УДК 371.3, ББК 74.0280.122 © О. В. Фрик
О. В. Фрик
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Рабочая тетрадь представляет собой одно из важных предметно-знаковых средств обучения, получившее в современной системе образования общее признание как у преподавателей, так и у учащихся. Рабочие тетради по циклу учебных дисциплин стали составной частью методической системы обучения полной средней школы. При этом данный вид средств обучения пока не нашел широкого применения в профессиональной подготовке специалистов. Цель проведённого исследования состояла в теоретическом обосновании и проектировании рабочей тетради как дидактического средства для организации самостоятельной работы студента. Методологической базой исследования выступил компетентностный подход (Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына). Теоретической базой исследования является концепция мыслительной деятельности, сформировавшаяся в отечественной науке (А.Н. Леонтьев, Л.Р. Лурия, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, П.П. Блонский, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко,). Автор предлагает способствовать развитию мышления будущих специалистов через развитие мыслительных операций, поэтому каждое задание в рабочей тетради ориентировано на формирование той или иной мыслительной операции. В рабочей тетради должны быть задания на развитие всех мыслительных операций, тогда ее использование будет способствовать более полному и гармоничному развитию мышления студента. В данном исследовании нашли применение теоретические методы (анализ, сравнение, конкретизация, обобщение, моделирование), эмпирические методы (педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности). Представлены результаты теоретического анализа работ педагогов по теме проектирования средств для организации самостоятельной работы студентов. Определены структурные компоненты рабочей тетради по психологическим дисциплинам. Представлены примеры заданий из рабочей тетради по дисциплине «Психология» (учебное пособие для семинарских занятий и самостоятельной работы студентов) для студентов всех направлений (программа подготовки бакалавра). В статье определены основные характеристики и составные части тетради, показано значение использования рабочей тетради в профессиональной подготовке бакалавров.
Ключевые слова: самостоятельная работа студента (СРС), компетентностный подход, рабочая тетрадь, дидактические средства, познавательная деятельность, мыслительные операции.
Для современного рынка труда нужны специалисты, обладающие определенными компетенциями: владением современными информационно -коммуникационными технологиями (ИКТ), наличием развитых коммуникативных способностей и навыков самообразования, умением трансформировать полученные знания в инновационные технологии и способностью к эффективному труду в команде. Поэтому задача современной высшей школы — это подготовка таких специалистов, с учетом их индивидуальных психологических характеристик. Выполнение этой задачи представляется возможным при условии такой организации образовательного процесса, который предполагает ориентацию на активную самостоятельную работу студентов. Если самостоятельная работа отсутствует, то подготовка активной личности, специалиста, который был бы востребованным современным обществом и производством, является невозможной.
Проблемами выяснения сущности и специфики организации самостоятельной работы обучающихся посвящены исследования различных специалистов. Среди них педагоги, психологи, методисты (Ю. К. Бабанский, Л. С. Выготский, Н. Г. Калашникова, И. А. Зимняя, Г. М. Коджаспирова, П. И. Пидкасистый, Б. П. Есипов, С. М. Абрамов, А. П. Тряпицына, Н. Ф. Коряковцева и др.). Можно констатировать наличие множества определений понятия «самостоятельная работа учащихся», при этом у исследователей
отсутствует единый подход к пониманию ее сущности. В качестве наиболее употребляемого в дидактической и методической литературе может быть приведено определение самостоятельной работы учащихся как такой учебной деятельности, которая осуществляется без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им. С позиций этого подхода самостоятельная работа может быть охарактеризована с организационной стороны как специфическая форма обучения, регламентирующая специфику взаимодействия преподавателя и обучаемого в процессе выполнения заданий, педагогическое руководство действиями обучающихся носит опосредованный характер. По мнению специалистов, самостоятельная работа призвана активизировать познавательную
деятельность обучающихся, формировать у них активность в учебном процессе, интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс. Применение различных видов самостоятельной работы может сделать процесс обучения более интересным, при этом стимулируется поисковая деятельность, формируются устойчивая
положительная мотивация учения, общие и профессиональные компетенции.
Компетентностный подход, олицетворяющий в настоящее время инновационный подход в образовании, можно реализовать в процессе организации самостоятельной работы студента. Для достижения этой цели возможно использование
индивидуальных средств обучения, стимулирующих активность студента. В качестве одного из подобных средств обучения может применяться рабочая тетрадь.
В данной статье анализируется опыт разработки и внедрения рабочей тетради - одного из методических средств обучения, способствующим формированию компетенций будущего специалиста. Автором статьи был подготовлен и опубликован целый ряд рабочих тетрадей, которые находят широкое применение при организации образовательного процесса в Омском филиале Финуниверситета. Подробнее будет рассмотрена рабочая тетрадь учебной дисциплины «Психология» (учебное пособие для семинарских занятий и самостоятельной работы студентов) для студентов всех направлений (программа подготовки бакалавра) [1]. В рабочую тетрадь включены учебные задачи, задания, различные материалы по диагностике, соответствующие темам рабочей программы. Рабочая тетрадь содержит темы рефератов по психологии, список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.
Применению рабочей тетради в процессе подготовки специалиста в вузе посвящена работа доктора пед.наук Н.Е. Эргановой. Автором определяются цели, функции и виды рабочей тетради. Приводятся следующие цели использования рабочей тетради в профессиональном обучении:
• обеспечить качественное усвоение учебного материала;
• выработать умения и навыки учебной деятельности;
• формировать навыки самостоятельной работы;
• способствовать активизации учебно -познавательной деятельности учащихся.
Н.Е. Эргановой выделяются следующие типы рабочих тетрадей, применяемых в настоящее время в профессиональном обучении:
• тетради для упражнений или тренинговые тетради;
• тетради по графическому моделированию;
• семиотико-семантические тетради [7].
В качестве основы в процессе разработки заданий для рабочей тетради была выбрана концепция мыслительной деятельности,
сформировавшаяся в отечественной науке (А.Н. Леонтьев, Л.Р. Лурия, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, П.П. Блонский, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко,).
Мы предлагаем способствовать развитию мышления будущих специалистов через развитие мыслительных операций, именно поэтому каждое задание в рабочей тетради ориентировано на формирование той или иной мыслительной операции. Ряд заданий направлен на развитие сразу нескольких операций. Полагаем, что в рабочей тетради должны
быть задания на развитие всех мыслительных операций. Тогда ее использование будет способствовать более полному и гармоничному развитию мышления студента.
В отечественной науке в качестве основных мыслительных операций чаще всего выделяют: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизацию. [2]
Сравнение - это первая и наиболее простая форма познания, основа понимания. К.Д. Ушинский полагал, что все в мире мы познаем не иначе, как через сравнение. Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней среды был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в нем сходство с самыми отдаленными от него предметами: тогда только выясните себе все существенные признаки предмета, а это значит понять предмет. [4, с.361]. По мнению Р.С. Немова и других ученых, сравнение - мыслительная операция, раскрывающая общее и различное свойств, явлений. Операция сравнения осуществляется на основе выделения тех черт, которые имеют важное значение для решения задач как на практическом, так и на теоретическом уровнях [3, с.520-530]. С.Л. Рубинштейн считал, что сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тожество и различия. Выявляя тожество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение является часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. [6, с.377]
Довольно несложно разработать задания, направленные на развитие мыслительной операции сравнения (табл. 1). В любом учебном материале есть множество объектов и явлений, которые можно сравнить по разным критериям (строение, динамические, количественные и качественные параметры, степень значимости или выраженность какого-либо признака). Особое внимание следует уделить правильному выбору показателей для сравнения. На начальных этапах знакомства с материалом возможен самый простой вариант, когда преподаватель выбирает показатель для сравнения и он указывается в самом задании. В процессе дальнейшей работы необходимо предлагать студентам самостоятельно выбирать показатели для сравнения.
В ходе работы над заданиями студентом не только уясняется суть изучаемых явлений, но и запоминается материал. Здесь речь идет об одной из закономерностей запоминания, отображающей зависимость прочности и полноты запоминания от особенностей протекания познавательной деятельности. Процесс интеллектуальной работы над материалом способствует тому, что материал удерживается значительно более прочно и полно в сравнении с механическим заучиванием.
Таблица 1
Пример задания, направленного на развитие мыслительной операции абстрагирования.
Заполните таблицу "Виды памяти»
По содержанию психической активности По степени психической регуляции По продолжительности сохранения материала По способам запоминания
Процесс дальнейшего познания идет по пути раскрытия внутренних связей и закономерностей. Этот процесс обеспечивается мыслительными операциями анализа и синтеза.
Анализ как мыслительная операция (от греч. analysis - разложение, расчленение) представляет собой мысленное разложение объекта познания на компоненты (так, в растении выделяют корень, стебель, листья, цветы и т.д.), выделение отдельных свойств изучаемых предметов и явлений. При помощи анализа можно понять структуру изучаемого явления, выделить существенные части объекта (например, его строение), а также его отдельные свойства (форма, цвет, вес, величина, фактура и т.д.). Анализировать можно, как непосредственно воспринимая объект, так и припоминая его (использование образов памяти). Можно анализировать понятия, при этом студентами выявляются их существенные признаки. Может быть проанализирован ход мысли (этапы доказательства, логика объяснения и т.д.). Примером задания,
направленного на развитие мыслительной операции анализа может быть задача графически поэтапно отобразить строение мыслительного процесса.
В процессе синтеза (от греч. sythesis -соединение, сочетание) происходит мысленное объединение частей в целостный объект, сочетание отдельных свойств. Синтезируя, можно познать изучаемое явление в целом, на основе результатов анализа. В процессе синтеза могут быть обнаружены отношения между частями, которые образуют явление или предмет. «Анализ без синтеза порочен, -писал С. Л. Рубинштейн, -попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механистическому сведению целого к сумме частей. Точно так же невозможен и синтез без анализа, так как синтез должен восстановить в мысли целое в существенных взаимосвязях его элементов, которые выделяет анализ» [5, с.378].
Приведем пример задания, которое направлено на развитие мыслительной операции синтеза. Нужно дополнить схему (Рис.1).
Рис. 1. Пример задания, направленного на развитие мыслительной операции синтеза
Абстрагирование как операция мышления предполагает отвлечение от каких-либо частей или свойств объекта с целью выделения его существенных признаков. Познавая путем абстрагирования, мы выделяем в изучаемом явлении определенную часть и исследуем ее независимо от других.
Абстрагирование играет очень важную роль в процессе развития понятийного мышления, потому что без него усвоение и образование понятий представляется невозможным. К примеру, понятие «справочное пособие» объединяет в себе
представления о различных справочных пособиях, с которыми мы имели дело в ходе нашего предыдущего опыта. Для формирования данного понятия нужно абстрагироваться (отвлечься) от множества несущественных признаков. Помимо конкретных понятий, которые обозначают конкретные предметы студенты в процессе учебной деятельности также взаимодействуют с абстрактными понятиями (например, «дружба», «мудрость», «активность», «обязанность», «сохранение» и др.) В процессе абстрагирования важно научиться отвлекаться от других признаков. Нередко из-за ошибок
абстрагирования применение студентами усвоенных В таблице 2 представлен пример задания в
знаний на практике затруднено. Им сложно отвлечься рабочей тетради, направленного на развитие от конкретных примеров или условий, в которых мыслительной операции абстрагирования. происходил процесс усвоения.
Таблица 2
Пример задания, направленного на развитие мыслительной операции абстрагирования.
Определите существенный признак для каждого вида внимания
Виды внимания признаки
непроизвольное сознательно
избирательное
произвольное осмысленное
колеблющееся
послепроизвольное устойчивое
отвлекаемое
Мыслительная операция обобщения предполагает нахождение в изучаемых объектах общих признаков (отношений, частей, свойств, тенденций). Процесс обобщения важен в учебной деятельности, т.к. позволяет делать выводы, выделять закономерности. Многие студенты, наряду с абстрагированием, испытывают трудности именно в обобщении. Самый простой способ - это т.н. синкретическое обобщение, при этом происходит группировка объектов на основе одного отдельного признака (к примеру, «пассажиры трамвая»). Комплексное обобщение предполагает объединение
объектов в единое целое на разных основаниях (к примеру, «добрые люди»). Самое сложное обобщение предполагает, что объект включается в систему понятий, которые дифференцирую его видовые и родовые признаки (например, «Трамвай — наземная электрическая железная дорога, вид уличного и частично уличного общественного транспорта для перевозки пассажиров по заданным маршрутам, используемый преимущественно в городах»).
На рисунке 2 представлен пример задания, направленного на развитие мыслительной операции обобщения. Нужно подобрать обобщающее понятие.
ситуативные
познавательные
социального взаимодействия
Рис. 2. Пример задания, направленного на развитие мыслительной операции обобщения
Под конкретизацией понимается мысленное представление примера, иллюстрация общего. Конкретизация важна при объяснении, которое мы даем другим людям. Рекомендуется уделять серьезное внимание выбору примера. Привести пример иногда бывает нелегко. Мысль кажется ясной в общем виде, но указать конкретный факт не всегда удается. В том случае, когда студент верно отвечает на вопрос, но при этом не может привести пример, означает, что формулировка понятия он усвоил, при
этом содержание осталось для него неясным. Поэтому при опросе студентов по результатам работы с рабочей тетрадью рекомендуется стремиться к конкретизации, чтобы студенты привели примеры, описали конкретные частные случаи, иллюстрирующие сказанное.
В таблице 3 приведен пример задания, направленного на развитие мыслительной операции конкретизации.
Таблица 3
Пример задания, направленного на развитие мыслительной операции конкретизации
Подберите пример для каждого из перечисленных эффектов восприятия
Эффекты восприятия Примеры проявления
Эффект стереотипа Мои друзья - самые лучшие
Эффект ореола Все англичане очень вежливы
Презумпция взаимности Люди с приятной внешностью более умные
Полагаем, что рабочая тетрадь может быть использована не только в качестве развивающего, но и в качестве диагностического средства, помогающего преподавателю определить уровень усвоения студентами учебного материала.
Для того, чтобы оценить учебные достижения студентов, возьмем в качестве основы три уровня усвоения: понимание, применение, перенос.
«Понимание» соответствует репродуктивному уровню и заслуживает оценки «удовлетворительно». Студент лишь воспроизводит изученный материал, внося в него лишь минимальные изменения.
Примерами заданий, соответствующих уровню «Понимание», могут быть следующие:
- Дать определение понятию (или названию);
- дополнить определение;
- заполнить пропущенное слово;
- обнаружить неточность или ошибку в тексте;
- заполнить таблицу;
- составить схему.
«Применение» становится очевидным при решении типовых задач, когда используются полученные знания в типичных ситуациях. Студент, который выполняет задания данного уровня, может получить оценку «хорошо».
В качестве примеров можно привести следующие типы заданий, соответствующие уровню «Применение»:
- привести примеры реализации принципа;
- определить закономерности;
- привести аргументы как «за», так и «против»;
- сравнить два объекта на основе заданных параметров;
- сформулировать выводы;
- составить схему, алгоритм решения.
«Перенос» представляет собой такой уровень
творческой деятельности, который предполагает наличие самостоятельной оценки усвоенного материала, умения решать нестандартные задачи, осуществлять перенос полученных знаний, умений и навыков в непривычные условия и новые обстоятельства. Студенты, демонстрирующие элементы исследовательской деятельности, достойны оценки «отлично».
В качестве примеров можно привести следующие типы заданий, соответствующие уровню «Перенос»:
- найти оптимальное решение;
- выявить оптимальные условия;
- дать характеристику явления с точки зрения (значимости, важности, пользы, вреда, выгоды, затрат, динамики, соотношения «цена - качество»);
- определить вероятные последствия;
- определить возможные проблемы (барьеры, ошибки);
- сделать прогноз развития.
При разработке заданий для рабочей тетради важно учесть, что каждая тема должна содержать задания, соответствующие всем трем перечисленным уровням усвоения. Задания каждого уровня следует визуально отделять друг от друга, преподаватель объясняет студентам специфику оценивания заданий,
после этого ими самостоятельно выбирается уровень трудности. Некоторые студенты выполняют задания уровня «понимание», получают «удовлетворительно» и на этом останавливаются (работа, содержащая ошибки, возвращается на доработку). Другие студенты пытаются выполнить задания следующих уровней.
Если задание второго уровня выполняется студентом с ошибками, следует уточнить, верно ли он понял задание. Рекомендуется провести совместный анализ особенностей его выполнения и предложить выполнить похожее задание самостоятельно.
Вполне обычными и допустимыми являются ошибки и неточности на третьем уровне усвоения. Следует иметь в виду, что у студентов отсутствует достаточный опыт профессиональной деятельности. Наиболее важным в данной ситуации является сохранение мотивации к исследовательской деятельности. Рекомендуется сориентировать студентов в отношении направления их поисковой активности.
Перед тем, как рабочая тетрадь будет внедрена в учебный процесс, целесообразно провести ее апробацию на нескольких группах студентов. Может случиться, что при выполнении тех или иных заданий возникнет ситуация непонимания студентами некоторых формулировок, алгоритмов или технологий выполнения отдельных заданий. Тогда представляется необходимой корректировка таких заданий.
После апробации рабочая тетрадь проходит процесс рецензирования, она рассматривается на заседании кафедры, а после этого - методической комиссией. После утверждения и рекомендации УМО рабочая тетрадь может быть сдана в печать. На сайте вуза можно разместить электронный вариант рабочей тетради. Удобно использовать рабочую тетрадь следующим образом: по рекомендации преподавателя студенты скачивают рабочую тетрадь с сайта и самостоятельно распечатывают ее. Помещенная в папку-файл рабочая тетрадь используется для самостоятельной работы, а также студент приносит ее на практические занятия. Рекомендуем заполнение рабочей тетради только «от руки». Так мы имеем возможность повысить вероятность самостоятельного выполнения заданий студентами. Практика показывает, что некоторые студенты предпринимают попытки списывания рукописных вариантов у своих одногруппников. Преподавателю будет несложно обнаружить списанную работу. В процессе механического списывания чужой работы студенты нередко не вникают в ее суть и могут допустить орфографические ошибки при написании сложных словах и терминов.
Может сложиться впечатление, что процесс проверки рабочей тетради затратен по времени. Но на практике возможно довольно быстро выработать навык, позволяющий преподавателю сократить время проверки. Имеющиеся навыки скорочтения способствуют существенному облегчению процесса проверки.
Задания, выполненные студентами, могут быть обсуждены в рамках аудиторных занятий. Выполненные задания в рабочей тетради могут послужить основой при реализации таких методов организации работы в группах, как мозговой штурм, групповая дискуссия, работа в малых группах. Преподаватель может разрешить использование рабочей тетради как своего рода «легальной шпаргалки» на зачете.
Изучение психологии человека - довольно сложный, но увлекательный и интересный процесс. Изучение психологии требует организации активной познавательной деятельности студентов. Рабочая тетрадь как форма организации учебной деятельности отвечает этим требованиям, позволяет обеспечивать связь психологической теории с практической сферой. Опираясь на практику применения рабочих тетрадей в процессе обучения, считаем, что грамотно составленная рабочая тетрадь является универсальным средством, позволяющим реализовать дифференцированный подход в обучении. Отметим еще одну особенность рабочей тетради, показывающую ее универсальный характер и многофункциональность. Если в высшем учебном заведении применяется Moodle — а сегодня это одна из самых популярных платформ электронного обучения, то задания рабочей тетради могут быть использованы при разработке соответствующих учебных курсов. Рабочие тетради содержат тесты, кроссворды, кейсы и др. задания, которые практически готовы для размещения в Moodle. Имеющийся опыт применения рабочей тетради в рамках образовательного процессе позволяет сформулировать некоторые выводы. Мы полагаем, что рабочая тетрадь:
- дает студенту возможность получить исчерпывающее представление об объеме, структуре
и содержании запланированной самостоятельной работы в течение семестра. Так вопросы «А что задали на следующее занятие?» отпадают сами собой. Это способствует экономии времени при организации учебного процесса на аудиторном занятии;
- предоставляет возможность фиксировать сам факт выполнения самостоятельной работы;
- исключает необходимость записывать домашнюю работу;
- играет важную роль в процессе обобщения и систематизации материала, связи теории и практики;
- способствует формированию требуемого алгоритма самостоятельной работы - от деятельности репродуктивного характера к исследовательской деятельности;
- служит освобождению студентов от необходимости заучивать и конспектировать большие фрагменты текста;
- вносит существенный вклад в стандартизацию деятельности преподавателя, с ее помощью можно выработать единый, объективный подход к оценке учебных достижений студентов;
- способствует активизации учебной мотивации, стимулированию высокой результативности учебной деятельности, создает ситуацию успеха; фиксирует этапы учебного продвижения студента, его успехи и возможные трудности в усвоении материала, таким образом создаёт условия для реализации дифференцированного подхода в обучении;
- позволяет преподавателю стать организатором работы и консультантом для студентов в процессе оучения;
- отвечает требованиям компетентностного подхода, призвана формировать не только общекультурные, но и многие профессиональные компетенции, связанные с когнитивной сферой.
Библиографический список:
1. Аширбагина, Н.Л., Фрик, О.В. Психология. Рабочая тетрадь учебной дисциплины для студентов, обучающихся по всем направлениям (программа подготовки бакалавра). - Омск: ООО «Образование ин-форм», 2016. - 84с.
2. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 с.
3. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед.: в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 1: Общие основы психологии. - С. 520-530.
4. Ушинский, К.Д. Избранные труды / К.Д. Ушинский. - М.: «Дрофа», 2005.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. - М.: Педагогика, 1989.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2015.
7. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Е. Эрганова. - М.: «Академия», 2007.
Сведения об авторе:
Фрик Ольга Владимировна - кандидат философских наук, доцент по специальности «Социальная психология», доцент факультета очного обучения, АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24-я Северная, д. 196/1), e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.11.2019 г.