Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»
работы в родильном зале в симулированных условиях позволяет безопасно овладеть специфическими навыками и использовать их в дальнейшей работе [1]. Предпочтительно, чтобы занятия проводились с использованием специальных манекенов, с видеофиксацией тренировок и последующим анализом результатов обучения [2]. Необходимость понимания особенностей оценки состояния ребенка, ведения контроля времени и знания лечебной тактики, определяют актуальность данного исследования
Цели исследования: оценить особенности подготовки студентов к реанимации новорожденных в родильном зале с последующим внедрением клинических сценариев в процесс обучения.
Материалы и методы: на кафедре общей медицинской практики разработаны клинические сценарии оказания неотложной помощи новорожденным. Для подготовки оценочных листов использовались рекомендации, изложенные в методическом письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Первичная и реанимационная помощь новорожденным детям» от 21.04.2010 года [3]. В работе приняли участие 56 студентов, подготовленных по данному разделу (студенты 5 и 6 курсов), принимавшие участие в олимпиадах по педиатрии 2018-2019 годов. В анализ работы включены видеозаписи и протоколы оценки 14 команд (по 4 человека в каждой), получившие путем жеребьевки клинические задачи по оказанию неотложной помощи новорожденному в родильном зале.
Результаты: распределение ролей и определение лидера перед началом работы происходило самостоятельно, участниками команды. Также распределялись роли врача — неонатолога, врача анестезиолога-реаниматолога и медицинских сестер. Наиболее типичными ошибками оказались начало отсчета времени, оценка состояния ребенка по шкале Апгар. Расположение новорожденного под излучателем тепла головой к врачу выполнили только 35,7% команд. Своевременное и правильное применение ИВЛ выявлено в 14,3% случаев. Следует отметить, что многочисленные ошибки связаны не только с контролем времени и правильностью выполнения навыков, но и последовательностью действий — 42,8% наблюдений. таким образом, максимальное количество баллов (каждый навык и манипуляции оценивались от 0 до 5 баллов) не набрала ни одна команда.
Выводы: 1. Отработка навыков оказания помощи новорожденным в условиях симулированного родильного зала позволяет выявить типичные ошибки и определить возможности распределения ролей. 2. В подготовке неонатологов необходимо учитывать не только качество выполнения отдельных навыков, но и правильную последовательность действий, что может быть достижимо проведением клинических задач в команде.
Литература
Гостимский А.В., Кузнецова Ю.В., Лисовский О.В. Организация симуляционного обучения в СПБГПМУ. СПб.: Педиатр. 2015; 6. (3). С. 118-122.
Типовые клинические сценарии для фантомно-симуляционного обучения. Для интернов и клинических ординаторов. Часть 1. Под ред. А.В. Гостимского, Ю.С. Александровича, В.И. Гордеева / СПб.: Издание ГПМУ, 2015. 44 с.
методическое письмо министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Первичная и реанимационная помощь новорожденным детям» № 15-4/10/2-3204 от 21.04.2010 г.
разработка экономически выгодноЙ модели пневмоторакса для отработки торакоцентеза
Каркошкина Ю. С.
Научный руководитель: к.м.н. ассистент Селиханов Бахрам Атамуратович Кафедра общей медицинской практики
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Контактная информация: Каркошкина Юлия Сергеевна — студентка 1 курса Педиатрического факультета. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: пневмоторакс, торакоцентез, модель торса.
Актуальность: для отработки навыка выполнения торакоцентеза будущим врачам необходимо работать с моделями грудной клетки, имитирующими пневмоторакс или гидроторакс.
FORCIPE
VOL. 3 SUPPLEMENT 2020
ISSN 2658-4174
Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 741
Предлагаемые на рынке модели и их сменные части стоят достаточно дорого, что затрудняет отработку пункции плевральной полости многократно каждым студентом [1]. Без многократного выполнения хирургических манипуляций на манекенах невозможно развить навык до автоматизма [2].
Цель исследования: разработать экономически выгодную модель пневмоторакса для отработки торакоцентеза при пневмотораксе.
Материалы и методы: в качестве основы модели использован манекен торса для выполнения различных медицинских манипуляций. Для симуляции пневмоторакса использованы мягкие пакеты из-под инфузионных растворов. Кожа для грудной клетки отлита из жидкого силикона. Для проверки эффективности модели приглашены 40 студентов 6 курса. Испытуемые прошли теоретическую подготовку по торакоцентезу. Затем плевральная пункция продемонстрирована на разработанной модели. В дальнейшем оценивалось выполнение торакоцентеза студентами по разработанному чек-листу.
Результаты: для создания пневмоторакса в торс между легким и рёбрами устанавливался мягкий пакет (стоимостью в 3-4 раза меньше, чем у готовых изделий), который был заранее освобождён от жидкости и заполнен воздухом. Предполагаемое место прокола на уровне второго межреберья по среднеключичной линии закрывалось 2-сантиметровой силиконовой заплаткой. Сверху грудная клетка покрыта самостоятельно отлитой моделью кожи из силикона с добавлением красителя (стоимостью в 7-12 раз меньше, чем у готовых изделий). При отработке пункции пневмоторакса на изготовленной модели у студентов оценивались следующие показатели: правильное нахождение места пункции, соблюдение санитарно-эпидемиологического режима, применение инфильтрационной анестезии и правильное определение глубины прокола. Оценочный лист включал в себя 17 действий. Уже после второго повтора навыка средний балл за манипуляцию увеличился с 10,67 до 13,25. Число студентов, правильно определивших место прокола, увеличилось на 32,5%. Количество испытуемых, соблюдавших санитарно-эпидемиологический режим, возросло на 17,5%. Количество студентов, правильно применивших инфильтрационную анестезию, выросло на 32,5% и правильно оценивших глубину прокола на 22,5%. Затем после каждого повтора манипуляции у студентов происходило дальнейшее улучшение оцениваемых показателей.
Выводы: разработанная модель пункции пневмоторакса является экономически выгодной, так как стоимость материалов невысока и их можно использовать многократно. Модель отвечает главным требованиям к симуляционному оборудованию по отработке хирургических навыков, поэтому может быть использована студентами и клиническими ординаторами в обучении.
Литература
Сноговский В.П., Артамонов А.К., Шестерикова Д.О. Разработка экономически выгодного симулятора трахеостомии. В сборн.: Студенческая наука 2018. Рецензируемые научно-практические материалы Всероссийского научного форума студентов и молодых ученых с международным участием. 2018. С. 495.
1. Рипп Е.Г. Использование симуляционных технологий для формирования навыков оказания
неотложной помощи. М.: Виртуальные технологии в медицине. 2014; 2 (12). С. 37.
рокОРЕ
ТОМ 3 спецвыпуск 2020
eISSN 2658-4182