ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 332.334.4:631.1
РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
В.И. Жилина, доктор экономических наук Г.Н. Зверева, кандидат экономических наук
Волгоградский государственный аграрный университет
Рассматривается динамика использования земельных ресурсов, особенности их рационального использования в Волгоградской области и механизмы регулирования в условиях ВТО.
Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, рациональное землепользование, конкурентоспособность сельских территорий, приоритеты развития рационального землепользования.
Исследования выполнены при финансовой поддержке РГНФ по проекту «Эффективность использования сельскохозяйственных земель в регионе» № 13-32-01000
а1
Для гармоничного развития любая страна должна поддерживать определенный уровень развития сельских территорий, что является одним из главных приоритетов в деятельности Минсельхоза России на ближайшую перспективу. Особую важность проблема устойчивости сельских территорий приобретает в связи со вступлением России в ВТО. В мировой практике сельские территории, показатели которых благоприятны для развития в будущем, определяются на основе оценки таких критериев, как экономический потенциал, уровень развития инженерной инфраструктуры, обеспеченность социальными объектами и экологическая безопасность. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий во многом определяется выбранными приоритетами государственной политики. В США проводят политику поддержания устойчивого развития фермерства, обеспечивая рост инвестиций, направляемых на развитие сельских территорий, реконструкцию и модернизацию сельской инфраструктуры. Новая политика развития сельских территорий ЕС направлена на достижение конкурентоспособности сельских территорий. Так, в Англии в качестве стратегической цели определено сохранение и приумножение уникальной экологической, экономической и социальной среды английской деревни.
Особенностью России является невозможность выработки единых приоритетов для обеспечения устойчивости сельских территорий, что усиливает ответственность региональных органов власти в выборе и реализации региональной политики устойчивого развития сельских территорий, во-первых, как составной части государственной политики и, во-вторых, «собственной» политики обеспечения системного подхода к развитию сельских территорий региона.
В рамках рассматриваемого подхода, Волгоградская область является «всероссийским огородом», что на первый план выдвигает обеспечение рационального землепользования как фактора устойчивого развития сельских территорий [1]. Земли сельскохозяйственного назначения - это особый объект недвижимого имущества, продуктивная основа ведения сельского хозяйства, пространственная основа для организации условий жизни населения, развития производительных сил, важнейшая составная часть природного мира и объект экологизации в сельском хозяйстве.
По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии (Росреестр) на 1 января 2011 года, в структуре земельного фонда страны земли сельскохозяйственного назначения занимали 23 %. Изменения в использовании земель, произошедшие за период с 01.01.2010 по 01.01.2011 гг., привели к уменьшению общей площади земель сельскохозяйственного назначения и составили 393,4 млн га.
Посевные площади всех сельскохозяйственных культур за 1990-2011 гг. уменьшились на 33 млн га, площадь пашни - на 17, кормовых угодий - более, чем на 8 млн га, площадь залежей увеличилась почти в 8 раз (до 2,6 млн га). Неэффективно используется самый ценный вид сельскохозяйственных угодий - пашня. Так, в 2011 году площадь неиспользуемой пашни составила более 14 % от всей пашни в Российской Федерации (таблица 1). За период с 1990 по 2011 гг. этот показатель увеличился с 0,3 до 23,0 млн га [3].
Таблица 1 - Использование пашни в РФ землепользователями, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции, млн га
Показатели Годы Изменения 1990/2011 (+,-)
1990 2000 2008 2010 2011
Пашня 131,8 119,7 115,4 115,2 114,9 -16,9
Посевные площади + чистые пары 131,5 103,5 79,7 79,1 76,3 -55,3
Неиспользуемая пашня 0,3 16,2 24,8 24,4 23,0 +22,7
Территория Волгоградской области включает 1497 населённых пунктов, находящихся в составе 39 муниципальных образований (6 городов областного подчинения и 33 сельских района) [2]. Сельские территории Волгоградской области имеют устойчивую тенденцию уменьшения доли численности сельского населения с 24,8 % в 2002 году (669,4 тыс. чел) до 23,87 % в 2012 году (619,4 тыс. чел.) в общей численности постоянного населения области.
Общая площадь земельного фонда Волгоградской области по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 11 289,2 тыс. га (таблица 2).
Таблица 2 - Распределение земельного фонда Волгоградской области ___________________по категориям земель в 2011 г.__________________
Категории земель Общая земельная площадь, тыс. га Структура земельного фонда, %
Всего земель в административных границах 11 289,2 100
Земли сельскохозяйственного назначения 9240,2 81,25
Земли поселений 327,9 2,91
Земли промышленности, энергетики,
транспорта, и т.д. и земли иного специального 727,0 6,44
назначения
Земли особо охраняемых территорий и объектов 40,1 0,36
Земли лесного фонда 558,6 4,95
Земли водного фонда 364,0 3,22
Земли запаса 30,1 0,27
Территория области - 112,9 тыс. км2, из них 87,6 тыс. км2 составляют сельскохозяйственные угодья. К ним отнесены земли, предоставленные сельскохозяйственным предприятиям и организациям, гражданам, а также казачьим обществам для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота (таблица 3).
Таблица 3 - Общая земельная площадь и распределение сельскохозяйственных угодий по землепользователям в 2011 году (на конец года; тысяч гектаров)
Общая земельная площадь В том числе из общей площади
все сельхозугодья из них
пашня кормовые угодья
Сельскохозяйственные угодья, в т.ч. земли: 129,0 99,7 55,3 38,8
сельскохозяйственных организаций 72,5 51,9 31,6 20,2
К(Ф)Х и индивидуальных предпринимателей 8,3 5,7 2,1 3,6
в личном пользовании граждан, из них: 43,5 37,4 21,2 10,7
ЛПХ и служебные наделы коллективное и индивидуальное 11,6 9,6 6,0 3,6
садоводство коллективное и индивидуальное 7,0 5,9 0,3 0,1
огородничество 2,9 2,9 2,9 -
Анализ изменения общей площади в Волгоградской области за период с 1990 по 2011 гг. представлен на рис. 1.
тыс.га
■ ЛПХ. включая индивидуальные сады и огороды
■ К(Ф)Х. включая их ассоциации
□ Сельскохозяйственные предприятия и организации
Рисунок 1 - Динамика использования общей земельной площади по категориям землепользователей по Волгоградской области за 1990-2011 гг.
Данные об использовании сельскохозяйственных угодий различными предприятиями, организациями и гражданами представлены в таблице 4. Значительные территориальные размеры Волгоградской области, расположение ее районов в различных почвенно-климатических условиях не может не сказываться на размерах площадей сельскохозяйственных угодий. Наибольший процент (85 и выше) пахотных земель приходится на административные районы, расположенные в черноземной зоне: Еланский, Михайловский, Нехаевский, Новоаннинский,
Новониколаевский, Кумылженский, Урюпинский. Районы, расположенные в полупустынной зоне области, имеют самый низкий процент земель, пригодных для использования в пашню (Ленинский - 6 %, Светлоярский - 10 %,
Среднеахтубинский - 14 %, Палласовский - 21 %). В других районах эти земли составляют от 30 до 80 %.
Таблица 4 - Использование сельскохозяйственных угодий предприятиями
и организациями Волгоградской области в 2011 г.
Сельскохозяйственные угодья (тыс. га)
в том числе
№ п/п Наименование хозяйствующих субъектов, использующих землю Всего К В сЗ к залежь многолетние насаждения сенокосы пастбища
1 Хозяйственные товарищества и общества 2245,5 1806,9 3,5 2,1 44,9 390,2
2 Производственные кооперативы 2802,5 1788,2 1,1 4,3 73,6 925,3
3 Г осударственные и муниципальные унитарные сельскохозяйственные предприятия 113,1 87,4 - 0,3 7,2 18,2
4 Научно-исследовательские и учебные учреждения и заведения 84,7 69,8 - 1 1,9 12
5 Подсобные хозяйства 31,5 23,4 - - 1,1 7
6 Прочие предприятия организации и учреждения 91,7 73,5 - 0,4 4,4 13,4
7 Общинно-родовые хозяйства - - - - - -
8 Казачьи общества 5,6 4,1 - - 0,7 0,8
Итого земель 5374,6 3853,1 4,6 1,4 5,1 1366,9
Результаты исследования показали, что перед землепользователями и землевладельцами области остро стоит вопрос необходимости повышения эффективности землепользования. В принятой Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 гг. цель развития АПК предполагает:
- улучшение и сохранение состояния
сельскохозяйственных земель и агроландшафтов;
- усиление мер по предотвращению выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий;
- сокращение доли неиспользуемых сельскохозяйственных угодий и др.
Рациональность использования земельных ресурсов есть одно из приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса региона, направленного на обеспечение продовольствием населения страны.
В условиях вступления в ВТО рациональное использование земель сельхозназначения в регионе заключается, прежде всего, в совершенствовании структуры управления устойчивостью сельских территорий. Проанализировав существующую структуру управления Министерства сельского хозяйства Волгоградской области, мы пришли к выводу, что она не рассматривает земли сельхозназначения как фактор устойчивого развития территорий, что подтверждается отсутствием центров ответственности в части управления землями сельхозназначения. В структуре сделан акцент, в основном, на развитие инфраструктуры и защиту информации. В регионе, который является по праву житницей России, такое положение ведет к нерациональному использованию земельных ресурсов.
Изучив структуры управления сельскими территориями РФ и ведущих аграрных регионов России, таких как Краснодарский и Ставропольский края, Орловская область, предлагаем в существующей структуре регионального управления выделить Департамент по управлению землями сельскохозяйственного назначения. Функции департамента будут направлены на обеспечение проведения в регионе государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере
оборота земель сельскохозяйственного назначения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области. Цель данного совершенствования структуры управления - создание единого центра по рациональному управлению землями сельхозназначения региона.
Наряду с ростом эффективности землепользования, необходимо усилить работу по повышению конкурентоспособности сельских территорий области. К факторам конкурентоспособности сельских территорий Волгоградской области, на наш взгляд, следует отнести:
- развитие конкурентоспособного аграрного бизнеса с учетом развития региональных кластеров: зерново-маслиничного, овоще-продуктового и мясомолочного;
- инновационное развитие конкурентоспособных К(Ф)Х и ЛПХ: разведение альтернативных видов животных (овцеводство, козоводство, кролиководство); открытие мини-производств; выращивание овощных культур;
- развитие агротуризма, что позволит горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей и увеличить доходы сельских поселений.
Библиографический список
1. Волгоградский городской портал «Родной город» // [Электронный ресурс]
иЯЬ: http://www.vlg.rodgor.ru/news/teconompolit/14205/ (дата обращения 10.01.2013 г.)
2. Краткосрочные экономические показатели Волгоградской области [Текст]: статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, 2012. - 110 с.
3. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской
Федерации. 2012 [Текст]: статистический сборник / Росстат. - М., 2012. - 662 с.
E-mail: [email protected]