октябрь МО (203) ЗНиСО
29
^ УДК 613.955
РАЗРАБОТКА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ШКОЛЬНОГО УРОКА
И.Э. Александрова, З.И. Сазанюк ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия
В рамках обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия внутришкольной среды необходимы мобильные системы мониторирования урока с позиций его физиолого-гигиенической рациональности. Представлен анкетный метод оценки гигиенической рациональности построения школьного урока. Анкета включает характеристику параметров урока, влияющих на самочувствие, умственную работоспособность учащихся. Для апробации метода использована классическая программа оценки скрининговой эффективности. Данные 106 анкет, заполненных учителями на уроках в 1-9 классах, сопоставлены с результатами хронометражных наблюдений врачами-гигиенистами за организацией учебного процесса и деятельностью школьников на тех же уроках. Комплексная оценка эффективности метода выявила его достаточную степень качества. Использование предложенного метода позволит мобильно оценить гигиеническую адекватность построения школьного урока, в том числе в режиме самоконтроля представителями администрации, педагогами школы.
Ключевые слова: гигиеническая рациональность школьного урока, скрининг-оценка, эффективность метода.
I.E. Aleksandrova, Z.I. Sazanyuk □ DEVELOPMENT AND DETERMINATION OF EFFICIENCY OF METHOD FOR THE HYGIENIC EVALUATION OF THE ORGANIZATION OF A SCHOOL LESSON □ Scientific Center of Children's Health of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia.
Nowadays the mobile systems for monitoring of hygienic rationality of the organization of a school lesson are necessary for ensuring the sanitary-epidemiological well-being of the intraschool environment. Authors of the article had developed questionnaire for the screening assessment of the hygienic rationality of a school lesson planning. The questionnaire includes the characteristics of the lesson, which influence on the schoolchildren mental operability and health. For testing the method authors used a classic program evaluation of screening effectiveness. Data of 106 questionnaires, completed by teachers on the lessons of 1-9 grades, are compared with the results of the chronometer observations of doctors-hygienists. Complex evaluation revealed a sufficient degree of quality of an effective method. This method allows you to quickly assess the hygienic rationality of school lesson. Key words: hygienic rationality, establishment of a school lesson, screening assessment, effectiveness of the method.
Национальная стратегия действий в интересах детей на период 2012-2017 гг., утвержденная Указом Президента Российской Федерации^], определяет необходимость внедрения регулярного государственного мониторинга основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков; проведения мониторинга качества жизни детей; включения в государственный мониторинг системы образования адекватных показателей, характеризующих здоровье обучающихся. Контроль за параметрами внутришкольной среды, в том числе организацией учебного процесса в школе -важнейший компонент системы санитарно-гигиенического мониторинга условий жизнедеятельности детей и подростков.
В соответствии с санитарным законодательством узаконенными формами контроля являются санитарно-эпидемиологическое обследование общеобразовательных организаций, санитарно-гигиенические экспертизы по определенным разделам деятельности и т. д. [5, 6].
От того, насколько рационально с позиций гигиены организован урок, зависит его утомительное воздействие на учащихся. Для оценки организации урока врачами гигиены детей и подростков традиционно используются хроно-метражные наблюдения за учебной деятельностью, занятостью школьников на уроке [8], однако такой способ трудоемок.
Цель исследования - разработка и использование методов, реализацию которых возможно осуществлять в режиме скрининга, в том числе силами представителей администрации школы (завучей), педагогов [3].
Материалы и методы. Для решения этой задачи была разработана анкета [9], включающая характеристику параметров урока (плотность учебной работы, количество видов учебной деятельности, время чередования видов учебной деятельности, наличие эмоциональных разрядок, физкультминуток, продолжительность использования электронных средств обучения), влияющих на самочувствие и умственную работоспособность учащихся. При разработке анкеты и итоговой гигиенической оценке организации урока использовались показатели, предложенные более 30 лет назад [1, 2] и адаптированные с учетом особенностей современного образовательного процесса и широкого использования в обучении цифровых образовательных ресурсов. По итогам анкетирования определялся соответствующий балл по каждому фактору, а затем - суммарный балл по всем факторам урока и уровень его гигиенической рациональности для разных ступеней обучения. В табл. 1 представлена гигиеническая оценка урока для начальной школы.
Урок организован рационально, если по итоговой гигиенической оценке количество
30
ЗНиСО октябрь №>10 (203)
баллов равно от 17 до 21 (при условии соблюдения рационального уровня по факторам 1, 2, 5, 6). Недостаточно рационально организован урок, если итоговое количество баллов находится в диапазоне от 11 до 16 и/или если хотя бы один из факторов урока 1 и/или 2 соответствует недостаточно рациональному уровню. Нерационально организован урок, если при итоговом количестве баллов 10 и менее и/или если хотя бы один из факторов урока 5 и/или 6 соответствует нерациональному уровню.
Для апробации методики, с помощью которой педагоги могут сами оценить гигиеническую адекватность построения школьного урока, была использована классическая программа оценки скрининговой эффективности методов исследования: расчет значимости, определяемой на основании чувствительности (количество истинно положительных результатов при исследовании) и специфичности (количество истинно отрицательных результатов при исследовании), а также определение показателя качества теста [3, 7].
Результаты исследования. Для оценки эффективности метода проанализировано 106 заполненных учителями анкет, характеризующих с гигиенических позиций проведенные ими уроки. Полученные результаты сопоставлялись с данными хронометражных наблюдений за деятельностью школьников и организацией учебной работы на тех же 106 уроках. Хронометраж был проведен врачами-гигиенистами (табл. 2).
Истинно положительные результаты (А+/+)
- это выявление самим педагогом нарушений гигиенических рекомендаций по организации урока, что подтверждается результатами хро- ° нометражных наблюдений на уроке врачом- ^^ гигиенистом. |=
Ложноположительные результаты (В+/-) -это выявление самим педагогом нарушений гигиенических рекомендаций по организации ¡И^ урока при отсутствии таковых нарушений в ^ организации урока по результатам хрономет- Э ражных наблюдений врачом-гигиенистом.
Ложноотрицательные результаты (С-/+) -невыявление педагогом в анкете гигиенических 1— нарушений в организации урока при обнаружении таковых по результатам хронометражных наблюдений врачом-гигиенистом.
Истинно отрицательные результаты (Б(-/-)
- невыявление педагогом в анкете гигиенических нарушений в организации урока, что подтверждается результатами хронометражных наблюдений на уроке, проведенных врачом-гигиенистом.
Чувствительность:
(А/(А + С)) х 100 = (33/(33 + 10)) х 100=76,7 % ^ 0,8.
Специфичность: (Б/(Б + Б)) х 100 = (49/(14 + 49)) х 100 = 77,7 % ^ 0,8
Эффективность метода определяется на основании показателя качества теста (КТ), который является комплексной оценкой чувствительности и эффективности (табл. 3).
Таблица 1. Гигиеническая оценка организации урока для начальной школы
Уровни гигиенической рациональности урока
Факторы урока рациональный недостаточно рациональный 2 балла нерациональный
3 балла 1 балл
1. Плотность урока 60-80 % 81-90 % или менее 60 % более 90 %
2. Количество видов учебной деятельности 4-7 2-3 1 или 8 и более
3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (чтение, письмо, ответы на вопросы и т. д.) не более 10 минут 11-15 минут более 15 минут или менее 5 мин
4. Наличие эмоциональных разрядок 2 и более 1 отсутствуют
5. Непрерывная длительность применения электронных средств обучения (ЭСО), (компьютеров, интерактивных досок (ИД) и т. д.) соответствует гигиеническим нормативам - не соответствует гигиеническим нормативам
6. Суммарная длительность применения ЭСО (компьютеров, ИД и т. д.) соответствует гигиеническим нормативам - не соответствует гигиеническим нормативам
7. Наличие физкультминуток 2 1 нет
октябрь №10 (203)
ЗНиСО
31
Таблица 2. Результаты хронометражных наблюдений урока (выполнены врачом-гигиенистом) ° и анкетирования (выполнены педагогом)
Специалист, проводящий хронометраж Количество уроков при различной скрининговая значимость, Чувствительность, % Специфичность, %
А (+/+) В (-/+) С (+/-) D (-/-)
Врач-гигиенист (в сопоставлении с анкетой, заполненной педагогом) 33 14 10 49 76,7 77,7
Таблица 3. Матрица для определения показателя качества скрининговых методов на основании чувствительности и специфичности
Специфичность Чувствительность
0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1
0,1 - - - - - - - - 0 0,1
0,2 - - - - - - - 0 0,1 0,2
0,3 - - - - - - 0 0,1 0,2 0,3
0,4 - - - - - 0 0,1 0,2 0,3 0,4
0,5 - - - - 0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5
0,6 - - - 0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6
0,7 - - 0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7
0,8 - 0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8
0,9 0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9
1 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1
Выводы. Таким образом, предлагаемый анкетный метод может быть использован для оценки гигиенической рациональности организации урока силами представителей администрации школы (завучей), педагогов. С помощью этого метода можно в скрининг-режиме оценить гигиеническую адекватность построения школьного урока для дальнейшей его оптимизации и уменьшения неблагоприятного воздействия на самочувствие, здоровье учащихся. Рациональное с гигиенических позиций построение школьного урока способствует профилактике снижения утомляемости и повышению функциональных возможностей организма детей в процессе обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агарков В. И. Гигиенические основы нормирования умственной нагрузки младших школьников: автореф. дисс. ... д-ра мед. наук, В.А. Агарков. Ростов-на-Дону, 1987. 40 с.
2. Гигиеническая оценка и оптимизация учебного процесса в младших классах общеобразовательных школ: Методические рекомендации. Донецк, 1986. 18 с.
3. Доказательная медицина для всех: Проект МЫзре-cial.ru, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЬНр://теёзреыа1. ш/-шЫ/%Б 1%81 %Б0%БА%Б 1 %80% В0%Б8%В0%БВ%В0%Б8%В0%БВ%Б0%Б3/ (дата обращения: 01.09.2016).
4. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761.
5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях: СанПиН 2.4.2.2821-10 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189).
6. Системная гигиеническая диагностика санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся: Руководство. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2014. 304 с.
7. Сотникова Е.Н. и др. Мониторинг здоровья детей в образовательных учреждениях - пути реализации / Е.Н. Сотникова, П.И. Храмцов // Школа здоровья. 2010. № 4. С. 7-10.
8. Унифицированная методика гигиенического изучения организации условий и режима учебных занятий с использованием компьютеров: Методические рекомендации /Под. ред. Г.Н. Сердюковской. М., 1987. 91 с.
9. Сухарева Л.М. и др. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность / Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт. Под ред. В.Р. Кучмы. М.: Просвещение, 2012. С.121-122.
Контактная информация:
Александрова Ирина Эрнстовна, тел.: +7 (495) 917-10-60, e-mail: [email protected]
Contact information: Aleksandrova Irina, рИопе: +7 (495) 917-10-60, e-mail: [email protected]
♦ ♦ ♦