УДК 378.016
РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ИХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
Г. М. Гринберг1, Ю. С. Николаева2
1 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 2Красноярский государственный университет имени В. П. Астафьева Росийская Федерация, 660049. г. Красноярск, ул А. Лебедевой, 89 E-mail: [email protected], [email protected]
Развитие информационных и коммуникационных технологий привело к возможности создания электронных образовательных ресурсов (ЭОР), которые являются важнейшей составляющей всех направлений деятельности современного преподавателя. Предложен подход создания ЭОР, основанный на модели их жизненного цикла.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, жизненный цикл, модель.
DEVELOPING ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES ON THE BASIS OF THEIR LIFE CYCLE MODEL
G. M. Grinberg1, Yu. S. Nikolayeva2
1Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation 2Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected]
Development of information and communication technologies results in a possibility to create the electronic educational resources (EER) which are the most important component of all activities of a modern educator. The research proposes an approach to create EER based on the model of their life cycle.
Keywords: electronic educational resources, life cycle, model.
Сегодня модернизация системы отечественного образования обусловлена необходимостью поиска новых подходов к организации учебного процесса. Один из подходов тесно связан с информатизацией образования. В настоящее время информатизация образования вступает на качественно новый уровень, так как решается задача эффективного использования электронных образовательных ресурсов для конструирования учебного процесса и организации взаимодействия всех субъектов этого процесса. С применением и созданием электронных образовательных ресурсов, которые позволяют управлять самостоятельной работой студентов на принципиально новом организационном уровне, связаны перспективы развития различных технологий обучения [1].
Современный учебный процесс, протекающий в вузе, неразрывно связан с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Под электронным образовательным ресурсом будем понимать образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий структуру, предметное содержание и метаданные о них [2]. Такие образовательные ресурсы могут применяться практически во всех видах учебных занятий, используемых в традиционном обучении. В случае
организации дистанционного и online обучения ЭОР становятся основным источником учебного материала.
В процессе изучения дисциплин по образовательной программе вуза, обучающимся необходимы доступные ЭОРы, обеспечивающие их информационную потребность по различным направлениям подготовки, поэтому разработка таких ресурсов является важной задачей, решение которой должно быть направлено на обеспечение следующих требований:
1. Унификация ЭОР по соответствующим федеральным стандартам.
2. Высокий уровень мультимедийности ЭОР.
3. Централизованное хранение, сопровождение и предоставление доступа к ЭОР всем участникам образовательного процесса, в том числе через сеть Интернет.
4. Активное использование ЭОР при реализации образовательных программ, в том числе:
- создание условий для самостоятельной работы над учебным материалом, позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и время работы, а также темп учебного процесса;
- более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности;
Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
- возможность взаимодействия с моделями изучаемых объектов и процессов и виртуальными образами изучаемых объектов и явлений (когнитивная графика);
- возможность представления уникальной информации мультимедиа-средствами;
- возможность автоматизированного контроля знаний, умений и навыков;
- структурированность и возможность автоматизированного поиска информации;
- возможность распространения на локальных носителях;
- расширение учебных модулей по осям: включение новой темы, новых педагогических методик в новые вариативы [3].
В соответствии с описанными требованиями, необходимо создавать ЭОР с возможностью модернизации, которая должна происходить по восходящей спирали, каждый виток которой представляет из себя жизненный цикл ЭОР, под которым согласно ГОСТ Р 52656-2006 следует понимать развитие электронного образовательного ресурса, начиная от замысла и заканчивая снятием с эксплуатации [4].
Авторами работы предлагается при разработке ЭОР использовать модель их жизненного цикла (см. рисунок), которая может быть построена на основе подходов, предложенных в ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288 [5].
Предлагаемая модель отражает динамику жизненного цикла ЭОР, который разбит на несколько стадий, предназначенных для формирования систем, обеспе-
чивающих весь жизненный цикл ЭОР. Обеспечивающие системы (как и любая система) имеют свой собственный жизненный цикл, который привязывается и синхронизируется с циклом всей рассматриваемой системы. В данной модели это реализовано в виде требований ЭОР к обеспечивающим системам и услугам обеспечивающих систем, оказываемых ЭОР.
Целью каждой стадии, формирующей систему, обеспечивающую весь жизненный цикл ЭОР, является формирование определенного набора документов и технических решений, используемых в качестве исходных для последующих стадий. Этот процесс завершается проверкой предложенных решений и документов на их соответствие сформулированным требованиям и начальным условиям.
Жизненный цикл ЭОР образуется в соответствии с принципом нисходящего проектирования и носит итерационный характер:
- во-первых, реализованные этапы, начиная с самых ранних, циклически повторяются в соответствии с изменениями требований и внешних условий, введением ограничений и т. п.;
- во-вторых, ЭОР развивается на протяжении всего жизненного цикла. Это развитие происходит в результате действий, осуществляемых и управляемых людьми, включенных в процессы этого развития. Поэтому на каждой стадии жизненного цикла ЭОР необходимо итерационное взаимодействие авторов учебных материалов, методистов, разработчиков компьютерных средств и др.
Потребность в электронном образовательном ресурсе
I
Замысел ЭОР
Г I
I , г
Требования рассматриваемого ЭОР к обеспечивающим системам
Услуги обеспечивающих систем, предоставляемые рассматриваемому ЭОР
Разработка ЭОР
Создание ЭОР
Поддержка ЭОР
Применение ЭОР
Модернизация ЭОР
Замысел Разработка Создание Поддержка Применение Модернизация
Рассматриваемый электронный образовательный ресурс
Методические задачи, решаемые электронным образовательным ресурсом
Модель жизненного цикла электронного образовательного ресурса
Благодарность. Авторы статьи выражают признательность и благодарность Благотворительному фонду В. Потанина за оказанную материальную поддержку проекта «Разработка новой магистерской программы «Конструкторско-технологическое обеспечение разработки, изготовления, испытаний и эксплуатации систем управления ракетно-космической техники», одним из результатов реализации которого является написание настоящих материалов.
Библиографические ссылки
1. Бужинская Н. В. Применение электронных образовательных ресурсов в процессе обучения программированию будущих учителей информатики // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (октябрь 2012, г. Челябинск). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 199-202.
2. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. М. : Стандартинформ, 2017. 12 с.
3. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М. : Агентство «Идеальный сервис», 2004. 320 с.
4. ГОСТ Р 52656-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Общие требования. М. : Стандартинформ, 2007. 8 с.
5. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005. Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем. М.: Стандартинформ, 2006. 57 с.
References
1. Buzhinskaya N. V. Application of electronic educational resources in the course of training in programming of future teachers of informatics // Pedagogics: traditions and innovations: materials Ilofinternational scientific conference (Chelyabinsk, October, 2012). Chelyabinsk : Two Komsomol member, 2012. P. 199-202.
2. GOST P 52653-2006. Information and communication technologies in education.Terms and definitions. M. : Standartinform, 2017. 12 p.
3. Osin A. V. Multimedia in education: informatization context. M. : Ideal Service agency, 2004 320 p.
4. GOST P 52656-2006 Information and communication technologies in education. Educational Internet portals of federal level. General requirements. M. : Stan-dartinform, 2007. 8 p.
5. GOST P ISO/MEK 15288-2005. Information tech-nology.System engineering.Processes of life cycle of systems. M. : Standartinform, 2006. 57 p.
© Гринберг Г. М., Николаева Ю. С., 2017