Научная статья на тему 'Размещение представительств крупнейших транснациональных корпораций в глобальных городах США'

Размещение представительств крупнейших транснациональных корпораций в глобальных городах США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1243
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЕ ГОРОДА / GLOBAL CITIES / КРУПНЕЙШИЕ ТНК МИРА / LARGEST TRANSNATIONAL CORPORATIONS OF THE WORLD / ДИСЛОКАЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ / OFFICE LOCATION / США / USA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пилька М. Э., Слука Н. А.

Анализ подтвердил исходную гипотезу о нодальности крупнейших агломераций США в пространственной организации транснационального бизнеса; определяющую роль во внешнеэкономическом сотрудничестве страны на уровне ТНК играет небольшое число центров при безоговорочном лидерстве Нью-Йорка. Раскрыта география крупнейших экономик мира, представленных в глобальных городах США; конкретизированы факторы «расселения» зарубежных корпораций. При дислокации офисов действует двуединая модель, опирающаяся на сочетание интересов и специфики бизнеса, профиля компаний, а также возможностей, ресурсов и перспектив развития города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Siting of the offices of largest transnational corporation in the global cities of the USA

The initial hypothesis about the nodal role of the largest US agglomerations in the spatial structure of transnational business and the core importance of just several centers (with New-York being an absolute leader) for the foreign economic cooperation of the country at the level of transnational corporations is proved by the analysis. Geography of the largest world economies represented in the global cities of the USA is described, as well as the factors governing the location of foreign corporations. A dual model of office location is based on the combination of business interests, specific features and specialization of companies and potential, resources and prospects of a city.

Текст научной работы на тему «Размещение представительств крупнейших транснациональных корпораций в глобальных городах США»

УДК 911.375 (73)

М.Э. Пилька1, Н.А. Слука2

РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ КРУПНЕЙШИХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ В ГЛОБАЛЬНЫХ ГОРОДАХ США

Анализ подтвердил исходную гипотезу о нодальности крупнейших агломераций США в пространственной организации транснационального бизнеса; определяющую роль во внешнеэкономическом сотрудничестве страны на уровне ТНК играет небольшое число центров при безоговорочном лидерстве Нью-Йорка. Раскрыта география крупнейших экономик мира, представленных в глобальных городах США; конкретизированы факторы «расселения» зарубежных корпораций. При дислокации офисов действует двуединая модель, опирающаяся на сочетание интересов и специфики бизнеса, профиля компаний, а также возможностей, ресурсов и перспектив развития города.

Ключевые слова: глобальные города, крупнейшие ТНК мира, дислокация представительств, США.

Введение. Модернизация мировой системы в условиях глобализации порождает немало новых явлений и тенденций, в том числе в пространственно-организационном аспекте. Одно из наиболее ярких и фундаментально значимых явлений для географической науки — феномен «архипелага» городов. Под ним обычно подразумевается большая совокупность тесно взаимодействующих в общепланетарном масштабе городских центров (или системы глобальных городов), которые формируют основные узлы международной деловой активности, отвечают за стратегическое построение международных отношений, обеспечивают направленность перетоков информации, знаний, инноваций, инвестиций, человеческого капитала. Это «новообразование» становится наиважнейшей и органичной частью всей современной архитектуры мироустройства, включая геодемографическую, геополитическую, геоэкономическую, социокультурную сферы [12—14, 23, 27]. Изучению феномена, получившего теоретическое обоснование в начале 1990-х гг. в трудах С. Сассен [28] и первичную практическую интерпретацию в работах британской исследовательской группы «Глобализация и мировые города» («Globalization and World Cities», GaWC) [8], в последнее время посвящено много публикаций [15, 16,24—26,29].

Несмотря на постоянно расширяющийся арсенал методов идентификации глобальной сети городов [20, 21, 30—32], подавляющее большинство экспертов сходятся во мнении о ее главном первоисточнике и базисе — процессе транснационализации мировой экономики, т.е. появлении мощнейших корпораций с обширной сетью филиалов, дислоцирующихся в городах и консолидирующих через паутину внутри- и

межфирменных связей все мировое городское сообщество. Иными словами, именно корпоративный подход отражает квинтэссенцию парадигмы «архипелага городов», или транснациональной урбанистической системы. Этот подход предполагает изучать сеть и иерархию глобальных городов на основе исследования концентрации руководящих звеньев ТНК и прежде всего их штаб-квартир. При этом истинную силу центра в международном территориальном разделении труда и его роль в управлении мирохозяйственными процессами дает присутствие не только собственных ТНК, но и корпораций других стран. Соответственно теоретическая модель должна отображать размещение штаб-квартир, главных региональных офисов и иного рода представительств ТНК как национального ранга, так и ассоциированных членов крупных зарубежных компаний.

Постановка проблемы. На сегодняшний день изучение размещения штаб-квартир ведущих ТНК мира широко используется в международной исследовательской практике и пространственная картина в це-ломясна [1, 3, 4, 10—15; 28—31]. Но в специальной литературе весьма слабо представлены работы по оценке локализации представительств зарубежных ТНК в глобальных городах. Такое состояние вопроса тесно связано как с общей молодостью исследовательского направления и сложностью решения этой задачи, так и с весьма большой трудоемкостью сбора, обработки и систематизации первичного материала для качественной оценки присутствия подразделений зарубежных ТНК в различных центрах. Вместе с тем это весьма существенный и перспективный пласт изуче-

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра географии мирового хозяйства, магистрант; e-mail: martinpilka92@gmail.com

2Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра географии мирового хозяйства, вед. науч. с., докт. геогр. н.; e-mail: gwe@geogr.msu.su

ния современных «нодальных точек» глобальных городских сетевых структур.

В качестве пионерного задела в рамках развития этой темы целесообразно проанализировать дислокацию зарубежных ТНК в глобальных городах на примере США. Эта страна, обладая особой геоэкономической и геополитической мощью, во-первых, располагает наиболее масштабным набором истинных и формирующихся глобальных центров, во-вторых, отличается, с одной стороны, многочисленностью материнских ТНК, а с другой — престижностью, высокой заинтересованностью корпораций из других стран в присутствии и организации деятельности в американских городах. Задачи исследования можно свести к выявлению, количественной оценке и интерпретации территориальных приоритетов размещения представительств разного ранга ведущих зарубежных ТНК в глобальных городах США.

Материалы и методы исследований. Научно-теоретическую основу исследования составили труды ведущих зарубежных и отечественных теоретиков глобальной экономики, географии мирового хозяйства и глобальных городов [8, 10—14, 17—19, 22, 28—31]. Ядром информационно-статистической базы исследования послужили официальные данные самого крупного и наиболее авторитетного рейтинга корпораций — Форбс-2000 [7], построенного на базе четырех показателей: продажи, прибыль, активы и рыночная стоимость компаний. По мере необходимости привлекались также данные различных международных организаций, общие и отраслевые статистические ежегодники США, а также справочники и сайты по отдельным городам страны [5, 6], материалы зарубежной и отечественной периодической печати. В работе использованы общенаучные и конкретно-научные методы, в том числе историко-географический, статистический и сравнительно-географический3.

Результаты исследований и их обсуждение. Глобальные города США — концентраторы штаб-квартир материнских ТНК. Крупнейшие центры США представляют одну из самых многочисленных групп глобальных городов, ядро Североамериканского узла транснациональной урбанистической системы. Так, в первой классификации П. Тейлора [16], составленной на базе оценки только ряда секторов деловых услуг, 19 из 122 глобальных центров приходилось на долю США, в более поздних работах, основанных

на комплексе показателей глобальности городов, — 9 из 52 [30]. В рейтинге за 2012 г. присутствуют 33 центра, из которых 18 уже сформированных, в том числе 10 входят в высшую категорию (альфа-группа), 8 — более низкого ранга (бета-группа), и 15 — формирующихся (гамма-группа) [8]. Во всех этих и многих иных классификациях так или иначе, часто косвенно, учитывается присутствие материнских ТНК, причем позиции городов США в этом плане весьма прочны, более того, с учетом последних трендов мирового корпоративного развития можно уверенно прогнозировать их дальнейшее усиление. По данным Форбс-2000 за 2013 г., в рейтинге представлены компании из 66 стран при доминировании США (524 компании) и Японии (258), за истекший год суммарно увеличивших присутствие на 14 участников. Большим приростом отличается только Китай (136) с 15 компаниями-новичками [7].

Практика США во многом снимает осторожные сомнения и даже критику ряда специалистов, включая апологета глобальности городов С. Сассен: «...количество штаб-квартир — это как раз то, что отличает глобальный город» [10, с. 13]. Сейчас в этих центрах страны сосредоточено почти 65% (339 из 500 с лишним) американских компаний, входящих в рейтинг Форбс-2000. Более того, их распределение по основным иерархическим нишам глобальных городов весьма красноречиво — на долю альфа-группы приходится свыше 2/3 всех штаб-квартир материнских ТНК, бета-группы — немного более 1/5 и гамма-группы — немногим более 1/10 (табл. 1). Впечатляет и неравномерность погородского размещения, т.е. уровень концентрации. Так, только Нью-Йорк аккумулирует почти 1/4 всех головных офисов крупнейших ТНК США, а пятерка лидеров (плюс Сан-Франциско, Чикаго, Хьюстон, Даллас) — более половины (54,3%). Тем не менее все глобальные города страны (за исключением Орландо) выступают в качестве реальных площадок американского транснационального бизнеса. Опыт США в целом подтверждает действенность классического корпоративного критерия, хорошо корреспондируется с большинством более широких группировок и классификаций.

Глобальные города США — аванпосты размещения представительств зарубежных ТНК Согласно данным Форбс-2000 за 2012—2013 гг., в США представлено

3Уточним некоторые ограничения исследования: во-первых, они касаются списка глобальных городов США, а во-вторых, методики учета корпораций и их подразделений. В первом случае спектр городов, вовлеченных в изучение, опирается на авторитетную классификацию П. Тейлора [31], но центры взяты в пределах метрополитенских ареалов, а не городских границ. Во втором случае принимаются следующие допущения: 1) из анализа намеренно выведены корпорации сферы ритейла (сетевой розничной торговли) и дилерские центры автопроизводителей в силу их повсеместного размещения; 2) из-за отсутствия достоверных данных в исследование не вошли израильская компания «Teva» и швейцарская компания «Schneider Electric»; 3) для выявления размещения в городах США филиалов корпораций использованы данные официальных сайтов ТНК и консалтинговой группы «Dun&Brad-street» (D&B) [9]; 4) расчеты выполнены как с учетом числа офисов корпорации в одном городе, так и по схеме одна компания — один офис, при этом не дешифрируется тип филиала (офис продаж, предприятие, региональная штаб-квартира и т.д.); 5) рассмотрены лишь те представительства, которые на 100% принадлежат главной компании и зарегистрированы под тем же товарным знаком; 6) из-за отсутствия достоверной статистики размер представительств компании не учитывался.

Таблица 1

Представительство транснациональных структур бизнеса в глобальных городах США в 2012—2013 гг.

Категория глобального города Глобальный Число штаб-квартир ТНК США Число представительств зарубежных ТНК Число стран, представленных ТНК Индекс корпоратив-

город всего региональных штаб-квартир ной активности, ИКА*

Альфа++ Нью-Йорк 81 374 79 45 3,00

Альфа+ Чикаго 23 203 14 31 1,30

Альфа Лос-Анджелес Сан-Франциско Вашингтон 18 6 15 259 155 123 32 6 16 32 32 29 1,71 1,09 1,05

Альфа- Атланта Даллас Майами Бостон Филадельфия 9 21 5 9 11 136 127 113 105 101 9 5 16 2 7 24 25 30 23 20 0,86 0,81 1,05 0,66 0,64

Бета+ Хьюстон 21 189 34 34 1,59

Бета Сиэтл Миннеаполис 6 11 97 62 2 1 25 17 0,69 0,37

Бета— Сан-Диего Детройт Денвер Кливленд Сент-Луис 4 7 8 6 7 65 117 61 45 43 0 7 3 0 1 20 22 19 14 14 0,45 0,73 0,45 0,23 0,24

Гамма+ Сан-Хосе Портленд Шарлотт Цинциннати Балтимор 23 2 3 4 1 84 58 53 50 22 9 1 4 3 0 28 20 19 17 12 0,83 0,44 0,44 0,36 0,11

Гамма Финикс Питтсбург Тампа Индианаполис Коламбус Канзас-Сити 5 7 3 3 2 3 54 53 38 35 30 25 0 0 1 0 1 1 19 17 17 13 8 8 0,39 0,33 0,30 0,18 0,04 0,03

Гамма— Остин Орландо Милуоки 1 0 5 38 29 19 1 0 0 12 12 10 0,17 0,13 0,05

Всего 32 330 2963 255 47 —

*Индекс корпоративной активности (ИКА) — куммулятив расчетов для глобальных центров по

формуле: х - хт;п / лтах -

для каждого из трех показателей (число зарубежных представительств

в городе, число региональных штаб-квартир и число стран, представленных ТНК), где х показателя в конкретном городе. Составлено по [7—9].

значение

621 из 1374 неамериканских корпораций (или 45,2%). Общее число их офисов в стране — 6412, из них в глобальных городах находится более 1/2 (3561) [7]. Такое значение этого показателя трудно оценить однозначно: много это или мало? На этот вопрос в силу отсутствия соответствующих приемов оценки пока нет аргументированного ответа. Отметим лишь, что программы конкретной дислокации офисов часто индивидуальны; эти задачи менеджеры ТНК решают в соответствии с собственными стратегией и тактикой,

общекорпоративной политикой выполнения генеральных функций и присутствия на различных рынках. Так, часть компаний открывает представительства во всех более-менее крупных городах страны (например, финская компания «Копе»), другая часть ориентируется на региональный подход в виде суперсосредоточения присутствия только в нескольких штатах США (например, мексиканская компания «Сетех»), немало и других схем действия компаний на иностранном рынке.

Оценить глобальность агломераций США и их иерархию через призму экспансии зарубежных компаний позволяют три статистически доступных индикатора: общее число офисов компаний, число их региональных штаб-квартир и число стран, представленных ТНК. Если руководствоваться правилом «одна компания в одном городе», то реальное число офисов в глобальных городах США в 2012—2013 гг. составило 2963. Их распределение по типологическим группам, как и в случае материнских ТНК, носит концентрированный, но более сглаженный характер. За счет альфа-городов (~ 3/5) дополнительный вес приобретают формирующиеся глобальные центры (19%), т.е. «расселение» офисов зарубежных компаний получает большую степень свободы, что представляется вполне логичным. Картина в целом повторяется и при анализе размещения 255 региональных штаб-квартир иностранных ТНК, но носит более жесткий характер. На альфа-группу городов приходится уже более 3/4 всех головных офисов компаний, а на формирующиеся — менее 8%. Налицо явное тяготение региональных штаб-квартир зарубежных компаний к эпицентрам транснационального бизнеса в США. Закономерны результаты и третьего ракурса исследования — как и в предыдущих случаях, с большим отрывом лидирует Нью-Йорк, где присутствуют ТНК из 45 стран; в остальных центрах альфа-группы городов — по 20—30, а в прочих городах — от 10 до 20 стран.

Дифференциацию глобальных городов США как центров деловой активности корпораций других стран хорошо отражает сводный индекс корпоративной активности (ИКА) (табл. 1). По его значениям выделяются: однозначный лидер Нью-Йорк (максимальная величина ИКА, равная трем), превосходящий другие города по всем индикаторам с гигантским отрывом, и три группы центров низших рангов.

Первая группа (ИКА = 1,0^1,6) представлена серьезными конкурентами неофициальной столице США —Лос-Анджелесом, Сан-Франциско, Хьюстоном, Чикаго, Майами и Вашингтоном, в каждом из этих городов расположено внушительное число представительств ТНК разных ранга и профиля из 30 стран и более. Следует отметить колоссальное значение совсем небольшого числа городов, во многом определяющих внешнеэкономическое сотрудничество США на уровне ТНК.

Вторая группа (ИКА =0,5^1,0) состоит из центров трех типов: функционально-специализированных (например, Сан-Хосе, Детройт); бывших городов-лидеров, утративших по ряду причин свое величие (Филадельфия, Бостон); центров, динамично развивающихся на инновационной основе (Даллас, Сиэтл). Эти города привлекательны для иностранных бизнес-структур за счет предоставления особого комплек-

са высокопрофессиональных услуг или производств международного значения. Так, Атланта — крупнейший авиахаб США и мира; Филадельфия — колыбель американской независимости, а ныне оплот мощнейшей химической промышленности, фармацевтики и медицины. Для Детройта особую роль играет его позиционирование в качестве родины мирового автомобилестроения.

Третья группа (ИКА< 0,5) включает 18 городов с относительно ограниченными возможностями глобального роста. Эти центры пока не обладают достаточным человеческим капиталом, должными условиями для развития успешной бизнес-среды, экономическими и/или прочими ресурсами, позволяющими на равных бороться с лидерами за привлечение зарубежных инвестиций. Значительная часть из них либо уже не играют той роли, как несколько десятилетий назад (например, Питтсбург, Кливленд), либо совсем недавно начали восхождение в рамках глобальных рынков (Остин, Финикс) и еще не успели нарастить потенциал, необходимый для достойной конкуренции с городами, больше вовлеченными в корпоративные сети.

Некоторые географические аспекты присутствия зарубежных ТНК в глобальных городах США, где ныне действуют крупнейшие бизнес-контрагенты 47 из 66 стран, входящих в рейтинг Форбс-2000. Их совокупная региональная структура довольно специфична. Если в целом в составе ТНК мира (без США) доминируют компании Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) (49,4%), на второй позиции находится своеобразный консолидированный субрегион Европа, Ближний Восток и Африка (40,8%), а вес остальных территорий ничтожно мал, то в случае глобальных центров США ситуация иная — АТР (31,8%) существенно уступает Европе (52,8%), а среди прочих весомы позиции соседней Канады (табл. 2). При этом на уровне стран единоличным лидером по числу офисов зарубежных ТНК выступает Япония, почти в 2 раза опережая Великобританию, Францию и Германию. В целом в глобальных городах США доминируют корпорации довольно узкого круга стран. Так, на их первую пятерку (Япония, Великобритания, Франция, Германия и Канада) приходится 55,6% всех представительств ТНК, а на первую десятку — 74,9%.

Анализ массива данных по агломерациям США с использованием индекса Херфиндаля—Хиршмана (Herfindahl—ffirschman index, HHI), обычно применяющегося для оценки степени монополизации отрасли, а в нашем случае — «географии», свидетельствует о довольно умеренном уровне диверсификации пространственной структуры присутствующих в них зарубежных ТНК4 (рисунок). Его средняя величина для всей совокупности глобальных центров США состав-

4Если значение индекса Херфиндаля—Хиршмана составляет > 1800, то отрасль считается высокомонополизированной, если <1000 — умеренно- и слабомонополизированной. Подчеркнем, что здесь речь идет не о числе конкурирующих на рынке фирм, а о развернутости географии, числе стран, представленных в глобальных городах США зарубежными ТНК.

Таблица 2

Региональная структура представительств крупнейших зарубежных ТНК в глобальных городах США* в 2013 г.

Регионы, страны Распределение по регионам и странам мира Число стран, представленных крупнейшими зарубежными ТНК

число представительств крупнейших зарубежных ТНК число региональных штаб-квартир крупнейших зарубежных ТНК

ед. % ед. % ед. %

Европа, в том числе Великобритания Франция Германия 1552 52,4 90 35,3 17 36,1

306 10,2 21 8,2 1 2,1

288 9,8 17 6,7 1 2,1

267 9,0 9 3,5 1 2,1

Азия, в том числе Япония Республика Корея 1058 35,7 139 54,5 20 42,5

576 19,5 88 34,5 1 2,1

100 3,4 19 9,7 1 2,1

Северная Америка, в том числе Канада 229 7,7 12 4,7 2 4,3

208 7,1 11 4,3 1 2,1

Южная и Центральная Америка 113 3,8 13 5,1 6 12,8

Африка 11 0,4 1 0,4 2 4,3

Топ-10 стран 2116 71,5 200 78,4 10 21,3

Всего 2963 100 255 100 47 100

* Без ТНК США. Рассчитано по [7, 9; официальные сайты корпораций].

ляет 1091. По этому показателю глобальные центры США достаточно четко группируются в 4 категории: < 900 — 9 городов, 900—1000 — 6, 1000—1200 — 6 и > 1200— 10 центров. Середина рейтинга сравнительно малочисленна, но и разброс между крайними зна-

чениями индекса не так велик. Не вдаваясь в подробности и выяснение причинно-следственных взаимосвязей, отметим лишь, что из минимального числа стран привлекают компании депрессивный Детройт (НН1 = 1728) и Канзас-Сити (НН1 = 1650), а макси-

Рейтинг глобальных городов США по индексу Херфиндаля—Хиршмана в 2013 г. Рассчитано по [5—7]

мального — новые точки роста международной деловой активности — Майами и Хьюстон (< 700).

На этом общем фоне прослеживается ряд частных «расселенческих» приоритетов зарубежных ТНК в городах США. Чисто количественное превосходство имеют европейские корпорации — их доля в географической структуре компаний превышает 60% в 10 городах, 7 из которых находятся на Среднем Западе и Востоке страны, в регионах, экономически и культурно традиционно ориентированных на Европу. В моделях размещения часто ощутимы национальные предпочтения. Так, повышенным интересом британских компаний пользуются Бостон и Филадельфия, германских — Шарлотт и Финикс, французских — Даллас, а испанских — Майами. Абсолютное преобладание компаний из АТР отмечается только в Лос-Анджелесе (> 50%), но прочные, а часто и определяющие позиции (> 40%) азиатские ТНК занимают во многих центрах. Прежде всего к ним относится Нью-Йорк, на корпоративном уровне теснейшим образом взаимодействующий в финансовой сфере с Японией, а также ряд городов, функционально специализированных в рамках глобальных рынков, например высокотехнологичный Остин, где особо активны тайваньские компании, или Детройт с широким представительством японских и южнокорейских фирм-автопроизводителей. Фактор территориальной близости во многом играет главную роль в размещении корпораций из Южной Америки и Канады. В первом случае пальма первенства принадлежит Майами, в котором представлены компании всех шести стран региона, работающих в США, а во втором — крупнейшим центрам северо-запада страны.

Сопряженный анализ корпоративной активности и географического разнообразия свидетельствует о высокой и часто прямой зависимости между значимостью города в национальной и глобальной экономике и его вовлеченностью в транснациональные сети корпораций разных стран. По сочетанию признаков в отдельную внемасштабную категорию выделяется Нью-Йорк как суперцентр транснационального бизнеса, а также четыре блока глобальных городов США (табл. 3).

Первый из них (ИКА= 0,5*1,5; НН1 < 1000) состоит из 10 мощных комплексных или функционально-специализированных деловых центров, играющих важную роль на одном или нескольких слабомоно-полизированных глобальных рынках, что способствует привлечению корпораций со всего мира. Вторая группа(ИКА=0,5*1,5; НН1> 1000)представленатолько тремя городами (Вашингтон, Детройт, Сан-Хосе), которые занимают выдающееся место, но уже в рамках сегментов мировой экономики, контролируемых минимальным количеством ТНК. В этом случае, несмотря на высокую аттрактивность городов для международного бизнеса, уже изначально предполагается ограниченное число зарубежных участников. Третий блок (ИКА< 0,5; НН1 < 1000), пожалуй, самый интересный с точки зрения принципов размещения представительств зарубежных ТНК, включает 4 центра — Финикс, Миннеаполис, Шарлотт и Тампа. Эти города концентрируют пристальное внимание большого числа корпораций из разных стран, причем не столько за счет четко просматриваемой экономической выгоды, сколько из-за комфортности условий пребывания, в том числе климатических5. Четвертый и наи-

Таблица 3

Группировка глобальных городов США по сочетанию индикаторов «корпоративной активности» и индекса Херфиндаля—Хиршмана в 2013 г.

Индекс ИКА Всего

Херфиндаля—Хиршмана < 0,5 0,5—1,0 1,0—1,5 3

< 900 Шарлотт, Финикс Атланта, Бостон, Филадельфия, Даллас Майами, Хьюстон Нью-Йорк 9

900—1000 Миннеаполис, Тампа Сиэтл Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Чикаго 6

1000—1200 Денвер, Индианаполис, Кливленд, Питтсбург, Сан-Диего Сан-Хосе Вашингтон 7

> 1200 Балтимор, Канзас-Сити, Коламбус, Милуоки, Орландо, Остин, Портленд, Сент-Луис, Цинциннати Детройт 10

Всего 18 7 6 1 32

* Составлено по [7].

5Например, Тампа считается одним из самых быстрорастущих городов Флориды, а Миннеаполис уже традиционно возглавляет рейтинг 50-ти самых «здоровых» городов США.

более многочисленный по составу кластер (ИКА< 0,5; НН1 > 1000) представлен узкоспециализированными по функциональному профилю и формирующимися по статусу глобальными городами — это полигоны деятельности отраслевых ТНК некоторых стран, факторы размещения которых разнообразны и часто специфичны. В этих центрах, как правило, представлено небольшое число компаний преимущественно из стран Европы, обладающих наиболее сформированной и разветвленной сетью филиалов.

Выводы:

— анализ подтвердил исходную гипотезу о но-дальности крупнейших агломераций США в пространственной организации транснационального бизнеса, высоком уровне концентрации в них не только штаб-квартир материнских ТНК, но и представительств ведущих зарубежных компаний. Рейтинг центров по числу последних довольно хорошо совпадает с иерархией глобальных городов по комплексу характеристик, что подчеркивает работоспособность и релевантность критерия;

— доказано безоговорочное лидерство Нью-Йорка как по внутренней, так и по внешней корпоративной активности. Выявлена определяющая роль в реализации внешнеэкономического сотрудничества страны на уровне ТНК в целом небольшого числа городов альфа-группы, которым прочие центры существенно уступают по аттрактивности для международного бизнеса;

— в глобальных городах США широко представлена география крупнейших экономик мира. В струк-

туре ТНК доминируют компании из развитых стран, а в региональном разрезе — из Европы. Если судить только по числу представительств, без учета масштабов деятельности, деловой тон задают корпорации Японии, Великобритании, Франции, Германии и Канады;

— распространение зарубежных ТНК определяется многими факторами. Один из главных приоритетов — глобальная мощь и экономическая составляющая города, но при определении конкретного места дислокации офисов используется двуединая модель, учитывающая как интересы и специфику бизнеса, так и возможности, ресурсы и перспективы развития города. Немаловажную роль играют функциональная специализация города, его экономико-географическое положение и место в системе центров глобальных рынков, наличие исторических корней и традиционных культурных связей, комфортность среды проживания персонала и др.;

— использование корпоративного подхода позволило по-новому раскрыть глобальность крупнейших агломераций США, оценить глубокую неоднородность их положения в рамках циклично-генетической динамики городского развития, начиная от депрессивного автомобильного Детройта и заканчивая амбициозными и высокотехнологичными центрами типа Остина. Выявленные закономерности представляются весьма своевременными в смысле привлечения инвестиций и создания новых полюсов роста деловой активности на территории России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глобальный город: теория и реальность / Под ред. Н.А. Слуки. М.: ООО «Аванглион», 2007. 243 с.

2. Город в контексте глобальных процессов / Под ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина, Н.А. Слуки. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. 448 с.

3. Денисенко О.О. Процеси метрополiзацii: свггогос-подарський аспект. Кшв: 1нститут географп НАН Украь ни, 2012. 194 с.

4. Пилька М.Э., Слука Н.А. Новейшие сдвиги в отраслевой структуре экономики Большого Лос-Анджелеса // География, градостроительство, архитектура: синтез наук и практик. Смоленск: Ойкумена, 2013. С. 227—241.

5. Сайт Бюро переписей США. URL: http://www.cen-sus.gov/ (дата обращения: 25.12.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Сайт Бюро статистики труда США. URL: http:// www.bls.gov (дата обращения: 12.12.2013).

7. Сайт журнала «Forbes». URL: http://www.forbes.com (дата обращения: 03.02.2014).

8. Сайт исследовательской группы «Globalization and World Cities», GaWC. URL: http://www.lboro.ac.uk/gawc/ index.html (дата обращения: 14.11.2013).

9. Сайт компании «Dan&Bradstreet». URL: http:// www.dnb.com (дата обращения: 25.12.2013).

10. Слука Н.А. Геодемографические феномены глобальных городов. Смоленск: Ойкумена, 2009. 317 с.

11. Слука Н.А. Глобальный город // Социально-экономическая география: понятия и термины: Словарь-справочник. Смоленск: Ойкумена, 2013. С. 71—72.

12. Слука Н.А. Градоцентрическая модель мирового хозяйства. М.: Пресс-Соло, 2005. 168 с.

13. Слука Н.А. Градоцентрический вектор в развитии мировой системы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2006. № 5. С. 3—10.

14. Слука Н.А., Ткаченко Т.ХГлобальные города: особенности индустриального развития // Изменения в пространственной организации промышленности мира: вторая половина ХХ в. — начало XXI в. / Под ред. И.А. Родио-новой. М.: Экон-Информ, 2009. С. 239—257.

15. Abrahamson M. Global Cities. Oxford: University Press, 2004.

16. Beaverstock J., Smith R, Taylor P. A roster of world cities // Cities, 1999. Vol. 16, N 6. P. 445—458.

17. Brenner N. Global cities, glocal states: Global city formation and state territorial restructuring in contemporary Europe. Routledge, 1998.

18. ClarkD. Urban world / Global city. L.; N.Y., 2003.

19. Friedmann J. The world city hypothesis // Development and Change, 1986. Vol. 17. Р. 69—83.

20. Global power city index 2011. Tokyo, Institute for Urban Strategies, 2011.

21. Global cities index and emerging cities outlook.A.T. Kearney report, 2012. URL: https://www.atkearney.com/docu-ments/10192/dfedfc4c-8a62-4162-90e5-2a3f14f0da3a (дата обращения: 25.12.2013).

22. Hall P. The world cities. Third edition. N.Y.: Weidenfeld & Nicholson, 1984.

23. Hot Spots: Benchmarking global city competitiveness// A report from the Economist Intelligence Unit, 2012.

24. Kratke S, Taylor P.J. A world geography of global media cities // Europ. Planning Stud. 2004. Vol. 12, N 4. Р. 459—477.

25. Kratke S. How manufacturing industries connect cities across the world: Extending research on 'Multiple Globalisation' // GaWC Res. Bull. 2011. N 391. Р. 121 — 147.

26. Parnreiter C. Global cities and the production of uneven development // GaWC Res. Bull. 2012. N 394. P. 291—295.

27. Robinson J. Global and world cities: A view from off the map // Intern. J. of Urban and Regional Res. 2002. Vol. 26, N 3. P. 531—554.

28. Sassen S. The global city: New York, London, Tokyo. Princeton Universit. Press, 1991; 2001.

29. Taylor P. World city network: A global urban analysis. Routledge, 2004.

30. Taylor P. Leading world cities: Empiricial evaluations of urban nodes in multiple networks // Urban Stud. 2005. Vol. 42, N 9. P. 1593—1608.

31. Taylor P., Ni P., Derudder B. et al. Global urban analysis: A survey of cities in globalization. L.: Earthscan, 2011.

32. VerhetselA., Sel S. World maritime cities: From which cities do container shipping companies make decisions? // Transport Policy. 2009. Vol. 16, N 5. P. 240—250.

Поступила в редакцию 24.03.2014

M.E. Pilka, N.A. Sluka

SITING OF THE OFFICES OF LARGEST TRANSNATIONAL CORPORATION IN THE GLOBAL CITIES OF THE USA

The initial hypothesis about the nodal role of the largest US agglomerations in the spatial structure of transnational business and the core importance of just several centers (with New-York being an absolute leader) for the foreign economic cooperation of the country at the level of transnational corporations is proved by the analysis. Geography of the largest world economies represented in the global cities of the USA is described, as well as the factors governing the location of foreign corporations. A dual model of office location is based on the combination of business interests, specific features and specialization of companies and potential, resources and prospects of a city.

Key words: global cities, largest transnational corporations of the world, office location, the USA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.