Научная статья на тему 'Разработка и применение моделей дискретной оптимизации при формировании тестов по информатике'

Разработка и применение моделей дискретной оптимизации при формировании тестов по информатике Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
248
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИ ДИСКРЕТНОЙ ОПТИМИЗАЦИИ / РАЗРАБОТКА ТЕСТИТУЮЩИХ СИСТЕМ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / MODELS OF DISCRETE OPTIMIZATION / WORKING OUT OF TESTING SYSTEMS / COMPUTER TESTING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Колоколов А. А., Ларина Л. В.

Представлен подход к компьютерному тестированию знаний студентов, основанный на использовании задач и методов дискретной оптимизации. Предлагаются математические модели для решения задачи построения оптимального теста, возникающей при контроле знаний по дисциплине «Информатика». Приводятся результаты экспериментальных исследований по этим моделям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Колоколов А. А., Ларина Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and Application of Discrete Optimization Models to Composition of Computer Science Tests

This report offers discrete optimization models for the composition of computer science tests (knowledge of MS Word and Excel) taken by the law students in Omsk F.M. Dostoevsky State University. The results of empirical research are also presented.

Текст научной работы на тему «Разработка и применение моделей дискретной оптимизации при формировании тестов по информатике»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 2. С. 173-175.

УДК 519.8

А.А. Колоколов, Л.В. Ларина

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ДИСКРЕТНОЙ ОПТИМИЗАЦИИ

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТЕСТОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Представлен подход к компьютерному тестированию знаний студентов, основанный на использовании задач и методов дискретной оптимизации. Предлагаются математические модели для решения задачи построения оптимального теста, возникающей при контроле знаний по дисциплине «Информатика». Приводятся результаты экспериментальных исследований по этим моделям.

Ключевые слова: модели дискретной оптимизации, разработка теститующих систем, компьютерное тестирование.

Введение

В настоящее время во многих учебных заведениях широко используются рейтинговые системы оценки знаний студента, которые являются важной составляющей новых образовательных технологий и направлены на повышение эффективности процесса обучения. Рейтинговые системы применяются с целью формирования личностноориентированного процесса обучения, стимулирования регулярной работы студентов, раскрытия их творческих способностей. Такие системы способствуют развитию целостного представления об учебной дисциплине и её межпредметных связях, создают основу для построения новой системы оценки качества знаний.

Использование рейтинговых систем повышает объективность, достоверность и «прозрачность» оценки уровня подготовки студентов. Для получения рейтинговой оценки необходимо пройти несколько этапов контроля (текушдй, промежуточный, рубежный, итоговый), каждый из которых проводится с целью систематической проверки и оценки уровня знаний и практических навыков студента. Наиболее популярной формой промежуточного и рубежного контроля является тестирование, позволяющее дать объективную оценку знаний студентов по изучаемой дисциплине, снизить неоднородность предъявляемых требований и повысить производительность труда преподавателя [4; 5; 9].

Перспективным направлением в данной области является развитие и использование систем компьютерного тестирования, которые позволяют существенно сокращать затраты времени при обработке результатов, формировать базы данных об успеваемости, проводить математическую обработку результатов, обладают рядом других преимуществ по сравнению с традиционным подходом. В отличие от контроля в форме опроса, устного экзамена или зачета, который требует много времени, компьютерное тестирование проводится для студентов всей группы или подгруппы одновременно, тем самым направляя учебный процесс в сторону усиления самостоятельной работы студентов. Именно с помощью компьютерных технологий и заданий в тестовой форме можно создать современные обучающие и тестирующие системы.

© А А. Колоколов, Л.В. Ларина, 2011

174

А.А. Колоколов, Л.В. Ларина

Важное место в разработке тестирующих систем занимает задача формирования оптимального теста, состоящая в отыскании набора вопросов (заданий), который «проверяет» все элементы знаний рассматриваемой дисциплины и является наилучшим с точки зрения определенных критериев. Подбор указанных заданий в рамках традиционной технологии выполняется эмпирически на основе знаний и опыта преподавателя. Вместе с тем для решения этой задачи могут быть применены математические модели и методы.

В Омском филиале Института математики им. Соболева СО РАН и Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского развивается подход к построению систем компьютерного тестирования знаний студентов, основанный на использовании дискретной оптимизации [3; 4; 6-8]. В случае обязательной проверки всех элементов знаний некоторой дисциплины формирование оптимального теста сводится к решению известной задачи о наименьшем покрытии множества или её обобщений [2].

В настоящее время создается тестирующая система для дисциплины «Экономико-математические методы», проводится апробация указанной разработки в учебном процессе, ориентированном на студентов экономического факультета ОмГУ [3; 4]. Кроме того, указанный подход используется для контроля знаний студентов по дисциплине «Информатика» на юридическом факультете этого же университета [6-8].

В данной работе построены модели дискретной оптимизации для решения задачи формирования оптимального теста по учебному курсу, содержащему разделы «MS Excel» и «MS Word», проведены экспериментальные исследования, которые указывают на перспективность рассматриваемого подхода.

Постановка задачи

и математические модели

Дадим математическую постановку задачи. Пусть n - число вопросов, на основе которых формируется тест, m - число элементов знаний рассматриваемой дисциплины. Построим двудольный граф G = (V, W,E) с множествами вершин V = {v1,...,vn}, W = {w1,...,wm} и множеством дуг E е {(vj,w): i = 1,...,m; j = 1,...,n}; вершина vj соответствует вопросу j, а вершина Wj отвечает элементу знаний i, i = 1,...,m; j = 1,...n; V- множество вопросов, W- мно-

жество элементов знаний (см. рис.). Дуга (у,-,^) принадлежит множеству Е, если вопрос У проверяет элемент знаний I

V W

Вопросы Элементы знаний

Граф в = (V, Ш,Е)

Подмножество вершин V ^ V называется покрытием, если для любой вершины из V в множестве Е найдется входящая в нее дуга с началом в некоторой вершине множества V. Предположим, что заданы числа с,> 0 (оценка в баллах }-го вопроса),, = 1,..,П и а - число вопросов в тесте. Требуется найти покрытие, имеющее максимальную суммарную оценку и состоящее из а вершин (вопросов).

Для решения сформулированной задачи используется следующая модель целочисленного линейного программирования (ЦЛП). Введем обозначения:

А - булева (m х n) - матрица с коэффициентами

I Г1, если вопрос j проверяет элемент i,

щ H [_0, иначе;

переменные модели:

I 1, если вопрос j включается в тест,

^ H [_0, иначе;

j=1 ,...,n.

Модель ЦЛП имеет вид:

Zcjxj ^ max (!)

j=1

при условиях:

n

Z ajxj ^ bi >1 = 1>-> m (2)

j=i

n

Z xj = а> (3)

j=i

Разработка и применение моделей дискретной оптимизации

175

Xj £{0,1}, j = 1,...,n. (4)

Целевая функция (1) состоит в максимизации суммарной оценки теста, ограничения (2) обеспечивают проверку i-го элемента знаний не менее bi раз, i = 1,...,m, условие (3) - требование включения в тест a вопросов. Значения b преподаватель может устанавливать отдельно для каждого элемента i в зависимости от его важности. Для решения задачи (1)-(4) могут применяться различные пакеты ЦЛП.

Следует отметить, что ранее нами были построены и апробированы некоторые другие модели, в частности в работе [6] использовалась задача следующего вида:

n

I xj ^ min (5)

j=1

при ограничениях (2), (4). Целевая функция (5) означает минимизацию числа вопросов, включаемых в тест.

Результаты вычислительного

эксперимента

Ранее в работе [6] в соответствии со стандартом курса «Информатика» нами было сформировано множество из 30 элементов знаний раздела «MS Excel» указанной дисциплины. Расчеты, проведенные на основе модели (2), (4), (5), показали, что число включаемых в тест вопросов может быть заметно сокращено по сравнению с существующей практикой (ранее использовался тест из 25 вопросов). В случае bi = 1, i = 1,...,m, получено 6 вариантов теста, включавших по 9 вопросов. При увеличении коэффициентов bi по желанию преподавателя число вопросов в тесте возрастало до 13-15.

С целью апробации модели (1)-(4) были проведены вычислительные эксперименты с различными значениями a, позволившие получить более широкое множество тестов по сравнению с работой [6]. Следует отметить, что для ряда элементов знаний встречалось небольшое число вопросов, с помощью которых они проверялись, поэтому многие из таких вопросов часто входили в оптимальное решение.

Кроме того, были построены такого же типа математические модели и проведены расчеты для раздела «MS Word». В этом эксперименте множество элементов знаний состояло из 17 элементов, а число включаемых в тест вопросов сократилось с 25 до 7. При увеличении значений bi число вопросов в тесте возрастало до 1012. Поиск наилучших значений параметра a для рассматриваемой дисциплины

предполагается продолжить в дальнейших исследованиях.

Расчеты проводились с помощью программы ЦЛП, разработанной в лаборатории дискретной оптимизации ОФ ИМ СО РАН. Экспериментальные исследования показали, что развиваемый подход является достаточно перспективным для создания компьютерной тестирующей системы по дисциплине «Информатика». В дальнейшем предполагается совершенствование полученных математических моделей, их применение к другим разделам указанного курса. Планируется создание компьютерной системы контроля знаний студентов по рассматриваемой дисциплине, разработка алгоритмов и создание программного обеспечения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Емеличев В. А, Ковалев М. М., Кравцов М. К. Многогранники, графы, оптимизация. - М. : Наука, 1981. - 344 с.

[2] Еремеев А. В., Заозерская Л. А, Колоколов А. А. Задачи о покрытии и их приложения // Вычислительные методы и решение оптимизационных задач : материалы междунар. семинара. Новосибирск : ИВМ и МГ СО РАН, 2004. С. 70-76.

[3] Заозерская Л. А, Колоколов А. А, Планкова В. А. Разработка алгоритмов перебора 1_-классов для одной задачи компьютерного тестирования // Ом. науч. вестник. 2008. № 1. С. 12-14.

[4] Заозерская Л. А., Планкова В. А. Применение моделей дискретной оптимизации для разработки автоматизированной системы контроля знаний // Вестн. НГУ. Серия «Информационные технологии». 2008. Т. 6. Вып. 1. С. 47-52.

[5] Калугин К. Х, Щербаков С. М. Компьютерная система тестирования знаний как компонент информационной научно-образовательной среды вуза // Вестн. Академии. 2005. № 1 (20). С. 61-66.

[6] Колоколов А. А., Ларина Л. В. Формирование проверочных тестов по информатике с использованием дискретной оптимизации // Применение новых технологий в образовании : материалы XIX Междунар. конф. Троицк : МОО фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2008. С. 326-327.

[7] Колоколов А. А, Ларина Л. В. Применение дискретной оптимизации для решения задач формирования тестов // Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф.-выставки. Томск : Дельтаплан ; Омск, 2008. С. 118-119.

[8] Ларина Л. В. Применение дискретной оптимизации для решения задач формирования тестов по информатике // Проблемы оптимизации и экономические приложения : материалы IV Всеросс. конф. Ом. филиал Ин-та математики им. Соболева СО РАН. Омск : Полиграф. центр КАН, 2009. С. 228.

[9] Тягунова Т. Н. Культура компьютерного тестирования. Культура проектирования тестового задания : монография. М. : МгУП, 2006. 300 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.