and technical conference «Transport and transport and technological systems »]. Tyumen, 2011, pp 311-316.
5. Shestakov I. N. Raschet proektiruemogo dvuhosnogo avtomobil'nogo pricepa s povorot-nym krugom na ustojchivost' dvizhenija s prime-neniem AVM [Calculation of the designed full automobile trailer with the turntable on stability of the movement with application of AVM]. Candidate's thesis, Moscow, 1984, 189 p.
6. Kuvshinov V. V. Issledovanie plavnosti hoda sedel'nyh avtopoezdov [Research of smoothness of the course of saddle road trains]. Candidate's thesis, Moscow, 1981, 178 p.
7. Kostjuk, V. Ju., Rubcov I.S. Matematich-eskaja model' pricepnogo zvena bol'shoj gruzo-pod#emnosti s tandemnymi osjami [Mathematical model of a hook-on link of big loading capacity with tandem axes]. Scientific and practical magazine «Aspirant», 2016, no. 10, pp. 29-30.
8. Silaev, A.A. Spektral'naja teorija podres-sorivanija transportnyh mashin [Spectral theory of a podressorivaniye of transport vehicles]. Moscow, Mechanical engineering, 1972, 192 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Костюк Владимир Юрьевич (Россия, Волгоград) - магистр Волгоградского государственного технического университета (e-mail: [email protected]).
Kostyuk Vladimir Yuryevich (Russian Federation, Volgograd) master of the Volgograd state technical university (e-mail: wowikkostuk@ mail.ru).
Липатов Евгений Юрьевич (Россия, Волгоград) - доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры Автомобильный транспорт Волгоградского государственного технического университета (400005, Россия, Волгоград, пр. Ленина 28, ЛК-214, e-mail: [email protected]).
Lipatov Evgeny Yuryevich (Russian Federation, Volgograd) - Ass. professor, Ph. D. in Technical Sciences, ass. professor of the Department of road transport Volgograd state technical University (400005, Russian Federation, Volgograd, Lenin av., 28, LK-214, e-mail: elpat@ mail.ru).
Ill III II III III II III III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III II III MM
УДК 656.09
РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ УТИЛИЗАЦИИ АВТОТРАНСПОРТА В УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ
Е.Ю. Кузнецова, A.A. Акулова, Г.А. Маркин, Е.О. Юферова УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г.Екатеринбург, Россия
Аннотация. В статье приводится статистика о состоянии перерабатывающей промышленности в Свердловской области, в том числе о предприятиях, занятых в переработке автомобилей и их отходов. В статье проанализирована тенденция выбытия автомобилей из эксплуатации. В статье предлагается система факторов, определяющих размещение инфраструктурных объектов системы утилизации. На основе гравитационной модели построены картосхемы плотности расселения и отходообразования, служащие основанием для выбора места размещения крупных заводов по переработке тарнспорта.
Ключевые слова: утилизация автоотходов, методика размещения объектов, авторециклинг, возвратная логистика.
ПРЕДПОСЫЛКИ К СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ АВТОРЕЦИКЛИНГА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В России система утилизации автотранспортных средств только начинает формироваться, наибольший прогресс в решении этой проблеме достигнут в Москве и Московской
области. На сегодняшний день ряд ведущих вузов столицы ведет исследования [1, 2, 3] в области утилизации транспортных средств, предлагая организационные и экономико-математические модели системы «авторе-циклинга».
Созданная одной из первых система утилизации транспорта в Москве включает 3600
Таблица 1
ДИНАМИКА КОЛИЧЕСТВА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПОДЛЕЖАЩИХ УТИЛИЗАЦИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Год Численность населения Число зарегистрированных транспортных средств Число автомобилей, подлежащих утилизации
2012 4 307 594 1 308 647 52346
2013 4 315 830 1 349 128 53965
2014 4 320 677 1 381 752 55270
2015 4 327 427 1 530 627 61225
2016 4 330 006 1 591 963 63679
организаций, осуществляющих разные виды работ с автоотходами, среди которых присутствуют предприятия занятые только в сборе и транспортных услугах, предприятия перерабатывающие автомобили целиком или по видам отходов (материалов).
Авторы монографии [4] в своем исследовании приводят данные ГИБДД МВД России о количестве автомобилей, выводимых из эксплуатации в год, согласно которым в среднем 4% от общего числа транспортных средств подлежат утилизации. С учетом количества транспортных средств, период эксплуатации которых превышает 10 лет, к 2020 году ожидается, что эта цифра увеличится до 6%. Таким образом, используя статистические данные по Свердловской области можно получить число автомобилей, подлежащих утилизации в динамике за последние 5 лет (таблица 1).
Как можно заметить, ежегодные объемы переработки автоотходов по Свердловской области примерно соответствуют производственной мощности системы «Авторециклинг» в г. Москва, количество предприятий в которой значительно выше, чем на Среднем Урале. Из чего можно сделать вывод о необходимости создания системы утилизирующих предприятий в Свердловской области, охватывающей все виды автоотходов и позволяющей добиться значительного ресурсосберегающего эффекта.
На начало 2016 года в Свердловской области зарегистрировано около 100 предприятий в перерабатывающей отрасли, среди которых только 42 % перерабатывают материалы, входящие в состав автотранспортных средств. Лицензию на утилизацию транспортных средств и предоставление сертификатов последним владельцам автомобилей имеют только 2 предприятия, расположенные в городе Екатеринбург, из чего следует, что для
жителей области данная услуга малодоступна и требует значительных временных и транспортных затрат. Данные относительно типов перерабатываемых материалов, полученные с официальных сайтов предприятий, представлены на рисунке 1. Приведенная диаграмма иллюстрирует долю предприятий, занятых 13 переработке различных материалов.
2%
Переработка Переработка Переработка Переработка Переработка Переработка ТБО металлолома АКБ шин отработанных автомобилей
ГСМ
Рис. 1. Распределение предприятий, занятых в переработкеповидамматериалов
В процессе сбора информации было выявлено и отражено в распределении, что в Свердловской области отсутствуют предприятия, перерабатывающие автомобильный пластик и стекло. Также было выявлено, что большинство предприятий, занятых в перерабатывающей отрасли, предоставляют услуги по транспортировке и сбору отходов.
Отсутствие лицензированных предприятий утилизации транспортных средств приводит к накоплению вышедших из эксплуатации автомобилей на общественных территориях, в частных жилых секторах, кроме того значительная часть автомобилей попавших в ДТП и не подлежащих восстановлению скапливают-
55%
1.9%
1.0%
7%
7%
0%
ся на штрафных стоянках, на мусорных полигонах, на территориях транспортных предприятий.
Следовательно, создание единой системы утилизации транспортных средств на территории области позволит значительно улучшить экологическую ситуацию, способствуя обновлению автопарки, снижению загрязнения почв и вод, повышению доли ресурсосберегающих технологий.
Исходя из написанного выше, проблему можно сформулировать следующим образом: в Свердловской области растет число автомобилей, подлежащих утилизации, что создает экологическую нагрузку на территорию. В то же время, при наличии некоторого количества утилизационных предприятий по переработке твердых бытовых отходов и металлолома, отсутствуют мощности по переработке автопластика и стекла.
Из сформулированной проблемы вытекает задача создания системы сбора и утилизации автомобилей, вышедших из эксплуатации, предполагая разделение функций между предприятиями разных типов: в систему будут входить высокотехнологичные предприятия, обеспечивающие глубокую переработку отходов, и предприятия, которые будут заниматься только сбором отходов. Последние, очевидно, должны быть размещены в зоне максимальной доступности и удобства для клиентов.
ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ НАИБОЛЬШЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ УТИЛИЗАЦИИ
Для успешного функционирования системы утилизации автотранспорта необходимо разработать научно обоснованную методику размещения ее инфраструктурных объектов, что позволит создать благоприятные условия для внедрения принципов «зеленой» логистики и создаст положительный опыт, который мо-
жет быть использован в сфере обращения с отходами для других отраслей.
Цель предлагаемой методики размещения объектов системы утилизации состоит в том, чтобы максимально удовлетворить потребности региона в предприятиях по переработке автомобильного транспорта, минимизировав при этом транспортные затраты и обеспечив максимальную загрузку предприятий по переработке.
Историческое развитие теорий экономико-математического моделирования размещения объектов рыночного хозяйства рассматривается в [5]. Одним из первых ученных, посвятивших свою работу нахождению оптимального размещения отдельного промышленного предприятия стал В. Лаундхардт, который описал влияние транспортных издержек, принимая за основные факторы расстояния до источников сырья и сбыта.
А. Вебер в своей работе предложил расширить факторы, влияющие на оптимальное расположение предприятия и разделил их на три группы: транспортные (издержки на транспортировку сырья и готовой продукции), трудовые (размер оплаты труда), инфраструктурные (использование выгодного места размещения) [5]. Методы гравитационного размещения объектов рассматриваются в работах У. Айзарда, У. Рейли, Д. Хаффа и других ученых [6]. Данные модели принимают в качестве основного фактора плотность населения и довольно часто используются при выборе мест размещения социальных объектов и торговых предприятий [7, 8]. В работе [9] выбор мест размещения пунктов утилизации сельскохозяйственной техники основывается на численности жителей населенных пунктов и предельного радиуса сбора техники.
Функционально все утилизационные компании можно разделить на предприятия классов А и В (занятые переработкой материалов, предоставляющие комплексные услуги на рынке обращения с отходами, вовлеченные в
Определение Нахождение
показателей, оптимального
входящих в —► размещения
систему факторов предприятий
I этапа классов А и В
I Этап
Определение Нахождение
показателей, оптимального
входящих в —► размещения
систему факторов предприятий
II этапа классов С и Р
П Этап
Рис. 2. Этапы решения задачи размещения предприятий утилизации
Таблица 2
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ СИСТЕМЫ УТИЛИЗАЦИИ
Этап Класс предприятия Рекомендации Факторы
I A Размещение в агломерациях мегаполисов, способных обеспечить полную загрузку производственных мощностей и достаточные площади. Транспортная доступность, т.е. близость крупных транспортных узлов, ж/д станций. Наличие достаточных земельных площадей и инфраструктуры для обеспечения операционной деятельности предприятий. Наличие по близости научно-исследовательских организаций для выполнения исследовательских проектов. - плотность населения - транспортная доступ- ность - производственные затраты - стоимость аренды зе- мельного участка - стоимость трудовых ресурсов
B Размещение в близости крупных городов. Транспортная доступность, т.е. близость крупных транспортных узлов, ж/д станций. Наличие доступных трудовых ресурсов и необходимой инфраструктуры для ведения операционной деятельности.
II C Размещение на окраинах малых и средних городов, районных центров. Наличие по близости потребителей вторичного сырья. - транспортные затраты - топографические фак- торы
D Размещение на территориях крупных городов в доступности к поставщикам автомобильных отходов и перерабатывающих предприятий классов А и В.
переработку большой номенклатуры материалов) и предприятия классов C и D (занятые в сборе автомобильных отходов и вышедших из эксплуатации транспортных средств, крупным демонтажем и транспортными услугами).
Предлагается рассматривать размещение объектов в два этапа: размещение предприятий по утилизации классов А и В, и размещение предприятий классов С и D [10], основываясь на разных наборах наиболее существенных факторов. Последовательность размещения объектов системы утилизации в регионе можно представить решением двухэтапной задачи, которая схематично показана на рисунке 2.
На первом этапе необходимо определить размещение крупных предприятий, предоставляющих комплексные услуги по переработке, поскольку их размещение на территории региона определяется большим набором факторов, а операционная деятельность является достаточно фондо- и ресурсоемкой. В зависи-
мости от положения крупных предприятий и их загрузки предлагается найти оптимальное расположение для компаний по утилизации автомобилей классов C и D, основным факторами для которых будут транспортные затраты.
На основе проведенного анализа исследовательских работ, посвященных поиску оптимального размещения объектов социальной инфраструктуры, торговых и промышленных объектов, предложены рекомендации к размещению каждого класса объектов и группы основных факторов, влияющих на их расположение в регионе (таблица 2).
Для экономической эффективности работы крупных предприятий необходима постоянная загрузка технологического оборудования, т.е. достаточно большие объемы автомобилей и автомобильных отходов, подлежащих переработке, которые пропорциональны населению территории. В связи с этим, на первом этапе предлагается использовать гравитационную
Р07
*
АСН1Т
ЗЕУЕРОиЯАЬЗК У01_СНА1МЗК * КДАЗМОТи^ЫЗК ° ЭЕКОУ
^ЫОУАУА LYALYA •
^/ЕРСНОТиЮЕ уоЗТОСНИУ! /10 1_ЕБЫСи *
•м. тиил
РОЭ ОО^ЫОиЯА)^«:^ ЗДША ТиР1Ы8К
ое ° извгг
ЫЕУУА^К КРА$М0Р01*А1Ч5К0Е
ЯЕ2Н АЯТЕМОУЗЮУ • ВА1КА._ОУО
ЗТАРОиТКМЗКЮУОиКАЬЗК • •
В13Е1 ^^^^УЗНМА .азвезт рузнм^ИСА
К1_ЕМОУ5КО^м
^ р^д .- в
МЮНАНОУБР» ^Р02 ^01 „ гйд
ТАУОА
I Р16
• в ' • • виШИ-Ов
Ь •ВЕШУАйЬЮУ *КА1_ [NОУЭКОЕ
РСЛЕУЗКО*3^1^ ^КАМЕЫБК-ШАиБКГУ 9>
Р04
а
□ 0-3 000
□ 3 000,000001 -10 ООО
□ 10 000,00001 - 14 000
■ 14 000,00001 -40 000
■ 40 000,00001 - 140 000
■ 140 000,0001 - 250 ООО
■ 250 000,0001 - 350 000
■ 350 000,0001 - 1 384 734,5
ЫОУАУА 1_УА1_УА ^^^ * ^ЕНОНОТиШЕ
ТиРА
»А!
/
МЕУУАИЗК
Р07 АСН1Т
КЬЕМОУЗКО^ АК 1
" МЮНАНОУЗ» Р04
К^ОУОРАй'
5ТАРОиЖ|БК^ОУОиРА1_ЗК • ЧГ
ЗРЙ^ЕиРАЬЗКу. РУБИМА £ЕКТ «ГОД '
ЯЕгН ARTEMOVSKIY
КРАЭМОРСНУАЫЗКОЕ • ВА1КА1_ОУО
РОЗ
гАРЕСНМУ*
вино! 1СЮ
ЗУЭЕРТ
РЮМЕРвКГ»1
РУЗНМ^АиСА КАМУБН^ОУ
•КАЬТООУЗКОЕ Е^К-иРАЬЗКГ»'
Р18
Р17
по-100
□ 100,0000001 - 300
□ 300,0000001 - 500
■ 500,0000001 -1000
■ 1000,000001 -2 000
■ 2 000,000001 - 3 000
■ 3 000,000001 -10 000
■ 10 000,00001 - 25 000
б
Рис. 3 Картосхема плотности расселения (а) и образования автоотходов (б) в Свердловской области
модель для определения оптимальных населенных пунктов Свердловской области.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ УТИЛИЗАЦИИ
Размещение предприятий утилизации в каждом населенном пункте является экономически не выгодным, поэтому предлагается выбрать оптимальные поселения для размещения крупных предприятий по утилизации, основываясь на потенциальном поле рассе-
ления. Задача экономико-географического исследования-установить местоположение для объектов системы утилизации в к рупныхнасе-ленных пунктах, с цел ью определения опти-м альных вариантов доступа к ним населения.
Метод потенциального расселения позволяет учесть взаимное влияние близкорасполо-жен ных населенных пунктов.Математическая формула для определения гравитационного потенциала имеет вид
Р = Ъ + ,
где Р - потенциал населенного пункта /; -численность населения в населенном пункте /; Nj - численность населения в пункте У; R -расстояние между населенными пунктами по автомобильным дорогам.
Для расчета были выбраны наиболее крупные населенные пункты Свердловской области, численность населения которых выше 3000 человек. Далее по представленной формуле были вычислены потенциалы для выбранных населенных пунктов и нанесены на карту Свердловской области. С использованием программы АгсМар была построена картосхема поля расселения Свердловской области (рисунок 3, а).
На основании данных о количестве автомобилей приходящихся на 1000 населения и проценте выбытия автотранспортных средств были рассчитаны значения автомобилей, подлежащих утилизации, для каждого населенного пункта. Основываясь на полученных данных, была построена картосхема плотности образования автоотходов (рисунок 3, б). Данные картосхемы позволяют определить населенные пункты и районы с наибольшей силой демографического тяготения.
Данные, представленные на рисунке 3, показывают, что наибольшее тяготение сосредоточено вокруг города Екатеринбурга, в пределах кольца, образованного городами Сысерть - Арамиль - Березовский - В.Пышма - По-левской. Еще один центр тяготения совпадает с г. Нижний Тагил, потенциал которого около 350 000 человек. Таким образом, 2 центра по переработке отходов от утилизации автомобилей предлагается разместить вблизи крупных городов: Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Что касается пунктов сбора автомобильных отходов и вышедших из эксплуатации транспортных средств их размещение должно охватывать наибольшее количество автовладельцев, то есть их размещение будет определяться транспортной доступностью. Предлагается разместить такие предприятия радиально от центров утилизации, тогда учитывая расположение основных автомобильных и железнодорожных путей Свердловской области, пункты сбора могут располагаться в городах: Камыш-лов, Каменск-Уральский, Первоуральск, Ново-уральск.
ВЫВОДЫ
Полученные результаты дают возможность произвести первичную оценку привлекательности территории для расположения крупного
утилизационного предприятия. Более точное положение должно определяться с учетом факторов, приведенных в таблице 2. Например, предприятия могут быть расположены рядом с крупным железнодорожным узлом или логистическим центром, поскольку одним из ключевых факторов является транспортная доступность. В дальнейшем планируется уточнение модели для более точного позиционирования предприятий утилизации с учетом приведенных выше факторов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Садовничая И. О. Рециклинг твердых бытовых отходов как объект предпринимательской деятельности : автореф. дис. канд. эконом. наук : 08.00.05 / И. О. Садовничая ; науч. рук. проф. Б. Д. Залещанский ; МИРЭА.
- Москва, 2013. - 27 с.
2. Васляев М. А. Разработка единой эколого-ориентированной системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств : автореф. дис. канд. эконом. наук : 08.00.05 / М. А. Васляев ; науч. рук. проф. Я. Д. Вишняков ; ГУУ. - Москва, 2007. - 25 с.
3. Перекальский В. А. Математическое моделирование финансово-экономических параметров программы утилизации транспортных средств : дис. канд. эконом. наук : 08.00.13 / науч. рук. доц. О. М. Писарева ; ГУУ.
- Москва, 2016. - 179 с.
4. Трофименко Ю. В., Утилизация автомобилей : Научная монография / Ю. В. Трофименко, Ю. М. Воронцов, К. Ю. Трофименко.
- М. : АКПРЕСС, 2011. - 336 с. : ил. ISBN 9785-91293-066-9
5. Региональная экономика: учеб. для вузов / под ред. Т. Г. Морозовой. - 4-е изд., пере-раб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006, - 527 с.
6. Егоров Д. О. Территориальная модель размещения объекта социальной инфраструктуры региона / О. Д. Егоров // Вестник Самарского государственного экономического университета - 2015. - № 11 (133). - С. 39-44.
7. Коротаев В. Н. Методические подходы к совершенствованию производственно-логистической системы транспортирования отходов производства/потребления / В. Н. Коротаев // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. - 2009. - №1.
- С. 83-89.
8. Великанова Т. В., Ладошкин А. И. Использование оптимизационных методов при планировании размещения производств / Т. В.
Великанова, А. И. Ладошкин // Вестник самарского муниципального института управления. - 2013. - №2. - С.66-73.
9. Лылин Н. А. Обоснование сети предприятий по утилизации техники (на примере московской области) : дис. канд. техн. наук : 05.20.03 / Н. А. Лылин ; науч. рук. доц. Н. В. Ал-
дошин ; РГАУ-МСХА. - Москва. - 2015. - 18 с.
10. Кузнецова Е. Ю., Акулова А. А. Организация процесса утилизации в российском автотранспортном комплексе / Е. Ю. Кузнецова, А. А. Акулова // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. - 2015. - № 4 (28). - С. 83-89.
POSITION OF VEHICLE RECYCLING ENTERPRISES IN URAL REGION
E.Yu. Kuznetsova, A.A. Akulova, G.A. Markin, E.O. Yuferova
Abstract. The article provides statistics on the state of the recycling industry in the Sverdlovsk region, including enterprises engaged in utilisation cars and their wastes. The trend of decommissioning of cars was analized. A system of factors, that determine the location of infrastructure objects of the recycling system, was offered. On the basis of the gravitational model were built maps of the density of settlement and waste generation, which serve as the basis for choosing the position of large plants for processing vehicles.
Key words: auto waste recycling, utilisation objects location, autorecycling, reverse logistics.
REFERENCES
1. Sadovnichaja I. O. Recikling tverdych bytovych otchodov kak object predprinimatelskoj dejatelnosti [Recycling of solid domestic waste as an object of entrepreneurial activity]. Moscow, MIREA, 2013. 27 p.
2. Vasljaev M. A. Razrabotka edinoj ekolo-go-orientirovannoj sistemy sbora I utilizatsii vy-shedshich iz ekspuatatsii avtotransportnych sredstv [Development of a unified eco-oriented system for the collection and disposal of decommissioned vehicles]. Moscow, 2007. 25 p.
3. Perekalskij V. A. Matematicheskoe mod-elirovanie finansovo-ekonomicheskich para-metrov programmy utilizatsii transportnych sredstv [Mathematical modelling of financial and economic parameters of the vehicle utilization programme]. Moscow, 2016. 179 p.
4. Trofimenko Yu. V., Vorontsov Yu. M., Tro-fimenko K. Yu. Utilizatsia avtomobilej [Car recycling] Moscow, AKPRESS, 2011. 336 p.
5. Morozova T. G. Regionalhaya ekonomiks [Regional economy] Moscow, 2006. 527 p.
6. Egorov D. O. Territorialnaya model raz-meschenija objecta sozialnoj infastructury regio-na [Territorial model of location of the object of social infrastructure of the region]. Vestnik SGEU, 2015. no 11 (133), p. 39-44.
7. Korotaev V. N. Metodicheskie podchody sovershenstvovaniyu proizvodstvenno-logistich-eskoj sistemy transportirovanija otchodov proiz-vodstva/potreblenija [Methodical approaches to
improving the production and logistics system for transporting production / consumption waste], Vestnik Uralskogo gosudarstvennogo universite-ta putej soobschenija. Yekaterinburg, 2009. no 1. p. 83-89.
8. Velikanova T. V. Ladoshkin A. I. Ispolzo-vanie optimizatsionnych metodov pri planiro-vanii razmeschenii proizvodstva [The use of optimization methods in planning the location of production]. Vestnik Samarskogo munizipal-nogo instituta upravlenia. Samara, 2013. no 2. p. 66-73.
9. Lylin N. A. Obosnovanie seti predprijatij po utilizatsii trchniki [Substantiation of a network of enterprises for the utilization of machinery]. Moscow. 2015. 18 p.
10. Kuznetsova E. Yu., Akulova A. A. Or-ganisatsija processa utilisatsii v rossijskom av-totransportnom komplekse [Organization of the utilization process in Russian transport complex]. Vestnik Uralskogo gosudarstvennogo universite-ta putej soobschenija. Yekaterinburg, 2015. no 4 (28). p. 83-89.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Кузнецова Елена Юрьевна - доктор экономических наук, профессор ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ель-цина»г. (Екатеринбург, ул. Мира 19, elena. [email protected]).
Акулова Анастасия Александровна - ст. преподаватель кафедры «Подъемно-транс-
портных машин и роботов» ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» (г. Екатеринбург, ул. Мира 19 [email protected]).
Маркин Гзоргий Александрович - магистр кафедры «Организация машиностроительных производств» ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» (г.
Екатеринбург, ул. Мира 19 geo.markin@gmail. com).
Юферова Елизавета Олеговна - магистр кафедры «Организация машиностроительных производств» ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» (г. Екатеринбург, ул. Мира 19 geo.markin@gmail. com).
И И III III III И III III III И III III И III III III И III III И III III III И III III И III III III И III III И III III III И III III И III III III M
УДК 624.04
К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОГО ПУСКА ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР
М.Ю. Манзин, A.A. Заикин, C.B. Рослое, В.В. Иванов Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск, Россия
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы использования СВЧ-нагрева топлива для обеспечения ускоренного и надежного пуска дизеля в условиях низких температур окружающего воздуха. Обосновывается идея тем, что существующие на сегодняшний день методы облегчения пуска дизеля в условиях низких температур окружающего воздуха не удовлетворяют современным требованиям ведения боевых действий. Как нам представляется, использование СВЧ нагрева топлива и тепловой трубы для нагрева моторного масла позволит обеспечить надежный пуск дизеля в условиях низких температур. На основе проведенных исследований, автор предлагает применять СВЧ - нагрев топлива для обеспечения надежного пуска двигателя в условиях низких температур.
Ключевые слова: Топливо, нагрев, пуск дизеля, низкие температуры окружающего воздуха, удельная активная мощность.
ВВЕДЕНИЕ
Существующие на сегодняшний день методы облегчения пуска дизеля в условиях низких температур окружающего воздуха не удовлетворяют современным требованиям ведения боевых действий. Как нам представляется, использование СВЧ - нагрева топлива и использование тепловой трубы для нагрева моторного масла, позволит соответствовать обеспечить надежный пуск дизеля в минимальные сроки. [4]
СУЩЕСТВУЮЩИЕ СРЕДСТВА ОБЛЕГЧЕНИЯ ПУСКА
Работа двигателей в условиях низких температур имеет ряд особенностей, обусловленных как непосредственным снижением температуры воздушного заряда, поступающего в двигатель, так и снижением его общего теплового состояния. На функционировании двигателя и его систем сказывается также изменение физических свойств топлива. [3] Одно из важнейших требований к качеству дизельного
Таблица 1
Дизельное топливо Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре, °С
плюс 20 0 минус 10 минус 20
Летнее 6,36 12,94 20,59 50,92
Зимнее 4,26 8,36 12,43 20,6