Научная статья на тему 'Различные подходы к проблеме повышения умственной деятельности детей'

Различные подходы к проблеме повышения умственной деятельности детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
893
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПОСОБ / ПОВЫШЕНИЕ / УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / METHOD / ELEVATION / MENTAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колтун В. З., Проскурякова Л. А.

Представлен краткий обзор способов, направленных на повышение умственной деятельности детей. В связи со снижением умственного потенциала у современных школьников данная проблема в настоящее время актуальна для медицинских работников, педагогов и психологов, которые предлагают свои способы улучшения умственной деятельности: профилактический прием лекарственных препаратов, стимулирование блуждающего нерва, психокоррекционные методы, различные педагогические приемы воспитания и обучения. Однако в реальных условиях обучения предложенные способы повышения умственной деятельности неэффективны, что заставляет учителей искать новые подходы решения проблемы. Способ повышения умственной работоспособности детей должен быть комплексным и включать медицинский, психокоррекционный (с учетом основной репрезентативной системы восприятия информации ребенком) и просветительский аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колтун В. З., Проскурякова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENT METHODS USED FOR MENTAL ACTIVITY INTENSIFICATION IN CHILDREN

Short review of methods used for mental activity intensification in children is presented. The problem of intelligence guotiens (IQ) potential, due to its worsening in nowadays schoolchildren, was found to be of great concern for medical personnel, school-teachers and psychologists who suggested their methods to better IQ in children: i.e. prophylactic drug usage, vagus nerve stimulation, mental correction, and various modes of education. But everyday practice of education was found to be of little effect for IQ intensification making teachers to find new ways of training and to cope with this problem. The process of IQ intensification in children should include medical, psychocorrective and educational approaches with the concern of the main representative system of information perception by a child.

Текст научной работы на тему «Различные подходы к проблеме повышения умственной деятельности детей»

УДК 613.865-612.825.8:613.955

В.З. Колтун, Л.А. Проскурякова

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

ГОУ ДПО Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей (Новокузнецк)

Представлен краткий обзор способов, направленных на повышение умственной деятельности детей. В связи со снижением, умственного потенциала у современных школьников данная проблема в настоящее время актуальна для. медицинских работников, педагогов и. психологов, которые предлагают, свои способы, улучшения умственной деятельности: профилактический прием лекарственных препаратов, стимулирование блуждающего нерва, психокоррекционные методы, различные педагогические приемы, воспитания и обучения. Однако в реальных условиях обучения предложенные способы, повышения умственной деятельности неэффективны, что заставляет учителей искать новые подходы, решения, проблемы.. Способ повышения, умственной работоспособности детей должен быть комплексным, и. включать медицинский, психокоррекционный (с учетом, основной репрезентативной, системы, восприятия, информации ребенком.) и. просветительский аспекты..

Ключевые слова: способ, повышение, умственная деятельность

DIFFERENT METHODS USED FOR MENTAL ACTIVITY INTENSIFICATION IN CHILDREN

V.Z. Koltun, L.A. Proskuryakova Medical Institute of Postgraduate Training, Novokuznetsk

Short review of methods used, for mental activity intensification in children is presented. The problem, of intelligence guotiens (IQ) potential, due to its worsening in nowadays schoolchildren, was found to be of great concern for medical personnel, school-teachers and psychologists who suggested, their methods to better IQ in children: i.e. prophylactic drug usage, vagus nerve stimulation, mental correction, and. various modes of education. But everyday practice of education was found, to be of little effect for IQ intensification making teachers to find, new ways of training and. to cope with, this problem. The process of IQ intensification in children should, include medical, psychocorrective and. educational approaches with the concern of the main representative system, of information, perception, by a child.

Key words: method, elevation, mental activity

В настоящее время к умственным способностям ребенка предъявляются все более высокие требования. Это обусловлено высоким темпом научно-технического прогресса и постоянно увеличивающимся объемом информации. Система школьного образования существенно изменяется, внедряются новые школьные программы и учебники, усложняются методы и приемы обучения, расширяется программный материал для получения возможности обучения в соответствии с наклонностями и способностями учащихся, вводятся новые учебные предметы и факультативы, отрицательно влияя на интенсивность учебной нагрузки. В таких условиях обучения современный

школьник должен иметь не только хорошо развитые интеллектуальные характеристики, но и обладать способностью осуществлять определенную умственную деятельность с требуемым качеством в определенный интервал времени.

Умственная работоспособность является приспособительным механизмом в деятельности мозга и зависит от медико-биологических, алиментарных и социальных факторов среды, которые воздействуют на познавательную сферу как непосредственно, так и опосредованно, через соматические процессы, личностные изменения, генетический, неврологический, психологический статусы организма.

Педагоги все чаще указывают на снижение успеваемости у школьников, на то, что требования образования превышают биологические возможности мозга детей, что требует поиска способов и методов ее улучшения [9, 13].

Проблема повышения умственной деятельности современных школьников настолько актуальна, что является одной из приоритетных задач не только для педагогов, но и врачей, родителей, психологов, гигиенистов и других специалистов, каждый из которых предлагает различные способы повышения умственной деятельности школьников.

Известно большое количество работ, где исследователями выявлена зависимость умственной работоспособности детей от недостатка йода в организме. В очагах эндемии дети и подростки составляют наиболее склонный контингент к последствиям дефицита йода. У них отмечаются различные йоддефицитные заболевания, в том числе и отставание в умственном и физическом развитии [15, 18].

В связи с тем, что в России 70 % территории является йоддефицитной, наиболее распространенным способом коррекции является профилактический прием йодсодержащих препаратов детьми и подростками, проживающими в условиях йодного дефицита, с целью нормализации размеров щитовидной железы и повышения их умственных способностей [6].

В исследованиях, проводимых в Новосибирске, авторы показали, что прием препарата «Ламинария» по 1 капсуле 3 раза в неделю в течение месяца приводит к положительным сдвигам в обеспеченности организма детей йодом, улучшению структурно-функциональных характеристик щитовидной железы и успешному выполнению психофизиологических тестов — как показателю умственного развития [10].

Однако авторы предлагают чисто медицинский подход к проблеме: систематически проводить профилактический прием различных йодсодержащих препаратов, экстрактов, биологически активных добавок, не учитывая психологические особенности личности ребенка.

Кроме приема йодсодержащих препаратов медицинские работники обращают внимание на коррекцию питания детей, призывая к увеличению в рационе питания рыбы и морепродуктов. К.В. Поляков, определяя психосоматический статус детей, проживающих в условиях йодного дефицита, выявил положительную взаимосвязь между концентрацией внимания (с помощью теста «Тулуз-Пьеро-на») и частотой употребления морепродуктов [12].

С другой стороны медицинского подхода решения проблемы предлагается использовать лекарственные препараты, композиции из трав, БАДы, направленные на улучшение мозговой деятельности ребенка.

В.А. Краузер, В.А. Сорокоумов, А.А. Скоролец улучшали умственную работоспособность и краткосрочную память у детей с генетически исходным низким объемом непосредственного запоминания с помощью лекарственного препарата —

этимозола, созданного на основании строения кофеина (производный имидазолдикарбоновой кислоты). Этимазол применяли в дозах 1 — 1,5 мг/кг. Умственную работоспособность изучали методом решения арифметических задач с учетом времени решения, ошибки вычисления и логики ошибки. Однако по словам самих же авторов, недостатком является то, что у детей с генетически исходным высоким уровнем запоминания умственная работоспособность не улучшалась и предложенный метод частично не полноценен [8].

Разработана высокоактивная композиция на основе трав для улучшения общей мыслительной деятельности у детей, взрослых и умственно отсталых людей. Она содержит экстрагированные активные растительные материалы из травы брами, и, по меньшей мере, одного из компонентов, представленных Acorus calamus и маслом Celestrus paniculatus. Композиция отличается тем, что экстракты трав находятся в форме порошка, жидкости или пасты [4]. Однако авторами не указываются сроки длительности приема композиции и возрастные ограничения употребления препарата.

Среди БАДов предлагается использовать те, что содержат водно-спиртовые экстракты календулы (цветы), укропа (семена), черной смородины (лист), шалфея (лист) в целях повышения умственной и физической работоспособности [14].

В то же время, все композиции, БАД и водноспиртовые экстракты служат только дополнением к пище и непосредственно не могут быть использованы в целях повышения умственной работоспособности детей. Кроме этого, композиции имеют многокомпонентный состав, могут вызвать аллергии и непосредственного влияния на мозг не оказывают. Так же изготовителем не указываются возрастные периоды максимально эффективного воздействия композиции.

Многие авторы предлагают интегрированные подходы к данной проблеме, уже учитывая соматический фактор и применяя различные психологические тренинги.

Например, А.С. Егоровым, В.П. Загрядским, Е.Ф. Мордвиновым описан способ повышения умственной работоспособности с помощью ритмической разномодальной стимуляции. Проприо-цептивная ритмическая стимуляция оказывает положительное влияние на изучавшуюся умственную деятельность за счет усиления общей активности коры больших полушарий мозга. Кровоснабжение и усиление обменных процессов мозга, обусловленное моторно-висцеральными рефлексами, интенсифицирующими деятельность дыхания и кровообращения, влечет за собой улучшение умственной работоспособности детей [5]. Однако разовое проведение проприо-цептивной стимуляции достаточно неэффективно, а систематически с технической точки зрения ее трудно осуществлять в группе детей, в школьных условиях с последующим проведением умственной деятельности. Одновременно с этим она все же косвенно воздействует на усиление актив-

ности мозговых процессов, в связи с чем, и неэффективна.

Предложены способ и устройство оздоровления и сопряженного взаимозависимого развития физических и интеллектуальных способностей человека. Способ лежит на мотивационной основе путем задания пространственных движений позвоночнику и другим частям опорно-двигательного аппарата посредством подобранных физических упражнений, которые дополняют различными интеллектуальными заданиями. Полученные результаты от заданий формируют мотивационный и/или стимулирующий интерес работы человека [16].

Недостатком является то, что способ предлагает непосредственное влияние именно на соматическое состояние организма с помощью различных упражнений, сомнительным положительным следствием которого является улучшение интеллектуальных способностей человека. В свою очередь столь усиленные интеллектуальные задания не способны длительно активизировать подвижность нервных процессов, а лишь привести к их утомлению.

Существует способ развития интеллектуальных способностей человека, включающий этап развития внимания, этап развития скорочтения и дополнительно этап умственной зарядки, направленный на активизацию и ускорение умственных процессов и этап развития способностей к нестандартному мышлению. Все этапы проводятся в течение одного занятия в такой последовательности, при которой каждое последующее новое упражнение отличается от предыдущего по стимуль-ному материалу и решаемой задаче, а на последующем в зависимости от конкретного проведения процесса обучения используют упражнения с повышением степени сложности. Каждое занятие включает три этапа альфа-тренинга, при этом первый этап альфа-тренинга направлен на то, чтобы настроить обучаемого на выполнение последующих упражнений, и вызвать у него положительную мотивацию. Промежуточный этап альфа-тренинга направлен на быстрое восстановление обучаемого в процессе занятий и снятия утомления. Заключительный этап направлен на снятие утомления у учащихся и создания положительной мотивации к продолжению занятий [2].

Способ не нашел своего массового применения, так как требует индивидуального подхода, что не приемлемо в практике обучения детей в школе. В то же время учеба всегда носит стрессирую-щий характер, что требует комплексного воздействия различных факторов, направленных на повышение умственной работоспособности.

Есть способ улучшения способностей к обучению или памяти посредством стимулирования блуждающего нерва, предусматривающий выбор человека или животного и возбуждение блуждающего нерва электрическими стимулирующими сигналами. Параметры стимулирующего сигнала устанавливают с учетом обеспечения такого моду-

лирования электрических сигналов блуждающего нерва, которое изменяет активность определенных участков мозга [17].

Описанный способ не раскрывает того, в какие временные периоды осуществляется воздействие, и учитываются ли возрастные физиологические особенности состояния вегетативной регуляции функций в организме испытуемого. Данный способ оторван от процесса обучения в школе.

Педагоги и психологи предлагают использование различных психокоррекционных приемов и методов обучения и воспитания, направленных на развитие умственных способностей с целью повышения успеваемости школьников. Это всевозможные игры, тренинги, упражнения, задания, блоковые системы и т.д. Приведем лишь некоторые примеры.

С.В. Алешин показал, что в условиях выраженных интеллектуальных нагрузок происходит развитие как операционной системы, так и отдельных механизмов «биологического» интеллекта. Автор указывает, что развивающие мероприятия должны быть направлены на понятийную систему в целом и овладение языками символико-операторного расчленения, образной интеграции, отработку их взаимодействия [1].

Г.А. Пентегова предлагает субъективизацию как способ обучения на уроках математики, направленный на развитие интеллекта школьника, а в частности — логического мышления. Она приводит пример некоторых сложных заданий, и в результате многократных изменяющихся и усложняющихся упражнений ум ребенка, по словам автора, становится острее, а сам он — сообразительнее [11].

Другими авторами предлагается то, что людям с доминирующим правым или левым полушарием надо по-разному преподавать в школах в целях повышения способности к запоминанию [8].

Некоторые психологи утверждают, что на развитие интеллекта детей влияет стиль семейного воспитания, общения ребенка со взрослым.

В.Н. Дружининым интерпретируется «отцовский», «материнский» психогенетический эффект с позиции влияния семейной среды на развитие интеллекта ребенка. Основным механизмом выступает подражание значимому, эмоционально близкому взрослому при эмоциональной поддержке последнего активности ребенка [3].

Однако в реальных условиях обучения предложенные способы повышения умственной деятельности неэффективны, что заставляет учителей искать новые подходы решения проблемы.

Таким образом, на сегодняшний день проблема повышения умственной деятельности детей остается нерешенной. Тем не менее, все более очевидно, что способ повышения умственной работоспособности детей должен быть комплексным и включать медицинский, психокоррекционный (с учетом основной репрезентативной системы восприятия информации ребенком) и просветительский аспекты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешин С.В. О психофизиологической природе интеллекта: в поисках работающей концепции / С.В. Алешин // Физиология человека. — 1997. - Т. 23, №5. - С. 114-121.

2. ГмыраС.Н. Способ развития интеллектуальных способностей человека / С.Н. Гмыра, Т.Б. Никитина / Патент РФ № 2178315 // Изобретения, полезные модели. — 2002. — №2. — С. 191.

3. Дружинин В.Н. Развитие и диагностика интеллектуальных способностей в общении /

B.Н. Дружинин // Школа здоровья. — 1998. — Т. 5, №3-4. — С. 24 — 33.

4. Дубей Г.П. Высокоактивная композиция на основе трав для улучшения общей мыслительной деятельности у детей, взрослых и умственно отсталых людей и способ улучшения умственной способности у млекопитающих / Г.П. Дубей, М.К. Пандита / Заявка РФ № 2000109270/14, 09.08.1999 // Изобретения, полезные модели. —

2002. - № 1. - С. 32-33.

5. Егоров А.С. Влияние ритмической разномодальной стимуляции на умственную работоспособность школьников / А.С. Егоров, В.П. Загрядс-кий, Е.Ф. Мордвинов // Гигиена труда и профессиональные заболевания. — 1973. — №4. —

C. 30-32.

6. Йод и здоровье населения Сибири / М.Ф. Савченков, В.Г. Селятицкая, С.И. Колесников и др. — Новосибирск: Наука, 2002. — С. 243 — 250.

7. Корсакова Н.К. Память должна трудиться / Н.К. Корсакова // Школьный психолог. Прил. к газете «Первое сентября». — 2001. — №24.

8. Краузер В.А. Влияние этимозола на кратковременную память и умственную работоспособность / В.А. Краузер, В.А. Сорокоумов, А.А. Ско-ролец // Журнал Высшая нервная деятельность им. Павлова. — 1972. — Т. 22, вып. 5. — С. 907 — 911.

9. Немковский И.Б. Состояния когнитивных функций у детей школьного возраста с психогенной головной болью: Автореф. дис. ... кан. мед. наук. — М., 1997. — 24 с.

10. Оценка эффективности долгосрочной профилактики йоддефицита методом биологическо-

го мониторинга / А.В. Древаль, О.А. Нечаева, Т.С. Камынина и др. // Проблемы эндокринологии. - 2002. - №2. - С. 42-45.

11. Пентегова Г.А. Развитие логического мышления на уроках математики / Г.А. Пентегова // Начальная школа. - 2000. - № 11. - С. 33-34.

12. Поляков В.К. Психосоматический статус детей, проживающих в условиях йоддефицита / В.К. Поляков // Актуальные проблемы современной эндокринологии: Материалы 4-го Всероссийского конгресса эндокринологов. - СПб., 2001. - 617 с.

13. РусоваТ.В. Факторы, влияющие на темп интеллектуального развития детей в младшем школьном возрасте / Т.В. Русова // Охрана психического здоровья детей и подростков: Материалы IV конгр. педиатров России. - Москва, 1998.

- С. 41-45.

14. Смирнов В.М. Биологически активная пищевая добавка и способ повышения умственной и физической работоспособности человека / В.М. Смирнов // Патент РФ № 2176895. Изобретения, полезные модели. - 2001. - №35. - С. 150.

15. Состояние когнитивной сферы у детей в районах с дефицитом йода / Л.А. Щеплягина, Н.Д. Макулова, О.И. Маслова и др. // Консилиум Медикум. Педиатрия. - 2001.

16. Способ оздоровления и сопряженного взаимозависимого развития физических и интеллектуальных способностей человека и устройство его осуществления / Ю.Т. Черкесов, В.В. Афанасенко, Г.А. Кураев и др. / Заявка РФ №2001107961/14, 26.03.2001 // Изобретения, полезные модели. -

2003. - №5. - С. 59-60.

17. Способы улучшения способностей к обучению или памяти посредством стимулирования блуждающего нерва / D.K. Naritoku, R.A. Jensen, R.A. Browning и др. // Патент US 6556868 ВВ // Изобретение стран мира. - 2004. - Вып. 7, № 8.

- С. 181.

18. Частота увеличения щитовидной железы и экскреция йода с мочой у детей Новосибирска / В.Г. Селятицкая, Н.А. Пальчикова, С.В. Одинцов и др. // Клиническая эндокринология. - 1997. -№5. - С. 3-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.