JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2016 - V. 23, № 2 - P. 105-1109
УДК: 796/799
DOI: 10.12737/20434
РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ МОДИФИЦИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ ВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
А.П. АНИЩЕНКО*, А.Н. АРХАНГЕЛЬСКАЯ*, Е.А. ДМИТРИЕВА*, А.Л. УРАКОВ**, Е.В. РОГОЗНАЯ***,
Н.Г. ИГНАТОВ***, К.Г. ГУРЕВИЧ *
* ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова»,
Делегатская ул., 20/1, Москва, Россия, 125040 ** Учебно-методический полигон внедрения новых образовательных технологий ЧУПОО Фармацевтический колледж «Новые знания», Новочеркасский бульвар дом 20 корпус 5, Москва, Россия, 109651 *** ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия», ул. Коммунаров, 281, Ижевск, республика Удмуртия, 426034
Аннотация. В работе предложена модифицированная методика преподавания физической культуры для студентов вузов с гиподинамией, основанная на принципах йоги. Методика апробирована в течение года у 225 студентов 1-2 курса (41% - девушки). Проведены антропометрические измерения (объём талии, бедер, роста, веса). Осуществлено анкетирование (анкеты ВОЗ, адаптированные к России). Изучалась локальная температура тела при тепловизионном контроле до и после специальных динамических упражнений (45 мин. - 1,5 часа), обозначенных как «йога-аэробика». Результаты оценивались через 6 мес. тренировки. Отмечено достоверное улучшение поясничной гибкости. Однако, не установлено влияние на такие поведенческие факторы, как курение и питание. Показано, что улучшается выполнение нормативов ГТО студентами.
Ключевые слова: физическая культура, гибкость, йога, студенты, гиподинамия.
DEVELOPMENT AND JUSTIFICATION OF MODIFIED TECHNIQUE OF PHYSICAL TRAINING FOR
STUDENTS
A.P. ANISCHENKO*, A.N. ARKHANGELSKAYA*, E.A. DMITRIEVA*, A.L. URAKOV**, E.V. ROGOZNAYA***, N.G. IGNATOV***, K.G. GUREVICH*
'Moscow State A.I. Evdokimov Medical and Dental University, Delegatskaya str., 20/1, Moscow, Russia, 125040 "Teaching and Training Ground of new educational technologies introduction of the Pharmaceutical College "New Knowledge", Novocherkassk Boulevard Building 20, Building 5, Moscow, Russia, 109651 ***Izhevsk State Medical Academy, Str. Communards, 281, Izhevsk, Republic of Udmurtia, 426034
Abstract. The paper presents the proposed modified technique of teaching physical education for students with physical inactivity, based on the principles of yoga. The procedure was tested for a year from 225 students of 1-2 courses (41% - women). Anthropometric measurements (waist, hips, height, weight) and questionnaires (WHO questionnaires, adapted to Russia) were carried out. The authors studied the local body temperature during thermal control before and after the special dynamic exercises (45 min - 1,5 hours), designated as the "yoga-aerobics." The results were evaluated after 6 months of training. There was a significant improvement in lumbar flexibility. However, the impact on behavioral factors such as smoking and diet, did not found. At the same time, the performance of students TRP standards improved. Key words: physical training, flexibility, yoga, students, hypodynamia.
Введение. В настоящее время около 23% подростков имеют недостаточный вес, а 1,4% имеют лишний вес. При этом соотношение талия/бедро показывает, что у 15,4% подростков имеется абдоминальное ожирение, у 27,9% имеется низкий уровень физической активности, у 36,5% - умеренный уровень физической
активности. Поэтому предлагается рассматривать массу тела и соотношение талия/бедро как критерии оценки адаптации подростков к физической нагрузке [1]. Применяются такие показатели индекса массы тела, внутрибрюшин-ного распределения жира и физической активности для оценки состояния здоровья людей и
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2016 - V. 23, № 2 - P. 105-1109
устойчивости их к физической и психоэмоциональной нагрузке [3]. Ряд авторов показывает, что масса тела, ожирение, абдоминальное ожирение и уровень физической активности взаимосвязаны друг с другом, поэтому эти авторы предлагают учитывать данные показатели для оценки состояния здоровья людей, их устойчивости к болезням, к факторам риска, включая повышенную физическую нагрузку [4].
Недостатком указанных технологий оценки адаптации к физической нагрузке является низкая эффективность, точность и узкая сфера применения, поскольку все они опираются только на показатели анатомического строения тела человека и не учитывают его функциональную активность, а также - резервы адаптации к дозированной физической нагрузке [1]. В частности, известные технологии не учитывают индивидуальную устойчивость здорового человека к дозированной физической нагрузке, а также не включают регистрацию динамики показателя устойчивости пояснично-крестцового, мышечного и суставного комплекса в самые ранние сроки после выполненной человеком дозированной и безопасной нагрузки, примененной в стандартных условиях.
Цель исследования - разработка и обоснование модифицированной методики преподавания физической культуры для студентов
Материалы и методы исследования. В исследование приняли участие 225 человек студентов 1 и 2 курсов МГМСУ им. А. И. Евдокимова г. Москвы, в возрасте 18+22 лет (41% - девушки). Все студенты дали письменное добровольное согласие на участие в исследовании. Работа одобрена этическим комитетом МГМСУ (протокол № 0214 от 27.02.2014 г.). Исследование проводилось в конце учебного года (май 2015).
Критериями включения в исследование служили: отсутствие тяжелых соматических заболеваний, беременности или кормления грудью, сохранность менструального цикла, способность читать и понимать по-русски, подписанное информированное согласие на участие в исследовании, регулярное посещение занятий физической культурой и выполнение нормативов ГТО (для студентов 1 курса - 1 и 2 семестр; для студентов 2 курса - 1-4 семестры).
Критериями исключения были: период менструаций, тяжелые сопутствующие заболевания, прием препаратов, регулирующих уровень
липидов крови, невозможность или несогласие подписать информированное согласие.
Всем студентам проведены антропометрические исследования (рост, вес, измерение окружности талии и бедер). Измерение роста производилось при помощи медицинского ростомера без обуви в положении стоя спиной к шкале делений. Результаты измерений оценивались в сантиметрах (без долей). Вес измерялся механическими напольными весами (SECA) в легкой одежде и без обуви. Результаты измерений оценивались в килограммах (с точностью до 0,5 кг). Окружности талии и бедер (ОТБ) измерялись стандартной мягкой сантиметровой лентой (точность до 0,5 см): талия - в самой узкой части, бедра - в положении стоя, ноги вместе, по уровню самой выступающей части ягодиц. Рассчитывали отношения ОТБ, индекс массы тела.
Было проведено анкетирование обследуемых о привычках питания, семейном анамнезе, характере и регулярности физических нагрузок, особенностях учебы. В ходе работ были использованы анкеты всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), адаптированные для России, для оценки физической активности [1].
Студенты выполняли нормативы ГТО, которые переводились в баллы.
Для оценки локальной температуры тела использовали тепловизор TH91XX (NEC) с функцией цветного инфракрасного изображения объекта на экране в зависимости от его локальной температуры в диапазоне +26 - +37°С. Регистрировали инфракрасное излучение со всей площади поясничной области спины после кратковременного ее оголения в условиях помещения с температурой воздуха +25 - +26°С. Регистрацию проводили серии последовательных наклонов вперед с кратковременным касанием пола пальцами или ладонями двух рук и разгибаний в положении стоя на полу с прямыми ногами, выпрямленными в коленях, со ступнями ног, расположенными параллельно на ширине 10-15 см. Упражнение выполнялось на протяжении 2-х минут с интенсивностью 18 - 22 в минуту. При выявлении локальной гипертермии после завершения упражнения повторно измеряли локальную температуру каждые 3 мин на протяжении до 30 мин (до восстановления нормальной температуры).
Биоимпедансный анализ (БИА) проводили прибором «Медасс» АВС-01. Измерения проводили лежа (горизонтальная поверхность, на спине). По два электрода располагали на руке (тыльная сторона запястья и 2,5 см книзу) и ноге (область голеностопного сустава и 2,5 см книзу). Время измерения - порядка 5 сек. Определяли содержание жировой и мышечной ткани в процентах, уровень основного обмена. По содержанию жировой ткани [1] выделили 3 группы студентов: с недостаточной массой тела, с нормальной массой тела и с избыточной массой тела.
После первичного скрининга была сформирована на добровольной основе группа из 35 студентов с избыточной массой тела (45% -девушки), которая занималась по модифицированной методике. При разработке комплекса упражнений мы исходили из того, что наиболее часто для увеличения гибкости используется йога [3,5]. Однако статические упражнения не вызывают интереса у студентов. Мы взяли последовательность упражнений аштанга-вильясы йоги, заменив статические упражнения, на их многократное повторение (3-5 раз
для начинающих, до 10 раз для продолжающих). В таком виде упражнения можно делать под ритмичную музыку, что увеличивает их привлекательность для студентов. Разработанную модифицированную методику мы назвали «йога-аэробика». Длительность занятия составляет от 45 мин до 1,5 ч (в зависимости от тренированности занимающегося). Сложность выполняемых упражнений также задается в зависимости от степени тренированности. Преимуществом данной методики является то, что упражнения составляют единый комплекс, начинающийся с разогрева, постепенно переходящий к «проработке» отдельных элементов пояснично-крестцового соединения: вначале прямых, после - косых мышц. Повторение упражнений (от занятия к занятию) дает возможность занимающемуся легко выучить последовательность упражнений, а затем выполнять их самостоятельно без инструктора. Кроме того, имеется возможность проработки отдельных упражнений или их компонентов вне общего комплекса.
Результаты обучения по модифицированной методике оценивались через 6 месяцев.
Все изучаемые параметры соответствовали нормальному закону распределения, что было установлено с помощью А-критерия. Дисперсии сравнивали методом Фишера. Сравнение средних величин проводили при помощи Ь-критерия Стьюдента при равенстве дисперсий и Т-критерия Уэлча - при неравенстве. Отличия считали значимыми с р<0,05.
Таблица 1
Сравнение изучаемых показателей в зависимости от наличия или отсутствия нарушений массы тела по результатам БИА
Параметр Курение Недостаток массы тела Нормальная масса тела Избыток массы тела
Юноши | Девушки Юноши | Девушки Юноши | Девушки
Группа 1 2 3
ОТБ Да 0,86±0,17 3 0,71±0,12 *3 0,94±0,21 0,75±0,15 *3 1,20±0,13 1 0,95±0,15 *1,2
Нет 0,82±0,12 3 0,69±0,14 *3 0,92±0,11 0,73±0,19* 1,11±0,14 1 0,96±0,16 *1
Средний балл ГТО Да 4,4±0,13 4,3±0,1 3 4,4±0,2 4,3±0,2 4,1±0,2 1 3,9±0,3 1
Нет 4,5±0,2 4,4±0,2 3 4,5±0,3 4,5±0,1 4,3±0,2 4,0±0,2 1
Средний балл, гибкость Да 4,5±0,13 4,5±0,2 3 4,2±0,2 4,1±0,3 3,2±0,4 1 3,5± 0,2 1
Нет 4,6±0,13 4,7±0,1 4,3±0,1 4,6±0,2 * 3,4±0,3 1 3,8±0,3 *1
Среднее время восстановления локальной температуры, мин Да 2,9±0,5# 23 2,8±0,4 # 23 5,3±1,2 # 1-3 5,2±2,0 # 1-3 18,1±3,3 # 1,2 14,4± 2,9 *# 1,2
Нет 1,7±0,6 3 2,0±0,7 3 1,9±1,1 3 2,3±1,5 3 11,5±3,8 1,2 5,8±2,7 * 1,2
Мышечная масса, % Да 21,8±2,5 22,2±2,7 i 24,7±3,4 # 23,3±2,8 # 20,1±2,7 19,1±2,5 1
Нет 21,9±3,5 2 23,0±2,9 29,1±3,7 1,3 28,7±1,6 1,3 22,2± 4,1 2 21,6± 3,8 2
Сидячее положение в течение дня, час Да 8,2±1,1 #3 7,5±0,9 3 10,1±1,2 # 3 10,5±1,5 # 12,5±1,7 # 1,2 11,4±1,6 # 1
Нет 5,9±0,8 3 6,1±0,9 3 6,0±1,1 7,2±1,0 * 7,3±1,4 1 8,8±1,3 * 1
Примечание: р<0,05, * - отличия от юношей, # - отличия курильщиков, 1, 2, 3 - отличия от
соответствующей группы
10ШМАЬ ОБ ШШ МБЭТСАЬ ТБСНМОШСТББ - 2016 - V. 23, № 2 - Р. 105-1109
Результаты и их обсуждение. Как следует из данных табл. 1, основные различия связаны с наличием избыточной массы тела и курением. При этом ухудшается физическая тренированность студентов, в первую очередь, гибкость; отмечается снижение доли мышечной массы, увеличивается среднее время восстановления локальной температуры в поясничной области после выполнения наклонов, количество времени в течение дня, которое студент проводит в сидячем положении.
С нашей точки зрения, снижение гибкости, увеличение времени восстановления локальной температуры и избыток массы тела во многом взаимосвязаны с сидячим образом жизни. Фактически сидячий образ жизни может приводить к тому, что пояснично-крестцовое сочленение мало тренируется, что вызывает в низкую гибкость и длительное восстановление локальной температуры после наклонов. С другой стороны, сидячий образ жизни сопряжен с более низким уровнем затрат энергии на сократительную активность мышц (по сравнению с подвижным образом жизни), что может приводить к накоплению избыточной массы тела из-за неадекватности поступающей и расходуемой энергии.
Таблица 2
Сравнение изучаемых показателей в группе студентов, занимавшихся по модифицированной методике
Параметр Курение Юноши Девушки
ОТБ Да 1,15±0,11 0,89±0,13 "$
Нет 1,02±0,13 $ 0,86±0,14 *
Средний балл ГТО Да 4,3±0,3 4,1±0,2
Нет 4,4±0,2 4,2±0,3
Средний балл, гибкость Да 3,7±0,3 $ 4,0± 0,3 $
Нет 4,1±0,3 $ 4,1±0,4
Среднее время восстановления локальной температуры, мин Да 12,2±4,5 # $ 11,0± 2,5 "$
Нет 9,7±4,1 $ 5,3±2,7 *
Мышечная масса, % Да 20,5±2,5 19,3±2,8
Нет 23,2± 5,3 22,2± 4,3
Сидячее положение в течение дня, час Да 12,3±1,6 # 11,3±1,7 #
Нет 7,4±1,5 9,0±1,7
Примечание: р<0,05; * - отличия от юношей; # - отличия курильщиков; $ - отличия от исходных параметров
Мы не нашли принципиальной разницы в изучаемых показателях у студентов 1 и 2 курса.
Между тем, студенты 2 курса уже год занимались физической культурой в вузе. Если для студентов 1 курса можно было бы предположить, что найденные различия связаны с различным уровнем качества преподавания физической культуры ранее, то для студентов 2 курса такое предположение не оправдано, т.к. они уже на протяжении четырех семестров регулярно занимаются физической культурой и сдают нормативы.
Таким образом, можно предположить, что существующая методика преподавания физической культуры в вузе не решает проблемы гиподинамии, избыточной массы тела и недостаточной гибкости в поясничном отделе позвоночника. Поэтому необходима разработка модифицированной методики преподавания физической культуры.
В ходе бесед со студентами, имеющими избыток массы тела, было выяснено, что им занятия физической культурой «не интересны», и их основная мотивация при посещении занятий -получение зачета. Исходя из этого, мы попытались разработать методику, направленную на изменение мотивации студентов к занятиям физической культурой. При этом мы уделили основное внимание упражнениям на гибкость.
Занятия с группой студентов (35 чел с избыточной массой тела) через полгода привели к следующим основным результатам (табл. 2): отмечена тенденция к улучшению выполнению нормативов ГТО, в первую очередь, за счет гибкости; уменьшилось время восстановления локальной температуры тела в области поясницы. Есть частично достоверные изменения в отношении ОТБ, в первую очередь, выявленные у юношей за счет уменьшения объема талии. В среднем редукция веса произошла на 17,5±4,6 кг у юношей и на 13,2±5,6 кг у девушек. Имеется тенденция к увеличению мышечной массы. Однако время, проведенное в сидячем положении, не изменилось.
Опрос показал, что 89% студентов нравится новая форма занятий, и они готовы заниматься по модифицированной методике, 65% опрошенных заявили, что им необходимы дополнительные информационные материалы по проблеме. В тоже время нами не было отмечено изменения числа курильщиков или изменений в пищевом поведении студентов, занимающихся по модифицированной методике.
Заключение. Разработанная нами модифицированная методика занятий физической культурой, как показало пилотное исследование, справляется с поставленной задачей: улучшением поясничной гибкости студентов. Есть основания полагать, что данная методика
Литература
1. Ющук Н.Д., Маев И.В., Гуревич К.Г. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. М.: Практика, 2015. 416 с.
2. Dowse G.K., Zimmet P.Z., Gareeboo H., George K., Al-berti M.M., Tuomilehto J., Finch C.F., Chitson P., Tulsi-das H. Abdominal obesity and physical inactivity as risk factors for NIDDM and impaired glucose tolerance in Indian, Creole, and Chinese Mauritians // Diabetes Care. 1991. Vol. 14, №4. Р. 271-282.
3. Kim S., Bemben M.G., Knehans A.W., Bemben D.A. Effects of an 8-Month Ashtanga-Based Yoga Intervention on Bone Metabolism in Middle-Aged Premeno-pausal Women: A Randomized Controlled Study // J Sports Sci Med. 2015. Vol. 14, №4. Р. 756-768.
4. Ladabaum U., Mannalithara A., Myer P.A., Singh G. Obesity, abdominal obesity, physical activity, and caloric intake in US adults: 1988 to 2010 // Am J Med. 2014. Vol. 127, №8. Р. 717-727.
5. Strahm M.F., Cohen M., Borg-Olivier S. University-based online yoga education: A pilot study of students' experience // Int J Yoga. 2016. Vol. 9, №1. P. 86.
будет более востребованной со стороны обучающихся. Однако она не способна воздействовать на другие поведенческие факторы риска: курение, питание. Поэтому необходима разработка других, комплексных методик.
References
Yushchuk ND, Maev IV, Gurevich KG. Zdorovyy obraz zhizni i profilaktika zabolevaniy. Moscow: Praktika; 2015. Russian.
Dowse GK, Zimmet PZ, Gareeboo H, George K, Alberti MM, Tuomilehto J, Finch CF, Chitson P, Tulsidas H. Abdominal obesity and physical inactivity as risk factors for NIDDM and impaired glucose tolerance in Indian, Creole, and Chinese Mauritians. Diabetes Care. 1991;14(4):271-82.
Kim S, Bemben MG, Knehans AW, Bemben DA. Effects of an 8-Month Ashtanga-Based Yoga Intervention on Bone Metabolism in Middle-Aged Premenopausal Women: A Randomized Controlled Study. J Sports Sci Med. 2015;14(4):756-68.
Ladabaum U, Mannalithara A, Myer PA, Singh G. Obesity, abdominal obesity, physical activity, and caloric intake in US adults: 1988 to 2010. Am J Med. 2014;127(8):717-27.
Strahm MF, Cohen M, Borg-Olivier S. University-based online yoga education: A pilot study of students' experience. Int J Yoga. 2016;9(1):86.