Научная статья на тему 'Различные виды образовательных квестов как часть учебной программы учреждений дополнительного образования'

Различные виды образовательных квестов как часть учебной программы учреждений дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2041
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / квест / городское ориентирование / учебный план / дополнительное образование / education / quest / location-based game / curriculum / supplementary education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеев Илья Владимирович

В статье рассмотрена проблема актуальности применения в образовании игр квестовой направленности. Обосновывается допустимость построения учебно-тематического плана на их основе. Предложено использование квестов в дополнительном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимофеев Илья Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIOUS TYPES OF EDUCATIONAL QUESTS AS A PART OF SUPPLEMENTARY EDUCATION CURRICULUM

The article considers the relevance of using quest games in education. The admissibility of forming-up a curriculum on their basis is shown. The use of quest games for supplementary education is suggested.

Текст научной работы на тему «Различные виды образовательных квестов как часть учебной программы учреждений дополнительного образования»

УДК 37.022+374 ББК 74.04

РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КВЕСТОВ КАК ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Тимофеев Илья Владимирович.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция детского, юношеского туризма и экологии» г. Чайковский, Пермский край, педагог дополнительного образования, [email protected].

Аннотация. В статье рассмотрена проблема актуальности применения в образовании игр квестовой направленности. Обосновывается допустимость построения учебно-тематического плана на их основе. Предложено использование квестов в дополнительном образовании.

Ключевые слова: образование, квест, городское ориентирование, учебный план, дополнительное образование.

VARIOUS TYPES OF EDUCATIONAL QUESTS AS A PART OF SUPPLEMENTARY EDUCATION CURRICULUM

Timofeev Iliya.

The Station of child, youth tourism and ecology, Chaykovsky, Perm Krai, supplementary education teacher, [email protected].

Abstract. The article considers the relevance of using quest games in education. The admissibility of forming-up a curriculum on their basis is shown. The use of quest games for supplementary education is suggested.

Key words: education, quest, location-based game, curriculum, supplementary education.

Актуальность темы подтверждается стремительным развитием в последние 10-15 лет большого количества различных поисковых игр, часто называемых общим термином «квесты» (от англ. quest - поиски). Он обозначает игры, требующие от играющего решения умственных задач для продвижения по сюжету, который может быть как предопределённым, так и давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока [3].

Квесты можно разделить на такие виды как интеллектуальные интернет-головоломки (веб-квесты, проект «Цикада 3301»), оффлайновые головоломки (игры в альтернативной реальности, эскейп-румы) и поисковые игры на местности (городское ориентирование, геокешинг), а также ночные поисковые игры («Схватка», «Encounter», «DozoR»), которые сочетают в себе особенности всех предыдущих видов. Все эти направления объединяет использование схожей

структуры организации и современных технологий (интернет, QR-коды, ОРБ-навигация и др.).

Растущий массовый интерес к подобным мероприятиям, заставляет обратить на них внимание. Однако большинство из них продолжают быть ориентированными на взрослых людей с определённым уровнем подготовки и оставаться средством проведения досуга. Попытки создания образовательных квестов для школьников и студентов также предпринимаются [1], но пока не позволяют выйти на высокий уровень популярности и системности. Очевидны плюсы применения квестов в образовании:

1. Повышение мотивации учащихся по сравнению с классическими занятиями. Этот эффект достигается благодаря наличию у квеста чёткой конечной цели.

2. Развитие внимательности, необходимость замечать детали.

3. Материал занятия запоминается лучше за счёт его большей эмоциональной окрашенности.

4. Стимулирование работы в команде.

5. Гибкость в применении, возможность регулировать сложность заданий и ориентироваться на любой возраст и тематику.

6. Влияние на физическое развитие при проведении поисков на местности.

7. Допустима возможность охватить большое количество участников, скооперироваться с другими городами и странами.

8. Не требуется высокой ресурсозатратности.

Разумеется, различные поисковые и интеллектуальные игры давно применяются в сфере образования и популярные сегодня квесты, по сути, являются их дополненными вариантами. Например, веб-квесты во многом схожи с традиционными загадками и викторинами, а геокешинг представляет собой модернизированный вид спортивного ориентирования.

Однако, в отличие от прежних игр, современные квесты предполагают использование различных гаджетов и других достижений новых технологий, что может способствовать повышению интереса учащихся и развитию технической грамотности.

Благодаря развитию интернета, другим преимуществом квестов становится возможность вовлечения в него неограниченного числа участников. Если викторины, олимпиады и конкурсы являются разовыми мероприятиями и, как правило, с ограниченным числом участников, то квесты дают возможность привлекать большое число людей, а также растягивать их проведение по времени

Очевидно, что с увеличением масштабности квеста, увеличивается и ряд образовательных задач, которые он решает. Помимо знаний по самой тематике квеста, попутно можно стимулировать развитие логики, нестандартного мышления, коммуникабельности, компьютерной грамотности, физической выносливости, владения иностранными языками.

Таким образом, всё это позволяет работникам сферы образования использовать квест не просто как разовое явление, но и создавать масштабные, долгосрочные квесты и встраивать их этапы в годовой учебный план. Для этого его необходимо будет трансформировать следующим образом:

1. Фактически, каждое учебное занятие может использоваться как один из этапов квеста. Тогда, тематика занятия будет соответствовать тематике этапа. Однако допустимо организовать в виде этапов квеста только итоговые занятия по каждому из разделов учебной программы.

2. Этапы необходимо определенным образом связать между собой, например, начислять баллы за каждый пройденный этап и вести общий зачёт самых успешных участников.

3. После завершающего этапа квеста, который должен совпадать с концом учебного года, подводятся итоги, завершается подсчёт очков, премируются самые успешные участники. Желательно, чтобы последний этап включал в себя задания, связанные со всеми тематиками, изученными в течение года, и давал возможность отстающим участникам догнать лидеров в общем зачёте.

Однако возможность использовать квест-технологию есть далеко не у каждого педагога. Поэтому, подобная модель лучше всего подходит для реализации в сфере дополнительного образования, особенно в учреждениях туристической и естественнонаучной направленности. Применение долгосрочных квестов именно в данных образовательных учреждениях обуславливается следующим:

1. Введение системы поощрений за выполнение заданий квеста способно заменить систему балльной оценки учащихся, которая в дополнительном образовании, в отличие от основного, отсутствует. Такая мера способна сильнее стимулировать работу на занятиях.

2. Частично решается другая проблема дополнительного образования -нерегулярное посещение занятий учащимися. Благодаря тому, что этапы квеста будут либо логически связаны между собой, либо баллы за каждый этап будут идти в общий зачёт, у учащихся появляется мотивация избегать пропусков.

3. Возможность комбинировать различные виды квестов. Благодаря тому, что программы дополнительного образования более гибкие, чем общеобразовательные, а в учреждениях туристической и естественнонаучной предусматривается частое нахождение учащихся на открытом воздухе, у педагогов есть возможность задействовать любые виды квестов, в том числе, поисковые игры на местности. Это позволит разнообразить этапы квеста не только по тематике, но и по характеру деятельности.

Таким образом, квест-технологии в образовании открывают широкие возможности для педагогов и способствуют всестороннему развитию учащихся. Успешность применения данной технологии была, в том числе и практически, подтверждена в некоторых учреждениях общего и дополнительного образования [2].

Библиографический список: 1. Акимов В. В Новосибирске студентов -геодезистов обучают азам профессии при помощи квестов. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nsk.kp.ru/online/news/1723115/ (дата обращения: 05.03.2017).

2. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. -2016. - № 6.

3. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б.,Плеханова Е.М. Образовательный квест - современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.