ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Г.Н. РОМАНОВА
Расширение научно-технических связей Северо-Восточного Китая в первой половине 1980-х годов
Показано развитие научно-технических связей Северо-Восточного Китая в 80-е годы XX в. с крупнейшими странами мира, способствовавших осуществлению программы модернизации страны.
Ключевые слова: модернизация, программа, международное сотрудничество, реформирование экономики, технологии, экономический эффект.
В 1978 г. в Китае были утверждены программа «четырех модернизаций» и проект плана развития науки и техники на восьмилетний период (1978-1985). До конца XX в. намечалось достичь, а по некоторым показателям даже превзойти мировой уровень. В этих планах важное место отводилось расширению участия в международном и научно-техническом сотрудничестве с промышленно развитыми капиталистическими странами. Получение широкой и разносторонней технической помощи со стороны этих стран способствовало осуществлению программы модернизации страны в условиях повсеместно развернувшейся в мире научно-технической революции. Китай выступал в роли реципиента новейшей техники и технологии, которую ему предоставляли капиталистические страны в виде технической помощи, продажи лицензий, организации подготовки специалистов по современным отраслям знаний, и т. п.
На Всекитайском собрании народных представителей (ВСНП), состоявшемся в июне 1979 г., были определены приоритетные для развития отрасли:
РОМАНОВА Галина Николаевна — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела востоковедения Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г. Владивосток.
сельское хозяйство, легкая, текстильная и горнодобывающая промышленности, энергетика и транспорт. К числу остро стоящих перед страной проблем, требующих неотложного решения, были отнесены — повышение качества подготовки научно-технических работников, усиление роли фундаментальных и теоретических исследований, обеспечение исследовательских учреждений высококвалифицированными кадрами, укрепление научно-исследовательской базы, расширение участия в международном научно-техническом обмене при сохранении главного принципа китайской политики — «опора на собственные силы» [23].
Вопросы международного научно-технического обмена обсуждались на многих партийных и государственных форумах, научных совещаниях и конференциях. На XII съезде КПК в 1982 г. было отмечено: «Неуклонное развитие связей с заграницей и расширение технико-экономического обмена с зарубежными странами на основе равенства и взаимной выгоды представляет собой, незыблемый стратегический курс Китая. Нужно активно заимствовать у других стран передовые технические достижения, применимые в наших условиях, особенно те, которые помогают в технической реконструкции предприятий» [5]. Подчеркивалась настоятельная необходимость использования различных каналов международного сотрудничества, чтобы интенсивно содействовать росту научно-технического потенциала страны, модернизации промышленных предприятий и научных учреждений, техническому перевооружению народного хозяйства [4].
Программа научно-технического сотрудничества КНР с зарубежными странами заняла одно из центральных мест во внешней политике страны [2]. Руководство КНР привлекали очевидные выгоды, получаемые в результате роста научно-технических связей с внешним миром, хотя и возникало беспокойство по поводу того, что расширение контактов приведет к усилению иностранного влияния в стране. Сотрудничество в области науки и техники Китай установил со 106 странами. В Японии, США, Великобритании, ФРГ, Франции Китай закупал около 70% техники [21].
Особенно большое развитие получили научно-технические связи Северо-Восточного Китая с Японией. В мае 1980 г., во время визита в Японию премьера Госсовета КНР Хуа Гофэна, была достигнута договоренность о создании японо-китайского комитета по научно-техническому сотрудничеству для проведения регулярных консультаций по вопросам взаимодействия в этой области [11, 14]. Для Китая отношения с Японией представляли особый, приоритетный интерес: страна в процессе реформирования своей экономики испытывала огромную потребность в технологиях и научно-технических знаниях. Общий подход к проблеме использования иностранного технического опыта был определен уже в 1978 г. на III пленуме ЦК КПК. В этот период в КНР были выработаны основные направления развития производства: 1) приоритет реконструкции действующих предприятий перед строительством новых; 2) поиск «подходящих технологий», соответствующих китайским возможностям
в области импорта; 3) смещение акцента с технологий, предназначенных для производства металлоизделий, на современное программное обеспечение; 4) поощрение прямых иностранных инвестиций с расчетом на одновременный ввоз капиталов и технологий [22].
Осуществляя широкую программу технической помощи Китаю, Япония стремилась не столько к увеличению прибыли, как это имело место в отношении большинства развивающихся стран, сколько к реализации своих планов расширения экономического, политического и идеологического проникновения в Китай. В экономическом плане политика по расширению контактов в области науки была направлена на создание максимально благоприятного инвестиционного климата для японского капитала на внутреннем рынке КНР. Для японской стороны также было важно увеличить масштабы технического содействия Китаю в тех отраслях добывающей промышленности, продукция которых (энергоносители и дефицитные виды промышленного сырья) прежде всего интересовала японских импортеров. Преимущественное внимание уделялось развитию научно-технических связей с Китаем в области угле- и нефтедобычи, поиску редкоземельных ископаемых. В политическом плане, предоставляя Китаю новейшую технологию и технический опыт, Япония стремилась привнести в китайскую экономику максимум элементов капиталистической организации производства, усилить его научно-техническую подчиненность странам Запада [14].
Во время пребывания в Харбине японские специалисты знакомили рабочих городских предприятий с передовыми методами сварки, литья, ремонта механизмов. Активизировалась поставка японскими фирмами новых технологий и комплектного заводского оборудования в разные отрасли промышленности, прежде всего производство высококачественных компонентов для магнитофонов, телевизоров, стиральных машин и бытовой техники [21, 28]. Так, японская фирма «Ниппон электрик» построила для китайской электронной промышленности линию по изготовлению переключателей телевизионных каналов производительностью до 500 тыс. изделий в год. Она была введена в строй в марте 1982 г. на заводе телевизионных компонентов в г. Даньдун, состояла из семи компонентов крупного оборудования, восемнадцати комплектов штампов, и др. [18]. В 1982 г. завод по производству стиральных машин в г. Инкоу (провинция Ляонин, КНР) заключил контракт на три года с компанией «Мачусита электрикиндастриэл компани» на сборку 1050 комплектов двухкамерных стиральных машин типа NA-1800 [28, 31]. В изготовлении контрольно-измерительных приборов принимала участие японская компания «Иокогава Хокусин», которая открыла пункты технического обслуживания в Пекине, Сиане, Чунцине, Харбине и Шанхае. Японские фирмы оказывали большую помощь в подготовке и повышении квалификации китайских специалистов [8]. Одним из главных контрактов по техническому сотрудничеству с Японией была продажа фирмой «Мицубиси» Китаю грузовиков и ноу-хау на производство легковых такси стоимостью 118,1 млн долл. США. Японские частные
компании проявляли большую активность в сотрудничестве по технической перестройке химических предприятий. В 1984 г. государственная фирма «Джэпэн интернейшнл коопирейшн эйджэнси» провела исследование по реконструкции трех китайских химических заводов [25].
Партнерами Китая в Японии выступали частные фирмы, научные учреждения и государственные организации. Частные фирмы предоставляли Китаю техническую документацию, связанную с реализацией проектов модернизации производственных объектов, осуществляли промышленное консультирование, проектировочные работы, техническое руководство монтажом, строительством, вводом в эксплуатацию и освоением производственных мощностей, а также передачу административно-управленческого опыта, обучение методам контроля за качеством продукции и т. п. Это были прежде всего предприятия электронной, обрабатывающей и химической промышленности. Программы модернизации включали в себя налаживание производственного процесса на всех его стадиях, начиная от обработки сырья и кончая выпуском готовой продукции; рационализацию процесса обработки сырья; внедрение системы контроля за качеством продукции; приведение станочного парка модернизируемого предприятия в соответствие с профилем работы последнего в целом.
Япония оказывала содействие в модернизации производственно-технической базы топливной промышленности, особенно угледобычи; в разработке месторождений открытым способом; в технологии обогащения угля, подземного его сжижения; проведении изыскательских работ по обнаружению и освоению месторождений нефти на континентальном шельфе; модернизации производственно-технической базы энергетической промышленности; оказании помощи в организации исследований в области новых источников энергии.
Экспорт технологии производства наукоемкой продукции Япония считала невыгодным. Она была согласна лишь на поставки технологии, уже утратившей конкурентоспособные преимущества, т. е. технологии традиционных отраслей для использования ее на предприятиях с низкой стоимостью рабочей силы. Однако, хотя Китай и был заинтересован в получении технологических знаний в традиционных отраслях промышленности, его привлекали, главным образом, новейшие технологии, необходимые для модернизации военной промышленности, исследований в космосе, и т. п. [14].
Китай придавал большое значение также получению новейшей техники и технологии из США. По мнению Д. Ф. Саймона, сотрудника Массачусетского технологического института США, стремление Китая иметь доступ к новейшим американским достижениям в области науки и техники явилось одним из основных факторов, под действием которых руководители КНР решили нормализовать отношения с США [26]. В январе 1979 г. было подписано научно-техническое сотрудничество между КНР и США, которое охватывало 94 программы по 14 направлениям, главные из которых — сельское хозяйство, физика высоких энергий, космическая техника, электроника, организация и управление экономикой, обмен информацией, учеными и студентами [12, 17].
В Северо-Восточном Китае была начата подготовка административных работников (менеджеров) при Даляньском политехническом институте, где американские профессора, юристы, бизнесмены читали лекции по проблемам организации производства и сбыта продукции [13, 30]. Создание национального центра по развитию науки и техники в промышленности в г. Далянь явилось результатом реализации, начиная с 1980 г., первой американо-китайской совместной программы подготовки менеджеров. В апреле 1984 г. был подписан новый протокол, продливший срок действия программы на 5 лет. Управление центром осуществляли Министерство торговли США и госплан, государственный комитет по науке и технике и министерство просвещения КНР. В соответствии с данным протоколом была разработана программа подготовки служащих высшего звена, в которой главное внимание было уделено планированию и управлению народным хозяйством в масштабах всей страны. Ежегодно китайским правительством около 40 служащих направлялись на двухмесячные семинарские занятия, которые вела группа американских преподавателей. С американской стороны разработку учебных планов и подбор преподавателей осуществляла Академическая консультативная комиссия, назначенная Министерством торговли США. Китайские педагоги приглашались из Харбинского и Даляньского технологических институтов, Шанхайского и Хубэйского институтов финансов и экономики, Народного университета, Шанхайского института науки и техники [9, 21]. Американские фирмы сотрудничали с различными предприятиями и научно-исследовательскими учреждениями Северо-Востока Китая. Так, например, корпорация «Вестингауз» помогла создать в Харбине крупный электрогенератор.
Северо-Восточный Китай активно поддерживал научно-технические связи и с ФРГ. В июне 1981 г. в г. Шэньян была организована промышленная выставка с участием 105 западногерманских фирм и издательств. Ее посетили более 90 тыс. китайских специалистов. Сторонами было подписано соглашение о создании смешанной китайско-западногерманской комиссии. Стало налаживаться партнерство и между городами, в частности между Далянем и Бременом [10]. Завод по производству большегрузных машин в г. Далянь в сотрудничестве с фирмами ФРГ занимался созданием машины нового типа более экономичной в эксплуатации и с меньшей стоимостью [27]. Западногерманская фирма «PHB Вэсэрхьютэ», Шэньянский завод горнодобывающих машин и корпорация «Чайна машин билдинг» подписали соглашение о совместном производстве по лицензии компонентов тяжелых конвейерных систем [7].
Важно отметить, что с народнохозяйственной точки зрения наибольший экономический эффект достигался при использовании иностранной технологии для производства средств производства. В частности, выпускаемое Даляньским заводом тяжелого машиностроения в сотрудничестве с компанией «Маннесман-Димаг» (ФРГ) оборудование для непрерывной разливки стали позволяло поднять производительность труда на китайских металлургических предприятиях на 30%, давало экономию до 40% капитальных вложений
при сооружении новых металлургических заводов, позволяло сберечь 0,6 т условного топлива при производстве 1 т стальных отливок [15].
Английская компания «Данвор холдинге» в начале 80-х годов договорилась с КНР о продаже комплектного оборудования для завода по производству шин со стальным радиальным кордом стоимостью 25 млн фунтов стерлингов, который должен был строиться в провинции Ляонин. Завод рассчитан на 150 тыс. шин в год.
Расширялись научно-технические связи с Францией. На авиационном заводе в Харбине по лицензии французского государственного концерна «Аэроспешиэл» выпускались вертолеты «365-Дофин», которые могли использоваться как в гражданских, так и в военных целях [21].
В Дании в 1983 г. было приобретено технологическое оборудование для производства продовольственных продуктов на трех заводах (в Пекине, в провинциях Хэйлунцзян и Цзилинь) общей стоимостью 15 млн долл. США в счет беспроцентного займа [6, 7, 13].
Наиболее значительная часть зарубежных технологий импортируется в провинцию Ляонин. С 1979 по 1983 г. Далянь подписал более 330 контрактов на поставку иностранной технологии и оборудования стоимостью 106 млн долл. США В 1980 г. в Ляонинском институте научной и технической информации хранилось 6,5 млн документов, среди них 95% — патенты, в числе которых 3,5 млн — японские, 1,3 млн — американские, 720 тыс. — английские. Институт получал 2 042 зарубежных журнала (622 — из США, 582 — из Японии, 330 — из Великобритании, 250 — из СССР, 199 — из ФРГ, 52 — из Франции) [11, 27].
Научно-технические связи с зарубежными странами поддерживали и другие провинции Китая [4]. Так, с 1979 по 1983 г. провинция Хэйлунцзян подписала соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве с Японией, Италией, Францией, Данией, Швецией и другими государствами мира; за 4 года импортировано 750 млн долл. США, было ввезено свыше 40 видов техники и оборудования, заключено более 80 контрактов об экономическом и техническом сотрудничестве [24].
Следует отметить, что необходимость включения импортного оборудования в хозяйственную структуру КНР, в том числе и Северо-Востока Китая, была вызвана наличием резкого отставания материально-технической базы страны от современных требований. Неразвитость инфраструктуры, низкий уровень управления, нехватка сырья и энергии, острый дефицит квалифицированных специалистов, отсутствие достаточных валютных резервов — все эти сложные проблемы характерны для Китая 70-х годов XX в. [1, 16].
Известно, что многие партнеры по сотрудничеству были заинтересованы в сохранении технического и технологического отставания Китая. Это позволяло им и впредь искусственно стимулировать его потребности в импорте, держать в своих руках контроль за производством соответствующей продукции в Китае. Так, заключенные в 1979-1980 гг. с американской компанией
«Белл хели-коптер» соглашения о совместном строительстве вертолетов на Харбинском авиационном заводе предусматривали длительный период передачи китайской стороне технологии производства основных узлов. Однако более сложные из них (системы трансмиссии и т. д.) и по истечении этого срока должны были поступать из США, что сохраняло зависимость китайской стороны от американских поставок [23]. Кроме того, экономические рычаги нередко использовались для оказания политического давления на Китай. Все это приводило к постепенному пересмотру позиции руководства КНР в области заимствования техники и технологии [19].
При сохранявшейся преимущественной ориентации на промышленно развитые капиталистические страны в начале 80-х годов несколько оживились научно-технические связи Северо-Востока Китая с социалистическими странами и прежде всего с Советским Союзом. Были подписаны сроком на 10 лет соглашения между правительствами СССР и Китая об экономическом и техническом сотрудничестве, о научно-техническом сотрудничестве и о создании советско-китайской комиссии и экономическому, торговому и научно-техническому сотрудничеству [20, 21].
Таким образом, научно-технические связи Китая с экономически сильными странами способствовали началу беспрецедентного роста базовых отраслей промышленности, энергетики, транспорта, металлургии. А мощный инвестиционный подъем стал источником быстрого развития как народного хозяйства в целом, так и его материально-технической основы — промышленности.
Список литературы
1. Актуальные проблемы современного экономического положения КНР. М., 1984. С. 52.
2. Антиповский А.А. Политика в области науки и образования в КНР. 1949-1979 / А.А. Антиповский, Н.Е. Боревская, Н.В. Франчук. М., 1980. С. 254.
3. Дагун бао. 1983. 29 дек.
4. Жэньминь жибао. 1982. 8 сент., 14 дек.
5. Информационный бюллетень агентства Синьхуа (ИБАС). 1981. 22 дек.
6. Информационный бюллетень агентства Синьхуа (ИБАС). 1982. 3 сент.
7. Китай. 1984. № 4. С. 68.
8. Китай. 1984. № 9. С. 84-85.
9. Китай. 1985. № 10. С. 83-84.
10. Китай. 1986. № 1. С. 60-63.
11. Китайская Народная Республика в 1980 г.: политика, экономика, идеология. М., 1984. С. 212.
12. Китайская Народная Республика в 1981 г.: политика, экономика, идеология. М., 1985. С. 200.
13. Китайская Народная Республика в 1982 г.: политика, экономика, идеология. М., 1986. С. 311.
14. Крупянко М.И. Япония-КНР: механизм экономического сотрудничества. М., 1986. С. 95.
15. Манежев С. А. Иностранный капитал в экономике КНР. М., 1990. С. 178.
16. Манежев С.А. Роль внешних факторов в народнохозяйственном строительстве КНР / С.А. Манежев, Л.В. Новоселова // Проблемы Дальнего Востока. 1983. № 1. С. 44.
17. Нагорный А.А. США и Китай: экономические и научно-технические аспекты китайской политики Вашингтона / А.А. Нагорный, А.Б. Парканский. М., 1982. С. 117.
18. Напара Д.Г. Телевидение Китая // Проблемы Дальнего Востока. 1983. № 3. С. 170.
19. Разов С.С. Внешнеэкономическая политика «открытых дверей» Китайской Народной Республики // ИБ ИДВ АН СССР. 1985. № 130. С. 124.
20. Романова Г.Н. Советско-китайские экономические отношения на современном этапе. Владивосток, 1990. С. 4.
21. Северо-Восточный Китай в 80-е годы XX в.: справ. Владивосток, 1989. С. 189.
22. Семин А. Научно-технические связи Японии с Китаем: содержание и характерные черты // Проблемы Дальнего Востока. 1994. № 2. С. 78.
23. Филатов Л.В. Наука как производительная сила в условиях Китая // ИБ ИДВ АН СССР. 1984. Ч. 2. С. 191-192.
24. Чжунго фэньшэн гайкуан шоуцэ (Справочник по провинциям Китая). Пекин, 1984. С. 119.
25. A technical hitch // China trade report. 1985. № 23. P. 11.
26. China and world. China foreign policy in the post-Мао era. Boulder, 1984. P. 293-318.
27. Dalian setting priority for the use of foreign funds and technology // China's foreign trade. 1985. № 1. P. 17.
28. Li Yueshang. Yingkou makes best uses of foreign funds // China's foreign trade. 1983. № 6. P. 19.
30. New york times magazine. 1983. P. 31-38.
31. The vagurd of import trade // China's foreign trade. 1985. № 1. P. 22.