяйств и 157 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Несмотря на меньший по сравнению со среднеобластным уровень безработицы в сельской местности (по методологии Международной организации труда — 3,7 %), уровень доходов сельского населения Калужской области характеризуется размером средней заработной платы 10 715,6 руб. Это значительно ниже среднеобластного, что заставляет искать дополнительные источники доходов и приводит к оттоку из сельской местности трудоспособного населения [2—4].
Одним из возможных вариантов увеличения форм занятости сельского населения и повышения уровня его доходов является развитие сельского туризма. При этом в структуре внутреннего и въездного туризма Калужской области сельский туризм практически не развит. Основными проблемами являются:
- отсутствие единой правовой базы для развития сельского туризма, позволяющей улучшить систему стимулирования данного направления;
- недостаточное информационное обеспечение сельского туризма с применением новых технологий, электронных и печатных средств массовой информации, телевидения, радио;
- дефицит квалифицированных специалистов для организации и развития сельского туризма при относительно большом потенциале вы-
сших учебных заведений, специализирующихся и имеющих отдельные учебные программы в сфере туризма;
- несоответствие потребностям современного туризма существующей инфраструктурной базы, включая транспортную составляющую;
- отсутствие системы продвижения туристического продукта региона в целом, что, в свою очередь, могло бы способствовать росту устойчивого потока туристов в Калужскую область. Для исправления сложившейся ситуации необходимо использование программно-целевого метода, реализующего системный подход, без которого в туризме и развитии сельских территорий в целом прогнозируются следующие негативные последствия:
- ухудшение демографической ситуации в связи с продолжающимся оттоком местного населения в промышленные зоны и города;
- сохранение сложившегося уровня безработицы на селе и низкого (относительно среднеобластного) уровня жизни сельского населения;
- приостановление ряда инвестиционных проектов в сфере аграрного туризма при отсутствии государственной поддержки и в связи со сложной финансовой ситуацией в стране;
- сохранение недопустимо низкой доли туристского потока в регионе и во внутреннем туристском потоке Российской Федерации. Развитие сельского туризма в Калужской области предусматривает развитие системы объектов размещения путешественников на основе традиционного деревенского дома, в небольших гостиницах в сельской местности, специализированных поселениях, созданных сельской семьей на базе собственного дома или приусадебного участка.
Направление развития сельского туризма формируется на стыке двух приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации и Калужской области как субъекта РФ — развития сельского хозяйства и поддержки малого предпринимательства.
Поддержка сельского населения в развитии туризма позволит повысить эффективность проводимых мероприятий:
- в вопросах занятости населения это выражается в более полном использовании трудового потенциала села, снижении напряженности на сельском рынке труда;
- в части увеличения уровня доходов сельского населения за счет оплаты туристами услуг проживания, питания, транспорта, иных услуг, связанных с пребыванием в сельской местности;
- в сфере благоустройства территорий и развития социальной сферы села;
- в части увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В 14 районах Калужской области планируется к реализации 20 инвестиционных проектов в сфере сельского туризма с организацией 79 объектов аграрного туризма, из них пять — на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.
Так, Боровский район обладает всеми необходимыми условиями для развития сельского туризма, чему способствует богатый историко-культурный потенциал: здесь расположены Пафнутьев-Боровс-кий монастырь, старообрядческая церковь Введения Пресвятой Богородицы, Благовещенский собор, усадьбы Шокиных и Капыриных, дома Меренковых, Большаковых-Писаревых, Полежаевых, Куркиных, Головтеевых и другие памятники архитектуры. Стратегически важную роль сыграл Боровск во время Отечественной войны 1812г. Жители района имеют возможность предоставлять экскурсионные услуги, в том числе знакомить с местными традициями.
Таким образом, увеличение количества объектов аграрного туризма позволит к 2012 г. принимать одновременно более 2 600 туристов [4].
Всестороннее изучение перспектив территориального планирования и инвестиционных паспортов районов Калужской области позволяет сделать вывод о значимости развития туристско-рекреаци-онного кластера, и в частности сельского туризма.
Применение программных технологий поддержки субъектов сельского туризма позволит увеличить эффективность мероприятий, проводимых в рамках государственной поддержки малого предпринимательства в сельском хозяйстве. Одним из важных направлений является расширение возможности кредитования субъектов сельского туризма с применением гарантийных механизмов и субсидирования процентной ставки по кредитам и займам; стимулирование участия фермерских хозяйств в развитии туризма в Калужской области.
Прежде всего реализация указанных мероприятий позволит обеспечить доступность, качество и расширение спектра услуг, будет способствовать развитию системы кредитования, освоению новых кредитно-инвестиционных механизмов, обеспечивающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым, производственным и информационным ресурсам. Целями программ, реализуемых в настоящее время на территории области, являются:
- увеличение объема туристского потока на 40 % к 2012г.;
- повышение уровня жизни сельского населения путем увеличения количества форм занятости и самозанятости — создания новых рабочих мест на селе в сфере туристско-экскурсион-ного обслуживания.
Для достижения поставленных целей в рамках создания условий для упорядочения рынка сельского туризма на территории области и развития межотраслевого сотрудничества предполагается решить следующие задачи:
- внедрение финансово-кредитных механизмов государственной поддержки развития сельского туризма;
- развитие материальной базы и инфраструктуры сельского туризма;
- формирование информационно-аналитической базы данных о проектах развития сельского туризма, привлечение инвестиций для их реализации и сопровождение инвестиционных проектов;
- создание и обеспечение условий для продвижения туристических продуктов и проектов в сфере сельского туризма на российский и зарубежный рынки;
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере сельского туризма [2—4]. Цели и задачи развития туристско-рекреаци-
онного комплекса в сфере сельского туризма на период с 2010 по 2012 г. определены на основании анализа существующих проблем с учетом достигнутого уровня развития аграрного туризма и наличия имеющихся ресурсов. Целевые индикаторы программы представлены в табл. 1.
Общий объем ресурсного обеспечения программы на 2010—2012 гг. по всем источникам финансирования составляет253 416тыс. руб. (табл. 2).
В результате реализации программы прогнозируется:
- увеличение объема туристского потока в Калужской области с 356,6тыс. чел. в 2008 г. до 499,7тыс. чел. в 2012г.;
- увеличение доли областного туристского потока во внутреннем туристском потоке Российской Федерации с 0,1 % в 2008 г. до 1,5 % в 2012г.;
- повышение уровня занятости сельского населения: создание новых рабочих мест на селе в сфере туристско-экскурсионного обслуживания к2012г. не менее 578 ед.;
Таблица 1
Целевые индикаторы программы развития аграрного туризма
Целевой индикатор 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012г.
Объем туристского потока в Калужской области, тыс. чел. 356,6 372,2 401,9 446,2 499,7
Количество объектов аграрного туризма (средств размещения), ед. 101 132 185 243 289
Количество вновь созданных рабочих мест на селе в сфере туристско-экскурси-онного обслуживания, ед. — — 370 486 578
Количество глав крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, прошедших обучение (подготовку, переподготовку) на курсах повышения квалификации и семинарах по организации аграрного туризма, чел. 80 50 50
Количество обслуженных граждан в коллективных средствах размещения, посетивших Калужскую область с целью досуга, рекреации и отдыха, тыс. чел. 41,9 55 70,6 89,3 117,4
Источник: [2].
Таблица 2
Источники финансирования программы развития аграрного туризма
Источник финансирования 2010г. 2011г. 2012г. Итого...
Областной бюджет 7 323 7 052 7 312 21 687
Внебюджетные средства 132 943 49 643 49 143 231729
Всего... 140266 56695 56455 253 416
Источник: [2].
- увеличение объема платных услуг в турист-ско-экскурсионной сфере к 2012 г. в 1,2 раза по сравнению с 2008 г. в объеме свыше 1 млрд руб. в действующих ценах, в том числе объема гостиничных услуг и аналогичных мест размещения — 490 млн руб.;
- повышение уровня жизни сельского населения;
- увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от функционирования объектов аграрного туризма [1—4].
Список литературы
1. О прогнозе социально-экономического развития Калужской области на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов, сценарных условиях формирования и отдельных показателях проекта областного бюджета на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов: постановление правительства Калужской области от 15.07.2008 № 291.
2. Программа «Развитие аграрного туризма на территории Калужской области на 2010—2012 годы». Калуга, 2009.
3. Программа «Развитие туризма в Калужской области на2006—2010 годы». Калуга, 2006.
4. Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года. М.: 2007.