разно планировать отелы и подготовку откормленных животных равномерно по месяцам года. Это позволит равномерно загружать цеха переработки молока и мяса.
Тормозит развитие ЛПХ отсутствие приборов экспресс-контроля качества при закупке, особенно молока малыми партиями. Заготовитель собирает молоко у всех хозяев в одну емкость. Оплата производится по количеству без учета качества продукции. Если учитывать качество продукции при оплате, то хозяин более жирного молока должен за тот же объем получить больше, однако получают они поровну. Доля скрытой прибыли от каждого литра жирного молока остается переработчику.
Чтобы расширить ассортимент мясо-молочной продукции, сохранить ее качество и увеличить сроки реализации, агрофирма должна иметь цех по переработке молока и мяса. Расчеты показывают, что при закупке молока жирностью 3,3 % в ЛПХ по 7 р./л переработчик получит из 1 ц около 15 л сметаны жирностью 20 %, а из молока жирностью 3,8 % —
22 л сметаны. Если учесть, что молоко смешивается и принять среднюю жирность 3,6 %, то сметаны получится около 17 кг. При рыночной цене в 70 р./л переработчик и продавец имеют с каждого центнера молока более 200 р. чистой прибыли с учетом всех расходов.
Этот пример подтверждает тот факт, что эффективная работа всех субъектов малых форм хозяйствования возможна только при совместной работе на общий (счет) конечный результат в рамках малой производственно-коммерческой агрофирмы.
Список литературы
1. Министерство сельского хозяйства РФ. Материалы заседания Правительства РФ по вопросу: «О реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК"» от 18.10.2005 № СМ-П17/2886.
2. Социально-экономическое положение Тамбовской области. — Тамбов: Тамбовстат, 2006.
3. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / Под общ. ред. проф. В.И. Шка-тулла, изд. 2-е, доп. — М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.
УДК 631.16:658.148:338.436.33
Ж.А. Телегина, канд. экон. наук, доцент
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный аграрный университет — Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева»
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
Сельскохозяйственные организации в момент вхождения в состав агрохолдинговых объединений, как правило, представляли собой экономически слабые организации, которым в противном случае угрожала бы реорганизация или банкротство. Режим экономии, стремление более производительно использовать имеющиеся ресурсы для них были неактуальны, так как внешние неблагоприятные факторы развития подавили внутренние стимулы.
После вхождения в интегрированное объединение экономика сельскохозяйственных организаций меняется. Интегратор, исходя из своих интересов, как правило, сворачивает деятельность в тех отраслях, которые не соответствуют его профилю или невыгодны. Реорганизуется и диверсифицируется не только основная деятельность, но вносятся принципиальные изменения в организацию и управление производством, в основной капитал вкладываются значительные средства. Ценовая и финансовая политика определяются управляющей компанией.
В настоящее время в Курганской обл. функционируют корпорации, агрофирмы, агропромышлен-
62 -
ные объединения. Как правило, в состав интегрированных структур входят от четырех до семи организаций. Большинство созданных структур имеют организационно-правовую форму открытого и закрытого акционерного общества. Из 637 сельскохозяйственных организаций Курганской обл. посредством выкупа имущества и аренды земельных долей у собственников образованы 44 новых агропромышленных объединения.
Из всех многочисленных классификационных подходов, дифференцирующих финансовые ресурсы агропромышленных формирований, в первую очередь необходимо выделить внутренние и внешние. Это можно аргументировать как сложной организационной структурой агрохолдингов с разнообразными функциональными элементами, иерархией и взаимосвязями, так и различиями в региональных условиях функционирования отдельных организаций, входящих в объединение.
Одним из наиболее значительных и традиционных внутренних финансовых ресурсов агропромышленных формирований являются средства их
- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 5/2'2008 -
владельцев и совладельцев, формируемые и аккумулируемые в ходе эмиссии и размещения долевых ценных бумаг. Приобретая акции агрохолдинга, частные лица, наемные работники, внешние предпринимательские структуры, общественные организации, государственные учреждения включаются в корпоративную систему как ее своеобразные элементы со своими функциями и взаимосвязями. По целевому предназначению этот вид финансовых ресурсов агрохолдинга достаточно диверсифицирован. Для рыночной экономики это основной источник денежных средств формирующего предназначения, используемый при создании предпринимательской структуры. Сформировав основные и оборотные средства, акционерный капитал может значительно разнообразить свое использование, стать источником финансирования расширения и развития воспроизводственного процесса, реализации социальной политики агрохолдинга.
Мировая практика рассматривает эмиссию акций аграрных корпораций в отличие от российских товаропроизводителей в качестве одного из наиболее апробированных внутренних финансовых ресурсов с широким спектром реализации. Часто это не только апробированный, но и один из наиболее объемных финансовых ресурсов аграрных корпораций за рубежом [1].
С инструментами фондового рынка связана возможность активизации и использования еще одного вида внутренних финансовых ресурсов, особо значительного для таких крупных мозаичных организационных структур, как агропромышленное формирование. Речь идет о субординированном долге, который представляет собой схему эмиссии и размещения агрохолдингом разнообразных краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг среди пайщиков, акционеров и персонала объединения. Западные экономические школы трактуют субординированный долг как «прослойку» между капиталом и обязательствами объединения. Она обладает рядом качественных характеристик, присущих как собственному капиталу, так и обязательствам (заемным или привлеченным). С одной стороны, права инвесторов по сравнению с владельцами акций менее многочисленны и разнообразны. С другой стороны, характеристики и параметры обязательств агрохолдинга, номинированные в долговых ценных бумагах, при необходимости могут быть значительно скорректированы менеджментом. Проведенные через совет директоров и собрание акционеров решения правления могут изменить суммы и сроки обязательств субординированного долга, уменьшить уровень и сделать иными виды и сроки выплаты процентов, конвертировать долговые обязательства в долевые ценные бумаги, вплоть до списания долга. Естественно, что такой вид внутренних финансовых ресурсов не может быть задействован в период обра-
зования агрохолдинга, и ограничен в поддержании оперативного функционирования. Однако в качестве источника финансирования расширения и развития воспроизводственного процесса, компенсации потерь при проявлении рисков, крупных проектов этот вид внутренних финансовых ресурсов перспективен и востребован. Международная практика интенсивно использует субординированный долг в качестве внутреннего финансового ресурса развития аграрных корпораций.
В определенных ситуациях, когда потребность в денежных средствах носит временный характер, финансовые схемы распределения финансовых ресурсов внутри агрохолдинга становятся малоэффективными. При этом часто используемым инструментом финансирования и перемещения ресурсов являются корпоративные (внутрифирменные) кредиты. Обращение к такому внутреннему ресурсу (источнику финансирования) эффективно при высоких текущих процентных ставках на местных кредитных рынках. Кроме того, корпоративные кредиты обычно предоставляются по льготным схемам. Они имеют пониженный процент или беспроцентны, со свободными сроками погашения, несложны в оформлении, отличаются крайне низким уровнем кредитного риска. Это привлекательно для кредиторов корпорации. Кредиторами могут являться головная организация агропромышленного формирования, его финансово-расчетный центр или одно из производственных подразделений корпорации (обычно по распоряжению головной организации). На практике корпоративный кредит обычно представляет собой заем, выдаваемый головной организацией сельскохозяйственным товаропроизводителям. Кредитный риск в этом случае минимален вследствие 100 %-ной обеспеченности кредита.
Для многих агропромышленных формирований активное использование внешних финансовых ресурсов является экономическим приоритетом. Хотя внешние финансовые ресурсы сложнее управляются и труднее активизируются, более затратны, они обладают рядом достоинств в сравнении с внутренними финансовыми ресурсами.
Во-первых, они обеспечивают большую адаптивность к местным финансовым условиям (налогам, контролю и ограничениям). Во-вторых, они могут в большей степени защищать финансовые ресурсы аграрного объединения от инфляции. В-третьих, в отличие от внутренних финансовых ресурсов возможности их изменения разнообразнее.
Естественно, что доступность, интенсивность, величина этих ресурсов значительно различаются в зависимости от целевых установок инвесторов. Целевыми установками или предназначением внешних финансовых ресурсов агропромышленных формирований чаще всего является поддер-
МГАУ№5/2'2008- 63
жание оперативного функционирования, обеспечение развития воспроизводственного процесса путем расширения финансово-хозяйственной деятельности или реструктуризации. Это может быть реализация конкретных инвестиционных проектов, создание (стартовый этап) нового аграрного объединения. Есть и специфические целевые установки для внешних финансовых ресурсов. Речь идет о таких целевых инвестиционных приоритетах, реализуемых через внешние финансовые ресурсы, как овладение агропромышленным формированием или контроль над ним, экономическое давление на администрацию субъектов федерации, на территории которых находятся подразделения или головная организация объединения, а также для спекуляций.
В оперативном плане в расчете на минимальные риски следует выделить два типа денежных потоков. Во-первых, это денежный поток внешних финансовых ресурсов, аккумулируемых для реализации крупных коммерческих проектов. Он относительно легко оценивается и контролируется. Этот тип внешних финансовых ресурсов позволяет достаточно точно определить и зафиксировать все основные параметры проекта — цены, сроки и объемы реализации, уровень риска и др. Второй тип образуют внешние финансовые ресурсы, привлекаемые агропромышленным формированием для осуществления основной текущей деятельности.
Для оценки и выбора источника внешнего финансирования деятельности агропромышленного объединения в качестве классификационного признака часто используется величина финансовых ресурсов. Объемные показатели влияют на интенсивность формирования финансовых ресурсов, их привлекательность в качестве источника финансирования, на формирование и проявление рисков. Величина внешнего финансового ресурса может быть определена по отношению к собственному капиталу агропромышленного формирования, его активам, отдельным средствам всего объединения или его подразделения (амортизации, оплате труда и др.), а также к стоимости инвестиционного проекта. Последнее имеет существенное значение и для кредитора-инвестора, поскольку отношение ресурс/капитал во многом определяет степень риска размещения денежных средств.
Немаловажную роль в управлении инвестициями агропромышленного формирования играет разделение внешних финансовых ресурсов по срокам. Традиционно выделяют долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные внешние финансовые ресурсы. Конкретизация сроков зависит от различных факторов. К ним относятся инфляция (чем выше темпы инфляции, тем более «короткими» становятся финансовые ресурсы), предназначение финансовых ресурсов (в оборотные средства — короткие,
64 -ВестникФГОУВПО
в оборудование — среднесрочные, в строения — долгосрочные), сроки государственных экономических программ и др. Таким образом, агропромышленное формирование может использовать широкий набор производных инструментов для привлечения финансовых ресурсов, активное использование которых усложняет и одновременно способствует расширению возможностей привлечения инвестиций на внутреннем и внешнем рынках.
Для привлечения внешних финансовых ресурсов в большей мере, чем для внутренних источников финансирования, целесообразно использовать брен-довый инструмент. Бренд эффективной, стабильной, динамично развивающейся корпорации, грамотно построенный и правильно оформленный, не только способствует расширению сегментов рынка, росту объемов продаж и в итоге увеличению рентабельности, но и обеспечивает повышение ее привлекательности как объекта кредитных и портфельных инвестиций. Высокие рейтинги агропромышленных формирований, обладающих эффективными брендами, предопределяют более благоприятные оценки их кредитоспособности и, соответственно, большие лимиты кредитования, а также более объемное и быстрое размещение эмитируемых ими фондовых инструментов. Это — одно из важнейших направлений усилий менеджмента для воздействия на параметры внешних финансовых ресурсов агропромышленных формирований [2].
Вышесказанное подтверждает успешный опыт использования бренда в компании «Юнимилк». В 2002-2003 гг. компания активно консолидировала производственные активы в России и Украине. В настоящее время в состав объединения входят ООО «Ставровский молочный завод», ОАО «Перм-молоко», ОАО «Кемеровский молочный комбинат», ОАО «Томскмолоко», ОАО «Костромской молочный комбинат», ОАО «Владимирское молоко», ЗАО «ТОМ-МАС», ОАО «Смоленский молочный комбинат «РОСА», ОАО «Завод молочный «Новосибирский», ОАО «Шадринский молочноконсерв-ный комбинат», ОАО «Чебоксарский гормолзавод», ОАО «Сыродел», ОАО «Молочный завод № 3 Волгоградский», ОАО «Маслокомбинат Чановский». Доля ОАО «Юнимилк» на российском рынке молочной продукции в результате объединения пакетов акций и долей в акционерном капитале составила 15 %. Ближайшие конкуренты объединения: компания «Вимм-Биль-Дан» занимает долю на рынке в размере 26 %, «Данон» — 7 %.
В качестве первого объекта реструктуризации был выбран блок дистрибуции готовой продукции, поскольку он напрямую влияет на развитие компании и ее кредитоспособность. В данный блок для целей реструктуризации компания «Юни-милк» включила процессы по складированию готовой продукции, ее отгрузке и доставке клиентам,
МГАУ № 5/2'2008-
управления кредитной политикой компании и бухгалтерского учета. Для повышения управляемости продаж компании планируется создать национальную торговую компанию с филиальной сетью в восьми городах, где находятся производственные активы объединения, и в ключевых центрах сбыта. Создание торговой компании упрощает унификацию бизнес-процессов, коммерческую политику, консолидацию финансового результата. Такой проект требует лучшего понимания финансового результата, повышения эффективности компании и ее стоимости. Управление денежным потоком компании в данный момент не является централизованным: каждый филиал имеет собственный расчетный счет в коммерческом банке и самостоятельно расплачивается с заводом и сельскохозяйственными организациями. В этой связи предлагается создать централизованную систему платежей, когда расчетный счет у филиалов компании будет единым, что позволит более гибко управлять ее финансовыми потоками. В рамках компании считаем необходи-
мым стандартизировать правила ведения бизнеса, коммерческую политику и процесс консолидации финансового результата. Система указанных мероприятий будет незаменимой в условиях растущего объема национальных брендов, производимых на одном заводе и перевозимых в разные субъекты федерации для реализации.
Проведенные исследования подтвердили, что финансирование воспроизводственного процесса в рамках агропромышленных формирований является самым низкозатратным и эффективным в современных условиях.
Список литературы
1. Семин, А.Н. Инновационные и стратегические направления развития АПК: вопросы теории и практики /
A.Н. Семин. — Екатеринбург: Изд-во УралГСХА, 2006. — 960 с.
2. Модели экономических взаимоотношений предприятий АТЖ в системе интегрированных формирований /
B.П. Арашуков, И.Г. Ушачев [и др.]. — М.: ФГНУ «Росин-формагротех», 2004. — 175 с.
УДК 338.45:63
Н.А. Глечикова, канд. экон. наук, доцент
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия»
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
В последнее время в связи с повышением интереса к инновационным технологиям и процессам, требующим новых форм и методов мобилизации ресурсов, необходима разработка новых и коррекция имеющихся способов оценки воспроизводственного процесса. И так как речь идет о системе в целом, то целесообразно отразить новые формы оценки в рамках агропромышленной сферы уже существующих методик в уточненной и дополненной редакции оценки стоимости:
• деятельности организации,
• конкретного процесса,
• механизма готовых и производных ресурсов,
• качества управления,
• трудовых ресурсов организации,
• производственных затрат на функцию,
• конкурентоспособных преимуществ.
Процесс воспроизводства является сложной
и многоуровневой системой, с определенного рода связями и зависимостями технологий, оборудования, основных фондов, а также количественной и качественной характеристикой имеющихся элементов.
Конкретная оценка внутренних и внешних показателей воспроизводства дает возможность абст-
рагироваться от определенных носителей экономической природы. Оценка переноса стоимости расходованных ресурсов на воспроизводимые продукты позволит регулировать входные показатели и планировать выходные.
Стоимостная оценка процессов и функций воспроизводства в совокупности позволит дать оценку деятельности и организаций, и региона.
Согласно источнику [1], для оценки качества современного бизнеса необходимо оперировать понятиями эффективности и результативности, трактуемыми как: результативность — степень реализации запланированной деятельности и достижение запланированных результатов, эффективность — взаимоотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
Авторы другого источника интерпретируют и уточняют значимость оценки этих двух показателей: «Результативность — это характеристика системы, определяемая как ее способность выполнять в большей или меньшей степени функции, а эффективность — это характеристика, обратно пропорциональная затратам, поглощаемым системой для соответствующей реализации этих функций. Други-
МГАУ№5/2'2008- 65