ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том I, № 2 (39), 2018_
© Канаев Е.А.
НИУ ВШЭ
Агапова М.А.
НИУ ВШЭ
Базанкова Д.А.
НИУ ВШЭ
РАСШИРЕНИЕ КОНТАКТОВ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН АСЕАН1
Заявив о своей нацеленности эффективно интегрироваться в процессы глобального развития, Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) осознает ключевое условие их реализации: составляющие ее страны должны действовать как единое целое. Такое возможно в результате длительной и кропотливой работы по «уплотнению» ткани АСЕАНовского сотрудничества до степени, позволяющей десяти входящим в нее странам координировать национальные перспективные планы таким образом, чтобы ставить интересы АСЕАН выше своих собственных.
Частью такого сотрудничества является активизация контактов между людьми (people-to-people contacts). Для АСЕАН, которой приходится изыскивать дополнительные возможности повышения собственной конкурентоспособности, это является важной задачей, значимость которой в перспективе будет возрастать. Реагировать на вызовы формирующегося миропорядка, включая порожденные предстоящей Четвертой промышленной революцией и реализацией Инициативы пояса и пути, Ассоциации придется на правах ведомого, а не ведущего игрока.
Концептуальное измерение
Потребности повышения конкурентоспособности АСЕАН, в том числе посредством активизации контактов между гражданами входящих в нее стран, нашли отражение в концептуальных документах, задающих параметры развития Ассоциации.
1 Статья подготовлена по итогам проекта «Человеческое измерение многостороннего сотрудничества в АТР», реализованного в НИУ ВШЭ в 2017-2018 учебных годах.
В Генеральном плане АСЕАН по наращиванию взаимосвязанности до 2025 г. сформулирован как запрос на развитие таких контактов, так и инструменты и механизмы его реализации. Речь, в частности, идет о подготовке квалифицированных специалистов для эффективной интеграции в глобальные цепочки добавленной стоимости и адаптации к новому технологическому укладу, развитии профессий, востребованных в городской среде, усилении мобильности рабочей силы на экономическом пространстве АСЕАН для повышения конкурентоспособности производимых в ЮВА товаров и услуг1.
В 2015 г. на саммите АСЕАН в Куала-Лумпуре были приняты документы, задающие параметры формирования Сообщества АСЕАН до 2025 г.2. Сообщество АСЕАН в сфере политики и безопасности выделяет в качестве приоритетных направлений укрепление безопасности в ЮВА, распространение норм, принципов и ценностей АСЕАН и формирование общей идентичности входящих в нее стран3. В этом контексте развитие человеческих контактов рассматривается как инструмент продвижения демократических принципов, например, посредством участия в мероприятиях национального и международного уровня в различных проектах, посвященных защите прав человека, или организации наблюдения за соблюдением прозрачности электоральных процедур. Межчеловеческое взаимодействие призвано играть важную роль в обмене опытом между государственными, частными и общественными институтами государств «десятки». Предполагается унификация позиций по вопросам национальной безопасности и дипломатии с точки зрения предотвращения и урегулирования конфликтов посредством организации международных семинаров, проведения совместных исследований и наращивания академических обменов.
Создание Экономического сообщества АСЕАН нацелено на повышение экономической конкурентоспособности Ассоциации, в том числе на глобальном уровне4. В перспективных планах АСЕАН активизации межчеловеческих контактов отведено заметное место. Стимулирование трансграничной торговли услугами, которые являются одним из «драйверов» экономик стран ЮВА и развития АСЕАН, и финансовая интеграция, где высока роль трансграничных финансовых услуг, невозможны без активизации межличностных контактов. Важную роль в формировании Экономического сообщества АСЕАН призвано играть перемещение рабочей силы и представителей деловых кругов, для чего предполагается снизить
бюрократические барьеры и способствовать взаимному признанию профессиональных квалификаций посредством реализации Рамочного соглашения АСЕАН о признании профессиональных квалификаций5. Технологические вызовы, стоящие перед АСЕАН, подталкивают ее к развитию инновационного потенциала входящих в нее стран. Для этого предполагается формирование партнерства между академической средой, исследовательскими институтами и частным сектором, повышение качества человеческого капитала посредством реализации программ научной и академической мобильности и проведение совместных НИОКР.
Социокультурное измерение Сообщества АСЕАН предполагает формирование условий для повышения уровня жизни граждан государств азиатского юго-востока, соответствующих высоким потребностям современного человека. Соответственно, межчеловеческие контакты не только служат инструментом наращивания сотрудничества на экономическом и политическом треках, но и имеют самостоятельную ценность. В практическом плане предполагается реализация проектов по развитию человеческого потенциала, институтов сотрудничества, формированию общей идентичности государств и обществ ЮВА. Межчеловеческие контакты играют роль с точки зрения формирования инклюзивной компоненты Социокультурного сообщества АСЕАН, в частности, равного доступа к социальным лифтам, включая возможности образовательного и профессионального развития.
Центральное место в формировании Сообщества АСЕАН занимает наращивание физической, институциональной и межчеловеческой взаимосвязанности на пространстве ЮВА6. Для достижения поставленной цели Генеральный план АСЕАН по наращиванию взаимосвязей определяет конкретные направления и инструменты, которые условно разделены на взаимосвязанные группы: устойчивая инфраструктура, цифровые инновации, логистика, государственное управление и межчеловеческие контакты. Активизировать последние предполагается путем реализации ряда инициатив. В их числе: сокращение языковых барьеров, повышение транспортной доступности, взаимное признание профессиональных квалификаций, развитие туристического сектора, поддержка академической мобильности посредством выделения стипендий и визовой поддержки.
В общем и целом, на концептуальном уровне Ассоциация выделяет развитие межчеловеческих контактов и как цели, и как ин-
струмента активизации многостороннего диалога. Вместе с тем, не все инициативы доходят до стадии практической реализации. Далеки от комплексной проработки вопросы социальной поддержки населения стран ЮВА, в числе которых такая актуальная для субрегиона задача, как вывод трудовой миграции из правовой «серой зоны». И все же на некоторых направлениях, в числе которых туризм и передвижение рабочей силы, сотрудничество стран «десятки» перешло в практическую плоскость.
Основные проекты и их оценка
Определив развитие контактов между людьми в качестве одного из приоритетов, Генеральный план АСЕАН по наращиванию взаимосвязанности до 2025 г. выделяет, помимо прочего, развитие туризма, повышение мобильности рабочей силы и формирование единого образовательного пространства . Усилия АСЕАН на этих направлениях должны позитивно сказаться на конкурентоспособности Ассоциации как единого целого и составляющих ее стран.
Курорты Юго-Восточной Азии традиционно привлекали туристов со всего мира. В настоящее время индустрия отдыха и рекреации в ЮВА находится на подъеме: приток туристов возрастает из стран, расположенных как, собственно, в ЮВА, так и за ее пре-делами8.
Визиты туристов в страны АСЕАН, тыс.
чел.
70 60 50 40 30 20 10 0
• Туристы из АСЕАН • Туристы из других стран
Источник: ASEAN Secretariat, ATSD.
Стремясь воспользоваться благоприятной конъюнктурой развития туристической сферы, АСЕАН создает необходимую для это-
62,912
56,045
55,861
49,38
43,496
46,154
49,233 45,992
37,733
39,845
2011
2012
2013
2014
2015
го институциональную среду. В стадии реализации находится Рамочное Соглашение АСЕАН по введению безвизового режима (the ASEAN Framework Agreement for Visa Exemption), упрощающее процедуры въезда жителей одной страны ЮВА в другую. Это запустит «эффект мультипликатора», стимулировав спрос на услуги отелей, индустрии питания, отдыха и рекреации, развлечений и смежных сфер. Осознавая это, на национальном уровне государства АСЕАН прилагают усилия по созданию удобной системы поиска в интернете информации о доступных вариантах отдыха9.
Наряду с туризмом, Ассоциация реализует инициативы по упрощению передвижения рабочей силы, усматривая в этом возможность выровнять дисбаланс между нехваткой тех или иных квалификаций в одних странах «десятки» и их избыточным предложением в других. Происходит унификация процедур обменов квалифицированными специалистами между странами-донорам и странами-реципиентами, а также создание различных программ и инициатив профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Потребности в активизации обменов рабочей силой подтолкнули Ассоциацию к заключению Соглашения о взаимном признании документов о профессиональном образовании (Mutual Recognition Arrangements). Это распространяется на такие сферы, как инженерные услуги, сестринское дело, архитектурные услуги, надзор за профессиональными компетенциями, медицинские услуги (с отдельным выделением стоматологических), бухгалтерское дело и туризм10. Идет унификация стандартов стран АСЕАН в сфере навыков в информационно-коммуникационных технологиях (ASEAN Information and Communication Technology Skills Standards) в таких областях, как разработка программного обеспечения, сетевое и системное администрирование, информационная система и безопасность, разработка корпоративной архитектуры и управление информационно-техническими проектами11.
Расширяются возможности для граждан стран ЮВА пройти профессиональную подготовку или переквалификацию. Международной организацией труда и Азиатским Банком Развития были проведены исследования, выявившие те приоритетные направления, на которых государствам «десятки» целесообразно концентрировать усилия в первую очередь12.
Несмотря на определенные успехи в реализации перспективных планов АСЕАН, сделать предстоит немало. Частный пример, иллюстрирующий общую картину: число работников, охваченных
соглашениями о взаимных признаниях квалификаций (Mutual Recognition Arrangements), составляет лишь 1,5%, а 87% рабочих-мигрантов заняты неквалифицированным трудом и находятся в «серой зоне» с правовой точки зрения13.
Университетские и академические обмены
Традиционно развитие высшего образования в странах АСЕАН подчинялось их национальным приоритетам и перспективным планам развития. Многие университеты стран ЮВА функционируют в собственной социокультурной, экономической и информационной среде. Вместе с тем, потребности в повышении конкурентоспособности АСЕАН распространяются и на сферу высшего образования.
Несмотря на то, что к настоящему времени сформированы механизмы и институты взаимодействия университетов стран АСЕАН, необходимость их оптимизации остается высокой. Превращение ЮВА в единое образовательное пространство, вобравшее практики и наработки лучших университетов АСЕАН, позволит выровнять дисбалансы между уровнями экономического развития стран «десятки», а, следовательно, - повысить конкурентоспособность АСЕАН как субъекта международных отношений.
Помимо обменов собственно знаниями и компетенциями, логичным следствием повышения мобильности студентов и профессоров стран АСЕАН станет создание мультикультурной среды. В свою очередь, это расширит обмены трудовыми ресурсами, в частности, миграцию квалифицированных специалистов в пределах АСЕАН. Это не только снизит остроту проблемы безработицы, но и облегчит координацию перспективных планов развития различных государств ЮВА14.
Формирование среднего класса в странах АСЕАН обуславливает его запрос на качественное образование. Однако в приоритетах абитуриентов из ЮВА местные ВУЗы стоят не на первом месте: с 2010 по 2017 гг. совокупный показатель зачисления в ВУЗы (Growth Tertiary Enrolment Ratio) в странах АСЕАН увеличился незначительно: с 27,3% до 36,1%15.
ВУЗы стран АСЕАН: совокупный показатель зачисления абитуриентов, %
4D%
35%
25%
Ш
15«
1ЭНН
2ÜD5
ЯШ
2DIE
■ Женщины '
■ Мужчины ■
Источник: ASEAN 1967 - 2017. Celebrating Five Decades of Regional Cooperation. ASEAN Focus. 2017. N. 7. December. P. 18. URL: // https://www.iseas.edu.sg/images/pdf/ASEANFocusDec17.pdf.
Основная масса платежеспособных абитуриентов из ЮВА ищет образовательные возможности за ее пределами. Отсюда -стремление университетов стран ЮВА расширить сотрудничество с ВУЗами Китая, Японии, Республики Корея, США и европейских стран, что позволяет повысить собственные позиции в международных рейтингах и перенять лучшие образовательные практики и стратегии академического развития. В частности, пятью основными странами, с ВУЗами которых сотрудничают университеты Малайзии, являются США, Австралия, Япония, Великобритания и Кана-
.16
да
Из инициатив образовательного сотрудничества между самими странами АСЕАН можно выделить Сеть университетов АСЕАН (ASEAN University Network) и Рамочную систему АСЕАН по контролю за качеством образования (ASEAN Quality Assurance Framework). В активе первой - предоставление образовательных кредитов студентам из стран ЮВА и оказание им консультацион-
17
ной поддержки при поступлении в ВУЗы в пределах АСЕАН , в то время как вторая - специализируется на унификации стандартов высшего образования в странах АСЕАН, повышении его качества и активизации студенческих обменов18. Актуальной задачей для обе-
их инициатив является активизация работы с частными учебными учреждениями, которые пользуются спросом у абитуриентов стран ЮВА. Например, порядка 80% филиппинских студентов обучаются в частных университетах19, а в Малайзии 53 университета являются частными и только 20 государственными20.
Потребностью, осознаваемой АСЕАН, становится внедрение новых инновационных механизмов обучения, позволяющих готовить специалистов, способных работать в нескольких сферах и выполнять задачи мультидисциплинарного характера, и осознающих необходимость максимально диверсифицировать свои навыки и компетенции на протяжении всей жизни21.
Констатируя, что развитие академических обменов позволит принести странам ЮВА и АСЕАН, как единому целому, ощутимые выгоды, нельзя не отметить: с учетом специфики ЮВА и тех задач, которые приходится решать расположенным там странам на современном этапе их модернизации, а также перспективных планов Ассоциации, движение в сторону унификации университетского образования при любом сценарии будет проходить медленно и поэтапно.
Выводы
Многостороннее сотрудничество, осуществляемое под эгидой
АСЕАН, получило название «мелкой интеграции» (shallow
22
integration) . Доля истины в этом есть: десять стран Юго-Восточной Азии настолько отличаются друг от друга, что переходить на более высокий уровень, например, экономической интеграции в ее «классической» трактовке - от зон свободной торговли к экономическому и валютному союзу - едва ли целесообразно. По крайней мере, такое впечатление складывалось до начала нынешней турбулентности мировой экономики и политики.
В современных условиях, «мелкой интеграции» уже недостаточно. Необходимость превращения ЮВА в зону унифицированных стандартов ведения бизнеса для привлечения инвестиций из других стран и крупных компаний частного сектора, объективно подталкивают Ассоциацию к повышению своей конкурентоспособности как единого целого. В свою очередь, это требует воспитания новых лидеров АСЕАН в сфере политики, науки и бизнеса, развития местного самоуправления в странах ЮВА и укрепления идентичности АСЕАН.
Понимая стратегический характер как таких задач, так и направлений, мер и механизмов их реализации, Ассоциация предпринимает практические шаги, позволяющие перевести собственные перспективные планы в плоскость реализованных проектов. Тем самым формируется реальная, а не декларативная основа для реализации сверхзадачи регионализма на азиатском юго-востоке: создание сообщества не элит, а народов десяти государств ЮВА, в чем обмены между людьми будут играть возрастающую роль.
1 Master Plan on ASEAN Connectivity 2025. Jakarta: ASEAN Secretariat. August 2016. URL: // http://asean.org/storage/2016/09/Master-Plan-on-ASEAN-Connectivity-20251.pdf
2 ASEAN 2025: Forging Ahead Together. Jakarta: ASEAN Secretariat, November
2015. URL: // http://www.asean.org/storage/2015/12/ASEAN-2025-Forging-Ahead-Together-final.pdf
3 ASEAN Political-Security Community Blueprint 2025. Jakarta: ASEAN Secretariat, March 2016. URL: // http://www.asean.org/storage/2012/05/ASEAN-APSC-Blueprint-2025.pdf
4 ASEAN Economic Community Blueprint 2025. Jakarta: ASEAN Secretariat. November 2015. URL: // http://www.asean.org/storage/images/2015/November/aec-page/AEC-Blueprint-2025-FINAL.pdf
5 ASEAN Qualifications Reference Framework: Governance and Structure. January
2016. URL: // http://asean.org/storage/2017/03/ED-01-AQRF-Governance-and-Structure-document.pdf
6 Master Plan on ASEAN Connectivity 2025 Jakarta: ASEAN Secretariat. August 2016. URL: // http://asean.org/storage/2016/09/Master-Plan-on-ASEAN-Connectivity-20251.pdf
7 Ibid.
8 ASEAN Secretariat. Tourist Arrivals in ASEAN as of 31 January 2017. ASEAN Statistics. January 2017. URL: // http://asean.org/storage/2015/09/Table-28-checked.pdf
9 The Impact of Visa Facilitation in ASEAN Member States. World Travel and Tourism Council. (UNWTO) and World Travel & Tourism Council (WTTC): 2014. P. 7. URL: // https://zh.wttc.org/-/media/files/reports/policy-researcMmpact_asean.pdf
10 Mutual Recognition Arrangements. Invest in ASEAN. [6.M.,6.g.] URL: // http://investasean.asean.org/index.php/page/view/asean-free-trade-area-agreements/view/757/newsid/868/mutual-recognition-arrangements.html
11 ASEAN ICT Skill Standards. Definition and Certification. [6.M.,6.g.] P. 3. URL: //http://mdes.go.th/assets/portals/14/files/590621%20ASEAN%20ICT%20Skills%2 01.pdf
12
Master Plan on Asian Connectivity 2025. Jakarta: ASEAN Secretariat. August 2016. P.65. URL: // http://asean.org/storage/2016/09/Master-Plan-on-ASEAN-Connectivity-20251.pdf
13
Koty A. Labor Mobility in ASEAN: Current Commitments and Future Limitations. ASEAN Briefing. 13 May 2016. URL: //
https://www.aseanbriefing.com/news/2016/05/13/asean-labor-mobility.html
14 Sirat M. ASEAN's Flagship Universities and Regional Integration Initiatives. Higher Education Evaluation and Development. 2017. Vol. 11. P. 69. URL: // https://www.emeraldinsight.com/ doi/full/10.1108/HEED-07-2017-0004
15 ASEAN 1967 - 2017. Celebrating Five Decades of Regional Cooperation. ASEAN Focus. 2017. N. 7. December. P. 19. URL: // https://www.iseas.edu.sg/images/pdf/ASEANFocusDec17.pdf.
16 Kumar S., Jan J. M. Mapping Research Collaborations in the Business and Management Field in Malaysia, 1980-2010. Scientometrics. 2013. №97. P.511. URL: // https://proxylibrary.hse.ru:2104/content/pdf/10.1007%2Fs11192-013-0994-8.pdf
17
Master Plan on Asian Connectivity 2025. Jakarta: ASEAN Secretariat. August 2016. P.21. URL: // http://asean.org/storage/2016/09/Master-Plan-on-ASEAN-
Connectivity-20251.pdf
18
ASEAN Quality Assurance Framework. The ASEAN Quality Assurance Network Secretariat. 2016. URL: // http://www.aqan.org/aqanv2/document/pdf/H%20-%20AQAF%20[FINAL].pdf
19 ASEAN 1967 - 2017. Celebrating Five Decades of Regional Cooperation. ASEAN Focus. 2017. №. 7. P. 19. URL: // https://www.iseas.edu.sg/images/pdf/ASEANFocusDec17.pdf
20 Ibid. P. 20.
21 Ibid. P. 19.
22
Sally R. ASEAN Needs to Ride a New Wave of Reform. East Asia Forum. 3 June 2014. URL: // http://www.eastasiaforum.org/2014/06/03/asean-needs-to-ride-a-new-wave-of-reform/