ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА (ВОЗРАСТНЫЕ, ГЕНДЕРНЫЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ)
PERSONAL-PROFESSIONAL HUMAN DEVELOPMENT (AGE, GENDER AND INTERCULTURAL ASPECTS)
УДК 159.93
различия в уровне выраженности проявлении сенсорных семантических способностей, обусловленные
половой принадлежностью старших подростков
Сиповская Яна Ивановна — кандидат психологических наук, ассоциированный сотрудник, Институт психологии Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация, 129366; e-mail: syai@mail.ru
Введение
Определяя семантические способности сенсорного типа как компонент понятийного опыта [5; 6; 12], мы задались вопросом не только об их иерархической структуре в соответствии с принципом развития [8], но и об учёте фактора половой принадлежности участников исследования. Ввиду того, что нами была продемонстрирована важность учёта этого фактора при измерении интеллектуальной компетентности [7], было проведено эмпирическое исследование, изучающее самый базовый компонент понятийного опыта — семантические способности. Данный аспект психической реальности в мировой психологической литературе исследован в недостаточной степени, несмотря на ряд научных работ, например, исследования Janosik S.M., Creamer C.
don G., Kowalski G.J. [11], Ю.И. Александрова с коллегами [1].
Определяя параметры выборки участников исследования, мы остановились на старшем подростковом возрасте (15 лет) по причине особенно сильных, резких качественных изменений в ряде сфер человеческой жизнедеятельности, которыми он характеризуется [4].
Таким образом, в роли переменных представленного эмпирического исследования выступили проявления сенсорных семантических способностей разного типа модальности: тактильных, слуховых, обонятельных, вкусовых и зрительных ощущений, а также половая принадлежность участников исследования.
Теоретическая гипотеза исследования: показатели сенсорных семан-
тических способностей разного типа модальности — тактильных, слуховых, обонятельных, вкусовых и зрительных ощущений — не зависят от половой принадлежности индивидуумов.
Цель исследования: раскрытие специфики фактора пола в отношении проявления сенсорных семантических способностей тактильных, слуховых, обонятельных, вкусовых и зрительных типов ощущений в старшем подростковом возрасте.
Задача исследования: определение специфики соотношения фактора половой принадлежности участников исследования на проявления показателей сенсорных семантических способностей тактильных, слуховых, обонятельных, вкусовых и зрительных типов ощущений.
РЕЗЮМЕ
В статье приведены результаты эмпирического исследования, посвящённого определению степени влияния фактора пола участников исследования, в роли которых выступили школьники старшего подросткового возраста, на проявления сенсорных семантических способностей разного типа модальности: тактильные, слуховые, обонятельные, вкусовые и зрительные ощущения. В соответствии с полученными результатами можно сделать вывод о том, что различия между девочками и мальчиками не выявлены по всем видам сенсорных ощущений. Отражённые в статье результаты углубляют наши представления о таком мало разработанном конструкте понятийного опыта, как семантические сенсорные способности. Эти факты подчёркивают перспективность исследования внутренней структуры концепта. Кроме того, изучение сенсорных способностей в разные возрастные периоды жизни человека, позволяют рассмотреть динамику их развития, установить закономерности их формирования.
Ключевые слова: сенсорные семантические способности, модальность, тактильные, слуховые, обонятельные, вкусовые и зрительные ощущения, половая принадлежность, старший подростковый возраст.
Методики исследования
Выборка: 74 девятиклассника старшего подросткового возраста (47 девочек и 28 мальчиков).
Методики для выявления семантических способностей
1. Модифицированная методика «Визуальная семантика»
Согласно исследованиям Е.Ю. Артемьевой [2; 3], существует механизм, закономерно «упаковывающий» опыт взаимодействия человека с миром в некоторые специальные структуры, которые Артемьева назвала «семанти-ко-перцептивными универсалиями» [2, с. 14].
Участнику исследования на белом листе формата А4 в верхней части предъявляется графическое изображение. Ему нужно ответить на вопрос по отношению к каждому изображению: «Какие свойства, по Вашему ощущению, присущи этому объекту? Какой он?» (записывается перечень этих свойств). Всего предъявлялось пять изображений из набора Артемьевой (рис. 1).
С помощью этой методики оценивается способность к порождению семантических признаков при описании неопределённых визуальных форм.
На основании анализа протоколов были выделены четыре типа семантических признаков:
• семантические признаки сенсорного типа (например, холодный, громкий, колючий и т.д.);
• семантические признаки эмоционально-личностного типа (добрый, весёлый, печальный, ласковый и т.д.);
• семантические признаки динамического типа (бегающий, мчащийся, прыгающий и т.д.);
• семантические признаки логического типа (обветшалый, сложный, неопрятный, непонятный, потускневший и т.д.).
Следуя поставленным в данном исследовании задачам, мы рассматривали исключительно семантические признаки сенсорного типа, подразделяя их дополнительно по модальностям на:
• семантические сенсорные признаки тактильного типа (холодный, мягкий, шершавый и т.д.);
• семантические сенсорные признаки вкусового типа (горький, кислый и т.д.);
• семантические сенсорные признаки обонятельного типа (приятного запаха и т.д.);
• семантические сенсорные признаки слухового типа (громкий, шумный, звучащий и т.д.);
• семантические сенсорные признаки зрительного типа (красочный, яркий и т.д.).
Показатели: количество сенсорных семантических признаков каждого из пяти типов сенсорных способностей, которые подсчитывались для каждого участника исследования.
2. Модифицированный вариант методики «Семантический дифференциал» [10]
Данная методика использовалась для оценки меры участия сенсорно-эмоционального опыта в процессе семантиза-ции неопределённых визуальных форм (см. рис. 1). Бланк включал в себя 20 биполярных шкал в виде прилагательных, обозначающих сенсорные и эмоционально-оценочные признаки (спокойный — тревожный, маленький — большой, красочный — бесцветный и т.д.), с помощью которых участники исследования должны были оценить каждое из пяти неопределённых визуальных форм. Из всех заданных шкал только 13 были связаны с сенсорными ощущениями тактильного, зрительного и слухового типа (вкусовые и обонятельные ощущения не были включены в анализ ввиду того, что была зафиксирована их слабая представленность в сенсорном опыте старших подростков).
По каждому из пяти изображений заполнялся протокол: испытуемый должен был поставить галочку в одной из 7-ми граф — «сильно», «средне», «слабо», «нет», «слабо», «средне», «сильно» — по каждой из 20-ти шкал, оценивая, в какой степени, по его ощущениям,
выражен один из двух полюсов шкалы применительно к определённому изображению (выборы в графах «слабо», «средне», «сильно»), либо зафиксировать отсутствие каких-либо впечатлений (выбор в графе «нет»). Время выполнения задания не ограничивается, однако участников исследования просили стараться работать быстрее, ориентируясь на свои первые впечатления.
Оценка производилась по каждому из 5-ти графических изображений путём подсчёта количества выборов в графах «нет», «слабо», «средне» и »сильно» для каждого типа ощущений — тактильных, слуховых или зрительных. Количество выборов по графам «нет», «средне», «слабо», «сильно» суммировалось по 5-ти изображениям.
Показатели: 1) количество выборов в графе «нет» СД — показатель меры недостаточного участия сенсорно-эмоциональных впечатлений в процессе семантизации неопределённых визуальных форм (ТНет, СНет и ЗНет, соответственно, для каждого типа ощущений — тактильного, слухового и зрительного);
2) количество выборов в четырёх графах «средне и слабо» СД — показатель меры дифференцированного участия сенсорно-эмоциональных впечатлений в процессе семантизации неопределённых визуальных форм (слабая и средняя степень участия эмоционального компонента деятельности — ТСредне, ССредне, ЗСредне и ТСлабо, ССлабо, ЗСлабо, соответственно);
3) количество выборов в двух графах «сильно» СД — показатель меры чрезмерной выраженности сенсорно-эмоциональных впечатлений в процессе семантизации неопределённых визуальных форм (ТСильно, ССильно, ЗСильно, соответственно).
Статистическая обработка: методы описательной статистики и непараметрический метод сравнения выборок — метод Краскела — Уоллеса с использованием современных пакетов статистической обработки данных (SPSS 20).
* О
Рис. 1. Примеры графических изображений в методике «Визуальная семантика»
Примечание: степень свободы — 1, группирующая переменная — пол.
Таблица 1
Проверка гипотезы о различии двух групп, мальчиков и девочек, по уровню выраженности показателей сенсорных семантических способностей разного типа модальности методом Краскела — Уоллеса
Типы сенсорных семантических способностей
Тактильные Вкусовые Обонятельные Слуховые Зрительные
Хи-квадрат ,272 ,429 1,445 ,940 ,128
Асимптотическая значимость ,602 ,512 ,229 ,332 ,721
Результаты исследования и их обсуждение
Разделив исследовательскую группу на мальчиков и девочек, мы проверяли гипотезу об их вероятном различии по уровню выраженности показателей сенсорных семантических способностей тактильных, слуховых, обонятельных, вкусовых и зрительных типов ощущений посредством применения метода Краскела — Уоллеса (табл. 1).
В соответствии с полученными результатами были сделаны промежуточные выводы о том, что различия между мальчиками и девочками не выявлены в уровне выраженности ни одного из представленных в исследовании типа сенсорных ощущений. Т. е. гипотеза об отсутствии влияния половой принадлежности на семантические сенсорные способности тактильного, вкусового, обонятельного, слухового и зрительного типа может считаться правдоподобной до тех пор, пока не появятся её опровержения. Вероятно, такие основополагающие, базисные низкодифференцированные способности, как сенсорные семантические, в равной степени развиты, по меньшей мере, к старшему подростковому воз-
расту у представителей мужского и женского пола.
Сходный вид статистического анализа — метод Краскела — Уоллеса, — был применён и к разного рода интенсивности сенсорных семантических способностей зрительного, тактильного и слухового типа (табл. 2).
Исходя из представленных в табл. 2 результатов, можно заключить, что не выявлены различия групп мальчиков и девочек по признаку различной степени интенсивности сенсорно-эмоциональных впечатлений разной модальности: тактильной, слуховой и зрительной.
Полученные факты можно проинтерпретировать в контексте исследовательских данных М.А. Холодной [9; 10], где указываются аргументы в пользу иерархического строения понятийного опыта. В соответствии с представлениями М.А. Холодной, понятийный опыт состоит из:
• семантических способностей — психических свойств, имеющих отношение к продуктивности оперирования содержанием словесных знаков в рамках индивидуального ментального лексико-
на и в скорости оперативной переработки семантической информации;
• категориальных способностей — психических свойств, имеющих отношение к обеспечению отнесения соответствующего объекта к определённой категории на основе преобразований в системе категориальных признаков разной степени обобщённости;
• концептуальных способностей — психических свойств, обеспечивающих возможность порождения некоторых новых ментальных содержаний, не представленных в наличной информации.
Таким образом, семантические способности относятся к самому базисному, основополагающему уровню концептуализации реальности, на котором различия субъектов по половому признаку если и представлены, то в незначительной степени. Такая интерпретация подкрепляется ранее полученными нами исследовательскими данными [8], где были выявлены различия между представителями разного пола в отношении более высокоорганизованных способностей — произвольных метакогнитив-ных способностей.
Таблица 2
Проверка гипотезы о различии двух групп, мальчиков и девочек, по степени выраженности показателей сенсорных семантических способностей разного типа модальности методом Краскела — Уоллеса
Показатель Хи-квадрат Асимптотическая значимость
ТСильно ,066 ,797
ТСредне ,893 ,345
ТСлабо ,762 ,383
ТНет ,000 ,997
ССильно ,006 ,941
ССредне ,902 ,342
ССлабо ,172 ,679
СНет 3,316 ,069
ЗСильно ,080 ,778
ЗСредне ,019 ,891
ЗСлабо 1,085 ,298
ЗНет 1,992 ,158
Примечание: степень свободы — 1, группирующая переменная — пол.
Полученные в исследовании факты, тем не менее, контрастируют с результатами исследований Ю.И. Александрова и коллег [1], откуда следует вывод о том, что зрительные ощущения, являясь более дифференцированными, в отличие от ранних проксимальных анализаторов, в большей степени соотносятся с высшими формами психической деятельности. В указанных исследованиях отмечается, что сознательная деятельность знаменуется меньшей степенью эмоциональности (в терминах нашего исследования — недостаточной степенью представленности сенсорно-эмоциональных ощущений). Однако, вероятно, конструкт «интеллектуальная компетентность» со всеми его компонентами (в данном случае, понятийными способностями) с необходимостью требует включения интеллектуальной эмоциональности в свой состав. Однако следует отметить, что эта эмоциональность присутствует исключительно в дифференцированной мере (ответы «средне» и »слабо» с графах семантического дифференциала). В таком случае единая концепция эмоций и сознания Ю.И. Александрова объясняет отсутствие сильных (чрезмерных) проявлений эмоций в соотнесении с высшими психическими процессами.
Таким образом, результаты проведённого эмпирического исследования аргументируют отсутствие значимости учёта фактора пола в контексте семантических сенсорных способностей тактильной, слуховой, обонятельной, вкусовой и зрительной модальности в старшем подростковом возрасте.
Выводы
Полученные факты демонстрируют отсутствие сопряжённости фактора пола участников исследования с проявлениями семантических сенсорных способностей тактильного, слухового, обонятельного, вкусового и зрительного типа.
Таким образом, можно сделать вывод о правдоподобии гипотезы в отношении того, что показатели сенсорных семантических способностей разного типа модальности — тактильных, слуховых, обонятельных, вкусовых и зрительных ощущений — не зависят от половой принадлежности индивидуумов.
Заключение
Представленное эмпирическое исследование даёт ответы на вопросы, связанные с различиями в понятийной (се-
мантической) сфере интеллектуальной деятельности между представителями различных полов, и задаёт новые. Например, изучение динамических изменений сенсорной семантической структуры (учёт факторов возраста), где последние, вероятно, могут приводить к регрессии в сторону большей выраженности проксимальных способов кодирования информации. Немаловажным направлением психологических исследований выступает и поиск новых методических средств диагностики разного вида способностей и регрессии как адаптивного механизма психического поведения.
ССЫЛКИ
[1]. Александров Ю.И., Сварник О.Е., Знаменская И.И., Колбенева М.Г., Арутюнова К.Р., Крылов А.К., Булава А.И. Регрессия как этап развития. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2017. — 191 с.
[2]. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. / Под ред. И.Б. Ханиной. — М.: Наука; Смысл, 1999. — Серия: «Фундаментальная психология. — 350 с.
[3]. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — 128 с.
[4]. Веккер Л.М. Психологические процессы. — СПб: Изд-во ЛГУ, 1976. — 342 с.
[5]. Лобанов А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта: учебное пособие. — Минск: Новое знание, 2008. — 376 с.
[6]. Мельничук А.С. Многомерный подход к анализу субъективных стратегий развития профессиональных компетенций // Акмеология. — 2012. — № 2. — С. 23-30.
[7]. Сиповская Я.И. Влияние фактора пола старших подростков на проявления интеллектуальной компетентности // Акмеология. — 2017. — № 1(61). — С. 112-115.
[8]. Сиповская Я.И. Проявления регрессии в структуре понятийного опыта старших подростков / American scientific journal, 2017. No. 14. — P. 28-35.
[9]. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
[10]. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2012. — 288 с.
[11]. Janosik S.M., Chairperson; Creamer D.G.; Kowalski G.J. Intellectual and Interpersonal Competence Between Siblings: The College Years Kylie Felps Draucker. — Blacksburg, 2004. — 63 p.
[12]. LynnR., IrwingP. Sex differences on the progressive matrices: A meta-analysis. Intelligence, 2004. V. 32(5), p. 481-498.
REFERENCES
[1]. Aleksandrov Yu.I., Svarnik O., Zna-menskaya I.I., Kolbeneva M.G., Arutyu-nova K.R., Krylov A.K., Bulava A.I. Re-gressiya kak ehtap razvitiya [Regression as a stage of development]. — Moscow: Publishing house «Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences», 2017. — 191 p.
[2]. Artemieva E.Yu. Osnovy psihologii sub'ektivnoj semantiki [Fundamentals of psychology of subjective semantics]. Ed. I.B. Khanina. — M.: Nauka; Smysl, 1999. — Seriya: «Fundamental'naya psihologiya» [M.: Science; Sense — Series: «Fundamental psychology»], 1999. — 350p.
[3]. Artemieva E.Yu. Psihologiya sub'ektivnoj semantiki [Psychology of subjective semantics]. — Moscow: Publishing house of Moscow University, 1980. — 128p.
[4]. Vekker L.M. Psihologicheskie process [Psychological processes]. — St. Petersburg: Publishing house of the Leningrad University, 1976. — 342p.
[5]. Lobanov A.P. Kognitivnaya psihologiya: ot oshchushchenij do intelle-kta: uchebnoe posobie [Cognitive psychology: from sensations to intelligence: a manual]. — Minsk: New knowledge, 2008. — 376 p.
[6]. MelnychukA.S. Mnogomernyj pod-hod k analizu sub'ektivnyh strategij razvitiya professional'nyh kompetencij [A multidimensional approach to the analysis of subjective strategies for the development of professional competences] // Akmeologiya [Akmeologiya]. 2012. № 2. pp. 23-30.
[7]. Sipovskaya Ya.I. Vliyanie faktora pola starshih podrostkov na proyavleniya intellektual'noj kompetentnosti [Influence of the sex factor of older teenagers on the manifestations of intellectual competence]. // Akmeologiya [Akmeologiya]. 2017. No. 1 (61), pp. 112-115.
[8]. Sipovskaya Ya.I. Proyavleniya regres-sii v strukture ponyatijnogo opyta starshih podrostkov [Manifestations of regression in the structure of the conceptual experience of older adolescents]. // American scientific journal, 2017, 14. pp. 28-35.
[9]. Holodnaya M.A. Psihologiya intelle-kta: paradoksy issledovaniya [Psychology of conceptual thinking: from conceptual structures to conceptual abilities]. — St. Petersburg: Peter, 2002. — 272 p.
[10]. Holodnaya M.A. Psihologiya po-nyatijnogo myshleniya: ot konceptual'nyh struktur k ponyatijnym sposobnostyam [Psychology of conceptual thinking: from conceptual structures to conceptual abilities]. — Moscow: Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, 2012. — 288 p.
[11]. JanosikS.M., Chairperson; Creamer D.G.; Kowalski G.J. Intellectual and Interpersonal Competence Between Siblings: The College Years Kylie Felps Draucker. — Blacksburg, 2004. — 63 p.
[12]. Lynn R., Irwing P. Sex differences on the progressive matrices: A metaanalysis. [Intelligence, 2004, — V. 32(5), pp. 481-498.
DIFFERENCES IN THE LEVEL OF MANIFESTATION OF SENSORY SEMANTIC ABILITIES, DUE TO THE SEX OF SENIOR ADOLESCENTS
Yana I. Sipovskaya — Candidate of Psychological Sciences, Associate, Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, 129366, Moscow, Russian Federation, syai@mail.ru
ABSTRACT
The article presents the results of an empirical study devoted to the determination of the degree of influence of participants' sex factor on the manifestations of sensory semantic abilities of different types of modality: tactile, auditory, olfactory, taste and visual sensations. In accordance with the obtained results, it can be concluded that the differences between girls and boys were not revealed for all types of sensory sensations. The results reflected in the article deepen our understanding of such a poorly developed construct of conceptual experience as semantic sensory abilities. These facts underscore the prospect of studying the internal structure of the concept. In addition, the study of sensory abilities in other age periods of human life, allow considering the dynamics of their development, as well as establishing the patterns of their formation.
Keywords: sensory semantic abilities; modality; tactile, auditory, olfactory, taste and visual sensations; sex, senior adolescence.