УДК 911.375.54:72.03 (470.345)
РАЗМЕЩЕНИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ РЕКРЕАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
© 2013 Н. В. Жердев
аспирант каф. экономической и социальной географии e-mail: n.v.zherdev@gmail.com
Курский государственный университет
На основе применения детально разработанной тройной методологии для исследования всех возможных факторов развития туризма в статье производится сравнение между доминирующими параметрами в рекреационных районах Курской области. Специальный сравнительный климатический обзор, в контексте этого проекта проводился с 2008 по 2012 г. В исследование также включены соответствующие наблюдения и личные коммуникации с населением и туристами, посещающими Курскую область. На основе анализа размещения туристской инфраструктуры прослежена взаимосвязь с формированием рекреационных потребностей населения. Рассмотрены главные специфические региональные особенности рекреационного потенциала, доказано наличие разнообразных туристско-рекреационных активов области для развития практически всех видов туризма.
Ключевые слова: природные ресурсы, анализ картирования, участвующие
наблюдения, туристско-рекреационный потенциал, туристские ресурсы, гидроклиматические ресурсы, аттрактивность ландшафта, рекреационное районирование, туристская инфраструктура, размещение инфраструктуры.
Основная цель исследования состояла в том, чтобы на основе анализа размещения туристской инфраструктуры проследить взаимосвязь с формированием рекреационных потребностей населения в Курской области. Кроме того, были рассмотрены главные специфические региональные особенности рекреационного потенциала, доказано наличие разнообразных туристско-рекреационных активов области для развития практически всех видов туризма. Чтобы достигнуть поставленной цели, мы использовали три методологических подхода: обзор природных данных, анализ картирования и участвующие наблюдения. Специальный сравнительный климатический обзор в контексте этого проекта проводился с 2008 по 2012 г. Исследование стремится показать и критически анализировать доминирующие факторы, представляющие интерес в пределах территории Курской области и способствующие улучшению туристской инфраструктуры, развивающейся в регионе. Кроме того, это исследование до некоторой степени включает сравнения, подходящие к использованию для маркетинга в других регионах России. В исследование включены участвующие наблюдения, личные коммуникации с населением и туристами, посещающими Курскую область. Несколько участвующих наблюдений проводились в разных районах Курской области с наиболее выдающимися достопримечательностями. В результате применения детально разработанной тройной методологии для исследования всех возможных факторов развития туризма получены сведения о туристических событиях и непосредственных впечатлениях о туризме в регионе. На их основе произведено сравнение между доминирующими параметрами в рекреационных районах Курской области.
Главная цель наблюдений состояла в том, чтобы получить информацию о посетителях, их потребностях и ожиданиях, чтобы улучшить услуги в будущем. Сбор
информации проводился как среди населения Курской области, так и среди туристов, приехавших из соседних областей и сопредельных стран. Были исследованы две группы туристов: первая группа - 6 марта 2011 (98 человек: 64 взрослых, 34 ребенка моложе 12 лет). И 13 марта во второй группе было 95 человек: 74 взрослых и 21 ребенок до 12 лет. Был собран в общей сложности 71 анкетный опрос. Обзорный метод и структура анкетного опроса были основаны на опыте обзора [Huijbens and Gunnarsdotti 2007; Hunter 2008]. Вопросы анкеты, которые были адаптированы к этим группам, могут быть сгруппированы в пять категорий Купера [2004, 2005]:
1. Базисные переменные, которые формируют профиль посетителя (пол, год рождения, уровень образования, уровень дохода, попутчики).
2. Общие вопросы относительно текущей поездки в Курскую область: предшествующие посещения, сезон, сроки и цель посещения.
3. Вопросы отношения к выездному и региональному туризму и касающиеся главной цели посещения: уровень опыта, предшествующие посещения и цели, оценка путешествия, оценка средств, сравнение с другими регионами, которые посещали прежде.
4. Вопросы относительно пребывания в Курской области с туристическими мотивами: впечатления, испытанные за пределами и в Курской области; места посещения, цель и сроки пребывания; оценки того, что делает Курскую область интересной; возможность другого посещения в будущем; расходы (при наличии счета ответчиков по нескольким категориям расходов: еда и напитки, бакалея, отдых, покупки и подарки).
5. Вопросы относительно источников информации, которыми пользовались прежде и во время пребывания здесь.
Данные из возвращенных анкет были проанализированы с программой статистики SPSS (20.0). Результаты изображаются посредством графиков наряду с текстовым описанием. Для того чтобы выдвинуть на первый план проблему
сезонности, результаты опросов, проводимых летом 2010 года и в марте 2011 года сравнивались. Это было несколько ограниченное сравнение, которое, тем не менее, позволило точно определить бесспорный акцент на сезонные различия. Поэтому летний обзор был также осуществлен в 2011 году, но проанализирован позже, в 2012 году.
Географическое и рекреационное районирование исследованы с помощью двух видов анализа: контент-анализа и кластерного анализа (методологии, используемые Edelheim [2006]). Объединение этих двух методов обеспечивает целостный подход, чтобы проанализировать значение картирования, однако, достаточно субъективный, зависящий от фона исследования. Это потенциальный уклон - цель двойного анализа, который должен высветить основные тенденции, признаки существенных упущений, типологии и постоянные направления в пределах туристических тенденций в Курской области.
Контент-анализ в этом исследовании - методологическая техника для того, чтобы проанализировать карты и фотографии природных и антропогенных ландшафтов, касавшиеся, прежде всего описания количественного содержания или оценки аттрактивности ландшафтов. С помощью этого метода осуществляется номотетический подход, направленный на выявление общих закономерностей функционирования и эволюции разного рода систем (природных, социальных). Номотетический метод в данном случае не противополагается идиографическому, направленному на выявление в изучаемых объектах уникальности [Magraryan and Zherdev 2011]. Это достигнуто с помощью классификации карт фотографий, основанных на их содержании, в различные категории (табл. 1). Каждая
карта и фотография ландшафта были пронумерованы и была создана база данных, с помощью кодирования их содержания в соответствии с приписанной категорией. Каждая карта (картина, фото) была помещена в одну категорию, основанную на основной теме этого изображения. С этой целью использовалась программа статистики ЗРББ (20.0). Упорядочивание объектов в сравнительно однородные группы - кластеры позволило в дальнейшем применить этот метод для создания кластерной туристкой модели [Соколенко 2004]. Семиотический анализ в этом исследовании применен через семиотическое описание фотографий: что они стремятся передать. Дженкинс [2003] описывает семиотический анализ как исследование «содержания и состав фотографий» и как они объединяются, как передаются через знаки и символы различные сообщения о местах, которые они изображают. Семиотический анализ может быть рассмотрен как всестороннее расширение контент-анализа, но на коннотативном уровне дополнен более широким описанием содержание знака и основного значения [Огеп, ОиппагеёбИ^г 2008]. Категории отображений основаны на главных тенденциях, идентифицированных по представлениям [ОиппагеёбИ^г 2011], принятым для западного туристического сознания вообще [БёеШет 2006; Дженкинс 2003].
Объединяя контент-анализ и семиотическое расширение, структуру исследования туристических отображений можно представить в итоге следующим образом.
Таблица 1
Категории приоритетов Аспекты интереса Возможно, означающие
Природа в центре Спокойные ландшафты дикой природы, отсутствие активного человеческого воздействия Тихие заводи/быстрое течение рек, луга, степи/сложный рельеф, животные -представители дикой природы, никаких людей и видимого человеческого воздействия, «древняя природа»
Люди в центре Пол, возраст, окружение Мужчины, женщины, дети, молодые совершеннолетние, пожилые туристы, местные жители
Пейзажи, ландшафты Постановочная фотосъемка, способ съемки Фотографии видов, открывающихся с крутых берегов или возвышенностей, сельские/городские пейзажи, люди в природе
Действия Пассивный, активный Загорание, купание, плавание, покупки, посещение ресторанов, занятие разными видами спорта (летние/зимние), пеший туризм, рыбалка, верховая езда
Культурное наследие Важный, несущественный Церкви, памятники, легендарные личности, археологические и палеонтологические раскопки, памятники природы
Туристические услуги (удобства) Туристическая инфраструктура и развлечения Отели, рестораны, бары, экскурсии, маршруты, транспорт, театры, концерты, музеи
Фотоматериалы были собраны из различных туристических мест вокруг областного центра, главным образом руководствовались официальным путеводителем по Курской области (услуги, оказываемые ГУ «Областной центр туризма»), поскольку они представляют самую всестороннюю туристическую востребованность в области. Прейскурант включает 16 различных экскурсий, представляя различные достопримечательности: православные, древние, исторические, места боев ВОВ, КМА, выдающиеся люди края, места редкие, заповедные. Всего было обработано 1922 изображения (карты и фотографии).
Чтобы получить непосредственное понимание туристских рекреационных потребностей населения, так же как туристических услуг в Курской области, было развернуто участвующее наблюдение [Тэйлор и Богдан 1998]. Участвующие
наблюдения проводились автором в многократных случаях, включая участие в запланированных автобусных турах с туристами весной и осенью 2011. Во время наблюдения обращалось внимание на поведение, реакции туристов, на местных жителей, осмотр достопримечательностей и на туристическую инфраструктуру. Проводились неофициальные беседы с туристами и туристическими служащими. Туристы наблюдались и опрашивались в областном и районных центрах, во время экскурсий.
Отечественный туризм, как и во всем мире, чрезвычайно зависит от периодов отпусков и погодных условий. Кроме того, из-за ограничений в доступности одних мест другие места получают большую часть посещения. Так называемый массовый туризм может наблюдаться во время ограниченного по времени периода года (главным образом, в течение короткого летнего сезона). Между тем северное полушарие имеет длительный зимний сезон (октябрь - апрель) и межсезонье: переходные периоды (апрель, май, сентябрь и октябрь) между верхним уровнем и мертвым сезоном. Хотя проблематичная природа сезонности известна и чаще всего подчеркивается климат или связанные с ним погоды, другие причины сезонности менее ясны и часто мало изучены в определенных регионах. Хинч и Джексон [2000] утверждают, что большая часть литературы по сезонности терпит неудачу, поскольку рассматривает влияние естественных и установленных факторов. Вместо этого они предлагают исследования «ограничений досуга»: кроме резких погодных условий или плохой доступности, могло бы быть принято в туризме направление на понимание сущности сезонного предпочтения в путешествиях. К другим причинам сезонных потоков туристов относится «установленная сезонность», которая связана со школьными каникулами, отпусками и религиозными праздниками. Кроме того существует социальная сезонность, которая касается социальных норм посещения особых мест назначения в течение определенных сезонов. Третий набор причин касается спорта - сезоны, которые затрагивают путешествия в определенные места назначения. Кроме того, велика инерция, означающая, что люди едут в определенные места назначения в течение определенных сезонов просто из-за традиции или привычки.
Hadwen и др. [2011] утверждают, что сезонность туризма в северных широтах вызвана сложным взаимодействием естественных и антропогенных факторов. Столь же разнообразными, как причины сезонности, могут быть, также способы, которыми она измеряется [Lundtorp 2001]. Наиболее распространенное измерение - колебания прибытия посетителей и ночные остановки. Другая мера - денежные расходы посетителей, которые также могут изменяться от сезона к сезону (см., например: [Барон 1975; Баум и Ландторп 2001]).
Попытка возместить сезонность и развить ровный темп посещения туризма, однако, малореальная задача, с учетом, что радикальное преобразование действительности в 4-месячном и до 12-месячного промежутка зависит прежде всего от погоды [Баум и Хаген 1999]. Согласно Брюстер и др. [2008], управленческие ответы на сезонность могут быть разделены на три группы из-за организационной гибкости: функциональный, финансовый и процедурный. Большая часть превентивных подходов имеют определенное влияние на продление сезонов и сокращение экономических потерь во время непиковых периодов [Commons and Page 2001].
Продажа изображения и описания популярных мест (объектов) туризма -основной элемент успешного формирования рекреационных потребностей населения [Эчтнер и Брент Ричи 2003]. Процесс предрасположения основан на создании и управлении положительным восприятием и привлекательным изображением определенных мест (объектов) [Calantone и др. 1989]. Изображение и описание мест,
как доказано, играет основную роль в процессе принятия решений туристов и в поведении при выборе целевого назначения [Ба1о§1и и Мап§а1о§1и 2001].
В туристических маршрутах экскурсий по Курской области, осуществляемых не только ГУ «Областной центр туризма», но и другими организациями, видно, что преобладают 16 направлений, причем 4 из них (7 экскурсий) - за пределами Курской области, в смежных регионах. Таким образом, по области разработано 9 стандартных направлений. Все самые захватывающие места в области, согласно реестру экскурсий, операторам автобусных туров, сосредоточены на северо-западе области.
Такая картина преуменьшает, если не напрямую отклоняет, возможность использовать достопримечательности в других физико-географических / рекреационных районах (ФГР / РР). Это также указывает на структуру туристической индустрии как малоразвитую внутри области, не всесторонне использующую богатые ресурсы.
Структуру туристических экскурсий можно изобразить в контент-анализе и семиотическом представлении следующим образом.
Таблица 2
Категории приоритетов Аспекты интереса Количественное отношение направлений
Природа в центре, пейзажи, ландшафты Нетронутые ландшафты дикой природы в заповеднике; тихие живописные уголки природы, сочетающиеся с уникальной архитектурной композицией санатория Марьино; Соловьиная роща города Курска; река Тускарь с живоносными источниками правобережья и живописные просторы левобережья в Коренной Пустыни; партизанские леса в Дмитриевском районе 5 (1 - основное и 4 - как важный совокупный фактор)
Религия, православное паломничество Монастырь Коренная пустынь; Знаменский собор, Сергиево-Казанский храм 3 (1 - основное и 2 - как важный совокупный фактор)
Великая отечественная война Свобода, Поныри, Северный фас Курской дуги; Прохоровка «По местам боев на южном фасе Курской дуги» 5
История Все экскурсии - от древней истории до современной истории 15 (1- основной и 14 - как важный совокупный фактор)
Литературное наследие Три направления (Орловская и Тульская области) и только одно в Курской - город Льгов 8 (4 - основных, 4 - как важный совокупный фактор)
Причем необходимо подчеркнуть, что 90% туристов посещают Курск, Коренную пустынь (Свобода), Марьино, Центрально-Черноземный заповедник. Нет сомнения, что ярко выражена сезонность во всех видах туристических услуг.
Таким образом, история и культурное наследие являются приоритетными направлениями в туризме Курской области. Два направления, с единичными экскурсиями, тем не менее, остаются наиболее востребованным (рис. 1, 2).
zu
1э ■
10 1 ■
Ь
и / У / ^ / /
35
30
25
20
15
10
5
0
Рис. 1. Соотношение маршрутов по направлениям Рис. 2. Посещаемость, в %
Паломничество является одним из первых по количеству пребывания людей на единицу площади и времени, поскольку доставка людей связана не только с экскурсионным транспортом, но и прочими видами (частный, меж городской, районный) [Жердев 2008]. На втором месте - заповедник (близко к городу, хорошо развернута пропаганда). ВОВ, история и литературное наследие - направления, численность которых поддерживается за счет молодежи обучающейся в школах, колледжах и вузах. Предлагаются традиционно сложившиеся маршруты, существующие многие десятилетия. Увеличение числа маршрутов и возникновение новых направлений связано со многими проблемами. Здесь интересно рассмотреть два аспекта: расширение уже существующих направлений за счет дополнительных мест (маршрутов) и создание новых направлений, ранее не существовавших.
Несмотря на то что Курская область находится южнее центра России, она является периферийным регионом относительно центра роста туризма. О устойчивом росте туристического прибытия можно судить по растущему числу ночных остановок транзитными туристами. Рисунок 3 демонстрирует статистику ночевок из ежемесячных
±ииии
оШи
ьиии
41)1)1) . 1 1
2иии ГГ
и 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Рис. 3. Число ночевок, полученных транзитными туристами в мотелях Курской области ежегодно по федеральной трассе М-2 («Крым») европейского маршрута Е105
Статистика ночевок из ежемесячных журналов показывает районные проблемы по сравнению с областным центром. Рисунок 4 сравнивает число ночевок туристов в Северо-Западном и Юго-Восточном РР. Международные туристы представлены единицами человек.
Еще более четкая картина сезонности может быть замечена при сравнении числа ночевок среди туристов, которые останавливались кроме гостиниц, например, в палатках, сельской местности, в знакомых семьях и у друзей. Однако в этом случае большее число туристов наблюдалось в периферийной части области, чем в Центральном РР.
Рис. 4. Число ночевок туристов в 2011 г. в месяц
Несмотря на как никогда растущую важность интернет-маркетинга, опросы, проведенные в городе Курске и некоторых районных центрах и рекреационных местах (автостоянках, автовокзалах, в мотелях, палаточных стоянках) летом 2011 ив марте 2012 г., показывают, что туристические брошюры и путеводители все еще действуют как важный источник информации для туристов, особенно во время выбора первичной поездки. Они влияют на выбор первичного посещения мест отдыха и на решение посетить или не посещать повторно, отмечая особую привлекательность, подтвержденную еще кем-то (см. рис. 5 и 6).
60 50 40 30 20 10 о
Рис. 5. Источники информации, использованные перед посещением Курской области (%)
Рис. 6. Источники информации, использованные посещающими Курскую область повторно (%)
Контент-анализ сосредоточен был на отображениях в СМИ, брошюрах, Интернете и их так называемом внешнем измерении, то есть сопровождающих сообщениях: на что изображения явно нацелены, чтобы создать образ. Этот анализ показывает шесть направлений (тем) в соотношениях, представленных на рисунке 7.
Рис. 7. Состав изображений Курской области главными категориями (в %)
В целом большинство информации туристической направленности в изученных разнообразных материалах представляют людей (31%), занятых различными видами действий, почти все они на открытом воздухе. Часть из них (18%) представляют активные спортивные состязания, а именно (в рейтинге популярности) спортивные
состязания на открытом воздухе, реже пеший туризм и верховая езда, спуск на байдарках, езда на велосипеде и другие. Этот список в сумме дает 87% из всех картин, представляющих активные рекреационные действия отдыхающих. Оставшиеся 13% изображают переменно активный и пассивный отдых, в котором самое популярное -купание (плавание), пикники, наблюдение за животными и растениями.
Больше четверти (27%) отображений рекреационного пространства для населения (желающих находиться среди природы и животных) приблизительно на одну пятую (18%) представляют природу Курской области, лишенную людей и человеческого воздействия. Большинство этих отображений (12%) передают то, что обозначено как «спокойная, умиротворяющая (пассивная) природа». Естественные пейзажи в этих описаниях и фотографиях очень тихи, день обычно ярок и безоблачен, вода спокойная и чистая. Меньше чем десятая часть (6%) этих картин представляют «грубую, активную природу», означая то, что естественные изображенные элементы мощные и даже пугающие, такие как надвигающаяся гроза, речные водовороты, ветер, высокие обрывы, туманная и дождливая погода. Больше чем в четверти (27%) картин, показывают природу и животных в центре, животные как особый объект (на 9% картин).
Портреты включают 7% всех рассмотренных картин. Нужно упомянуть, что количество портретов особенно велико в обзорах о Великой Отечественной войне, культурно-историческом и литературном. Это обычно или герои рассказов, или экскурсоводы с отдыхающими. Среди всех людей в центре две трети (66%) представляют портреты одного человека, одна пятая (21%) - пары и 13% - группы. Из всех портретов с одним человеком 51% - женщины, 49% - мужчины. Это соотношение может изменяться. Например, 70% всех людей, изображаемых на пляжах - женщины и дети. Еще 7% - картины, представляющие городские или сельские пейзажи. Большинство этих фотографий - пространственные сюжеты, с некоторым приближением городских парков, улиц, где экстерьеры зданий, например, представляют большой интерес. 5% изображают культурное наследие. Большинство картин в этой категории представляет различные культурные памятники, исторические здания, такие как церкви или территории музеев (музейные комплексы), барельефы, ландшафтная архитектура, нередко с привлекательным дизайном газонов, культурных ландшафтов, украшенные цветами и клумбами фасады и дворики.
Учет климатических особенностей региона необходим при планировании и развитии рекреационных потребностей населения, построении туристской инфраструктуры, при организации и проведении сопутствующих им природоохранных мероприятий [Климат Курска 1984].
В настоящем описании проанализирован материал метеорологических наблюдений в Курской области и в городе Курске. Обобщение проводилось с учетом методических рекомендаций отдела прикладной климатологии Главной геофизической обсерватории им. А. И. Воейкова [Псаломщикова, Салль, Стадник, Трофимова 2008; Хлебникова 2008].
Объем затрат на содержание туристкой инфраструктуры и ее эксплуатации зависит от местоположения района, на которых она размещена. Например, в районах с частыми переходами температуры воздуха через 0° наблюдается повышенная вероятность образования гололедных явлений, а в районах с устойчивыми морозами -снежных заносов (когда снег более сухой, подвижный и легко переносится ветром). Кроме метеорологических факторов, состояние разнообразных форм инфраструктуры и их использования в рекреационных целях, следовательно, размещение зависит и от рельефа местности, близости водоемов, расположения лыжных трасс по отношению к преобладающему направлению ветра.
В работе использованы наблюдения за атмосферными явлениями и температурой воздуха по 7 станциям наблюдательной сети Росгидромета по Курской области за период с 2008 по 2012 г. Обработка данных включала расчет хода температур по месяцам и сезонам, распределение температур, корреляции с другими атмосферными явлениями. Анализ полученных результатов показал, что общее число дней в Курске со всеми видами скользкости составляет около 60. Из рисунка 8 следует, что скользкость чаще всего образуется во время снегопадов (снежный накат, замерзший снег, рыхлый снег).
Рис. 8. Число дней с различными видами скользкости
__________________________________________________________Таблица 3
Станция Число снегопадов Количество твердых осадков, мм Суммарная продолжительность снегопадов, час.
Курск 96 126 571
Для эффективного практического применения метеоданных необходимо знать о числе снегопадов и их продолжительности при различных температурах воздуха. Характеристика снегопадов (снег и мокрый снег) в городе Курске показана в таблице 3. Как показал анализ, в г. Курске за период с ноября по март наибольшие продолжительность и частота снегопадов с большим количеством осадков наблюдаются при температуре воздуха от 0 до -5°С, именно в этом диапазоне температур происходит чаще образование стекловидного обледенения (снежного наката и замерзшего снега, рис. 9). При понижении температуры до -Ю...-15°С заметно уменьшается число продолжительных снегопадов, резко сокращается и количество осадков, причем в южных и восточных районах (Тим) более существенно, чем в северных (Поныри, Железногорск).
Рис. 9. Повторяемость градаций количества выпавших за снегопад осадков
Крайне важна информация об интенсивности снегопадов (количестве осадков, выпавших за единицу времени). При интенсивности осадков 1-3 мм/час и более, 1 мм слоя воды в среднем равен 1 см свежевыпавшего снега. Повторяемость градаций количества выпавших за снегопад осадков представлена на рисунке 10. В большинстве случаев (77-85 %) во всех районах наблюдаются слабые снегопады с количеством осадков до 2 мм. Снегопады с количеством осадков более 10 мм отмечаются редко, не более чем в 2-4 случаях.
*
& * ж
Температура более -20 до -20 I До -15 до-10 0...-5 I 0...2
Рис. 10. Месячное количество (мм) твердых осадков (снега и мокрого снега) в зависимости от температуры воздуха в городе Курске
За год в среднем в Курске наблюдается 107 дней без солнца (табл. 4). Максимум числа дней без солнца в годовом ходе приходится на декабрь (22 дня). Минимальное число дней без солнца бывает в период с мая по сентябрь (1-2 дня).
Таблица 4
Месяц Число дней без солнца
макс мин среднее
Январь 27 8 20
Феврвль 22 4 14
Март 17 1 11
Апрель 12 1 5
Май 6 0 2
Июнь 6 0 1
Июль 4 0 1
Август 5 0 1
Сентябрь 5 0 2
Октябрь 6 0 10
Ноябрь 19 2 18
Декабрь 30 11 22
Всего за год 133 66 107
Если обратиться к данным о средней повторяемости различных барических образований по сезонам, то следует отметить, что во все сезоны года, кроме осени, над Курской областью преобладает циклоническое барическое поле, особенно заметно это летом и зимой. Осенью же господствует антициклоническая циркуляция.
Вследствие усиления циклонической деятельности зимой число дней с сильным ветром увеличивается, летом - уменьшается. В среднем в году бывает до 10 дней с сильным ветром. Наибольшая скорость ветра - 28 м/с наблюдалась в феврале 1956 г. Скорость ветра 15 м/с и более чаще всего имеет продолжительность от 12 до 18 ч, а в некоторых случаях непрерывная продолжительность сильных ветров достигает 60 ч. Сильные продолжительные ветры чаще всего наблюдаются при юго-восточных направлениях.
Среднее число дней с сильным ветром по месяцам распределяется следующим образом.
Таблица 5
I II ш IV V VI VII VIII IX X XI XII Год
1,0 1.2 0,9 1,0 1.1 0,6 0,4 0,7 0,5 0,8 0,6 1,1 9,9
Средняя дата образования устойчивого снежного покрова в Курске приходится на 7 декабря. Ниже приведена обеспеченность дат образования устойчивого снежного покрова.
Таблица 6
Обеспеченность (%) 95 90 75 50 25 10 5
Дата образования 31 XII 24 XII 16 XII 9 XII 26 XI 14 XI 8 XI
Самая ранняя дата разрушения устойчивого снежного покрова отмечена 2 марта, самая поздняя - 22 апреля. Обеспеченность дат схода снежного покрова следующая.
Таблица 7
Обеспеченность 9 9 7 5 2 1 5
(%) 5 0 5 0 5 0
Дата схода 1 2 1 1 1 2 2
7 III 2 III IV 0 IV 7 IV 4 IV 7 IV
Число дней со снежным покровом в среднем составляет 125. Одной из характеристик снежного покрова является его плотность. В зависимости от плотности меняется теплопроводность и запас воды в снеге. Плотность снега меняется незначительно и составляет 0,24-0,30 г/см3. Средняя плотность при наибольшей декадной высоте 0,26 г/см3.
За период 2005-2010 гг. был отечен самый холодный зимний месяц - январь 2010 г. со среднесуточной температурой воздуха 16,7 градусов мороза (рис. 11). Самыми тёплыми зимними месяцами оказались декабрь и январь 2009 г. со среднесуточной температурой воздуха 5,7 градусов ниже нуля. Максимальная температура воздуха была зафиксирована в первой декаде 2008 г. (+ 9,4°С). Минимальная температура воздуха наблюдалась в первой декаде февраля 2006 г. -29,7°С. За исследуемый период самым тёплым месяцем летнего периода стал июль 2010 г. со среднесуточной температурой воздуха + 25,8°С. Менее тёплыми месяцами лета стали июль и август 2005 г. со среднесуточной температурой воздуха +19,6°С. Максимальная температура воздуха была отмечена +38,8°С в первой декаде августа 2010. Минимальная температура воздуха наблюдалась в июне 2008 г. +6,2°С. В декабре 2010 г. выпало самое большое количество осадков за анализируемый период (108,5 мм). В апреле 2009 г. осадков вообще не наблюдалось. Максимальная высота снега была отмечена в третьей декаде февраля - первой декаде марта 2006 г. и составила 32 см. Самой малоснежной зимой по наблюдениям была зима 2007 г. Максимальное промерзание почвы (71 см) отмечено в первой и второй декаде марта
2010 г. Динамика запаса продуктивной влаги в почве такова, что весной после схода снега на всех глубинах взятия проб значения высоки: для глубины 50 см - 114-120 мм, для глубины 100 см - 222-250 мм. По мере роста с/х культур и приближения к летнему сухому периоду влаги меньше, перед уборкой урожая становится для глубины 50 см 56-75 мм, для глубины 100 см - 146-173мм. Осенью значения, как правило, малы: для глубины 50 см 50-100 мм, для глубины 100 см 141-233 мм. Но с частым выпадением осенних осадков запас влаги увеличивается для глубины 50 см до 179-125мм, для глубины 100 см до 213-255 мм. Анализ проводился по агрометеорологическим показателям, взятым из агрометеорологических ежегодников отдела агрометеорологии и климата ГУ «Курский ЦГМС-Р».
Рис. 11а. Показатели хода температур в г. Курске, 2008-2009 гг.
Рис. 116. Показатели хода температур в г. Курске, 2010-2011 гг.
с
Среднемесячная
темпер »2*5УРа
2005-21
и жш ^Чх"-2006
2 /Я и 2007
2С
Рис. 12. Среднемесячная температура и сумма осадков в г. Курске
Комплексные характеристики температуры, влажности, скорости и направления ветра, а иногда и других метеоэлементов необходимы при планировании рекреационной деятельности человека, расчете размещения туристской инфраструктуры, устройстве сезонных рекреационных услуг, отопительных систем, коммуникаций, комплексов туру слуг и т. д.
Во время зимних каникул был собран в общей сложности 71 анкетный опрос в пансионатах, базах отдыха и домах отдыха Курской области с 25 декабря по 6 февраля
2011 г. (с 25 декабря по 10 января - зимние каникулы у школьников, с 24 января по 6 февраля - в высших учебных заведениях). Фактически все анкетируемые были посетителями катков г. Курска или лыжных трасс, причем более половины - взрослые путешественники. 58,8% - путешествовали с семьей (на вопросы анкеты ответили не только за себя, но за супруга и детей), обзор касается в действительности только 87,4% посетителей. Среди опрошенных 69% мужчин, и 31% женщин, средний возраст 44 года. Большинство анкетируемых попадает в возрастной диапазон между 41 и 50 годами. Важно отметить, что возрастные группы были определены в соответствии с предыдущими обзорами, выполненными среди туристов в разгар сезона, что является важным для дальнейшего сравнения в данном обзоре. Анкетируемые оценивали их опыт катания на лыжах в местах зимнего отдыха в Курской области. Как может быть замечено по рисунку 13, несмотря на то, что в целом уровень удовлетворительный и довольно высок, многие из ответчиков не были довольны несколькими аспектами: столовая и кафе (40 % отрицательное качество), доставка к местам отдыха (20%) и спортивный инструктаж (20%). Как видно из рисунка 14, подавляющее большинство ответов указывает на относительно высокое удовлетворение уровня общих впечатлений от зимнего отдыха.
Рис. 13. Оценка опыта в зимнем отдыхе лыжников в январе - феврале 2011 г.
в Курской области (%)
Рис. 14. Рейтинг впечатлений от отдыха в Курской области в январе-феврале 2011 г. (%)
Главные отличительные признаки зимнего отдыха Курской области среди выделенных отдыхающими, - возможность занятия лыжным спортом (42%), природа (29%) и плавательные бассейны, ванны (10%). Среди других положительных черт посетители области отметили низкие цены (допустимость) и гостеприимство обслуживающего персонала и местных жителей. Эти результаты указывают на то, что самые многообещающие сферы для поощрения и развития - зимние виды спорта (коньки и лыжи), естественная уникальность природы (леса и водоемы) и средства инфраструктуры в закрытых помещениях (бассейны, ванны, спортивные площадки). Результаты обзора показывают определенную возможность для несезонного поощрения и популяризации зимнего туризма в Курской области: большинство туристов (приблизительно 34,3%) желает посетить область снова зимой (рис. 15). Это второй популярный сезон после лета: приблизительно 38,4%, (весна - 14%, осень -6,3%).
чэ
40
ээ
зи
/и
1э
10 Ш м
Ь ■ ■
0 11111 В течение В течение В течение В течение Не готовы осени лета зимы весны посетить
Рис. 15. Готовность посетить Курскую область в будущем, среди отдыхавших в январе-феврале 2011 в пансионатах, спортивно-оздоровительных базах и домах отдыха.
Таким образом, можно сделать следующие выводы о зимнем отдыхе в Курской области.
• Лыжный спорт и посещение бассейнов/ванн представляют главный интерес для отдыхающих во время несезонного периода.
• Большинство лыжников - высокообразованные люди средних лет со средними доходами (по региональным стандартам).
• Большинство этих туристов путешествуют семьями (2 ребенка в среднем).
• Большинство из них уже были прежде в других региональных рекреационных организациях.
• Большинство тратят в среднем 3500 руб. на человека в сутки, помимо того, что было заплачено за путевку и транспорт в купленном пакете услуг.
• Большинство туристов выразило среднюю удовлетворенность столовой и кафе, а также доставкой и лыжной школой (спортивный инструктаж). Большинство -лыжники со средними навыками, но имели опыт других зимних организаций отдыха, и уровень Курской области оценивают так: «хуже, чем в других местах».
• Оценка различных аспектов их пребывания в Курске существенно различается, от низкой - посещение магазинов и ночных развлечений до высокой - гостеприимство и жилье.
• Вообще, туристы довольно удовлетворительно оценили в целом свой опыт зимнего отдыха в Курской области и готовы посетить ее снова зимой.
Сезонность - проблема для регионов России общая, ее важно рассмотреть на примере Курской области, как южной части Центральной России. Северо-Западная часть области, с ее насыщенностью экскурсионными маршрутами и транзитными остановками проезжих туристов, испытывает довольно резкий переход от низкого до высокого туристического сезона. В Юго-Восточной части разрыв существует, но менее значительный.
Периферийные районы испытывают резкие изменения в числе туристических посещений между тремя месяцами разгара сезона (с июня по август) и остальной частью года. Следовательно, возможно упомянуть сезонность не только с точки зрения прибытия, но также и в пространственном смысле, относительно отдаленности районов: удаленные от областного центра периферийные районы, более страдают от явной сезонности. Таким образом, одна из самых важных проблем туризма в Курской области - сезонность вместе с проблемой периферийности.
Библиографический список
Данилова Н. А. Климат и отдых в нашей стране: Европейская часть СССР, Кавказ. М.: Мысль, 1980, 156 с.
Дженкинс Генри. Переосмысление Медиа изменений. Эстетика переходного периода. СМИ в переходный период. Cambridge, MA: MIT Press. 2003, 404 р.
Жердев Н. В. Возможности развития паломнического туризма в Курской области // Туристско-рекреационный потенциал и особенности развития туризма: материалы Межвуз научно-практич. конф. студентов и аспирантов. Вып. 2 / РГУ им. И. Канта. Калининград, 2008. С. 60-61.
Катцов В.М., Мелешко Н.В. Современные приоритеты фундаментальных исследований климата // Труды главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова. 2008. Вып. 557. С. 3-17
Климат Курска/подред драгеогр. наукЦ А. Шверн, Н. П. Цыкало. Л: Гиарсме1еощдаг,1984,112с.
Костин С. И. Климатические зоны и районы Центральной и восточной лесостепи и степи Русской равнины // Труды ВГУ. Т. 30. Воронеж,1954. С. 78-82.
Купер К. Индивидуальные различия / пер. с англ. Т. М. Марютиной; под ред. И. В. Равич-Щербо. М.: Аспект-Пресс, 2000. С. 313; 315-316.
Луценко Ю. Н. Маркетинговые аспекты обеспечения устойчивого развития организаций (на примере туристских организаций): автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Белгород, 2011. 218 с.
Псаломщикова Л. М., Салль И. А., Стадник В. В., Трофимова О. В. Использование метеорологической информации в целях содержания автомобильных дорог в зимний период // Труды главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова. 2008. Вып. 557. С. 85-100
Соколенко И. П. Перспективы развития кластеров туризма в Украине // Бизнес-партнер. Севастополь, 2004. №3. C. 13-17
Хлебникова Е. И. Численные стохастические модели временных метеорологических рядов и их прикладные возможности // Труды главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова. 2008. Вып. 557. С. 34-52
Baloglu S. andMcCleary K.W. (1999). A Model of Destination Image Formation. Annals of Tourism Research 26(4), pp. 868-897.
Bar-On R. V. (1975). Seasonality in Tourism: A Guide to the Analysis of Seasonality and Trends for Policy Making. London: The Economist Intelligence Unit Ltd., Technical Series No. 2.
Calantone R.J., di Benetto C.A., Hakam A., and Bojanic D.C. (1989). Multiple Multinational Tourism Positioning Using Correspondence Analysis. Journal of Travel Research 28(2), pp. 25-32.
Commons J. and Page S. (2001). Managing Seasonality in Peripheral Tourism Regions: The Case of Northland, New Zealand. In T. Baum & S. Lundtorp (Eds.), Seasonality in Tourism (pp. 153172). Oxford: Pergamon.
Cooper C., Fletcher J., Gilbert, Chiesura A. (2004). The role of urban parks for the sustainable city, Landsc. Urban Plan.68, pp. 129-138.
Echtner C.M. and Brent Ritchie, J.R. (2003). The Meaning and Measurement of Destination Image. The Journal of Tourism Studies 14(1), pp. 37-48.
Edelheim J. (2006). Hidden messages: A Polysemic Reading of Tourist Brochures. Journal of Vacation Marketing 13(5), pp. 5-17.
Gren M. and Gunnarsdottir G. (2008). On Images in Tourism Studies and of Iceland as a Tourism Destination. In I. Hannibalsson (Ed.) Rannsoknir i Felagsvisindum IX (pp. 427-439). Reykjavik: Haskoli islands. Greece, and Italy as perceived by US-based tour operators and travel agents. TourismManagement 22(1), pp. 1-9.
Gunnarsdottir G. (2011). The Front Page of Icelandic Tourism Brochures. In S.R. isleifsson (ed.) Iceland and Images of the North (pp. 531-553). Quebec: Presses de l'Universite du Quebec.
Hadwen, W.L., Arthington, A.H., Boon, P.I., Taylor B. and Fellows C.S. (2011). Do Climatic or Institutional Factors Drive Seasonal Patterns of Tourism Visitation to Protected Areas across Diverse Climate Zones in Eastern Australia? Tourism Geographies 13(2), pp. 187-208.
Hinch, T.D. and Jackson, E.L. (2000). Leisure constraints research: Its value as a framework for understanding tourism seasonality. Current Issues in Tourism 3(2), pp. 87-106.
Huijbens, E.H. and Gunnarsdottir, G. (2007). Sv^6isbundin Marka6ssetning: A6fer6ir og lei6ir [Regional Marketing: Methods and Ways] Akureyri: The Icelandic Tourism Research Centre and the University of Holar.
Hunter W.C. (2008). A Typology of Photographic Representations for Tourism: Depictions of Groomed Spaces. Tourism Management 29, pp. 354-365.
Lundtorp, S. (2001): Measuring Tourism Seasonality. In T. Baum and S. Lundtorp (Eds.), Seasonality in Tourism (pp. 23-50). Oxford, Pergamon. Long Patrick T., Nuckolls Jonelle. Rural tourism development: balancing benefits and costs // West Wildlands. 1992. Vol. 18, № 3. p. 9-13.
Lusine Magraryan and Nikolay Zherdev. Tourism Development in North Iceland. The issues of Seasonality and Image Production. ICELANDIC TOURISM RESEARCH CENTRE. (Монографический отчет) Publisher: Icelandic Tourism Research Centre, Borgum v/ Norduslod, IS-600 Akureyri. December 2011, 59 p.
Taylor, S.J. and Bogdan, R. (1998). Introduction to Qualitative Research Methods. Chichester: John Wiley and Sons.