Научная статья на тему 'Рассуждение о мире и войне (извлечение)'

Рассуждение о мире и войне (извлечение) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
464
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Малиновский В. Ф.

В этом номере журнала читателю предоставляется уникальная возможность ознакомиться с ранее не опубликованными материалами работы Василия Федоровича Малиновского (1765-1814 гг.) русского дипломата, публициста, просветителя, первого директора Царскосельского лицея и автора интереснейшей работы «Рассуждение о мире и войне», первая часть которой была написана в Англии, в Ричмонде, близ Лондона, в 1791 г, а вторая в Белозерске, под Петербургом, в России. Первая и вторая части были опубликованы в 1803 г. в Санкт-Петербурге. До недавнего времени часть третья, завершенная Малиновским, оставалась неизвестной. Ее рукопись хранится в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге и была впервые опубликована в Польше Е. Сков-ронеком (Skowronek J. Rozwasania o pokoju i wojne Wasyla F. Malinowskiego // Teki archiwalne. 1978. No. 4. C. 30-53). Польский перевод появляется в Приложении III к работе Адама Ежи Чарторыйского (Pamiçtniki i Memoriafy Polityczne: 1776-1809. Warszawa, 1986. С. 567-599). Текст, приведенный ниже, является первой публикацией труда В. Ф. Малиновского в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рассуждение о мире и войне (извлечение)»

ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ

Юридическое наследие

В. Ф. Малиновский

РАССУЖДЕНИЕ О МИРЕ И ВОЙНЕ

(извлечение)1

f

В этом номере журнала читателю предоставляется уникальная возможность ознакомиться с ранее не опубликованными материалами работы Василия Федоровича Малиновского (1765—1814 гг.) — русского дипломата, публициста, просветителя, первого директора Царскосельского лицея и автора интереснейшей работы «Рассуждение о мире и войне», первая часть которой была написана в Англии, в Ричмонде, близ Лондона, в 1791 г, а вторая — в Белозерске, под Петербургом, в России. Первая и вторая части были опубликованы в 1803 г. в Санкт-Петербурге. До недавнего времени часть третья, завершенная Малиновским, оставалась неизвестной. Ее рукопись хранится в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге и была впервые опубликована в Польше Е. Сков-ронеком (Skowronek J. Rozwasania o pokoju i wojne Wasyla F. Malinowskiego // Teki archiwalne. 1978. No. 4. C. 30—53). Польский перевод появляется в Приложении III к работе Адама Ежи Чарторыйского (Pami^tniki i Memoriafy Polityczne: 1776—1809. Warszawa, 1986. С. 567—599), с аннотациями и комментариями. Текст, приведенный ниже, является первой публикацией труда В. Ф. Малиновского в России.

Материал подготовил: Уильям Эллиотт Батлер, заслуженный профессор права Школы права Дикинсон Университета штата Пенсильвания (США), арбитр Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ (William Elliott Butler, the John Edward Fowler Distinguished Professor of Law, Dickinson Law, Pennsylvania State University, ICAC arbitrator).

4/2019

в

ЕСТНИК В. Ш. Малиновский

УНИВЕРСИТЕТА Рассуждение о мире и войне [извлечение]

249

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

Tekst zrödiowy

1801-1803, Jass-y, Petersburg - Notatka W. F. Malinowskiego о samostanowie-

niu narodöw jako podstawie niezaleznego politycznego bytu narodöw

Archiv Wnieszniej Poliiyki Rossii Zespöt: Kancelaria, wl, 7869, k. 3-32 Oryg., rkps

Рассуждение о мире и войне

I. Право народов

[к. 4] Цель 'сотворения есть природное право человека. Общественные положения не переменяют сей цели сотворения, но ведут к оной тою же стезею, вместо одного — многих человек, в сожительстве своем именующихся народом.

Одни побуждения человека и народа и потому одни им права. Как многие нераздельные составляют тело одного народа, так целые народы в своём множестве отношениями сходства составляют общество, которому приличны одинакие правила и основания поступков.

Право народо-в столь же существенно принадлежит африканцам и азятцам, как европейцам, с единою разностью, что сии по просвещению своему точнее их изяснить могут и в действо привести по непрерывному между собою сообщению и потому европейские народы составляют одно общество. Всякому народу свойственна любовь к себе и в том есть мудрость сотворения, что оно в овоем существе заключает и средства своей цели. Любовь народа к самому себе столь природна, что обращается в страсть не разделенных его. Далее -от порицания она есть источник всякой добродетели и достойна всякого одобрения, но ' поколику страсть имеет нужду управляться мудростью [ssj.

Целый народ столь же пристастен сам к себе, как и один человек и предаваясь своей воле без обуздания, будет созидать [s] свое счастье со вредом другого, но целому народу как и частному человеку принадлежит собственное управление согласно [s] с волею общею. Каждый

б ~0

Е

X m П

К

m

НАСЛЕДИЕ

>

4/2019

ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ^ЕСТНИК

е=01-1 ПРЕЛОМЛЕНИИ ^"ЖЖЕЙ

ПРЕЛОМЛЕНИИ университета

Лгни-агаша о роксуи 1 »суше Was^'!a Р. МаНпо\тек^о 31

человек сам лучше другого знает, что ему надобно и как достигнуть 'своей цели, равно и каждый народ. Война составила из народов политические неестественные смешения и разделения, которые делают насилие природе, в овое время воспринимающей свои права. Права природные человека сут побуждения оной и потому они и в продажном рабе действуют, но только в отрицательном смысле, по двум началам жизни — добра и зла [к. 5] прежде заботится человек избавиться от погибели а потом о благосостоянии.

Рабство не истребляет побуждения природы, но ограничивает оныя до свойственному человекам [з] покорению себя необходимости, которое продолжением обращается в привычку.

Народы двух крайностей климата довольны и тем малым оных по времям облегчением, которое для других несносно. Сама природа приучает к рабству? Так, но не оправдывает оное; а дает волю освободиться. Осуждает ли она человеков И жить в стране зверей? Нет, они же туда друг друга загнали.

Населению неудобно обитаемых стран война -причиною; потом от свойства их составленный образ жизни делается привычкою, приятнее инаго лучшего. Но се только в пример рабства и понятия о том как человек или народ привыкает к состоянию -необходимости удерживаясь или неизвестностью или страхом зла. Воображение рождает .в человеке неестественный [в] желания, к которым прирюда не снабдила его силами и потому он достижением их порабощается.

К общей свободе верное средство — общая простота и природность житья, чтобы с одной стороны не было выгоды к утеснению, и с другой — нужды в терпении онаго.

Нынешное состояние со всем лишенное сей простоты и природности, награждает -оныя просвещением, противоборствующим напрасному терпению. Ся пчелоподобная торговля собирает произвольную дань с народов независимых, разделяя им разсеянные дары природы:. Се учение соединя[ю]щее мысли и чувствования различных народов пости-жает И тиранство и заставляет уважать взаимный права.

Но еще война удерживает своим страхом цепь порабощения -народов; Ь- общим миром освобожденные ь- народы в слабости своей найдут необходимость сохранить оный и подкреплять взаимными силами.

Внешнее состояние народов образует внутренный их состав. Оборона и следственно сила, есть основанием правлений, поколику без внешней безопасности и внутренная не надежна. Не от родительской власти, но от полко[?с. 6]водчсской происходит единодержавие, и самовластие необходимо за необходимостью войны. Оно присвоивается пространным владением, для скорости в действиях, 'нужной опасностью соседственной войны. Но си пространный [в] владения столь же вредны

4/2019

в

ЕСТНИК В. Ф. Малиновский

УНИВЕРСИТЕТА Рассуждение о мире и войне (извлечение)

25Л

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

32 Бковдопек

и яротивны благоденствию и следственно правам с" (ибо одно есть основание других) -с народов, как самовластие, и как война — начало и утверждение онаго.

Народ и владения суть отличны. Народ -состоит сам из себя, из людей ближайшего происхождения, соединенных между собою привязанностью и "сходством. Владения составляются через завоевание разных народов противных между собою, соединяемых страхом, или привычкою.

Народ не теряет права особенности, покуда оную имеет в любви к себе, которая есть надлежнейший залог собственного с благоденствии попечения.

По справедливости подданство целых народов должно' ограничиться покровительством на свободных условиях взаимного вспоможения.'

Если народ 'Включаемый в пространных владениях И — мал{ый], то презирается его благо господствующего властью, если велик, то предупреждается оное всякими коварствами, чтобы не возвеличился паче и не превозмог покоряющих. В разсмотрении [я] действительного состояния европейских народов ся истина представится очевиднее.- например Сербы и Венгры, в отношении австрийского владения а многие другие в разсуждении И турецкого.

Сии [я] пространныя владения заботятся только о сохранении под своею державою чужих народов, и лишают их средств и власти стараться о своем благе, по праву народному; се состояние покорности есть темление народа, убийство его благоденствия и продолжение зол войны.

Завоевание яко плод войны имеет всю ее лютость и оказывает се свирепости, бунтами и мятежничеством с одной стороны, с другой — утеснениями и казньями.

Народ велик множеством своего племени и тогда сила его и соединение природны, другое всякое величество есть насильственное.

В пространных владениях самовластие потому необходимо, что они управляются силою, закон в обширности теряет свое действие, как звон колокола где не достигает, там палка заменяет его.

Для союза европейские народы все довольно сходственны, ко различны для подданства.

[7с. 7]Л- II. Нынешнее [$] состояние Европы11

Некогда опасалкся в Европе всеобщей монархии, ныне скорее ожидать должно всеобщей республики, по устремлению Франции к сему плану, которому способствует особенное умов и страстней направление. ^

НАСЛЕДИЕ

>

4/201 Э

252

ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ

"Т^ЕСТНИК

в М УНИВЕРСИТЕТА

/ —имени О.Е. Кугафина (МПОА)

йоттгагаша о роксуи I «'Сугие \VssyIa. р. МаКпстзйерт 33

Война будет споспешествовать умножению республик: Франция полагая в республиканском правлении других народов свою силу, войною найдет случай и способы к распространению онаго между ими; что прежде она сделала в Италии, то может со временем проиэвесть И я в Германии а потом и далее. Повсюду умы довольно приготовлены к перемене.

е_ Англия одна~е сопротивляется сей державе. Пру сия не может про-тивустать Франции, Австрия боится ее; по взаимной ревности си дворы столь же несогласны и враждебны между собой как Англия с Францией.

Испания ^покорна Франции^, и своим страхом в тех же расположениях содержите Португалию.

Только началась война французских войска заняли Гановер, владения Римския и Неаполитанския1.

В Флоренции король от Франции поставлен, чтобы содействовать ей во всем согласно2.

Прочие части Италии суть отделения республики французской И, так же как Швейцария и Голландия, они не могут по воли остаться нейтральными3.

Турция не может и себя заступить [яг].

Остались северныя державы — Швеция и Дания, ®*завидливые между собою"6, они же в опасности одна другой не помогут; а в разделении весьма слабы, что нибудь начать 4. — Польши нет.

Россия через Францию на твердой земле и Англю на мореможет законодательствовать Европе. Из Пруссии или Австрии не пременно та будет ей привязана, которой она дасть И предпочтение.

"-Велика и сильна Франция, но Россия более и сильнее-11.

Начальник Франции 1_не тверд"1. Он имеет опасаться О] внутренних неприятелей личных. Союзники сей державы-невольники ее, утеснены ею и обижены, ]"когда не будет великой головы Бонапартиевой {я] когда хоть мало переменится шастие [в] войны, союзники обратятся в неприятелей^ скорее же всех Швейцария и Голландия.

Но Россия сильна сама собою, сильна овоею славою, храбростью войска [к 8] и слабостью соседей. Никогда не была сия империя на таком степени величества; всеобщее состояние Европы служит к ея возвышению.

Турция держится покровительством России,- разделена междуусо-биями [и] посмеет ли она воевать? Падение ее ожидает только удара из вне.

Швеция м вместе с Турцею И не возможет ничего присоединится ли Австрия? Пруссия ею устрашит; и самой Пруссии дротивоположится Австрия имея пользу вспоможения для соучастия в добычи и приобре-

3 — Тек1 агсЫ^аШе

4/2019

в

ЕСТНИК В. Ш. Малиновский

УНИВЕРСИТЕТА Рассуждение о мире и войне (извлечение]

253

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

34 Jerzy Skowronek

тениях от Турции. Было время, когда Пруссия соединясь с Англею давали закон России и подкрепили Швецию и Турцию,- последний мир с сею под диктатурою Пруссии и Англии писан7. Франция тогда бо-лезновала как Турция ныне, она была ничто в политическом весу. Вредно было России се недействие. Первее всех она возчуствовала [г] се лишение той державы, которая по всему соперничеству -всегда готова-противостать гордой Англии. Но такова есть сила страстьей и предубеждения! Россия присоединила свои войска, чтобы наиболее истощать Францию и самую Турецию И подкрепила, пролив столько крови для ослабления ее. Соединилась с врагом своим Россия против той державы, которой слабость была причиною ея унижения8 и принуждения к -миру, который несоответствовал намерению войны, ни же успехам ея.

Австрия, освобождена победами российских войск в Италии от .нужды и опасности, сама остановляла их успехи и пособляла [з] неприя-тельюНо несмотря на то к_Россия удивила Европу; победы Суворова-11 в Италии — важная эпоха общественной ея знамен-ности!

Потом являлась Россия соединенная с Франциею против Англии. Нечаянность предупредила -великий [а] приготовления, но ^Европа заметила, как сильна Россия и сколь страшна ея вражда. Россия не имеет выгоды в войне, довольно ей сохранить все своё. Мир нужнее завоевании для населения обширных с-воих земель. При общем мире прибавиться и внешняя сила России, присоединением единоплеменных народов'1.

III. Освобождение народов

Каждый народ имеет право сам собою управляться [$], покоряясь токмо [s] во внешнем своем отношении общенародным законам. Турки, пускай, и управляют Турками,- они знают друг друга лучше, одни свойства, обычаи и язык, но они не умеют управлять ни Славянами, ни Греками. Они только утеснять их умеют, тиранствовать над «ими [ss],

[Je. 9] Греки по своему разделению сами собою управляются [s] лучше могут. По своему сходству или отличию, по своему местоположению могут они составить различныя [s] области — например особливо Эпир, Морея и Острова Архипелагския, каждое по себе — в соединении составляющее одну Грецию, в общем собрании европейских народов. Турки военные должны от них удалиться, а другие могут остаться, [если] будут согласны покориться новому правительству.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Молдавия и Валахия также по одному насилию подвластны Туркам которые без жалости и милосердия их утесняют. Они .отделенной [s] народ и сами своими начальниками управиться [s] лучше могут, присое-

б

НАСЛЕДИЕ

>

4/2019

254

ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ

"Т^ЕСТНИК

в М УНИВЕРСИТЕТА

/ —имени O.E. Кугафина (МПОА)

Rozwazania о pokoju i wojnie Wasyla F, Malinowskiego 35

динив древнее [s] свое достояние [ss] в Бесарабии и Трансильвании и составляя три независимыя соединенныя области и одну державу.

Булгария.населена народами единого племении с[о] Славянами и Сербами [ss] она составит свою область. Если принять в рассмотрение все разорения и бедствия * какия она одна претерпевает при настоящем неустройстве турецкой империи, то довольно найдется оправдания к восприятию каждому народу сваей собственной над собою власти**. По единоплеменсгву и соседству состав[л]я[ю]т Болгары один язык с сербами кроатами, -босняками, дальматами [ss] и всеми Славянами12 и '[должны составлять] независимые соединенные области одной державы славянорусского' народа.

Венеция была злая [s] республика, и зато [s] претерпела покорение чужой власти13, но с исправлением должна освободиться; не заключая впредь всю власть свою в одном корпусе вышняго [s] дворянства, она может войти в свои права и составить независимую отделенную область в союзе Итальянских Республик.

Венгрия — особенный народ, почтенный своею храбростью, сама по себе область, и сама собою управляться [s] может и должна, по праву народов.

Также и Богемия сама собою лучше управиться [может], составляя отделенную область славянских народов, своих единоплеменников.

Благодесгвию толь многих народов препятствуют только две империи — турецкая и австрийская. Они похищают власть народов им самым принадлежащую, чтоб делать их орудием войны.

Но с другой стороны и бывшая [s] австрийская [s] Нидерланды не должны составлять часть Франции, ниже [ss] алзасския Js] владенияlä; течение Рейна и никакой другой реки не дает право покорения [ss] 15, и удобство весьма 10] опасное — основание присвоении чужого. Голландия также представляет нещастный пример порабощения Франции. Она может избрать другой союз сходнейших [с ней] германских народов, равно как и Швейцария, чтоб Франция не предписывала [им] образ правления36.

Италия соединившись между собой в свое общество независимых областей [ss] не должна иметь французской [s] республики начальника своим 1Т. i

* С заключения [sj шзеледняго М мира, беспрерывно продолжаются 6у«ты в Булгария, мятежники и разбойники повсюда грабят, убивают и жгут. Множество Волгаров И погибло; другие пишась [i] жен и детей и всего имения рассеялись в Молдавии и России, от которой ожидают все избавления Ч (Przypia ten nie aystqpuje w wersji 3 — JS).

** Тело турецкой империи, составленной, из чужих народов, помертвело,- надлежит отделить эараженое от эдрового, дабы всё вместе не провало.

4/2019

в

ЕСТНИК В. Ф. Малиновский

УНИВЕРСИТЕТА Рассуждение о мире и войне (извлечение)

255

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

36 Jerzy Зкотаопек

Все народы, одного языка управляясь [я] в своем отделении по местоположению наилучшим образом. Составлят И каждый в своем языке одно общее собрание для внешних дел, и там будут располагать и решать окыя, подобно как Соединенныя [5] Нидерланды Голландской Республики или американския1В, посылая от каждой области своего полномочного в оное общее собрание своего языка. Будс[т] же [что] си области в своем собрании невозмогут согласиться о чем, и будут иметь спор, то предложут оной ч[е]рез своих полномочных общему Европейскому Собранию, и повинуются его решению. Согласие общаго И собрания одного языка недостаточно есть для оправдания какого либо неприятельского действия, но требуется решение общаго [я] всех языков собрания, которого приговоры исполнять должно.

По языку своему поляки сут единоплеменные с Росиею [5] и потому должны составить отделение российского языка среднего59 между славянским[и]. Две отделенныя части Польши!3 20 должны соединиться с третьею принадлежащею России и [Доставить один славено-россий-ской [я] язык, управляющийся главными отделениями по местоположению и различию. И так не одна Австрия и Турция должны лишиться насильственно присвоенных . народов, но и Пруссия также должна дать 'Свободу полякам и удовольствоваться вместо подданства — союзом и соседственною дружбою И.

Франция также должна отказаться от самовластного управления союзных республик и от удерживания под своею [я] властью непринадле-жащих ей областей нидерландских и ново-присоединенных итальянских и германских.

Для общаго [5] блага и пожертвования должны быть общия И, [Гс. 11]. Оставление войны или расположение себя к постоянному миру должны учредиться направедливости взаимных отношений -каждого народа и токмо И для войны нужно или полезно сие насильственное обладание чужим языком21, чтоб силою его умножить свою силу против соседей.

©сякой И язык должен удовольствоваться природною своею силою и величием и довершать свои недостатки в разсуждении [я] многолюдства искусством, добрым правлением и просвещением, а не порабо-• щением чужих языков.

Правители пекущияся истинно о благоденствии подвластных -не могут оскорбиться тем, чтоб иноязычные подданные отделилися И от них для лучшего управления своими природными йачальниками. Одна война, одна гордость и властолюбие внушают желание владеть чужим. Доброй [в] отец довольно заботы имея о своих собственных детя* возрадуется, когда чужие найдут ""своего собственного'" отца. Всякого языка отцы его,суть старшины и природные начальники, пс

НАСЛЕДИЕ

>

4/2019

256

ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ

"Т^ЕСТНИК

в М УНИВЕРСИТЕТА

/ ■ имени О.Е. Кугафина (МПОА)

К.ог«агаша о рок о] и I wojnte \Vasyla ■ Б. Ма1то№5к1е§о 37

кущиеся по природной любви к своему народу о его благоденствии. Народ не имеет право оскорбляться умалением обоих владений через отделение чужих языков. Это устав природы, она первая сделала свое отделение, люди насильствам[и] оное нарушили. Всякому языку свои границы славы и «еличяя, но по его многолюдству и сил«, но по достоинствам.

Покорение чужой "власти отнимает природныя силы народа. Сии И греки, которыя [я] сопротивлялись всей персидской империи, в порабощении своем не могут воздержать насилие одного турецкого пашип; "-мужество и сила усыплены; н возбудятся овободою и независимости«)"0.

Сии А[н]гличане, которые жалким образом просили у сената римского защиты противу [в] пиктов, хотят ныне "повелевать светом [5] 23.

Присоединились [>а] к приведению в ослабление одних, и усилению других две причины: невежество в греках и просвещение в англичанах, но то [первое] от порабощения, другое от вольности произошло.

Невежество есть непременное последствие порабощения. Советовал Исократ24 грекам содержать между собою мир. Еслибь его послушали и пребывали в соединении, то остались бы и свободны, и просвещены. Взаимныя И войны греков причиною их покорения и невежества.

Во многом подобна древняя Греция [к. 12] нынешней Европе — отличием проовещения и отделенностью разных областей. Н-е случится-ли тоже со всей Европою, что и с Грецией? Не прийдет ли какой дикой народ из Азии покорить ее? Печальное предвещание тем или другим образом сбудется И, когда Европа не соединится, и не прибавит своей общей силы освобождением покоренных народов. В порабощении своем они прибавляют только число солдат и дохода владычествующей ими державы; освобождением возвратятся им природныя силы, во всей целости, -и послужат к общему могуществу всей Европы.

IV. Равновесие и разделение языков

> Равновес[и]е-толь удивляемое изобретение политики, открыто испытанием опасности от умножения сил какой либо одной державы и по елику одна сила решит И все дела и споры между державами, то взаимное противоположение сил почитается средством безопасности.

Равновесие гораздо усовершенствуется новым разделением Европы на особенныя языки ^составляющие ее жителей [53], оно прибавит силы и противоположения славяно-российский, -германский, французский, италянский и другие языки сколько их есть. Каждый [я] 'состоит

4/2019

в

ЕСТНИК В. Ш. Малиновский

УНИВЕРСИТЕТА Рассуждение о мире и войне [извлечение]

257

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

38 Jerzy Skowronek

между собой и природном соединении, по сходству своему они имеют взаимную связь и привязанность. Надлежит токмо [5] разделить сии [$] узы насильственно -овязующия [я] -их с постороннею И державою, и удерживающие оное соединение.

По сие 0] время европейския И державы не наблюдают иного равновесия, кроме того, чтобы взаимно прибавлят свое могущество на счет других. Сильнейшия [я] допускают одна другую неправедно чужим завладает, лишь-б[ы] каждая [в] из них взаимную выгоду м-огла получит. Но при разделении держав по их языкам не будет так, как при разделении их по местоположениям или владениям.

Местоположение есть мертвое разде[яе]ние, но народное — живое и гласное. При оном и может сказать Англия и Франция: „уступи мне то или другое по выгодности границ [к. 13] или - мореплавания". Ибо то место или земля обитаема какими[то] жителями, которые говорят: ,,мы ни французы, ни ангиличане и принадлежим себе, а если мы в отде,-лении слабы, то в соединении своего языка можем вам противу-^ стать" ***.

Бее европейския [я] языки, каждый по своему разделению, живут смежно и в состоянии друг другу взаимно помагать; ибо натурально живущие вместе одним языком привыкают говорит. По мере же удаления начинается различие, но остается главное сходство — другие диалекты но язык один.

Российский язык, там польский, а за ним смежно начинается славянский. Германский* в своей окружности земли, и в соседстве языки единого происхождения — -нидерландцы и швейцары, между оным и французским, который сам в своей земле заключается, по языку своему при-надлежащия [е] к тому или другому, но по различию свойств или отделению местному управляющияся [я] сами собою. Испанский язык и португальский сами в своей земле, по различию управляются разно, но по сходству в соединении. Италянский язык сам в своей земле с её островами, но по различию наречии и отделению местному, каждое разделение само собою управляется, имея общее правление в отношении лосторониых [ее]. Древнее соседы Италии — греки [составляют] овой язык в своей земле с её островами. Болохи ****, венгры — в своей наследственной земле. К северу датской5 язык25; Дания может усилится возвысив Норвегию в союзницу, как Шотландия и Англия*2С. Шведский язык сам в своей земле с островами. Великобританский язык сам в своих островах показывает соединением Шотландии и Ирландии при-

*** Любовь отечества есть верный залог равновесия. (Przypis ten wystqpuje tylko w wcrsji A — JS). -g

. **** Болохи в свое времия были великой народ, и прогнали Славян от Дуная. ■,

НАСЛЕДИЕ

>

4/2019

258 ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ^ЕСТНИК

258 ПРЕЛОМЛЕНИИ ^"Жетк

ПРЕЛОМЛЕНИИ университета

Ксстагата о роко^ I «суше \YasyIa Р. МаМподазк^о 39

мер соединения другим поколениям единого языка27. Но сей пример может и требуется быть усовершенствован.

Есть в Европе другие языки, которые долговременным порабощением смешались с господствующими и разделилисья И между собой, и умалились, и унизилися [я] до того что составляют только простой народ в своей земле; господа их — из людей соседнего народа11. Любовь человечества и природы вопиет {к. 14] и за сих безгласных, и по различию языка дает им право отделения народного в возможном своем соединении, по смежности или соседству — под покровительством ближайшей державы. Мрак невежества неразделимого с порабощением минует с наступлением свободы. Они сами обработывают землю, то сами владетели ей и господа, ибо главное право владения земли есть обработание оной. Учение и торговля могут им дать степень значительности в весу всех протчих народов.

Не могут жители земли иначе разделяться как по своему языку, Сим разделением впредь должны означиться границы. Жительство того или другого народа есть право владения его до тех мест, -которые он действительно занимает. Каждый язык в роде человеческом подобен каждому особенному человеку, которому дано попечение о самом себе. Сей имеет на вспоможение свое семейство, а тот — свое племя, или поколение, которое есть ничто иное как умнолотвшееся семейство. Сим природным разделением -скорее могут народы дойти до общего соединения. Но постыдно просвещению сие [з] разделение по -наследию владычествующих [$], как например в Италии — одна область испанского, другая — австрийского дому [в]; особли-во-же ¡в Германии, где столько домов одного языка и от сего разделения при наступившей -войне одноязычные земляки и собратии [а] проливают кровь друг друга и при самом мире ненависть, злобу и разделение сохраняют. Австрийцы, це-сарцы25, бранденбургцы, прусаки — разве [они] не одни германцы? Гак неестественное разделение раздирает естественной . [я] союз. Для двух семейств миллионы семейств разделяются. Много [вреда делает] и то что каждой [я] дом имеет свое наследственное «ладение.

История самых просвещенных времен Европы есть история господствующих ей [я] домов, беспрестанно воюющих между собой. Народы участвуют в действии как орудия их страстьей. Сами собой они ничего два или три свободные: а[н]гличаяе — также [?с. 15] не мало воевали для своих домов, годандцы и -венециане [зя]. Двое М токмо -И действовали сами собою — Швейцары не имея дому, сами собою управляясь пребывали в мире. Жалко, что нанимались воевать за чужих, без всякого истинного участия для пропитания или честолюбия служили у других держав.

По сие время народы сами -собою не действовали, а одни домы,

4/2019

в

ЕСТНИК оса

В. А. Мацеевский о роли и значении славянского права

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

40 .Реггу Экоитопек

управляющие оными, располагали их участью и сами часто не из своего народа были. Они смешали чужих и разделили своих, и до ныне не по народу, а по дому каждый язык себя считал и сам против себя вооружался, и частным покорением свое общее утверждал.

Открыто равновесие30; признана необходимость онаго И для безопасности Европы. Надлежит присовокупить к тому надежное онаго утверждение — на природном разделении народов [основано]; сии [народы] несогласятся подобно домам друг друга делить. Никто не уступит сам себя другому. Сие разделение, коль бы оно ни дорого стоило, но заплатится тем, что положит конец завоеваниям впредь отдасть сбережение каждого народа самому себе, по праву сотворения ему принадлежащее, с волею и силою его не разлучное. Сим разделением утвердится вечный закон: чтоб[ы] всякой [я] народ управлял токмо сам себя, предоставляя каждому собственное о себе попечение; а чтобы оное не было на счет другого, то надлежит взаимно оградиться законами правосудия в отношении посторонних и составить общий союз для сохранения правды в поступках одного народа к другому.

■Малые области гораздо легче управляются и для них ие трудно установить хорошее [5] правление. И так каждый язык — одна держава, но должен [он] состоять [а] из таковых малых областей по особенному местоположению, свойству или привычке отделенных, и никогда ни одной из них не позволено будет перейти в другой язык — равно ■ как и поднятие оружия против областей своего языка1'.

И так каждый народ будет вдруг иметь два преимущества по сие времия не совместные: быть сильным и хорошо управляемым.

[&. 16] V, Разделение земель

Области по 'боле своей избирают лучшее правление, делая оное сколь возможно общественнейдшм. А дабы никто не был чужой в своем отечестве, должно всякому отделить в наследие соразмерной участок земли. Сия {з] есть наша мать, кормилица наша, источник истинного изобилия и средство удовлетворения природных потребностей, без которых одних жить не можно.

■По нынешнему европейскому умствованию таковое [я] разделение земли поч[и]т[а]ется даже напрасным. На что — скажут — землю человеку имеющему свое пропитание от рукоделий, художества или торговли. Но, пускай, сии И останутся при нем, покуда они его питают, между тем земля [будет] в найме у родных; под старость лет или в случае бедности и неудачи в своих делах он удалится в свое наследие.

Сие общие владение земли есть верное средство привязать каждого

НАСЛЕДИЕ

>

4/2019

260

ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ

"Т^ЕСТНИК

в М УНИВЕРСИТЕТА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/ ■ имени О.Е. Кугафина (МПОА)

Ясютагаша о роксуи 1 \vojnie Wasy]a Р. МаПпстзЫедо 41

к своему отечеству, удержать его от шатания в чужих землях и вызвать оттуда. Природно всякому своя сторона любезна, но она еще привлекательнее при обладании домом и участком земли.

Каждый отец семейства, получив в начале разделения земель своей области наследие, должен определить одного [я] из своих детей к содержанию. себя от оной 31. Человек — не гражданин без наследия в своей земле.-О-н чужой в своем отечестве, и не имеет жив-ого участия во всем до оного касающиемся [я].

Чтоб сделать правление общественным, надлежит так учредить всех его членов, чтоб[ы] все касающиеся до их отечества — до них касалось и сего не можно лучше сделать, как уделением наследия. Так жили спартанцы и римляне. Потому столь храбро приучилися И сражаться за свое отечество, что в тоже время защищали свои домы и наследия.

При том уже -время европейцам уменьшать свои города, где человечество развращается и бедствует. Надлежит сделать каналы для отвлечения излишних жителей и возвращения их к природной простоте.

Человек имея землю, будет иметь и дом и хозяйку. Сии три неразлучны, женитьба тольже свойственна сельской жизни, сколь противна городской. В первой — жена помощница, а в другой — бремя и тягость. За приобретением земли и многолюдие последует, и каждая область скоро увидит себя могущественнее.

[к, 27] Дабы наследия в продолжение времен не отчуждались [я] бе-дностию или нерабеиием [$], надлежит возобновить древни[е] установления мудрого законодательства о возвращений каждому своего проданного наследия в торжественной пятидесятой год 32. Во всех исповеданиях христианской веры принято многое от Ветхого Завета, сие [я] ли может быть противно? Почему священники християнския [я] вступили в права левитов собирать десятины? Понравился им сей обычай, понравиться должен и народу благодетельный человеколюбивый обычай возвращения своего наследия в торжественное лето юбилея.

Земля есть Господня И, мы — пришельцы и странники на не^.

Довольно будеть земли во всякой области, когда никто лишняго не будет иметь. Надлежит определить меру великого владения в каждой области. Земли богатых до того умножилося [я], что бедным не где И жить, трудолюбивым ничего своего не осталось обработьгвать, во многих странах Европы знатная доля сельских жителей не имеет своих полей.

Французы имели случай помоч сему злу разделив неимущим поселянам оставленный выходцами знатные имения, и от монастырей взяты. Но они продали их утесняемы тогда нуждою и долгами Ч

Англия есть царство свободы и собственности; каждый крепко своего держится опираясь на законы, но и право и собственности не лринадле-

4/2019

в

ЕСТНИК В. Ш. Малиновский

УНИВЕРСИТЕТА Рассуждение о мире и войне [извлечение]

2Б1

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

42 Jerzy Skowronek

жат особенно ни кому [s]34. Оно есть [s] общее всех жителей земли и когда злоупотреблениями сделалось неравна, законы должны употребить свою власть и силу, чтобы один не имел слишком много на щет [s]w другого, которому ничего не осталось.

Две крайности — излишества и неимущества равно бедственны и разрушают щастие* и добродетель. Излишеством человек развращается — равно как и крайнею бедностью, и как от того, так и другого минует своей дели сотворения.

Знамениты а[н]гличане своею благодетельностью — они согревают и кормят своих бедных. Но, пускай, лучше уделять •[«] им участок земли от излишества своих владении и тем дадут им средства самих себя держать'своими трудами; а праздные богачи убавляя свои имения избавятся великой скуки и заботы, куда девать [s] все праздное время начинающееся с самой той поры, когда расстелился [s] с[о] своими учителями. Сей страшной сплин от праздности, а сия [s] от излишества [происходят].

[к. 18] Чтоб[ы] привязать каждого к своему отечеству, оживить любовь к оному, надлежить сделать всех участниками его владения. Чтобы исправить нравы и привести к супружественной жизни, надлежит обеспечить 'наследием содержание семейства. Чтобы остановить сию [s] возрастающую роскошь, сию негу и распутство, которыя [s] ослабляют богатых, надлежит уменьшить их земли и уделить бедным [чтобы] привести их в природнейшее состояние трудолюбия, и отвлеч их заботою от многих пороков, которыя от них далее распространяются, прельщая блеском своего происхождения.

Где богатый дворянин говорит: „Мои народы, мои уборы" — там бедный скажет: „моя кожа, мои кости". Где тот о собаках своих пожалеет, сей о детях. В такое ужаоное неравенство они приведены. У"Но должно-ли согласиться, чтобы собаки богатого имели изобильнейшее содержание детей бедного-'. Не лучше-ли, чтобы один удавил свои уборы, дабы другой сберечь [мог], в целости члены своего тела, чтобы один не так красиво одет был, дабы другой не был наг, и тот лишился богатых убранств дома, дабы сей не претерпевал все лютости непогоды.

zTope совокупляющим дом к дому и село к селу приближающим, да ближнему от[н]имут что-разве вселитеся один на земли? услышалися [s] бо во ушесах господа саваофа [s] сия: ибо если будут домы многи, в запустение [s] будут великие и хорошие и не будут живущие в них!

Сбылось с французским [s] и польским дворянством, сбыться может и с другими, сие [s] строгое угрожение"*.

Без сего уравнения нет нравственности; чувство человеколюбия обма-

"0

нывается без управления правосудием. Похищать наследие многих дру-

НАСЛЕДИЕ

>

4/2019

262 ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ^ЕСТНИК

262 ПРЕЛОМЛЕНИИ "ЖЕНЕЙ

ПРЕЛОМЛЕНИИ университета

Rozwazania о роксии I ичц'те Wasy!a Р. МаПпоч'Зк^о 43

гих и содержать их милостинею есть то же, что краденное [я] да^ рить и жаловать тому, у кого похищено.

VI. Воспитание и вера

Разсуждение И о уделе земли каждому семейству области не есть отступление от главных предметов мира и войны, но последствие оных, по елику устройство целого зависит от согласия частей его составляю' щих. Неоснователен [к. 59] мир извне, когда внутри война между богатыми и бедными по всей Европе.

Общий мир держав утвердиться может токмо И на благоустройстве всех их областей, из коих каждая, быв составлена из многих семейств, должна в основание всего великого здания начать их благоденствие, обеспечением всякому своего пропитания, чтобы жители не были как станки и машины для мануфактур — ни же праздношатающияся, готовые наполнять легионы наемников, но каждой имел верно чем заняться, готов всегда защищать собственное свое наследие или вступиться за общее дело для безопасного оным владения и сохранения своей независимости как своей жизни.

После наделения всякого землею И попечение всякого общества имеет быть [$] о воспитании; не только о науке, но приготовленииаа"с малолетства добрых правов умеренности и любви отечества"311. Умение читать и считать — непременный долг каждого состояния, также как все нужное к познанию и разумению состояния своего общества и отношения онаго ко И всем прочим в соединении их; сие должны знать все. При том физическое воспитание должно приуготовлять И к военным трудам. Важный долг родителей — избегать неги, ибо всякий гражданин есть войн своего отечества. Гямнастическия [я] упражнения юношества должны быть любимыя И зрелища всего общества.

Поелику не всякая область имеет овои способы преподавать все науки, то в каждой державе языка должны быть университеты, куда желающие пойдут учиться, чтобы с юношества утвердить аЬ"привязан-ность к своему языку~аЬ. Надлежить стараться всякому языку свои университеты усовершенствовать, чтоб[ы] не было никому нужды посещать другие, кроме тех которые одному учению всю жизнь свою посвятят. Нужно также чтобы и учители были все одного языка. В сих училищах надлежит положить на сердцах юнощества основание общего согласия языка, предупреждая с крайним старанием всякое семя раздора; тут должны сии [я] отрасли единого корени привыкнуть к взаимному ува-жанию, любвы и согласию, удостоверясь в неразделимости своего благоденствия.

[к. 20] ""Христианская вера при верном по следовании ее учению.

4/2019

в

ЕСТНИК

В. Ф. Малиновский

УНИВЕРСИТЕТА Рассуждение о мире и войне (извлечение)

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

263

44 Jeizy Skowronefc

без всяких иных средств сама собою может соединить все народы, и привести их к мирному между собою сожитью*ас; она и должна быть основание[м] общего мира и узел [а] всех языков Европы, поелику они все — кроме немногих Турок-суть христиане.

"Война противна во всем христианскому учению и потому есть явный опыт, что европейския [я] народы не последуют оному всем сердцем своим, и не в том полагают оное, в- чем истинно состоит оно. А именно <в человеколюбии.

Один простые, незнаменитые квакеры [в] усмотрели, что христианину не позволительно воевать, я они некоторыми последователями никогда не принимают, оружия"ал, и даже в осажденном городе не защищаются [--]35.

** VII. Наука народного праваае"36

Сия важная [s] наука, ошибается в самом основании своих правил, выводя оныя из принаравления [а] природного права к народному. Она признает державы в состоянии природы и независимости, которых более нет; и так сия [s] наука основывается на мечтании. Из природного состояния народы вышли, забыли оное, надобно ли пойти [к. 22] учиться к диким, которых презирают? Или можно управляться теми законами, которых чувство потеряно и -которых не могли наблюдать в обще-жительстве -без ограничения их особенными условиями?

Когда природное право переменилось в условное между членами одного -общества, то и все общества, поелику не стало между ими [s] людей природным правом в целости -пользующихся, должны по необходимости признавать одно условное -право. Для чего народы вступили в частное соединение, для того же должны вступить и в общее соединение, и как то [первое], есть условное и сие [второе]. Одна причина обоим соединениям — усмотрение невозможности сохранить свои природные права иначе как ч[е]рез условия сделать их общими. Никто не давай воли своим страстьями, никто не созидай блага не счёт другого; поступай с другими, так, как хочешь чтоб[ы] они с тобой поступали. Не убивай, то и тебя -не убъгот, не тронъ чужого, и твое при тебе останется.

На сих условиях основываются -все общества, и согласившись на оныя -всякой человек сохраняет природныя [sj свои права в общежитии. Сколь далеко общежитие распространяется, до толь и условия онаго суть обязаности [s]. И право народов есть общее право условное: по g

елику общежитие не пресекается, то ни же [s] условия оного не прерываются.

НАСЛЕДИЕ

>

4/2019

рс4 ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ^ЕСТНИК

264 ПРЕЛОМЛЕНИИ А^ЕЖетй

ПРЕЛОМЛЕНИИ университета

Rozwazania о pokoju i wojnie Wasyia F. Malinowskiego 45

Все народы смежны между собою — как скоро в соседстве они, то и в общежитии. Кто сделает различие между людьми особого правления и разрешит их [s] от наблюдения между собою принятых условий общежития, и позволит следовать диким обычаям самовластия и пристрастия! Может ли законная власть то сделать? Переход от траждан-ского права к природному слишком крут[ой], и пропасти подобен. Потеряна природная невинность, совесть, жалость, а народы — оставлены управляться природным законом! Но диво — они обидливы, жестоки, ложны в своих поступках между собою.

Писатели народного права списали оное с обычаев и употребления37; что видели то и сказали, прибавив несколько морали и увещания. Они оправдали злоупотребление показывая правила того, что есть по случаю, невежетсву и нещастью, а не того, что должно быть по разуму и просвещению для общего всех блага! Они принаровилися [s] к настоящему состоянию. И вместо того, чтобы его осудить, извлекли из оного правила и основали на них свою науку народного права. Они признают одно условное [1с. 23] частноеза, произвольное. Они видели, как условливаются державы о мире и союзе, и положили правила сим условиям; они видели их неисполнение и решение шеех споров войною, и положили правила войне. И так до селе учебное право народов есть право частой войны и краткого [s] мира. При том же оно не есть право народов, но право держав, ибо по одной власти а не по народу там разделяются люди. Отделейность правления составляет у них особенное отделение людей.

Учебное право народов есть закон самодержавной власти и только до нее касается. Народ состоящий под властью другого не пользуется оным, ибо оно есть право самовластных и требует, чтобы народ престал быть народом и не имел своего отличия и особенной к себе любви. Истинное право народов, равно как право человека [s], основано на существе их и только с оным престается. Поелику особенность составляет народ, то она есть первое его право, которое он сохраняет доколь оная продолжается.

а1"Народы или державы [status] суть политическия [s] тела общества людей соединившихся вместе чтобы доставить себе благоденствие и безопасность общими силами-3* *****.

ае"Народы по самому признанию сих учителей, суть политические тела, всякое же тело составляется из одинаковых членов в не разнородных частей — ибо сходством держится всякой состав. Послушание соединяет страхом и с ними окончивается. Согласие утверждается условиями общей пользы. Насильственное соединение протмвно природе"3^.

***** Права народов Г™ Батеяя

4/2019

цветник

В. Ф. Малиновский

Рассуждение о мире и войне [извлечение]

265

Полагали о рокочи 1 \VasyIa Б. МаИпсмйк^о

47

во разделить их между собой — ибо он один а их много и должен своею пользою жертвовать многим, а многие не должны жертвовать своею пользою одному. На сих условиях [к. 25] никогда бы не согласились люди вступать в общежитие. И не возможно иначе до того дойти как ч[с]рез похищение, которое есть обман — содержание прочих в условиях общежития без своего личного оных исполнения42, как будто кто скажет другим: „вы, дураки, не давайте воли своим рукам, я только ими буду владеть, покуда другой сил[ь] нее [не] прийдет, свяжет меня, а вас а железные оковы заключит".

От разделения одного народа по разным начальствам происходит порабощение их и конечное истребление. Когда народ сам против себя решится воевать, но не постыдится он и чужёй [власти] призвать на помощ, а тот [ая] поработит их обеих, как вся история такими примерами наполнена.

И потому никто не имеет права разделять один народ и присвоивать себе над ними 43 такую власть, чтобы заставить его воевать против самого себя, и питать между собратьями презрение, ненависть и злобу. Кто оправдает, чтобы для двух семейст[в] милионы других разделялися И и воевали!

Но в тоже время согласится всякой лучше управляться в малом круге всем, по особенном своему [я] различию и сожительству, при общем сходстве всего народа. Только чтоб[ы] не поглащал один имущество [«] всех на удовольствие своей мелкой гордости и роскоши не сораз-' мерной достатку,% но ограничился умеренностью и допустил жителей до соучастия в правлени.

Посмотрите на человека — он есть подобие всего мира, всего рода человеческого. Обратите внимание и научитесь, как составлены и разделены части тела его. Возмите в пример одну руку, которую пишите И. Вы, учители народов, поправители или защитники его прав [— скажите:] одна ли она сама собой? Нет, только часть малая тела, им держится и ему помогает, и одна рука другой служит. Все одно, но разделено частьями, а соединено сгибами и составами [г].

Так должны располагаться и жить люди, как члены одного народа по своему разделению и составу и все народы как члены одного рода человеческого.

«-Но другие части света кроме Америки, которая доселе есть токмо И общая провинция, разлучены и не просвещены, [потому] обратите все внимание к [к. 26] Европе: о1с"Но пишите свои законы не из того что есть, а из того что должно быть~ак,

Европа есть общество народов, отличающихся в роде человеческом своими познаниями и тесною связью, по которым каждой [я] народ участвует в состоянии другого.

Е X

Л □

гп

НАСЛЕДИЕ

4/2019

266

ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ

"Т^ЕСТНИК

в М УНИВЕРСИТЕТА

/ ■ имени О.Е. Кугафина (МПОА)

48 Jerzy Skowronek

В Европе не могут быть равнодушны поступки одной державы в раз-суждении И другой, все находятся в непрерывной связи. Война одной державы нарушает спокойствие и безопасность другой, и распространившая [в] на многих, оканчивается примирением двух главных неприятелей.

Каким правом управляются сии [я] державы? Природным, но они его не знают. Они мертво -в книгах, не оживлено душевными чувствами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Почему они мир содержать имеют, союзы и войны? — По сохранению или нарушению условий. И так естли И они уже до того дошли, что .признали частное право условий, а столько отдают оному почтение, что удостаивают и резонами защищаються в случае нарушения, то не могут-ли они попытаться сделать общее условие!

Нет никакой опасности в заключении оного. Если они по привычке нарушат частные условия, нарушат И и сие общие, то больше ничего не последует как обыкновенная война. Одно различие будет в произведении оной: никто не может остаться нейтральным. Кто пристрастен И которому сопернику, тот будет его сторону держать. И так при всякой войне Европа разделится на две стороны соперников, так и доселе бывало часто. У

Но разность в том, что осторожнее и усерднее будут изыскивать причины ссор и средства примирения, обязаны будучи но необходимости принять участие в войне. Убеждения сильнее будут сделаны по праву заступления и помощи и приняты будут с большею готовостью по опасению лишиться оных. И наконец удостоверение обратить на себя сильное нападение многих, принудить каждого покориться, необходимости по общему признанию несправедливости дела и так .война предупре-дится.

Но когда со всем утвердиться а1ттраво условное'31 и сделавшись ^"общественным-21, как дополнительное к гражданскому праву условий И не могущему без оного [к. 27] состояться в целости (иначе, как по подобию малого круга -в большом — его ограждающем, без прикосновения и нарушения оного) тогда и внутреннее И правлеие народов и внешнее [я] управление их дел восприимет И другой вид. Войны не могут быть толь обыкновенны и мир будет общий и продолжительный усовершенствованием условного права независимых держав'35.

VIII. Условное право народов

По условному праву народов, европейския [s] державы сохраняют ■ частную безопасность w собственность своих владений, и потому вза-

4/2019

в

ЕСТНИК В. Ф. Малиновский

УНИВЕРСИТЕТА Рассуждение о мире и войне (извлечение)

267

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ИогугагаЫа о рокочи 1 \vojnie 'Йга5у1а Б. МаПпо^'дккяо_49

имный мир. По природному праву народов они нарушают произвольно сию [я] собственность и безопасность и производят войну. Следственно сколько мир предпочтительнее войны, сколько нужно покорить природное право условному.

Природное право предоставляет одной державе управлятся с другою силою, а потому и не стоит труда утверждать то, что само собою держится. Покуда -будет сила до толе и действие сего правила продолжится. Но правда, мир и благоденствие народов требуют ограничения силы. На сием основании соединились люди в общежития и на сем токмо основании яко народы могут жить между собою блатоденствен-

Когда часто люди живут между собой на праве соглашения условий, то и общественно тому же праву последовать должны, ибо народы суть люди, правители их — суть полномочные поставленные для соблюдения и исполнения принятых и узаконенных условий общежития. Сие полномочие правителей не разрешает их [з] от всяких взаимных обязанностей, и не дает им никаких новых прав, кроме одного права с другим постановлять условия <в лице народа и своею властью приводить в исполнение все соглашенное.

Как скоро люди не могли сохранить свое природное право без ограничения их общими условиями, то и народы — поелику они {как] люди — не могут [к. 28] оное соблюсти не согласившись между собой, сколько каждому ¡взаимное его положение дозволяет пользоваться природным правам [з]. .

Каждый народ у себя дома, как всякой человек, сохраняет свое природное право по принятым общим условиям. Он располагает свои дела как лучше знает, ибо природная любовь к себе научает о себе иметь попечение; но где кончится предел его власти, там начинается обязанность ограничивающая его попечение о себе соображением общей пользы и безопасности.

Границы владения означаются трактатами, и каждый {я] народ имеет с другим соседним условие об оных; и вот начало общественности условного права о собственности между народами. Частные условия между соседами о границах не могли до селе сохранить их святость и неподвижность. Надлежит обратиться к общему условию, которым признавая собственность каждого народа неотъемлемою и 'наследственною, [народы] обязываются взаимно воспомогать[ся] в сохранении каждому [я] своего владения.

Безопасность и свобода — природное право всякого народа, но никоторый один [я] не может обнадежить себя сего блага. Покуда не уело- т] вились и не поручились народы взаимно охранять свою безопасность ^

■ ТеЫ агеЫт»га1ле

б

НАСЛЕДИЕ

>

4/2019

осд ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ^ЕСТНИК

ПРЕЛОМЛЕНИИ «"ЖаЮ

ПРЕЛОМЛЕНИИ университета

50 .Теггу Эксдагопек

и свободу, они все в беспрестанной опасности и многие в сущем порабощений.

Как грабитель и убийца все общество оскорбляет и его негодование и мщение на себя обращает, так и нарушитель границы и завоеватель. Народы говорили: ,,мы будем защищаться, когда кто нас тронет" и не приняли оружия против сего. За то по 1Времени другой пришел их обидеть и никто не заступился. Они лишилися И своей собственности и свободы, потому что были равнодушны к неправде, которая есть общая обида и оскорбление. Надо говорить так: „кто обидел другого, тот и меня скоро обидит, а если не сам он, то ближайший сосед последует его примеру, видя злодеяние свое ненаказанным". Равнодушие — причиною сего непрестанного нарушения правды, но надлелсит точно означить, в чем правда и не правда народов состоит, чтоб[ы] отнять [к. 29] сие И вредное равнодушие.

Надлежит собраться народам ч[е]рез своих доверенных и обще рассуждать о -всех своих делах. Тогда вредное равнодушие не будет -иметь места. Всякая держава должна оправдывая вступиться за обвиняемого Хотя иная может иметь столько бессовестия, чтоб[ы] на словах другую защищать, но редко которая захочет за неправого жертвовать своим благоденствием и лучше -согласиться его -оставить, имея средство прибавлением своего голоса доставить справедливому удоволетворение без пролития крови.

Тем тверды будут общия условия народов, что общими силами исполнятся, и бессилие воспротивиться оным будет заменять недостаток пра-волюбия, и потому не должно острочивать постановление общих условий в тщетном ожидании усовершенствования рода человеческого, ко-которое может быть токмо И -последствием -продолжительного общего мира, и сообразного оному внутренняго И усправления.

Сколь не развратны люди, но- живут в благоустройстве и каждый по мере достоинства своего управления более или менее обнадежен ■в своей жизни и собственности. Они имеют законы для воздерживания страстьей и начальство для исполнения оных. Но -все народы европейские не могут иметь одной власти, ни же для миру [в] не надо их смешать; ибо они по мере сего соединения найдут посторонних и будут с ними воевать [и] предмет не исполнится. Дела всех народов различны от дел частных людей — они не требуют такой же власти и управы. Они просты и редки; границы, предел собственности народов, разделяют их между собой. Довольно чтобы народы имели свое общее собрание — [а] большинство голосов решит справедливость всякого спора и требования. Затем все следуя своему мнению защищают военного силою ту или другую сторону. Вот все существо народного правления. Они соединяются одним согласием на общих условиях взаимной свободы ■

4/2019

в

ЕСТНИК В. Ш. Малиновский

УНИВЕРСИТЕТА Рассуждение о мире и войне [извлечение]

269

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Яс^агата о рокочи 1 тесит'е 7/<ыу1а Р. МаИлстзк^о 51

^ собственности. Употребление силы остается при них, но при всем том выигрывается много для мира. Восстановлением порядка и общего дел суждения отнимается самопроизвольность решения между соперниками и равнодушие между иосторонньши.

Право войны уполномочивается недостатком иного средства к получению себе [к. 30] удовлетворения; как огаедышущая гора выбрасывает она вдруг -пламя свое после происходивших в тайне переписок а переговоров. Некому .[я] было смягчить жестокость взаимных предложении и изъяснения оных. Страсти -столько-же имели участия как и рассудок. Изумленные народы вдруг видят имение свое и жизнь -в опасности и сами не знают за что1

Но разсмотрение. [.$] всякого спора посторонными бывает беспристрастнее и 'справедливее. Вся Европа получает -сведение, о чем дело идет и общее мнение осуждает или оправдывает [решение] и трудно решиться на поступок в противность общего удостоверения. Где возьмет силы воевать неправой соперник, когда и собственной [я] народ его обвинит. Сие [я] отношение с жалобою к подвластным известную имеет силу и было употребляемо не -без пользы. Если учинит жалобу равно пристрастный соперник, она имеет вид возмущения, но -когда по еди-: ному обыкновенному сведению дел народ удостоверится в несправедливости ссоры, то сие И неминуемо произведет стыжение [в] и слабость в настоянии о своих пустых требованиях.

Сим средством и порабощенные народы найдут освобождение без бунта и войны. Они принесут свои жалобы в общее собрание и буде то®1 решит им остаться до времени в своем -прежнем состоянии, они тщетно и покушаться не будут. Если освобождение их признается общеполезным и. справедливым, завоеватель освободить их принужден будет [потому что] не*в -силах [будет] сопротивляться общим силам, которых употребление следует за приговором.

И так разве страх сего освобождения -помешает соединиться державам, но и без того оное может последовать. Уже одна составленная вся из чужих порабощенных народов упадает и разрушается сама собой16. Уже ослабевает и другая владычествующая единоплеменными Славных2™ *7. Затем всякой [¿] народ в -свою державу легко -обратится. Благодаря просвещению земляки узнают -себя и германцы скоро скажут-, „мы один народ, кто нас разделит?" Н-е единовластие, но единород-сгво обязывает к любви и согласию. Настоящее ненадлежное [к. 31] состояние Европы и частыя [я] войны еще скорее общего мира расторгнут неестественные узы. Война — великая помощница всяким переменам и делает их с насилием и опасностью, когда -мирныя И совето-вания могут произвести их с пощадою и легкостью. т]

Когда несколько держав предложат соединение, то другие -не могут

б

НАСЛЕДИЕ

>

4/2019

270

ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ

"Т^ЕСТНИК

в М УНИВЕРСИТЕТА

/ ■ имени О.Е. Кугафина (МПОА)

SI Jefiiy Skcranonefc

отрещися*" оного, не изменивь себя показанием недоброходства И« общему благу.

По тому примеру, как Россия утвердила в Европе права свободного мореплавания нейтральных народов утвердиться могут правила общего мира: 1-е) всякое частное нарушение границ собственного ¡владения народа есть общее нарушение собственности; 2-е} всякое нарушение независимости одной державы есть нарушением общей безопасности и свободы; 3-е) рассуждение о делах Европы должно быть общее и да настоянию (г] оных двух случаев — нарушения границ и безопасности народа — следует соединенное употребление -в осины к сил к воздержанию нарушителя общего спокойствия.

№1Х. Объявление войны

Война производится общими силами народа и поелику требуется содействие его, то нужно и согласие.

Многие государы в Европе оставляют себе одно право миловать и прощать, а наказание предоставляют судебной ¡власти. Для чего же не отвратят они от себя яарекание кровопролитной неправедной войны, предоставляя все]цу народу право решить оную.

Одна Шзсцда показывает пример сего важнейшего разделения лла1 сти с народом. Там государь не может сам собой объявить воину пая разве и случае нападения. Англичане думают иметь енс [з] право, потому, что властны давать или отказать помощь денежную на прои!-ведение войны и при том могут королю делать представления*1, носис ограничение не совершено, ибо, с[о] своей стороны король властен hí слушать сих представлении и когда война уже объявлена им [sj, парламент для безопасности государства, дм эащищення его от неприятеля -и сохранения народной чести принужден fíe. 32] согласиться на . помощь, С другой стороны мы видели и шведского короля начавшего войну без причины нападения, без согласия своего народа. Изобличение в несправедливости сего поступка послужило в беду осмелившимся оное сделать. Властолюбивый король заставил народ признать .войну законную, и воспользовался сим случаем [чтобы] умножить, свою властья. Но это дело домашнее, народ может истребовать и уничтожить похищенное.

Право народа в объявлении войны есть дело общее -всей Европы, [необходимое! для взаимной безопасности и обнадежения мира. Ва-кая держава более уверена будет в оОъязательствах другой, когда парад бывает [$] порукою в сохранении ояых, а не одно непостоянное расположение управляющих, которые могут быть увлечены мгновенный

4/2019

в

ЕСТНИК В. Ф. Малиновский

УНИВЕРСИТЕТА Рассуждение о мире и войне (извлечение)

271

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Katwazania о pohpju I уло/щс WaiyLl F. Milinoivskiega 13

пристрастием, либо легковерным доследованием чуждому внушению «ли даже подкуплены так называемыми субсидиями, вспомогательными деин-ами посторонней державы. Но цьчый народ ^удет] избавлен сях искушений и соблазнов и Hi подвержен толь скорому и внезапному воспалению страстъей.

Особливо-же, когда всякой [а] народ свои державу составляет по рцшепомянутому -Ji] разделению рх, (весьма трудно будет, чтобы который склонился на объявление негра&едной войны. Они будут иметь одну общую пользу сохранения езоей целости и независимости и то, чего достает в равенстве сил, наградите* paiiciKTBOM роли других подобных"™

Конец третей части®"

б "О

Е

X m П

л □

m

НАСЛЕДИЕ

>

4/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.