Научная статья на тему 'Расширение образовательного пространства ЧГАКИ через международное сотрудничество с Республикой Таджикистан'

Расширение образовательного пространства ЧГАКИ через международное сотрудничество с Республикой Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расширение образовательного пространства ЧГАКИ через международное сотрудничество с Республикой Таджикистан»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ ЧГАКИ

РАСШИРЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЧГАКИ ЧЕРЕЗ МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С РЕСПУБЛИКОЙ ТАДЖИКИСТАН

Челябинская государственная академия культуры и искусств (ЧГАКИ) активно развивает новые формы международного сотрудничества, установления профессиональных контактов с государствами ближнего и дальнего зарубежья. Уже два года подряд ведущие преподаватели академии выезжают для проведения занятий экономической направленности по повышению квалификации руководящих работников культуры Республики Таджикистан.

Инициатором и организатором этой деятельности выступает заведующий отделом международных связей ЧГАКИ Б. С. Са-фаралиев. Финансовую поддержку обучающих проектов оказывает Институт «Открытое Общество» Фонд содействия - Таджикистан в рамках программы-гранта «Культу -ра и искусство» (координатор программы Г. Н. Набиева). Одно из приоритетных направлений деятельности программы - содействие в повышении профессионального уровня специалистов сферы культуры и искусства Республики Таджикистан.

По актуальным для специалистов учреждений культуры проблемам в г. Душанбе были организованы научно-практические семинары-тренинги: «Экономико-правовые аспекты функционирования сферы культуры» (12-16 мая 2008 г.), «Система маркетингового управления деятельности учреждений культуры» (4-7 мая 2009 г.).

В 2008 г. семинар был профилирован на деятельность учреждений музейного типа, проблематика касалась вопросов управления, инновационного менеджмента в сфе-

Как бы науку твой ум не постиг, Покоя в ученье не знай ни на миг.

А. Фирдоуси «Шахнаме»

ре культуры, особенностей функционирования предприятий культуры различных организационно-правовых форм. Содержательную часть работы научно-практического семинара обеспечивали заведующая кафедрой экономики и управления в социально-культурной сфере ЧГАКИ, кандидат исторических наук, доцент М. В. Устимчик и заведующая кафедрой документоведения и музееведения, кандидат педагогических наук, доцент А. В. Лушникова.

По итогам работы семинара на имя ректора ЧГАКИ В. Я. Рушанина пришло письмо Министерства культуры Республики Таджикистан со словами благодарности и признательности за проведение выездного семинара на высоком профессиональном уровне. В письме указывалось, что «проведение подобных семинаров, направленных на внедрение новых технологий и научных достижений в области культуры, будет способствовать росту и повышению квалификации кадров, а также послужит развитию взаимовыгодных отношений и плодотворному культурному сотрудничеству в интересах двух стран».

Наверное, неслучайно поэтому в 2009 г. руководство Института «Открытое Общество» Фонд содействия - Таджикистан вновь обратилось к ЧГАКИ с предложением об организации подобного мероприятия. Для проведения научно-практического семинара-тренинга по теме «Система маркетингового управления деятельностью учреждений культуры» были приглашены М. В. Устим -чик и В. Н. Штыхван, старший преподава-

112

тель ЧГАКИ, заведующая отделом маркетинга Челябинской областной универсальной научной библиотеки (ЧОУНБ).

Семинар по проблемам маркетингового управления преследовал цель - максимально полное освещение теоретических и методологических основ маркетингового менеджмента в сфере культуры, демонстрация некоммерческой сущности маркетинга социокультурной деятельности, представление слушателям системы маркетингового управления деятельностью учреждений культуры.

Отдельный блок семинара был посвящен вопросам библиотечного маркетинга, маркетинговым технологиям (рекламе, РЯ, фандрайзингу) и особенностям их использования в практике библиотек, в том числе на основе опыта отдела маркетинга ЧОУНБ.

На примере Челябинской области рассмотрены современные модели развития библиотек (Павленковские, модельные, эталонные библиотеки, библиотеки - информационные интеллект-центры, библиотеки семейного чтения, библиотеки-медиатеки, игротеки и др.), раскрыт подход к формированию номенклатуры дополнительных услуг библиотек, организации фандрайзинговой деятельности и др.

Для слушателей в качестве раздаточного материала подготовлен СБ-диск «Маркетинговые основания библиотечной деятельности». По каждому направлению маркетинговой деятельности представлены презентации, нормативные и организационные документы, практические наработки отдела маркетинга ЧОУНБ (образцы рекламных текстов, писем-обращений к партнерам, проекты ЧОУНБ, примеры расчета цены на дополнительные услуги библиотек и др.), список литературы по теме.

В работе семинара приняли участие ведущие специалисты Министерства культуры Республики Таджикистан, Управлений культуры городов Душанбе, Куляб, Курган-Тюбе, Хорог, Худжанд, руководители центров культуры и искусства, народ-

ного творчества, театров, представители общественных организаций по культуре и искусству, руководители библиотек, преподаватели и студенты библиотечного факультета Таджикского государственного института искусств им. М. Турсунзаде.

Учитывая собственный профессиональный интерес, В. Н. Штыхван использовала поездку и для того, чтобы познакомиться с работой библиотек этого государства. Плотный график работы семинара позволил посетить только две библиотеки: Национальную библиотеку Республики Таджикистан им. А. Фирдоуси и Государственную патентно-техническую библиотеку, которая выступила в качестве принимающей стороны, предоставив помещение и оборудование для занятий.

Национальная библиотека (НБ) основана в январе 1933 г. на базе городской библиотеки. В 1934 г. в честь тысячелетнего юбилея Абулкасима Фирдоуси библиотека была названа его именем, с 1993 г. ей присвоен статус Национальной библиотеки Республики Таджикистан. Библиотека имеет статус главного национального книгохранилища Таджикистана, методического центра и ведущего научно-исследовательского учреждения республики. Здание библиотеки построено в традиционном восточном стиле в сочетании с элементами современной архитектуры. В ней одиннадцать светлых и просторных читальных залов (на 1000 мест).

Предметом гордости Национальной библиотеки, имеющей фонд более 3 млн книг и других видов изданий, является коллекция восточных рукописей ХТТТ - XIX вв. (2240 экз.). В ее составе такие жемчужины таджикской культуры, как рукописи по истории, математике, астрономии, медицине, литературе известных ученых и литераторов средневековья - Рудаки, Фирдоуси, Ибн Си-ны (Авиценны), Саади. С 1999 г. библиотека издает журнал «Китобдор» («Библиотекарь»).

Несмотря на то, что экономика Таджикистана переживает сейчас не лучшие вре-

мена, 4 сентября 2007 г. Президентом республики Эмомали Рахмоном в центре Душанбе заложена капсула на месте строительства нового здания Национальной библиотеки. Этот день по предложению президента объявлен в республике Днем книги. По проекту, фронтон библиотеки будет сделан в виде открытой книги, что олицетворяет сокровищницу науки, знаний и просвещения. Девятиэтажное здание будущей библиотеки рассчитано на 10 млн томов.

В последние годы правительство уде -ляет особое внимание развитию библиотечного дела в республике, были приняты Закон «О библиотечной деятельности» и Постановление правительства «Об улучшении состояния Национальной библиотеки Республики Таджикистан им. А. Фирдоуси». В целях реализации основных положений этих документов разработаны Программа развития библиотечного дела в Республике Таджикистан на 2006-2015 гг. и Программа развития Национальной библиотеки Республики Таджикистан на 2006-2015 гг. Обе эти долгосрочные программы призваны способствовать улучшению жизнедеятельности библиотек страны, содействовать автоматизации библиотечных и информационных процессов, компьютеризации и внедрению новых информационных технологий, совершенствовать подготовку и переподготовку библиотечных кадров.

С целью эффективности и оперативности обеспечения доступа граждан к официальным публикациям и правительственной информации при отделе «Таджикиста-ника» (отдел национальной библиографии) НБ действует сектор по обслуживанию аппарата Президента, Парламента и Правительства Республики Таджикистан.

С 1998 г. библиотека является членом Библиотечной ассамблеи Евразии.

В развитие библиотеки большой вклад вносят и благотворительные организации. Сотрудники учрежедния активно работают над модернизацией обслужива-

ния читателей: внедряются новые информационные технологии, с 2001 г. создается электронный каталог (30 тыс. записей), пополняются фонды и парк компьютерной техники, формируется фонд изданий на электронных носителях. При отделе автоматизации и компьютерных технологий функционирует читальный зал электронных изданий. По инициативе и финансовой поддержке Посольства КНР при отделе международных связей и организации культурных мероприятий НБ в 2006 г. открыт «Уголок культуры» Китайской народной республики. На основе международной финансовой поддержки при отделе обслуживания в 2006 г. стал функционировать оснащенный современным оборудованием зал «Модельная библиотека» (25 мест) для обслуживания читателей всех категорий новой литературой повышенного спроса.

Государственная патентно-техническая библиотека входит в состав Национального патентно-информационного центра. Фонд ГПТБ насчитывает более 14,9 млн экземпляров различной документации (патентной, нормативно-технической, экономической и научно-технической литературы).

Сотрудники ГПТБ проводят консультации по работе с патентной документацией, автоматизированной системой «ИРБИС», по методике проведения тематического патентного поиска.

Как любое профессиональное сообщество, библиотекари республики нуждаются в профессиональном обмене, подпитке инновационными идеями развития, использовании в практике работы маркетинговых технологий и делают в этом направлении первые шаги. Поэтому надеемся, что более чем 15-летний опыт работы отдела маркетинга ЧОУНБ, изложенный на семинаре В. Н. Штыхван, наряду с современным теоретическим материалом, обстоятельно раскрытым М. В. Устимчик, будет полезен нашим коллегам из Республики Таджикистан. Положительным итогом посещения Национальной библиотеки

114

республики стала предварительное решение Центра правовой и деловой информации ЧОУНБ о заключении договора о творческом сотрудничестве с Национальной библиотекой. В режиме электронной доставки документов совместными усилиями сторон будет осуществляться обмен нормативно-правовыми документами двух стран, выполняться фактографические справки (в основном по уточнению паспортных данных, территориальным переименованиям и т. п.) для жителей Таджикистана, проживающих в Челябинской области.

Выезд за пределы России для участия в семинарах - событие ответственное. Поездкам предшествовала серьезная подготовительная работа, которая включала обновление лекционного материала, подготовку

презентаций, разработку практических занятий. Безусловно, полезным было и неформальное общение с коллегами за рамками семинара, которое всегда дает свои положительные результаты: новые идеи, мысли, наблюдения.

Участники семинара высоко оценили содержание прослушанных курсов, их практическую значимость, актуальность тематики и, конечно, уровень преподавательского состава. Для нас очень важно было услышать на итоговом занятии слова искренней благодарности, почувствовать доброжелательное расположение слушателей семинара, их по-восточному уважительное отношение к нам, внимание и заинтересованность в предмете разговора.

Материал подготовлен М. В. Устимчик,

В. Н. Штыхван

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.