В.В.Фролов
Расширение сознания ученого и использование идей Живой Этики в научных исследованиях
«Незаметно входят в жизнь новые сочетания понятий»
Эти слова Е.И.Рерих оказались пророческими. То, что в жизнь входят «новые сочетания понятий», сегодня непреложная реальность. Речь идет о новом космическом понимании структуры Мироздания, материи, энергии, причинности. В контексте нового мировоззрения переосмысливается проблема человека, ставится вопрос о Высшем начале и его ведущей роли в эволюции человека и человечества, предлагаются новые трактовки жизни и сознания, формируется новая система познания, синтезирующая научное и вненаучное познание. Проблемы эти очень сложные и нуждаются в дальнейшей разработке. Но совершенно очевидно, что сама постановка подобных проблем, их осмысление расширяет сознание людей. Способность к расширению сознания и ее реализация - это сущностное качество человека, проявляющееся в процессе развития и интеграции науки, философии, искусства, религиозного опыта, других форм творчества.
Многое сделано нашими выдающимися соотечественниками, особенно в XIX и ХХ вв. Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин в своих трудах, давно вошедших в золотой фонд мировой культуры, раскрыли очень непростой процесс духовного преоб-
ражения человека. Ученые-космисты В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский вопреки существовавшим и пока доминирующим в науке узкоматериалистическим представлениям о мире выдвинули идею, что Космос есть одухотворенная система, поскольку Жизнь в Космосе представляет собой проявление Космического Разума.
Уникальная семья Рерихов бесценными духовными нахождениями внесла огромный вклад в формирование нового космического мышления и тем самым в развитие, расширение сознания многих ученых и культурных деятелей. Мировоззрение Рерихов, раскрывающее закономерности космической эволюции, позволяет рассматривать человека как органичную часть Космоса, несущую в себе его многомерную структуру. Такой подход дает возможность понять истинную природу человека и его роль в космической эволюции.
Идеи Живой Этики в современном обществе становятся все более привлекательными и постепенно начинают входить в науку, искусство, воспитание и образование. Часть ученых применяет их в научных исследованиях, тем самым расширяя свое сознание. Это дает ученым возможность по-новому взглянуть на многие проблемы познания реальности. Есть ученые, которые не знакомы с идеями Рерихов, но в своих исследованиях приходят к обобщениям, созвучным идеям Живой Этики. Основание таких обобщений коренится в логике их конкретно-научных исследований, которая неизбежно приводит к выводам, подтверждающим законы эволюции космической реальности.
Таким образом, Живая Этика, выступая главным источником нового мышления, входит в науку. Применение ее идей в научных исследованиях дает возможность использовать новую методологию познания, рассматривающую предмет познания с точки зрения синтеза, то есть целостности познания, его причинной обусловленности метазнанием, единства духовного и материального аспектов. Использование идей Живой Этики требует от ученых больших творческих усилий, высокой нравственности и мужества в ситуациях, когда нужно отстаивать свое миропонимание.
Расширение сознания осуществляется через синтез различных граней познания космической реальности, духовное совершенствование человека. В общем виде синтез есть объединение, взаимодействие и взаимопроникновение различных явлений, в результате которого возникает качественно новое явление.
Что касается процесса познания различных аспектов и явлений космической реальности посредством синтеза, то этот процесс имеет разные грани. Словарные определения понятия «синтез» заявляют его (часто в противоположность анализу) в качестве такой логической процедуры, сущностью которой является вывод более общих новых положений из имеющихся частных посылок. Такое определение синтеза скорее носит
формально-логический характер и встраивается в классическую гносеологию как один из ее методов.
В то же время познавательная деятельность человека далеко не исчерпывается логическими процедурами. Логические приемы, общая логика познания характеризуют, если можно так сказать, внешний слой процесса познания. Его внутренний, глубинный слой аккумулируется в духовной жизни человека и воплощается в его идеалах и ценностях, формирующих цели и мотивы его познавательной деятельности. Так синтез понимается в новой теории познания, в которой важную роль играют метанаучные способы познавательной деятельности. К одному из подобных способов, а точнее, путей познания, и относится синтез.
Он характеризует такое внутреннее состояние человека, когда тот, поднимаясь над частностями, видит явление в его целостности. Делает это человек благодаря своей способности к объединению различных аспектов реальности. Важное значение для проявления способности синтетического постижения реальности имеет нравственная позиция человека. Ее показателем можно считать устремления и действия человека, направленные на свое самосовершенствование и улучшение общества.
Акт синтетического познания не возникает на пустом месте. Он всегда подготавливается, порой довольно длительной и очень непростой работой мыслителя, ученого, научного сообщества. Синтез поэтому представляет собой процесс постепенного накопления материала, научных сил, духовного совершенствования человека. В то же время он проявляется как некое озарение, расширение сознания, выход субъекта на более высокий уровень целостности в понимании сторон реальности, Мироздания. Словом, синтез можно считать качеством внутреннего мира человека, показателем его духовного развития.
Вместе с тем надо учитывать, что синтез - это не только метод познания, но и неотъемлемое качество самой космической реальности, субъектом которой является человек. Он проводник, субъект синтеза в этом пространстве. По этой причине синтез представляет собой момент космического творчества. В этом смысле человек есть пассивный или активный субъект этого творчества, в пространстве которого он использует синтез как своеобразный духовный инструмент эволюционного развития. В связи с этим Л.В.Шапошникова отмечает, что синтез является «главным и магистральным направлением Космической Эволюции человечества»1. Возвращаясь к сфере познания, отметим, что синтез позволяет сформировать целостное представление о предмете исследования и тем самым продвинуться по пути развития, расширения сознания. При этом надо
1 Шапошникова Л. В. Наука и Живая Этика// Рериховские чтения: Материалы Международной общественно-научной конференции. 1997. М.: МЦР, 1999. С. 18.
иметь в виду, что этот процесс, как отмечается в Живой Этике, представляет собой увеличение «восприимчивости и распознавания» человека в пространстве его взаимодействия с Высшим1.
Важным для расширения сознания является трансформация, расширение содержания основополагающих мировоззренческих категорий, одной из которых выступает понятие мира. Содержание этой категории в истории науки и философии рассматривалось в зависимости от уровня развития научного знания. Мировоззренческий прорыв в трактовке категории мира в европейской культуре был осуществлен гениальными учеными нового времени - Ньютоном, Галилеем, Коперником. Ими была разработана гелиоцентрическая система Мироздания, которая выводила человечество из ограниченного мира земных представлений к более широким горизонтам космической реальности. Научной основой миропонимания той эпохи стали механистические представления о природе. Эти представления с появлением новых данных в области физики, химии, биологии дополнялись и развивались. Но в своей основе механистический взгляд на мир сохранялся до второй половины XIX в., то есть до тех пор, пока революционные открытия в естествознании (атома, электрона и т.д.) не побудили ученых признать, что новые научные достижения ниспровергают старые механистические представления о мире и требуют новой философской интерпретации.
Выдающиеся ученые двадцатого века Эйнштейн, Де Бройль, Бор, Борн, Вернадский и многие другие пошли по пути такой философской интерпретации новых открытий в естествознании, которая опиралась на логику и методологию научных исследований. Эти и другие ученые подошли к пониманию, что философские представления о материи, бытовавшие в то время, должны измениться. Многие ученые признали, что по своим свойствам материальные объекты не исчерпываются уже известными, к примеру пространственными, характеристиками, а им присущи такие свойства (подтвержденные открытиями в квантовой физике), наличие которых доказывает структурную неисчерпаемость материальных объектов. Важным научным выводом, имевшим также огромное философское значение, было представление, что планета Земля есть космическое тело. Этот вывод был обоснован в трудах великих русских ученых В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского и других. Достаточно вспомнить в связи с этим одно из философских положений Вернадского, имеющее принципиальное значение как для формирования нового мировоззрения, так и для разработки методологии научного исследования. Он считал, что научное понимание какого-либо явления означает его рассмотрение в контексте космической реальности.
1 Братство. Ч. 2: Надземное, 521.
Новые научные открытия и последовавшее затем их философское осмысление не могли не оказать влияния на представления о мире. Эти представления стали носить менее абстрактный и более научный характер. Об этом, например, свидетельствует теория большого взрыва, разработка которой была бы невозможна без открытий в физике конца XIX -начала ХХ вв.
Важные результаты были получены носителями феноменологической традиции в философии - Гуссерлем и Хайдеггером, которые сформировали такое представление о мире, существование которого было обусловлено включенностью человека в мир и представлениями о нем человека.
В то же время мало кому из ученых при размышлениях о мире приходили необычные идеи о существовании иных его измерений. Но такие ученые появились, и их идеи в науке ХХ в. стали постепенно пробивать себе дорогу. К этим ученым относятся прежде всего представители русского космизма, о которых мы уже упоминали. Применяя новую теорию познания, они открыли, что существуют иные планы мира. Нельзя не вспомнить в связи с этим мысль К.Э.Циолковского о том, что человек и его воля «есть только проявление Воли Вселенной»1. С этой точки зрения следует рассматривать духовный опыт В.И.Вернадского, в процессе которого он соприкасался с иной реальностью. Этот опыт описан в дневниках выдающегося ученого.
Аналогичным образом изменялись представления и о структуре материи. Устоявшееся понимание материи как такой реальности, существование которой можно фиксировать исключительно в научном эксперименте или запечатлевать в обыденном опыте, стало меняться. У части ученых и философов возникало представление о существовании каких-то иных, невидимых уровней существования материи. Это ощущение аккумулировалось в представлениях выдающихся философов ХХ в. Одним из них был наш великий соотечественник П.А.Флоренский, высказывавший мысли об энергетической природе духовных явлений2.
Претерпело трансформацию в сторону более широкого толкования и понятие энергии. Данные физической и химической науки о формах проявления энергии (молекулярной, ядерной, и т.д.) стали дополняться представлениями об энергии, «вместилищем» которой был человек как целостное существо. Так, известный русский ученый-психолог В.М.Бехтерев, размышляя о природе происходящих в человеке физических и психических процессов, высказал предположение, что в их основе
1 Циолковский К.Э. Воля Вселенной//Циолковский К.Э. Ум и страсти. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. М.: МИП «Память», Российско-Американский Университет, 1993. С. 16.
2 Флоренский П.А. Имяславие как философская предпосылка // Флоренский П.А. Собрание сочинений. В 2 т. Т. 2: У водоразделов мысли. М., 1990. С. 302.
лежит некая общая энергия. Эта гипотеза выдающегося ученого была созвучна понятию «психической энергии», которое было выдвинуто и разработано в философии Живой Этики Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами.
Словом, расширение содержания категорий мира, материи, энергии и других не могли не повлиять на понимание категории человека. В отличие от социологического представления о нем как о биосоциальном и духовно развивающемся на этой основе существе, в науке и философии возникло понимание, что человек представляет собой более сложное, многомерное образование. Это качество человека стало связываться с его внутренним, духовным миром. На фоне новых идей о многомерности мира, уходящих своими корнями в глубокую древность и сформулированных прогрессивными учеными в XX в. применительно к новым историческим условиям, новому уровню развития науки, социологические представления о человеке уже не могли удовлетворить ученых, поскольку не отражали действительного места и роли человека в пространстве космической реальности. Представления о человеке неизбежно должны были претерпеть трансформацию. В концентрированной форме новое понятие человека было сформулировано в трудах Рерихов. Главным в их взглядах было понимание человека как неотъемлемой части Космоса и идея многомерности человека и мира.
Таким образом, в науке XX столетия содержание основных мировоззренческих категорий существенно расширилось. Оборотной стороной этого процесса явилось изменение, расширение сознания прогрессивных ученых. Все это стало основой формирования новой мировоззренческой парадигмы, перестройки мировоззренческих оснований науки и методологии научных исследований. Сегодня эта тенденция стала проявляться более определенно. Прогрессивные ученые начинают применять в своих исследованиях философские категории с более широкой трактовкой, что влечет дальнейшее расширение их сознания. Наиболее зримо эти процессы обнаруживаются в философии, культурологии, педагогике, синергетике и некоторых других научных дисциплинах.
Указанная тенденция выражает изменения мировоззренческих представлений. Главное здесь состоит в признании духовного начала как ведущего фактора эволюции мира и человека, а также двойственной природы явлений, то есть единства духовной и материальной их сторон. Такой мировоззренческий поворот влечет за собой изменение методологии философских и конкретно-научных исследований. Благодаря осмыслению учеными нового содержания мировоззренческих категорий, синтезу прежних представлений о Мироздании и новых знаний о нем, человеке и обществе, ученые могут по-иному рассматривать предмет своих исследований, обнаруживать в нем ранее невидимые грани.
Ярчайший пример такого подхода к реальности - жизнь и творчество Рерихов. Обладавшие синтетическим мышлением и мировосприятием Рерихи блестяще применяли этот дар в своей деятельности, о чем свидетельствует прежде всего философия Живой Этики, содержащая новое космическое миропонимание. О синтетичности мировоззрения наших великих соотечественников говорят прекрасные художественные полотна Рерихов, дающие зрителю возможность соприкосновения с Красотой иных миров. Грандиозная Центрально-Азиатская экспедиция, Институт «Урусвати», Пакт Рериха также не смогли бы осуществиться без применения синтеза как образа мыслей и как пути жизни. Рерихи не только шли по этому пути, но и осмысливали его особенности. «Иногда кажется, что многое без следа забывается, исчезает, - пишет Н.К.Рерих. - С годами ли? Или нечто более важное прикрывает давно бывшее? Ни то, ни другое. Постоянно убеждаемся, что все сохранно. Сложено глубоко и выявляется по мере надобности. Происходит синтез»1. И далее: «Особая красота в том, что синтез связан с сердцем. Еще не очень-то подробно изучена сердечная деятельность. Не мозг, но именно сердце отзвучит на все космические явления. И это радио в сущности своей и мощнее и утонченнее, нежели грубая механика восприемников радиоволн.
Пространство может быть переполнено до отказа, и сердце может затрепетать смертельно. Тогда придет на помощь синтез. Что-то отодвинет. Что-то выявит. Словно заботливый врач, восстает целесообразность. И утишается противоречие. Сделается так, как нужно»2. Синтетическое миропонимание позволило Рерихам обобщить духовные нахождения разных эпох и народов в научно-философском, художественном, литературном творчестве, разработать «энергетическое мировоззрение» (Н.К.Рерих) и тем внести огромный вклад в формирование нового мышления.
Для современных ученых, стремящихся применять в своих исследованиях философию Живой Этики, методология Рерихов служит образцом синтетического подхода в науке, искусстве, общественной деятельности и прежде всего в сфере внутреннего, духовного совершенствования. «Только доброжелательный, обобщающий синтез даст толчок к новому продвижению сознания»3, - отмечается в Живой Этике, которая для Рерихов была основой жизни и творчества.
Выдающееся достижение Рерихов - их концепция Культуры как одного из столпов космической эволюции, основы существования человека.
1 Рерих Н.К. Синтез//Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2000. С. 383.
2 Там же. С. 384.
3 Братство. Ч. 2: Надземное, 96.
Такое универсальное представление о Культуре было сформировано Рерихами благодаря синтезу огромного научного, философского и культурно-исторического материала, собранного ими во время Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедиций, изучавшегося в Институте «Урусвати», а также добытого в процессе других научных изысканий. Они исследовали достижения мировой науки, искусства, литературы, поэзии, философии, религиозный опыт, объединив научно-философский и художественный взгляд на космическую реальность. Их философские и научные идеи нашли, если можно так сказать, новую форму выражения и развития в художественном творчестве Н.К. и С.Н. Рерихов.
Живая Этика как методология
Другая тенденция применения Живой Этики в научных исследованиях, характеризующая расширение сознания современных ученых, обнаруживается в работах философов, историков, педагогов, искусствоведов, начинающих осмысливать наиболее значимые проблемы развития человека, общества и природы. Важнейшие из них - это место человека в структуре Космоса, духовное совершенствование человека, вопросы о Культуре и Красоте как столпах эволюции, новом понимании общества, определяющим в развитии которого выступают моменты не материально-производственного, а космического, духовного характера, и т.д.
В рамках философского анализа Живой Этики рассматриваются основные ее положения: многомерность бытия и его энергетическая основа; проявляющееся во всех явлениях единство духа и материи; новая методология познания, сформированная на основе синтеза научных, эмпирических, и вненаучных, духовных, методов познания; труд как важнейшее средство совершенствования человека; Община, Культура, Красота и Любовь1. Рассматриваются вопросы формирования целостного восприятия мира, возникающего в результате синтеза Знания и Красоты, воспитания у человека подобной способности (качеств), осознания им необходимости самосовершенствования как важнейшей космической задачи жизни. При этом утверждается, что ведущую роль в этом процессе играет утончение и одухотворение сознания человека, основой жизни которого должно стать его постоянное устремление к Прекрасному2.
1 Гиндилис Л.М., Фролов В.В. Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России // Вопросы философии. 2001. № 3. С. 63-73.
2 Святохина Г.Б. «Будем всегда стремиться к Прекрасному!»: Живая Этика о значении Духовности и Красоты в жизни человеческого общества // Духовность и Красота как явление Культуры в образовательном процессе: Материалы 2-й Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Пакта Рериха. Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. С. 22-27.
Философская система Живой Этики направлена на творчество новой реальности, важнейшая форма которой - культура как проявление творчества человека. Культура есть пространство Красоты, Любви, Творчества. В современной исторической ситуации идеи Живой Этики могут служить людям духовно-нравственной опорой в жизни, основой духовного возрождения человечества1. В этом контексте Живая Этика, синтезирующая восточную и западную традиции трансцендентализма, рассматривается как философия жизнетворчества2. Идея эта получает развитие в современной философии.
Культура постмодерна не в состоянии выдвинуть систему, подобную «этике творчества», поскольку стержнем такой этики должна стать проблема духовного совершенствования человека. В мировой культуре ощущается потребность в «этике творчества», в рамках которой поступок трактуется как результат внутреннего усилия человека. Именно такая проблематика составляет содержание философии Живой Этики, или «этики творчества»3. В этике такого типа ведущую роль играет уровень развития сознания индивида, которое рассматривается как «действенный элемент жизни космического целого»4. Индивидуальное сознание обладает способностью к совершенствованию, а критериями расширенного и утонченного сознания выступают наличие в нем глубинного нравственного стержня, открытость, всесторонность познавания, развитость самосознания.
Система познания Живой Этики представляет собой синтез эмпирического и духовного способов познания. Такая методология невозможна вне гармоничной взаимосвязи с законами Космоса. В сущности, эта методология является выражением указанных законов.
Важнейшей формой вненаучного познания выступают такие нравственные законы, состояния, чувства, как Вера, Надежда, Любовь. Знание, аккумулированное в Вере, ориентирует на то, что в жизни есть «некая тайна», Надежда - предчувствие реального будущего, Любовь - отражение всеобщего единства мира. «На протяжении всей истории человечества в сердце каждого из нас живут, притаясь или расцветая, Вера, Надежда, Любовь. Обладая необычайной притягательной силой, став родовыми качествами человечества, чутко, бережно, с незаметным постоян-
1 Никулина Ю.В. Живая Этика: проблема статуса в современной культуре // Творческое наследие семьи Рерихов в диалоге культур: философские аспекты осмысления: сб. науч. трудов. Минск: Технопринт, 2005. С. 282-286.
2 Жигота В.Э. Концепция творчества в философии Живой Этики: синтез восточной и западной традиций трансцендентализма // Творческое наследие семьи Рерихов в диалоге культур: философские аспекты осмысления. С. 188-233.
3 Можейко М.А. От «этики кодекса» к «этике творчества»: трансформации нравственного сознания в современной культуре // Там же. С. 288-322.
4 Иванов А.В. Перспективы изучения сознания с позиции Живой Этики // Там же. С. 234-239.
ством ведут они свое великое дело осмысления жизни, восстановления, реабилитации души в условиях „истерзанного мира"»1.
В современной науке обсуждается вопрос о метанаучном знании и познании, которые включают не только видимые явления, но и феномены психического и духовного характера. Источником метанаучного знания, с точки зрения Живой Этики, является Иерархия Света, представленная на Земле Учителями человечества. Новая система познания Живой Этики стала методологической основой деятельности международного научного центра - Института «Урусвати», созданного Рерихами в 1928 г., после завершения Центрально-Азиатской экспедиции. В основе деятельности института лежал синтетический подход, ибо сами Рерихи были личностями синтетическими и осуществляли синтез в своей совместной деятельности. Это давало им возможность объединять усилия ученых с мировым именем. К тому же работу института отличала подвижность, выражавшаяся в организации экспедиций в различные районы Тибета2. «Сейчас, - пишет Н.К.Рерих, - всякий обмен научными силами, всякие экспедиции и странствия становятся уже непременным условием каждого преуспеяния. <...> Таким образом, узкая профессия, одно время так овладевшая человечеством, опять заменяется познаванием ши-роким»3.
Таковы реальные процессы расширения сознания, активнейшими субъектами которых были Рерихи. Процессы эти в науке и культуре продолжаются и развиваются. В них вольно или невольно вовлекаются современные ученые, предпринимающие попытки применять философию Живой Этики в научных исследованиях, стремящиеся к внутреннему, духовному совершенствованию, сутью которого выступает расширение сознания. Именно последнее обстоятельство оказывает решающее влияние на их научные изыскания и духовные нахождения.
Идеям Живой Этики созвучны новые методологические разработки современной науки, в частности синергетики. Эти идеи дают возможность с нетрадиционных позиций подойти к проблеме диалектики потенциального и актуализированного, к понятию хаоса и т.п. Одним из
1 Уроженко О.А. Размышляя о культуре внутренней жизни: Вера, Надежда, Любовь как деятельность в пространстве Беспредельности // Идеи космизма в педагогике и современном образовании: от прошлого к будущему: Материалы научно-педагогической конференции. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2005. С. 70.
2 См.: Тертычная Л.А. Институт Гималайских исследований «Урусвати» - новое явление в науке // «Будем всегда стремиться к прекрасному»: К 100-летию со дня рождения выдающегося деятеля российской и индийской культур Святослава Николаевича Рериха: Материалы юбилейной конференции. Владивосток: Изд-во Владивостокского Государственного медицинского университета, 2004. С. 85-89.
3 Рерих Н.К. Подвижность//Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1999. С. 195.
ярких примеров использования Живой Этики является разработка принципа «нового эволюционного холизма», в соответствии с которым эволюция мира представляется как «эволюция нелинейных иерархически субординированных сред»1. В связи с этим рассматривается идея ускорения темпов эволюции, где важнейшим является акт «единения», или вхождения элементов мира в более сложную структуру. «Восходя по ступеням сложности от неживого к живому и от живого к человеку, процессы все более плотно „упаковываются", свертываются, их ход ускоряется»2.
Одним из наиболее плодотворных направлений применения Живой Этики является образование, прежде всего школьное. Идеи космизма проникают в педагогику, что выражается в признании педагогами космической реальности, формировании представлений о вечности жизни, о бессмертии человека, в понимании мысли как реальной творящей си-лы3. Рассматривая с этих позиций, к примеру, преподавание истории, «можно расставить те недостающие в нынешних учебниках истории ориентиры и вехи, которые позволяют не только ее „очеловечить", но и проследить бесконечную смену форм проявления духа и материи, развитие и совершенствование человеческой индивидуальности»4. Необходимая предпосылка такого подхода - равновесие между умом и сердцем.
Статьи, в которых рассматриваются философские вопросы Живой Этики и других трудов Рерихов, а также работ Л.В.Шапошниковой, опубликованы в материалах научных конференций государственных университетов и других вузов России, Украины, Беларуси. Статьи эти можно считать начальным этапом осмысления и применения Живой Этики в научных исследованиях.
Проблемы, поставленные в Живой Этике, - это проблемы развития современной и будущей науки, которые без ссылок на Живую Этику уже исследуются учеными различных научных направлений. Прежде всего, в кругу поставленных проблем надо отметить изучение влияния сознания человека на окружающую реальность.
Японский ученый Масару Эмото, много лет занимающийся исследованиями воды, выяснил, что она способна воспринимать, запоминать
1 Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетическая парадигма в современном естествознании и культурная традиция // Творческое наследие семьи Рерихов в диалоге культур: философские аспекты осмысления. С. 548.
2 Там же. С. 549.
3 См.: Амонашвили Ш.А. Идеи космизма в педагогическом сознании//Перспективы и направления развития науки начала XXI века: Материалы 6-й Международной научно-практической конференции. Севастополь: Изд-во «СевНТУ», 2005. С. 8-15.
4 Шнайдштейн Е.В. Преподавание истории с позиций Живой Этики//Педагогическое наследие Рерихов и Человек Будущего: Материалы педагогической конференции «Новое сознание и дети». 1993. Троицк: Изд-во «ГЕО», 1993. С. 33-34.
и передавать информацию, источником которой являются мысли и чувства человека. Подтверждением этому являются кристаллы замерзшей воды, появляющиеся при повышении температуры перед таянием льда и существующие в течение 20-30 секунд. Фотографии этих кристаллов, полученные ученым, служат прямым доказательством воздействия сознания человека на воду.
Масару Эмото выяснил, что при воздействии на воду положительных мыслей и чувств происходит гармонизация структуры воды, и образуемые ею ледяные кристаллы приобретают правильную, красивую форму. Отрицательные мысли и чувства разрушают структуру воды, и кристаллы получаются неправильной, некрасивой формы. «Мне особенно запомнилась одна фотография, - пишет Масару Эмото. - Это был самый красивый и изысканный кристалл, образованный под воздействием слов „любовь" и „признательность". Казалось, будто вода радовалась и ликовала, создавая пышно распустившийся цветок. Это было настолько прекрасно, что я могу сказать - с этого момента вся моя жизнь переменилась»1.
Более того, аналогичное воздействие на воду оказывает музыка. «Результаты поразили нас, - описывает эти опыты ученый. - Пасторальная симфония Бетховена, с ее яркими и чистыми интонациями, привела к созданию прекрасных и хорошо оформленных кристаллов. Сороковая симфония Моцарта, грациозная молитва красоте, создавала кристаллы, которые были изысканными и изящными. А кристаллы, образованные после прослушивания одного из этюдов Шопена (Е, Ор. 10, № 3), поразили нас своими восхитительными деталями.
Любая классическая музыка, воздействию которой мы подвергали воду, приводила к образованию правильно сформированных кристаллов с отчетливо выраженными характерными чертами. В противоположность этому вода, на которую действовали неистовой музыкой тяжелого рока, способна была в лучшем случае образовать обломанные и неправильно сформированные кристаллы»2.
Структурные особенности воды, «отвечающие» за запоминание влияния на нее различных факторов, в частности духовно-эмоционального состояния человека, выявил доктор биологических наук С.В.Зенин. По данным его исследований, каждая ячейка состоит из большого числа (порядка 2,8 миллиона) структурных элементов воды, которые имеют в ячейке полностью детерминированное расположение, идентичное для всех ячеек. Такая взаимозависимость структурного расположения
1 Эмото М. Послания воды: Тайные коды кристаллов льда / Пер. с англ. М.: ИД «София», 2006. С. 19-20.
2 Там же. С. 18.
элементов в разных ячейках определяется процессом молекулярной информационной ретрансляции, когда зарядовый рисунок элементов воды на поверхности ячейки передается оболочкам соседних ячеек.
При таком рассмотрении структурный элемент воды выступает подобно логическому элементу биокомпьютера, и для него более важным становится не количество молекул воды в нем (912 молекул), а его форма в виде шестигранного ромбического кубика, каждая грань которого обладает соответствующим зарядовым рисунком, что делает «логический элемент биокомпьютера» многофункциональным.
Буквально подвешенный в электростатическом поле структурный элемент оказывается чрезвычайно лабильным и чувствительным даже к сверхслабым электромагнитным воздействиям.
«Наличие кооперативной взаимосвязи элементов в ячейке, - отмечает С.В.Зенин, - позволяет избежать кажущейся нестабильности положения элемента. Соответственно, необратимые процессы могут возникнуть лишь при одновременном многоточечном (матричном) воздействии на множество элементов, находящихся в единой взаимосвязи. Тогда и произойдет переход в новое информационно-фазовое состояние»1.
Кроме того, С.В.Зенин выяснил, что человек способен оказывать на воду вполне регистрируемое влияние: чем спокойнее, конструктивнее его мысли и чувства, тем более гармоничной оказывается структура воды, находящейся рядом. Это фиксируют специальные измерительные приборы. Анализ этих результатов и разработок других ученых показывает, что воздействовать на воду человек может энергетикой своих мыслей и чувств, что подтверждает их материальную природу.
Таким образом, философское значение приведенных научных данных раскрывается в контексте идей Живой Этики и нового космического мышления.
Данные науки о влиянии энергетики мыслей и чувств человека на окружающую его реальность имеют принципиальное значение для расширения сознания ученых. Сама логика конкретно-научных исследований, свойства изучаемых явлений требуют философского объяснения и как бы подталкивают ученых искать такое объяснение, которое возможно только с позиций нового космического мышления. В книге Масару Эмото приведено очень интересное высказывание одной из слушательниц его лекций по проблемам воды Мануэлы Ким (Швейцария): «Мы можем увидеть чудо кристаллов воды своими собственными глазами. В результате наше сознание делает быстрый скачок. Это пробуждение сознания происходит практически мгновенно. Тот факт, что все, что мы
1 Зенин С.В. Объективация и механизм защитного устройства класса «VITA» // Медицина труда и промышленная экология. № 9. 2002. http: //www.priborvita.com/statia_2.htm.
подумали и почувствовали, может быть увидено нашими собственными глазами (речь идет о сформированных под действием сознания человека кристаллах воды. - В.Ф.), лишь ускоряет эту перемену»1.
Таким образом, сами ученые, возможно, не осознавая этого, через научные разработки выходят на новое философское понимание предмета исследований и реальности в целом как реальности космической.
Отмеченная тенденция проявляется также в исследованиях, требующих интегративного подхода, который применяется в синергетике, космонавтике и других науках. Исследования в области этих наук и применение результатов этих исследований также расширяют сознание ученых. Известен такой факт: космонавтам, возвратившимся из полета в Космос, присущ более широкий, а точнее, планетарный взгляд на происходящие на Земле события, природные и социальные процессы.
Наследие Рерихов в диссертациях молодых российских ученых
Проблематика, связанная с наследием Рерихов и использованием идей Живой Этики в науке, философии, искусстве, педагогике, является предметом исследования не только уже сложившихся, известных ученых, но и тех, кто только начинает свой путь. В связи с этим обращает на себя внимание исследование творческого наследия Рерихов в диссертациях российских ученых.
Авторы диссертаций, которым по итогам защиты их работ Высшая аттестационная комиссия (ВАК) Министерства образования и науки РФ присвоила ученые степени кандидатов наук, живут и работают в Москве, Белгороде, Барнауле, Калуге, Новосибирске, Санкт-Петербурге и других городах России. Научная новизна диссертаций, их актуальность для развития современной науки, философии, для совершенствования воспитания и образования признана российскими учеными. Нельзя не согласиться с тем, что в процессе этих исследований и ознакомления с ними заинтересованных ученых происходит расширение, развитие сознания как авторов диссертаций, так и их читателей, поскольку авторы этих работ при осмыслении философских и культурологических проблем в той или иной мере применяют методологию Живой Этики. Это дает им возможность рассматривать фундаментальные философские вопросы действительно научно, то есть с точки зрения философии космической реальности.
1 Эмото М. Послания воды: Тайные коды кристаллов льда. С. 25.
«...Надо истинную мораль извлечь из естественных начал Вселенной»
Кандидатская диссертация Д.А.Шарова «Живая Этика Рерихов», защищенная в 1994 г. в Институте философии РАН, посвящена непосредственно изучению философии Живой Этики. В диссертации достаточно глубоко и комплексно исследуются важнейшие вопросы этой философской системы. Основные задачи диссертации автор видит в том, чтобы провести системную реконструкцию текстов Живой Этики, выявить парадигматические основания этого Учения и соотнести их с некоторыми тенденциями современного научного мышления.
В своем исследовании Д.А.Шаров показывает, что сложная система, описываемая в Живой Этике, по своим основаниям и, соответственно, по уровню сложности качественно отличается от понятия сложной системы, характеристика которой обнаруживается в современной науке. «В Живой Этике понятие сложной системы, - отмечает Д.А.Шаров, - не ограничено известным нам физическим Планом, но распространяется на тонкоматериальные структуры, исследование которых наукой лишь начинается в рамках таких новых ее направлений, как биоэнергетика и некоторые другие»1. И продолжает: «С точки зрения Учения (Живой Этики. - В.Ф.) Космос обладает таким порядком сложности, который не может не включать Жизнь и Сознание. С содержательной стороны присутствие Жизни в каждом элементе мироздания обосновывается тем, что Первоначалом Универсума является элемент, называемый Духо-Материя, и, следовательно, всякое материальное проявление есть проявление Духа; Космос, таким образом, состоит не из косной и живой, а из тотально одухотворенной и облеченной формой материи»2. Такое понимание Космоса отстаивал В.И.Вернадский в работе «Научная мысль как планетное явление» (1938), пришедший к выводу о космичности жизни. Созвучное этим идеям миропонимание развивали Рерихи, видевшие в Космосе не механическое образование, как почти все их современники, а одухотворенную энергетическую систему.
Таким образом, диссертант проводит свое исследование в контексте космического миропонимания. Осмысливая идеи Живой Этики, он выходит на такую трактовку понятий материи и Мироздания, которая качественно отличается от узкоматериалистического понимания, расширяет содержание этих понятий и выводит сознание автора в пространство нового космического мышления.
1 Шаров Д. А. Живая Этика Рерихов: дис. ... канд. философ. наук. М., 1994. С. 151.
2 Там же.
В Живой Этике ставится и такая сложная проблема науки и философии, как вопрос об энергетическом обмене между различными системами Мироздания. Энергообмен как таковой в научном мире уже давно никто не отрицает. Но вопрос об уровне его проявления многие ученые понимают ограниченно и рассматривают в рамках старой научной парадигмы. Да, говорят такие ученые, энергообмен на физическом уровне - это научный факт. Но что касается его проявления на уровне тонких энергий, заявляют они, таких типов энергетического взаимодействия наука не знает, и, значит, они не существуют. Эти заявления делаются несмотря на то, что ученые, составляющие авангард науки, уже не одно десятилетие ставят эксперименты, направленные на изучение тонких энергий и их философское осмысление. Например, можно вспомнить исследование Г.Н.Дульнева о воздействии мысли на различные металлы1.
В диссертации Д.А.Шарова обосновывается взаимодействие макро-и микрокосмоса на уровне «тонких тел» человека, ибо, как справедливо считает автор, сознание и мышление понимаются в Живой Этике «не только как информация, но и энергия, а следовательно, обладают полноценным онтологическим статусом и способны оказывать непосредственное воздействие на мир»2. Надо подчеркнуть, что это философское положение подтверждает правильность общей методологии исследований С.В.Зенина и Масару Эмото по изучению воздействия сознания человека на структуру воды.
Рассматривая взаимодействие макро- и микрокосмоса в пространстве Живой Этики, диссертант убедительно показывает, что этика отнюдь не привносится в это взаимодействие человеком, как считают представители традиционной философии, а само такое взаимодействие по своей природе носит этический характер. Для Шарова этические и энергетические грани этого взаимодействия в реальности неразделимы, составляют слитное единство, ибо изначально присущи Мирозданию. В Живой Этике «само Бытие, его становление, инволюция и эволюция есть манифестация этики, выражение Закона»3. В парадигме классической науки, подчеркивает автор, подобная этизация Универсума показалась бы недопустимой. «Однако в рамках современного, неклассического научного мышления можно констатировать медленно идущий процесс „очеловечивания" научной методологии и космологических теорий, приближающий научную парадигму к парадигме Живой Этики»4.
1 См.: Дульнев Г.Н. В поисках Тонкого мира. СПб., 2004.
2 Шаров Д. А. Живая Этика Рерихов: дис. ... канд. философ. наук. С. 7.
3 Там же. С. 15.
4 Там же. С. 157.
Эти парадигмальные особенности научного познания отражают ситуацию, сложившуюся не только в развитии науки, но и гораздо шире -в эволюционном развитии человека. Точнее говоря, изменение традиционной научной парадигмы в сторону немеханистического взгляда на мир, созвучие ее изменяющихся категорий идеям Живой Этики и одновременно изменения в психофизическом строе человека являются показателями каких-то глубинных, пока еще не осмысленных эволюционных особенностей, возникших, по историческим меркам, сравнительно недавно в пространстве космической эволюции нашей планеты и пребывающего на ней человечества.
Возвращаясь к онтологическому обоснованию этики, отметим, что космическое понимание этики, которое автор диссертации выявляет в Учении в процессе реконструкции его оснований, возникло не на пустом месте. Оно содержится в мифологии и древней философии, оказавших на развитие науки и философии мощное влияние. Не случайно у В.С.Соловьева мы находим мысль о естественной, органической связи всех существ «как частей одного целого, <...> а потому и психологическое выражение этой связи - внутреннее участие одного существа в страдании другого, сострадание, или жалость, - есть нечто понятное и с эмпирической точки зрения, как выражение естественной и очевидной солидарности всего существующего. Это участие существ друг в друге соответствует явному смыслу вселенной, вполне согласно с разумом или совершенно рационально»1. Созвучные Живой Этике идеи высказывал и К.Э.Циолковский. «Надо истинную мораль, - писал великий мыслитель, - извлечь из естественных начал Вселенной, из ее общих законов, и сделать ее, таким образом, убедительной и приемлемой всеми людьми»2.
В диссертации Д.А.Шарова по-новому, в русле идей Живой Этики, рассматриваются и другие фундаментальные вопросы философии и научного познания. Можно предположить, что именно исследование текстов Живой Этики позволило автору сделать вывод, что для изучения ее оснований, ибо «синтетичность системы Живой Этики является действительным фактом», нужны и соответствующие природе этого Учения методологические средства, ведущим из которых является синтез. Вообще, по мнению Д.А.Шарова, в современной науке все более разворачиваются синтетические подходы к исследованию. Вместе с тем такие подходы не могут быть введены в науку как произвольное желание научного сообщества, продолжает автор. Их формирование скорее следует рассматривать как какие-то глубинные процессы, происходящие в развитии современного
1 Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия//Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. С. 160.
2 Циолковский К.Э. Космическая философия. М.: Мысль, 2001. С. 40.
человечества и связанные с изменением психофизического строя человека. Эта мысль автора находит отклик в философии Живой Этики, где овладение синтетическим мышлением понимается не как некая рационально-логическая процедура, а как всестороннее и целостное развитие человеческого сознания. Это становится понятным в контексте новейших тенденций развития современной науки, в пространстве которой тяготение познания реальности к синтезу связано с глубинными изменениями психического строя человека и коренится во взаимодействии человека и Вселенной.
Д.А.Шаров улавливает очень важные моменты развития новой системы познания, разработка и применение которой невозможны без подвижнической деятельности выдающихся философов, ученых, художников. Они не только выдвигают и разрабатывают новые способы и методы познания, среди которых одним из ведущих является синтез, но и прежде всего сами выступают в качестве субъектов этого синтеза. Именно благодаря своим высочайшим духовным накоплениям эти подвижники в своем творчестве оказываются способны на такие прозрения и обобщения, которые возможны только на основе синтетического видения человека и Космоса. К ним, безусловно, относятся С.Н.Трубецкой, В.С.Соловьев, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, П.А.Флоренский, Рерихи и другие деятели, опередившие свое время.
«Культура есть почитание Света»
Проблема влияния культуры на духовное преображение человека всегда вдохновляла сердца и умы выдающихся мыслителей. От того, как понималась ими культура, зависело видение ими самых сокровенных и тончайших граней духовного развития человека. Николай Константинович Рерих разработал оригинальную концепцию культуры. Его понимание было не только выдающимся духовным достижением, но и проявлением самых светлых сторон Мироздания и человеческой природы. Поэтому далеко не случайно Н.К.Рерих определял культуру как почитание Света. Многообразные формы проявления культуры он определяет во многих своих работах.
Культура для него «есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть Сердце.
Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты»1. Такая
1 Рерих Н.К. Культура - почитание Света//Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР, 1994. С.41.
мощная по своему творческому потенциалу, доступная для понимания и реализации концепция культуры не может не вдохновлять молодых ученых, находящихся в самом начале своего творческого пути.
Так, В.В.Волков (Тверь) в кандидатской диссертации «Философия культуры Н.К.Рериха» отмечает, что Николай Константинович достиг мировой славы не только как художник, писатель и ученый, но и как создатель одной из самых оригинальных и актуальных философских концепций ХХ в.1
Категория культуры Н.К.Рериха избрана в качестве мировоззренческой и методологической основы исследования А.О.Букиным (Саранск). В диссертации «Творчество Н.К.Рериха в культурном взаимодействии России и Индии» раскрывается выдающаяся роль творчества Н.К.Рериха в диалоге культур России и Индии. Автор отмечает, что Н.К.Рерих, исследуя культурные традиции России и Индии, творчески перерабатывает эти традиции, придавая им универсальный и синтетический ха-рактер2.
Рерих не случайно обратился к исследованию культурных традиций России и Индии. В Центрально-Азиатской экспедиции, одну из главных целей которой он видел в выяснении универсальных закономерностей культурного развития народов, в том числе народов России и Индии, он стремился отыскать сходные черты культур народов Центральной Азии и других регионов нашей планеты. Это было для него частью более общей задачи - выяснения закономерных тенденций культурного развития человечества. Рерих был убежден, что культура есть основа жизни человека и выявление особенностей ее проявления в жизни людей, выяснение общих тенденций в культурном развитии разных народов позволило бы определить пути будущей эволюции человечества.
Такой взгляд на перспективы человечества, вырастающий из концепции культуры Рерихов, из их практического опыта по развитию и утверждению культурных ценностей сегодня становится актуальным. Некоторые авторитетные ученые признают, что современный мировой кризис представляет собой в первую очередь кризис нравственности, культуры и, как следствие, - кризис экономической системы. Для духовного возрождения человечества необходимы реабилитация культуры, укрепление и развитие национальных культурных традиций. Все это способно открыть перед человечеством более широкие горизонты, вывести его на новую ступень эволюционного развития.
1 См.: Волков В.В. Философия культуры Н.К.Рериха: дис. ... канд. философ. наук. Тверь, 1998.
2 См.: Букин А.О. Творчество Н.К.Рериха в культурном взаимодействии России и Индии: дис. ... канд. философ. наук. Саранск, 1999.
Приоритетное место в философских воззрениях Н.К.Рериха занимает категория Красоты. Именно понимание ее как одного из столпов эволюции позволяет художнику развернуть все богатство ее многообразных проявлений в Мироздании, историческом развитии, в жизни отдельного человека. Н.К.Рерих считал, что развитие цивилизации, то есть материального обустройства жизни людей, напрямую зависит от уровня культуры. Рерих «разграничивает культурность и цивилизованность, последнее, по его мнению, еще не является гарантом первого, а это самое опасное, ибо цивилизация без культуры есть самое уродливое и опасное явление»1.
Такое понимание культуры и цивилизации позволило Рерихам внести огромный вклад в упрочение духовных уз России и Индии. «Несомненно, - пишет А.О.Букин, - влияние живописного наследия Рериха на художественную жизнь Индии»2. Имя Н.К.Рериха и сегодня пользуется уважением не только в интеллигентской среде Индии, но и у простого народа. Все это, по мнению автора диссертации, придает его творчеству еще большую актуальность. Ибо человечество, переживая кризис культуры, стоит перед необходимостью формирования нового мышления, в развитии которого ведущая роль бесспорно принадлежит семье Рерихов. «Исходя из этого, - отмечает автор, - <...> наиболее перспективными могут быть исследования, связанные с проблемами диалога и синтеза культур Западной и Восточной цивилизации и той роли, которую играет в нем учение Рериха, а также его влияния на современное общество. Именно эти вопросы имеют большое будущее в научных исследованиях»3. В решении этой проблемы снова на первый план выходит синтез, предполагающий объединение, диалог, взаимообогащение различных культурных традиций, их развитие уже на новом, более высоком уровне.
Жизненность и перспективность такого подхода к отношениям России и Индии заложили своей научной и культурной деятельностью Рерихи. После завершения Центрально-Азиатской экспедиции для подведения ее научных итогов и разворачивания исследований по другим направлениям они в 1928 г. в долине Кулу (Индия) основали международный научный центр - Институт «Урусвати», в котором плодотворно сотрудничали известные российские и индийские ученые, а также ученые из других стран мира. Институт проработал сравнительно недолго, всего несколько лет. Но даже этого времени Рерихам хватило, чтобы
1 Букин А.О. Творчество Н.К.Рериха в культурном взаимодействии России и Индии: дис. ... канд. философ. наук. С. 113.
2 Там же. С. 117.
3 Там же. С. 119-120.
показать действенность новой методологии, использованной в работе Института, и перспективность принятых к разработке научных направлений. Сейчас российские и индийские ученые стоят перед проблемой восстановления Института и налаживания в нем научных исследований, начатых Рерихами и их научными коллегами из разных стран.
Воспитание «есть питание всем возвышенным и утонченным»
Исследуя взгляды Н.К.Рериха и Е.И.Рерих на воспитание, ученые отмечают созвучие идей Рерихов прогрессивным педагогическим уче-ниям1. Это обстоятельство подтверждает вывод о том, что Живая Этика впитала в себя лучшие достижения философско-педагогической мысли и предшествующих эпох, и эпохи, современной Рерихам. Воспитание «есть питание всем возвышенным и утонченным», - отмечается в Живой Этике2. Так просто и вместе с тем очень глубоко выражена суть педагогики Рерихов. Поэтому вполне объяснимо, почему это положение Живой Этики диссертантами используется в качестве философской основы исследования рериховских педагогических воззрений. В их работах педагогика Рерихов творчески осмысливается и выводится в сферу практического применения.
Важнейшее философско-этическое и педагогическое значение в миропонимании Рерихов имеет Великий закон учительства. Об учителе-мудреце, просветителе, наставнике повествуют мифы, сказания, легенды всех народов мира. Особое место он занимает в культуре Индии, где до сих пор почитают учителей-гуру, помогающих людям находить пути к знанию и красоте. Именно таких учителей Н.К.Рерих не однажды встречал в Индии и о них написал прекрасный очерк «Гуру - Учитель». Для Николая Константиновича, для всех Рерихов Учитель, к которому они испытывали самые возвышенные чувства, всегда был Водителем и Наставником во всех начинаниях. Тема учительства присутствует во многих работах Рерихов. С их точки зрения, отношение «Учитель - ученик» и «ученик - Учитель» пронизывает не только все стороны жизни людей, оно присуще всему Мирозданию.
Такое возвышенное отношение Рерихов к учительству не может не вдохновлять молодых ученых. Особое значение в их работах придается идеям Н.К.Рериха об учителе, идущем новыми путями и являющемся, как пишет Живая Этика, не подражателем, не толкователем, но
1 См.: Лащенко Н.Д. Философско-педагогические взгляды Е.И.Рерих: дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2001. С. 9.
2 Братство. Ч. 2: Надземное, 425.
мощным каменщиком новых руд1. Так, С.М.Кудрявцева (Москва) в своей диссертации2 использует рериховскую концепцию как основу для разработки методики музыкально-эстетического воспитания школьников. Эта попытка автора является примером применения принципов нового миропонимания в разработке идей гуманной педагогики, ориентированной на творческое раскрытие духовно-нравственных качеств ребенка. Своеобразие и неповторимость педагогических воззрений Н. К.Рериха С.М. Кудрявцева видит в понимании Николаем Константиновичем ребенка как уже сложившейся индивидуальности. Главной задачей воспитания Н.К.Рерих считал выявление и развитие скрытого духовного и интеллектуального потенциала, которым изначально обладает каждый человек. В процессе воспитания, отмечает С.М.Кудрявцева, очень важно осознанное восприятие Красоты, самоусовершенствование качеств и способностей личности. Воспитание на основе Красоты невозможно без органического соединения интеллектуального и художественно-эмоционального моментов, развития эстетического воображения и фантазии, способствующих формированию у личности устремления в прекрасное будущее.
Сегодня такой подход к ребенку разрабатывается в гуманной педагогике. «Следует осознать истину, - пишет Ш.А.Амонашвили, - что каждый Ребенок приходит в земную жизнь с уже вложенным характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить ее. Распознавание неизменной сущности Ребенка станет ключом к выявлению его личности»3. Основная цель гуманной педагогики заключается в способствовании становлению, развитию, воспитанию в Ребенке Благородного Человека путем раскрытия его личностных качеств.
Педагогические взгляды Е.И.Рерих, как показано в диссертации Н.Д.Лащенко (Белгород), представляют собой целостную систему, компоненты которой находятся в органической взаимосвязи между собой, а их изложение подчинено концептуальным положениям философско-этиче-ского учения Живой Этики. По существу, в творчестве Е.И.Рерих раскрывается методология этого учения - любая грань Живой Этики в своих особенных формах выражает ее как целостное духовное явление. Поэтому так органично воспринимается подход Е.И.Рерих к педагогическому процессу и личности ученика. Применение такого подхода в процессе воспитания и обучения позволяет преодолеть обособленность физиче-
1 См.: Община (Рига), 118.
2 См.: Кудрявцева С.М. Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении (на основе Рериховской концепции эстетического воспитания): дис. ... канд. пед. наук. М., 2000.
3 Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. М.: ИД Шалвы Амонашвили, 2000. С. 24.
ских, психических и духовно-нравственных качеств ребенка. В основе педагогики Е.И.Рерих лежит идея приоритета духовно-нравственной основы воспитания, с которой органически связаны все другие моменты воспитания и обучения и прежде всего его гуманистическая направленность. Как отмечает Н.Д.Лащенко, эта идея весьма актуальна «для современной отечественной педагогической действительности, характеризующейся утратой или сведением к минимуму воспитательной функции образовательных учреждений»1.
Намеченные молодыми учеными направления исследования фило-софско-педагогических взглядов Рерихов обретают все большую актуальность сегодня, когда российская школа и педагогическая наука находятся в поиске духовно-нравственных оснований воспитания и образования.
Н.К.Рерих всегда выходил на обобщения, имеющие универсальное методологическое значение
Каждый член уникальной семьи Рерихов внес в мировую науку огромный вклад, значение которого для эволюционного развития человечества еще предстоит осмыслить.
Глава семьи Н.К.Рерих известен как выдающийся художник, философ, путешественник, ученый, культурный деятель. Необычайная широта его научных и художественных интересов, оригинальность научного подхода, огромная значимость результатов исследований, планетарный характер культурных проектов - все говорит о том, что творчество этого Мастера пронизано животворными лучами нового космического мышления. Это позволяло ему получать не только уникальные научные результаты, но и совершать прорывы в методологии познания.
Николай Константинович во всех областях знания, где он вел научные исследования, всегда выходил на обобщения, имеющие универсальное методологическое значение. Не является исключением в этом отношении и археология, которой Рерих занимался на протяжении всей жизни, исследуя древние культуры России и Центральной Азии. В статье «Рерих и археология» академик А.П.Окладников отмечает, что «в историю русской археологической науки прочно вошли полевые работы Н.К.Рериха по исследованию новгородских древностей, раскопки „жальников" <...>. Его в равной мере интересовали древнерусские памятники и финно-угорские древности. <...> На уровне археологической техники того времени его раскопки <.> представляли передовое достижение,
1 Лащенко Н.Д. Философско-педагогические взгляды Е.И.Рерих: дис. ... канд. пед. наук. С. 154.
и как археолога Н.К.Рериха по праву нужно числить в ряду крупных деятелей русской археологической науки»1.
В диссертации О.В.Лазаревич (Новосибирск) раскрывается выдающийся вклад Н. К.Рериха в археологию и этнографию. Широкие археологические изыскания Рериха начались в России. Много внимания Николай Константинович уделял археологическим источникам и этнографическим исследованиям культуры русского населения. «Исследование Рерихом Древнего Новгорода, - отмечает О.В.Лазаревич, -внесло огромный вклад в археологическую науку, ибо своими исследованиями археолог смог установить точную датировку изученных слоев и установить связь между письменными и вещественными источниками, а также восстановить этапы заселения города в древности»2.
Всему миру известны уникальные Центрально-Азиатская и Маньчжурская экспедиции Рерихов. В этих экспедициях в полной мере проявился не только художественный гений Н.К.Рериха, но и его дар блестящего ученого, выдающегося исследователя культуры народов Центральной Азии. Археологические изыскания в экспедициях занимали в научных исследованиях Николая Константиновича одно из первых мест. Изучение археологического наследия Азии, по мнению О.В.Лазаревич, в частности могильников, пещер, древних наскальных рисунков, каменных изваяний и т.д., позволило Рериху сделать вывод о существовании у древних кочевников обряда поминания предков, очищающих обрядов, связанных с огнем. Важным вкладом в археологическую науку являются выводы Н.К.Рериха о принципиальном единстве кочевнической культуры и о том, что прародина человечества находится в Азии3.
Прорывом в методологии археологической науки было применение Н.К.Рерихом комплексного подхода к исследованию отдельного региона средствами различных наук. Такой подход раскрыл свою эффективность в деятельности международного научного центра -Института «Урусвати». Достижение Н.К.Рерихом выдающихся результатов в археологии стало возможным благодаря тому, что ученый проводил свои исследования, включая их в общемировой культурный контекст: каждый вещественный источник рассматривался им как часть общей культуры.
При таком глубоком проникновении в древние культуры Н.К.Рерих, естественно, не мог пройти мимо проблемы сохранения и охраны
1 ОкладниковА.П. Н.К.Рерих и археология//Рериховские чтения. 1976 г.: материалы конференции. Новосибирск, 1976. С. 8, 13.
2 Лазаревич О.В. Археология в жизни и творчестве Н.К.Рериха: дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 1999. С. 201.
3 Там же.
историко-культурного наследия, вообще культурных ценностей. Результатом усилий Николая Константиновича в этом направлении, отмечает О.В.Лазаревич, стал Пакт по охране культурных ценностей во время военных действий, получивший название Пакта Рериха. Значение Пакта выходит далеко за границы юридического документа, регулирующего отношение к культурным ценностям сторон, участвующих в военных действиях. Пакт Рериха носит культурно-эволюционный характер и впервые в истории человечества ставит на международном уровне не только проблему защиты культурных ценностей, но и вопрос о ведущей роли культуры в развитии человечества.
Научные, философские, художественные труды Н.К.Рериха, других членов его семьи признаны сегодня в мире выдающимися достижениями культуры. «Вся многогранная деятельность Рериха, - пишет в своей диссертации С.М.Кудрявцева, - была направлена на то, чтобы повернуть человечество лицом к духовности, дающей красоту, гармонию, мир»1.
А.О.Букин отмечает: «В настоящее время вокруг имени Николая Константиновича, да и в целом Рерихов, развернулась оживленная дискуссия и появилось множество точек зрения на их учение». В то же время, продолжает автор, «основная масса исследователей творчества Рерихов объективно оценивает их вклад в культурное строительство и отмечает их неоценимые заслуги в области распространения просвещения, укрепления международного сотрудничества, защиты и охраны памятников культуры»2.
* * *
Все сказанное позволяет утверждать, что начинается эпоха актуализации нового космического мышления и выход его на качественно новый уровень. Применение учения Живой Этики в научных исследованиях -одна из тенденций этого процесса.
Способом формирования нового космического мышления, внутренняя основа которого заключается в расширении сознания, является синтез, в общем виде понимаемый как взаимопроникновение определенных моментов различных явлений, в результате которого возникает качественно новое явление. Применительно к теме нашего исследования синтез представляет собой объединение знаний о различных аспектах космической реальности, процесс духовного совершенствования человека.
1 Кудрявцева С.М. Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении (на основе Рериховской концепции эстетического воспитания): дис. ... канд. пед. наук. С. 4.
2 Букин А.О. Творчество Н.К. Рериха в культурном взаимодействии России и Индии: дис. ... кацд. философ. наук. С. 116.
Примером синтетического подхода к мышлению, познанию, творчеству, общественной деятельности является жизнь и творчество семьи Рерихов.
Синтез в том значении, в каком его понимали и реализовывали Рерихи, плодотворно осуществляет в своем философском творчестве и общественной деятельности Л.В.Шапошникова.
Современные ученые, прежде всего в различных областях гуманитарного знания, начинают использовать философскую систему Живой Этики, другие труды Рерихов, а также работы Л.В.Шапошниковой, что дает им возможность осмысления предмета исследований и их результатов в контексте космического миропонимания.
Есть ученые, которые без ссылок на Живую Этику, другие труды Рерихов вносят ощутимый вклад в формирование нового космического мышления через конкретные научные исследования, ибо логика и результаты этих исследований требуют своего объяснения в контексте космического мировоззрения.
Перспективы научного познания и культурного развития человечества связаны с применением Живой Этики в качестве методологии мышления, познания, жизнедеятельности, вообще творчества. Об этом свидетельствуют диссертации молодых ученых России, посвященные исследованию творчества семьи Рерихов, а также многоплановая научно-культурная деятельность Международного Центра Рерихов.