С Я б I Ii в химии и химической технологии. Том XXIII. 2003. № 6 (99)
ки недостаточно для работы в условиях сетевой модели. Среди наиболее серьезных затруднений упоминаются отсутствие материально-технической базы, недостаточная оплата труда педагогов.
Среди родителей лишь 32,4% знают о возможности сетевой организации профильного обучения. Подавляющее большинство (65.6%) предпочитают профильное обучение только в своей школе, затем - с репетитором (44,7%) и в вузах (44,3%).
По мнению методистов, наиболее предпочтительна сетевая модель с участием учреждений общего среднего образования. Готовность субъектов образовательного процесса к реализации сетевой модели профильного обучения оценивается, в основном, как средняя; родителей, руководителей и сотрудников необразовательных организаций - потенциальных участников сети - как низкая.
Публикация подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 08-06-00845а.
Библиографические ссылки
1. Пинский, А. Профильное обучение: на пути к кредитно-сетевой системе? [Электронный ресурс]; // URL: http://www.pvofile-edu.ru. (Дата обращения 01.03.2009).
2. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся: Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 20.04.2004 г. № 14-51-102/13 // Официальные документы в образовании, 2004. № 17. С. 8-16.
УДК 378.16
В. Д. Устюгова, М. П. Паркииа. Ю. М. Артемкива, Ю. И. Капустин Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия
РАЗРАБОТКА БАНКОВ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Разработаны банки тестовых заданий по основным: химическим дисциплинам, которые преподаются на факультете естественных наук РХТУ им. Д.И. Менделеева. Созданные на их основе обучающие тесты размешены на информационно-образовательном портале университета www.distant.ru.
Компьютерный тестовый контроль знаний активно внедряется в настоящее время в учебный процесс высшего профессионального образования. Эффективное внедрение этого контроля тормозится отсутствием научно-методических основ разработки и практического использования компьютерных тестовых заданий, а также отсутствием банков аттестационных педаго-
4
С ñ в í U в химии и химической технологии. Том XXill. 2009. № 6 (99)
гических измерительных материалов по основным дисциплинам высшего профессионального образования, Для введения компьютерного тестирования как независимой системы оценки качества обучения необходима разработка банков тестовых заданий по основным учебным дисциплинам, сертификация тестовых заданий и их введение в инструментальную систему адаптивного компьютерного тестирования.
Разработка банка тестовых заданий должна быть проведена на основе государственного образовательного стандарта. Сертификация банка тестовых заданий должна подтвердить его соответствие государственному образовательному стандарту и спецификации взаимодействия тестов и тестирования (IMS Question & Test Interoperability Specification) Глобального образовательного консорциума (Oiobal Learning Consortium) IMS (Instructional Management Systems) [1]. Важнейшими спецификациями, разработанными Консорциумом IMS являются: спецификация компоновки содержания (IMS Content Packaging Specification), спецификация взаимодействия тестов и тестирования (IMS Question & Test Interoperability Specification) и спецификация метаданных (IMS Meta-data Specification). В качестве инструментальной среды перспективным является использование системы адаптивного компьютерного тестирования АСТ-Тест [2] Центра тестирования профессионального образования при Московском государственном университете печати.
В РХТУ им. Д.И. Менделеева также разработана система адаптивного компьютерного тестирования, которая предназначена для контроля и диагностики знаний в локальной или глобальной сети. Система тестирования представляет собой серверное приложение, связанное с базой данных. В адаптивной системе тестирования представляется возможным реализовать все типы тестовых заданий - открытые, закрытые (с выбором одного или нескольких правильных ответов), задания на установление правильной последовательности и задания на соответствия.
Активная серверная страница позволяет сохранить информацию, введенную на этой странице (фамилию, имя, группу) и полученный результат тестирования в базе данных формата Microsoft Access. База данных размещается на том же компьютере что и Web-сервер тестирования, таким образом, чтобы она не была доступна из глобальной или локальной сети. Эта база способна содержать в себе неограниченное количество записей.
На основе технологии ActiveX происходит связывание и внедрение объектов источника данных в Web-страницу. В данном сценарии источником данных являются три текстовых файла, в которых содержится текст заданий, ответов, а также названия тем и разделов. Загрузить данные из внешнего текстового файла позволяет средство TDC (Tabular Data Control). Ссылка на данные задаётся с помощью объекта TDC внутри дескриптора <object> и дополнительных параметров.
В адаптивной системе тестирования используются три уровня сложности заданий. Для каждого уровня сложности создается свой текстовый файл, который выступает в роли базы данных, содержащий все задания этого уровня. Сущность адаптивного тестирования заключается в том, что в процессе тестирования осуществляется переход между различными уровня-
S ß ê S Ii a химии и химической технологии. Том ХХШ. 2009. № 6 (99)
ми сложности заданий, в соответствии с алгоритмом, при котором сложность предлагаемого задания зависит от результата ответа тестируемого на предыдущее задание.
Табл. Доступ к обучающий тестам. (Пояснения в тексте)
Дисциплина Сайт Число тестов Число заданий
Теоретические основы химии http://onx.distant.rn/teor-test.htm 30 302
Неорганическая химия http://onx.distant.ru/teor-test.htm 30 420
Аналитическая химия httpV/fen.distant.ru/analyb'test.htm 38 380
Органическая химия http://organic.distant.ru/main.htm 34 340
Физическая химия http://physchem.distant.ru/pchtest.html 18 180
Квантовая химия http://quant.distant.ru/files/testquant/ind ex.htm 26 251
Коллоидная химия http://colloid.distant.ru/l-test.html 40 382
При загрузке страницы, на ней отображается информация о тесте: число предлагаемых вопросов и время тестирования, а также информация о способах ввода ответов. Переход в режим тестирования осуществляется после нажатия кнопки «Начать тестирование», при этом включается таймер с обратным отсчетом времени, выводится текущий номер вопроса, текст задания, название темы и раздела, к которым относится данное задание, становятся рабочими кнопки «Ввести ответ» и ссылка «Следующий вопрос». Тестируемый вводит свой вариант ответа в строку ввода, и после нажатия кнопки «Ввести ответ» появляется сигнал правильный или. неправильный получен ответ. В процессе тестирования кнопки «Отправить» и «Начать тестирование» неактивны, с целью избежания возможности случайного прерывания теста.
После завершения тестирования внизу для пользователей выводится общий результат тестирования с оценкой, количеством правильных ответов и набранных баллов. Кнопка «Отправить» становится активной и при ее нажатии результат тестирования, а также фамилия, имя и группа сохраняются в таблице базы данных. Становится возможным также просмотр правильных ответов на те задания, в которых были допущены ошибки. Результат тестирования. веденные имя, фамилия и группа, после нажатия кнопки «Отправить» сохраняются в таблице базы данных Microsoft Access . В таблице в первом столбике вписывается номер группы, во втором - фамилия и имя. а в третьем -результат тестирования.
В Лаборатории научно-методических исследований по проблемам
С Л 0 X II в химии и химической технологии. Том XXIII. 2009. № 6 (99)
высшего образования РХТУ им. Д.И. Менделеева совместно с химическими кафедрами Факультета естественных наук проводится разработка банков тестовых заданий по основным химическим дисциплинам, которые преподаются на факультете. По каждой из учебных дисциплин разработана структура банка тестовых заданий и тестовые задания различных типов: открытые тестовые задания с вводом ответов с помощью клавиатуры, закрытые тестовые задания с выбором ответов, задания на соответствие и задания на установление правильной последовательности.
Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов по основным преподаваемым на факультете естественных наук химическим дисциплинам также разработаны и размещены на информационно-образовательном портале РХТУ www.clistant.ru обучающие тесты, которые используются студентами 1 -IV курсов в учебной работе. Названия учебных курсов и адреса сайтов, на которых размещены обучающие тесты приведены в таблице.
В настоящее время банки тестовых заданий вводятся в систему адаптивного компьютерного тестирования для их использования в учебном процессе на Факультете естественных наук РХТУ им. Д.И. Менделеева. Примеры разработанных тестовых заданий опубликованы в сборнике дидактических тестовых материалов для аттестации студентов в вузах [3].
Библиографические ссылки
1. Сайт Глобального образовательного консорциума. [Электронный ресурс]; // URL: http://www.imsproject.com. (Дата обращения 01.03.2009).
2. Сайт Центра тестирования профессионального образования. [Электронный ресурс]; // URL: http://www.ast-cerrtre.ru. (Дата обращения 01.03.2009).
3. Химия. Дидактические тестовые материалы для аттестации студентов в вузах. Выпуск. 1. М.: Химия, 2005. 239 с.
УДК 378
Д. В. Щербаков, Ю. И. Капустин
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Рассмотрены характеристики тестовых заданий с выбором ответа, на соответствие и на установление правильной последовательности. Установлено оптимальное число элементов, которые используются при составлении тестовых заданий.
Компьютерное тестирование широко используется в настоящее время для оценки знаний студентов. В то же время характеристики тестовых зада-