УДК 37.025.7
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ВЕБ-КВЕСТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
А.Б. Климова
Аннотация. В статье рассматривается веб-квест как средство формирования информационно -аналитической компетенции студентов. Приводится классификация разноуровневых веб-квестов, в основе которой лежат степень самостоятельности и активности студентов и применяемые информационно -аналитические умения при выполнении веб-квеста. Обоснована методика применения разноуровневых веб-квестов с целью повышения эффективности их использования в процессе формирования информационно -аналитической компетенции студентов.
Ключевые слова: веб-квест, компетентностный подход, информационно-аналитические умения, информационно-аналитическая компетенция.
MULTI-LEVEL WEB-QUESTS AS A TOOL TO DEVELOP
INFORMATION-ANALYTICAL COMPETENCE
А. Klimova
Abstract. The article considers web-quests as a tool to develop information and analytical competence of university students. One of the conditions of effective use of web-quests is revealed. The classification of multi-level web-quests, based on the degree of students' independence and activity and set of information-analytical skills used in the process of doing a web-quest is given. The methodology of multi-level web-quests application as a condition of effective use of web-quests is described.
Keywords: web-quest, competence-based approach, information-analytical skills, information-analytical competence.
Изменения, происходящие в современном обществе, во многом связываются с изменением роли информации в мире. Переход на новую ступень развития общества, а именно формирование информационного общества и общества знания, непосредственным образом влияет на все сферы жизнедеятельности человека, в частности на сферу образования. Очевидно, что современный специалист должен обладать высоким уровнем интеллектуального развития, уметь ориентироваться в современных информационных потоках и обладать способностью к самообразованию и развитию в течение всей жизни.
В связи с этим особенно актуальной задачей становится ориентация процесса обучения на формирование информационно-аналитических умений обучающихся - умений, позволяющих качественно осуществлять поиск, анализ, критическую оценку, переработку информации и контроль над собственной познавательной деятельностью [4].
На современном этапе развития образования вопросы качества результатов образования решаются в рамках компетентностного подхода, определяющего цели и результаты образования в виде перечня формулировок компетенций выпускника. Информационно-аналитическая компетенция, определяемая в общем перечне
компетенций как общекультурная компетенция, характеризует готовность выпускника вуза осуществлять адекватное и эффективное взаимодействие с информацией в информационном обществе с опорой на сформированные информационные потребности, информационно-аналитические умения, а также ценности, убеждения, идеалы.
Опираясь на исследования И.А. Зимней [2], можно выделить четыре структурных компонента информационно-аналитической компетенции: мотивационный, когнитивный, поведенческий и ценностно-см ысловой.
Мотивационный компонент определяется как готовность к проявлению компетенции и формируется, во-первых, через осознание обучающимися роли информации в информационном обществе и возникновение потребности быть полноценным членом информационного общества; во-вторых, на основе осмысления собственных познавательных потребностей и актуализации знаний об информации и информационно-аналитических умений.
Когнитивный компонент информационно-аналитической компетенции включает знания о сущности информации и приёмах работы с ней.
Поведенческий компонент представляет собой систему информационно-аналитических умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с информацией в разнообразных ситуациях.
Ценностно-смысловой компонент определяет отношение к содержанию компетенции и объекту её приложения и включает в себя личностные характеристики обучающегося (потребности, цели, интересы, идеалы, мировоззрение,
убеждения), обусловливающие формирование ценностного отношения к содержанию компетенции и информации.
Структура информационно-аналитической компетенции (ИАК) схематично представлена на рисунке ниже.
Рисунок. - Структура информационно-аналитической компетенции
Информационно-аналитическая компетенция может формироваться в процессе специально организованной учебной деятельности обучающихся, при этом главным условием достижения результата является выполнение системы проблемных заданий и упражнений, направленных на развитие умений поиска, анализа, критической оценки и переработки информации. Очевидно, однако, что в условиях роста объемов и способов получения информации в современном мире, необходим поиск новых средств и приемов формирования информационно-аналитических умений. Одним из наиболее эффективных средств обучения работе с информацией является, на наш взгляд, веб-квест.
Впервые термин веб-квест был предложен в 1995 году американскими профессорами Б. Доджем и Т. Марчем, работающими над моделью обучения с использованием Интернет-ресурсов в преподавании различных дисциплин. По мнению Доджа Б., веб-квест - это исследовательское задание, в ходе выполнения которого учащиеся используют информацию, полученную преимущественно из Интернет-источников [7].
Автор статьи определяет веб-квест как специально организованный исследовательский проект, основанный на идеях проблемно-проектного и исследовательского обучения,
интегрирующий определённый набор форм, методов и приёмов в соответствии с задачами обучения и осуществляемый преимущественно посредством Интернет-ресурсов.
Основываясь на исследованиях, проведённых Б. Доджем и Т. Марчем, можно выделить следующую структуру веб-квеста:
- введение (introduction), содержащее справочную информацию об исследуемой проблеме и мотивирующее обучающихся на выполнение задания. Во введении чётко описываются роли участников, план работы, обзор содержания веб-квеста, а также ставится вопрос, решать который предстоит участникам веб-квеста.
- Задание (task), понятное, выполнимое и соответствующее интересам обучающихся. Это наиболее важная часть веб-квеста, где чётко определяется итоговый результат исследовательской работы участников.
- Список информационных ресурсов (references), необходимых для выполнения задания (например, список ссылок).
- Описание процедуры выполнения работы (process), выполненного в виде алгоритма действий.
- Описание критериев оценки веб-квеста (evaluation), которые зависят от поставленной
перед учащимися учебной задачи и соответствия выполненной работы этой задаче.
- Заключение (conclusion), в котором подводится итог выполнения исследовательского задания [9].
Структура веб-квеста не является инвариантной и предполагает возможность варьирования, при этом неизменным должно оставаться инвариантное ядро, состоящее из введения, задания, процесса выполнения и критериев оценивания.
Веб-квест обладает большим
образовательным и развивающим потенциалом для преподавания различных дисциплин в силу следующих причин: позволяет интегрировать разнообразные подходы, технологии, методы и приёмы обучения; предполагает использование групповой формы работы, тем самым способствуя развитию коммуникативных умений и умений сотрудничества; может использоваться в междисциплинарном контексте; способствует развитию критического мышления; повышает мотивацию обучающихся.
Помимо вышеназванного, веб-квесты обладают неограниченным потенциалом для формирования информационно-аналитических умений, что отмечается в работах отечественных и зарубежных исследователей Е.И. Багузиной, М.Н. Евстигнева, П.В. Сысоева, С.В. Титовой, B. Dodge, Q. Zhou, L. Ma, R. Murray и др.
Исходя из главной цели применения веб-квестов, которая, по мнению Б. Доджа, состоит в «глубоком анализе сетевой информации, её переработке и создании продукта, демонстрирующего понимание материала» [7], можно заключить, что в данном средстве потенциально содержится идея
интеллектуального развития обучающихся.
К. Жоу, Л. Ма и др. утверждают, что применение веб-квестов в процессе изучения химии учащимися старших классов способствует развитию критического мышления [9]. Н. Путиканон предлагает использовать веб-квесты для развития критического мышления при обучении чтению на английском языке [8].
Работы отечественных учёных (Е.И. Багузина, М.Н. Евстигнеев, П.В. Сысоев, С.В. Титова) также подтверждают, что веб-квесты позволяют развивать у обучающихся информационно-аналитические умения: осуществлять поиск информации, отделять основную информацию от второстепенной, анализировать и синтезировать, творчески переосмысливать информацию, делать выводы, высказывать и аргументировать свою точку зрения [1;5;6].
С целью максимального использования возможностей веб-квестов для развития
информационно-аналитической компетенции студентов были определены дидактические и методические условия их эффективного применения [3], одним из которых является условие адаптации заданий веб-квеста к актуальному уровню сформированности информационно-аналитических умений
обучающихся.
С нашей позиции, выполнение данного условия возможно при поэтапном выполнении веб-квестов различных уровней сложности. В связи с вышесказанным, мы выделяем веб-квесты, которые отличаются, во-первых, по степени самостоятельности выполнения задания студентами и, во-вторых, по степени проблемности и, следовательно, по набору информационно-аналитических умений,
применяемых во время выполнения проекта.
Таким образом, предлагаемая классификация веб-квестов имеет следующие основания: степень самостоятельности и активности студентов и набор информационно-аналитических умений, необходимых для выполнения задания (см. табл.). Веб-квесты первого, ознакомительного, уровня нацелены на формирование таких информационно-аналитических умений, как умения анализировать информацию из источников, определённых преподавателем; умения критически оценивать информацию; умения творчески перерабатывать информацию и представлять её в новой форме; умения осуществлять рефлексию над собственной деятельностью и её результатами.
Задание для веб-квестов первого уровня и алгоритм выполнения полностью
разрабатываются преподавателем, а
обучающиеся, пользуясь предложенными им источниками информации, проводят
исследование, результат которого заранее не известен.
Веб-квесты второго, самостоятельного, уровня предлагаемой классификации нацелены на формирование всех умений, представленных в веб-квестах первого уровня, а также умений осуществлять поиск информации и анализировать информацию с точки зрения её надёжности и достоверности. При выполнении веб-квестов второго уровня обучающиеся самостоятельно осуществляют поиск источников информации в Интернете и критическую оценку. На этом этапе происходит обучение студентов выделению критериев оценки процесса и результата выполнения задания под руководством преподавателя.
Таблица. - Классификация веб-квестов на основании повышения уровня проблемности, степени самостоятельной работы студентов и количества применяемых информационно-аналитических умений
Уровень веб-квеста Действия преподавателя и студентов Формируемые умения
I 1) Преподаватель предлагает задание. 2) Задание сопровождается алгоритмом выполнения и списком источников, необходимых для его выполнения. 3) Преподаватель предлагает критерии оценивания веб-квеста Умения анализировать информацию: отделять существенную информацию от несущественной; анализировать достоверность, объективность, логичность, точность, глубину и т.п. приводимых аргументов, выводов; определять временные и причинно-следственные взаимосвязи между событиями, фактами, данными и т.п.; резюмировать. Умения критически оценивать информацию: оценивать информацию с точки зрения её достоверности, надёжности, применимости; интерпретировать информацию через призму личного опыта, на основе уже сформированных ценностей, отношений, мировоззрения, приобретённых знаний; выносить оценочные суждения. Умения творчески перерабатывать информацию: осуществлять компрессию информации; осуществлять перекодировку информации и представлять её в новой форме; фиксировать результаты переработки информации, в том числе с использованием технических средств. Умения осуществлять рефлексию: осуществлять рефлексию над собственным процессом рассуждений; анализировать полученные результаты, либо с целью подтверждения обоснованности и надёжности сделанных выводов, либо с целью обнаружения неточностей
II 1) Преподаватель предлагает задание. 2) Обучающиеся самостоятельно разрабатывают алгоритм его выполнения и находят информацию. 3) Критерии оценивания веб-квеста разрабатываются в процессе «мозгового штурма» Все умения I уровня, а также: Умения осуществлять поиск информации: определять пути возможного получения информации: знать соответствующие источники информации (печатные и непечатные), определять выбор источников информации в соответствии с поставленной задачей; строить стратегию поиска информации: соотносить информационные потребности и источники информации, разрабатывать последовательную методику, отвечающую собственным информационным потребностям; осуществлять поиск информации и сохранять её: использовать соответствующие приёмы и средства поиска и сохранения информации, в том числе с применением ИКТ. Умения анализировать информацию: оценивать надёжность источника информации по критериям, соответствующим типу источника; обнаруживать недостающую информацию; получать недостающую информацию различными способами: путём постановки уточняющих вопросов, сопоставления информации из различных источников и т.п.
Ш 1) Преподаватель предлагает исследовательское задание. 2) Обучающиеся самостоятельно разрабатывают алгоритм его выполнения и находят необходимую информацию. 3) Критерии оценивания веб-квеста разрабатываются в процессе «мозгового штурма» или автономно Все умения I и II уровней, а также: Умения анализировать информацию: умение определять проблему. Умения критически оценивать информацию: умение определять критерии для оценки информацию с точки зрения её достоверности, надёжности, применимости
Веб-квесты третьего, автономного, уровня в дополнение к заявленным выше умениям способствуют формированию таких умений, как умения определять проблему и разрабатывать
критерии оценки выполнения веб-квеста. При выполнении веб-квестов автономного уровня обучающиеся полностью берут на себя ответственность за выполнение всех этапов
задания: постановка проблемы, разработка алгоритма выполнения проекта, разработка критериев оценивания, поиск и оценка Интернет-ресурсов, выполнение задания, рефлексия.
Кроме того, следует отметить, что при переходе к выполнению веб-квестов более высокого уровня происходит постепенное изменение роли преподавателя и обучающихся в сторону увеличения активности студентов.
Предлагаемая классификация носит иерархический характер: веб-квест на каждом последующем уровне становится более сложным
по степени самостоятельности и активности обучающихся, а также по количеству формируемых информационно-аналитических умений.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, подчеркнём, что данная классификация позволяет по-новому организовать процесс обучения с использованием такого средства как веб-квест и может стать теоретической основой разработки методики формирования информационно-аналитической компетенции студентов.
Литература:
1. Багузина Е.И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции (на примере студентов неязыкового вуза): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.И. Багузина. - Москва. - 2011. - 238с.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
3. Климова А.Б. Веб-квест технология как средство развития информационно-аналитических умений студентов при обучении английскому языку для специальных целей / А.Б. Климова // Вестник Пермского национально-исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. - 2015. - № 4(14). - С. 85-91.
4. Климова А.Б. Информационно-аналитические умения в контексте формирования информационного общества / А.Б. Климова // Вестник САФУ. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». - 2013. - № 1. -С. 76-80.
5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-
технологий / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. - Ростов-на-Дону: Феникс; М.: Глосса-Пресс. - 2010. - 182c.
6. Титова С.В. Теоретические основы компьютерно - информационной модели обучения иностранным языкам: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / С.В. Титова. - М.: РГБ, 2005.
7. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests [Электронный ресурс] / B. Dodge. - Режим доступа: http://www.webquest.org/sdsu/about_webquests.html
8. Puthikanon N. Examining Critical Thinking and Language Use through the Use of WebQuests in an EFL Reading Class [Электронный ресурс] / N. Puthikanon. -Режим доступа: http://www.grin.com/en/doc 234572/ examining-critical-thinking-and-language-use-through-the-use-of-webquests
9. Zhou Q., Ma L., Huang N., Liang Q., Yue H., Peng T. Integrating WebQuest into Chemistry Classroom Teaching to Promote Students' Critical Thinking // Creative Education 2012 Vol. 3, No.3, 369-374 [Электронный ресурс] / Q. Zhou, L. Ma, N. Huang, Q. Liang, H. Yue, T. Peng. - Режим доступа: http://www.scirp.org /journal/ce/
Сведения об авторе:
Климова Алевтина Борисовна (г. Архангельск, Россия), аспирант кафедры Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, e-mail: alevtinaklimova@gmail.com
Data about the author:
A. Klimova (Arkhangelsk, Russia), a post-graduate student of the Department of High School of Social Sciences and Humanities and International Communication at Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomononosov, e-mail: alevtinaklimova@gmail.com