Научная статья на тему 'Различие и тождество естественного и позитивного закона с точки зрения двузначной алгебры естественного права'

Различие и тождество естественного и позитивного закона с точки зрения двузначной алгебры естественного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
201
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВУЗНАЧНАЯ АЛГЕБРА ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА / МОРАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЦЕННОСТНАЯ ПЕРЕМЕННАЯ / МОРАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЦЕННОСТНАЯ ФУНКЦИЯ / ФОРМАЛЬНО-АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ / ЗАКОН ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА / ЗАКОН ПОЗИТИВНОГО ПРАВА / ФОРМАЛЬНО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАКОН КОНТРАПОЗИЦИИ / BINARY ALGEBRA OF NATURAL LAW / VARIABLE VALUE OF MORAL LAW / MORAL LAW VALUE FUNCTION / FORMAL AXIOLOGICAL EQUIVALENCE / RULES OF NATURAL LAW / RULES OF POSITIVE LAW / FORMAL AXIOLOGICAL LAW OF CONTRAPOSITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лобовиков Владимир Олегович

Исследуется дискретная математическая модель формально-аксиологического аспекта взаимоотношения систем естественного и позитивного права, относительность их различия и тождества, т. е. существование тождества и различия этих систем во вполне определенных отношениях и условиях. На уровне модели дается точное определение, во-первых, того отношения, в котором системы естественного и позитивного права различны и подлежат разделению и, во-вторых, того отношения и условия, в котором они тождественны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лобовиков Владимир Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Distinction and Identity of Natural and Positive Law from the Perspective of Binary Algebra of Natural Law

The article provides the analysis of the discrete mathematical model of formal axiological aspect of relations between natural and positive laws as well as relativity of their distinctions and identity, i. e. presence of identity and distinctions under certain conditions and terms. In this respect the researcher gives the precise definition, first, of the terms under which systems of natural and positive laws differ and are to be divided and, second, the term and condition under which they are identical.

Текст научной работы на тему «Различие и тождество естественного и позитивного закона с точки зрения двузначной алгебры естественного права»

УДК 340.122 + 340.124 + 510.6 © В. О. Лобовиков, 2012

Различие и тождество естественного и позитивного закона с точки зрения двузначной алгебры естественного права

В. О. Лобовиков *

Исследуется дискретная математическая модель формально-аксиологического аспекта взаимоотношения систем естественного и позитивного права, относительность их различия и тождества, т. е. существование тождества и различия этих систем во вполне определенных отношениях и условиях. На уровне модели дается точное определение, во-первых, того отношения, в котором системы естественного и позитивного права различны и подлежат разделению и, во-вторых, того отношения и условия, в котором они тождественны.

Ключевые слова: двузначная алгебра естественного права; морально-правовая ценностная переменная;

морально-правовая ценностная функция; формально-аксиологическая эквивалентность; закон естественного права; закон позитивного права; формально-аксиологический закон контрапозиции

I. Разделение норм (позитивного права) и ценностей (права естественного) — тождественно-хорошая морально-правовая форма деятельности, т. е. закон алгебры естественного права 1

Я утверждаю, что существует закон частный и общий; частным я называю тот закон, который установлен каждым народом для самого себя; этот закон бывает писаный и неписаный . Общим законом я называю закон естественный . Есть нечто справедливое и несправедливое по природе, общее у всех, признаваемое таковым всеми народами, если даже между ними нет никакой связи и никакого соглашения относительно этого .

Аристотель 2

В истории человеческой культуры разделение и противопоставление «норм» и «ценностей» существует уже несколько тысячелетий . Является ли конфликт «закона» и «благодати» чем-то чисто случайным, локальным или он представляет собой некий необходимо универсальный закон? Является ли различие естественного и позитивного права абсолютным (различием), доходящим до антагонистического противоречия (взаимного отрицания), до полного взаимоисключения? Если обсуждаемое различие не абсолютно, а относительно, то существуют ли такие конкретные отношения и условия, при которых естественный и позитивный законы тождественны? Если да, то что это за конкретные отношения и условия? Нельзя ли дать им точные определения?

Для ответа на данные, весьма нетривиальные, вопросы воспользуемся двузначной алгеброй естественного права 3 . Эта алгебра строится на множестве любых поступков (или субъектов), являющихся либо хорошими (добром), либо плохими (злом) с точки зрения некоторого (оценивающего) субъекта

X («оценщика»), играющего роль «системы отсчета» (в теории относительности морально-правовых оценок 4) . На упомянутом множестве (моральноправовых актов и агентов) определяется множество унарных и бинарных алгебраических операций, представляющих собой морально-правовые ценностные функции . (Слово «функция» используется здесь в строго математическом смысле .) Областью допустимых значений (ОДЗ) переменных этих функций является двухэлементное множество {х (хорошо), п (плохо)} . Элементы этого множества называются морально-правовыми ценностными значениями поступков Областью изменения значений этих ценностных функций является то же самое двухэлементное множество {х (хорошо), п (плохо)}

Выделенные курсивом строчные буквы (а, Ь, с, d) обозначают морально-правовые ценностные формы (поступков или субъектов), отвлеченные от их конкретного содержания. Простые ценностные формы — независимые ценностные переменные, а сложные ценностные формы — ценностные функции от

* В нашем журнале опубликовал статью «„Философия преступления“ и „философия жизни“ Ф. Ницше с точки зрения современной криминологии и двузначной алгебры формальной аксиологии» (2008 . № 2) .

этих переменных. Чтобы приступить к формулировке и обоснованию точных ответов на вопросы, заданные выше, в начале статьи, с помощью приведенных ниже глоссариев введем в искусственный язык обсуждаемой алгебры следующие символы, обозначающие унарные и бинарные морально-правовые операции.

Для удобства и простоты восприятия формул примем в данной работе следующие конвенции о символике . Отсутствие числового индекса или наличие верхнего числового индекса 1, расположенного непосредственно справа от заглавной буквы, указывает на то, что эта буква обозначает унарную операцию, т. е . функцию от одной переменной . Нижний числовой индекс 2, расположенный непосредственно справа от заглавной буквы, указывает на то, что эта буква обозначает бинарную операцию, т е функцию от двух переменных.

Глоссарий для табл. 1, точно определяющей унарные операции двузначной алгебры естественного права: На обозначает морально-правовую ценностную функцию «норма для а». Ца — «положительная оценка, ценность (чего) а». Оа — «определение, определенность (чего) а» или «определенное (что, кто) а» Га — «ограничение, ограниченность (чего) а» или «ограниченное (что, кто) а». Nа — «небытие (отсутствие), смерть (чего) а». Жа — «бытие (существование), жизнь (чего) а». Фа — «форма, формальность (чего) а». За — «закон для а». Са — «свобода (для) а». Ба — «благодать (для) а». Перечисленные моральноправовые ценностные функции от одной ценностной переменной точно определяются приведенной ниже табл 1

Таблица 1

Унарные операции

Глоссарий для табл. 2. Символ Ка обозначает морально-правовую ценностную функцию «временное, конечное, преходящее (что, кто) а» . Иначе говоря, Ка — «временность, конечность, преходящий характер (чего, кого) а». Ва — «вневременность, бесконечность (вечность), непреходящий характер (чего, кого) а», иа — «в строгом смысле универсальное, общее, всеобщее, повсеместное (что, кто) а» Ча — «не являющееся, строго говоря, универсальным, т е особенное (не всеобщее), частное (не общее), локальное (что, кто) а». Иа — «изменяющееся, непостоянное, представляющее собой процесс (что, кто) а». Gа — «неизменное, постоянное (что, кто) а». Перечисленные ценностные функции точно определяются табл 2

Таблица 2 Унарные операции: продолжение

а Ка Ва иа Ча Иа Gа К2ЗаБа Ы$2ЗаБа Х2аа Х2аа

х п х х п п х п п х п

п х п п х х п п п х п

Глоссарий для табл. 3. Символ К2аЬ обозначает бинарную морально-правовую операцию (ценностную функцию от двух переменных) «объединение (чего, кого) а и Ь». S2аb — «сепарация, т. е . разделение, (чего, кого) а и Ь». V2ab — «насилие (чего, кого, чье) Ь над (чем, кем) а». Z2аb — «повреждение, разрушение, уничтожение (чего, кого) а (чем, кем) Ь». Х2аЬ — «сохранение, охрана, защита (чего, кого) а (чем, кем) Ь». А2аЬ — «наступление, нападение, атака (чего, кого) Ь на (что, кого) а». D2аb — «оборона, защита (чего, кого) а от (чего, кого) Ь». Эти морально-правовые ценностные функции точно определяются табл . 3 .

Таблица 3

Бинарные операции

а Ь К2аЬ $2аЬ V2аЬ Х2аЬ Х2аЬ А2аЬ D2аЬ

х х х п п п х п х

х п п х п п х п х

п х п х х х п х п

п п п х п п х п х

Определение 1: морально-правовая ценностная функция называется тождественно хорошей (или законом алгебры естественного права), если и только если она принимает морально-правовое значение «хорошо» при любой возможной комбинации морально-правовых значений своих переменных.

Руководствуясь этим определением при рассмотрении табл . 1 и 2, нетрудно открыть закон двузначной алгебры естественного права — S2НаЦа, упомянутый в заглавии первого параграфа данной статьи, а также равноценный ему естественно-правовой закон разделения закона (позитивного права) и благодати (права естественного) — S2ЗаБа . Кроме того, вычислением соответствующей таблицы в алгебре естественного права легко обосновать естественный закон (инстинкт) самосохранения (самозащиты) — Х2аа.

Определение 2: морально-правовая ценностная функция называется тождественно плохой (или преступлением закона алгебры естественного права), если и только если она принимает моральноправовое значение «плохо» при любой возможной комбинации морально-правовых значений своих переменных

Руководствуясь этим определением при рассмотрении табл . 1 и 2, нетрудно заметить, что ^2ЗаБа — отсутствие разделения закона (позитивного права) и благодати (права естественного) есть тождественно плохая ценностная функция Кроме того, руко-

а На Ца Оа Га Иа Жа Фа За Са Ба S2НаЦа S2ЗаБа К^аЦа

х п х п п п х х п х х х х п

п х п х х х п п х п п х х п

водствуясь данными выше определениями, путем «вычисления» соответствующей таблицы легко продемонстрировать отрицательную ценность самоубийства — Z2аа, которое является тождественно плохой формой деятельности, т. е . преступлением естественного закона — нравственным самопроти-воречием (деятельности) .

Определение 3: морально-правовые ценностные функции называются формально-аксиологически эквивалентными, если и только если они принимают одинаковые морально-правовые значения при любой возможной комбинации морально-правовых значений своих переменных.

Руководствуясь определением 3 и табл . 1-3, нетрудно обосновать следующие уравнения двузначной алгебры естественного права

1) На=+=ОФЦа: норма для а есть формально определенная положительная оценка (ценность) а;

2) ЫОФЦа=+=ЫНа: формальная неопределенность оценки (ценности) а означает отсутствие нормы для а;

3) На=+=ГСа: норма для а есть ограничение свободы (для) а;

4) За=+=ГСа: закон для а есть ограничение свободы (для) а;

5) Са=+=Ба: свобода (для) а есть благодать (для) а;

6) Ба=+=Са: благодать (для) а есть свобода (для) а;

7) За=+=ЫБа: закон для а есть небытие благодати (для) а (см. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона 5);

8) Ба=+=МЗа: благодать (для) а есть небытие закона 6 для а;

9) За=+=Иа: закон для а есть небытие, смерть 7 (чего, кого) а;

10) Жа=+=^а: бытие, жизнь (чего, кого) а есть небытие закона8 для а;

11) ФОГСа=+=ОФГСа=+=Са: формально определенное ограничение свободы а эквивалентно свободе а;

12) ФОНа=+=ОФНа=+=Са: формально определенная норма для а есть свобода (для) а;

13) ФОНа=+=ОФНа=+=Ба: формально определенная норма для а есть благодать для а;

14) ФОЗа=+=ОФНа=+=Ба: формально определенный закон для а есть благодать для а;

15) ФОЗа=+=ОФНа=+=Жа: формально определенный закон для а эквивалентен бытию, жизни (чего, кого) а;

16) NФОНа=+=Nа: отсутствие формально определенной нормы для а эквивалентно небытию (чего, кого) а;

17) Жа=+=ЖФОНа: существование а эквивалентно существованию формально определенной нормы для а

Эти уравнения, во-первых, дают объяснение математических оснований и логико-теоретической причины возникновения правового нигилизма, существующего нередко в естественно-правовой или философско-богословской формах (см. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона 9) и, во-вторых, указывают на реальную возможность и эффективный способ устранения этой причины Ее устранение может быть достигнуто путем перехода от монотонной теории ценностей к немонотонной формальной аксиологии, систематически рассматривающей сложные композиции ценностных функций-инверсий. Конкретными примерами «эффектов немонотонности» в формальной аксиологии служат приведенные выше уравнения 11-17, в которых «работает» принцип снятия четного количества инверсий ценности.

II. Формально-аксиологический принцип контрапозиции обязательности — специфическое условие тождества позитивного и естественного закона в математической философии права

Глоссарий для табл. 4. Символ О2аЬ обозначает морально-правовую операцию «обязывание (кого) а делать (что) Ь». Иначе говоря, О2аЬ - действие, обеспечивающее (настоящую, истинную) обязательность Ь для а. Р2аЬ обозначает «разрешение (кому) а делать (что) Ь». F2aЬ - «запрещение (кому) а делать (что) Ь». Ф2аЬ - действие, обеспечивающее факультативность (необязательность) Ь для а. 12аЬ - «нормативная нейтральность Ь для а». ]2аЬ - «нормативная принципиальность, т. е. не нейтральность, Ь для а». Ь2аЬ - «настоящий, истинный (естественный) закон Ь для (чего, кого) а». Иначе говоря, Ь2аЬ - «создание (сотворение) настоящего закона Ь для (чего, кого) а»

Н2аЬ - «норма (что, кто) Ь для (чего, кого) а» или «норма (чего, кого, чья) Ь для (чего, кого) а». Ценностнофункциональный смысл этих бинарных операций определяется табл 4

Таблица 4

Деонтические модальности как бинарные операции

а Ь О2аЬ ?2аЬ F2аЬ Ф2аЬ І2аЬ /\аЬ Ь2аЬ Н2аЬ

х х п х п х х п п п

х п п х п х х п п п

п х х х п п п х х х

п п п п х х п х х х

В отношении к вопросам, поставленным в самом начале статьи, важным следствием из данных выше определений является точно сформулированный ниже в виде уравнений алгебры естественного права (и обоснованный «вычислением» соответствующих ценностных таблиц) закон контрапозиции обязательности как бинарной операции в двузначной алгебре естественного права Имеется в виду бинарная операция «обязательность (чего, кого) Ь для (чего, кого) а»

Термины «контрапозиция» и «закон контра-позиции» встречаются в математической логике в связи с бинарной операцией «импликация» В классической двузначной алгебре логики законом контрапозиции обычно называется логическая равносильность (А^В)Ц~|В^1а) или ее модификации. Однако, согласно принципу двойственности, закон контрапозиции верен также и для такой бинарной операции классической алгебры логики, которая (операция) является математически двойственной для импликации . Некоторые логики называют такую операцию «коррекцией» «Коррекция (чего) А (чем) В» логически равносильна конъюнкции В и отрицания А, т. е . ((”|А)&В). Поскольку «обязыва-ние» в алгебре естественного права представляет собой формально-аксиологический (моральноправовой) аналог «коррекции» в алгебре логики, постольку естественно, что в алгебре естественного права имеет место закон контрапозиции обязательности (как бинарной операции) При этом ту роль, которую в алгебре логики играет унарная операция «отрицание» (инверсия истинностного значения), в алгебре естественного права играет любая унарная операция, представляющая собой функцию-инверсию морально-правового значения, например, ЧЬ, КЬ, ИЬ. Сделав необходимые разъяснения, приведем возможные варианты точной формулировки закона контрапозиции обязательности в двузначной алгебре естественного права:

18) О2аЬ=+=О2ЧЬЧа: обязательность Ь для а эквивалентна обязательности (чего, кого) частного (локального) а для частного (локального) Ь.

19) О2аЬ=+=О2КЬКа: обязательность Ь для а эквивалентна обязательности (чего, кого) конечного (временного) а для конечного (временного) Ь.

20) О2аЬ=+=О2ИЬИа: обязательность Ь для а эквивалентна обязательности (чего, кого) изменяющегося (непостоянного) а для изменяющегося (непостоянного) Ь.

Пусть, по определению, вводимому данным предложением, «позитивно-правовая обязательность (чего, кого) а для (чего, кого) Ь» (обозначим ее символом П2Ьа) есть новое название (имя): (А) «обязательности частного (особенного, локального) а для частного 10 (особенного, локального) Ь»; (В) «обяза-

тельности конечного (временного) 11 а для конечного (временного) Ь»; (С) «обязательности (чего, кого) изменяющегося (непостоянного) а для изменяющегося 12 (непостоянного) Ь». Согласно обширной философско-правовой и юридико-позитивистской литературе, посвященной выявлению специфических черт позитивного права в отличие от права естественного, все три вышеупомянутые характеристики (А, В, С) присущи именно позитивно-правовой обязательности, т е долженствованию в системе позитивного права Естественное право не обладает признаками временности, конечности, изменчивости, частности, локальности и т п Оно представляет собой такую систему вечных, неизменных, универсальных ценностей, которая объединяет всех возможных людей со всеми возможными формами жизни (Цицерон добавлял сюда еще и всех возможных богов) Используя данное (номинальное) определение позитивноправовой обязательности (П2Ьа), можно получить (из уравнений 18-20) следующие уравнения:

21) О2аЬ=+=П2Ьа: естественно-правовая обязательность Ь для а формально-аксиологически эквивалентна (равноценна) позитивно-правовой обязательности (чего, кого) а для Ь;

22) П2Ьа=+=О2аЬ: позитивно-правовая обязательность (чего, кого) а для Ь есть настоящая (истинная), естественная обязательность Ь для а.

Эти два (последние) уравнения устанавливают фундаментальное тождество естественно-правовой и позитивно-правовой норм (обязывающих), но не вообще, а в строго определенном (выше) отношении формально-аксиологической эквивалентности (см определение 3). Более того, установленное выше тождество обязывающих норм естественного и позитивного права существует не безусловно, а лишь при точно определенном (выше) условии контрапо-зиции. Здесь уместно напомнить, что контрапозиция представляет собой не просто изменение порядка а и Ь, а еще и инверсию ценности (т. е. моральноправового значения) а и Ь.

Согласно табл 4, настоящая (истинная) обязательность Ь для а формально-аксиологически эквивалентна настоящему, истинному (естественному) закону Ь для (чего, кого) а». Это проливает свет на взаимоотношения естественного и позитивного законов в системе права В связи с вопросами, поставленными в начале статьи, важным следствием из данных выше определений является точно сформулированный ниже в виде уравнений (и обоснованный «вычислением» соответствующих ценностных таблиц) закон контрапозиции естественного закона как бинарной операции в двузначной алгебре естественного права:

23) L2аb=+=L2ЧbЧа: настоящий (естественный) закон Ь для а эквивалентен настоящему (естествен-

ному) закону частного (локального) а для частного (локального) b.

24) L2ab=+=L2KbKa: настоящий (естественный) закон b для а эквивалентен настоящему (естественному) закону конечного (временного) а для конечного (временного) b.

25) L2аb=+=L2ИbИа: настоящий (естественный) закон b для а эквивалентен настоящему (естественному) закону изменяющегося (непостоянного) а для изменяющегося (непостоянного) b.

Пусть по номинальному, т. е . вводящему новое название (имя), определению, словосочетание «закон позитивного права или позитивно-правовой закон (чего, кого) а для (чего, кого) b» (обозначим это словосочетание символом Wpd) означает: (E) «позитивно-правовой закон частного (особенного, локального) а для частного (особенного, локального) b»; (F) «позитивно-правовой закон конечного (временного) а для конечного (временного) b»; (D) «позитивноправовой закон (чего, кого) изменяющегося (непостоянного) а для изменяющегося (непостоянного) b». Согласно философско-правовой и позитивно-правовой литературе, посвященной выявлению специфических черт позитивно-правового закона, в отличие от закона естественного, все три вышеупомянутые характеристики (Е, F, D) присущи именно позитивноправовому закону, т е закону именно позитивного права Принимая во внимание данное (номинальное) определение позитивно-правового закона (W2bu), можно получить (из уравнений 23-25) следующие уравнения:

26) L2ab=+=W2ba: естественно-правовой закон b для а формально-аксиологически эквивалентен позитивно-правовому закону (чего, кого) а для b.

27) W2ba=+=О2ab: позитивно-правовой закон (чего, кого) а для b формально-аксиологически равноценен естественно-правовому закону b для а.

Эти два последних уравнения устанавливают эквивалентность (формально-аксиологическую равноценность) между метафизической (абсолютной) законностью естественного права и практической (относительной) законностью (права позитивного), с которой люди имеют дело в повседневной жизни, юридической практике и позитивной юридической науке (science of positive law), имеющей дело исключительно с фактами и формально-логическими взаимосвязями между фактами . В свете используемой в данной работе двузначной алгебры естественного права можно заметить и строго доказать (путем «вычисления» ценностных таблиц), что в некотором конкретном отношении (а именно в формально-аксиологическом), при некотором вполне определенном условии (а именно при контрапозиции) естественно-правовой закон и соответствующий ему позитивно-правовой закон тождественны (неразличимы)

Этот вывод может показаться парадоксальным (странным) для тех, кто уже свыкся с ритуалом антагонистического противоречия (абсолютного взаимоисключения) между законом естественным и законом позитивным . Однако их абсолютное противопоставление не было характерно для древнегреческого и римского права (рецепцию которого мы признаем) . В праве античности не было ни абсолютного тождества, ни абсолютного различия позитивного и естественного законов: их различие и тождество считались относительными 13 . Именно этот тезис античности и обосновывается в настоящей работе 14, но на качественно новой основе, а именно на основе современной дискретной математики и систематического использования искусственного языка, компенсирующего недостатки языка естественного

1 Основное содержание данной части статьи опубликовано в материалах международного симпозиума NorSy2011 (Лобовиков В. О. Разделение норм (позитивного права) и ценностей (права естественного) — тождественно хорошая морально-правовая форма деятельности, т. е . закон алгебры естественного права // Нормы и нормативные системы в философии, праве и информатике : междунар. симпозиум NorSy2011 (Санкт-Петербург, 9-10 сентября 2011 г.). СПб., 2011 . С 56-57) .

2 Аристотель. Этика. Политика . Риторика . Поэтика. Категории. Минск, 1998. С 825.

3 Лобовиков В. О. Математическое правоведение. Екатеринбург, 1998. Ч . 1 : Естественное право. C 240; Его же. Математическая логика естественного права и политической экономии Екатеринбург, 2005 C 660 ; Его же Математическая этика, метафизика и естественное право Екатеринбург, 2007. C 408 ; Его же. «Ницщета философии» и ее преодоление «цифровой метафизикой» Екатеринбург, 2009 C 468 ; Lobovikov V. O. Mathematical Jurisprudence and Mathematical Ethics (A mathematical simulation of the evaluative and the normative attitudes to the rigoristic sub-systems of the Positive Law and of the Natural-Law-and-Morals) . Ekaterinburg, 1999. P. 124.

4 Lobovikov V A Universal Theory of Relativity of Moral-legal Evaluations and a Precise Definition of Universal Laws of this Theory // IVR 24th World Congress “Global Harmony and Rule of Law” (September 15-20, 2009, Beijing, China). Abstracts: Special Workshops and Working Groups . Beijing, 2009. Vol . I . P. 331-333.

5 Иларион. Слово о Законе и Благодати / сост. , вступ, ст. , пер. В. Я . Дерягина . Реконстр . древнерус . текста Л . П . Жуковской . Ком . В. Я . Дерягина, А . К . Светозарского . М . , 1994. С. 146; Синченко Г. Ч. «Слово о Законе и Благодати» как первоисточник правового нигилизма // К культуре мира — через диалог религий, диалог цивилизаций : мат-лы междунар науч конф , 3-5 окт. 2000 г. Омск, 2000. Т. 2. C 87-89 ; Его же. От Митрополита Илариона до Н . А. Бердяева. Тысячелетний оксюморон русской философии права // Философия права : научнотеоретический журнал . Ростов н/Д, 2000. № 1 . С. 14-19 .

6 Там же .

7 Там же .

8 Там же .

9 Иларион. Указ. соч . ; Синченко Г. Ч. «Слово о Законе и Благодати» как первоисточник правового нигилизма .

10 Аристотель. Указ. соч . С. 805, 808, 825, 833.

11 Булыгин Е. В. Динамика права // Нормы и нормативные системы в философии, праве и информатике : международный симпозиум №гёу2011 (Санкт-Петербург, 9-10 сентября 2011 г.). СПб. , 2011 . С. 7-10 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Аристотель. Указ . соч . ; Булыгин Е. В. Указ . соч .

13 Лобовиков В. О. Фундаментальное структурно-функциональное единство естественного и позитивного закона в философии права Аристотеля с точки зрения ее дискретной

математической модели (Кванторные, привычные и частотные модальности деятельности как морально-правовые ценностные функции от двух переменных в алгебре естественного права) // Философия политики и права : сб. науч . работ. М. , 2011 . Вып. 2 / под общ . ред. Е. Н. Мощелкова, науч . ред. О. Ю. Бойцова. С. 222-239.

14 Согласно одной популярной шутке, «новое — это хорошо забытое старое».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.