ребёнком. Понятно, что такое обучение возможно только при активном участии родителей, в живом общении на практике. В зарубежной психологии обобщен опыт работы родительских групп, тренингов родительской эффективности, построенных с учётом известных в психологии моделей общения (теория Х. Джинотта о групповых коммуникациях и инструктаже родителей по вопросам воспитания детей [6], модель на основе трансактного анализа, программа Т. Гордона, содержащая личностно-ориентированный подход К. Роджерса и др.). Отечественная наука также теоретически разработала основы данного направления (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин). Особенно важной для нас является концепция В.Н. Мясищева, согласно которой личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная психокоррекция и психотерапия немыслимы без включения в коррекционный процесс самого ребёнка и его родителей [7]. Опираясь на эти положения, мы разработали и апробировали технологию оптимизации детско-родительских отношений как средство преодоления проблем эмоционально-личностного развития ребёнка.
Наше исследование решало следующие задачи:
- разработать и апробировать технологию работы с родителями как целостного процесса учебно-просветительской, коррекционно-развивающей и психопрофилактической деятельности;
- выявить и применить на практике наиболее эффективные методы и приёмы, направленные на преодоление отклонений в эмоционально-личностном развитии ребёнка, проблемы во взаимоотношениях с родителями;
- изучить особенности развития ребёнка в семье, выявить взаимосвязи нарушений эмоционально-личностного развития ребёнка и детско-родительских отношений.
Была создана программа занятий [5], каждое из которых включает в себя теоретическую часть, содержащую конкретные знания и способы эффективного взаимодействия с ребёнком; практические упражнения, выполняя которые, родители подходят к осознанию и отреагированию собственных проблем (чувство вины, причины неприятия ребёнка, негативные эмоциональные переживания из собственного детства), а также получают опыт переживания чувств и состояний с точки зрения ребёнка, в различных игровых ситуациях. Это позволяет повысить родительскую сензитивность к эмоциям и переживаниям ребёнка, развить способность к децентрации., а также учат родителей использовать полученные знания.
Часть занятий была посвящена проблемам саморегуляции и релаксации, где родители получили необходимые навы-
ки работы с тревожным состоянием, как у себя, так и у ребёнка.
После каждого занятия родителям предлагалось домашнее задание, в котором они пробовали применить полученные знания в общении с ребёнком, а также фиксировали собственные ощущения, реакции ребёнка, какие-либо изменения в поведении и отношениях в семье. Ведение такого дневника самоанализа способствовало глубокому осмыслению полученной информации.
Данная программа служит профилактическим и психотерапевтическим средством в работе с родителями детей, имеющих те или иные нарушения развития.
В индивидуальной работе с родителями очень эффективной была психотерапевтическая работа в паре “ребёнок -мать”. Исследования и публикации В.Н. Подосинова (1995), посвящённые коррекции психического и личностного развития с помощью “монолога матери”, помогают построить помощь семьям, где дети испытывают материнскую депривацию. Предполагается, что при достижении определённого возраста голос для детей становится как регулятором, так и стимулятором поведения, поведенческих актов. Именно голос, его тембр, фон, скоростные характеристики, создают предпосылки для эмоционального восприятия содержательной части речи. Специально сконструированный самой матерью (с помощью психолога) и ею же исполненный для ребёнка в спокойной обстановке монолог с музыкальным сопровождением, дополненный ласковыми прикосновениями к ребёнку, даёт самой матери возможность реализовать свой творческий потенциал в развитии и воспитании своего ребёнка.
Данные контрольного исследования выявили позитивную динамику направленности детско-родительских отношений в экспериментальной группе родителей, где осуществлялось психологическое сопровождение.
Полученные результаты [5] свидетельствуют о правильном выборе методов и средств работы с родителями и подтверждают возможность целенаправленного воздействия на социальную ситуацию развития ребенка в контексте гармонизации детско-родительских отношений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная система мероприятий служит профилактическим и психотерапевтическим средством в работе с родителями детей, имеющих те или иные нарушения развития. Обобщенные методы построения субъектных взаимоотношений детско-взрослого сообщества могут быть использованы как средства построения ненасильственных отношений, профилактики вторичных нарушений развития в условиях дизонтогенеза.
Библиографический список
1. Исаев, Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. - СПб., 1996.
2. Аксенова, Е.Б. Формирование саморегуляции у старших дошкольников с ЗПР в сюжетно-ролевой игре и на учебных занятиях: автореф. дис. ...канд. психол. наук. - М., 1992.
3. Васильева, Е.Н. Особенности формирования положительного эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к близким взрослым и сверстникам: автореф. дис. .канд. психол. наук. - Н.Новгород, 1994.
4. Вайнер, И.Н. Оптимизация детско-родительских отношений в семьях детей с отклоняющимся развитием // Перспективы социализации лиц с проблемами в развитии: Материалы региональной научно-практической конференции. - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006.
5. Соколова, Е.В. Системная психокоррекция и абилитация. - Новосибирск, НГПУ. -2007.
6. Ginott, H. Teacher and Child. - N.-Y., 1972.
7. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы. - Л., 1960.
Статья поступила в редакцию 06. 05.10
УДК 14.31.07
Т.А. Гонохова, канд. псих. наук, доц.; Т.И. Лукьяненко, канд. псих. наук, доц.; П.Н. Карплюк, канд. пед. наук, доц.;
Н.Ф. Манеева, канд. пед. наук, доц.; В.А. Чистякова, канд. пед. наук, доц.; О.К. Сазонова, канд. пед. наук, доц. ГАГУ,
г. Горно-Алтайск, Е-mail:ksp@gasu.ru
РАЦИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В ВУЗЕ
В статье представлены рациональные формы и способы организации самостоятельной работы студентов коренных и малочисленных народов в процессе обучения в вузе. Использование указанных форм и способов позволит студентам сократить время для занятий, приведет к формированию системы знаний и развитию самостоятельности и аналитичности мышления.
Ключевые слова: адаптация, обучение, коренные малочисленные народы, самостоятельная работа, познавательная деятельность, лекция, семинар, консультация, тезис, конспект, реферат.
Многочисленные исследования, проведенные во многих вузах страны показывают, что среди различных трудностей студенческой жизни особо сложное положение у студентов первого курса. Эффективность обучения и самочувствия первокурсников - представителей коренных и малочисленных народов зависит от того, как осуществляется переход от школьной жизни под опекой учителей к жизни самостоятельной, студенческой. При этом важно как студент адаптируется в новых условиях к самостоятельной жизни в урбанизированной среде, приобретает навыки: обучения в вузе, организации самостоятельной работы, распределения рабочего времени.
Обучение в вузе отличается от обучения в школе:
1. Содержание учебного процесса. В школе внимание уделяется в большей степени запоминанию информации, содержащейся в стандартных учебниках. Другими источниками школьники пользуются редко.
В вузе единых учебников, полностью соответствующих программе, нет. Приходится производить поиск, переработку и понимание информации из нескольких источников.
2. Характер взаимоотношений преподавателя и обучаемого. В школе учитель выступает в роли родителя, воспитателя. В вузе преподаватель взаимодействует со студентом как с самостоятельным человеком, «на равных».
3. Социальный статус. Учебный статус каждого в классе определен и обычно достаточно устойчив и высок. В вузе пересматриваются прежние представления по отношению к себе и устанавливаются новые.
4. Контроль и оценка учебной деятельности. В школе требования к учебе понятны и привычны, они формировались годами. Со стороны родителей осуществлялся систематический контроль.
Первокурсник пока не знает конкретных требований: как и сколько учить, систематический контроль практически отсутствует, сессия далеко.
5. Представления об учебе в вузе. Процесс обучения в вузе представляется школьнику достаточно простым и не слишком утомительным занятием. Реальность, с которой очень многим приходится сталкиваться, состоит в том, что учеба в вузе - это постоянный, упорный труд, а порой и изнурительный труд.
6. Условия для занятий. В школе ученик занимается обычно дома в условиях, к которым давно привык. Студент заниматься в читальном зале еще не привык, а общежитие к занятиям не приспособлено и перенаселено.
7. Бытовые условия. В школьные годы у обучающегося они привычные, регламентированные и налаженные, родители опекают и заботятся. Студенту вдалеке от родителей приходится самому заботиться о себе.
Не всем студентам - первокурсникам удается легко преодолеть указанные сложности и освоить все «пространство» вузовской жизни [1, с. 6-7].
Первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы.
Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регулярной функции психики) заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра.
Одной из главных причин, затрудняющих адаптацию к условиям обучения в вузе, свыше 50% опрошенных студентов
- представителей коренных и малочисленных народов назвали недостаток времени для самостоятельной работы при подготовке домашних заданий. В связи с этим почти 25% студентов
- первокурсников приходят на занятия не подготовленными.
Основной задачей работы с первокурсниками - представителями коренных и малочисленных народов является разработка и внедрение методов рационализации и оптимизации самостоятельной работы.
В процессе обучения в вузе необходимо обратить внимание на следующие особенности познавательной деятельности студента:
- развитие деятельности знаменует собой поступательное развитие личности, поскольку меняется характер деятельности (вначале - исполнительская, затем - активно исполнительская, далее - активно самостоятельная, затем - творчески самостоятельная);
- изменение характера деятельности существенно влияет и на изменение позиции студента: от исполнительской - к активной - к позиции субъекта;
- становление личности студента в учебном процессе обусловлено изменением регулятивных механизмов (внешних и внутренних). Уровень саморегуляции - основной показатель и механизм развивающейся личности студента;
- в основе учебно-познавательной деятельности лежит процесс «усвоения», «присвоения» знаний, ибо передать знания в готовом виде нельзя;
- исходя из этого необходимо, чтобы приобретаемые знания имели личностный смысл, т. е. были переосмыслены при помощи множества операций (сравнение, систематизация, анализ, конкретизация, обобщение и т.д.);
- процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, волевых усилий, сосредоточения на главном и необходимом;
- в познавательной деятельности не так ощутим результат, в ней не всегда есть вещественное оформление, как в трудовой деятельности;
- главное в учебном познании - это овладение способами мышления и деятельности, способами ориентации в мире знаний, выработка собственной деятельной позиции [2, с.107].
Чтобы учесть эти особенности, первокурснику - представителю коренных и малочисленных народов желательно бы задавать вопросы преподавателям, обсуждать свои проблемы с однокурсниками, консультироваться у психологов, у студентов старших курсов. Наряду с этим желательно поддерживать представления о себе. По определению психологов, представления о себе - одно из самых сложных образований в жизни человека, они имеют свойство оставаться неизменными в течение длительного времени. Совершается это с помощью анализа своих возможностей применительно к новым условиям жизнедеятельности; открытия в себе до этого неизвестных возможностей, новых граней поведения, самоорганизации; выработки способов обучения и общения с окружающими, отвечающих новым условиям и требованиям.
На протяжении всей истории высшей школы с момента зарождения до наших дней ведущей организационной формой и методом обучения является лекция. С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, именно лекция закладывает основу научных знаний.
Самостоятельная работа студентов в процессе лекции заключается в том, что в процессе лекции студент слушает, составляет конспект (записывает ее), выполняет различные умственные операции по заданию лектора. Эта работа требует ряда умений:
1) слушать лекции, выделять и записывать главное, отвечать
на поставленные вопросы, ставить вопросы самому, составлять план лекций.
2) выполнять такие мыслительные операции, как сравнение, анализ изучаемых явлений, формулирование выводов и обобщений, осмысление отбор рассматриваемых в лекции фактов и обобщений [3, с. 199].
Используемые преподавателем приемы активизации самостоятельной познавательной деятельности на лекции дают свои положительные результаты тогда, когда студент
- представитель коренных и малочисленных народов: 1) проводит систематическую самостоятельную работу над материалом прослушанной им лекции; 2) перед каждой по-
следующей лекцией, с целью первичного ознакомления с темой, в соответствии с указанным преподавателем примерным кругом вопросов, просматривает соответствующую главу, параграф учебника, методической или учебной литературы.
Наиболее целесообразной является такая система работы, при которой студент работает с конспектом лекции в день ее прослушивания и записи, накануне следующей лекции просматривает обработанный им конспект и соответствующую следующей теме лекции главу или параграф учебника, формулирует и записывает вопросы, которые возникли в ходе самостоятельной работы по теме прослушанной и выученной им лекции [2].
В основе подготовки к семинару лежит самостоятельная работа студента с книгой. В ходе семинара студент должен быть активен: не ждать, как школьник, когда его «вызовут», а высказывать свою точку зрения, отстаивать ее в ходе дискуссий, дополнять ответы других, уточнять непонятное. Желательно сохранять записи лекций и материалы, подготовленные к семинару, они потребуются в последующей работе. Работа в читальном зале должна стать обязательной с первых дней пребывания в вузе. В нем существует определенная атмосфера, которая располагает к занятиям и позволяет лучше сосредоточиться (меньше отвлекающих факторов), под рукой вся необходимая литература, справочники, пособия. Для этой работы необходимы специальные навыки, старания и умения самостоятельно работать.
Значительная часть самостоятельной работы связана с книгой. Эффективность работы со специальной литературой определяется умением быстро подобрать нужные источники, найти и обработать большое количество публикаций, осмыслить важные сведения, быстро оценить качество изучаемого материала, оперативно провести сравнительный анализ работ по близкой тематике. Беглый просмотр множества книг не даст такого полного представления о вопросе, как внимательное ознакомление с главными источниками. Не следует пренебрегать известным опытом и конкретными советами работы с книгой. Любые советы только в том случае окажутся плодотворными, если не будут сковывать самостоятельность в выборе наиболее рациональной системы работы с информацией, в оценке прочитанного.
Прежде чем читать книгу, необходимо ее просмотреть: ознакомиться с выходными данными, аннотацией, оглавлением, предисловием, комментариями, списком литературы.
Финские исследователи предлагают такую классификацию видов чтения:
1. Поисковое чтение. Отыскивая в книге нужное место, мы просто скользим взглядом по середине строк, стараясь вовремя заметить нужную информацию. На остальной текст внимание практически не обращается, и он не запоминается.
2. Выборочное чтение. Оно полезно для общего знакомства с текстом, чтобы определить, стоит ли его читать. Зачастую из начальных фраз можно уяснить, о чем предстоит разговор.
3. Беглое чтение. Здесь потребуется навык скорочтения. Цель - уяснить главное, не останавливаясь на второстепенном.
4. Углубленное чтение. Это самый серьезный вид чтения. Его задача - понять и запомнить прочитанное. Перед углубленным чтением постарайтесь сосредоточиться и бегло просмотреть текст, отметьте ключевые слова, выделите самое важное. Примерно через каждую четверть часа углубленного чтения снова пробегите глазами прочитанное, отмечая самое важное. После этого кратко запишите выводы.
Книгу можно читать разными способами в зависимости от цели. Регулярное чтение может развить умение пользоваться всеми перечисленными видами чтения и ускорить процедуру чтения. Самостоятельная работа с учебниками и книгами -это важнейшее условие формирования научного способа познания. Какие бы цели не стояли при работе с книгой, все они связаны с извлечением необходимой информации.
Правильному чтению учат заповеди читателя:
1. Прежде чем приступить к чтению, выберите нужную книгу, раскрывающую содержание изучаемой темы.
2. Подготовьте себя к восприятию. Прочтите титульный лист, затем по оглавлению представьте содержание книги. После этого поинтересуйтесь введением или предисловием, т. е. познакомьтесь с целью или назначением данной книги.
3. Определите обязательно, с какой целью вы будете читать.
4. В зависимости от цели чтения выбирайте способ чтения: ознакомительное или изучающее, сплошное или выборочное, медленное или быстрое.
5. Вырабатывайте у себя навык скорочтения (беглого чтения глазами). При быстром чтении не только экономится время, но и быстрее схватываются основные мысли прочитанного.
6. Читая, вникайте в сущность прочитанного, находите главное, наиболее существенное, пытайтесь связать читаемое с жизнью, с практическим опытом, с тем, что уже вам известно.
7. Делайте пометки в книге, если она принадлежит вам.
8. Возвращайтесь к прочитанному: повторение - лучшее средство закрепления прочитанного.
9. Прочитав книгу, дайте ей оценку, подумайте, чему она вас научила.
10. Научитесь критически воспринимать прочитанное. Прежде чем критиковать книгу, разберитесь в ее содержании. Чужую критику на книгу читайте после ее прочтения.
11. Используйте различные виды записей: конспекты, тезисы, планы, цитаты, выписки. Прочитанное забывается, записи сохраняются надолго. Составляйте картотеку прочитанной литературы [4, с. 407].
К письменным работам, которые студент выполняет самостоятельно относят тезисы, конспекты, рефераты, аннотации.
Тезисы передают основные положения книги. Они должны располагаться в соответствии с основной идеей книги. Иногда целесообразно после каждого тезиса приводить аргументацию автора.
Конспекты - это краткое последовательное изложение материала, распространенный вид записей. Наиболее часто практикуются типы конспектов: плановый (основанный на предварительном плане); текстуальный (состоящий из цитат первоисточника); свободный (составленный в свободной последовательности своими словами); тематический (собрана информация из разных источников по одной теме).
При составлении текста конспекта: выделяются ключевые выражения; делаются необходимые пометки на полях или вкладышах; делаются ссылки на номера страниц источника.
Наиболее важные конспекты полезно предварять подготовкой «формализованных выписок», например составлением тематического конспекта для наглядного сравнения информации по одной теме, содержащейся в разных источниках.
Реферат - одна из самых распространенных форм записи, используемых при научно-информационной и учебной деятельности. Реферируются разнообразные научные документы: книги, статьи, диссертации и др. Эта деятельность имеет две цели: информативную и учебную. Учебное реферирование является важнейшим программным требованием в вузе.
Работа над рефератом - эффективный способ обучения, стимулирующий вдумчивое и осмысленное восприятие текста, способствующий извлечению важной информации и усвоению содержания. При составлении реферата нужно стремиться адекватно и полно отразить позицию автора. В реферате могут сохраняться отдельные структурные элементы оригинала. Свертывание исходного текста становится возможным благодаря анализу, обобщению и представлению в реферате прежде всего тех фактов, которые, относятся к основным положениям содержания источника. В процессе работы над рефератом из текста извлекается главная идея, которая объединяет все информационные элементы первичного документа, а также приводятся основные факты.
Работа над рефератом включает следующие операции: ознакомление с текстом, направленное на осмысление его внешней структуры и проникновение во внутреннюю, смысловую; работа по выделению главных смысловых компонентов текста (ключевых слов и ключевых предложений). В ходе этой работы можно использовать различные знаки для выделения нужной информации, делать выписки, заметки; отбор наиболее важных сведений из выделенных фрагментов; составление «связок» из отобранного материала в соответствии с логикой изложения оригинала; написание реферата.
Текст реферата должен иметь связное, цельное построение. Громоздкие предложения, затрудняющие понимание, лучше расчленять на более простые. Используемые термины позволяют с наибольшей точностью передать содержание первичного документа. Общие требования к языку реферата остаются теми же, что и к языку любого другого произведения научно-технической литературы: точность, краткость, ясность, доступность.
Аннотация - кратчайшее из возможных изложение главного содержания первоисточника. Если знакомство с рефератом позволяет понять содержание оригинала, то информация аннотации дает представление только о его теме. Аннотация пишется своими словами, с использованием клишированных оборотов. В ней присутствует оценка аннотируемого произведения [1].
Если студент - представитель коренных и малочисленных народов, начиная с первого дня пребывания в вузе, будет постепенно приучать себя к грамотной работе с книгой, то это позволит ему сократить время, необходимое для занятий; иметь систематические, глубокие знания по предмету; увеличить количество собственных оценочных и критических замечаний, т. е. приведет к развитию самостоятельности и аналитичности мышления, что является основной целью обучения.
При затруднениях в учебной работе студенты - представители коренных и малочисленных народов имеют возможность получить консультацию. Это основная форма оказания помощи. Консультации проводятся по желанию студентов или по инициативе преподавателя. По форме они делятся на: групповые, поточные и индивидуальные, по содержанию - на вводные, тематические и предэкзаменационные. Иногда консультации проводятся в форме коллоквиума или собеседования [5].
Деканат планирует консультации на учебный семестр, устанавливает определенные дни для обязательных консультаций. Об их содержании необходимо знать как преподавателям, так и студентам, чтобы лучше к ним подготовиться. Однако встречи студентов - представителей коренных и малочисленных народов с преподавателями могут быть и внеплановые. Основное назначение консультаций - учебнопознавательное, но они имеют и контрольную функцию.
На консультациях студенты получают сведения о необходимой учебно-научной литературе, приемах самостоятельной работы, требованиях к рефератам, докладам, письменным или графическим работам, т. е. по всем вопросам, которые вызывают трудности у студентов. Для первокурсников - представителей коренных и малочисленных народов консультации имеют особое значение.
Учебный процесс вуза подразумевает высокую активность самостоятельной активности студентов в процессе самостоятельной работы, на которую отводится более 45% учебного времени.
Основой успешной учебы студентов - представителей коренных и малочисленных народов является самостоятельная работа. С самого начала обучения в вузе необходимо отрешиться от психологии умственного иждивенчества и настроиться па инициативную самостоятельную учебную работу. Самые ценные знания те, которые добыты самостоятельным трудом.
Библиографический список
1. Самоорганизация студентов первого курса: учебное пособие / П.Е. Рыженков, Е.В. Марусова, Л.М. Хаславская и др.; под ред. П.Е. Рыженкова. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1990.
2. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. - Мн.: Харвест, 2006.
3. Лызь, Н.А. Методика преподавания психологии: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
4. Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников. - М.; Воронеж: НПО «МО-
ДЭК», 2004.
5. Методика преподавания психологии: конспект лекций / О.Ю. Тарская, В.И. Валовик, Е.В. Бушуева [и др.]. - М.: Высшее образование, 2007.
Статья поступила в редакцию 14.05.10
УДК 378:37.01
Н.С. Макарова, докторант ОмГПУ, г. Омск, E-mail: maknat1@yandex.ru СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ДИДАКТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В статье раскрываются социокультурные основания трансформации дидактики высшей школы как научной теории. Показано, что основными направлениями трансформации дидактики в логике постнеклассической рациональности являются: дестабилизация, обогащение, эволюция, рутинизация, диффузия, ротация.
Ключевые слова: трансформация дидактики высшей школы, постнеклассическая наука, антропологизация дидактики, междисциплинарность.
Проблема границ применимости классической дидактики в последние годы все чаще становится предметом публичных и академических дискуссий [1]. Рассуждения о том, чем вызван кризис классической теории обучения, какие из ее базовых положений уже не соответствуют реалиям сегодняшнего дня и в каком направлении они должны трансформироваться, являются чрезвычайно актуальными. На наш взгляд, ответы на эти вопросы необходимо искать в социокультурных основаниях трансформации современных научных теорий.
Влияние общества на развитие науки не подвергается сомнению. Характер взаимосвязи социокультурных процессов и изменений, происходящих в различных отраслях научного знания, становится предметом размышлений исследователей,
представителей широкого круга научных школ и традиций. Все они делают попытки каким-то образом систематизировать, классифицировать, упорядочить и объяснить причины и факторы общественного развития, выявить его стадии и этапы, охарактеризовать их максимально конкретно, выстраивая более или менее стройную систему. Наряду с выделением основополагающих факторов общественного прогресса и условий его протекания, причин перехода на другой, качественно новый, социальный уровень, развитие науки занимает одно из центральных мест. Несмотря на то, что критерии общественного (вслед за ним и научного) прогресса не являются чем-то общепризнанным, они дают богатую почву для размышлений. Подавляющая часть исследователей исходит из того, что сис-