УДК 94:327.5(560+479.22+479.24)
РАСШИРЯЮЩЕЕСЯ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ ТУРЦИЕЙ, ГРУЗИЕЙ И АЗЕРБАЙДЖАНОМ
Роман Карапетян
Ключевые слова: Каспийско-Черноморский регион, Турция, Грузия, Азербайджан, проблемы региональной безопасности, безопасность РА
Вопрос налаживания и развития взаимоотношений с соседними странами приоритетен в повестке внешней политики Республики Армения. К числу внешнеполитических приоритетов страны причисляются также вопросы установления мира в Закавказском регионе, обеспечения атмосферы сотрудничества и благоприятной среды для стабильного развития. На пути осуществления этих вызовов существует множество препятствий. Основные вызовы, выступившие на первый план после распада СССР, были связаны с вошедшими в активный этап региональными конфликтами. Вследствие проблем Арцаха, Абхазии, Южной Осетии и множества позиций вокруг них возникают сложности как в плане формирования атмосферы взаимного доверия в регионе, так и в плане развития взаимоотношений с региональными и международными силовыми центрами. С другой стороны, в вопросе выбора внешних политических и экономических партнеров страны региона демонстрируют разные подходы. В случае Армении, наличие Арцахского вопроса делает наиболее приоритетным вопрос безопасности страны. Республика Армении видит обеспечение достаточных условий безопасности страны в рамках сотрудничества с постсоветскими странами, в частности с Российской Федерацией. Вопрос безопасности также имеет ключевое значение и для соседней Грузии, однако непосредственное участие Российской Федерации в кон-
Лектор кафедры международных отношений и дипломатии ЕГУ, советник НОФ «Нораванк».
фликтах Абхазии и Южной Осетии вынудило ее искать гарантии безопасности на Западе, в лице европейских стран и НАТО [1, СС. 28-32].
Одну из лучших формулировок, касательно существующих на Южном Кавказе проблем, в особенности внешнеполитических решений Армении и Грузии и взаимоотношений между ними, дает американский исследователь по вопросам Южного Кавказа, постсоветского пространства и Ближнего Востока, директор исследовательско-аналитического центра «Линкс» Денис Самут: «На Южном Кавказе образовался разлом, и Армения с Грузией остались по его разные стороны. Армения, в условиях блокады, прекрасно осознает транзитное значение Грузии, а Грузия, имея на своей территории многочисленную армянскую общину, не может обеспечить внутренний мир, если отношения с Арменией будут напряженными. И эта тенденция очевидна не только в двусторонних отношениях, но и в процессе участия этих двух стран в программах регионального сотрудничества» [2, с. 37]. Автор этих слов явно намекает, что, хотя Армения и Грузия имеют принципиальные различия во внешнеполитической ориентации, их сдерживают и уравновешивают определенные элементы взаимной экономической и политической зависимости.
Сразу после распада СССР Турция одна из первых попробовала заполнить ту политическую нишу, которая образовалась на Южном Кавказе. Турция, которая даже во времена существования СССР не отказывалась от идеи установления прямой связи с Азербайджаном, не могла не воспользоваться представившейся возможностью. В борьбе за закрепление в регионе в основном участвовали Турция и Россия. А Иран, при всей заинтересованности в регионе, имел мало возможностей для их реализации в условиях действующих западных санкций. Здесь уместно вспомнить следующий отрывок из выступления разработчика стратегии США со странами бывшего СССР Строуба Телбота на Конгрессе о странах Закавказья в 1998г.: «Мы продолжаем удерживать страны региона от установления тесных связей с Ираном. Более того, мы не позволим какой-либо стране региона установить там политическую или экономическую гегемонию. Мы продолжим работать со всеми странами Кавказа, чтобы предотвратить рост влияния Ирана в регионе» [3].
Западные страны, в особенности США, помогали Турции в вопросе «отрыва» Закавказья от России. Первый крупный результат этого был зарегистрирован уже в 1997 году, когда при участии Грузии, Азербайджана, Украины и Молдовы был сформирован ГУАМ, который должен был со временем перевесить сформированные под российским влиянием на постсоветском пространстве организации. С формированием организации в новый этап также вступило грузино-азербайджанское сотрудничество.
Азербайджан важен для Турции также с точки зрения связи с тюркоязычными странами Средней Азии. С другой стороны, экспортируя азербайджанские нефть и газ через АР в Европу, Турция приобретает сильный политический и экономический инструмент. Наладить связь с дружественной страной Турции через Иран не представлялось возможным по объективным причинам: Иран и Турция находятся в положении необъявленной борьбы за гегемонию как в регионе, так и в мусульманском мире. В связи с Арцахской войной, а затем Арцахским вопросом в армяно-турецких отношениях возник дипломатический вакуум, следовательно, постепенно исключался и вариант Армении. Хотя в 1990-ых Турция предлагала Армении развивать программы энергетической и транспортной связи Восток-Запад именно через ее территорию, но ценой этих программ должен был быть Арцах.
В этих условиях на первый план внешней политики Турции вышло развитие сотрудничества Анкара-Тбилиси-Баку в трехстороннем формате. Процесс реализации этого сотрудничества изначально основывался на экономике. Экономическая направленность включала в себя два основных механизма: программы энергетической и транспортной связи. В июле 1993г. во время обсуждения турецко-грузинской транспортной комиссии в Анкаре впервые была запущена в оборот идея строительства железной дороги Карс-Тбилиси [4]. 25 мая 2005г. в Баку президенты трех стран подписали меморандум о намерении строительства железной дороги Карс-Тбилиси-Баку [5]. В действительности эта железная дорога проходит не через Тбилиси, а через Ахалкалаки, а выбор названия был выполнен для подчеркивания его региональной значимости. Армения предла-
гала отремонтировать и эксплуатировать железную дорогу Карс-Гюмри, а оттуда уже действует железная дорога Гюмри-Тбилиси. В диалоге с Турцией по этому вопросу официальный Ереван всегда ожидал участия Тбилиси, особенно если учитывать, что железная дорога Карс-Тбилиси на первом этапе была вовлечена в основной железный путь программы ТРА-СЕКА (TRACECA-Transport Corridor to Europe-Caucasus-Asia) [6]. Учитывая, что железная дорога Карс-Гюмри была одним из немногочисленных факторов, способных вынудить Турцию рассмотреть возможность урегулирования взаимоотношений с Арменией, открытие железной дороги Ба-ку-Тбилиси-Карс может углубить армяно-турецкую конфронтацию. Официальный Ереван предупреждает также о том, что развитие турецко-грузино-азербайджанского сотрудничества осуществляется за счет интересов Армении. Программа ТРАСЕКА имеет также огромное политическое значение, поэтому со временем стало ясно, что Грузия не собирается терять возможность приобретения собственных политических и экономических рычагов ради интересов Армении. В 1998г. был зафиксирован правовой статус программы ТРАСЕКА, когда 12 стран региона подписали «основной многосторонний договор о развитии международного транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия» [7].
В вопросе перспектив сотрудничества между странами Закавказья президент Грузии Э.Шеварднадзе был оптимистом, он также высоко оценивал роль Грузии в процессе улучшения взаимоотношений между Арменией и Азербайджаном. В этом плане примечательно его выступление на заседании правительства Грузии 25-ого ноября 1999г.: «Грузии предоставлена исключительная роль в вопросе налаживания отношений между Арменией и Азербайджаном. Мы должны разрабатывать такие программы с участием Армении в регионе, которые будут включать не только политические и дипломатические, но и экономические форматы. Нам нужно стремиться сделать так, чтобы Армения не чувствовала себя отстраненной от региональных программ» [8]. Как уже отмечалось, в вопросе сохранения равновесия во взаимоотношениях со странами региона официальный Тбилиси, помимо заявлений ритуального характера, ничего не сделал. С другой стороны, мы не считаем, что можно винить поли-
тических деятелей Грузии за то, что они ставят экономические интересы собственной страны выше интересов соседней.
Хотя основы трехстороннего сотрудничества и были заложены в период президентства Э.Шеварнадзе в Грузии, первые трехсторонние программы энергетической и транспортной связи в регионе стали реальностью в годы президентства М.Саакашвили. Вскоре после «Революции роз» Грузия существенно увеличила усилия, направленные на осуществление этих программ. Между тем М.Саакашвили не всегда выделялся антироссийской позицией и отдавал очевидное преимущество сотрудничеству с тюркскими странами региона. Об этом свидетельствует интервью, которое он дал в предвыборный период информационному агентству «ИТАР-ТАСС» 4 декабря 2003г. Он сказал, что свой первый визит осуществит в Москву, изъявив намерение развить взаимосотрудничество с РФ по всем направлениям: начиная с безопасности до расширения экономического сотрудничества. Он подчеркнул также, что гарантии безопасности Грузии находятся в Москве и в интеграции в экономические структуры СНГ, а перспектив дальнейшего развития ГУАМ он не видит [9].
Турция, обеспечив достаточно крепкий экономический фундамент сотрудничества с Грузией и Азербайджаном, приступила также к разработке программ военно-политического сотрудничества. Первый формат предполагал сотрудничество с целью защиты безопасности нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Эта идея впервые вошла в оборот с конца 1999г. и была обсуждена в Трапезунде в 2000г. во время трехсторонних переговоров министров иностранных дел [10]. Официальный Тбилиси объявлял, что эту инициативу они рассматривают в русле их основной внешнеполитической позиции развития многосторонних отношений и сотрудничества со странами Европейского союза и НАТО. А на беспокойство официального Еревана о том, не приведет ли это сотрудничество к образованию новых разделительных линий в регионе, Тбилиси отвечает, что оно направлено на обеспечение стабильности и безопасности во всем регионе [11]. Первым результатом турецко-грузинского военного сотрудничества стало то, что 28 января 2001 г. в грузинском городе Марнеули была открыта военновоздушная база, переоснащенная при поддержке Турции.
Военное сотрудничество вошло в новый этап после открытия нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан в 2006г. 27 февраля 2007г. в Тбилиси министры иностранных дел Грузии, Турции и Азербайджана подписали Тбилисскую декларацию. Поводом сбора в столице Грузии стал договор о начале строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Однако подписанный документ касался политической позиции военного сотрудничества трех стран в регионе.
Сразу после грузино-южноосетинской войны в 2008г. Турция выдвинула вперед идею создания платформы безопасности и сотрудничества на Кавказе. Предполагалось включить в нее три страны Южного Кавказа, Турцию и Россию. Цель - создать платформу для диалога по урегулированию конфликтов в регионе. Хотя ни одна из стран, получивших это предложение, не отказалась от него, этот план вскоре был заморожен. Основным недостатком было то, что не предполагалось какого-либо формата участия для существующих де-факто стран региона, в то время как их участие увеличило бы продуктивность предполагаемого формата.
8 июня 2012г. в Трапезунде министры иностранных дел трех стран подписали декларацию, согласно которой предполагается:
• Единая политика и взаимная поддержка в международных организациях,
• Сотрудничество в вопросе урегулирования проблем Нагорного Карабаха, Абхазии и Южной Осетии, принимая за основу международно-признанные границы Азербайджана и Грузии,
• Содействовать дальнейшему развитию сотрудничества во всех сферах, в особенности экономической,
• Продолжать совместную работу вокруг программы ТРАСЕКА, нынешний этап которой включает железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс,
• Утвердить проект строительства нового международного морского торгового порта Баку, который станет следующим важным связующим звеном в транспортном коридоре Восток-Запад [12].
Это первый подобный трехсторонний документ, который равноценен стратегическому документу. По Трапезундской декларации трехстороннее экономическое сотрудничество фактически было поднято на новый уровень и укреплено документом о политическом сотрудничестве довольно высокого уровня.
26 июня 2012г. министры энергетики Турции и Азербайджана подписали договор о строительстве нового трансанатолийского (TANAP -Trans-Anatolian Pipeline) газопровода. Предполагается перевозить по этому газопроводу газ из Каспийского моря в Европу. Однако еще существует множество вопросов о продуктивности этого газопровода, связанных с имеющимися договоренностями с Россией вокруг экспорта газовых ресурсов из стран Средней Азии.
Военное сотрудничество трехстороннего формата вошло в более активный этап после произошедшей на уровне министров обороны встречи в августе 2014г. в Нахиджеване. 4 мая 2015г. во время встречи руководителей вооруженных сил трех стран в Анкаре был обсужден вопрос безопасности железнодорожных путей и инфраструктур энергоснабжения.
Согласно подписанному протоколу, было решено создать объединенную группу военных сил трех стран. В конце 2015г. на фоне обострения русско-турецких взаимоотношений 17 декабря в Стамбуле состоялась очередная встреча министров обороны трех стран, где основной акцент ставился на вопросы о модернизации оборонительной безопасности и военных сил. Если в прошлом Турция избегала озвучивать свою позицию по вопросу принадлежности Абхазии и Южной Осетии, то в настоящем делает это с особым акцентированием. 19 февраля 2016г. в Тбилиси во время трехсторонней встречи министров иностранных дел, министр Турции М.Чавушоглу заявил, что Абхазия и Южная Осетия – территория Грузии, а Нагорный Карабах - Азербайджана [13].
После нескольких задержек и переносов в конце 2016г. предполагалось также устроить открытие железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, однако до сегодняшнего дня работы над некоторыми участками железной дороги не завершены, и ее открытие ожидается весной 2017г. Рассчитывается ежегодно перевозить по ней 5 млн. тонн груза и 1 млн. человек. А
в дальнейшем эти объемы должны увеличиться втрое. На строительство только грузинской части было потрачено в четыре раза большая сумма, чем рассчитывалось заранее, что составило $775 млн. Затраты грузинской стороны были осуществлены за счет предоставленных Азербайджаном кредитных средств. Это вновь говорит о том, что Грузия просто утопает в болоте экономической зависимости от Азербайджана и Турции, что со временем оставляет для нее все меньше шансов выбраться из-под тюркского экономического влияния [14].
Расширяющееся трехстороннее сотрудничество Турция-Грузия-Азербайджан с течением времени в более ярких красках демонстрирует свою направленность против Армении, а также тенденцию, направленную на ослабление российского фактора в регионе. Считаем, что оно может угрожать существующей хрупкой стабильности в регионе. После выборов 2012г. новый глава правительства Грузии Б.Иванишвили нанес визит в Баку, что говорит о сохранении избранного вектора внешней политики страны. Турция - крупнейший торговый партнер Грузии, и наибольшие иностранные инвестиции в Грузии осуществлены за счет турецкого капитала. Это говорит о том, что в ближайшем будущем сотрудничество Грузии с соседними тюркскими странами продолжит принимать новые объемы.
Считаем, что это достаточно серьезный вызов как для экономической, так и военной и политической безопасности Армении. Официальный Тбилиси неоднократно заявлял, что это сотрудничество не направлено против Армении. Однако мы считаем, что Грузия опосредованно вовлекается в изоляцию Армении. Во время официальных трехсторонних встреч, руководители Азербайджана неоднократно заявляли о том, что Армения является агрессором и о необходимости ее нейтрализации. Как бы Тбилиси ни пытался сохранить нейтралитет в армяно-азербайджанских отношениях, в условиях военного обострения на линиях соприкосновения РА - Азербайджан или в Республике Арцах Грузия может занять сторону не христианской Армении, а экономически более крупных партнеров и косвенно поспособствовать экономической блокаде Армении.
В качестве альтернативы и способа ослабления влияния этого сотрудничества мы считаем важным предпринять первые шаги в двух следующих направлениях: прежде всего, необходимо укрепить политикоэкономические связи с европейскими странами, а на региональном уровне противостоять этому сотрудничеством формата Россия-Армения-Иран, в особенности учитывая, что после упразднения западных санкций против Ирана открылись новые возможности. Считаем, что в сотрудничестве с Ираном необходимо по возможности также вовлечь и Грузию, тем самым в какой-то мере «отрезав» ее от тюркских стран. Тем более что в этом направлении уже есть определенные предпосылки в виде программ трехстороннего экономического сотрудничества Иран-РА-Грузия и четырехстороннего Иран-РА-Грузия-Россия. А для развития многостороннего сотрудничества с Грузией важным залогом могут стать налаживание российскогрузинских отношений и восстановление абхазской железной дороги.
Считаем, что в этом вопросе в Грузии есть определенная тенденция положительного развития. В парламентских выборах прошлого года третей политической силой, прошедшей в грузинский парламент, стал союз патриотов Грузии, который неофициально также называют пророссийской политической силой. Хотя это определение неоднозначно, поскольку еще в предвыборной кампании представители этой силы, которые полагаются в основном на антитурецкие тезисы (они обвиняют Турцию в узурпации порядка 33% территорий Грузии в 1918г., а также убеждены, что Турция намерена узурпировать и Абхазию с Аджарией), неоднократно называли Россию оккупантом. С другой стороны, в грузинский парламент не прошли основные прозападные «Свободные демократы» и Республиканские партии, которые с 2012г. руководят органами обороны и внешней политики.
Результаты грузинских парламентских выборов свидетельствуют о том, что в Грузии постепенно все более крупные масштабы приобретают антитурецкие настроения, что исходит из осуществляемой со стороны последней экономической экспансии в стране. С другой стороны, в Грузии увеличивается количество тех политических деятелей, которые готовы сесть за диалогом вокруг стола с Россией. Более того, изменилось и грузинское общественное мнение о русских. В настоящем в Грузии нет
того откровенного антироссийского настроя, который появился после 2008г. Считаем, что эти два факта соответствуют интересам Армении, еще больше увеличивается вероятность налаживания российско-грузинских отношений, а, следовательно - и перспективы развития сотрудничества по оси Армения-Грузия-Россия. В то же время, считаем необходимым еще раз отметить, что в переговорах по вопросам транзита положительные результаты прямо пропорциональны становлению российскогрузинского диалога. С другой стороны, в этом вопросе необходимо немного увеличить давление на Тбилиси, в особенности, если после прошлогодних парламентских выборов в Грузии усилились настроения по налаживанию диалога в южном и восточном направлении.
Февраль, 2017г.
Источники и литература
1. Armenian-Georgian Relations: Challenges and Opportunities for the Bilateral Cooperation, PSAA-CSS, Yerevan, 2014.
2. ՀՀ ԱԳՆ պատմա-դիվանագիտական բաժնի նյութեր (ՊԴԲ), ցուցակ 6, գործ 135 (Материалы Историко-дипломатического отдела (ИДО) МИД РА, список 6, дело 135, на арм.яз.).
3. Томас де Ваал, «Грузия и ее дальние соседи», Государственность и безопасность: Грузия после «революции роз». - Лондон, 2005.
4. Massima Gaudiano, Can Energy Security Cooperation Help Turkey, Georgia and Azerbaijan to Strengthen Western Oriented Links?, NATO Defense College Academic Research Branch Research Note, N. 5, June 2007.
5. Мустафа Айдын, «Турецкая политика в отношении Кавказа в 2007г.», Кавказ 2007: Ежегодник Института Кавказа. - Ереван, 2009.
6. ՀՀ ԱԳՆ ՊԴԲ, ցուցակ 7, գործ 236 (ИДО МИД РА, список 7, дело 236, на арм.яз.).
7. Alexandros Peterson, Integration in Energy and Transport Amongst Azerbaijan, Georgia and Turkey, The London School of Economics and Political Science, 2012.
8. ՀՀ ԱԳՆ ՊԴԲ, ցուցակ 5, գործ 290 (ИДО МИД РА, список 5, дело 290, на арм.яз.).
9. ՀՀ ԱԳՆ ՊԴԲ, ցուցակ 9, գործ 165 (ИДО МИД РА, список 9, дело 165, на арм.яз.).
10. Scott A. Jones, Crossroads and Conflict Security and Foreign Policy in the Caucasus and Central Asia, London, 2000.
11. ՀՀ ԱԳՆ ՊԴԲ, ցուցակ 6, գործ 135 (ИДО МИД РА, список 6, дело 135, на арм.яз.).
12. Trabzon Declaration, Trabzon, 8 June 2012,- http:/www.mfa.gov.ge.
13. Թբիլիսիում կայացել է Ադրբեջանի, Թուրքիայի, Վրաստանի ԱԳ նախարարների հանդիպումը, http://www.civilnet.am/news/2016/02/19/turkey-azerbaijan-georgia-fm-trilateral-tbilisi/287357.
14. Բաքու-Թբիլիսի-Կարս երկաթգծի շինարարությունը նախատեսվում է ավարտել գարնանը, http://www.panarmenian.net/arm/news/230704/.
ԹՈԻՐՔԻԱ-4ՐԱՍՏԱՆ-ԱԴՐԲԵՋԱՆ ԸՆԴԼԱՅՆՎՈՂ ՀԱՄԱԳՈՐԾԱԿՑՈՒԹՅՈՒՆԸ
Ռոման Կարապետյան
Ամփոփագիր
Խորհրդային Միության փլուզումից հետո Անդրկովկասում ակտիվացան տարածքային հակամարտությունները, որոնք ոչ միայն խաթարեցին անվտանգության մթնոլորտը տարածաշրջանում, այլև կանխորոշեցին տարածաշրջանի երկրների միջև փոխհարաբերությունների հետագա ընթացքը: Անդրկովկասի երկրներն ունեին նաև միմյանցից տարբերվող դիրքորոշումներ արտաքին քաղաքական գործընկերների ընտրության հարցում:
Տարածաշրջանում ամրապնդվելու առաջին հաստատուն փորձերն արեց Թուրքիան, որը գրեթե յոթանասուն տարի սպասել էր այս հնարավորությանը: Առաջին քայլերն ուղղված էին տնտեսական բնույթի կապերի ձևավորմանը, որոնք հետագայում ամուր հիմքեր կտային քաղաքական ու ռազմական համագործակցության համար: 1990-ական թվականներին մշակվեցին, իսկ 21-րդ դարի մեկնարկին իրագործվեցին էներգետիկ, տրանսպորտային բնույթի մի շարք ծրագրեր: Ներկայում էլ այդ ծրագրերը գործնական ընթացքի մեջ են և ունեն շարունակականության միտումներ:
Ելնելով Հայաստանի Հանրապետության անվտանգության ապահովման
> о
հրամայականից հարց է առաջանում. որքանո վ են այդ ծրագրերը սպառնում Հայաստանի զարգացմանը, արդյո՞ք դրանք ուղղված չեն Հայաստանի դեմ, և
о
ի նչ գործնական քայլեր են ձեռնարկվում դրանց բացասական հետևանքները չեզոքացնելու կամ հակընդդեմ ծրագրեր մշակելու ուղղությամբ:
РАСШИРЯЮЩЕЕСЯ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ ТУРЦИЕЙ, ГРУЗИЕЙ И АЗЕРБАЙДЖАНОМ
Роман Карапетян
Резюме
После распада Советского Союза территориальные конфликты Южного Кавказа вошли в этап активации. Они не только разрушали среду безопасности, но и определили дальнейший ход отношений между странами региона. Закавказские страны также имеют различные точки зрения в выборе партнерских государств.
Турция, которая ждала этой возможности почти семьдесят лет, предприняла первые усилия по укреплению своей роли в регионе. Были сделаны первые шаги по развитию экономических отношений, которые впоследствии дали бы прочную основу для политического и военного сотрудничества. В течение 1990х годов были разработаны, а в начале 21-го века осуществлены сразу несколько энергетических и транспортных проектов. Тенденции развития отношений между двумя закавказскими странами и Турцией продолжаются.
Возникает вопрос: являются ли эти программы угрозой для развития Армении, не направлены ли они против РА и какие практические шаги предпринимаются, чтобы нейтрализовать их?
THE TRILATERAL COOPERATION BETWEEN TURKEY, GEORGIA AND AZERBAIJAN
Roman Karapetyan
Resume
After the collapse of the Soviet Union the territorial conflicts in the South Caucasus were triggered, which not only damaged the security environment in the region, but also determined the future course of relations between the countries of the region. Regional countries also have differing views in selection of foreign partners.
Turkey, which seems to have been waiting for this opportunity for almost seventy years, started efforts to strengthen his positions in the region. The first steps were done towards the development of economic relations, which later would provide solid bases for political and military cooperation. A number energy and transport projects of were developed the 1990s that were implemented in early 21st century. Currently the cooperation between these three countries continues.
Under this circumstances, the imperative of ensuring Armenia's security raises some questions: do these programs threaten Armenia’s development, are they are sharply directed against Armenia and what practical steps are being taken to neutralize them or to develop programs to counter their negative effects?