УДК 005.342
Кузина Г.В., Усманова К.Ф.
РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ
Аннотация. Коммерческая реализация инноваций давно занимает умы многих ученых экономистов. В данной статье рассмотрены вопросы коммерциализации инноваций. Приведена статистическая информация о созданных малых инновационных предприятий в России, которые занимаются коммерциализацией инноваций. Описаны все стадии инновационного процесса: от создания идеи до конечной коммерциализации инновации с учетом постоянного обновления технологии, продукта. Рассматривая стадию получения охранных документов на интеллектуальную собственность, приведена статистика по России.
Описана каждая стадия коммерциализации инноваций и, таким образом, создан алгоритм, позволяющим другим, вновь создаваемым малым инновационным предприятиям его использовать в целях коммерческой реализации своих инноваций. Очень важным является этап оценки инноваций. Существует достаточно много способов данной оценки, но не все из них могут применяться при оценки новой технологии, нового продукта. В статье приведены основные методы оценки, описаны проблемы, которые могут возникать при оценки и будущем вложении интеллектуальной собственности в уставный капитал малого инновационного предприятия.
В заключении приведен практический опыт, основанный на созданном малом инновационном предприятии «ЭкоШина» при университете.
Ключевые слова: малые инновационные предприятия, инновации, коммерциализация, малый бизнес, бизнес-идеи, методы оценки нематериального актива.
Сегодня большое внимание уделяется инновационным проектам. Эти проекты состоят из самой бизнес-идеи и совокупности действий, способных реализовать эту идею в рыночной ситуации и в коммерческих целях, т.е. коммерциализация инновационных разработок.
Президент нашей страны сегодня большое внимание уделяет развитию экономики. Упор делается на инновации, которые повышают конкурентоспособность страны в целом. Сегодня недостаточно придумать оригинальную идею и описать ее реализацию в бизнес-плане, самое главное - реализовать эту идею в промышленных масштабах. При чем стоить учесть, что и промышленный масштаб будет иметь форму конкурентоспособного продукта.
На сегодняшний день удельный вес инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров малых предприятий в Челябинской области очень низок по сравнению с соседними субъектами Российской Федерации в Уральском регионе. Данные этого показателя приведены в табл. 1.
Таким образом, можно отметить, что развитие инноваций в Челябинской области несколько замедленно, по сравнению с соседними регионами. Это обусловлено тем, что в Челябинской области в основном развита черная металлургия. В развитии черной металлурги редко появляются инновационные продукты с точки зрения совершенной их новизны.
Согласно официальным источникам ежегодной статистической отчетности внедрением инноваций занимается всего 6,3% общего числа всех предприятий, а в промышленности этот показатель не более 10%. Рассмотреть ситуацию относительно малых инновационных предприятий в целом по стране нет возможности, так как не ведется отдельный статистический учет данных предприятий. Малые инновационные предприятия не выделены в отдельную категорию субъектов экономической деятельности, что не позволяет сделать точный и эффективный анализ деятельности данных предприятий.
Можно воспользоваться устаревшими данными Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на 2002 год. В этом году В России в общей сложности было зарегистрировано около 30 тыс. малых инновационных предприятий с численностью занятых более 160 тыс. чел. К началу 2005 года их функционировало не больше 35 тыс., что составляло 3,3-3,5% от общего числа субъектов малого предпринимательства.
Таблица 1
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг малых предприятий, по субъектам Российской Федерации, %
Субъект 2009 г. 2011 г.
Российская Федерация 1,38 1,48
Центральный федеральный округ 1,76 1,46
Северо-Западный федеральный округ 1,42 0,88
Южный федеральный округ 1,01 0,96
Северо-Кавказский федеральный округ 0,65 0,74
Приволжский федеральный округ 1,50 1,78
Уральский федеральный округ 0,67 1,74
Курганская область 0,46 2,28
Свердловская область 0,95 2,91
Тюменская область 0,55 0,89
Челябинская область 0,46 0,74
Сибирский федеральный округ 1,73 2,48
Дальневосточный федеральный округ 0,14 0,15
Но стоит отметить, что не все созданные предприятия до сих пор являются по-настоящему инновационными и не все продолжают проводить научные исследования и заниматься охраной интеллектуальной собственности. Многие из них коммерциализировали нововведения и ушли в производственный промышленный процесс, без создания каких-либо новых научных изысканий. Сегодня можно видеть, что мно-
гие предприятия лишь эксплуатируют то, что было разработано в советский период. Для таких предприятий инновации это всего лишь приобретение нового оборудования.
Россия проходит в настоящее время этап глобализации, и, таким образом, роль научно-технического прогресса непременно возрастает. Научно-технический прогресс позволяет обеспечить высокую конкурентоспособность страны на международном рынке. И именно поэтому государство выработало программу стратегического значения ускоренного развития инновационной сферы.
Сегодня государство разрабатывает достаточно много инструментов, необходимых для реализации программы стратегического развития. Очень часто важную роль играет своевременное целевое финансирование таких проектов. Еще одним необходимым условием реализации инновационной сферы является эффективное управление инновационными проектами и наукоемкими разработками, реализуемые в течение нескольких лет. К таким длительным инновационным проектам в основном относятся промышленные образцы, полезные модели, изобретения. Существует и другая быстрореализуемая категория инновационных проектов - это своего рода 1Т-технологии. Они не требуют больших финансовых вложений, их сроки окупаемости намного меньше в сравнении с производственными инновационными проектами.
Инновационный процесс - это научно-техническая деятельность, связанная с созданием новых идей для последующей их реализации. Коммерциализация таких новых продуктов должна обеспечивать удовлетворение рыночного спроса, т.е. этот продукт должен быть не просто быть востребован на рынке, но и приносить социально-значимую пользу для общества. Непрерывность и согласованность этих видов деятельности зависит от уровня взаимодействия науки, экономики и производства. Успех же в целом инновационной деятельности зависит от общей экономической ситуации в стране и государственной научно-технической стратегии.
Если смотреть какова ситуация в России в 2013 году в сфере предпринимательства, то можно увидеть, что развитие малого и среднего бизнеса резко упало из-за повышения сумм уплаты социальных взносов. Экономика данных предпринимательских структур вновь уходит в «тень». Факт увеличения социальных взносов играет большую роль в развитии малых инновационных предприятий, он показывает неготовность со стороны государства в принятии долгосрочной стратегии развитий таких предприятий.
Ниже рассмотрим инновационный процесс изнутри, т.е. его внутренние факторы развития.
Инновационный процесс осуществляется по следующим ключевым этапам:
• поиск новых идей (технологий, продуктов, услуг);
• предварительный отбор новых идей;
• поиск инвестора;
• проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
• защита авторских прав (получение патента);
• производство опытного образца;
• проверка конкурентоспособности продукта;
• продвижение новых продуктов на рынки.
Сложный путь от появления и дальнейшей разработки идеи до создания новой продукции с обеспечением правовой защиты авторских прав и переходом к промышленному выпуску продукции, востребованной рынком, называется процессом коммерциализации инноваций.
Для создания малого инновационного предприятия необходимо в уставный капитал внести труды интеллектуальной деятельности, т.е. патент на изобретение, полезную модель. В табл. 2 представлены показатели патентных заявок и выдачи охранных документов в России. Больше всего подают заявки на полезные модели - их намного проще оформить и период оформления документов несколько меньше по сравнению с подачей заявки на изобретение. Также видно, что есть и отклоненные заявки, т.е. не соответствующие требованиям и в дальнейшем не подтверждающие право получения патента. Почти 50% от поданных заявок представляет Центральный федеральный округ. Это означает, что здесь наиболее эффективно ведется работа с нематериальными активами и в дальнейшем происходит их последующая быстрая коммерциализация.
Наличие эффективно развитой инновационной инфраструктуры обеспечивает реализацию основных этапов инновационного процесса от идей и научно-технических разработок до создания новых продуктов. Новые продукты должны быть привлекательными для инвестора, покупателей; они должны успешно продвигаться на рынок.
Для развития научно-технической деятельность должна быть создана экономически эффективная инновационная инфраструктура, которая может включать в себя:
• бизнес-инкубаторы;
• технопарки;
• патентные службы;
• развитую отрасль страхования рисков;
• современный фондовый рынок и т.д.
На международном рынке такие структуры объединяются в национальные и международные инновационные сети. Примером может являться «Европейская сеть деловых инновационных центров» (The European Business & Innovation Centers Network EBN). Эта сеть осуществляет поддержку и развитие инновационной деятельности в малом и среднем предпринимательстве в странах Европейского Союза. Основана она была в 1984 г. В настоящее время в нее входят 160 «Деловых инновационных центров» (Business & Innovation Centers-B.I.C.s.) и 70 ассоциированных членов. Внутри Европейской сети деловых инновационных центров функционируют инкубаторы, технопарки, инновационные и технологические центры, исследовательские институты, информационные системы, центры трансферта технологий и другие специализированные организации, направленные на эффективную коммерциализацию инноваций.
Таблица 2
Поступление патентных заявок и выдача охранных документов в России, по субъектам Российской Федерации*
2011 2012
Субъект Подано патентных заявок Выдано патентов Подано патентных заявок Выдано патентов
на изоб- на полез- на изоб- на полез- на изоб- на полез- на изоб- на полез-
ретения ные модели ретения ные модели ретения ные модели ретения ные модели
Российская Федерация 26 495 12 584 20 339 10 571 28 701 13 479 22 481 11 152
Центральный федеральный округ 12 596 5 343 10 988 4 458 14 352 5 680 11 178 4 594
Северо-Западный федеральный округ 2 549 1 418 1 653 1 087 2 289 1 481 1 854 1 289
Южный федеральный округ 1 484 686 1 310 590 1 585 793 1 336 618
Северо-Кавказский федеральный округ 1 176 167 393 123 1 539 157 994 124
Приволжский федеральный округ 4 457 2 612 2 954 2 224 4 614 2 926 3 532 2 415
Уральский федеральный округ, вт.ч. 1 271 1 032 803 894 1 256 1 070 1 046 948
Свердловская область 613 415 382 359 568 423 493 365
Тюменская область 204 144 127 121 191 165 154 135
Челябинская область 357 389 244 357 427 398 315 7 3
Сибирский федеральный округ 2 403 1 080 1 861 1 018 2 479 1 108 2 078 925
Дальневосточный федеральный округ 555 244 7 3 177 584 264 463 239
Не распределено по регионам 4 2 - - 3 - - -
* По данным Роспатента. Данные представлены по российским заявителям.
В России разработано множество программ для поддержания бизнес-идей. Если сделать анализ отраслей внедрения инноваций в России, то можно отметить, что самые благоприятные условия развития инновация - в промышленном производстве и строительстве. Наименее благоприятные условия развития инноваций - на транспорте и в малом бизнесе. Стоить отметить и агропромышленную отрасль - здесь начинают появляются условия для развития инноваций, но внедрение происходит очень тяжело.
В Уральском округе осуществляется создание новых технопарков, реконструкция старых. Технопарки и бизнес-инкубаторы выполняют свою стратегию внедрения инноваций почти во всех субъектах Уральского федерального округа.
Также в Уральском федеральном округе сформирована благоприятная региональная нормативно-правовая база для развития инновационной деятельности. Основными препятствиями развития инновационной деятельности в стране в основном отмечают недостаток собственных финансовых средств предприятия, очень большой срок окупаемости, использование устаревшего оборудования, высокий риск из-за экономической и политической нестабильности. Выделяют и такие проблемы, как сохранение коммерческой тайны («ноу-хау»), оценка нематериального актива, передача прав на интеллектуальную собственность третьим лицам и т.д.
Поддержка идет по многим направлениям: экономическом, технологическом, информационном и др. Ежегодно проходит большое количество различных конференций, которые уже сегодня становятся традициями.
Так, конференция «Коммерциализация и трансфер инновационных разработок» стала уже традиционной. Она проходит в Екатеринбурге. Ее полезность заключается в том, что здесь можно наблюдать хорошие примеры успешной коммерциализации инноваций.
Проводятся и различные форумы. Ежегодно проходит Молодежный форум в г.Тюмень «Актив 2010, 2011, 2012». Этот форум собирает весь Уральский федеральный округ. Одной из его тематических площадок является площадка молодежного предпринимательства. На данной площадке обсуждаются различные проблемы, связанные с первыми шагами реализации бизнес-проектов. По окончанию форума результатом является не только приобретение навыков и знаний, которые способны помочь в решении конкретных задач, но также спонсорская помощь на развитие бизнес-идеи.
Решение и обсуждение проблемы ведется не только благодаря конференциям. Существуют и другие способы и инструменты коммерциализации инновационных технологий.
В различных университетах существует множество идей, которые находят свою реализацию через
студентов и аспирантов (к примеру проводимые конкурсы в вузах - «Конкурс на лучший предпринимательский проект», Научно-исследовательские гранты и др.). Основным критерием данных мероприятий является способность создания малого инновационного предприятия на базе университета.
Для помощи и решения некоторых проблем создаются и учреждаются различные бизнес-инкубаторы или офисы коммерциализации инновационных технологий и разработок. Первоначально эти учреждения ведут отбор. Это может быть этап сбора заявок, определенная стадия регистрации бизнес-проектов, проведения ярмарок и других конкурсов. Все это требуется для выявления наиболее значимых в территориальных условиях проектов и, естественно, наиболее экономически эффективных.
Существуют различные методики, которые помогают осуществить отборы бизнес-проектов. Допустим методика, которая предполагает сбор информации о вузовских разработках, их ранжирование по приоритетам (вес критериев определяется в зависимости от приоритетных направлений деятельности вуза), предусматривает рассылку коммерческих предложений по предприятиям и частным фирмам, на базе которых могут быть реализованы эти проекты.
После отбора бизнес-проектов появляется возможность рекомендовать их к подаче заявки на финансирование в рамках федеральных целевых программ, из фонда поддержки малых форм предприятий в научно-технической сфере или через венчурные фонды.
Значительная часть отраслевых инноваций в рыночной экономике реализуется за счет частного капитала, готового идти на осознанный риск в целях получения сверхнормативной прибыли. Такая форма капиталовложения в мировой практике определяется как «венчурное финансирование», связанное с высоким риском.
Венчурное финансирование играет ведущую роль в успешном поиске новых идей и их продвижении до уровня инноваций с последующей их коммерциализацией. Однако частный венчурный капитал в силу ограниченности ресурсов заинтересован в максимизации прибыли в сравнительно короткие сроки и не стремится к решению стратегических проблем, связанных с развитием национальной экономики. В Челябинской области венчурное финансирование особо не развито.
Реализация любых инновационных проектов связана со множеством рисков, поэтому огромное значение имеет четкая государственная техническая политика, выраженная в системе мер правового регулирования и стимулирования научно-технической активности во всех сферах и секторах экономической деятельности. Инновационная политика предполагает наличие долговременной стратегии НТП с указанием важнейших приоритетов, ориентированных на разработку и реализацию целевых программ, обеспечивающих ускоренное развитие национальной экономики и повышение её международной конкурентоспособности. Такая политика предусматривает создание законодательных основ поддержки инновационной активности и защиты интеллектуальной собственности,
обеспечивает условия для формирования инновационной инфраструктуры, способствующей освоению и распространению нововведений на всех уровнях реальной экономической деятельности.
При разработке новой идеи и создании новой технологии, способа, модели, устройства или вещества авторы сосредоточивают все силы, прежде всего, на функциональной реализации замысла и преимущественных отличиях от существующих решений. Однако наряду с авторским приоритетом в условиях рыночной экономики наиболее важной является оценка воз -можного покупательского спроса и вероятность его удовлетворения при коммерциализации нововведения. Многие изобретатели игнорируют этот важнейший вопрос коммерческой реализации новшества, полагая, что сам факт новизны найденного решения обеспечит его рыночную привлекательность. В этой связи изобретателям необходимо либо самим знать о процедурах возможной коммерциализации их изобретений и особенностях ведения бизнеса в инновационной сфере или воспользоваться опытом и знаниями других специалистов и профессиональных менеджеров.
Наряду с разработкой нововведения необходимо прорабатывать и вопросы всех стадий коммерциализации инновационной разработки. Таким образом, инновационный путь, состоящий из множества стадий, от первоначальной разработки идеи до успешной реализации нового продукта на рынке, потребует привлечения научно-технических, юридических, производственных, финансовых и организационных ресурсов, масштабы которых авторам идеи малоизвестны, а способы и возможности их привлечения недоступны. Инновационный путь от идеи до рыночной реализации продукции может быть описан следующими наиболее важными этапами:
1. Разработка концепции инновационной идеи, чётко и ясно изложенной простым языком, понятным неспециалисту.
2. Анализ и оценка концепции с предварительными расчетами, эскизами и схемами, которые демонстрируют теоретическую возможность реализации изобретения.
3. На основе эскизного проекта создание рабочей модели, которая должна доказать реалистичность идей и позволяет проверить достижимость важнейших параметров будущего продукта и служит основой для последующего создания технического прототипа. Кроме того, на этой стадии осуществляется прогнозная оценка затрат для возможной коммерческой реализации инновации.
4. Проведение маркетингового анализа для оценки возможного покупательского спроса и возможность его удовлетворения при коммерциализации нововведения.
5. Создание прототипа, являющегося рабочим вариантом нововведения, осуществляющим все необходимые функции с требуемыми параметрами. Этот прототип служит для сбора и оценки данных по эксплуатационным технологическим характеристикам, необходимым для создания промышленного прототипа. На этом этапе принимаются необходимые меры по защите авторских прав.
6. После получения патента, необходимого для защиты авторских прав, необходима оценка нематериального актива. Оценка нематериального актива является важным этап в коммерциализации проекта, т.к. от этого в основном зависит уставный капитал создаваемого малого инновационного предприятия (на базе образовательного учреждения по №217 ФЗ). Есть несколько методов оценки НМА: 1) рыночный (не всегда подходит, т.к. «нет сравнения». Патент не имеет аналогов на рынке чаще всего; 2) затратный - не особо впечатляет внешних инвесторов, т.к. по данному методу стоимость может достигать не более 5000 руб. (учитываются затраты на уплату госпошлины на патент и его действие); 3) коммерческий - учитывает прибыль и рентабельность будущего проекта, его окупаемость. Не всегда применим: пока изготавливается промышленный прототип возможно изменение стандартов и полученный патент может оказаться бесполезным для внедрения; 4) совокупность коммерческого и затратного (строительства и внедрения) - создает реальную ситуацию для оценки НМА.
В каждом отдельном случае при создании Малого инновационного предприятия, стоит учитывать цели и задачи создаваемого предприятия и применить те или иные методы оценки НМА.
7. Создание промышленного, полностью функционирующего прототипа, который служит основой для разработки технико-экономических условий для обеспечения полномасштабного промышленного производства.
8. Создание промышленного образца со всеми эксплуатационными характеристиками свидетельствует о готовности к серийному производству. Эти образцы передаются специализированным независимым организациям для тестирования и сертификации с последующим вынесением экспертного заключения о полез-
ности и рыночной привлекательности нового продукта.
9. Заключительный этап коммерциализации инновационной разработки, связанный с организацией промышленного производства и с выходом на рынок.
На данный момент в городе Магнитогорске ведется деятельность по коммерциализации нескольких инновационных разработок. Одна из таких разработок -это новое производство по переработке изношенных шин (Малое инновационное предприятие на базе университета МГТУ ООО «ЭкоШина», имеется патент). Переработка и вторичное использование вышедших из эксплуатации шин имеют важное экономическое и экологическое значение. Это достаточно сложный производственный процесс, который требует не только финансовых вложений, но и профессионализма работников, правовую обеспеченность и множество других ресурсов. Сегодня это пока еще начинающее предприятие. Но уже сейчас оно заручилось помощью городского бизнес-инкубатора, городской администрацией. Участвует в различных конференциях, а также занимается отдельными видами деятельности (патентование, лицензирование и др.), используя учреждение образования в качестве консультантов в этих областях.
Список литературы
1. Коробейников О.П., Трифилова A.A., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. №3.
2. Коптякова C.B., Кузина Г.В. Проблемы и перспективы развития производства по переработке вторичного сырья // Экономика. Социология иправо. 2010. №4. С.27-29.
3. Кузина Г.В. Проблемы и перспективы развития малых форм предприятий на базе университетов // Экономические, социальные и правовые исследования: сб.науч.тр./под ред. В.В.Филатова. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2011. С.68-71.
4. Кузина Г.В. Методологические основы взаимодействия предпринимательских структур // Экономические, гуманитарные и правовые исследования: сб.науч.тр./под ред. В.В. Филатова. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорскгос.техн.ун-та им. Г.И. Носова, 2012. С. 31-34.
INFORMATION ABOUT THE PAPER IN ENGLISH
ALGORITHM DEVELOPMENT COMMERCIALIZATION OF INNOVATION
Kuzina G.V., Usmanova C.F.
Abstract. Commercial realization of innovation long occupied the minds of many economists. In this article considers the issues of commercialization of innovations. Provide statistical information about the created small innovative enterprises in Russia engaged in the commercialization of the innovation. Describes all phases of the innovation process from the idea to the final commercialization of innovations with regard to continuous updating the technology, product. Considering the stage of obtaining titles of protection for intellectual property statistics for Russia.
Describes each stage of commercialization of innovation and thus created an algorithm which other newly created small innovative enterprises use it for commercial implementation of their innovation. Very important is the evaluation phase of innovation. There are many methods of this assessment, but not all of them can be used for the assessment of new technology, new product. The article contains the main methods of assessment, describes the problems that can occur when the evaluation and future attachment intellectual property in the authorized capital of a small innovative enterprise.
In conclusion, the author describes the experience based on the created small innovation enterprise at the University.
Keywords: innovative SMEs, innovation, commercialization, small business, business ideas, methods of assessment of the intangible asset.
•-
References
1. Korobeynikov O.P., Trifilova A.A., Korshunov I.A. Rol' innovatsj v protsesse formirovaniya strategii predpriyatiya. [Role of innovations in the process of formation of strategy of the company]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom. [Management in Russia and abroad]. 2000, no.3.
2. Koptyakova S.V., Kuzina G.V. Problemy i perspektivy razvitiya proizvod-stva po pererabotke vtorichnogo syr'ya. [Problems and prospects of development of production for processing of secondary raw material]. Ekonomika. Sotsiologiya ipravo [Economy. Sociology and law]. Moscow, 2010, no.4, pp. 27-29
3. Kuzina G.V. Problemy i perspektivy razvitiya malykh form predpriyatij na baze universitetov. [Problems and prospects of development of small forms of the enterprises on the basis of universities]. Ekonomicheskie, sotsial'nye i pravovye issledovaniya: sb.nauch.tr./pod red. V.V. Filatova. [Economic, social and legal research: scientific transactions. Ed. V.V. Filatov]. Magnitogorsk: Magnitogorsk state technical university named after G.I. Nosov, 2011, pp. 68-71.
4. Kuzina G.V. Metodologicheskie osnovy vzaimodejstviya predprinimatel'skikh struktur. [Methodological bases of interaction of business structures]. Ekonomicheskie, gumanitarnye i pravovye issledovaniya: sb.nauch.tr./pod red. V.V. Filatova [Economic, humanitarian and legal research: scientific transactions. Ed. V.V. Filatov]. Magnitogorsk: Magnitogorsk state technical
university named after G.I. Nosov, 2012, pp. 31-34.
-•