Наши учебники
РАЗДЕЛ (ГЛАВА)
«РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В 90-Х ГГ. XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ.» УЧЕБНИКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕИСТОРИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В.В. КЕРОВ, М.Н. МОСЕЙКИНА
Кафедра истории России Российский университет дружбы народов 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
ВВЕДЕНИЕ В РАЗДЕЛ
Больше десяти лет в России идет сложный, противоречивый поиск оптимальной модели развития с учетом российской исторической традиции и мирового опыта социально-экономических и политических преобразований. Сделав выбор в пользу либеральнодемократической общественной модели развития, Россия вступила в очередной этап модернизации, призванный завершиться переходом к рыночной экономике и установлению гражданского общества.
События, связанные с распадом СССР и началом нового этапа развития России, получили неоднозначную оценку в обществе.
Новейший этап российской истории определяется как «либерально-демократическая революция», «революционная трансформация» (или «реформация»), «капиталистическая революция». Наиболее важные признаки этой революции как способа трансформации общественно-экономической и политической системы: внутренний кризис в стране; ослабление способности политической власти консолидировать общество для осуществления преобразований; всеобщий характер преобразований, их глубина и радикальность.
Точка зрения. Ряд авторов склонны рассматривать этот период отечественной истории как «контрреволюцию», «антимодернизацию» или «Смуту», поразившую страну и закончившуюся полным крахом проводимого курса. Основные признаки состояния Смуты: ослабление власти, раскол в умонастроениях (на почвенническое1 «социал-демократическое» большинство и западническое «прокап италистическое» меньшинство), активизация всех деструктивных сил в обществе, высадка в России «западнического десанта», межнациональная вражда, угроза государственной целостности и одновременно патриотический подъем как реакция на историческое унижение, которому подверглась Россия.
Наше общество переживает очередной, объективно назревший этап модернизации, которая включает в себя изменения в экономической, политической, социальной, культурной сферах, а также в области общественного сознания и психологии масс. Проходящая в стране трансформация приобрела длительный характер, поэтому состояние современного общества характеризуется как переходное (сочетающее в себе элементы старой системы - государственного социализма и новой рыночной модели экономики, демократии и авторитаризма). Это делает общество менее устойчивым и стабильным, в нем сочетаются эволюция
1 Понятия, выделенные полужирным курсивом, разъясняются в прилагающемся к учебнику глоссарии.
и регресс, развитие и деградация. В глобальной плане перед Россией стоит задача перехода к постиндустриальному информационному обществу). Это тот путь, который удачно прошли на сегодняшний день новые индустриальные страны Азии - Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Малайзия.
ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕСТРОЙКИ
1. Экономическими последствиями перестройки и распада СССР стало сокращение экономического потенциала России на одну треть. Страна потеряла половину морских портов и торговый флот, прямой выход к мировым путям на Западе и на Юге.
Непосредственным результатом явилось и падение производства, прекращение инвестиционной деятельности, развал кооперационных связей СССР в рамках СЭВ. Произошло сокращение объемов товарооборота и ухудшение его структуры. Все это отразилось на социально-экономической ситуации в стране, вызвало поляризацию населения.
Вместе с тем Россия объявила себя правопреемницей Союза и унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории (включая остатки золотого запаса), 60% советской собственности за границами СССР. Одновременно приняв на себя обязательства по выплате внешнего долга СССР.
2. Политические изменения периода реформ Горбачева привели к ликвидации однопартийной коммунистической системы и ослаблению политической стабильности в обществе. В стране были закреплены политические свободы, политический плюрализм, сформировалась многопартийная система. Россия унаследовала от СССР место постоянного члена Совета Безопасности ООН и контроль над советским ядерным оружием.
£ 38. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ
В1991-2002 ГГ.
1. НАЧАЛО МОДЕРНИЗАЦИИ. 1991-1993 ГГ. После 1991 г. в России начался новый этап экономической модернизации.
1.1. Пришедшие к власти радикалы во главе с президентом Б.Н. Ельциным выдвинули программу либеральных экономических реформ на 1992-1993 гг. В выступлении Президента РСФСР в октябре 1991 г. и «Меморандуме об экономической политике Российской Федерации» (декабрь 1991 г.) провозглашались цели структурной перестройки российского хозяйства: разрушение монополии государства на хозяйственную деятельность и формирование рыночной экономики. Основным методом была избрана модель «шоковой терапию), которая до того применялась в странах с кризисной ситуацией (например, в Польше) и предполагала быстрые, но глубокие преобразования экономики и всего общества в целом, в том числе:
- введение свободного ценообразования (что должно было ликвидировать товарный дефицит);
- либерализацию торговли и затем
- изменение форм собственности, массовой приватизации жилья и госпредприятий.
Особенностью структурной перестройки российской экономики должно было стать преодоление ее сверхмилитаризации и сокращение доли производства средств производства (в
1992 г. на их долю приходилось свыше 80 % промышленной продукции).
Социальное направление реформ заключалось в создании новых социальных групп, прежде всего, относительно широкого слоя собственников.
Главным стратегом экономических реформ, сторонником метода «шоковой терапии» выступил вице-премьер российского правительства Е.Т. Гайдар.
1.2. Ход реформы. Основные меры правительства.
1.2.3. Введение свободного ценообразования и либерализация торговли. С 1 января 1992 г. были «отпущены» цены на большинство продуктов. К марту было освобождено 90% розничных цен и 80% оптовых. При этом сохранялся контроль над ценами на топливо, электричество, ряд продовольственных товаров, жилье, транспорт. Была упразднена централизованная система распределения ресурсов, сокращены дотации убыточным госпредприятиям, снижены военные расходы.
Вслед за реформами в промышленности развернулся процесс реорганизации колхозов и совхозов, на месте которых создавались акционерные общества или производственные кооперативы. Новым стало создание фермерских хозяйств.
1.2.2. Приватизация государственных предприятий и жилья. Был создан Государственный комитет по управлению государственным имуществом РСФСР (председатель - А.Б. Чубайс), приняты законы «Об именных приватизационных счетах и вкладах» и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Гражданам выданы приватизационные чеки - ваучеры, означавшие право на долю собственности приватизируемых предприятий.
1.2.3. Первое время проводилась жесткая кредитная политика: денежная масса увеличивалась незначительно; государственные дотации промышленности и сельского хозяйства резко сократились. Проводилось сокращение доли общих военных расходов (в 1991 г. - более, чем на 2/3).
1.3. Итоги первого этапа реформ оказались глубоко противоречивыми.
1.3.1. Достижения. В России были введены экономические свободы, начал складываться рынок, проведенная либерализация цен и торговли ликвидировала товарный дефицит. Увеличилось разнообразие потребительских товаров, повысилось их качество. В ходе приватизации более 1/5 госпредприятий стали частными, в том числе ряд наиболее крупных
- превратились в акционерные общества. Государство отходило от управления экономикой. Произошли изменения в структуре занятости: теперь в негосударственной сфере трудилось больше половины всех работающих.
1.3.2. Негативные последствия. Усилился спад производства в промышленности и сельском хозяйстве. Социально-экономические последствия метода «шоковой терапии» (темпы роста цен в 10 раз превысили темпы увеличения зарплаты) оказались чрезвычайно тяжелыми для рядовых граждан. Рост цен без индексации вкладов населения фактически означал конфискацию накоплений граждан. Произошло резкое снижение уровня жизни народа, сокращение занятости и рост безработицы.
Страны Запада, несмотря на обещания, не оказали действенной финансовой помощи, которая могла быть использована для поддержки реформ и проведения более мягкой социальной полигаки.
Развивалось недовольство реформами.
1.3.3. Оппозиция курсу. Противоречивые итоги проводимого курса вызывали справедливую критику в обществе. Главными оппонентами выступили депутаты Верховного Совета РСФСР во главе с его председателем Р.И Хасбулатовым. Оппозиция предложила «антикризисную программу»: восстановление государственного регулирования зарплат и цен; государственное кредитование, дотирование сельского хозяйства; индексация сбережений граждан; отказ от форсированной приватизации.
Правительство, чтобы не допустить политического кризиса и смягчить социальные последствия реформ, пошло на некоторые уступки. В результате, в несколько раз выросла денежная масса, резко усилилась инфляция. После отставки Е.Т. Гайдара на VII Съезде народных депутатов России главой правительства стал B.C. Черномырдин (декабрь 1992 г.).
Черномырдин Виктор Степанович (р. 1938). Работал в партийном аппарате, директором нефтеперерабатывающего завода. В 1982 г. - начальник объединения «Тюменьгазпром», зам. министра, министр газовой промышленности СССР. В 1989 г. возглавил концерн «Газпром». Председатель движения «Наш дом - Россия». Декабрь 1992 -март 1998 г. - Председатель Совета Министров - Правительства РФ, Председатель Правительства РФ. С 2000 г. -Чрезвычайный и Полномочный посол РФ на Украине.
2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 1993-1996 ГГ.
2.1. Приватизация. К концу 1993 г. было приватизировано почти 2/5 предприятий, что привело к изменению форм собственности. Наряду с общенародной (природные богатства общенародного пользования); государственной (основные производственные фонды, оборотные средства, информация); региональной государственной; муниципальной, коллективной появилась совместная долевая (акционерная, кооперативная); индивидуальная, а также собственность общественных организаций, семейная, иностранная собственность в изолированном виде или в виде части смешанной собственности. В России складывался частный, в том числе акционерный капитал.
Точка зрения: Широко распространенным является мнение о том, что в первые годы приватизации реформаторы стремились раздать собственность кому угодно, лишь бы вырвать ее из рук государства. Простые люди не получили от нее никакой выгоды. Доходы от приватизации составляли менее 1% доходной части бюджета.
I
Государство действительно лишилось монопольного права на управление экономикой. Приватизация привела к быстрому росту частного сектора экономики, где эффективность управления была выше, но в условиях коррупции и сверхмонополизации при очевидных успехах она имела ряд негативных последствий.
Приватизация была необходима в целях привлечения средств для модернизации предприятий и отраслей производства. Средства инвестировались в основном в торговлю и финансы (что давало прибыль в кратчайшие сроки) при минимальных вложениях в производство. Расширялся вывоз за рубеж сырья и полученной прибыли.
Важной задачей было образование класса или слоя собственников, которые должны были стать опорой проводимых реформ. Однако при продаже предприятий произошло занижение реальной стоимости основных фондов в 20-30 раз, соответственно снизилась стоимость приватизационных чеков. В результате перераспределения госсобственности значительная ее часть сосредоточилась в руках небольшой (10 %) группы населения страны. Кроме того, на предприятиях, приватизированных в собственность трудовых коллективов, реальным хозяином фактически оставался директор, распоряжавшийся доходами. В стране не оказалось предпосылок для быстрого создание среднего класса.
Выполнение этих задач требоваио большего времени.
2.2. Проведение реформ требовало значительных средств. Приоритетной задачей была провозглашена жесткая финансовая политика. Для ее реализации была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по налоговой политике.
23. Корректировка курса реформ. Продолжая курс на создание рыночной экономики, правительство, однако, возобновило с середины 1992 г. фактически безвозвратное кредитование государственных предприятий, прежде всего топливно-энергетических и оборонных.
2.4. Больше внимания уделялось социальной политике. Единая тарифная система оплаты труда (декабрь 1992 г.) несколько улучшила положение работников бюджетной сферы; части наименее защищенных слоев населения оказывалась целевая поддержка. Начался переход на новую систему пенсионного обеспечения и социального страхования.
2.5. Проблема финансирования реформ и источников инвестиций в экономику. Активизировалась деятельность по привлечению иностранных инвестиций, но к 1996 г. иностранные вложения в российскую экономику составили лишь 5% общей суммы российских капвложений. Главным препятствием на пути установления благоприятного инвестиционного климата в стране оставалась экономическая и политическая нестабильность, криминализация экономики, отсутствие необходимых законодательных гарантий для иностранных инвесторов.
Долг развивающихся стран России как преемнице СССР составлял 149 млрд. долл. Поэтому, чтобы ускорить процесс возврата денег, Россия вступила в члены Лондонского и Парижского клуба стран-кредиторов, однако реальных результатов это не принесло.
Важнейшим источников финансирования социальных программ и дотаций в условиях нестабильности налоговых сборов с 1993 г. стал выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа, от продажи которых государство получало прибыль.
2.6. Итоги. Правительству в целом удалось сохранить курс на развитие рыночных реформ. Формировался финансовый рынок, складывалась банковская система, начал действовать принцип конкуренции в экономике.
Некоторые акционированные предприятия смогли привлечь средства для технической модернизации. Кроме того, на базе старых советских заводов и фабрик в основном с помощью крупных международных корпораций были созданы новейшие технические линии: известные мировые марки потребительских товаров («Кока-кола», «Колгейт», «Кэдбери», «Тайд», «Ариэль», «Дирол» и пр.) стали производиться в России. Несколько крупнейших компаний вывели свои ценные бумаги на мировой фондовый рынок. Однако в стране в целом не удалось приостановить спад производства в промышленности и сельском хозяйстве. Свою роль в этом сыграла слабая материальная база предприятий, их неконкурентноспособность в условиях открытых границ и отсюда убыточность. Бюджет наполнялся главным образом за счет средств, полученных от экспорта сырья. Усугубила социально-экономический кризис в стране развернувшаяся в 1994-1996 гг. широкомасштабная война в Чечне.
Социально-экономическими последствиями проводимых реформ стало дальнейшее падение уровня жизни населения, вызванное ростом цен, безработицей, сокращением государственных средств на социальные нужды. Впервые власть столкнулась с протестным движением населения, требовавшего регулярных выплат зарплат, пенсий, пособий на детей. Наиболее значительным стала Всероссийская акция протеста (март 1997), организованная профсоюзами и оппозицией.
3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 1997-1998 ГГ.
3.1. Новый состав кабинета правительства B.C. Черномырдина. После марта 1997 г. президент отправил в отставку правительство. Премьер сохранил за собой пост, его первыми заместителями были назначены А. Б. Чубайс (одновременно - министр финансов) и Б.Е. Немцов (бывший губернатор Нижегородской области).
3.2. Основными направлениями деятельности нового правительства были названы реформирование естественных монополий, пенсионная и коммунальная реформы, реформа правительственного аппарата, борьба с коррупцией - одна из причин падения авторитета власти. Вводилось декларирование доходов и имущества руководителей, а также членов их семей. Президент поручил разработать свод этических правил государственного служащего, а также Кодекс государственной службы.
Новым кабинетом министров было принято решение об отмене неоправданных налоговых и таможенных льгот. Каждая закупка товаров или предоставление услуг по государственному заказу должны были осуществляться через открытые конкурсы.
3.3. Нарастание кризисных явлений в экономике. Несколько сократилась инфляция, замедлился спад производства, в 1997 г. был впервые отмечен небольшой его рост, но реальных изменений не произошло. Без развития промышленности невозможно было добиться роста экономики и государственных доходов. Ухудшение финансового положения заставило сократить в
1997 г. государственные расходы (на 30 % - в оборонной промышленности, угольной отрасли; на 50 % - все остальные траты), в начале 1998 г. - провести деноминацию рубля. При этом, для поддержания доходов государства продолжался выпуск ГКО, не обеспеченных реальным развитием народного хозяйства. Каждый следующий выпуск давал возможность произвести выплаты
по предыдущим и обеспечивал неоправданно высокую стоимость рубля. Завышенный курс рубля создавал видимость некоторого благополучия, обеспечивал рост импорта потребительских товаров и, соответственно, таможенных доходов. Отечественная продукция, при этом, оказывалась сопоставимой по ценам с импортом и неконкурентноспособной, что способствовало спаду в обрабатывающей промышленности. Сельское хозяйство также практически не развивалось, в том числе из-за того, что нерешенность вопроса о собственности на землю на землю не давала возможности привлечения серьезных инвестиций в аграрный сектор. Государственные же дотации не вкладывались в обновление техники и технологий.
К весне ситуация обострилась, на апрель назначена очередная Всероссийская акция протеста. 31 марта правительство в полном составе было отправлено в отставку. После сложных переговоров между Президентом и Государственной Думой новым премьер-министром был утвержден С.В. Кириенко.
3.4. Денежно-финансовый кризис 1998 г.
3.4.1.Экономический курс правительства С.В. Кириенко. Мировой финансовый кризис привел к падению цен на сырье, в том числе на нефть - в 2 раза. Понизился курс акций российских компаний. С целью не допустить обесценивания российского рубля правительство заявило об ужесточении бюджетной политики, обратившись одновременно за помощью США, Германии и Международному валютному фонду. Стабилизационный кредит был обещан на условиях дробления естественных монополий, поэтому правительство приступило к разработке плана перестройки в таких отраслях, как транспортировка нефти, энергетика, газовая промышленность, железнодорожный транспорт, телекоммуникации. Обсуждался план введения государственной монополии на экспорт газа.
3.4.2. Августовский социально-экономический кризис. Иностранная помощь опоздала, в августе 1998 г. в стране разразился сильнейший финансовый кризис, рухнула пирамида ГКО, 17 августа 1998 г. С.В. Кириенко заявил о дефолте - прекращении выплат по обязательствам государства и моратории на выплату долгов зарубежным банкам. 23 августа последовала отставка правительства.
Последствия кризиса оказались чрезвычайно тяжелыми для населения. Высокая инфляция (до 60 %) и рост цен привели к снижению реальных доходов граждан примерно на треть. Падение импорта (в 6-7 раз) вызвало резкое сокращение таможенных пошлин как традиционного источника доходов в казну. Наступил крах рыночной инфраструктуры, кризис банковской системы и рынка ценных бумаг.
В то же время ловушка ГКО была ликвидирована, падение курса рубля в 4 раза и резкий рост импорта привели к росту сбыта российских товаров, что создало предпосылки для возрождение отечественной промышленности.
3.5. Поиски выхода из кризиса.
3.5.1. Задачи правительственного кабинета Е.М. Примакова. В сентябре 1998 г. новым главой правительства был утвержден Е.М. Примаков. В правительство вошли «государственники» Ю.Д. Маслюков; В. В. Геращенко и др. Его программа включала увеличение государственного регулирования экономики, предотвращение гиперинфляции, прекращение криминализации хозяйства.
Примаков Евгений Максимович (р. 1929) - доктор экономических наук, академик РАН. С 1970 г. - заместитель директора, затем директор Института востоковедения. С ироня 1989 г. - Председатель Совета Союза Верховного Совета СССР. С ноября по декабрь 1991 г. - глава Центральной службы разведки СССР, по январь 1996 г. - директор Службы внешней разведки РФ. С января 1996 г. по сентябрь 1998 г. - министр иностранных дел РФ. 11 сентября 1998 г. - май 1999 г. - Председатель правительства РФ. С сентября 1999 г. - Председатель Координационного совета избирательного блока «Отечество - Вся Россия», депутат Государственной Думы. С декабря 2001 г. -Председатель Торгово-промышленной палаты России.
3.5.2. Экономические меры. В обмен на финансовую помощь Запад требовал сохранить высокие пошлины для российских экспортеров, передать большую часть бюджетных
расходов в регионы, урезать социальную сферу и др. Российское правительство пыталось добиться отсрочки выплат задолженности по ГКО и кредитам. Сохранялась опасность ареста зарубежных активов российских банков в качестве платы за дефолт. Были предприняты шаги по административному регулированию валютного рынка под руководством Центробанка РФ и другие меры.
После дефолта несколько выросло производство текстильной и ряда других отраслей промышленности, однако принятых мер оказалось недостаточно. В мае 1999 г. Президент отправил в отставку очередное правительство. Новым главой кабинета министров стал С.В. Степашин, которого уже спустя три месяцы (в августе) сменил В.В. Путин, одновременно публично названный преемником Президента.
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 1999-2002 ГГ.
4.1. Наследие первых лет реформ.
4.1. 1. Состояние экономики и финансов. К моменту прихода в кабинет министров
B.В. Путина процесс разгосударствления и внедрения экономический свободы в России не был завершен как в организационном, так и правовом плане. При этом, промышленность в целом не росла, сохранялось отставание в сфере высокотехнологичного и информационного производства. Внутренний валовый продукт России составил менее 2/3 показателей 1990 г., а промышленное производство - около половины. Размер внутреннего и внешнего долга РФ к 1999 г. достиг огромных размеров (158,8 млрд. долл.). Российская экономика испытывает на себе сильное влияние внешних факторов, прежде всего цен на нефть, доля которой в общем объеме экспорта страны составляет с учетом нефтепродуктов более трети. Другая важнейшая проблема - нехватка инвестиций в перерабатывающий сектор промышленности.
4.1.2. Социальные последствия реформ. Произошли изменения в социальной структуре российского государства. Образовались бизнес- и политическая элита, началось складывание пока немногочисленного среднего класса - основного субъекта российской модернизации. Появились новые специальности - менеджер, брокер, банкир и др. Вместе с тем реформы привели к процессу маргинализации, резкому расслоению населения на бедных и богатых. Четверо из десяти россиян к концу XX в. находились за чертой бедности (например, в Китае, также ступившим на путь реформ, - 1 из 10 - при более низком в среднем уровне доходов).
К концу 1990-х гг. в стране обозначился кризис народонаселения: за десятилетие оно сократилось со 150 до 145 млн. человек (среди причин - алкоголизм, наркомания, рост инфекционных заболеваний, самоубийств и др.). Объективные трудности и ошибки в проведении реформ привели к ослаблению государственности и усилению на этом фоне роли финансовой олигархии.
4.2. Экономическая политика правительства В.В. Пугина заключалась в том, чтобы, смягчить кризисность переходного периода в России, сделать социальные последствия реформ менее тяжелыми, сочетая на этом пути не только либерально-демократические, но и социальнодемократические меры (как это относительно успешно было реализовано в Чехии, Венгрии, Польше). Речь фактически идет о создании в России модели социального государства.
Приоритетным направлением бюджетной политики российского правительства объявлялось обеспечение социальных функций государства (национальная оборона и безопасность, образование и здравоохранение, поддержка социальной инфраструктуры). Были поставлены задачи борьбы с бедностью, восстановления уровня доходов граждан и расширения внутреннего спроса как фактора, стимулирующего экономический рост.
Важнейшей задачей оставалось создание условий и обеспечение массированных инвестиций в народное хозяйство.
Путин Владимир Владимирович (р. 1952) - До 1990 г. служил в Первом главном управлении (внешняя разведка) КГБ СССР, долгое время работал в Германии. Работал помощником проректора ЛГУ по международным вопросам. В 1990 г. - советник председателя Ленсовета А. Собчака, в 1991 г. - председатель Комитета по внешним связям мэрии
C.-Пеггербурга. В 1994-19% гг. - первый заместитель председателя правительства С.-Петербурга, председатель Коми-
тета по внешним связям. С1995 г. - глава регионального отделения НДР. 1996 г. - 1997 г. - заместитель управделами администрации президента РФ. С марта 1997 г. - заместитель, с мая - первый заместитель руководителя Администрации президента РФ. С февраля 1997 года член Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по экономической безопасности. С июля 1998 года- директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации. С 1998 -Постоянный член, с марта 1999 - секретарь Совета Безопасности РФ. 9 августа 1999 г. Указом Президента РФ назначен и.о. председателя правительства, 16 августа 1999 г. - председателем правительства РФ. 31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин подписал указ о своей отставке. В соответствии со статьей 92 Конституции РФ В.В. Путан приступил к временному исполнению полномочий президента РФ. 26 марта 2000 года Владимир Путин победил на президентских выборах, набрав 52,5 % голосов избирателей. 7 мая 2000 г. прошла инаугурация президента Путина.
4.3. Экономические меры кабинета министров М.М. Касьянова. 2000-2001 гг.
4.3.1. Планы реформ. После передачи полномочий Президента В.В. Путину новым главой кабинета министров в начале 2000 г. был назначен М. М. Касьянов. В июне 2000 г. кабинет министров принял правительственную программу на 10 лет и среднесрочную на 2000-2001 гг., разработанную под руководством министра финансового развития и торговли Г. О. Грефа. В своей экономической части программа направлена на защиту интересов потребителя и производителя, реформирование банковской системы и таможенной политики, укрепление национальной валюты.
Среднесрочная программа включала в себя среди других налоговую реформу, реформу жилищно-коммунального хозяйства, реструктуризацию «естественных монополий»: «Газпрома», РАО «ЕЭС» и МПС, а также принятие Земельного кодекса.
Социальная программа кабинета М.М. Касьянова ставила задачи усовершенствования системы образования, реформирования здравоохранения, социального обеспечения.
Касьянов Михаил Михайлович (р. 1957). В 1993-1995 - руководитель, начальник Департамента иностранных кредитов и внешнего долга Министерства экономики. С 1995 г. - заместитель, с февраля 1999 г. - первый заместитель министра финансов РФ. С мая 1999 г. по 2000 г. - министр финансов РФ. С января 2000 г. - Председатель Правительства РФ.
4.3.2. Налоговая реформа, проводимая правительством, направлена на последовательное снижение налоговой нагрузки на экономику (ставка налога на прибыль организаций снижена с 35 до 24% с одновременной отменой всех налоговых льгот; для физических лиц введен единый подоходный налог в размере 13 %), что должно способствовать выводу капитала из теневого оборота, росту налоговых выплат.
4.3.3. Одним из направлений финансовой политики как и раньше являлось обслуживание государственного долга с целью постепенного сокращении долга и объема средств, направляемых на его выплату (расходы федерального бюджета на обслуживание внешнего и внутреннего долга составляли в 1993 г. - 2,89 %; 1996 г. - 13,3 %; 1997 г. - 28 %). Была достигнуты договоренности о понижении процентной ставки и отсрочках по выплатам.
4.3.4. Итоги. За первые два года президентства Путина наметился реальный подъем экономики, уже в 2000 г. был отмечен ощутимый рост производства. Активно продолжалась реструктуризация монополий, сменилось руководство МПС и Газпрома.
Правительству удалось обеспечивать соблюдение бюджетных обязательств по своевременной выплате пенсий, заработной платы, пособий на детей, чему способствовал рост цен на нефть. В 2000 г. в 1,2 раза повысились расходы на новые пенсии, увеличены тарифные ставки оплаты труда (оклады) работникам бюджетной сферы. Начался рост инвестиций в промышленность (пока главным образом в топливно-энергетический комплекс). Бюджет 2002 г. впервые был принят с профицитом.
Точка зрения. Вместе с тем отмечается, что правительству пока не удалось придать бюд жету социальную направленность. Денежные доходы населения в 2001 г. составляли лишь 87 % от уровня 1997 г. Нет четкого разделения предметов ведения региональных и федеральных бюджетов в области социальных мероприятий. Оппозиция отмечает также многократное превосходство объемов выплат на обслуживание иностранных кредиторов по сравнению с расходами на социальную сферу. Не удалось установить полный контроль за перечислением денег в счет долгов предприятий и регионов за электроэнергию и тепло (отсюда регулярные отключения от тепла и энергии населенных пунктов, государственных учреждений, военных объектов). Продолжается утечка капитала за рубеж - в 2000 г было вывезено 24 млрд. долл. Колебания цен на нефть периодически создают кризисные ситуации в финансах страны.
4.3. Экономический курс 2002 г.
В этих условиях главной экономической целью остается стабилизация и дальнейшая реструктуризация экономики. В 2002 г. была принята стратегия обеспечения «прозрачности» экономики с целью не допустить отток капитала, ограничить криминальный сектор экономики. С февраля 2002 г. в стране начал действовать Комитет по финансовому мониторингу при Министерстве финансов, задачей которого стал контроль над всеми крупными финансовыми сделками. Развивается диалог Президента и правительства с предпринимательскими организациями для обеспечения полноценного и равного сотрудничества.
5. ИТОГИ
5.1. С распадом СССР и советской экономической системы в Российской Федерации начался новый этап экономической модернизации. Реформы, проводившиеся в России в 1990-е гг., привели к демонтажу основных элементов отжившей административной системы и переходу к экономическим методам регулирования. Стала реальностью частная собственность. Сформировались новые социальные слои собственников различного уровня и высших менеджеров. Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли способствовали активизации потребительского рынка. Удалось обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля. Россия вступила на путь интеграции в мировое хозяйство.
5.2. Вместе с тем, многолетний спад производства вызвал осложнение экономической ситуации в стране, обострение социальных проблем, усиление расслоения общества на богатых и бедных, криминализацию экономики. Сохраняется огромное влияние государственной бюрократии на экономику.
5.3. Одной из главных причин ограниченности успехов реформ стала ориентация на разработанные на Западе модели преобразований. Они не учитывали социокультурных особенностей России, особенностей отечественного менталитета, огромного социального опыта и традиций советского периода. После десятилетия реформаторской деятельности руководство страны восприняло урок и осознало необходимость выработки собственного варианта модернизации, где цели были бы общими со всем человечеством, а методы и пути соответствовали бы социокультурным условиям России.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Раскройте основные направления структурных преобразований российской экономики.
2. Что такое конверсия? Какое значение она имела для перестройки российской экономики?
3. Чем можно объяснить столь значительные масштабы спада производства в России к середине 90-х гг.: в промышленности - более чем в два раза (по сравнению с 1989 г.) и сокращение объема инвестиций в экономику -более чем в три раза за тот же период?
4. Прокомментируйте основные тенденции экономического развития России по данным таблицы
5. Опишите экономическую ситуация в вашем регионе. Какие шаги. С вашей точки зрения необходимо для ее улучшения?
6. Если бы Вас пригласили для участи в выработке программы экономических преобразований в России, что бы Вы предложили?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гордон Л.А., Клопов Э.В. Потери и обретения в России девяностых. Историко-социологические очерки экономического положения народного большинства. - М., 2000.
История России. Новейшее время. - М., 1999.
May В. Экономическая реформа: сквозь призму конституции и политики. - М., 1999 Население России за 100 лет (1897-1997). - М., 1998.
О мерах правительства и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране // Коммерсант. 1998. - 30 октября.
£ 39. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В1991-2002 ГГ.
Политическое развитие современного этапа российской истории характеризуется переходом к либеральной политической модели гражданского общества. Это общемировая тенденция. В России она затрагивает конституционное устройство, перестройку политической и правовой систем, государственных органов и местного самоуправления, общественных институтов.
1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В 1991-1993 ГГ.
1.1. Демократизация политического процесса, начавшаяся в период перестройки, привела к утверждению в политической системе РСФСР принципа разделения властей: на исполнительную (в лице Президента), законодательную (Верховного Совета РСФСР), судебную (Конституционный суд). На основании решения 4 Съезда народных депутатов в стране был введен пост президента Российской Федерации. На первых президентских выборах 12 июня 1991 г. победу одержал Б.Н. Ельцин (до этого исполнявший обязанности Председателя Верховного Совета РСФСР).
После подавления августовского путча и событий в Беловежской пуще произошло усиление позиций исполнительной власти, в том числе в силу роста политического авторитета лично Б.Н. Ельцина (с октября 1991 г. он являлся одновременно Председателем правительства). В результате, в действовавшей Конституции РСФСР после внесенных изменений соединились два противоречивших друг другу начала государственного строя - институт президентской власти и принцип всевластия Советов.
1.2. Переходный характер российской государственности сразу обусловил проблему противостояния двух ветвей власти. В сложившейся ситуации Президент настойчиво защищал позиции радикальных демократов и их курса реформ. Ему противостоял оппозиционный Верховный Совет РСФСР. На Всероссийском референдуме 25 апреля 1993 г. большинство граждан высказалось за доверие Президенту.
1.3. Политический кризис разразился осенью 1993 г. 21 сентября Президент подписал указы о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, о проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти и референдуме о новой Конституции.
ИЗ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 21 СЕНТЯБРЯ 1993 г.
О ПОЭТАПНОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.
Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме...
В ряды оппозиции открыто перешли вице-президент А. В. Руцкой и председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов. В Постановлении X (чрезвычайного) Съезда народных депутатов от 24 сентября действия Президента были квалифицированы как государственный переворот, объявлялось о прекращении его полномочий и о необходимости проведения досрочных выборов Президента РФ и народных депутатов.
Противостояние в верхних эшелонах власти резко обострило обстановку в стране: общество раскололось на две части - тех, кто поддерживал Президента, и тех, кто защищал Вер-
ховный Совет. Апогеем конституционного кризиса стали события 3-4 октября 1993 г., когда на улицах Москвы произошли вооруженные столкновения и пролилась кровь. Противостояние завершилось победой президентской стороны, здание Верховного Совета было взято штурмом, однако это не сняло противоречий в обществе.
2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В 1993-1996 ГГ.
2.1. Общественные настроения и выборы в Федеральное Собрание. 12 декабря
1993 г. состоялись выборы в законодательный орган России - Федерального Собрания (верхняя палата - Совет Федерации, нижняя - Государственная Дума).
Выборы в Думу проводились по избирательным округам и по партийным спискам. Четверть голосов избирателей была отдана за ЛДПР во главе с В.В. Жириновским, значительное число голосов получили представители КПРФ (лидер - Г. А. Зюганов). 15 % избирателей вновь поддержали пропрезидентский «Выбор России» во главе с Е. Т. Гайдаром. Председателем верхней палаты - Совета Федерации, свыше 2/3 депутатов которого составили государственные чиновники, стал Е.С. Строев (губернатор Орловской области).
Результаты выборов свидетельствовали о растущем недовольстве населения социально-экономическим положением в стране, падением уровня жизни. Ощутимой для людей стала слабость политической власти, ее коррумпированность, неспособность обеспечить общественную безопасность, остановить рост преступности, решить другие насущные проблемы. На фоне разочарования в либеральной политике и западной демократии усилилось влияние национал-патриотических идей, провозглашавшихся ЛДПР. Определенная часть электората оставалась на твердых позициях продолжения либеральных реформ. Значительная часть населения не верила в эффективность демократических выборов и законодательных органов власти, к урнам не явились 45 % избирателей.
2.2. Принятие новой Конституции. Ликвидация советской политической системы.
12 декабря 1993 г. в ходе всенародного голосования была принята новая Конституция России. Российская Федерация объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В соответствии с Конституцией ликвидировалась советская модель государственности, функции Советов на местах переходили к представителям Президента. Новым органом законодательной власти объявлялось двухпалатное Федеральное Собрание, верхняя палата которой формировалась из глав исполнительных и законодательных органов субъектов Федерации.
Конституция в целом закрепляла демократические принципы организации общества:
ИЗ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 13
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную
тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Статья 26
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения...
Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
По Конституции существенно усиливались позиции Президента. Он провозглашался главой государства и главой правительства, Главнокомандующим Вооруженными Силами.
В руках Президента была сосредоточена вся полнота исполнительной власти. Он получил право роспуска Государственной Думы в случае троекратного отклонения ею кандидатуры премьер-министра). Данная конституционная модель была призвана поддерживать стабильность в обществе в условиях раскола интересов его граждан и политических сил.
В то же время так и не сложилась единая система власти на местах. В ряде регионов в управлении практически не участвовали представительные органы, а управление оказалось в руках губернаторов и мэров.
2.3. Попытки стабилизировать общественно-политическую ситуацию сразу стал предпринимать Президент Ельцин. В 1994 г. был составлен Договор об общественном согласии, подписанный руководителями исполнительной и законодательной власти Центра и регионов, политических партий, профсоюзов. Договор ориентировал на развитие переговоров различных политических сил, отказ от насилия в обществе. Эти шаги принесли лишь незначительные результаты, так как от подписания Договора отказались не только радикальные националистические и коммунистические организации, но и КПРФ и Аграрная партия.
2.4. Выборы в Государственную Думу второго созыва и президентские выборы.
17 декабря 1995 г. на выборах в Государственную Думу из 43 избирательных блоков и объединений 5 %-й барьер преодолели четыре - КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», проправительственное объединение «Наш дом - Россия» (не прошли 5 %-го барьера движение правый «Выбор России», фракция «Женщины России» и др.). Относительное большинство в Госдуме получили коммунисты, а их представитель Г.Н. Селезнев стал Председателем Госдумы.
16 июня 1996 г. состоялись выборы Президента России. Отказавшись от поддержки дискредитировавшего себя Жириновского, значительная часть населения, особенно старшего возраста, недовольная результатами реформ, отдала голоса коммунистам. Из 10 кандидатов во второй тур выборов прошли Б.Н. Ельцин и Г.А. Зюганов. 3 июля состоялся второй тур президентских выборов, в ходе которого победу вновь одержал Б.Н. Ельцин (37 % всех избирателей).
Доверие к демократической системе и законодательным органам власти несколько выросло - в думских выборах участвовало уже 64% избирателей, но вера в личность и твердую руку пока была несколько выше - во втором туре президентских выборов приняло участие 69 %. Важно, что около трети избирателей выступали за отказ от реформ, отмену приватизации, восстановление Советов и пр.
3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В 1996-1999 Г. ВТОРОЙ СРОК ПРЕБЫВАНИЯ Б.Н. ЕЛЬЦИНА НА ПРЕЗИДЕНТСКОМ ПОСТУ.
3.1. В стране продолжились процессы демократизации. Регулярно, в срок и на альтернативной основе проводились выборы президента страны и глав субъектов федерации, Государственной Думы, губернаторов, органов самоуправления. Демократизация проявлялась также в утверждении свободы слова, политического плюрализма, свободы формирования демократических институтов - партий, общественных организаций и движений.
Важным направлением деятельности государства в политико-правовой сфере стало принятие нового Гражданского и Уголовного кодексов РФ, которые уже не предусматривали наказания за частнопредпринимательскую деятельность.
ИЗ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ...Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.
...Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. ...Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью...избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности...
...Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.
3.2. Вместе с тем перелома в социально-экономическом положении так и не наступило, некоторые были разочарованы политикой Б.Н. Ельцина и B.C. Черномырдина. На 1997-
1998 г. пришелся пик социального конфликта в обществе. 9 апреля 1998 г. состоялась Всероссийская акция протеста, вслед за которой последовали студенческие волнения в Екатеринбурге, «рельсовая война» шахтеров, парализовавшая работу Северо-Западной железной дороги (ущерб составил 9,5 млн. рублей). Шахтеры, также как ученые, педагоги, студенты, добивались погашения задолженности государством, регулярной выплаты заработной платы, повышения жизненного уровня населения. Особые опасения в обществе вызывала тенденция слияния власти и частной собственности (путем вхождения финансистов и предпринимателей в высшие органы исполнительной власти), усиление влияния финансовых «олигархов» на власть. В условиях ухудшившегося физического состояния главы государства происходила политическая борьба в его окружении, следствием которой стали внешне не обоснованные смены четырех правительств в 1998-1999 гг.
3.3. На этом фоне происходила заметная активизация и радикализация общества во всех его проявлениях.
3.3.1. Общественно-политические движения. Среди партий, которые пытались использовать сложную социально-политическую обстановку в стране для усиления собственных позиций, выделись праворадикальные (националистические - Русское национальное единство, партия русских националистов; национал-патриотические - ЛДПР); левые (главная из которых КПРФ являлась самой крупной партией России - 1,5 млн членов) и леворадикальные. КПРФ, Трудовая Россия, как и ЛДПР использовали в качестве своих политических лозунгов этнический национализм, представления о коллективистском характере народа, призывы к возрождению величия державы. В сложившейся ситуации оппозиция направляла свои усилия на отстранение президента от власти (“импичмент”) и формирование правительства «народного доверия».
3.3.2. Выборы в Государственную Думу третьего созыва (19 декабря 1999 г.). После сложной политической предвыборной борьбы, развернувшейся осенью 1999 г., новый состав Государственной Думы представляют шесть избирательных объединений. Наибольшее количество голосов получила Коммунистическая партия РФ (24,2 %). Это самая многочисленная фракция в Думе, которая однако не имеет теперь оппозиционного большинства. Следом за коммунистами шел проправительственный блок «Единство» («Медведь», лидер С. К. Шойгу (23,4 %). В этом заключалась главная сенсация, поскольку благодаря примененным избирательным технологиям столь внушительную победу одержало движение, созданное лишь за два месяца до выборов.
Движение «Отечество - Вся Россия» во главе с лидером Е.М. Примаковым получило 12,6 % голосов, Союз Правых Сил (лидер - С.В. Кириенко) - 8,7 %. Пятипроцентный барьер преодолели также объединение «Яблоко» (потерявшие треть своего влияния и набравшие 6,1 % голосов) и «Блок Жириновского» (6,1 %). Не прошла в Государственную Думу бывшая «партия власти» -объединение «Наш дом - Россия» (всего 1,2 % голосов избирателей), хотя его лидеры B.C. Черномырдин и В.А. Рыжков - победили в одномандатных округах.
4. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 2000-2002 Г.
4.1. Отставка Б.Н. Ельцина. Деятельность и.о. президента РФ В.В. Путина.
К 1998 г. президент Б.Н. Ельцин значительно утратил свою политическую активность и влияние в обществе. При этом он не раз заявлял о намерении твердо следовать Конституции и обеспечить легитимную преемственность власти в нашей стране. 31 декабря 1999 г. Ельцин объявил о своей отставке и о передаче полномочий премьер-министру В.В. Путину. В соответствии с Конституцией В.В. Путин был назначен исполняющим обязанности Президента.
Как руководитель страны и.о. Президента поставил задачу добиваться максимума доверия и политического согласия в обществе и во властных структурах. Он провозгласил программу, которая базируется на идее «сильного государства, обеспечивающего свободу личности». В качестве общенациональных приоритетов во внутренней политике были названы повышение жизненного уровня людей («побороть собственную бедность»); борьба с преступностью, «защита рынка от незаконного вторжения как чиновного, так и «криминального»»; обеспечение надежного «права собственности»; освобождение правительственных структур от влияния так называемых олигархов.
4.2. Президентские выборы 26 марта 2000 г.
Новая президентская кампания продемонстрировала рост политической активности избирателей.
26 марта 2000 г. голоса за кандидатов на пост Президента Российской Федерации распределились следующим образом: за В.В. Путина проголосовало 52,52 % избирателей, Г.А.Зюганова — 29,44 %, Г. А. Явлинского — 5,85 %, М. А. Тулеева — 3,04 %, В.В. Жириновского — 2,72 %. Другие кандидаты (К.А. Титов, Э.А Памфилова, С.С. Говорухин, Ю.И. Скуратов, А.А Подберезкин, У.А. Джабраилов) имели от 1,5 до 0,08 % голосов. Против всех проголосовали 1,9 % избирателей. Таким образом, преодолев 50 %-й барьер, В.В. Путин обеспечил себе победу уже в первом туре.
Итоги выборов продемонстрировали падение доверия к Компартии и ее лидеру среди избирателей (в 1996 г. Зюганов получил во втором туре 40,3% голосов участников выборов). В результате В.В. Путину отдала свои голоса часть избирателей регионов, традиционно считавшихся «красным поясом» (Адыгея, Ставропольский и Краснодарский края, Волгоградская, Белгородская, Челябинская и другие области).
4.3. Политические процессы в 2000-2002 гг.
Приход В.В. Путина совпал с чаяниями народа, давно ожидавшего «сильного лидера», и возродил определенное доверие к власти и надежды на реализацию обещанного. Главной общественной потребностью стало восстановление государственности и правопорядка. Важным шагом на этом пути стало преодоление конфронтации между двумя ветвями власти и налаживание нормальной работы Государственной Думы. Новый Президент сразу заявил о социальной ориентации его политики.
4.3.1. Новые законы. В 1999-2001 г. Федеральное Собрание приняло такие важные документы, как Земельный, Трудовой, Уголовно-процессуальный, Административный и Арбитражно-процессуальной кодексы. В России появились утвержденные законом государственные символы. После бурных дискуссий были утверждены текст и музыка российского гимна. Его музыка (Г. Александрова) полностью, а текст (С.В. Михалкова) частично повторяли Г имн СССР.
4.3.2. Правительство приступило к реализации военной реформы. На ближайшие 10 лет планируется проведение модернизации техники и перевод армии на вооружение нового поколения. Предполагается сокращение численности военнослужащих, поэтапное повышение денежного довольствия (в среднем на 40—60 % при отменен льгот) и его приравнивание к зарплате государственных служащих. В феврале 2002 г. был принят закон об альтернативной службе в армии.
4.3.3. Завершена подготовка судебной реформыы. Одним из ее положений станет увеличение числа помощников судей общей юрисдикции и мировых судей; в 83 субъектах РФ будут введены суды присяжных заседателей.
Идет работа над жилищно-коммунальной реформой, в ходе которой общество должно перейти на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг.
5.ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.
5.1. Национальный состав и административно-территориальное устройство. Проведение реформ и модернизация страны в целом затруднялось многонациональным соста-
вом страны. По переписи 1989 г. население РСФСР составляло 147 млн. человек (около 150 наций и народностей). Наиболее крупные национальные группы в его составе - русские (119,8 млн. или 82% населения), татары (5,5 млн. чел) и украинцы (4,4 млн. чел.). Национальные меньшинства (т.н. диаспорные народы) представлены 131-й этнической группой численностью от 5,5 млн. до 100 человек (всего 18 % населения). Особую роль в национальной политике государства приобрел исламский фактор (20 млн. человек в России исповедуют эту религию).
Россия включала в себя 89 регионов, 21 автономную республику, 50 областей, 6 краев, 10 автономных округов, 2 города федерального значения - Москва и Петербург. Образовалось два уровня государственной власти - федеральный и субъектов Федерации.
5.2. Изменения статуса республик. Проблема суверенитетов. После распада СССР Россия из составной федеративной части союзного государства превратилась в самостоятельную федерацию. Перед руководством РФ встала приоритетная задача строить российскую государственность на основе федерализма и децентрализации управления. Кроме того, под влиянием политических спекуляций и властных устремлений местной элиты, а также в результате роста национального самосознания развивались не только национальные чувства, но и националистические настроения. В 1991 г. автономные республики и даже автономные области (кроме Еврейской) в составе РСФСР объявили себя суверенными республиками. Некоторые силы в Татарстане, Башкортостане, Якутии направляли усилия на выход из состава РФ. Чечня взяла курс на вооруженное противостояние с центром во имя достижения полной независимости.
5.3. Разграничение полномочий субъектов федерации.
5.3.1. В целях сохранения государственности 31 марта 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор, где оговаривались полномочия субъектов федерации и обозначались границы между ними. Наряду с национально-территориальными образованиями (таких насчитывается 32) субъектами федерации признавались края, области и города Москва и Санкт-Петербург, т.е. единицы, организованные не по национальному, а только по территориальному принципу. Впервые все субъекты РФ получили право на создание собственных законов.
Точка зрения. Ряд специалистов и политиков рассматривают данную уступку автономиям как конституционный переворот.
На основе данного договора Россия превращалась в договорную федерацию, где равноправные субъекты делегировали определенные полномочия федеральному центру. Только в
1994 г. к договору на особых условиях присоединился Татарстан. Чечня отказалась от его подписания.
Одна из проблем для Российской Федерации - обеспечение правового статуса национальных меньшинств. С этой целью 19 июня 1996 г. был принят закон «О национально-культурной автономии», регламентирующий права национальных меньшинств, не имеющих в пределах РФ своих государственно-территориальных образований. При правительстве РФ создан Консультативный совет по защите интересов этнических общностей.
5.3.2. Федеральный центр и субъекты Российской Федерации. Разнообразие темпов и масштабов реформ, их экономических и социальных последствий определили региональные различия в уровне производства, в материальном положении населения, в демографической ситуации. Среди регионов выделяются наиболее «привилегированные» (Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), которые платят в федеральный бюджет 1% своих доходов (все остальные - 10 %). Имеется также группа «высокодоходных» регионов: Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Московская, Свердловская области, Краснодарский край. Вместе с тем имеются дотационные и высокодотационные регионы - Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Тува, Адыгея, Бурятский, Корякский, Чукотский автономные округа и др.
После разграничения полномочий и перехода к выборам губернаторов (1996 г.) федеральное правительство было вынуждено считаться с особенностями регионального сознания, усилением местных экономических элит, а также обозначившейся проблемой сепаратизма (неисполнения федеральных законов и указов Президента, постановлений правительства, сокрытие национальных доходов и т.д.). В июне 1999 г. был окончательно принят Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», что поставило перед региональными руководителями задачу привести в соответствие с общероссийской Конституцией основные законы и Консппуцин (или уставы) своих субъектов.
5.4. Реформа федеральной власти. К концу 90-х годов стала очевидной слабость федеральной власти и неуправляемость отдельных субъектов Федерации. Эта потребовало принятия конституционных законов по укреплению влияния Федерального центра в регионах и сохранения целостности и безопасности российской государственности. Одним из первых шагов, предпринятых президентом В.В. Путиным в этом направлении, стала реформа федеральной власти. В целях укрепления принципов федеративного устройства и строгого соблюдения законности всеми уровнями государственной власти Указом Президента РФ в 2000 г. были созданы семь федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента (Центральный, Уральский, Приволжский, Дальневосточный; Северо-Западный; Сибирский, Южный).
В 2001 г. было проведено реформирование Совета Федерации. В его состав вместо губернаторов и глав законодательных собраний субъектов РФ вошли представители регионов, которые будут работать в верхней палате на постоянной основе. Был избран новый председатель Совета Федерации - С. Миронов (бывший первый зам. председателя законодательного собрания Санкт-Петербурга), учрежден совещательный Государственный совет, состоящий из руководителей субъектов Федерации.
•
5.5. Борьба на Северном Кавказе.
5.5.1. Война в Чечне. После распада СССР самой «горячей точкой» России стал Северный Кавказ, превратившийся в зону межнациональных и этнических конфликтов. Во многом дестабилизация положения была связана с обстановкой в Чеченской Республике, руководство которой с самого начало взяло курс на выход из состава России. При этом сепаратисты активно использовали в своей военной кампании исламский фактор (а именно одно из радикальных направлений норм ислама - ваххабизм). В декабре 1994 г. с целью «восстановления конституционного порядка» в Чечне сюда были введены федеральные войска, что привело к кровопролитной двухлетней войне, которую удалось завершить лишь к осени 1996 г. подписанием в октябре месяце Хасавюртовских соглашений (о проведении президентских выборов в Чечне и об отсрочке на пять лет вопроса о политическом статусе Чеченской Республики). Выборы состоялись 27 января 1997 г. Президентом Чеченской Республики был избран полковник А. Масхадов, вновь провозгласивший курс на национальную независимость Чечни. 12 мая 1997 г. был подписан Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия.
5.5.2. Борьба с терроризмом на Северном Кавказе. Вторая чеченская война. Нестабильной политической ситуацией, сложившейся в Чеченской республике к концу 90-х гг., воспользовались криминальные элементы, развязавшие террористическую войну против федеральных властей и граждан некоренной национальности на территории Чечни. Распространенным явлением стал захват заложников для получения выкупа, чеченские террористы организовали взрывы домов в Буйнакске, Москве, Волгодонске. В августе 1999 г. чеченские вооруженные формирования предприняли нападение на Дагестан с целью развертывания на территории этой республики широкого сепаратистского исламского движения.
Начавшееся противостояние привело к многочисленным жертвам среди местного населения, заставило жителей покинуть свои жилища и найти убежище на территории соседней Ингушетии в статусе беженцев.
В качестве ответной меры российское правительство во главе с В.В. Путиным приняло решение использовать в борьбе с террористами силовые методы. В результате началась «вторая чеченская война». 93-тысячная группировка федеральных войск противостояла 20-25 тыс. вооруженных боевиков (основу которых составляли 10-15 тыс. профессионалов-наемников, в том числе иностранных).
Меры, предпринятые Москвой вызвали неоднозначную реакцию в мире. Однако правительство дало понять, что чеченская проблема - это прежде всего общероссийская проблема, а действия федеральных войск направлены на осуществление контртеррористической операции на Северном Кавказе. И.о. Президента В.В. Путин заявил о намерении российской власти действовать в Чечне исключительно с позиции сохранения целостности страны и защиты своих граждан от терроризма. Подчеркивалась связь чеченских боевиков с мировыми террористическими центрами.
К марту 2000 г. активная фаза операции в Чечне считалась завершенной. Однако диверсии, теракты против федеральных войск не прекратились. Новый этап операций направлен на уничтожение незаконных вооруженных формирований и одновременное восстановление разрушенного войной хозяйства и деятельности конституционных органов власти в Чеченской Республике.
6. ВЫВОДЫ
6. 1. В ходе российской модернизации в общественно-политической жизни страны обозначились три течения: либеральное, социалистическое (социал-демократическое) и на-ционал-патриотическое. На протяжении 90-х гг. между ними шла постоянная борьба за конституционные ценности, которая приобретала формы острых парламентских дискуссий, а иногда и вооруженного противостояния (октябрь 1993 г.)
6.2. Для современного этапа обновления России характерно сосуществование противоположных начал - элементов свободы и авторитаризма, рынка и государственного управления экономикой, укрепление центральной власти и стремление к региональной автономии. В соотношении сил сторонников разных путей развития российского общества сложилось своеобразное равновесие, что является основой сохранения высокой степени альтернативности в российском политическом процессе.
6.3. Особенности переживаемого страной периода (переходный характер, отсутствие мирового опыта изменений такого характера и масштаба) определили значительные колебания экономического и политического курса в рамках принятого направления на прогрессивные реформы. Вместе с тем не вызывает сомнения как необходимость использования советского и зарубежного опыта, так и невозможность механического восприятия западных моделей или возвращения в советское прошлое.
6.4. На современном этапе происходит процесс укрепления федеративных отношений, обеспечивающих сочетание самостоятельности субъектов РФ и целостности российской государственности. Решаются задачи сохранения и развития национальнокультурной самобытности народов России. В то же время сохраняются факторы, ослабляющие российский федерализм и порождающие межнациональную напряжен-ность(сепаратистские тенденции, факты дискриминации и нарушений конституционных прав по национальному признаку и др.).
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какое значение имеет принцип разделения властей для демократизации общества?
2. Чем можно объяснить состояние раскола в российском обществе в период реформ?
3. Ознакомьтесь с Конституцией Российской Федерации. Какие новые принципы государственного устройства заложены в ней? Какие ее положения важны для повседневной жизни людей?
4. Что такое фед еративный принцип построения государства? Какие еще федеративные государства в мире вы знаете?
5. Обратитесь к карте России. Определите, где располагаются основные федеральные округа, и какие субъекты РФ в них входят?
6. Обратитесь к энциклопедии по политологии. Попробуйте обьясшпь, в чем заключается разница между президентской и парламентской республиками? Почему для России оказался предпочтительнее именно первый вариант?
7. Назовите основные политические партии современной России? Составьте таблицу их программных требований по экономике, формам государственного устройства, социальной и национальной политике.
8. Как Вы считаете, в чем опасность национализма и чем он отличается от национального самосознания и национальной гордости?
9. Подготовьте реферат по истории субъекта федерации, в котором Вы живете и учитесь, с 1991 г.
10. Выясните в чем отличия ваххабизма от умеренных направлений ислама, прежде всего распространенного в Поволжье джадидизма. Подготовьте доклад об этом.
11. Как бы Вы голосовали на выборах в Государственую Думу? Почему?
12. Что представляет собой в этноконфессиональном отношении ваш регион? Диаспоры каких народов проживают на его территории? Какой, с Вашей точки зрения, должна быть государственная программа в отношении этих народов - адаптация с сохранением национальной самобытности или ассимиляция? Продумайте варианты реализации каждой из них?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
I
Политическая история России. Хрестоматия / В 2-х ч. / Сост. В.И.Ковалёнко, А.Н. Медушевский, Е.Н -М., 1995
Акопов С.Г., Гуреев Н.Д. История России, 1953-1996. Личности и эпохи. - М., 1997.
Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1996 Политические партии и движения России. - М., 1999.
Национальная политика России: история и современность. - М., 1997
Национально-культурные автономии и объединения. Историография, Политика. Практика. Антология -Т. 1-3
Федерализм. Энциклопедический словарь. - М., 1997.
Формирование политической системы России. - М., 1996.
§ 40. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В1991-2002 ГГ.
§ 41. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ В КОНЦЕ XX-НА ЧАЛЕ XXI В.
(ГЛОССАРИЙ) СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ К РАЗДЕЛУ
THE CHAPTER (PART)
“RUSSIAN FEDERATION AT 90™ YEARS OF 20th CENTURY - BEGINNING OF 21ST CENTURY” FROM TEXTBOOK ON RUSSIAN HISTORY FOR STUDENTS OF NON-HISTORIC SPECIALTIES:
V.V. KEROV, M.N. MOSEYKINA
. Мошелков.
. - М., 1995.
The Department of Russian History Peoples Friendship University of Russia 6 Mikhlukho-Maklay Str., Moscow, 117198 Russia