Научная статья на тему 'РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЗЯТКА / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАКАЗАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедханова С. Т.

Коррупция несет в себе серьезную потенциальную угрозу национальной безопасности, демократии, нормальному полноценному функционированию экономики, образовательных учреждений. Повышенную опасность несет в себе коррупция в академической среде, поскольку возникает угроза массовой распространенности и системности. Оборот денежных средств в коррупционной среде ежегодно составляет около 5,5 млрд долларов. В связи с чем, необходимо определить и обосновать наиболее рациональные пути совершенствования нормативно-правовой базы контроля коррупции в системе образования. Основным направлением проведенного исследования являются общественные отношения, отражающие значительные нарушения правовых норм и деформации морально-этнических основ и принципов общества, посредством совершения преступлений коррупционной направленности должностными лицами и негосударственными служащими, выполняющими управленческие функции, использующими свои полномочия в целях личного обогащения, причиняя значительный вред объектам национальной безопасности. Целью данного исследования является определение авторского понятия коррупции как повторяющееся, находящееся в постоянном изменении, негативное социально-правовое явление, выражающееся в корыстном использовании должностными лицами и негосударственными служащими своего служебного, должностного положения с целью неправомерного получения денежных средств, нематериальных благ, имущества, либо права на имущество, причиняя вред интересам общества и государства, разрушая нормальные общественные отношения, способствующие реализации прав и законных интересов граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONALIZATION OF LEGAL SUPPORT FOR CORRUPTION CONTROL IN THE EDUCATION SYSTEM

Corruption carries a serious potential threat to national security, democracy, the normal full functioning of the economy, educational institutions. Corruption in the academic environment is an increased danger, since there is a threat of mass prevalence and consistency. The turnover of funds in the corrupt environment is about 5.5 billion dollars annually. In this connection, it is necessary to identify and justify the most rational ways to improve the regulatory framework for controlling corruption in the education system. The main focus of the study is public relations, reflecting significant violations of legal norms and deformations of the moral and ethnic foundations and principles of society, through the commission of corruption-related crimes by officials and non-governmental employees performing managerial functions, using their powers for personal enrichment, causing significant harm to national security objects. The purpose of this study is to define the author's concept of corruption as a recurring, constantly changing, negative socio-legal phenomenon, expressed in the selfish use by officials and non-state employees of their official, official position for the purpose of illegally obtaining funds, intangible benefits, property, or the right to property, harming the interests of society and the state, destroying normal social relations that promote the realization of the rights and legitimate interests of citizens.

Текст научной работы на тему «РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК: 343

DOI: 10.51965/20767919_2022_1_2_123

Ахмедханова С.Т.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ КОРРУПЦИИ

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Akhmedkhanova S.T.

RATIONALIZATION OF LEGAL SUPPORT FOR CORRUPTION CONTROL

IN THE EDUCATION SYSTEM

Ключевые слова: коррупция, образование, взятка, должностное лицо, ответственность, наказание, безопасность, противодействие, профилактика.

Keywords: corruption, education, bribery, official, responsibility, punishment, security, counteraction, prevention.

Аннотация: Коррупция несет в себе серьезную потенциальную угрозу национальной безопасности, демократии, нормальному полноценному функционированию экономики, образовательных учреждений. Повышенную опасность несет в себе коррупция в академической среде, поскольку возникает угроза массовой распространенности и системности. Оборот денежных средств в коррупционной среде ежегодно составляет около 5,5 млрд долларов. В связи с чем, необходимо определить и обосновать наиболее рациональные пути совершенствования нормативно-правовой базы контроля коррупции в системе образования.

Основным направлением проведенного исследования являются общественные отношения, отражающие значительные нарушения правовых норм и деформации морально-этнических основ и принципов общества, посредством совершения преступлений коррупционной направленности должностными лицами и негосударственными служащими, выполняющими управленческие функции, использующими свои полномочия в целях личного обогащения, причиняя значительный вред объектам национальной безопасности.

Целью данного исследования является определение авторского понятия коррупции как повторяющееся, находящееся в постоянном изменении, негативное социально-правовое явление, выражающееся в корыстном использовании должностными лицами и негосударственными служащими своего служебного, должностного положения с целью неправомерного получения денежных средств, нематериальных благ, имущества, либо права на имущество, причиняя вред интересам общества и государства, разрушая нормальные общественные отношения, способствующие реализации прав и законных интересов граждан.

Abstract: Corruption carries a serious potential threat to national security, democracy, the normal full functioning of the economy, educational institutions. Corruption in the academic environment is an increased danger, since there is a threat of mass prevalence and consistency. The turnover of funds in the corrupt environment is about 5.5 billion dollars annually. In this connection, it is necessary to identify and justify the most rational ways to improve the regulatory framework for controlling corruption in the education system.

The main focus of the study is public relations, reflecting significant violations of legal norms and deformations of the moral and ethnic foundations and principles of society, through the commission of corruption-related crimes by officials and non-governmental employees performing managerial functions, using their powers for personal enrichment, causing significant harm to national security objects.

The purpose of this study is to define the author's concept of corruption as a recurring, constantly changing, negative socio-legal phenomenon, expressed in the selfish use by officials and non-state employees of their official, official position for the purpose of illegally obtaining funds, intangible benefits, property, or the right to property, harming the interests of society and the state,

destroying normal social relations that promote the realization of the rights and legitimate interests of citizens.

Одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации является коррупция. Несмотря на свою многовековую историю, а именно попытки ее искоренения, коррупция свойственна экономической системе любого государства. Эта проблема преследует любое государство, обладающее сколь бы то ни было развитой экономикой и политическим аппаратом.

На сегодняшний день коррупция занимает одну из лидирующих позиций среди угроз национальной безопасности, что неоднократно подчеркивалось как в Стратегии национальной безопасности, так и в обращениях президента В.В. Путина. Естественно, проблема коррупции не остается без внимания. Государство активно применяет ряд мер, направленных на профилактику, противодействие и минимизацию ущерба, наносимого коррупционными правонарушениями. Эти меры представляют собой систематизированные действия, реализуемые на всех уровнях власти, урегулированные множеством отраслевых нормативных правовых актов. Особое место среди последних занимают документы стратегического планирования — особый вид документов, одни из которых определяют цели проводимой государством политики, другие содержат план проводимых мероприятий, исполнение которых поспособствует реализации поставленных целей, третьи же содержат прогнозы, представляя вероятные перспективы развития той или иной области, охваченной интересами государства. Иными словами, документы стратегического планирования -основа проводимой государством политики в той или иной области, в нашем случае в сфере противодействия коррупции. Они отражают как вызовы, стоящие перед Российской Федерацией в данной сфере, так и действия, направленные на их преодоление.

Коррупция представляет собой социально-негативное явление, способствующее возрастанию масштабов криминогенной ситуации, проникающая во все сферы жизне-

деятельности общества. Для общества даже самое ничтожное проявление коррупции является достаточно опасным, поскольку основой развития любого государства является сильное суверенное государство со своей мощной экономической, политической и социальной системой развития, устойчивой демократией, в котором предоставлены равные возможности для удовлетворения основных потребностей жизнеобеспечения граждан.

Основным направлением проведенного нами исследования являются общественные отношения, отражающие значительные нарушения правовых норм и морально-этнических предписаний, посредством совершения преступлений коррупционной направленности должностными лицами и негосударственными служащими, выполняющими управленческие функции, использующими свои полномочия в целях личного обогащения, причиняя значительный вред объектам национальной безопасности.

Рассматривая коррупцию как угрозу национальной безопасности страны, следует отдельно остановиться на коррупционных проявлениях, которые в тоже время являются и объектом противодействия. К ним можно отнести - взяточничество, протекционизм, лоббизм, незаконное распределение или присвоение ресурсов, незаконную приватизацию и пр.

В каждый исторический период времени коррупция претерпевает изменения, связанные с исторической обусловленностью, прагматичностью, рациональностью данного феномена; недостаточной эффективностью антикоррупционных мер привлечения к ответственности; наличием пробелов в нормах законодательства, регулирующих сферу образования; недостаточно развитая система выявления коррупционных преступлений в системе образования; латентный фактор преступности данной направленности, сопряженный с низким уровнем правосознания и недостаточностью противодействия коррупции и сопутствующим ей преступлениям.

Законодательное регулирование уровня коррупции в академической среде является необходимым фактором пресечения коррупционной преступности для обеспечения полноценных условий работы в системе образования и представляет собой деятельность множества официальных и неофициальных субъектов в лице правоохранительных органов и экспертных комиссий, общественных объединений по проведению мероприятий, направленных на выявление основных причин и условий совершения преступлений данной направленности. Тем, что коррупция во все времена процветает в нашей стране обусловлено тем фактором, что искоренить это явление полностью не получается в связи с наличием недостаточного уровня законодательного контроля за преступлениями подобной направленности.

Стабильность коррупционного феномена обусловлена сочетанием позитивных и негативных факторов способствующих росту преступлений данной направленности, наличием пробелов в нормах административного и уголовного законодательства, дающих возможность должностным лицам совершать преступления и оставаться безнаказанными, наличием иных объективных и субъективных факторов, создающих препятствия правоохранительным органам раскрывать, расследовать и привлекать к уголовной ответственности.

Если говорить о механизмах социального контроля, то наилучшим показателем эффективности их применения является проведение социальных опросов среди работников системы образования в целях выявления уровня латентности преступности коррупционной направленности. Деятельность экспертных независимых объединений, направленная на выявление несовершенств в нормах законодательства, имеет важное значение для повышения эффективности механизмов борьбы с коррупцией в системе образования, но сдерживающие факторы, такие как неопределённость статуса экспертов, слабая административная и уголовная база, наличие множества детерминантов коррупционной преступности, слабая правовая развитость сознания человека, быстрая подверженность студента психологическому воздействию преподава-

теля - способствует существенному ослаблению механизмов их социального контроля в системе образования. Необходимость постоянного комплексного проведения мер по предупреждению и профилактике преступлений коррупционной направленности подтверждается уровнем развитости коррупции в нашей стране.

Предупредительные механизмы воздействия должны быть направлены на воспитание правового сознания граждан, формирование мощного демократического фундамента, антикоррупционного воспитания современной молодежи, закрепление в нормах законодательства основных принципов осуществления экспертной деятельности и общественного контроля, вести постоянный учет индекса коррумпированности в системе образования, сравнивать различные субъекты, образовательные учреждения по уровню процветания преступлений коррупционной направленности.

На основании проведенного исследования можно прийти к выводу, что коррупция социально-негативное явление, отрицательно сказывающееся на тенденциях развития общества, способствующая деформации общества и иным деструктивным процессам в нем, разрушению государственного аппарата и системы правовых отношений различными деструктивными проявлениями в области управления, которые выступают своего рода отклонениями от социально-правовых отношений и заключаются в использовании субъектом своих полномочий вопреки законным интересам общества и государства.

В социологической науке коррупция представляет собой отказ от установленных стандартов поведения субъектов управленческих структур ради извлечения личной выгоды. Коррупция порабощает слаженные и развивающиеся общественные отношения, порождается двумя или более лицами, которые совершают подмену отношений путем успешной трансформации денег и власти, обходя установленный порядок поведения и нормативно-правовые процедуры, подменяя их личной заинтересованностью.

Коррупция, как явление, развивается вместе с обществом, претерпевает этапы исторического, социального, культурного

развития, вытекает из конфликтов между представителями различных конфессий, являющиеся носителями противоположных ценностей в обществе и порождающих конфликтные ситуации в обществе, способствующие процветанию коррупции.

Согласно проведенному исследованию мы можем сказать, что коррупция выступает характеристикой болезненного и деформированного состояния общества с явно выраженными, отклоняющимися от социальных норм, отношениями. Коррупция характеризуется всеми негативными признаками, позволяющими рассматривать ее как негативное социальное явление. Коррупция оказывает воздействие на общественное мнение, способствует формированию определенных морально-нравственных установок и определенных критериев.

С правовых позиций коррупция рассматривается как отклонение от общепринятых норм права, допущение произвола при реализации своих полномочий и незаконном использовании ресурсов государства. Гораздо чаще коррупцию рассматривают как деятельность лица, занимающего определенную должность, осуществляющего официальные закрепленные за ним полномочия на доверительных началах, неправомерно использующего свое положение, совершающего действия, направленные на получение прибыли и причиняющие вред интересам службы и общества.

Изучив разностороннее мнение авторов и исследования в данной области, мы можем сформулировать признаки коррупции как негативного социального явления:

- совершая преступления коррупционной направленности, субъекты наносят серьезный ущерб авторитету публичной власти и способствуют разложению общественных ценностей;

- активируется процесс деформации системы управления органами государственной власти, коммерческих структур и организаций;

- деятельность должностных лиц и специальных негосударственных субъектов, обладающих властными управленческими функциями, направлена на извлечение личной выгоды и наличия корыстной заинтересованности;

- постоянное совершенствование форм использования виновными субъектами своих должностных и служебных полномочий вопреки общественным и государственным интересам.

Например, получение взятки - одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Постоянные изменения, происходящие в системе образования, направленные на модернизацию и реконструкцию, обосновывают необходимость совершенствования законодательной базы с целью понижения коррупциогенной академической среды и создания эффективной, реально действующей нормативно-правовой базы. Противодействие коррупционным преступлениям -это осуществляемая специально уполномоченными на то органами правоохранительной системы, государственными органами, общественными объединениями, деятельность, направленная на:

1) выявление, раскрытие и расследование преступлений коррупционной направленности;

2) проведение профилактических и предупредительных мероприятий с целью устранения причин совершения преступлений коррупционной направленности;

3) ликвидацию последствий причинённого вреда и минимизацию коррупционных рисков.

Согласно ФЗ № 273 «О противодействии коррупции», деятельность, направленная на предупреждение и профилактику коррупционных ситуаций и устранения причин и условий, способствующих порождению коррупционных желаний, ведущих к совершению преступлений данной направленности, является приоритетной программой государственной политики, реализация которой возложена на уполномоченных субъектов. Нормативная основа профилактических направлений заложена в ФЗ №172 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов».

Проведение анкетирования и соцопро-са, привели нас к выводу, что работники системы образования оценивают антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов, как самый эффективно действующий инструмент, направленный на устранение коррупционных пробелов в нормах законодательства. Почти 80% опрошенных преподавателей и студентов считают, что антикоррупционная экспертиза позволяет устранить проявления коррупции уже на стадии разработки норм законодательства, тем самым ликвидируя возможность пользования возникающими пробелами, способствуя разработке стратегии противостояния захвата власти путем лоббирования законопроектов, инициируя запуск эффективного механизма социального контроля любых проявлений коррупции1.

Согласно данному федеральному закону общественные объединения, институты гражданского общества могут производить антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов за собственные средства. Результаты произведенной экспертизы не носят обязательный характер, а представляет собой действенный механизм рекомендательного воздействия. Производство антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов при производстве лицензирования, аттестации и аккредитации в высших учебных заведениях, носит так же рекомендательный характер, но способствует эффективному запуску механизма устранения коррупционных пробелов.

Производство подобной экспертизы оценивается экспертами достаточно высоко: производство лицензирования одной специальности оценивается в 50-150 тыс., а нескольких специальностей 200-500 тыс. руб. Аккредитация вуза от 300 тыс. до 1,5 млн руб. Согласно ФЗ «Об образовании в РФ», общественная профессиональная аккредитация осуществляется на добровольных началах, дополнительных обязательств со стороны государства не требуется. Сведения, полученные в результате антикор-

1 Архипов М.А., Хачатрян А.В., Милова И.Е. К вопросу об истории развития уголовно-правового противодействия в сфере борьбы с коррупционными проявлениями в спорте. Актуальные проблемы правоведения. - 2020.- №1 (65). С. 25-30.

рупционной экспертизы, не являются обязательными для исполнения и носят рекомендательный характер. Но, довольно часто, производство экспертизы в области лицензирования, аттестации и аккредитации и дача рекомендательного заключения добровольными объединениями, является наглядным примером игнорирования выводов эксперта руководящими лицами, либо дача ими не мотивированного ответа.

Множество общественных объединений таких как «Учитель», «Здравомыслие», «Экспертный совет», постоянно проводят добровольную общественную экспертизу Федерального закона «Об образовании в РФ», результаты сформулированной ими экспертизы официально не опровергаются, однако изобилуют ссылками на нормы того же Закона, указывая на правомочность подчеркнутого экспертами нормативного акта. Согласно данным Минюста России от 2020 г., в различные структуры госуправления поступило 95 заключений независимых экспертных объединений, из которых приняты к сведению - 41 заключение, остальные опровергнуты или даны недостаточно мотивированные ответы, а в субъекты поступило - 126 заключений, из которых рассмотрены 57. Согласно проведенному исследованию на сегодняшний день в стране функциональную активность проявляют 8%

аккредитованных экспертных объедине-

"2 ний2.

Проведенное исследование наглядно показывает, что в антикоррупционном законодательстве существуют множество пробелов, создающих препятствия для развития социальной базы противодействия коррупции:

- необходимо законодательно закрепить значение произведенной работы независимыми экспертами, придать их заключению определенную процессуальную форму выражения;

- необходимо определить механизм рассмотрения результата экспертизы и за-

2 Пономарев Д.А. Коррупция и организованная преступность как современные формы социальной и правовой девиантности в условиях глобализации (уголовно-правовой и криминологический анализ): автореферат дис. ...канд. юрид. наук: 12.00.08 / Правовая акад. - Москва, 2005. - 32 с.

крепить форму мотивированного ответа на полученное экспертное заключение;

- необходимо установить ответственность в случаях игнорирования руководителями соответствующих учреждений результатов производства независимой экспертизы.

Согласно проведенному исследованию считаем необходимым дать рекомендацию законодательным органам Российской Федерации принять поправки к уже действующим нормам законодательства:

- все сведения, полученные при проведении независимой аккредитации общественными объединениями, должны обязательно учитываться и закладываться в основу при проведении государственной аккредитации, соответствующую поправку необходимо внести; в п. 8 ст. 96 ФЗ «Об образовании в РФ»;

- внести в строго установленные сроки рассмотрения экспертного заключения направленной определённой структуре по результатам производства лицензирования, аккредитации. Направить в 30-дневный срок мотивированный ответ общественной независимой экспертной комиссии, за исключением случаев, когда в заключении отсутствуют определенные предложения о способе устранения основных причин и условий возникновения коррупциогенных факторов.

- рекомендовать Министерству образования Российской Федерации создать официальный портал поступления заключений независимых экспертов, рассматривать данные заключения на конкурсной основе с последующим обязательным размещением на официальном сайте результатов рассмотрения. Федеральный закон «О противодействии коррупции» помимо комплекса предупредительных и профилактических мероприятий включает еще систему мер, предусматривающих административную и уголовную ответственность за коррупционные деяния.

Целью уголовного наказания является восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение факта совершения новых преступлений, следовательно, согласно социальной практике, чувство страха, возникающее у

человека перед разоблачением и последующим привлечением к ответственности путем назначения справедливого наказания, формирует апатию к совершению коррупционных посягательств, и претерпеванию должностному лицу вида наказания как лишения права занимать определенную должность. Следовательно, необходимо предусмотреть в ФЗ «О противодействии коррупции», виды наказания, назначаемые при совершении коррупционных преступлений, что позволит снизить число «коррумпированных личностей» в сфере образования и послужит своего рода сдерживающим фактором1.

Результаты социального опроса потенциальных взяткополучателей (16%) (преподавателей, работников сферы образования, должностных лиц) показали, что ужесточение правовых санкций не представляет собой достаточно действенный механизм борьбы с коррупционными преступлениями, однако потенциальные жертвы коррупционной преступности (71,25%) (студенты), в подавляющем большинстве своем, поддерживают подобную позицию, считая, что введение правовых санкций создадут определенные трудности при вымогательстве взяток работниками вузов. Санкции за преступления коррупционной направленности предусмотрены в нормах уголовного законодательства в главе 30 УК РФ - «Преступления против государственной власти», в главе 23 УК РФ - «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». В процессе исследования обратим внимание на ст. 290 УК РФ «Получение взятки», где субъектом преступления является должностное лицо, характеристика которого дается в примечании к ст. 285 УК РФ, согласно которому должностным лицом является лицо, осуществляющее временно, постоянно, по специальному назначению организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в госорганах, органах местного самоуправления, в муниципальных образованиях.

1 Ахмедханова С.Т. Коррупция как социальное явление, порождающее негативные тенденции в обществе // Современный ученый. - Москва, 2021. С. 123-127.

Субъектом преступления в ст. 204 УК РФ является лицо, осуществляющее хозяйственно - распорядительные и властно -управленческие функции в коммерческой организации. Согласно данным определениям все перечисленные функции по осуществлению административно-хозяйственных и властно-управленческих велений единолично исполнительным органом, членом совета директоров, должностным лицом не относится к характеристике преподавателя вуза. Сложность вызывает применение к простым преподавателям таких понятий как осуществление организационно -распорядительных функций, направленных на руководство коллективом, подбирание и расстановка кадров, поддержание дисциплины, применение мер поощрения, либо наложение взысканий дисциплинарного ха-рактера1.

А согласно постановлению Пленума Верховного суда № 6, субъектами получения взятки не могут быть простые работники государственных органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, осуществляющие в них обязанности, не относящиеся к управленческим или хозяйственно распорядительным. Так возникает вопрос: как же привлечь к уголовной ответственности преподавателей вуза, поскольку в рамках уже существующего уголовного законодательства не предусмотрена возможность их привлечения.

Но в этом же постановлении есть небольшое отступление, в соответствии с которым организационно-распорядительными функциями являются определенные полномочия лиц, направленные на принятие решений, имеющих юридическое значение и последствия. К таким решениям принято относить, если говорить о деятельности преподавателя, прием экзаменов, выставление оценок экзаменационной комиссией. У преподавателей множество и других профессиональных обязанностей, позволяющих им совершать преступления коррупционной

1 Зварыгин В.Е., Кондаков А.С. Уголовно-правовые проблемы привлечения к ответственности за преступления коррупционной направленности на примере коммерческого подкупа Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. -2021. -Т. 31.- № 4. С. 647-653.

направленности, например, написание курсовых, дипломных работ за денежное вознаграждение, выставление оценок за зачеты, экзамены, контрольные работы, за многочисленные пропуски2.

В получении качественного образования заинтересованы практически все участники образовательного процесса: и институты гражданского общества, и участники образовательного процесса, и каждый индивид в отдельности, все они понимают пагубность такого негативного явления как коррупция в системе образования. С таким приростом преступлений коррупционной направленности мы рано или поздно окажемся в ситуации, когда просто не останется никого, кого можно обучить хоть чему-то. В первую очередь необходимо поднять уровень правового воспитания современной молодежи, чтоб они научились отстаивать их законные права и интересы, обеспеченные Конституцией РФ, в том числе и право на бесплатное получение образования.

Основным фактором распространения негативного явления служит низкая правовая грамотность населения и пассивное поведение при возникновении обстоятельств, порождающих коррупционную активность. Воспитание правового сознания, активизация социальной базы противодействия любым проявлениям преступлений коррупционной направленности, выработка правил поведения в демократическом обществе, по нашему представлению, выступят действенными мерами профилактики преступных деяний. В этом направлении нами предлагаются меры профилактического воздействия, использование которых позволит хоть как-то преодолеть это негативное явление: введение в систему образования дисциплины по противодействию преступлениям коррупционной направленности с сопроводительным учебно-методическим обеспечением, включающим определенные разделы, связанные с изучением нормативно-правовых актов (ФЗ № 273 «О противодействии коррупции»), социально-эконо-

2 Суханова К.А. Уголовно-правовое противодействие коррупции в России: ретроспективный анализ // Новые научные исследования. Сборник статей Международной научно практической конференции: в 2 ч.- Пенза, 2021. С. 134-136.

мических факторов, выступающих в качестве детерминантов коррупционной преступности; изучение негативных факторов, обусловленных коррупцией и их влияние на экономическое благосостояние и общественную стабильность; ознакомление с видами ответственности в случаях совершения правонарушений, либо преступлений коррупционной направленности; изучение механизмов коррупционного маховика и разработка комплекса мер противодействия.

Согласно исследованию, можно прийти к выводу, что множество преступлений коррупционной направленности остаются за рамками поля уголовного законодательства, следовательно, необходимо внести определенные корректировки и рассмотреть примечание уже действующей статьи 285 УК РФ в следующем содержании:

- должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные и профессио-

нальные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. А примечание статьи 201 УК РФ изменить и дополнить следующим содержанием:

- выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях настоящей главы, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные и управленческие функции в этих организациях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Архипов, М.А., Хачатрян, А.В., Милова, И.Е. К вопросу об истории развития уголовно-правового противодействия в сфере борьбы с коррупционными проявлениями в спорте. Актуальные проблемы правоведения. - 2020.- № 1 (65). С. 25-30.

2. Арямов, А.А., Руева, Е.О. Противодействие коррупции в условиях цифровизации: отечественный опыт / «Российский следователь», 2021, N 8. СПС «КонсультаетПлюс».

3. Ахмедханова, С.Т. Коррупция как социальное явление, порождающее негативные тенденции в обществе // Современный ученый. - Москва, 2021. С. 123-127.

4. Бочкарев, С.А. Коррупция вне сроков исковой давности / «Законность», 2021, N 2. СПС «КонсультантПлюс».

5. Быцко, И.А., Котова, А.Н., Ведерникова, А.В. Коррупция, как один из факторов, тормозящих развитие экономики России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 5 [Электронный ресурс] - URL: https://ekonomika.snauka.ru/2012/05/982 (дата обращения 24.01.2022).

6. Губайдуллина, Э.Р. Современная мировая практика осуществления антикоррупционной деятельности (на примере Соединенных Штатов Америки) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 10 [Электронный ресурс] - URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/10/16706 (дата обращения: 24.01.2022).

7. Зварыгин, В.Е., Кондаков, А.С. Уголовно-правовые проблемы привлечения к ответственности за преступления коррупционной направленности на примере коммерческого подкупа Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. - 2020. - Т. 31. -№4. С. 647-653.

8. Как оценить коррупционные риски в учреждении? (Смолева М.Е.) («Руководитель автономного учреждения», 2019, N 11) СПС «КонсультантПлюс».

9. Кораблева, Н. Профилактика коррупционных правонарушений в учреждении: меры, предусмотренные законодательством / «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2021, N 10. СПС «КонсультантПлюс».

10. Куракин, А.В., Сухаренко, А.Н. Противодействие коррупции в условиях пандемии коронавируса / «Российская юстиция», 2021, N 1. СПС «КонсультантПлюс».

11. Минтруд о предупреждении коррупции в организациях (Давыдова Е.В.) («Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», 2019, N 10) СПС «Консультант-Плюс».

12. Орлова, О.К. Борьба с коррупцией в разных странах // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 1 [Электронный ресурс] - URL: https://eko-nomika.snauka.ru/2018/01/15674 (дата обращения 26.01.2022).

13. Пономарев, Д.А. Коррупция и организованная преступность как современные формы социальной и правовой девиантности в условиях глобализации (уголовно-правовой и криминологический анализ): автореферат дис. ...канд. юрид. наук: 12.00.08 / Правовая акад. - Москва, 2005. - 32 с.

14. Суханова, К.А. Уголовно-правовое противодействие коррупции в России: ретроспективный анализ // Новые научные исследования. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч. - Пенза, 2021. С 134-136.

15. Ямилов, Р.М. Непотическая экономика: непотические отношения в экономике // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 8. [Электронный ресурс] -URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/08/9542 (дата обращения: 25.01.2022).

Дата поступления: 28.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.