JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 34.01
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2025-1-33-36 EDN: https://elibrary.ru/uggata NIION: 2015-0066-1/25-160 MOSURED: 77/27-011-2025-01-359
Рациональная и иррациональная суть традиции как основа правовой детерминации общества
Виолетта Венидиктовна Горохова1, Наталия Викторовна Галанина2
1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
2 Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассматривается вопрос об изменении сущности и форм регулирования человеческих сообществ от традиционных моделей до правовых. Традиции, сформированные на заре человечества, теряют свою актуальность и значимость как регуляторы и трансляторы правил поведения в социуме. Однако, их роль в сознательной и бессознательной жизнедеятельности индивидов и целых сообществ остается безусловной и полезной. В дальнейшем, с появлением государства, традиционный уклад перерастает в правовые нормы и институты, носящие более гуманистический характер.
Ключевые слова: традиции, право, социум, государство, нормы, правила, рационализм, гуманизм Для цитирования: Горохова В. В., Галанина Н. В. Рациональная и иррациональная суть традиции как основа правовой детерминации общества // Вестник экономической безопасности. 2025. № 1. С. 33-36. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2025-1-33-36. EDN: UGGATA.
Original article
The rational and irrational essence of tradition as the basis of the legal determination of society
Violetta V. Gorokhova1, Natalia V. Galanina2
1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
2 State Fire Service Academy of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The issue of changing the essence and forms of regulation of human communities from traditional models to legal ones is considered. Traditions formed at the dawn of mankind are losing their relevance and significance as regulators and translators of the rules of behavior in society. However, their role in the conscious and unconscious life of individuals and entire communities remains unconditional and useful. Later, with the advent of the state, the traditional way of life develops into legal norms and institutions of a more humanistic nature.
Keywords: traditions, law, society, the state, norms, rules, rationalism, humanism
For citation: Gorokhova V V., Galanina N. V. The rational and irrational essence of tradition as the basis of the legal determination of society. Bulletin of economic security. 2025;(1):33-6. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2025-1-33-6. EDN: UGGATA.
Общество сложная система способная к самодетерминации и самоструктурированию собственных элементов системы [1, с. 33]. Структура общества является скелетом, который удерживает социальный организм как целостность, определяет рамки и границы, задает некую судьбу и характер развития социума. Имманентной составляющей структуры социальной системы и важным
© Горохова В. В., Галанина Н. В., 2025
детерминирующим фактором ее развития становится особенно на ранних этапах человеческого социального развития институт традиций. В последующем традиционность перерастает и врастает в правовую систему общества.
Традиция, в переводе с латинского языка, обозначает передачу, наследие, завещание. Традиции явля-
ются с древнейших времен закрепленной в обществе моделью приемлемого поведения всех живущих в сообществе субъектов, они выступают основанием и механизмом для сохранения и транслирования культурного кода того или иного этноса, нации, государства и цивилизации.
Совокупность традиций можно трактовать как культурное ядро социальной системы. Традиции пронизывают искусство, науку, философию и религию, образ жизни и мышление индивидов и сообществ не только на заре человечества, но и сейчас, когда основой для человеческого общежития является в цивилизованных странах правовая регуляция.
Как правило, в процессе жизнедеятельности, люди не задумываются о том, что традиции детерминируют их мысли, мечты, поступки. Прежде всего, возникает желание объяснить их суть рационально и прагматично, что далеко от истинного содержания данных феноменов.
Во многих современных социальных исследованиях, часто встречается мнение, что человечество и его традиционные институты идут по пути глобального кризиса, который положит конец всей современной цивилизации, а возможно, и человечеству. В цивилизованном обществе роль и значение традиций размывается, особенно это ощущается в мегаполисах.
Но все же люди с удивлением поняли, что глубоко иррациональные, традиционные и патриархальные инстинкты и культурные образцы, включая национальные и расовые, сильнее всех воспитанных гуманистической традицией социальных ориентиров толерантности и равноправия. Современные мировые конфликты снимают цивилизационную завесу и обнажают какие-то древние иррациональные и хаотичные корни человеческого бытия и мышления.
Традиционному и правовому началу в нас, мы повинуемся часто бессознательно и безусловно, как некой коллективно бессознательной привычке, чему-то само собой разумеющемуся. Традиции и право несут в себе как рациональный, так и иррациональный код, заложенный в структуру общественной системы и в самих индивидов. «Далеко не просто проникнуть в сокровенный для человека мир его ценностей, мотивов действий, целевых установок. Но в принципе это возможно, ибо даже самая скрытая личность вынуждена, поскольку другого пути нет, так или иначе, конструировать свой прагматический мир не только в таинственной интимности, но и в доступных для окружающих языковых и предметных формах» [2, с. 245].
Иррациональная и рациональная составляющая традиций перешла к людям путем эволюции еще из животного мира. Этология уже на заре XX в. доказала, что наше, человеческое поведение берет свое природное, бессознательное основание еще у животных. Основные инстинкты, такие, как доминирование, питание и размножение характерны и для всех людей, независимо от расы, национальности, возраста.
Об иррациональной составляющей происхождения традиций писал Л. Н. Гумилев. У него на заре человечества, в этногенезе участвуют, прежде всего, природные детерминанты, носящие более бессознательный характер. Как он отмечал: что этногенезом движет что-то подобное что движет стаей саранчи. Этносы на ранней стадии человеческого развития складываются довольно стихийно, вокруг пассионарного лидера, который притягивает людей к себе из чувства компли-ментарности. Комплиментарность несет в себе как позитивистский, так и иррациональный характер. Люди притягиваются друг к другу, испытывают симпатию и могут всю жизнь дружить бескорыстно по каким-то даже для себя непонятным причинам. Определяют это желание сближения тем, что просто испытывают симпатию и доверие, опираясь на душевные ощущения. Л. Н. Гумилев называет это чувство - положительная комплиментарность.
Рациональная составляющая данной комплимен-тарности заключается в том, что людям нравится то, что похоже на них. Они определяют своих по внешнему облику, по речи, по месту проживания, по общим правилам и нормам поведения. Люди схожих традиций будут держаться друг друга вполне осознано, так как смогут просчитать поведение другого легче, чем тех, традиции которых отличаются от их собственных.
Становление этноса, его национальной идентичности происходит на ранней стадии развития более хаотично и чувственно, но в последующем уже включаются в данный процесс вполне прагматичные и осознанные моменты, связанные с общностью правил и норм поведения, зафиксированных в индивидуальном коде личности.
Этнос для выживания должен сразу же создать систему со строгой структурой правил и норм для того чтобы его не уничтожили соседние племена, и сам изнутри он оказался бы жизнеспособным. Для структурирования и безопасности этнос формирует традиции, которые обусловлены местностью и стадией развития. «Смыслы универсалий культуры, образующих в своих связях категориальную модель мира, обнаруживается во всех областях культуры того или иного национально-исторического типа» [3, с. 9].
В основном, на ранних этапах истории человечества применялись прямые формы насилия, детерминирующие развитие социального организма. Традиции были суровы и порой кровавы, но эффективность данных методов регуляции оказалась крайне низкой. Таким образом, надо было усовершенствовать старые институты регулирования сообщества, выстроить их сообразно новым социально-экономическим и политическим стандартам.
Право достаточно суровая система норм и правил, включающая в себя разного рода санкции и запреты, что собственно, напоминает о первом традиционном опыте прошлого. С течением времени, право, как и традиции, приобретает более гуманную основу и содержание.
JURISPRUDENCE
Бессознательную и агрессивную составляющую в традициях, а в последующем и в праве, отмечали адепты психоанализа З. Фрейд и К. Г. Юнг. По Фрейду, культура охватывает, во-первых, все накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы и взять у нее блага для удовлетворения человеческих потребностей; а во-вторых, все институты, включая традиционные и правовые, для упорядочения человеческих взаимоотношений и особенно - для дележа добываемых благ. Питание, доминирование и размножение являются как в животном, так и в человеческом мире базовыми инстинктами, определяющими во многом культуру и социальное управление. Традиции на ранней стадии развития общества, отражали, прежде всего, эти базовые характеристики биологического существования человеческого сообщества, доставшиеся нам из мира животных.
Естественная правовая традиция, в частности, антропологическая, так же делает ссылку на то, что человек, это природное существо, которое уже по праву рождения имеет право на осуществление своих базовых желаний, как основных в его существовании как вида. Традиции и право всегда ищут компромисс между биологическими, иррациональными, стихийными свойствами человека и требованиями прагматического характера человеческого сообщества. Умение направить стихийную силу либидо на строительство культурных ценностей человечества, Фрейд назвал сублимацией, что в переводе с латинского языка обозначает возвышение. Традиции и право с течением исторического времени, так же сублимируют, возвышаются от животного состояния к культурно-цивилизованному.
Дремлющую природную суть человечества при всем просвещении и воспитании нельзя выносить за скобки цивилизационного бытия полностью. Нельзя доводить людей до состояния, когда эта дремота спадет и пробудится в полную силу стихийного волнения масс из-за неправильных и деструктивных действий государственной или другой власти.
В работе «Недовольство культурой» Фрейд предостерегает социальные институты от переизбытка запретов и ограничений. Для того чтобы люди жили органично, радостно, чтобы уменьшилось количество самоубийств, в даже благополучных странах и регионах, необходимы традиции и нормы права не только табуи-рованные, но и органично связанные с природной составляющей человека, дающие ему возможность расслабиться и повеселиться от души: свадьбы, дни рождения, масленица, святки, народные гулянья (демонстрации в СССР) [4, с. 339].
Людям необходимо чувство единения, выплеск эмоций и возможность разделить эти эмоции с коллективом. Как яркий пример можно вспомнить долгожителей Окинавы. Их в этой местности в пять раз больше чем во всей Японии и в сто раз больше чем во всем мире. Объяснение этого феномена исследователи обнаружили в непринужденном образе жизни, заботливом сообще-
стве, коллективном занятии спортом и совместных неприхотливых трапезах.
Интересный взгляд на социальные традиции как эволюционное продолжение жизни в животном мире транслирует эволюционистская этика. Она выводит человеческую нравственность из животной преднрав-ственности. Сейчас у эволюционистской этики имеются значительные успехи, связанные прежде всего с этологией. Этология исследует инстинктивное поведение животных и определяет его у людей.
Главной фигурой этого направления является Конрад Лоренц. Он доказал, что поведение животных носит не только иррациональный, стихийно обусловленный инстинктами характер и образ поведения, но и рациональный, то есть когнитивный. Социальный опыт животных тоже как у людей осуществляется познавательным образом. Традиционные модели поведения животных строятся на жизненно полезных не только для отдельной особи, но и для всей стаи, группы. Комплекс знаний, умений и навыков животных передается из поколения в поколение в строго определенных группах, как когнитивная отработанная практика некого животного сообщества, ограниченного рамками популяции. Животные традиции передаются от обучения родителями детей или имитируются.
Порой кажется, что традиционному человеку и обществу в цивилизованном пространстве нет места и смысла. Но это ощущение лежит на поверхности, а глубинные пласты человеческой натуры и общественной системы по-прежнему содержат традиционность, которая в тех или иных жизненных ситуациях проявляется весьма ярко и продолжает определять, стабилизировать и корректировать социальное бытие [5, с. 81].
Таким образом, традиции, как организующие факторы этноса на начальном этапе развития человечества, частично являются продолжением как рационального, так и иррационального составляющего животного мира и культуры. С течением исторического времени, они приобретают специфически человеческие основания и гуманистическую направленность, детерминируя право, как следующий, более структурированный и созданный для сложной государственной системы комплекс культурно обоснованных правил бытия человеческого сообщества.
Список источников
1. Горохова В. В., Галанина Н. В. Проблема сущностной трансформации человека в социуме // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 2. С. 33-35.
2. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки М., 2000. 345 с.
3. Общество в постнеклассической картине мира. Ижевск., 2019. 216 с.
4. Фундаментальные ценности России и Запада // Философские исследования и современность: Вып. 6. М., 2017. С. 323-351.
5. Чернова И. Б., Галанина Н. В. Понимание социального субъекта в истории философии // Гуманитарий Юга России 2021. Т. 11. № 5. С. 73-84.
References
1. Gorokhova V. V., Galanina N. V. The problem of the essential transformation of a person in society // Psychology and pedagogy of official activity. 2024. № 2. Р. 33-35.
2. Kanke V. A. Basic philosophical directions and concepts of science M., 2000. 345 p.
3. Society in the post-non-classical worldview. Izhevsk., 2019. 216 p.
4. Fundamental values of Russia and the West // Philosophical studies and modernity: Issue 6. M., 2017. P. 323-351.
5. Chernova I. B., Galanina N. V. Understanding the social subject in the history of philosophy // Humanities of the South of Russia 2021. Vol. 11. № 5. P. 73-84.
Информация об авторах
В. В. Горохова - доцент кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат исторических наук;
Н. В. Галанина - доцент кафедры философии Академии Государственной противопожарной службы МЧС России, кандидат философских наук.
Information about the authors
V. V. Gorokhova - Associate Professor of the Department of Philosophy of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Historical Sciences;
N. V. Galanina - Associate Professor of the Department of Philosophy of the State Fire Service Academy of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Candidate of Philosophical Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 01.11.2024; одобрена после рецензирования 25.12.2024; принята к публикации 27.01.2025.
The article was submitted 01.11.2024; approved after reviewing 25.12.2024; accepted for publication 27.01.2025.
Угрозы экономической безопасности и их предупреждение
г
2-е издание
Угрозы экономической безопасности и их предупреждение.
2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под. ред. В. В. Криворотова, Н. Д. Эриашвили. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Рассмотрены теоретические и методологические подходы к формированию понятия и основ исследования региональной экономической безопасности.
Определены и проанализированы основные угрозы региональной экономической безопасности России; обоснованы проявления угроз экономике регионов на различных этапах реформирования российской экономики, а также в современный период ее развития. Рассмотрены научные подходы к формированию индикаторов региональной экономической безопасности и их интерпретации; представлена комплексная методика оценки состояния угроз региональной экономической безопасности и приведены результаты диагностики экономической безопасности регионов Российской Федерации.
Для студентов, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность» (специализация «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»), а также другим специальностям экономики и управления. Может быть рекомендовано специалистам органов государственной власти, регионального и местного управления, решающим вопросы управления экономикой и проблемы экономического развития территорий.