Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 3 (48). С. 220-223.
УДК 344.2
РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ СО СМЕЖНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
THE DELIMITATION OF CRIMES AGAINST MILITARY SERVICE WITH NEIGHBORING CRIMES
П. С. ДАНИЛОВ (P. S. DANILOV)
Проводится разграничение преступлений против военной службы со смежными преступлениями: воинскими, военными, обычными военными преступлениями. Делается вывод о том, что понятие преступлений против военной службы включает в себя понятие воинских преступлений и может включать понятие обычных военных преступлений, однако понятие военных преступлений не может охватываться понятием преступлений против военной службы.
Ключевые слова: преступления против военной службы; воинские преступления; военные преступления; обычные военные преступления; военнослужащий.
The article carries out the delimitation of crimes against military service with neighboring crimes: military crimes, war crimes, ordinary war crimes. Article concludes that the concept of crimes against military service includes the concept of military crimes and may include the concept of ordinary war crimes, but the concept of crimes against military service doesn't include the concept of war crimes.
Key words: crimes against military service; military crimes; war crimes; ordinary war crimes; serviceman.
Круг преступлений, совершаемых военнослужащими, включает преступления против военной службы, воинские преступления, военные преступления, которые необходимо разграничить между собой, чтобы понять их содержание во избежание смешения понятий.
Понятие преступлений против военной службы, данное в ч. 1 ст. 331 УК РФ, определяется законодателем через их объект (установленный порядок прохождения военной службы) и субъект (военнослужащий по призыву или по контракту, или гражданин, пребывающий в запасе, во время прохождения им военных сборов).
Такие авторы, как В. А. Жарких [1] и С. С. Хабиров [2], придерживаются определения преступлений против военной службы, установленного уголовным законом.
Однако в науке уголовного права некоторыми авторами высказывается мнение о необходимости изменения отдельных признаков преступлений против военной службы. Так, О. К. Зателепин считает, что необходимо в ч. 1 ст. 331 УК РФ прямо определить,
что объектом преступлений против военной службы является военная безопасность государства [3]. По мнению С. А. Соколова, объектом рассматриваемых преступлений необходимо считать интересы национальной безопасности страны в военной сфере [4].
С указанными мнениями можно согласиться в той части, что преступления против военной службы наносят ущерб военной безопасности государства, однако это происходит не непосредственно, а только сквозь призму нарушения порядка прохождения военной службы. К тому же правило соразмерности понятия не позволяет чрезмерно расширить определение рассматриваемых преступлений: понятие преступлений против военной службы должно устанавливаться через такие определяющие его признаки, кото -рые соответствуют его объёму.
Такой признак, как субъект данных преступлений, в теории уголовного права также предлагается корректировать. Например, О. К. Зателепин предлагает внести в ст. 331 УК РФ положение о том, что субъектами
© Данилов П. С., 2016 220
преступлений против военной службы являются военнослужащие, граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения военных сборов, и лица, на которых в соответствии с международными договорами РФ распространен статус военнослужащих [5]. С. А. Соколов указывает, что субъектами исследуемых преступлений, кроме указанных в УК РФ, необходимо признавать сотрудников МВД, ФСИН, членов войсковых казачьих обществ, ополченцев, официально противодействующих незаконным вооруженным формированиям в мирное время, а в военное время даже военнопленных [6]. Согласиться с данными мнениями можно лишь частично, поскольку в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» дан исчерпывающий перечень субъектов, которых следует относить к военнослужащим и иным лицам, также обладающим статусом военнослужащего [7].
Представляется, что понятие преступлений против военной службы нуждается в изменении только в части признака субъекта этих преступлений, чтобы избежать дублирования норм законодательства о статусе военнослужащих и создать полноценную бланкетную норму, отвечающую требованиям изменяющегося военного законодательства. Такой признак, как объект преступлений против военной службы, должен оставаться неизменным как отражающий собой военно-служебные отношения и являющийся строго определённым, не оценочным, не предполагающим излишнего усмотрения, что даёт правоприменителю возможность избежать ошибок при квалификации. Как верно отмечает М. П. Клейменов, норма уголовного права должна быть практичной, не являться «мертворождённой» и быть обоснованной [8].
Таким образом, в ч. 1 ст. 331 УК РФ должно быть дано следующее определение: «Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные лицами, обладающими статусом военнослужащего в соответствии с федеральным законодательством».
Понятие преступлений против военной службы необходимо, в первую очередь, разграничить с понятием воинских преступлений. Юридической науке известны по мень-
шей мере три подхода к определению соотношения между преступлениями против военной службы и воинскими преступлениями:
1) воинские преступления определяются как собственно воинские, которые свойственны только военнослужащим, не имеют аналогов среди общеуголовных преступлений и являются частью преступлений против военной службы. Так, О. К. Зателепин, рассмотрев историю развития отечественного военно-уголовного законодательства, установил, что уголовные законы запрещали совершение на военной службе трех групп противоправных деяний: собственно воинских (могли совершаться только военнослужащими), общеслужебных (могли совершаться как на военной, так и на гражданской службе) и общих (могли совершаться любым человеком). Похожая «триада» (воинские, квалифицированные воинские и общие уголовные преступления) существует ещё со времен древнеримского уголовного права [9];
2) преступления против военной службы приравниваются к воинским преступлениям. Данная позиция является самой распространенной в теории уголовного права [10];
3) понятие воинских преступлений приобретает смысл всех преступлений (в том числе общеуголовных), совершаемых военнослужащими, что придаёт им более широкое содержание по сравнению с понятием преступлений против военной службы, с чем, в частности, полностью согласен Р. В. Зако-молдин [11].
Представляется, что только первый из этих подходов является верным: и преступление против военной службы, и воинское преступление должны соотноситься как целое и его часть. Согласно словарям русского языка, слово «воинский» означает явление, которое относится либо к воину, либо к военной службе [12], т. е. оно неразрывно связано с военной службой или военнослужащим. Поэтому воинские преступления есть противоправные деяния, которые совершаются только военнослужащими, нарушают исключительно порядок прохождения военной службы и по своему характеру не могут быть криминализованы как преступления, не связанные с военной службой (например, дезертирство). В то же время преступления против военной службы шире воинских пре-
П. С. Данилов
ступлений за счёт включения общеуголовных составов преступлений, требующих более сурового наказания для военнослужащих (оскорбление военнослужащего, уничтожение и повреждение военного имущества и др.). Второй подход не верен, так как не отражает специфичность понятий преступлений против военной службы и воинских преступлений. Третий подход не учитывает объекта посягательства, так как общеуголовные преступления, совершаемые военнослужащими, по смыслу уголовного закона непосредственно не нарушают порядок прохождения военной службы. Именно специальный объект и субъект воинского преступления отражают его характер.
Смежными по отношению к преступлениям против военной службы являются также военные преступления, что следует из общей обязанности военнослужащих соблюдать нормы международного права о правилах ведения вооруженных конфликтов [13]. Понятие военных преступлений можно встретить в Уставе Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, принятом 8 августа 1945 г., ст. 6 которого определяет их как нарушения законов и обычаев войны. В ст. 85 первого Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, установлено, что данные преступления являются «серьёзными» нарушениями норм международного права. Статья 8 Римского статута Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. определяет, что военные преступления суть «серьёзные» нарушения законов и обычаев войны, как регулируемых нормами Женевских конвенций от 12 августа 1949 г., так и предусмотренных иными правилами в рамках международного права. Толкование названной нормы показывает, что «серьёзность» есть неотъемлемый признак данных преступлений и подразумевает под собой ситуации, когда они совершаются в рамках плана или политики государства либо крупномасштабно.
И. Ю. Белый справедливо отмечает, что военные преступления являются родовой группой преступлений против мира и безопасности человечества [14]. В российском
национальном праве уголовная ответственность за совершение данных преступлений введена в гл. 34 УК РФ [15]. С этим следует согласиться, поскольку военные преступления посягают на интересы безопасного сосуществования всех людей на планете и в связи с этим обладают более высокими характером и степенью общественной опасности, нежели любые другие преступления.
Кроме того, И. Ю. Белый верно указывает на то, что кроме военных преступлений существуют ещё и так называемые «обычные военные преступления», которые тоже нарушают законы и обычаи войны, однако не масштабны, не совершаются по заранее составленному плану для вооруженных сил, а значит, не обладают той самой по смыслу ст. 8 Римского статута Международного уголовного суда «серьёзностью» [16]. Обычные военные преступления, как и военные преступления, представляют собой нарушение обязанности военнослужащих соблюдать международные нормы.
Таким образом, военные преступления -это «серьёзные», т. е. масштабные и затрагивающие интересы безопасности всего человечества, нарушения международных норм о правилах ведения вооруженного конфликта.
Суммируя всё сказанное, можно отметить, что преступления против военной службы включают в себя воинские преступления и другие уголовно наказуемые деяния, не обладающие чисто воинским характером, т. е. составы преступлений, выделенные в специальные нормы в гл. 33 УК РФ в целях более сурового наказания военнослужащих. К тому же преступления против военной службы могут включать в себя обычные военные преступления, которые посягают на порядок прохождения военной службы в силу того, что нормативными актами РФ установлена обязанность соблюдения военнослужащими международных норм о правилах ведения войны. Однако военные преступления включаются в систему преступлений против мира и безопасности человечества, поскольку они хоть и посягают на законы и обычаи войны, а значит, и на порядок прохождения военной службы, но обладают настолько высокими характером и степенью общественной опасности и причиняют настолько непоправимый вред человечеству,
что не могут входить как составная часть в
преступления против военной службы.
1. Жарких В. А. Насильственные преступления против военной службы : дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2004. - С. 31.
2. Хабиров С. С. Субъективная сторона преступлений против военной службы : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - С. 101.
3. Зателепин О. К. Объект преступления против военной службы : дис. ... канд. юрид. наук. -М., 1999. - С. 131.
4. Соколов С. А. Ответственность за преступления против военной службы: уголовно-правовое регулирование и криминологический аспект : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - С. 17.
5. Зателепин О. К. Объект преступления против военной службы. - С. 131.
6. Соколов С. А. Указ. соч. - С. 17.
7. О статусе военнослужащих : Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (в ред. от 15 февраля 2016 г.) // СЗ РФ. - 1998. - № 22. -Ст. 2331.
8. Клейменов М. П. Криминология : учебник. -2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2012. - С. 237.
9. Зателепин О. К. Понятие воинского преступления в истории уголовного права // Военно-уголовное право. - 2002. - № 1-2. - URL: http ://www.voenprav. ru/doc-1724-1. htm (дата обращения: 07.02.2016).
10. См.: АхметшинХ. М. Преступления против военной службы // Российская юстиция. -1997. - № 5. - С. 42 ; Военно-уголовное пра-
во : учебник / под ред. Х. М. Ахметшина, О. К. Зателепина. - М. : За права военнослужащих, 2008. - С. 52-53 ; Степашин В. М. Особенности назначения специальных наказаний военнослужащим // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2011. - № 1. -С. 173-174.
11. Уголовное право России. Общая и Особенная части : учебник / под ред. д-ра юрид. наук, профессора В. К. Дуюнова. - 4-е изд. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2015. - С. 672.
12. Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова. - URL: http://www.ushakov-online.ru/ slovar-ushakova/ (дата обращения: 19.02. 2016) ; Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. - URL: http://www.ozhegov.org/ (дата обращения: 19.02.2016).
13. См.: О статусе военнослужащих : Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ. Ст. 26 ; Наставления по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации : утв. Министром обороны РФ 8 августа 2001 г. - П. 2. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
14. Белый И. Ю. Производство по делам о военных преступлениях в органах международного уголовного правосудия (проблемы становления и перспективы развития) : монография. -М. : За права военнослужащих, 2011. - С. 44.
15. См.: КаболовВ. В. Преступления против мира и безопасности человечества : дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д., 2002. - С. 53.
16. Белый И. Ю. Указ. соч. - С. 51.