УДК 37.013
РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
© 2011 Е. А. Алисов
канд. пед. наук, доцент каф. педагогики и психологии развития e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье рассматриваются актуальность, основные положения и практическая значимость концепции формирования экологически безопасной образовательной среды, разработанной в контексте научного педагогического исследования
Ключевые слова: экологически безопасная образовательная среда, сенсорноэкологический подход, модель образовательной среды, экологическое образование, экологическая культура.
Современная образовательная среда нуждается в оптимальных концептуальных основах ее формирования, соответствующих объективным условиям развития личности. Обеспечение экологической безопасности страны провозглашается важнейшей государственной задачей в статье 72-д Конституции Российской Федерации. Как отмечает Л. В. Егорова, «речь идет, в первую очередь, о гуманитарном аспекте обеспечения экологической безопасности страны, об утверждении новой мировоззренческой доминанты в обществе - о формировании экологической культуры. Экологическое мировоззрение - природный защитно-приспособительный механизм как индивида, так и социального организма в целом, который необходимо срочно корректировать в русле выживания нации перед лицом экологической опасности. В связи с этим экологическое образование (включая воспитание) и просвещение, в особенности подрастающего поколения, имеют исключительное значение. Фактически, это - вопрос выживания или деградации нации, а потому и дело государственной важности» [Егорова 2004].
Обозначилась востребованная педагогикой нынешнего века возможность специальной научной разработки концепции формирования экологически безопасной образовательной среды; принятие ее как педагогического феномена позволяет перевести закономерности отбора и структурирования содержания образования в качественно иные форматы, обеспечивающие экологическую защищенность субъектов образовательного процесса.
Наметившаяся потребность разработки концепции формирования экологически безопасной образовательной среды обусловлена существующими противоречиями ме-ждудинамичностью современных преобразований в социокультурном и природном окружении развивающейся личности и образом мира, складывающемся в сознании субъектов под влиянием условий образовательной среды; между необходимостью направленности процесса формирования образовательной среды на оптимум взаимодействия личности и окружающего мира и отсутствием обязательной для достижения такого оптимума педагогической концепции; между потребностями современной школы в соответствии экологическим параметрам безопасности локальной образовательной среды и отсутствием научно разработанной концепции, обеспечивающей целостное представление о специальных механизмах отбора и структурирования содержательных элементов образовательной среды; между повышением требований к специалистам сферы об-
разования, предъявляемых значимостью освоения в рамках профессиональной деятельности основ формирования образовательной среды, и неготовностью субъектов образовательного процесса к инновационному конструированию педагогической реальности.
Методологическим базисом разработки и обоснования концепции формирования экологически безопасной образовательной среды выступает сенсорно-экологический подход - методологическое научное направление, ориентированное на оптимизацию взаимодействия личности и окружающего мира по сенсорным каналам мировосприятия. Сенсорно-экологический подход определяет содержание трех структурных эпи-стемических пространств:
- парадигмы, которая включает общую экологическую проблематику теории формирования образовательной среды - набор основных понятийных регулятивов -идейного базиса конкретного направления педагогической деятельности: феномен образования - экологическое образование - экологическая культура - культура экологической безопасности - экологический идеал - сенсорно-экологические представления развивающейся личности - отношение к сенсорно воспринимаемому миру природы -технологии и стратегии взаимодействия с миром природы на основе сенсорных контактов, а также характеристику онтологической картины и др.;
- синтагмы, которая включает операционное основание подхода: соответствие особенностям мировосприятия как основы жизнедеятельности личности в образовательной среде; язык понимания - профессиональный язык практической педагогической деятельности по формированию образовательной среды с текстовым сопровождением процесса мыслительного и знакового оформления проекта будущей среды - проектный дискурс, а также аргументацию педагогических целей и др.;
- прагматики, которая включает критическую рецепцию - ценностное «прочувствование» аспектов использования избранного методологического базиса; разрешенный вектор употребления элементов синтагмы и парадигмы - экофильная ориентация развивающейся личности и запрещенный вектор употребления элементов синтагмы и парадигмы - некрофильная ориентация развивающейся личности и др.
Сенсорно-экологический подход опирается на принцип когеренции, модифицированный, адаптированный и экологически ориентированный на педагогическое исследование. В основе принципа лежит идея, что некие взаимосвязанные, самосогласованные категории, сопоставимые с каким-либо надмодальным феноменом, могут формировать единую систему, в которой каждая из них занимает свое определенное место; когеренция подразумевает выявляемый оптимум соотношения таких категорий; когерентность является такой характеристикой, которую та или иная категория сама по себе, изолированно, не может иметь, а приобретает только в самосогласовании нескольких или по крайней мере двух категорий. Модификация принципа когеренции, подразумевающая его экоориентацию, выявляет значимые в рамках концепции формирования экологически безопасной образовательной среды категории и характеризует экологически обоснованную суть их взаимосвязи.
Экологически безопасная образовательная среда понимается как система психо-лого-педагогических условий и влияний, обеспечивающих возможности развития личности в состоянии защищенности от негативного воздействия экологических факторов и оптимальности взаимодействия с миром природы.
Категориальный смысл понятия экологически безопасной образовательной среды ценностно регулируется феноменом культуры экологической безопасности. Культура экологической безопасности представляет собой целостный, многоуровневый и полифункциональный феномен, выступающий релевантностным компонентом экологической культуры, формирующийся в процессе развития представлений, отношения,
технологий взаимодействия личности и мира природы за счет обеспечения личностной защищенности от экологически неприемлемых рисков, угроз, опасностей и вызовов.
Формирование экологически безопасной образовательной среды подразумевает полифункциональную педагогическую деятельность, направленную на создание новых или преобразование имеющихся объектов образовательной среды с целью обеспечения эффективного взаимодействия всех компонентов среды, направленного на усиление образовательного влияния на субъектов образования путем обеспечения их экологической защищенности, возможной за счет оптимизации действия значимых экологических факторов.
Концепция формирования экологически безопасной образовательной среды представляет собой педагогически обоснованную совокупность научных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления оптимизации взаимодействия субъектов образовательного процесса с пространственно-предметным, социальным, технологическим компонентами образовательной среды и является методологической основой обеспечения их экологической безопасности. Она включает в себя: теоретикометодологическое и эмпирическое обоснование научной проблемы; модель экологически безопасной образовательной среды; технологию реализации воспитательнодидактического потенциала экологически безопасной образовательной среды; педагогические условия эффективности процесса формирования экологически безопасной образовательной среды; праксеологические характеристики обеспечения экологической защищенности личности в образовательной среде.
Модель экологически безопасной образовательной среды является продуктом проектного дискурса в рамках целенаправленного педагогического проектирования образовательной среды и выступает системообразующим компонентом концепции. В центре педагогического проектирования образовательной организации находится ученик с его жизненными интересами. Модель отражает категориальный кластер направленности, включающий категории потребности, мотива, ценности, идеала, и подразумевает нацеленность на создание зоны экологически безопасного развития всех субъектов образовательной среды.
Теоретико-методологическая база формирования экологически безопасной образовательной среды включает в себя:
- источники формирования экологически безопасной образовательной среды, дифференцирующиеся на значимых объектах окружающего мира природы и взаимосвязях собственно природы и индивидуальных психических проявлений личности;
- факторы формирования экологически безопасной образовательной среды: современное качество информации об объектах и явлениях окружающего мира; актуальность, востребованность и возможность качественного преобразования природной действительности; состояние общей экологической образованности в данных условиях развития социума; сообразность целей формирования экологически безопасной образовательной среды общим целям формирования содержания образования; необходимые, в свете экологической обстановки, характеристики личности, обозначающие с точки зрения экологической безопасности ориентиры на результат, продукт образовательного процесса в условиях данной образовательной среды;
- принципы формирования экологически безопасной образовательной среды: взаимосвязи содержательных компонентов образовательной среды сообразно информации глобального, национального и краеведческого уровней относительно параметров экологической безопасности; статусной принадлежности субъекта безопасного взаимодействия с миром природы; комплементарности; междисциплинарности.
Технология реализации воспитательно-дидактического потенциала экологически безопасной образовательной среды подразумевает совокупность аналитико-
стимулирующего, содержательно-деятельностного и рефлексивного этапов, представляющую собой комплекс приемов, способов и механизмов конструирования пространственно-предметного, социального и технологического компонентов образовательной среды. Перспективным ориентиром осуществления практической педагогической деятельности по формированию экологически безопасной образовательной среды выступает экологический идеал - эталонное представление личности о должных качественных параметрах безопасности окружающего мира природы.
Эффективность реализации концепции формирования экологически безопасной образовательной среды доказывает динамика уровня развития сенсорно-экологических представлений личности, отношения к сенсорно воспринимаемому миру природы, технологий взаимодействия с миром природы на основе сенсорных контактов.
В качестве педагогических условий эффективности использования концепции формирования экологически безопасной образовательной среды выступают:
- признание образования как сложной, открытой, саморазвивающейся системы;
- постоянный акцент практических педагогических действий на обеспечении безопасного оптимума взаимодействия формирующейся личности и образовательной среды;
- направленность на экологический идеал организации индивидуального образовательного пространства личности на основе учета ценностной регуляции феномена культуры экологической безопасности как на уровне социальных установок, так и на уровне индивидуальных аксиологических фильтров;
- учет пространственно-предметного, социального и технологического компонентов образовательной среды в совокупности, обусловленной экологически ориентированным принципом когеренции;
- упреждающее психолого-педагогическое воздействие на вызовы, угрозы, опасности, риски, возникающие в самой образовательной среде;
- признание объективно значимыми праксеологических факторов эффективности процесса формирования экологически безопасной образовательной среды и страте-гически-аналитических ошибок практической педагогической деятельности, которые были реально вскрыты в процессе научно-педагогического исследования;
- обеспечение чистоты терминологических лексических значений в процессе введения в тезаурус теории и практики образования терминов экологически безопасной модальности.
Разработанная концепция формирования экологически безопасной образовательной среды в ее теоретическом и прикладном аспектах обеспечивает возможность непосредственного руководства педагогической деятельностью в реальной практике формирования образовательной среды. Она определяет общую проблематику теории формирования образовательной среды в аспекте обеспечения ее экологической безопасности. Научно оформленная концепция применима к использованию при организации учебно-воспитательной работы на педагогических факультетах; в процессе переподготовки педагогических кадров; при организации педагогической практики студентов, при составлении программ учебной и производственной практик.
Использованный в рамках эмпирического обоснования концепции методический инструментарий позволяет осуществить целенаправленный процесс педагогического зондирования актуального состояния и возможностей использования концепции в условиях реальной образовательной среды, под которым подразумевается комплексный анализ и изучение актуального состояния и потенциальных возможностей образовательной среды в перспективе дальнейших преобразовательных действий.
Выявленные педагогические условия эффективности процесса формирования экологически безопасной образовательной среды на аналитико-стимулирующем, со-
держательно-деятельностном и рефлексивном этапах в совокупности выполняют про-филактико-прогностическую функцию, потенциально обеспечивая реальность преобразования и оптимизации условий локальной образовательной среды конкретных образовательных учреждений различного статуса.
Осуществленная в соответствии с праксеологической нацеленностью на анализ процесса формирования экологически безопасной образовательной среды критическая рецепция результатов осуществленной работы выявила принципиально значимые аспекты практической педагогической деятельности, потенциально опасные в контексте возможности нежелательных отклонений от методологических регулятивов и стратегической линии обеспечения экологической безопасности, - стратегически-аналитические ошибки. В качестве возможных аналитико-диагностических стратегиче-ски-аналитических ошибок выступили: недостаточно пристальное внимание к феномену образовательной среды как объекту практической педагогической деятельности; недооценка экспериментально установленных фактов, обусловленных типом образовательного учреждения, функционирующего в данной среде, возрастными особенностями обеспечения экологической безопасности; переход за грань концептуальных требований принятой концепции; ошибки нарушения лексической обрамленности концепции; недостаточная степень анализа факторов дестабилизации состояния экологической безопасности образовательной среды; упущение из вида факта того, что образовательная среда развивающейся личности, наряду с целенаправленным воздействием со стороны педагога, может формироваться и стихийно, бесконтрольно, сама по себе; недостаточная степень соответствия готовности к формированию экологически безопасной образовательной среды и требований к правовому, финансовому, техническому обеспечению концепции, возможностей кадрового педагогического состава, контингента учащихся; неадекватная концепции оценка педагогических ситуаций в рамках образовательного процесса. Возможные прогностические стратегически-аналитические ошибки - недооценка или намеренное ограничение функционального действия концепции; игнорирование избыточного проявления ограничительных тенденций по отношению к формирующемуся варианту образовательной среды; чрезмерное расширение действия концепции; опасности искусственного насаждения концепции за границы сферы образования, что не предусмотрено предлагаемым инструментарием; опора в формировании образовательной среды лишь на факторы, действующие в настоящее время.
На основе экспериментальных данных разработаны технологические карты исходного состояния локальной образовательной среды учреждений разного типа как объекта формирования экологически безопасной образовательной среды. Определены средообразовательные стратегии управления конструированием составляющих образовательной среды, обеспечивающих экологическую защищенность личности субъектов.
Систематизированный материал позволяет привлечь внимание специалистов разного профиля к необходимости дальнейшего теоретического и экспериментального изучения актуальных вопросов обеспечения экологической безопасности образовательной среды. Концепция формирования экологически безопасной образовательной среды может быть востребована при составлении нормативных документов для студентов, магистрантов, обучающихся по направлению «Педагогика», а также при создании программ, методических рекомендаций для работников сферы образования в системе повышения их квалификации.
Библиографический список
Викторов А. Ш. Философия безопасности в контексте гуманитарного миропонимания глобальных проблем // Глобализация и социальные изменения: материалы научной конференции 2006: сб. науч. докладов. М.: Изд-во МГУ, 2006.
Глазачев С. Н., Когай Е. А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. М.: Горизонт,1999. 174 с.
Егорова Л. В. Экологическая безопасность страны - условие выживания нации [Электронный ресурс] // Внешкольная экология: [сайт]. Ц^:
http://www.eco.nw.ru/lib/data/10/04/010410.htm (дата обращения: 13.10.10).
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Безопасность образовательной среды детских учреждений: психолого-педагогический аспект: учеб. пособие. М.: Экон-Информ, 2009. 386 с.
Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.