Научная статья на тему 'РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ УСКОРЕННОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ'

РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ УСКОРЕННОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие / размещение / показатели оценки / транспортная доступность / инфраструктура транспорта / размещение предприятий промышленности / транспортировка готовой продукции. / development / placement / evaluation indicators / transport accessibility / transport infrastructure / placement of industrial enterprises / transportation of finished products.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобоев О., Бобоев К. О.

Статья посвящена изучению особенностей учета факторов размещения предприятий добывающей и обрабатывающей отраслей в условиях ускоренной индустриализации страны на основе принципов территориального размещения транспорта. Определены условия сбалансиррованности развитяи территории, повышения ее самостоятельности. Развитие территориальной специализации и концентрации производства на основе учета развития и размещения транспортных сетей. Установлено, что для целей освоения территории особое значение имеетместа размещения транспортных предприятий как оценка удобства, доступности транспорта для населения. Доказано, что транспортная доступность для населения может характеризовать уровень цивилизации и развитости инфраструктуры транспортной отрасли и способствует улучшению транспортной обеспеченности экономики. Определено, что конкуренция как основная движущая сила развития экономических отношений в рыночной экономике проявляется и в транспортной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бобоев О., Бобоев К. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCATION OF MOTOR TRANSPORT ENTERPRISES IN THE CONDITIONS OF ACCELERATED INDUSTRIALIZATION

The article is devoted to the study of the features of accounting for the factors of placement of enterprises of the extractive and manufacturing industries in the conditions of accelerated industrialization of the country based on the principles of territorial placement of transport. The conditions for the balanced development of the territory, increasing its independence are determined. Development of territorial specialization and concentration of production based on accounting for the development and placement of transport networks. It is established that for the purposes of territorial development, the location of transport enterprises is of particular importance as an assessment of the convenience and accessibility of transport for the population. It is proven that transport accessibility for the population can characterize the level of civilization and development of the infrastructure of the transport industry and contributes to the improvement of transport provision of the economy. It is determined that competition as the main driving force for the development of economic relations in a market economy is also manifested in the transport industry.

Текст научной работы на тему «РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ УСКОРЕННОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ»

УДК: 65

РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ УСКОРЕННОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

Бобоев О.

Бобоев К.О.

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей учета факторов размещения предприятий добывающей и обрабатывающей отраслей в условиях ускоренной индустриализации страны на основе принципов территориального размещения транспорта. Определены условия сбалансиррованности развитяи территории, повышения ее самостоятельности. Развитие территориальной специализации и концентрации производства на основе учета развития и размещения транспортных сетей. Установлено, что для целей освоения территории особое значение имеетместа размещения транспортных предприятий как оценка удобства, доступности транспорта для населения. Доказано, что транспортная доступность для населения может характеризовать уровень цивилизации и развитости инфраструктуры транспортной отрасли и способствует улучшению транспортной обеспеченности экономики.

Определено, что конкуренция как основная движущая сила развития экономических отношений в рыночной экономике проявляется и в транспортной отрасли.

Ключевые слова: развитие, размещение, показатели оценки, транспортная доступность, инфраструктура транспорта, размещение предприятий промышленности, транспортировка готовой продукции.

Для цитирования: Бобоев О. Размещения предприятий автотранспорта в условиях ускоренной индустриализации / О. Бобоев, К. О. Бобоев // Финансово-экономический вестник. - 2024. - № 3(42). - С. 93-104.

LOCATION OF MOTOR TRANSPORT ENTERPRISES IN THE CONDITIONS OF ACCELERATED INDUSTRIALIZATION

Boboev O.

Boboev K.O.

Annotation. The article is devoted to the study of the features of accounting for the factors of placement of enterprises of the extractive and manufacturing industries in the conditions of accelerated industrialization of the country based on the principles of territorial placement of transport. The conditions for the balanced development of the territory, increasing its independence are determined. Development of territorial specialization and concentration of production based on accounting for the development and placement of transport networks. It is established that for the purposes of territorial

development, the location of transport enterprises is of particular importance as an assessment of the convenience and accessibility of transport for the population. It is proven that transport accessibility for the population can characterize the level of civilization and development of the infrastructure of the transport industry and contributes to the improvement of transport provision of the economy. It is determined that competition as the main driving force for the development of economic relations in a market economy is also manifested in the transport industry. Key words: development, placement, evaluation indicators, transport accessibility, transport infrastructure, placement of industrial enterprises, transportation of finished products.

ЧОЙГИРКУНЙ КОРХОНАХОИ НАКЛИЁТИ АВТОМОБИЛИ ДАР ШАРОИТИ САНОАТИКУНОНИИ БОСУРЪАТ

Бобоев О.

Бобоев К.О.

Аннотатсия. Мацола ба омузиши хусусият^ои ба инобат гирифтани омил^ои Чойгиркунии корхона^о дар саноати маъдан ва коркард дар шароити индустрикунонии босуръати кишвар дар асоси принсищои чойгиркунии уудудии нацлиёт бахшида шудааст. Шароити тараккиёти мутаносиби территория ва афзун гардондани истиклолияти он муайян карда шуд. Инкишофи махсусгардонии территориявй ва концентрациям истехсолот дар асоси ба хисоб гирифтани тараккиёт ва чойгиркунии сети наклиёт. Мукаррар карда шудааст, ки бо максади азхудкунии территория чойгиркунии корхонахои наклиёт хамчун баходихии баро^ат ва дастрасии нацлиёт барои а^оли а^амияти хоса дорад. Исбот шудааст, ки дастрасии нацлиёт барои а^оли метавонад сатщ тамаддун ва рушди инфрасохтори со^аи нацлиётро тавсиф намуда, ба бе^тар шудани амнияти нацлиётии ицтисодиёт мусоидат намояд.

Муайян карда шудааст, ки ракобат хамчун кувваи асосии пешбарандаи муносибатхои иктисоди дар шароити иктисоди бозорй дар сохаи наклиёт низ зохир мегардад.

Калидвожахр: рушд, цойгиршавй, нишондщандауои арзёби, дастрасии нацлиёт, инфрасохтори нацлиёти, цойгиршавии корхонахои саноати, интицоли ма^сулоти тайёр.

Постановка проблемы.

Размещение предприятий транспорта в условиях рынка имеет ряд особенностей. Критерием эффективности комплексного развития транспорта служит минимум затрат общественного труда на производство готовой продукции, включая

издержки обращения. Этот критерий реализуется путем использования каждого вида транспорта в экономически оптимальных для него сферах. Транспорт обслуживает увеличивающиеся

возможности производства и обращения продукции, расширяющиеся системы

потребления, сервисного обслуживания, является своего рода кровеносной системой народного хозяйства, имеющей первостепенное значение в развитии территорий и отраслей экономики. При исследовании принципов

территориального размещения

предприятий транспорта требуется учитывать потребности каждого региона и его населения, сопоставляя эти потребности со стратегическими позициями Таджикистана, ее

государственными планами и

политикой.Решающим фактором выбора местоположения для размещения предприятий транспорта, прокладки новых дорог, строительства объектов

транспортно-дорожной инфраструктуры является экономическая эффективность использования этих объектов.

Экономическую целесообразность

развития и размещения производительных сил транспортной отрасли устанавливают по величине общественных затрат на производство продукта, включая транспортировку к месту потребления. Таким образом, при определении места и эффективности создания транспортных предприятий в качестве основного показателя закладывается стремление к минимуму транспортной составляющей в цене готовой продукции. Причем учитываются показатели, влияющие на эффективность работы предприятий отраслей промышленности и удобство, доступность транспорта для населения.

Анализ последних исследований и публикаций. По этой теме такие ученые, как А. Г. Будрин, В. Г. Галабурда., Рауфи А. и другие вели научную работу.

Целью статьи размещения предприятий автотранспорта в условиях ускоренной индустриализации.

Изложение основного материала.

Показатель эффективности работы предприятий отраслей промышленности используется как для принятия решений государственными органами в рамках транспортной политики, так и для принятия решений управляющими транспортных предприятий.

Для государственных решений более важной является ориентация на растущую экономическую эффективность экономики и территории и в связи с этим -на развитие транспорта, отдельных его видов и направлений. Для частных решений эффективными признается достаточная или высокая норма прибыли на вложенный капитал. Однако определяющими до сих пор являются решения государства. На основании которых планируется развите экономики, ее отдельных отраслей и, следовательно, предприятий и производств.

Решение оптимального размещения транспортного предприятия, особенно при освоении новых территорий, исходит из соотношения массы сырья, топлива и массы готовой продукции в сопоставлении с дальностью тарнспортировки того и другого, вначале к местам производства,затем к местам потребления. Соотношение это неодинаково для различных отраслей, зависит от естественных свойств среды территорий (дальности расположения, климата, географии, освоенности территории) и может изменяться во времени. Это значит, что влияние транспортных затрат на территориальное расположение

предприятий различных отраслей народного хозяйства должно оцениваться дифференцированно и имеет важное значение для оценки эффективности производства того или иного продукта.

Предприятия добывающей отрасли располагают вблизи месторождений. С учетом транспортной составляющей определяют рациональную очередность ввода в эксплуатацию месторождений и оптимальных размеров добычи. В первую очередь, изходя из данной установки в эксплуатацию и транспортное

обслуживание, вводятся месторождения с наименьшими затратами на добычу природных ресурсов в сопоставлении с транспортными затратами. Примером является освоение месторождений золота и серебра в Вахдатском районе страны, где масса добываемого сырья велика, условия его добычи и вывоза сложны, тем не менее затраты покрываются доходами от его использования, что делает это месторождение и его освоение даже с большими вложениями на транспорт экономически эффективным.

Предприятия обрабатывающих отраслей размещают в соответствии с соблюдением пропорции массы сырья и топлива, используемых для производства и массы готовой продукции. В этом случае транспортные затраты учитываются лищь как косвенный фактор при принятии решения о размещении предприятий транспорта. Если масса сырья и топлива больше массы готовой продукции, предприятия транспорта размещают врайонах добычи или первичной обработки, вблизи сыревой и энергетической базы. Если масса сырья и топлива меньше массы готовой продукции, предприяти размещают в местах потребления готовой продукции. При одинаковых величинах этих показателей выбор места расположения предприятия обусловлена преобладанием какого-либо компонента (под влиянием других факторов, например, наличия трудовых ресурсов, сложности

траснпортного освоения территории и т.д.). В некоторых случаях предприяти обрабатывающих отраслей размещают там, где это необходимо, исходя из особенностей и потребностей

комплексного развития территории,даже если с экономической точки зрения на первых этапах освоения не будет получено достаточного экономического

эффекта.Целесообразными при таких условиях признаются другие виды эффектов, например, социальный, сбалансиррованности развитяи

территории, повышения ее

самостоятельности и др.

Транспорт оказывает влияние на ряд важных процессов в отраслях экономики, которые в сочетании являются решающими при выборе экономически эффективных мест размещения транспорта и развития элементов траснпортной системы, материально-технических, так и видов транспорта.

Концентрация производства на территории также находится под влиянием транспортного фактора. На основе оценки себестоимости и имеющихся трудовых ресурсов важно определеить оптимальные размеры предприятий. Действие роста масштабов транспортной деятельности имеет два направления. Во-первых, он может быть основан на увеличиваюшейся концентрации производства. Во-вторых, он сам по себе может стимулировать концентрацию за счет роста неудовлетворенных потребностей в переовзках. В обоих направлениях воздействия транспорт может оказывать влияние на концентрацию производства: увеличение дальности переовзки готовой продукции вызывает рост цены транспортных услуг и перевозимых товаров; аналогичноевлияние оказывает научно-технический прогресс и

интеграция транспортной системы территории.

Концентрация производства

способствует расширению района потребеления, созданию комплексов и увеличению транспортных затрат в цене продукции.

Следует запомнить, что увеличение мощности производящего предприятия ведет к синжению себестоимости через усиление концентрации производства, но оно ограничено затратами но только на производство, но и транспортировку продукции. Усиление концентрации производства считается

эффективным,когда прирост

транспортных затрат меньше затрат на концентрацию. Необходимость получения экономии производственных затрат вызывает потребность в специализации производства, оптимальные границы которой следует учитывать для размещения и развития транспортных предприятий. Но производство продуции специализирующихся предприятий

требует расширения сферы обмена, что влияет на увеличение транспортных затрат. В этом случае место расположения транспортного предприятия существенно влияет на возможность экономии транспортных затрат. До техпор, пока экономия от снижения издержк производства на специализирующемся предприятии не будет превышать дополнительных транспортных расходов, специализация признается эффективной.

Транспорт влияет на кооперацию производства. Целесообразным

признается развитие транспорта, когда экономия от снижения производственных издержек кооперирубщихся

производящих предприятий больше дополнительных издержек транспорта, вызванных увеличением дальности

перевозок грузов. Решения по размещению транспортного предприятия в этом случае те же, что и при усилении концентрации или специализации.

Транспорт оказывает влияние на комплаксное развитие экономических районов, формирование структуры основных отраслей экономики в правильном разделении труда между ними и наиболее полном исползовании природных и трудовых ресурсов, что приводит к расширению межрайонных экономических связей и соответственно -к повышению роли транспорта. Отметим, что именно за счет усиления транспорта и развития транспортной системы сокращаются диспропорциив

экономическом развитии регионов, повышается транспортная доступность регионов и создается условия для подъема их экономики и культуры.

Вследствие этого углубляются территориальное разделение труда, растут межрайонные, территориальные,

международные транспортно-

экономические связи, главными факторами развития которых являются решения о размещении мест производства и потребления продукции, а транспорт получает новый импульс к развитию.

Следует сказать, что ошибочная оценка значения транспорта при размещении производства и ращвитии единой транспортной системы приводит к возникновению непроизводительных расходов всех видов ресурсов.

Немаловажным для освоения территории являтся оценка места размещения транспортных предприятий как оценка удобства, доступности транспорта для населения. При проектировании развития транспортной системы на определенных участках и территориях решение о качестве и

перспективных мощностях транспортного обслуживания принимаются на основании показателей транспортной обеспеченности и доступности, провозной и пропускной возможности транспорта и транспортных путей, сооружений, протяженности сети путей сообщения, конфигурации размещения транспортных линий и других факторов. Значение этих показателей напрямую зависит от уровня развития сети транспортных путей.

Показатель густоты сети [2] характеризует обеспеченность страны, регионов и территорий транспортными путями. Соотношение протяженности дорог к площади территории отражает возможности выбора оптимального маршрута доставки. Большая густота транспортной сети повышает возможности для оптимизации маршрутов

транспортных средств.

Показатель транспортной

обеспеченности характеризует

возможности населения в пользовании транспортной сетью, определяется соотношением между протяженностью дорог территории и численностью населения данной территории.

Рассмотренные показатели не отражают достаточность или

оптимальность развития транспортной сети, однако являются важным индикатором уровня обеспеченности населения территорий путями сообщения отдельных видов транспорта. Для определения комплексного показателя густоты сети различных видов транспорта предложено указывать приведенную длину путей сообщения и учитывать только обжитую площадь

рассматриваемой территории.

Значение показателей

транспортной обеспеченности в РТ сохраняют низкое значение, а

следовательно, уровень транспортного обслуживания населения будут низкими. Это вызывает необходимость усиления роли государства в этом направлении, разработки и реализации программ для будущего развития сети дорог.

Уровень транспортного

обслуживания оценивается с помощью макроэкономического показателя - объем приведенного грузооборота в тонно-километрах, приходящегося на единицу ВВП (национального дохода) страны. Кроме того, уровень транспортного обслуживания можно охарактеризовать по основным показателям транспортной работы. По условия нестабильной экономики усложняют сопоставление данных показателей, полученные значения необходимо корректировать, учитывая темпы роста цен, уровень инфляции и особенности конъюнктуры исследуемого рынка транспортных услуг.

В условиях стабильного развития экономики темпы роста удельной транспортной работы должны

соответствовать темпам прироста валового внутреннего продукта, что определено государственной транспортной политикой, направленной на оптимизацию транспортной работы, сокращение затрат на перевозки, рационализацию размещения и развития производительных сил транспорта.

Экономия живого труда является одним из возможных резервов интенсификации работы транспорта. Транспорт оказывает влияние на цены готовой продукции в производящих отраслях, сокращая затраты времени на перемещение грузов и пассажиров. Показатель, позволяющий получить такие оценки, называется транспортной доступностью территории и определяется по грузовым перевозкам как соотношение

суммарного времени доставки грузов в регионе за определенный период к объему транспортных услуг на транспортной сети определенной конфигурации и густоты. Для пассажирских перевозок в составе показателя меняется только числитель -суммарное время перемещения пассажиров в регионе за определенный период.

Провозная возможность по видам транспорта определяется исходя из грузоподъемности имеющихся

транспортных средств при максимальной продолжительности времени в

эксплуатации и за определенный период. В данных расчетах учитываются

коэффициенты: условия эксплуатации, организации работы транспорта, полезной составляющей этой работы и т.д.

Пропускная способность путей сообщения закладывается при

проектировании и строительстве и зависит от определенной интенсивности и мощности грузо- или пассажиропотока на данном участке пути.

Перечисленные показатели весьма существенно различаются по видам транспорта и территориями республики.

Транспортная доступность для населения характеризует уровень цивилизации и развитости

инфраструктуры транспортной отрасли, способствует улучшению транспортной обеспеченности экономики.

Конкуренция как основная движущая сила развития экономических отношений в рыночной экономике проявляется и в транспортной отрасли. Конкуренция наблюдается не только между производителями услуг одного вида транспорта: нарастает соперничество между видами транспорта, которые стремятся увеличить объем рынка, привлечь лучших потребителей

транспортных услуг, получить большую прибыль. Усиление межвидовой конкуренции, как правило, приводит к усилению позиций одних видов транспорта и значительному ослабеванию позиций других.

Наличие сильной межвидовой конкуренции дает возможность потребителю транспортных услуг выбрать наиболее ответственного, надежного и одновременно недорогого перевозчика. Таким образом, клиент свободен выбрать тот способ доставки грузов или пассажиров, которые будет оптимальным с точки зрения максимизации

экономической эффективности доставки для клиента. Важным условием доставки является срок доставки: немедленно или в течение какого-либо периода. При немедленной доставке учитываются особенности текущего положения транспортной системы региона, т.е. путей и видов транспорта. При доставке с планируемым сроком учитываются возможности и перспективы развития мощностей и технологии доставки. Однако в обоих случаях определяющим фактором является цена транспортных услуг, назначаемая производителем услуги исходя из уровня планируемых затрат на транспортную работу, а также среднеотраслевого уровня цен на услуги, в том числе и на комплементарные услуги.

Следует сказать, что потребитель определяет круг важных свойств, предлагаемой на рынке транспортной услуги: дальность перевозки, сроки и скорость доставки, надежность доставки, сохранность грузов и безопасность перевозки пассажиров, гарантии перевозчика и экспедитора, комплексность обслуживания и другие свойства, перечень которых зависит от вида груза и его специфики.

Транспортные системы регионов имеют в своем составе комплексы видов транспорта, ограниченные природными возможностями. Так, доставка грузов в труднодоступные регионы страны осуществляется в основном сезонными видами транспорта. Массовые навалочные грузы, как правило, перевозят по железной дороге и подъездными путями, специально проложенными грузоотправителями и грузополучателями. В результате в ряде регионов сохраняется естественное монопольное положение одного вида массового транспорта при ограниченных возможностях выбора других. Развитие конкуренции существенно влияет не только на выбор способа доставки грузов, но и на выбор вида транспорта пассажирами. Перевозки туристов в настоящее время осуществляется в основном на автобусах как на мобильном, гибком, комфортном и относительно недорогом транспорте.

Выбор вида транспорта для промышленных предприятий основан на многофакторном учете всех свойств транспортной услуги с наименьшими затратами времени, денежных средств и прочих ресурсов. Главная цель, которую преследуют такие грузоотправители -экономическая эффективность доставки, т.е. снижение транспортной составляющей в цене готовой продукции.

Основные критерии выбора потрибителем транспортной услуги вида транспорта следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1)наименьшая цена транспортной услуги или комплексного транспортного обслуживания для клиента. Основные требования к перевозке грузов, такие как согласование маршрута, количество перевалок, количества участников транспортного обслуживания, риски клиента и условия их предотвращения,

гарантии и другие показатели, определяют уровень цены;

2)условия сохранности груза и надежность доставки. Использование контейнеров и пакетирование позволяют значительно сэкономить на упаковке, таре, маркировке и аналогичных затратах при высоком качестве, сохранности и надежности доставки;

3)комплексность обслуживания. В случае доставки груза по сложному маршруту у нескольких перевозчиков на разных видах транспорта клиенту придется заплатить существенно больше, чем при заказе комплексного обслуживания у одного экспедитора, координирующего и сопровождающего всю доставку и выполнение операций каждым ее участником. В рамках комплексного обслуживания эффекьивного снижения цены достигается посредством согласованности действий участников перевозочного процесса и экономии на повторяющихся или дублирующихся операциях, а также путем более точного планирования;

4)сопоставимость стоимостных и натуральных показателей для видов транспорта. Доставку груза, как правило, планируют в несколько вариантах, их которых клиент выбирает наиболее подходящий для себя. При этом важно показать клиенту сопоставимость выполненых оценок и источники возникновения экономии;

5)информированность клиента. Клиент должен быть хорошо информирован как на этапе планиярования доставки, так и на этапе ее реализации. Это обстоятеьство позволдяет клиенту выбрать наиболее оптимальный и экономичный вариант доставки груза, а также отслеживать его перемещение в пути следования. Помимо этого,

инфрмированность клиента дает ему возможность адаптировать свой производственный процесс, его ритм под темпы и объемы транспортной работы.

Кроме приведенных критериев можно выделить и другие, связанные со спецификой видов транспорта, однако приведенные критерии учитываются при определении особенностей

транспортировки, оуенке величины транспортных затрат или выборе варианта доставки груза по признакам, конкретизирующим маршрут, количество перевалок груза, количества участников перевозки и обслуживания и т.д.

Для выбора вида транспорта перевозчики используют следующие методы:

-расчет экономического эффекта варианта перевозок;

-определение рациональной сферы применения вида транспорта;

-равновыгодное расстояние

использования того или иного вида транспорта.

Все эти три метода основаны на определении величины транспортных затрат и их сравнения при расчете на какой-либо другой показатель. Так, в первом методе рассчитывается величина транспортных затрат, приходящаяся на всю доставку, с различием по вариантам. Во втором методе используется разложение на доли затрат, приходящиеся на виды транспорта, участвующего в доставке. В основе третьего метода лежит разложение затрат в сопоставлении с длиной участка маршрута,

обслуживаемого одним видом транспорта, а затем сопоставление этого показателя с другими видами тарснпорта,

осуществляющими доставку. Все приведенные методы имеют свой алгоритм расчета. Однако содержание элементов

затрат, участвующих в расчетах, зависит от периода и условий расчета.

Выбор варианта перевозок определяется видом транспорта, который выполняет основную долю транспортной работы по дальности перемещения груза. Слодность схмы перевозок зависит от количества видов транспорта,

задействованных в перемещении груза. Наиболее простыми схемами доставки считаютсч автомобильные,

осуществляющие доставку

непосредственно от скалда

грузоотправителя до склада

грузополучателя без перевалки на другие виды транспорта. Наиболее сложными схемами достваки считается перевозки по железнодорожному и смешанным вариантам, выключающием перевалку на другие виды транспорта. Часто в одну схему доставки груза включают два и более вида транспорта, где подвоз и вывоз груза осуществляется с помощью автомобилей.

Как правило, оценка

равновыгодности варианта доставки различного вида транспорта базируется на альтернативе: если перевозки на расстояние меньше полученной равновыгодной дальности, то следует использовать автомобильный транспорта; если больше - железнодорожный.

Заключение. Понятие

окончательного решения основано на определении технологических свойств перевозимого груза, обеспечении его сохранности, схем транспортировки, типа автомобилей и другого подвижного состава, категории дорог и условий перевозки и конечно цены доставки. Цены на транспортные услуги подвержены изменениям, для РТ характерна в течение последнего 20-летия тенденция к росту цен. Поэтому в условиях нестабильности

выбор вида тарснпорта для перевозок осуществляются на базе сравнения сопоставимых показателей себестоимости: переменных затрат, зависящих от объемов перевозок, или части переменных затрат, при наличии резервов провозных возможностей. Дополнительные расходы на доставку, потери и ущербы увеличивают стоимость доставки, а значит, снижают экономическую эффективность использования видов транспорта, что также влияет на выбор способа и технологии доставки. Выгодным, экономически эффективным признают вариант с наименьшими приведенными затратами,

обеспечивающий равные с другими вариантами прочие условия доставки.

Выбор вида транспорта для перевозки пассажиров поределяется особенностями потребностей и возможностей клиентов пассажирского транспорта. В основном клиентами пассажирского транспорта выступают индивидуальные пользователи, каждый из которых обладает разной

платежеспособностью, психотипом,

предпочтениями, жизнеными

приоритетами. Требования пассажиов связаны с целью поездки, ее продолжительностью, стомостьюбилета, удобством расписания движения транспорта, качеством обслуживания, доступностью вида транспорта и прочими факторами. Выбор вида транспорта для пассажирских перевозок основан на следующих криетриях:

-экономия средств пассажира; -скорость и комфортность перемещения;

-экономия времени; -рациональное использование

свободного времени населения.

Большое значение в развитии транспорта РТ играет развите инфраструктуры траснпортного

комплекса. Соблюдение

пропорциальности в развитии транспорта и производства обеспесивает развитие региона и экономики страны в целом.

Пропорциональным развитием транспорта признается соответствие пропускных и провозных способностей транспортной системы региона потребностям в перемещении грузов и пассажиров.

Особенности того, как

территориально размещено производство и потребеление экономических регионов, их уровень специализации и комплексного развития хозяйства определяют особенности, масштабы и направление тарснпортно-экономических свзей.

Составляющие развития и размещения транспорта региона и последовательность их обоснования следующие:

1)проведение анализа территориальной организации хозяйства региона, выявление особенностей производственного профиля территории, определение его места в межрайонном разделении трауда, анализ сложившихся транспортно-экономических связей;

2)определение внутрирегиональных, межрегиональных и внешнеторговых транспортно-экономическия связей, потоков грузов и пассажиро на рачетный период;

3)распределение транспортной работы между различными видами транспорта в зависимости оттехнико-экономических показателей работы и целесообразности использования в условиях конкретного региона;

4)проведение сопоставления между потербным объемом перевозок и

имеющейся провозной и пропускной способностью транспортной сети региона, выявление избыточных по сарвнению с пропускной способностью грузопотоков;

5)проведение технико-

экономического обоснования

мероприятий по развитию и совершенствованию транспортой сети региона в масштабах, обеспечивающих освоение ожидаемого прироста перевозок грузов и пассажиров;

6)обоснование потербных затрат для развития транспортной сети территории и оценка их экономической эффективности.

Основным мероприятиями по повышению пропускной способности на транспорте являются действия по развитию транспортных сетей и новое строительство дорог, инфраструктуры и других объектов транспорта.

ЛИТЕРАТУРА

1.Бобоев К.О.Региональная транспортная система современного Таджикистана./ Под общ.ред. д.э.н., профессора А.Рауфи.-Душанбе, Дониш, 2017.- 216 с.

2.Бобоев О. Модернизация транспортно-коммуникационной модели Республики Таджикистан / О.Бобоев.-Душанбе, Нодир, 2012.- 317 с.

3.Рауфи А. Транспорт в системе рыночной экономики: монография / Под ред.д.э.н., профессора Катаева А.Х.- Душанбе, Ирфон, 2002.- 255с.

4.Экономика автомобильного транспорта/А.Г.Будрин и др./ под ред.Е.В.Будриной. с.262-271.

5.Единая транспортная система: учебник/ В.Г.Галабурда и др. М.: Транспорт, 1996. С.27.

Информация об авторах:

Бобоев Олимджон - доктор экономических наук, профессор кафедры Государственное управление и национальной экономики Академия государственного управления при Президенте Республики Таджикистан. 734003, Таджикистан, г. Душанбе, ул. Саид Носир, 33. Телефон: +992-805-55-55-52.

Бобоев Кобилджон Олимджонович - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики и демографии Национальной академии наук Таджикистана. Телефон 934488884.

Information about the authors:

Boboev Olimdzhon - Doctor of Economics, Professor of the Department of Public Administration and National Economy of the Academy of Public Administration under the President of the Republic of Tajikistan. 734003, Tajikistan, Dushanbe, Said Nosir Street, 33. Phone: +992-805-55-55-52.

Boboev Kobildzhon Olimdzhonovich - Candidate of Economics, Leading Researcher of the Institute of Economics and Demography of the National Academy of Sciences of Tajikistan. Phone 934488884.

Маълумот дар бораи муаллифон:

Бобоев Олимчон — доктори илми иктисод, профессори кафедраи идоракунии давлатй ва хочагии халки Академияи идоракунии давлатии назди Президенти Чумхурии

Точикистон. 734003, Точикистон, Душанбе, к. Саид Носир, 33. Телефон: +992-805-5555-52.

Бобоев Кобилчон Олимчонович — номзади илмх,ои ик;тисодй, ходими пешбари илмии Институти ик;тисод ва демографияи АИ Точикистон. Телефон 934488884.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.