РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО КАДАСТРУ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Виктор Николаевич Клюшниченко
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, канд. техн. наук, профессор кафедры кадастра СГГА, тел. (913)4509457, e-mail: kimirs@yandex.ru.
Нэлли Викторовна Тимофеева
Великолукская сельскохозяйственная академия, 181100, Россия, г. Великие Луки, пр. Ленина, 2, канд. техн. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных языков, тел. (811)5336587, e-mail: palki-elki@yandex.ru.
В статье описан порядок работы с учебным пособием, представленном в электронном виде по материалам, прочитанным авторами в течение 2006-2013 годов Сибирской государственной геодезической академии.
Ключевые слова: государственный кадастр недвижимости, природные ресурсы, классификация природных ресурсов, кадастр природных ресурсов, базы данных, строка главного меню электронного учебного пособия, поиск информации.
DEVELOPMENT OF ELECTRONIC TEXTBOOK OF NATURAL RESOURCES CADASTRE
Victor N. Klyushnitchenko
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk,10 Plakhotnogo St., Ph.D., Prof., Department of Cadastre, tel. (913)450-94-57, e-mail: kimirs@yandex.ru
Nelly V. Timofeyeva
Velikiye Luki Agricultural Academy, 181100, Russia, Velikiye Luki, 2 Lenina St., Ph.D., Assoc.Prof., Department of Social Science and Humanities, tel. (811)5336587, e-mail: palki-elki@yandex.ru
The procedure of work with the electronic textbook based on the lecture materials delivered by the authors in Siberian State Academy of Geodesy (2006 - 2013) is described.
Key words: state property cadastre, natural resources, natural resources classification, , natural resources cadastre, databases, e-textbook master menu bar, information retrieval.
Подготовке специалистов по направлению «Землеустройство и кадастры» посвящено множество работ сотрудников академии [4, 5, 6, 7, 9, 11]. Однако электронным учебным пособиям уделено недостаточно внимания. Вместе с тем электронный документооборот последние годы интенсивно внедряется во все сферы деятельности человека. Например, справку о недвижимом имуществе можно запросить у ведомства, владеющего необходимой информацией. При этом имеют место экстерриториальные запросы, которые позволяют заявителям получать информацию об объектах, расположенных в других регионах. Запрашиваемая информация предоставляется в течение нескольких дней за определенную плату. Кроме того, сети Internet и Intranet обеспечивают
обмен крупными объемами специальной информации, необходимой для производственной, научной или учебной целей. Таким образом, электронные документы, к которым можно отнести и электронные учебные пособия, достаточно широко используются учащейся молодежью и обеспечивают экономию денежных средств и времени на поиск и приобретение нужного источника информации.
Электронные учебники и учебные пособия имеют преимущество перед традиционными изданиями в бумажном виде, поскольку практически не занимают место на полках. Кроме того, они позволяют легко найти нужные фрагменты текста, что в бумажных изданиях достичь иногда бывает сложно.
Авторами данной работы два года назад был разработан электронный учебник по земельному кадастру [10, 11]. В настоящей статье для обсуждения представляется электронный учебник по кадастру природных ресурсов, который предназначен для подготовки специалистов по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в природопользовании). Данный учебник составлен по лекциям, прочитанным авторами для студентов четвертого курса академии [8].
Специалистам в сфере природных ресурсов необходимо обладать знаниями не только о видах природных ресурсов, но и о возможностях их разработки и стоимости. Такая информация имеет огромные объемы, поэтому будущие специалисты должны обладать навыками в области геоинформационных систем, которые позволяют «привязать» каждый изучаемый вид природного ресурса к конкретной территории и оперативно получать статистическую информацию, касающуюся определенной территории или вида ресурса. Эти и другие знания студенты могут приобрести, изучив предлагаемое учебное пособие в электронном виде. На рисунке 1 показано главное окно учебника, которое появляется после входа в учебник.
Титульный 1СГ
Рис. 1. Главное окно учебника
В данном окне в верхней его части указывается название учебника, с которым работает обучаемый. Ниже расположена строка меню, которая включает вкладки ФАЙЛ, РАЗДЕЛ, ВИД, ПАНЕЛИ, ИЗБРАННОЕ, СПРАВКА и позволяет пользователю осуществлять следующие действия.
Пункт меню ФАЙЛ обеспечивает открытие файла с помощью проводника и выход из программы, а также выбор языка для просмотра учебника, запретит или разрешение показа вкладок на панели инструментов.
Пункт меню РАЗДЕЛ позволяет осуществлять переход от текущего раздела учебника к предыдущим или последующим, а также начать поиск нужного слова или фразы.
Пункт меню ВИД предназначен для отображения или скрытия оглавления, включения или отключения линейки прокрутки изображения, увеличения или уменьшения размера шрифта.
Пункт меню ПАНЕЛИ обеспечивает включение или отключение отдельных элементов меню.
Пункт меню ИЗБРАННОЕ предоставляет возможность открыть, сохранить или закрыть избранный в процессе обучения текст для параллельного просмотра.
Пункт меню СПРАВКА выполняет роль традиционного справочника, прилагаемого разработчиками к данной информационной системе. В этом пункте меню содержится также информация о разработчиках программного обеспечения и данного учебника.
Ниже строки меню расположена панель быстрого доступа, которая практически дублирует главное меню, вместе с тем обеспечивает оперативное выполнение операций. Данная панель ускоряет работу с учебником и предназначена для пользователей, имеющих навыки работы с электронными изданиями. Расшифровка назначения кнопок панели быстрого меню, расположенных слева направо, приведена ниже:
1 - открыть книгу. Этот пункт позволяет открыть книгу для изучения;
2 - показать возможности программы;
3 - выйти из программы;
4 - перейти к первой главе, предыдущему разделу, последующему разделу, к последней главе;
5 - переход на один уровень назад;
6 - свернуть все окна;
7 - развернуть все окна;
8 - найти нужный фрагмент текста;
9 - найти далее нужный фрагмент текста;
10 - включить (выключить) автопрокрутку. После нажатия этой кнопки содержание книги начитает построчно перемещаться вверх. Таким образом, пользователю нет необходимости листать учебник, поскольку строки перемещаются автоматически;
11 - вызов содержания учебника;
12 - переключение в режим полного экрана. Для возврата в предыдущий режим достаточно нажать кнопку Ббо;
13 - увеличить или уменьшить изображение на экране. Размеры букв подбираются каждым читателем самостоятельно с учетом своих возможностей;
14 - листать страницы вручную.
После входа в программу можно с помощью обычного проводника выбрать нужную книгу для изучения. При этом имеется возможность выхода в Шегпе! для поиска информации. После открытия учебника его содержание появляется в правой части экрана. В левой части расположено оглавление открытого учебника. В верхней части экрана помещаются пункты меню, обеспечивающие взаимодействие обучаемого с электронным учебником.
Если обучаемый выбирает какой-либо пункт оглавления, расположенный в левой части экрана, то в правой его части отображается соответствующая выбранному пункту информация. При этом обучаемый может не только выбрать нужный раздел из оглавления учебника, но и найти интересующий его в данный момент фрагмент текста (рис. 2).
Кадастр природных ресурсов
Файл Раздел Вид Панели Избранное
'• з и] п п п п ей р
Содержание х
I Ч> Поиск | Избранное
Та Содержание
и~|1 Титульный л |Г~)| Оглавление 1г^ Введение й
1Г3! 1. Общие сведения о кадастре и йоте |Г~|1 2. Кадастр реестр) природных ресурс ^ 3. Понятие геоинФормаиионной сис [гЛ Список рекомендуемых источников
Цель и задачи дисциплины
Справка
К нИвТУу |а| -
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИГДИНЛИ^Т
Специальность «Экономика природопользования» обеспечивает подготовку специалистов для различных отраслей народного хозяйства Многообразие природных ресурсов, их территориальная разобщенность и исчерпаемость требуют строгого учета имеющихся запасов. Таким образом, учебная дисциплина кадастр (реестр) природных ресурсов обеспечивает формирование у будущих специалистов знаний в области кадастра как информационной системы, включающей в себя данные обо всех природных ресурсах, а также порядок их формирования и ведения. Бережное отношение к природным ресурсам позволит жителям России обеспечить потомкам нормальную жизнедеятельность и свести к минимуму негативные воздействия на окружающую среду при разработке природные ресурсов.
Значение дисциплина «Кадастр природных ресурсов» заключается в том. что она является связующим звеном между профилирующими дисциплинами, читаемыми выпускникам специальности «Экономика природопользования». Она обеспечивает формирование знаний у выпускников в области баз данных и создания их структур.
Конспект лекций по дисциплине «Кадастр природных ресурсов» предназначен для подготовки специалистов по направлению «Экономика недвижимости». Основная цель дисциплины заключается в том. чтобы определить место и роль кадастра в профессиональной деятельности будущих экономистов. Основное назначение данной работы заключается в предоставлении возможности студентам самостоятельно овладеть теоретическими основами данной учебной дисциплины.
Поскольку любая недвижимость облагается налогом, необходимо вести строгий ее учет. Эти задачи решает дисциплина «Кадастр природных _ ресурсов». По окончании изучения данной дисциплины студенты приобретают знания в сфере кадастра и навыки формирования структуры баз данных для создания и ведения графической и семантической составляющей для различных природных ресурсов.
Выпускник должен обладать знаниями и умениями в сфере:
- классификации природных ресурсов;
- выявления основных характеристик каждого природного ресурса:
Цель и задачи дисциплины
Рис. 2. Окно содержания учебника
Пользователь, выбрав нужный подраздел учебника, может его просматривать или осуществлять поиск необходимой информации. При этом изменение текста учебника невозможно, поскольку такая функция имеется только у разработчиков учебника.
Для подготовки учебника использованы действующие нормативные и законодательные акты, включая Федеральный закон «О Государственном кадастре недвижимости», а также Постановление Правительства в сфере ведения кадастра особо охраняемых природных территорий и кадастра животного мира [1, 2, 3]. Работа с учебником не вызывает никаких трудностей. Все действия обучаемого не выходят за рамки стандартов, установленных для разработчиков программного обеспечения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Российская Федерация. Законы. О Государственном кадастре недвижимости : федер. закон № 221- ФЗ. - Новосибирск: Сиб. ун-т. изд. - во, 2008. - 54 с.
2. Российская Федерация. Правительство. О порядке ведения государственного
кадастра особо охраняемых природных территорий: Постановление Правительства
Российской Федерации от 19 окт. 1996 г. № 1249 // КонсультантПлюс. - Загл. с экрана.
3. Российская Федерация. Правительство. О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира : Постановление Правительства Российской Федерации от 10 нояб. 1996 г. № 1342. // КонсультантПлюс. - Загл. с экрана.
4. Аврунев Е.И., Клюшниченко В.Н., Тимофеева Н.В. К вопросу о подготовке студентов по специальным дисциплинам в рамках направления «Землеустройство и кадастры» // ГЕО-Сибирь-2009. V Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 20-24 апреля 2009 г.). - Новосибирск: СГГА, 2009. Т. 3, ч. 2. - С. 142-145.
5. Гиниятов И.А., Клюшниченко В. Н. К вопросу о подготовке специалистов по направлению «Землеустройство и земельный кадастр» // ГОС-2000 и ВУЗовское образование: науч.-методич. конференция. Тезисы докладов. - Новосибирск, СГГА, 2001. -С. 16.
6. Гиниятов И.А., Клюшниченко В. Н. Некоторые проблемы преподавания специальных дисциплин при подготовке специалистов в области землеустройства и земельного кадастра. Региональная науч.-методич. конференция. Тезисы докладов. -Новосибирск, СГГА, 2002.- С. 12.
7. Клюшниченко В. Н., Клюшниченко Н.В. Проблемы обучения и контроля качества знаний по специальным дисциплинам направления «Землеустройство и земельный кадастр» // Эффективность и качество обучения студентов в ВУЗе: региональная науч. -методич. конференция, посвященная 70-летию СГГА. Тезисы докладов. - Новосибирск, СГГА, 2003 г., с. 48.
8. Клюшниченко В.Н., Николаев Н.А., Тимофеева Н.В. Кадастры природных ресурсов : курс лекций. - Новосибирск, СГГА, 2012. - 119 с.
9. Кадастры природных ресурсов / В.Н. Клюшниченко, И.А.Тепляничева, Н.В. Тимофеева, Л.М. Ушкуронец : сб. описаний лаборатор. работ. Новосибирск, СГГА, 2012. -51 с.
10. Клюшниченко В.Н., Тимофеева Н.В. Земельный кадастр : учеб. пособие / под общ. ред. Клюшниченко В. Н. - Новосибирск: СГГА, 2011. - 142 с.
11. Клюшниченко В.Н., Тимофеева Н.В. Разработка электронного учебника по земельному кадастру // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 3. - С. 89-93.
12. Словарь-справочник по земельному кадастру, почвоведению, экологии и природопользованию / И.В. Лесных, В.Б. Жарников, О.А. Борисенко, Л.В. Жарникова, В.Н. Клюшниченко.- Новосибирск, СГГА, 1997.
© В.Н. Клюшниченко, Н.В. Тимофеева, 2013