Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
- сертификация производства;
- стабильность качества продукции;
- совершенствование качества продукции.
Структура квалификации материала выглядит следующим образом:
- оформление технического решения на проведение закупки и квалификацию продукции;
- согласование дополнительных требований к материалу (при необходимости) и условия поставки;
- закупка опытного образца;
- проведение испытаний опытного образца;
- получение заключения на возможность применения;
- внесение продукции в список разрешенной для применения.
Квалификация поставщика на аэрокосмическом предприятии - это проверка соответствия поставщика требованиям заказчика.
Основными требованиями для квалификации поставщика на аэрокосмическом предприятии, являются:
- наличие СМК - ISO серии 9000;
- надежность поставок;
- качество взаимодействия;
- гибкость;
- наличие дилерского или представительского документа на право поставки продукции производителя;
- репутация поставщика.
Дополнительными требованиями для квалификации поставщика могут быть:
- наличие собственной производственной и научной базы (для продукции НИОКР);
- наличие лицензии Федерального космического агентства;
- подтверждение применения продукции другими покупателями РКП;
- аудит производства со стороны покупателя.
Квалификация материалов и поставщиков осуществляется только для продукции, используемой при
изготовлении изделий основного и вспомогательного производства, а также важнейшей наземной оснастки и оборудования.
При выборе поставщика также оцениваются такие критерии как отдаленность поставщика, сроки выполнения заказа, периодичность поставок, минимальный размер партии, условия распределения рисков.
После проведения закупочных процедур и последующей поставке продукции, необходимо проводить оценку качества поставленной продукции и работы поставщика.
Оценка качества продукции и поставок является очень значимым критерием в системе менеджмента качества аэрокосмических предприятий, ведь на основе оценки поставщиков, принимаются последующие решения о продолжении с ними дальнейшей работы.
Как правило, оценка поставщика осуществляется на основе разработанных методик и критериев, сформированных экспертам в своих областях компетенции: проектирование конструкций, технология производства, материаловедение, материально-технического снабжение и др.
На основании анализа и полученных выводов, экспертами рекомендуется либо продолжить работу с поставщиком либо приостановить.
Подводя итоги, можно сказать, что закупки - один из ключевых элементов бизнеса современной компании. Снижение расходов, связанных с закупкой материалов и услуг, позволяет компании повысить рентабельность. Вместе с тем, недопустимо снижение качества закупаемых продуктов, а значит, необходим выбор квалифицированных поставщиков и формирование с ними устойчивых и взаимовыгодных партнерских отношений. Управление этими процессами позволяет компании уменьшить риски закупок и выстроить надежные цепочки поставок.
© Миронович В. В., 2013
УДК 658.7
В. В. Мохнаткин Научный руководитель - Е. В. Белякова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГОРОДСКОЙ ЛОГИСТИКИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Раскрыта особенность управления бытовыми отходами как одного из основных потоков в городской логистике. Рассмотрен зарубежный опыт, в том числе технологии, направленные как на сохранение экологии, так и максимальное использование имеющихся ресурсов. Выявлены проблемы внедрения современных технологий переработки мусора в России и предложены пути их решения.
Город является образованием с высокой концентрацией множества логистических потоков: транспортных, торговли, финансовых, информации, энергии, воды, отходов... Городская логистика - комплекс логистических решений, направленных на оптимизацию таких потоков в рамках подсистем города и его
инфраструктуры. Рассмотрим одно из значимых направлений городской логистики - управление бытовыми отходами.
С развитием и постепенной урбанизацией городских поселений одной из самых сложных задач, решаемых властью, стало обращение с образующимися
Секция «Современнее логистические технологии в развитии аэрокосмического комплекса»
отходами в процессе жизнедеятельности городского населения. Сейчас развитое мировое сообщество разработало и использует большое количество технологий, направленных не только на сохранение экологии, но и на максимальное использование имеющихся ресурсов. Самые распространенные - это технологии сжигания мусора [1]. В конце XIX века в Англии начал функционировать первый мусоросжигательный завод (МСЖ), что значительно упростило борьбу с отходами и уменьшило количество мусора на свалках. Например, в Париже около 60 % потребляемой энергии производится за счет сжигания городских отходов. В Гётеборге (Швеция), эксплуатируется МСЗ производительностью 400 тыс. т в год твердых бытовых отходов (ТБО). Ежегодно завод вырабатывает 1 184 тыс. мВт тепловой энергии и 288 тыс. мВт электричества, что равносильно сбережению 120 тыс. тонн мазута. В центре Вены построен МСЗ Шпитте-лау, обеспечивающий теплом 60 тыс. квартир. Всего в мире насчитывается более 2500 МСЗ и только 40 из них находятся в России. Для сравнения в США функционирует более 550 МСЗ.
В городе Красноярск был опыт строительства му-соросортировочного завода, но, понеся убытки, завод закрылся. Рентабельность таких заводов подрывает отсутствие системы первичной сортировки мусора, которая значительно снижает издержки аналогичных производств на западе. Технологий автоматической сортировки мусора с помощью оптических и магнитных сенсоров недостаточно. Необходимо найти золотую середину между первичной сортировкой отходов их «производителями» и утилизацией мусора на заводе. Эксперименты с введением первичного разделения мусора в Санкт-Петербурге, Москве и некоторых других городах России заканчивались неудачей. По результатам опроса, проведенного телеканалом «Вести», целью которого было выяснить, почему не работает система раздельного сбора мусора, большинство жителей Санкт-Петербурга (43 %) винят менталитет горожан, которые с детства привыкли выкидывать все в один контейнер. Чуть меньше (39 %) видят проблему в слабой организации процесса коммунальными службами. 16 % сетуют на то, что им плохо разъяснили значимость данной процедуры [2]. Исходя из этих данных, можно сделать вывод о необходимости комплексной работы с населением.
Рассмотрим зарубежный опыт [3]. Например, житель Швейцарии законодательно обязан сортировать мусор. За соблюдением закона следит полиция, которая способна привлечь к суду за выброшенный окурок. Так же имеется практика, когда для сортировки и избавления от мусора нанимается «специалист».
В США мусор должен выбрасываться в определенные контейнеры. В качестве наказания за невыполнения данных требований действует система штрафов. Также существует возможность сдать бытовые отходы за плату в коммерческие структуры, которые продают мусор предприятиям. Некоторые штаты США используют систему депозитов: при покупке товаров в таре, которую можно переработать, покупатель платит определенную сумму в качестве залога, а при сдаче бутылки он получает эти деньги обратно. В
последние десятилетия в США начал использоваться программа RRR - Reduce, Reuse, Recycle (Уменьшить потребление. Использовать снова. Переработать).
В Германии лекарства с просроченной датой принимают аптеки. Для старых батареек есть приемные пункты в любом супермаркете. В 2006 г. экономический эффект в Германии от использования вторичных ресурсов (алюминия, цинка, металлолома, макулатуры) оценивался в 3,6 млрд евро. Внедрение новых методов управления отходами привело к созданию дополнительно 250 000 рабочих мест, а экспорт технологий и оборудования для переработки и утилизации отходов оценивался в 4 млрд евро.
Япония разработала уникальную технологию уборки и сортировки бытового мусора, благодаря которой 90 % перерабатывается и только 10% подлежит сжиганию. Отходы делятся на категории сгораемые и несгораемые. Отдельные баки существуют и для пищевых отходов. В сельской местности и частном секторе существуют специальные места для сбора отсортированного мусора. Законом предусматривается сбор и сортировка мусора, его вывоз и переработка. Фирмы, производящие электронную и другую технику, обязаны обеспечить условия сбора, и переработки произведенных ими приборов по окончании их эксплуатации.
В Швеции действует система, при которой семья платит половину стоимости вывоза отходов, если подписывает обязательство сортировать отходы, а также компостировать органические остатки. Вредные отходы выносятся в специальном контейнере непосредственно перед сбором мусора.
Разные страны прибегают к различным способам стимуляции населения к сбору и сортировке мусора. Берлинские подростки, собирающие мусор и сдающие его на переработку, получают финансовое вознаграждение. Нидерландские муниципальные власти выдают специальные купоны экологической лояльности активным участникам программы раздельного мусора. Такой купон дает льготы на оплату коммунальных услуг и жилья. В Барселоне дети поощряются лакомствами, а взрослые - благодарностью от властей.
Резюмируя вышесказанное можно отметить, что наиболее эффективным является комплекс мер по утилизации отходов. Для создания и реализации соответствующих программ, необходимо пересмотреть законодательство, разработать систему мотивации для предприятий, а также наладить социальную работу с населением. Чем раньше данные мероприятия воплотятся в жизнь на территории России, тем менее критичными будут последствия столь долгого бездействия.
Библиографические ссылки
1. URL: http://blogs.cityonlinemoscow.ru/blogs/ ecotechprom/termicheskaya_pererabotka_musora_obekti vnyy_vzglyad_plyusov_okazalos_bolshe.
2. URL: http://www.pravda.ru/society/how/15-02-2011/1066637-trash-0/.
3. URL: http://ria.ru/eco/20100521/236953849.htm.
© Мохнаткин В. В., 2013