ПЕДАГОГИКА ТРАДИЦИЙ
УДК 372.32:373.21
И. Н. Соринкина
РАСТИМ ЮНОГО ТУРИСТА
Статья раскрывает опыт работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию осознанного, бережного отношения к природе. В статье представлены проект «Земля - наш общий дом» и готовый продукт проекта -сценарий досуга с детьми старшего дошкольного возраста.
The article reveals the experience of work with children of pre-school age in the upbringing of a conscious and solicitous attitude to nature. The article presents the project «the Earth is our common house» and the finished product of the project scenario leisure with children of senior preschool age.
Ключевые слова: экология, дошкольник, проект, детский туризм, природа, Земля, экскурсии, познание мира, досуг, практическая деятельность.
Keywords: ecology, preschool project, the children's tourism, nature, the Earth, excursions, cognition of the world, leisure, practical activities.
С самого раннего возраста дети проявляют интерес к путешествиям. Детский туризм - это возможность самостоятельного познания мира ребенком. Он включает в себя не только отдых, но и образовательную часть, и воспитательную. Детский организм способен впитывать информацию как губка, именно поэтому образовательный детский туризм так необходим ребенку.
Детский туризм - интересный вид досуга для детей: это познавательные экскурсии, расширение кругозора и масса впечатлений для детей всех возрастов. Сегодня природа, как никогда, нуждается в защите и охране, в бережном к ней отношении, а без любви к ней всё это крайне затруднительно, даже почти невозможно. Охрана окружающей среды должна стать ведущей темой в воспитательной работе с юными туристами. Каждый турист должен быть не только потребителем природных ресурсов, но и созидателем, борцом за то, чтобы богатейшая природа могла существовать и служить многим поколениям людей.
Известно, что любовь к природе должна прививаться с раннего детства. С малых лет надо убеждать детей в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему живому, учить их видеть красоту природы, думать о красоте. И чем раньше маленький человек познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного.
Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдется без нас, а вот мы без нее - нет. Сохранение природы - необходимое условие существования человеческого общества.
Как же заинтересовать детей? Как научить видеть, чувствовать и беречь красоту природы? Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т. е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность - создать
условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Наша задача - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
С целью становления у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и воспитания бережного отношения к Земле -своему дому - был разработан проект «Земля - наш общий дом».
Предполагаемый результат работы по проекту:
• воспитать любовь к Природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия);
• научить детей сопереживать её бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности);
• научить грамотно защищать природу и бороться за её сохранение (через практическую общественную деятельность).
Этапы реализации проекта
1. Подготовительно-диагностический этап:
• сбор информации о состоянии экологического воспитания детей;
• определение уровня развития ребёнка через дидактические, экологические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций;
• опрос родителей, сбор анализа;
• наблюдения;
• работа с документацией.
2. Основной практический этап
Практическая направленность работы по проблеме:
• проведение тематических, комплексных НОД;
• наблюдения в повседневной жизни;
• консультации на тематических педсоветах;
• работа с родителями;
• изготовление эколого-дидактических игр, экологических зон в группе; наглядности;
• целевые прогулки, экскурсии в природу.
Готовый продукт - конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Земля - наш общий дом».
Цель - воспитание бережного отношения к Земле - своему дому. Научить видеть красоту Земли и воспитывать желание беречь ее.
Задачи
Образовательные:
- формирование понимания ребенком того, что Земля - наш общий дом, а человек - часть природы;
- формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения.
Развивающие:
- пробуждение интереса к жизни животных, растений, развитие желания узнать новое об их жизни, стремления помогать и заботиться о них;
- развитие умения отличать мусор, легко разлагающий в природе, от мусора, который долгое время не разлагается и загрязняет природу.
Воспитательные:
- воспитание желания общаться с природой, не загрязняя ее, руководствуясь во время общения специально предусмотренными для этого правилами, желания познакомить с этими правилами друзей, родителей.
Оборудование: диск с видеороликом и презентацией, маски птиц и зверей, топор, квадратные, прямоугольные и треугольные мягкие модули, три контейнера (желтый, красный, зеленый), мусор (бумага, полиэтилен, остатки пищи, пластмасса), голубая ткань, удочки, игра «Рыбалка», обручи - 8 шт., стаканчики -8 шт., лейки - 2 шт., цветы - 8 шт., пчелки, сделанные детьми из рулончиков от туалетной бумаги, картонные бабочки, опутанные нитками.
Ход досуга
Видеоролик «Наша планета Земля».
Ведущий. Какая же все-таки прекрасная и удивительная наша планета, и я приглашаю вас попутешествовать, закрывайте глаза (на мультимедийной установке появляется картинка «Лес»), и первой остановкой будет... Как вы думаете, куда мы попали?
Дети: Лес!
ОСТАНОВКА «ЛЕС»
Экологическая ситуация «Если не станет деревьев?»
(Мальчики - деревья, девочки - птицы и звери, 2 лесоруба.)
Ведущий. Жил был лес, и в лесу росло много деревьев. (Мальчики становятся деревьями и встают по всему залу.) Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. (Девочки надевают маски птиц и зверей по выбору.) Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило. Стал человек тогда вырубать лес.
2 ребенка-«лесоруба» берут топоры.
Лесорубами мы стали,
Топоры мы в руки взяли,
И, руками сделав взмах,
По полену сильно - бах!
И начинают рубить деревья. «Срубленные деревья садятся», а птицы и звери перебегают за оставшиеся деревья. И так, пока деревьев не останется.
Ведущий. Лесорубы срубили все деревья. Птицам и животным стало негде жить. И ушли они из нашего леса далеко. А как вы думаете, что же будет, останется лес жить дальше или умрет?
Дети. Умрет. Животные помогают расселяться растениям. Из запасов орехов, сделанных белками, птицами, вырастают новые хвойные деревья. Птицы поедают насекомых, вредных для деревьев, запасают семена растений.
Ведущий. Да, не только лес дает животным и птицам пропитание и жилье, но и они помогают лесу, и жить друг без друга они не смогут. Давайте поиграем в игру «Птица без гнезда», и тогда мы сможем понять, как плохо, когда у тебя нет дома.
Игра «Птица без гнезда» (проводится 3-4 раза)
Играющие делятся на пары и встают в большой круг, на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, - гнездо, второй за ним - птица. В центре круга чертят небольшой кружок - там водящий. Он считает: «Раз... » - игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на пояс. «Два... » - игрок-птица кладёт руки на плечи впереди стоящему, т. е. птица садится в гнездо. «Три... » - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего: «Все птицы по домам!» -каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т. е. встать за иг-
роком-гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнёзд. При повторении игры дети меняются ролями. Птицы вылетают только на счёт «три». Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.
Ведущий. Я хочу рассказать вам один случай, который произошел в лесу.
Вова и Полина гуляли по лесу с бабушкой и увидели муравейник.
- Давай посмотрим, что там внутри,- сказал Вова.
- Давай,- сказала Полина.
Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Подошла бабушка и спросила, что они делают. Дети говорят:
- Бабушка, а мы смотрим, как муравьи живут.
Как вы думаете, бабушка должна похвалить детей за то, что они такие любознательные, или сказать им что-то другое?
Дети. Нельзя разорять муравейники. Муравьи приносят пользу. Они очищают лес. Уничтожают насекомых-вредителей. Эстафета «Построй муравейник»
Дети делятся на две команды. Рядом с каждой командой лежат квадратные, прямоугольные и треугольные мягкие модули. По сигналу дети, стоящие первыми, берут один модуль и бегут в конец зала. Затем каждый ребенок из команды тоже переносит по одному модулю. Когда вся команда выполнит задание, начинают строить муравейник.
Ведущий. Прогулялись мы с вами по лесу, подышали свежим воздухом, а давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу. 1-й ребенок:
Если в лес пришли гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь. Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай Мусор с травки убирать,
2-й ребенок:
Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять; Ты пришёл не убивать! Бабочки пускай летают, Ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу - всего лишь гость. Здесь хозяин - дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги!
Ведущий. Наше путешествие продолжается, закрывайте свои глазки (на мультимедийной установке появляется картинка «Река»), и куда же мы попали на этот раз? Дети. На речку! ОСТАНОВКА «РЕКА»
(Ведущая превращается в реку - накидывает на плечи голубую ткань):
Я болею, я мелею, погибаю, умираю,
У меня беда - грязная вода.
Люди, как не стыдно вам,
Набросали всякий хлам:
Доски и опилки, ведра и бутылки.
Не ступить ногой на дно,
Все засорено оно.
Мертва речная гладь,
Даже чаек не видать.
Улетели птицы от такой водицы.
Окуни и судаки все уплыли из реки,
Не увидишь и ерша, так вода нехороша.
А заводы, не спросясь, льют и льют
В водицу грязь.
Стравила химия, умираю, гибну я... Река. Дети, можете ли вы помочь мне? А как? Дети. Очистить ее от мусора, не бросать мусор в воду... Река. Так скорее выходите и в беде мне помогите. Аттракцион «Кто скорее почистит речку»
(Дети собирают мусор в три контейнера. Пластмассу и полиэтилен в красный контейнер, бумагу - в желтый, остатки пищи - в зеленый.)
Чистая речка. Спасибо, мои маленькие друзья, за помощь. Я никогда этого не забуду и отблагодарю вас. Вода моя теперь стала чистая, и в ней вновь поселилась рыба, попробуйте ее поймать.
Игра «Рыбалка»
Ведущий. Все мальчики очень любят рыбалку, но нельзя забывать, что для этого есть разрешенное время и слишком много ловить рыбы нельзя.
(Дети садятся вокруг реки на стулья и ловят удочками рыбу. 4-6 человек.)
Ведущий: Наше путешествие продолжается, закрывайте свои глазки (на мультимедийной установке появляется картинка «Луг»). Вот выходим мы на луг. Тысяча цветов вокруг! Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр И направо и налево.
Ведущий. Я предлагаю вам посадить цветы. Эстафета «Посади цветок» Количество игроков: 2 команды по 4 человека. Дополнительно: 8 обручей, 2 ведра, 2 лейки.
1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает семечко» (кладет стаканчик в обруч).
3-й участник «поливает» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «сажает цветок в стаканчик».
5-й участник «раскладывает нектар».
Ведущий. Как же красиво стало у нас на лугу, и цветы уже выделили много нектара. А кому нужен нектар и зачем?
Дети. Пчелам, чтобы делать мед, нужен нектар. А мед такой полезный, вкусный.
Ведущий. Целый день пчелки летают по цветкам, собирают нектар. Насколько это трудно, вы убедитесь, сыграв в игру. Игра «Пчелки» Пчёлы гудят, В поле летят, С цветка на цветок -Собирают медок.
(Дети берут в руки пчелок на ниточках, сделанных из рулончиков от туалетной бумаги, с цветов собирают нектар, кладут внутрь рулона и несут в обруч в конце зала.)
Ведущий. Бабочки - самые прекрасные создания на земле. А некоторые ловят их просто для коллекции, тогда как живые бабочки радуют людей долго. Вот кто-то наловил бабочек для этой цели. Давайте поможем им, выпустим их на волю. Игра «Освободи бабочку»
Бумажные бабочки опутаны ниточками. Задание: дети «освобождают» бабочек. Участвуют все дети.
Ведущий. Ребята, понравилось вам путешествие? Сколько красивого, интересного мы увидели. Земля - не только наш дом, но и для всех животных, растений тоже является домом. И мы должны беречь ее, сохранять ее богатства и не обижать всех ее обитателей.
Дети встают полукругом и читают по одной строчке из стихотворения:
Давайте будем беречь планету, Во всей Вселенной похожей нету. Во всей вселенной только одна, Для жизни и дружбы она нам дана. Давайте будем беречь планету, Другой такой на свете нету! Развеем над нею и тучи, и дым, В обиду её никому не дадим! Беречь будем птиц, насекомых, зверей. От этого станем мы только добрей. Украсим всю Землю садами, цветами, Такая планета нужна нам всем с вами!