Рассмотрение обращений операторов связи по вопросам присоединения
Итоги работы комиссии
ОДНИМ ИЗ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА СВЯЗИ, УСТАНОВЛЕННЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О СВЯЗИ", ЯВЛЯЕТСЯ НЕДИСКРИМИНАЦИОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СЕТИ СВЯЗИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. ЭТОТ ПРИНЦИП НАПРАВЛЕН НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ СВЯЗИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВНЫХ ПРАВ ДОСТУПА К СЕТЕВЫМ РЕСУРСАМ СЕТИ СВЯЗИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ ОПЕРАТОРОВ СВЯЗИ.
О.Н. Базина,
начальник отдела контроля за присоединением и ведения реестра операторов, занимающих сущестенное положение в сети связи общего пользвания Россвязьнадзора
Реализация механизма недискриминационного доступа к сетевым ресурсам сети связи общего пользования через обеспечение выполнения этих обязательных требований всеми участниками рынка является одной из задач Федеральной службы по надзору в сфере связи.
В целях объективного рассмотрения обращений и принятия по ним решений была создана специальная Комиссия. Кроме сотрудников Россвязьнадзора в состав Комиссии вошли специалисты Мининформсвязи России, Россвязи, ОАО "Связьинвест", ФСТ и ЦНИИС.
Всего в Россвязьнадзор в 2006 г. поступило 144 обращения с жалобами на действия операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования .
Из них в 102 случаях (70 %) не потребовалось рассмотрение на Комиссии, так как часть споров решилась в ходе предварительного разбирательства до вынесения вопроса на рассмотрение Комиссии.
В 2006 г. на рассмотрение Комиссией было принято 42 обращения по межопера-торским спорам с различными жалобами на действия 7 операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, в том числе 41 обращение было связано с деятельностью 6 МРК (за исключением ОАО "СЗТ").
Наибольший поток жалоб поступил от операторов связи дальневосточного региона — почти три четверти всех обращений.
Решением Комиссии установлено 34 случая нарушения обязательных требований к присоединению со стороны существенных операторов", в том числе в 25 случаях со стороны ОАО "Дальсвязь". Все решения, включая мотивировочную часть, были опубликованы на информационном портале и в официальном издании Мининформсвязи России.
"Типовые" вопросы, возникающие между операторами, выявленные при рассмотрении обращений Комиссией, можно сгруппировать по следующим направлениям.
1. Вопрос о правомерности требований "существенного" оператора к желающему присоединиться оператору о получении технических условий до заключения договора о присоединении.
Такой вопрос рассматривался на заседании Комиссии по жалобе на действия ОАО СибирьТелеком" и было принято следующее решение:
В соответствии с п. 4 статьи 19 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, обязан рассмотреть обращение оператора связи о заключении
договора о присоединении сетей электросвязи в срок, не превышающий 30 дней со дня получения такого обращения. Договор о присоединении сетей электросвязи заключается в письменной форме путем составления в соответствии с гражданским законодательством одного документа, подписанного сторонами, в срок, не превышающий 90 дней со дня получения обращения, в случае, если присоединение сети телефонной связи одного оператора к сети телефонной связи "существенного" оператора не противоречит ни условиям лицензий, выданных операторам связи, ни нормативным правовым актам, определяющим построение и функционирование единой сети электросвязи РФ (Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.03.2005 № 161; Требования к построению телефонной сети связи общего пользования, утвержденные приказом Мининформсвязи России от
08.08.2005 № 97 "Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования").
Таким образом, ОАО "Сибирьтелеком" было обязано не позднее 30 дней с даты получения обращения ЗАО "Неотелеком" рассмотреть указанное обращение и в срок, не превышающий 90 дней со дня получения обращения, заключить с ЗАО "Неотелеком" договор о присоединении. При этом позиция, заключающаяся в том, что заключение договора о присоединении требует предварительного согласования проектной документации и (или) строительства объекта связи, не соответствует действующему законодательству.
На основании заключения Комиссия, руководствуясь п. 6 статьи 19 ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", обязательными требованиями в области связи, установленными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ, Федеральная служба по надзору в сфере связи признала ОАО "Сибирьтелеком" нарушившим п. 4 статьи 19 ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи".
2. Вопрос о правомерности самостоятельного проведения расчетов "существенным" оператором за услуги внутризоновой, междугородной и международной связи с абонентами операторов присоединенных сетей связи.
В том случае, если, являясь владельцем лицензии на осуществление деятельности по оказанию услуг МГ, МН или внутризо-
новой телефонной связи, "существенный" оператор оказывает указанные услуги абонентам присоединенной сети связи, то данный оператор вправе принять решение о порядке ведения расчетов за оказываемые им услуги связи.
Решение о порядке выставления счетов за услуги междугородной и международной связи, в/з связи принимает оператор связи, владеющий соответствующей лицензией и оказывающий соответствующие указанные услуги связи. Оператор — владелец лицензии на оказание услуг местной связи вправе осуществлять расчеты за оказанные оператором междугородной и международной связи услуги в том случае, если данный оператор надлежащим образом уполномочил его на ведение таких расчетов. Соответственно, оператор — владелец лицензии на оказание услуг местной связи — также вправе осуществлять расчеты за оказанные оператором зоновой сети связи услуги внутризоновой связи в том случае, если данный оператор также надлежащим образом уполномочил его на ведение таких расчетов.
3. Вопрос о правомерности присоединения к сети телефонной связи сети оператора, оказывающего услуги передачи голосовой информации в сети передачи данных.
Данный вопрос многократно поднимался в обращениях операторов дальневосточного региона на действия ОАО "Дальсвязь", по которому Комиссией принято следующее решение.
В отраслевой практике под термином "1Р-телефония" понимается услуга по передаче данных для целей передачи голосовой информации (п. 15 Перечня наименований услуг связи). Деятельность по оказанию данной услуги может осуществляться также на основании лицензии, выданной до вступления в силу Перечня наименований услуг связи и содержащей иное наименование указанной услуги связи. Соответственно, операторы связи, являясь владельцами лицензии на осуществление деятельности в области оказания телематических услуг, вправе осуществлять данную деятельность. При этом указанные услуги связи предоставляются с использованием сети передачи данных лицензиата, введенной в эксплуатацию в установленном порядке.
Требования к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования, утвержденные приказом Мининформсвязи России от 08.08.2005 № 98, определяют порядок пропуска трафика в теле-
фонной сети связи общего пользования и не распространяются на пропуск трафика между телефонной сетью связи общего пользования и сетью передачи данных.
Деятельность операторов связи по предоставлению доступа к сети передачи данных (в том числе, для целей передачи голосовой информации) с использованием телефонного соединения между пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи, и точкой присоединения к данной сети передачи данных, а также пропуск трафика от абонентского терминала до узла связи сети передачи данных в целях организации доступа к услугам связи по передаче данных, оказываемым другим оператором связи, соответствует действующим нормативным правовым актам. При этом абонентский терминал, подключаемый к сети передачи данных, должен соответствовать установленным требованиям.
Одновременно с этим, Федеральная служба по надзору в сфере связи отмечает, что оператор связи, имеющий право в соответствии с лицензией оказывать услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, и использующий для этих целей телефонное соединение между пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи, и точкой присоединения к сети передачи данных, не вправе вводить абонентов и (или) пользователей в заблуждение, информируя их об оказании иных услуг связи, а также заключать от своего имени договоры с ними на оказание услуг связи (например, на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи), на предоставление которых у данного оператора связи нет соответствующих лицензий.
По вопросу о наличии обязанности у оператора сети местной телефонной связи осуществлять пропуск трафика в целях предоставления абонентам (пользователям) своей сети связи услуг по передаче данных для целей передачи голосовой информации Федеральная служба по надзору в сфере связи полагает следующее.
В соответствии с подпунктом "г" п. 4 раздела I Перечней лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87, оператор сети местной телефонной связи обязан предоставлять своим абонентам доступ к телематическим услугам связи и услугам внутризоновой, междугородной и междуна-
родной телефонной связи, а также к услугам связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
Однако, при оказании услуг присоединения и заключении соответствующего договора обязанность обеспечивать пропуск трафика между сетями передачи данных и сетями местной телефонной связи, функционирующими в пределах территории муниципального образования или города федерального значения, предусмотрена для оператора сети местной телефонной связи подпунктом 2 п. 22 Правил присоединения.
Кроме того, в соответствии с п. 31 Правил присоединения оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования обязан установить условия пропуска трафика для всех услуг по пропуску трафика, указанных в приложении № 2 к Правилам присоединения, за исключением тех, оказание которых ведет к нарушению нормативных правовых актов, определяющих требования к построению и функционированию единой сети электросвязи РФ. Как было указано выше, оказание услуг по пропуску трафика в целях предоставления абонентам (пользователям) доступа к услугам по передаче данных для целей передачи голосовой информации не ведет к нарушению требований нормативных правовых актов. При этом, с учетом требований п. 35 и 36 Правил присоединения, у оператора связи, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, отсутствуют основания для отказа оператору связи, имеющему намерение получить услуги присоединения и услуги по пропуску трафика (услуги инициирования вызова) в целях предоставления абонентам (пользователям) сети связи общего пользования услуг по передаче данных для целей передачи голосовой информации, в заключении договора о присоединении на условиях, установленных и опубликованных оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования.
4. Вопрос о возможной "двойной тарификации" услуг.
В соответствии с п. 2 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310, местное телефонной соединение - телефонное соединение между оконечным (пользовательским) оборудованием, подключенным к сети местной
телефонной связи и размещенным в пределах территории одного и того же муниципального района, городского поселения, сельского поселения, города федерального значения. Принимая во внимание, что соединение с узлом сети передачи данных (узлом доступа в сеть Интернет) не может быть определено как телефонное соединение между оконечным (пользовательским) оборудованием, такое соединение не может быть отнесено к услугам местной телефонной связи. Указанное соединение инициируется абонентом и (или) пользователем в целях получения телематических услуг (доступа в Интернет и др.) и (или) услуг по передаче данных для целей передачи голосовой информации, при этом оператор сети местной телефонной связи обеспечивает абоненту доступ к услугам другого оператора связи, осуществляя пропуск трафика от пользовательского (оконечного) оборудования до точки присоединения соответствующей сети связи. Услуги по пропуску трафика от пользовательского (оконечного) оборудования до точки присоединения сети связи другого оператора связи в соответствии с п. 4 Приложения № 2 к Правилам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденным постановлением Правительства РФ от
28.05.2005 № 161, определены как услуги местного инициирования вызова. Таким образом, оператор связи не вправе требовать с абонента, которому он предоставил доступ к услугам связи другого оператора связи, платы за осуществление соединения, направленного на получение услуг связи, оказываемых другим оператором связи.
5. Установление тарифов на услуги по пропуску трафика на более высоком уровне, чем для структурных подразделений.
С учетом требований п. 1 статьи 19 закона "О связи" при установлении тарифа на 1 минуту соединения при оказании услуг коммутируемого доступа к сети Интернет собственным пользователям (далее -Тариф) "существенный" оператор учитывает те же величины экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, связанных с осуществлением пропуска трафика от пользовательского (оконечного) оборудования до собственного узла доступа к Интернет, что и при установлении цены на услуги местного инициирования вызова для операторов присоединенных сетей связи (обеспечения пропуска трафика от пользовательского (оконечного) обо-
рудования до точки присоединения сети связи другого оператора связи, в состав которой входит узел доступа в сеть Интернет. При установлении Тарифа "существенный" оператор также учитывает величины экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, связанных с эксплуатацией оборудования, обеспечивающего доступ в Интернет (оборудование Интернет-узла), оплатой использования ресурсов сети Интернет (внешний канал в Интернет), затраты на маркетинговые и рекламные мероприятия, связанные с продвижением услуги доступа в Интернет , а также затраты на осуществление расчетов с пользователями за оказанные услуги (эксплуатация оборудования автоматизированных расчетных систем, выставление и доставка счетов и т. д.). То есть, при установлении Тарифа, помимо затрат и нормативной прибыли, связанных с пропуском трафика по сети фиксированной телефонной связи, также учитываются вышеуказанные затраты, связанные с оказанием телематической услуги связи (предоставление доступа к сети Интернет) пользователям.
Оператор присоединенной сети связи, оказывающий аналогичную телематическую услугу связи, несет аналогичные затраты при предоставлении этой услуги пользователям.
Комиссия проанализировала приведенные величины цен на услуги местного инициирования вызова и тарифы на услуги коммутируемого доступа в Интернет с учетом требований нормативных правовых актов, в том числе осуществила сравнение тарифов на услуги коммутируемого доступа в Интернет со средней взвешенной ценой услуги местного инициирования вызова , и отмечает, что тарифы на услуги коммутируемого доступа в сеть Интернет в отдельных тарифных планах установлены ниже, чем средняя взвешенная цена на услуги местного инициирования вызова.
Результаты выполненного Комиссией анализа показали, что ОАО "ЮТК" нарушило требование, предусмотренное п. 1 статьи 19 закона "О связи", установив для присоединенных операторов связи неравные условия при оказании услуг по пропуску трафика по сравнению с условиями, установленными для своих структурных подразделений.
В настоящее время "существенным" операторам, на которых поступают аналогичные жалобы, территориальными органами выдаются предписания об устранении нарушений.