Т. В. Спиридонова
РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 104-м КОНГРЕССЕ США (1995-1996)
Работа представлена кафедрой новой и новейшей истории Владимирского государственного гуманитарного университета.
Научный руководитель - кандидат исторических наук, доцент И. К. Лапшина
Автор рассмотрела влияние ситуации разделенного правления на взаимодействие исполнительной и законодательной ветвей власти США в решении проблемы здравоохранения в 1995-1996 гг. Республиканская оппозиция смогла добиться существенного сокращения социально значимых законопроектов президента, включая программы «Медикейд» и «Медикэйр».
Ключевые слова: США, разделенное правление, здравоохранение, «Медикейд», «Медикэйр», республиканская партия, демократическая партия, У. Дж. Клинтон.
T. Spiridonova
CONSIDERATION OF THE PUBLIC HEALTH SERVICE REFORMS IN THE 104TH U. S. CONGRESS (1995-1996)
The author of the paper examines the influence of the divided government on the interaction of the executive and legislative branches ofpower in the USA during the 1995-1996public health service problem solving. The Republican opposition managed to win the substantial reductions on the presidential bills of social importance like the “Medicare” and “Medicaid”programmes.
Key words: USA, divided government, public health service, “Medicaid”, “Medicare”, Republican Party, Democratic Party, W. J. Clinton.
Одной из важных проблем, стоявших перед администрацией президента У. Дж. Клинтона, был вопрос о здравоохранении. Ситуация осложнялась тем, что после промежуточных выборов 1994 г. большинство мест в Конгрессе получила республиканская партия [1; 2; 4; 14]. Вопрос о взаимодействии демократической администрации У. Дж. Клинтона с республиканским Конгрессом остается недостаточно исследованным в отечественной историографии [10; 3, гл. 1, § 2]. Целью данной статьи является выявление влияния ситуации разделенного правления на взаимодействие
двух ветвей власти в решении проблемы здравоохранения в 1995-1996 гг.
Одним из предметов острого разногласия между администрацией и 104-м Конгрессом стала программа «Медикэйр»*. Республиканцы стремились достигнуть сбалансированного федерального бюджета на 1996 финансовый год за счет сокращения ее финансирования. Члены республиканской партии подчеркивали, что этой программой в основном пользовались люди старшего поколения, которые традиционно являлись в большинстве своем сторонниками демократов. Демократы, в свою
очередь, настаивали, что урезывание программы «Медикэйр» приведет к ее ликвидации [8, р. 7-3]. По мнению демократов, основная цель политических соперников состояла в уменьшении налогов с высших слоев общества.
Позиция демократической партии находила поддержку рядовых граждан США. По опросам общественного мнения, 37% выражали одобрение действий демократов, 27% - республиканцев [15, р. 57]. Тем не менее план республиканской фракции о сокращении финансирования на 282 млрд долл. был одобрен обеими палатами Конгресса. Ассигнования были урезаны на 270 млрд долл. [8, р. Н-130, Б-49, 7-4]. Однако дебаты по биллю продолжались. Республиканцы образовали специальную комиссию из 8 человек, занимавшуюся разработкой предложения по сокращению финансирования программы «Медикэйр».
В частности, предусматривалось сокращение с 10 до 6% выплат частным врачам и клиникам, которые обслуживают пациентов по программе «Медикэйр». Участники программы ежемесячно должны были выплачивать 46,10 долл. (в 1994 г.), что покрывало 31,5% стоимости программы [12, р. 38]. Отменить часть В для состоятельных пожилых американцев.
Кроме того, американцам предлагалось выбрать один из трех возможных путей решения вопросов, связанных со здравоохранением: традиционные платные услуги, специальные медицинские счета [8, р. 7-14] или присоединение к Организации по поддержке здоровья, где человек получал бы медицинскую помощь путем специальной связи с провайдерами.
Данные пункты были включены республиканскими лидерами в Палате представителей в отдельный законопроект (НЯ 2425), который был отправлен на рассмотрение Комитетов торговли и бюджета, одобривших его 11 октября 1995 г. [8, р. 7-6-7-7]. Попытки демократов внести поправки окончились неудачами. Законопроект НЯ 2425 был принят Палатой представителей 19 октября 231 голосом «за» и 201 - «против» [8, р. Н-210]. Только четыре республиканца проголосовали «против», в то время как четыре демократа отдали свои голоса за законопроект своих политических
соперников. Реакция президента последовала незамедлительно. Он выступил с резкой критикой законопроекта, отметив, что из-за этого будет «лишена содержания» федеральная программа, обеспечивающая медицинское страхование людей пожилого возраста [8, р. 7-5].
В финансовом комитете Сената США республиканцами были высказаны свои предложения по реформированию программы «Медикэйр». Они планировали сохранить традиционные платежи за медицинские услуги для людей старшего возраста. Расхождения с пунктами законопроекта республиканцев Палаты представителей касались увеличения возраста людей, на которых распространялись новые способы оплаты медицинских услуг, до 67 лет и возрастания финансирования части В. Сторонники президента критиковали предложения оппозиционной партии. Лидер меньшинства Том Дэшл (дем., Южная Дакота) назвал их «драконовскими, подлыми, исключительными мерами» [8, р. 7-10].
План, представленный Сенатом, включал предложения республиканцев: компенсация должна была составлять 31,5% от всей стоимости программы; американцы, пользующиеся программой «Медикэйр», должны были в первое посещение врача выплатить 150 долл. (в 1996 г.), с каждым последующим годом сумма должна была увеличиваться на 10 долл.; организация специальных медицинских счетов.
Сенаторы приняли республиканскую версию законопроекта 28 октября голосованием по партийной линии (52 голоса «за» и 47 - «против») после непродолжительных дебатов. Бурю нападок на республиканцев вызвало заявление спикера Палаты представителей Ньюта Гингрича (рес., Джорджия) о том, что пришло время, когда люди сами могут выбирать, кто и как будет заботиться об их здоровье, поэтому он призвал население добровольно отказаться от «Медикэйр». Сторонники президента после этого высказывания предложили 16 поправок, но почти все они были отклонены [8, р. 7-12].
Таким образом, уже в середине ноября 1995 г. законопроект о внесении изменений в
программу «Медикэйр» был принят. На этом противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти по реформированию системы здравоохранения не закончилось. Республиканцы уже с середины 1995 г. высказывались об изменении программы «Медикейд». Они хотели сократить ее финансирование на 182 млрд долл. в течение 7 лет [8, р. 7-20; 11; 6]. Этот план республиканцев получил название «Медигрант» [8, р. 7-17-7-18]. По нему штаты должны были финансировать из государственного фонда лечение бедных граждан, беременных женщин, детей, стариков, а также выделять деньги домам престарелых и специальным учреждениям. Наибольшую критику со стороны администрации и демократов вызвал пункт об уменьшении участников программы. Внесенные представителями демократической фракции поправки к плану республиканцев были отклонены фракцией большинства.
Законопроект о «Медигранте» был одобрен обеими палатами парламента 22 и 26 сентября голосованием по партийной линии**. В него были внесены только изменения, касающиеся дополнительного финансирования частных клиник. 1% из суммы федерального гранта должен был выделяться местным центрам по здравоохранению. Сенат принял законопроект 52 голосами «за» и 47 - «против» 28 октября
1995 г. [8, р. 7-22, Б-88]. При этом шесть умеренных республиканцев (Джон Х. Чефи (Мэн), Олимпия Дж. Скоу (Мэн), Уильям С. Коэн (Мэн), Нэнси Л. Кассебаум (Канзас), Джеймс М. Джеффордс (Вермонт), Бен Н. Кемпбелл (Колорадо)) объединились в группу, которая выступала за увеличение ассигнований на программу «Медикейд» для бедняков. Именно их сотрудничество с Робертом Доулом повлияло на окончательный законопроект. Итогом всех этих рассмотрений и обсуждений стал документ НЯ 2491. Главной целью принятого законопроекта стало превращение программы в систему грантов. Участники группы договорились сократить финансирование «Медикейд» в течение 7 лет на 163,4 млрд долл.
В 1996 г. главное внимание было сосредоточено на системе медицинского страхования [16]. В послании к нации от 23 января 1996 г.
У. Дж. Клинтон вызвал всеобщие аплодисменты, сказав, что «если семьи наших рабочих собираются успешно работать в условиях новой экономики, то они должны обладать правом получения медицинского страхования, даже если они потеряют работу или сменят место работы» [5, р. 80; 9, р. 6-28, D-5; 13].
И президент, и фракция большинства в Конгрессе считали внесенный билль «О пересмотре медицинского страхования» (НЯ 3103) главным достижением 1996 г. [9, р. 628]. Главные пункты законопроекта НЯ 3103 включали возможность как группового страхования, так и индивидуального страхования. Страховым агентам запрещалось отказывать людям в предоставлении услуг. Вводились специальные медицинские счета для работников [9, р. 6-29].
Последний пункт вызвал наибольшее расхождение между администрацией У. Дж. Клинтона и республиканской фракцией. Некоторые члены Палаты представителей, например Б. Арчер (рес., Техас), настаивали, что появление данных счетов позволит людям более экономно платить за оказание медицинских услуг. Демократы в Палате представителей обвиняли республиканцев в том, что те путем введения таких счетов пытались сыграть на интересе страховых компаний, который обычно вкладывают много денег в избирательные кампании республиканской партии.
Палата представителей приняла этот законопроект голосованием по партийной линии (267-151) 28 марта 1996 г. Только один из республиканцев Дж. Рукема (Нью-Джерси) проголосовал «против». 38 демократов высказались «за». Сенат единогласно (100-0) проголосовал за НЯ 3103 [9, р. 6-32, 6-33]. Однако администрация У. Дж. Клинтона выступила против нововведения.
К середине июня демократам и республиканцам удалось найти компромисс. По соглашению, подписанному руководителем комитета по налогам и доходам Палаты представителей Б. Арчером (рес., Техас) и главой сенатского комитета по трудовым ресурсам
Н. Кассебаум (рес., Канзас), было решено ввести медицинские счета с 1 января 1997 г. для частных предпринимателей и работников
зарегистрированных компаний со штатом не более 50 человек. На остальных граждан это должно было распространиться до 1 января 2000 г. в случае, если к этому моменту он не будет отменен. Но и это соглашение не всех устроило. Трент Лотт, заменивший Р. Доула на его посту в Сенате, предложил изменить план Кассебаум - Арчера. Медицинские счета должны были распространяться на людей, работающих в компаниях со штатом до 100 человек. Но демократы и Белый дом холодно встретили это предложение. На этом переговоры временно были остановлены. Следующее компромиссное решение было предложено в конце июля 1996 г. Э. Кеннеди и Б. Арчером. Оно и было принято президентом. Главными пунктами их соглашения являлись договоренности о том, что в начале медицинские счета будут оформлены для работников мелких компаний (не более 50 рабочих), а для всех остальных через 4 года. Республиканцы ранее настаивали на введении через 1 год). За-
конопроект был одобрен Конгрессом в августе
1996 г. 519 голосами «за» и двумя «против» [9, р. 6-39, Н-128, Б-47; 15, р. 311]. У. Дж. Клинтон подписал его 21 августа 1996 г.
Таким образом, наличие республиканского большинства в Конгрессе 104-го созыва оказало существенное влияние на рассмотрение вопросов здравоохранения. Были проведены изменения действующих программ «Медикейд» и «Медикэйр». Одним из наиболее существенных стало увеличение возраста граждан, на которых распространялись новые способы оплаты медицинских услуг, до 67 лет. По отдельным вопросам между администрацией и Конгрессом был достигнут компромисс. В частности, демократическая партия, будучи в меньшинстве, сумела отстоять решение о введение медицинских счетов. В целом доминирование республиканской фракции в Конгрессе привело к усилению консервативной позиции в решении вопросов здравоохранения.
ПРИМЕЧАНИЯ
* Федеральная программа медицинского страхования, созданная в 1965 г. Она включает в себя основную страховку на случай болезни (часть А) и дополнительную (часть B). Первая финансируется за счет работников и предпринимателей. Этот вид страхования предусматривает оплату счетов за лечение в стационаре. Дополнительное страхование считается добровольным и финансируется за счет взносов работника и некоторой дотации со стороны федерального правительства. Оно предусматривает компенсацию за амбулаторное лечение и визиты к врачу. С самого начала своего возникновения такая программа забирала 11% всех государственных расходов. Данная программа шла вслед за социальным обеспечением, обороной и государственным долгом. - Экономическая программа Б. Клинтона. URL: www.lib.4i5.ru/cu282.htm (6.06.2008)
** В Палате представителей: 27-18, в Сенате - 11-96 // Congressional Quarterly Almanac. 104th Congress. 1st session. 1995. Vol. 51. Washington, 1995. Р. 7-18, 7-20.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов Ю. К. Расстановка политических сил в США после выборов // США и Канада. 1995. № 5. С. 49-60.
2. Антонова Л. А. Промежуточные выборы в США: референдум по Б. Клинтону? // США и Канада. 1994. № 12. С. 79-84.
3. Лапшина И. К. Разделенное правление в США (внутриполитический аспект). М.: РОССПЭН, 2008. 263 с.
4. Спиридонова Т. В. Промежуточные выборы 1994 г. в Конгресс США в оценке отечественной и зарубежной историографии // Запад, Восток, Россия в новое и новейшее время: история, политика, международные отношения, право. Владимир, 2007. Вып. IV. С. 86-93.
5. Address Before a Joint Session of the Congress on the State of the Union - Public Papers of the Presidents of the United States. W.J. Clinton. 1996. B.1. Washington, 1996. P. 76-82.
6. Clinton II: the Strategy // The Economist. London: November, 16. 1996. Vol. 341. Iss. 7992. P. 26.
7. Clinton W. J. Letter to Congressional Leaders on Savings Association Insurance Fund Legislation // Congressional Quarterly Weekly Compilation of Presidential Documents. Washington: April, 29, 1996. Vol. 32. Iss. 17. P. 723.
8. Congressional Quarterly Almanac. 104th Congress. 1st session. 1995. Vol. 51. Washington, 1995.
9. Congressional Quarterly Almanac. 104th Congress. 2nd session. 1996. Vol. 52. Washington: Congressional Quarterly, 1996.
10. Fiorina M. Divided Government. Boston, 1996.
11. Fraley C. Medicaid Differences Pretend Tough Budget Talk Ahead // Congressional Quarterly Weekly Report. Washington: December, 2. 1995. Vol. 53. Iss. 47. P. 3663.
12. Hudson W. E. American Democracy in Peril. Eight Challenges to America’s Future. Washington, 1996.
13. Katz J. L. Small Change // The New Republic. December, 12. 1996. P. 15.
14. LaddE. C. The 1994 Congressional Elections: the Postindustrial Realignment Continues // Political Science Quarterly. Vol. 110. № 1. 1995. P. 1-24.
15. Pika J. A. The Politics of the Presidency. Washington, 2002.
16. Remarks on Health Care Legislation and Exchange with Reporters. June 5, 1996 - Public Papers of the Presidents of the United States. W.J. Clinton. 1996. B.1. Washington, 1996. P. 861.