Региональные аспекты психиатрии
УДК: 616.89-008.454
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И СИМПТОМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РАССТРОЙСТВ НАСТРОЕНИЯ ДЕПРЕССИВНОГО СПЕКТРА У ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА ОМСКА Т.И. Иванова, Д.В. Пушкарева
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Аннотация. Проведено исследование 346 детей и подростков города Омска. Оно показало высокую распространенность расстройств настроения среди школьников. Субдепрессивные проявления отмечаются у 9% детей, а у 28% обследуемых выявлены депрессии. Наибольшую роль в формировании симптомов депрессии отводится межличностным проблемам и негативному настроению, причем среди девочек наибольшее значения имеют межличностные проблемы, а среди мальчиков межличностные проблемы и негативная оценка собственной эффективности. Эта тенденция указывает на весомую роль социальных факторов в генезе формирования депрессивных расстройств детского возраста. Настораживающим является тот факт, что у 20% детей выявлены суицидальные тенденции. Проведенное исследование подчеркивает необходимость разработки программ превенции детских психических расстройств на доклиническом уровне, требующих объединения усилий образовательной системы и специалистов психиатрического профиля.
Ключевые слова. Эпидемиология психических расстройств, депрессии у детей, Омск, превенция в психиатрии.
PREVALENCE AND SYMPTOMATIC STRUCTURE MOOD DISORDER OF DEPRESSIVE SPECTRUM IN SCHOOLCHILDREN THE CITY OF OMSK T.I. Ivanova, D.V. Pushkareva
Resume. A study of 346 children and adolescents of the city of Omsk showed a high prevalence of mood disorders among schoolchildren. Level subdepressive manifestations observed in 9% of children and 28% of the surveyed revealed depressive symptoms. The greatest role in the formation of the symptoms of depression given to interpersonal problems and negative mood, and girls are the most important personal problems, and interpersonal problems among boys and negative assessment of their own effectiveness. This trend points to the important role of social factors in the genesis of the formation of childhood depressive disorders. Alarming is the fact that 20% of children identified suicidal tendencies. The study emphasizes the need to develop prevention programs, children's mental health at the preclinical level, requiring joint efforts of the educational system and the mental health professionals.
Keywords. Epidemiology of mental disorders, depression in children, Omsk, prevention in psychiatry.
В настоящее время расстройства депрессивного спектра занимают лидирующие позиции среди всего спектра психических расстройств. Распространенность депрессивных нарушений за последнее столетие как минимум в 30 раз (с 0,5 -1% в начале ХХ века, до 30% в первой половине XXI) [2,3,4]. Проблема выявления и изучения депрессивных нарушений среди детей и подростков в современном обществе является одной из ведущих проблем психиатрии. Бремя депрессии у детей сопровождается не только повышенным риском суицидального поведения, но и ростом отклоняющихся форм поведения, злоупотреблением психоактивными веществами (ПАВ) и снижением познавательных функции. Дети и подростки с аффективными расстройствами с опозданием попадают в поле зрения психиатра, поскольку на первый план выступает нарушения поведения, которые окружающие расценивают как проявление «дурного характера и распущенности». Таким образом, диагностика депрессий в детско-подростковом возрасте затруднена маскированными депрессивными эквивалентами. Наиболее затрудняют распознавание депрессии
делинквентные варианты: лживость, конфликтность, агрессивность, жестокость и насилие, уходы из дома, прогулы школы, использование ПАВ, совершение самоубийств [5]. Часто с поведенческими расстройствами коморбидны тревожные и аффективные симптомы, которые развиваются позднее, чем нарушенное поведение. Таком образом депрессивное расстройство, возникшее в детском или подростковом возрасте, является актуальным объектом исследования в связи с высокой социальной значимостью, со смещением акцентов на доклинические состояния депрессивного спектра [3]. Ранняя диагностика расстройств настроения детского возраста, своевременное использования методов психолого-педагогической коррекции и специализированное лечение в последующем улучшает показатели психического здоровья у взрослых.
С целью изучения распространенности расстройств настроения у детей вне психиатрической сети, было проведено скрининговое обследование учеников трех школ г. Омска (СОШ - (как школа, в который была совершена попытка суицида школьником); СОШ - "А" (как
школа - гимназия с хорошими показателями успеваемости и дисциплины), СОШ - " К" (контрольная школа). Всего было исследовано 346 подростков в возрасте от 11 до 17 лет. Однако, после проверки правильности заполнения опросников, был выявлен ряд нарушений, в связи с чем некоторые из них были исключены из исследования. Окончательную выборку составили 310 подростков в возрасте от 11 до 17 лет. Из них мальчиков -128 (11 -14 лет -54,7% (п-70); 15 - 17 лет - 45,3% (п-88)); девочек -182 (11-14 лет -44,8% (п-88); 15 - 17 лет -51,6 % (п-94)). Таким образом, в возрасте пика пубертатного криза (11 -14 лет) обследовано - 51% (п-158); в пост пубертатном периоде (15 до 17 лет) - 49% (п-152). В школе всего приняло участие 118 детей. Из них мальчиков - 52 (11 -14 лет - 84,6 % (п-44); 15 - 17 лет - 15,4 % (п-8)); девочек -66 (11-14 лет -84,8 % (п-56); 15 - 17 лет - 15.2% (п-10)). В школе "К" всего приняло участие 107 детей. Из них мальчиков -39 (11 -14 лет -9 человек; 15 - 17 лет -12 человек); девочек -68 (11-14 лет - 23 % (п-30); 15 - 17 лет -77% (п-56)). В школе " А" всего приняло участие 85 детей. Из них мальчиков -37 (11 -14 лет -46% (п-17); 15 - 17 лет -54% (п-20)); девочек -48 (11-14 лет -41,7% (п-20)); 15 - 17 лет -58,3% (п-28)).
Методы исследования:
1. Особенности наследственности, семейного окружения оценивались со слов ребенка, путем заполнения оригинального скриниг-опросника, специально разработанного для целей и задач исследования.
2. Для оценки уровня распространённости и уровня глубины депрессии у детей был использован опросник CDI Kovacs).
3. Для выявления количественных показателей спектра депрессивных симптомов - сни-
женного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения, а также для оценки влияния данных показателей на уровень депрессии учащихся общеобразовательных учреждений г. Омска был использован клинико - психоаналитический тест и использованием шкал опросника CDI M. Kovacs.
Все участники исследования самостоятельно заполняли данные опросники после предварительного разъяснения правил заполнения в присутствии учителя и психолога. Статистическому анализу полученные данные подвергались с помощью программ Statistica 7.0 for Windows и Microsoft Excel.
Проводя оценку распространенности депрессивных расстройств настроения среди школьников города Омска, на основании анализа опросника выявления депрессивных форм настроения CDI (M. Kovacs) выявлено, что уровень субдепрессивных проявлений (17-19 баллов) отмечается у 9% детей (n-28). Уровень клинически значимого показателя депрессивного нарушения у школьников (20 и более балов по шкале CDI) выявлен у 28% (n-87) обследуемых. Проводя сравнительное изучение распространённости субдепрессивных форм настроения среди трёх исследуемых школ, выявлено, что самый высокий показатель отмечается в школе «K» (11,3%; n-12), а самый низкий (5,9%; n-5) в школе «А». Анализ распространённости депрессивных проявлений среди учащихся в изучаемых школах г. Омска также продемонстрировал, что школа «К» имеет наиболее высокое показатели по данному признаку (38,3%; n-41), а школа «А» наиболее низкие (15,3%; n-13) (Рисунок 1.).
140% 120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%
Общее количество Школа S
детей
■ Всего обследовано детей
Школа К
Школа А
Субдепрессия ■ Депрессия
Рисунок 1. Сравнительная характеристика распространённости субдепрессивных и депрессивных состояний среди учащихся в исследуемых школах г. Омска
Общая распространённость субдепрессивных проявлений в возрасте 11-14 лет (9,5%; п-15) и возрасте 15-17 лет (8,5%; п-13). Депрессивные проявления в возрасте 11-14 лет имеют 27,8% (п-44) детей и возрасте 15-17 лет 28,4% (п-43) детей. При этом мальчики в возрасте 1517 лет (5,2%; п-3) в 2 раза реже страдают субдепрессией по сравнению с мальчиками и девочками в возрасте 11-14 лет (10%; п-7 и 9,1%; п-8 соответственно), и девочками в возрасте 15-17 лет (10,6%; п-10). При анализе по половозрастному критерию было выявлено, что девочки в обеих возрастных группах чаще обнаруживают депрессивные проявления, по сравнению с
100% 90% 80% 70% 60% 50°% 40% 30% 20% 10% 0%
Рис.2. Сравнительная характеристика распространённости субдепрессивных и депрессивных проявлений по половозрастному критерию, среди учащихся исследуемых школ г. Омска
мальчиками: девочки 11-14 лет и 15-17 лет (28,4%; п-25 и 28,7%; п-27) соответственно; мальчики 11-14 лет и 15-17 лет (27,1%; п-19 и 27,6%; п-16) соответственно (Рисунок 2).
В литературных источниках есть данные о том, что гендерные различия сильно увеличиваются в возрасте между 15 и 18 годами (^пИп et al., 1998) - соотношение депрессивных девочек и мальчиков возрастает примерно от 2: 1 в пубертатный период до 3: 1 после его завершения и остаётся неизменным на всём протяжении юности и зрелого возраста. Однако проведённое исследование не выявило данного соотношения.
27,1%
28,4%
10,0%
27,6%
28,7%
9,1%
5,2%
10,6%
I Депрессия I Субдепрессия
Мальчики 11-14 лет Девочки 11-14 лет Мальчики 15-17 лет Девочки 15-17лет
Сравнивая уровень распространённости субдепрессивных проявлений по гендерному признаку в школах г. Омска, можно видеть, что самый высокий показатель среди мальчиков наблюдается в школе (9,5%; п-5), а самый высокий показатель среди девочек в школе «К» (11,8%; п-8). Наиболее низкий показатель, как среди мальчиков, так и среди девочек, наблюдается в школе «А» (2,7%; п-1) и (8,3%; п-4) соответственно. Сравнительный анализ депрессивных состояний показал, что самые высокие показатели, как среди мальчиков, так и среди девочек, наблюдаются в школе «К» (41%; п-16) и (36,8%; п-25) соответственно, а самый низкий уровень по данному критерию и у мальчиков и девочек имеет школа «А» (16,2%; п-6 и 14,6%; п-7 соответственно).
Сравнительный анализ депрессивных и субдепрессивных проявлений в изучаемых школах г. Омска показал, что школа «К» имеет самый высокий уровень выраженности депрессивных состояний, как среди мальчиков,
так и среди девочек и субдепрессивных проявлений у девочек, по сравнению с остальными школами. Школа «А» имеет самый низкий показатель по данным проявлениям. Что касается школы которая была включена в исследование по причине попыток суицида, то она показала самый высокий уровень субдепрессивных проявлений среди мальчиков, остальные же значение в данной школе чуть ниже значений, наблюдаемых в школе «К». Из чего можно сделать вывод о том, что на показатели аффективных расстройств у подростков влияют не столько биологические и генетические факторы, сколько психосоциальные аспекты.
Следует помнить о том, что опросник CDI M. Kovacs является скрининговым методом исследования, и только на его основании постановка диагнозов субдепрессивных и депрессивных расстройств неправомочно. Благодаря данному опроснику, можно выявлять детей и подростков, которым необходимо пристальное внима-
ние как группе риска по вероятному возникновению аффективных нарушений. Это может способствовать раннему выявлению и предотвращению клинически очерченных вариантов аффективной патологии.
Изучая наследственную отягощенность по депрессивным расстройствам в роду обследуемых детей выявлено, что всего у 8% родителей отмечались депрессивные нарушения, причем
самый высокий показатель отмечен в школе "К" - 11,2 %, самый низкий в гимназии "А"- 5,9 %. (табл.1). Исходя из данных о том, что школа "К" занимает первое место по распространённости депрессивных проявлений, можно сделать вывод о том, что в подростковом возрасте негармоничная семья принимает активное участие в формировании психогенных депрессий.
Таблица 1
Наследственная отягощенность по депрессивным расстройствам настроения
у детей исследуемых групп
Категория Родственники страдающие депрессией Отсутствие депрессии у родственников
риска (FDA)
абс. отн. абс. отн.
Школа 8 6,8 % 110 93,2 %
Школа "К" 12 11,2 % 95 88,8 %
Школа "А" 5 5,9 % 80 94,1 %
Всего 25 8 % 285 92 %
Субдепрессивные и депрессивные расстройства в подростковом возрасте имеют достаточно обширную картину. Опросник СШ (М. Kovacs) позволяет выявить 5 групп показателей, наиболее полно отражающих депрессивные и субдепрессивные проявления. К ним относятся: негативное настроение, межличностные проблемы, неэффективность, ангедония, негативная самооценка.
При анализе данных по шкале «негативное настроение» (общее снижение настроения, негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности), полученных при исследовании трёх школ г. Омска, было выявлено, что процент подростков с депрессивными и субдепрессивными проявлениями, чей уровень по данной шкале «очень значительно выше среднего» и «значительно выше среднего» составил (52,2%; п-60), из них: мальчиков (44,4%; п-20), девочек (57%; п-40). Изучив данные по шкале «межличностные проблемы» (идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм, непослушание), были выявлены следующие показатели: общий процент подростков с депрессивными и субдепрессивными проявлениями равен (64,3%; п-74), мальчиков (53,3%; п-24), девочек (71,4%; п-50). Следующей шкалой, по которой был проведён сравнительный анализ, является шкала «неэффективность». Общий процент подростков с де-
прессивными и субдепрессивными проявлениями равен (41%; п-47), мальчиков (17,7%; п-8), девочек (55,7%; п-39). При анализе данных по шкале «ангедония» (высокий уровень истощае-мости, наличие чувства одиночества) были получены следующие результаты: количество подростков с депрессивными и субдепрессивными проявлениями составило (48,7%; п-56), мальчиков (46,6%; п-21), девочек (55%; п-35). Изучив значения по шкале «негативная самооценка» (негативная оценка собственной эффективности, наличие суицидальных мыслей) были получены следующие результаты: общий процент подростков с депрессивными и субдепрессивными проявлениями равен (46%; п-53), мальчиков (53%; п-37), девочек (35,5%; п-16).
Лидирующие положение среди подростков с депрессивными и субдепрессивными проявлениями в исследуемых школах г. Омска занимает шкала «межличностные проблемы» (идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм, непослушание), на втором месте - шкала «негативное настроение» (общее снижение настроения, негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности) что свидетельствует о необходимости, в первую очередь, обратить внимание именно на подростков, проявляющих себя подобным образом, как составляющих группу риска (Рисунок
Рисунок 3. Сравнительная характеристика показателей, согласно опроснику CDI (M. Kovacs), отражающих субдепрессивные и депрессивные проявления среди учащихся школ г. Омска.
Согласно литературным данным, внешние проявления депрессивного состояния, тревога, фобии, жалобы соматического характера и поведенческие проблемы чаще встречаются у более молодых, чем у людей старшего возраста. Во взрослом возрасте начинают больше проявляться симптомы ангедонии (ослабление интереса к любым видам деятельности и отсутствие чувства удовольствия практически от любой деятельности), психомоторная заторможенность, чаще возникают попытки суицида, а также наблюдается общее ухудшение состояния организма, что и было подтверждено в данном исследовании [6,7].
У девочек первое место занимает шкала «межличностные проблемы» (идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм, непослушание). Шкала «негативная самооценка» (негативная оценка собственной эффективности, наличие суицидальных мыслей) занимает последнее место. Среди мальчиков на первом месте стоит шкала «межличностные проблемы» и шкала «негативная самооценка» (негативная оценка собственной эффективности, наличие суицидальных мыслей), что может стать триггером асоциального поведения, злоупотребления алкоголем, ПАВ, а также высоким риском совершения суицида. (Рисунок 4).
Рисунок 4. Сравнительная характеристика показателей, согласно опроснику CDI (М. Kovacs), отражающих субдепрессивные и депрессивные проявления среди мальчиков и девочек, обучающихся в исследуемых школах г. Омска.
На вопрос о суицидальных мыслях у подростков, имеющих депрессивные и субдепрессивные проявления (n-115), согласно опроснику CDI (M. Kovacs), (44,3%; n-51) выбрали вариант ответа - «Я не думаю о том, чтобы покончить с собой», из них мальчиков (44,4%; n-20), девочек
Я хочу убить себя
(44,3%; п-31). «Я думаю о самоубийстве, но я не совершу его», всего - (35,7%; п-41), из них мальчиков (33,3%; п-15), девочек (37,1%; п-26).«Я хочу убить себя» всего - 20% (п-23), из них мальчиков (22,2%; п-10), девочек (18,6%; п-13) (Рисунок 5).
I Девочки Мальчики
I Общее количество детей
Я думаю о самоубийстве, но я не совершу его
Я не думаю о том, чтобы покончить с собой
0%
10%
20%
30%
40%
50°%
Рисунок 5. Сравнительная характеристика показателей (опроснику CDI), отражающих наличие суицидальных мыслей среди подростков, имеющих депрессивные и субдепрессивные проявления
Рисунок 5 демонстрирует, что и мальчики, и девочки с депрессивными проявлениями обнаруживают сходный уровень отсутствия суицидальных мыслей, однако утвердительный вариант «Я хочу убить себя» выбрало больше мальчиков. Литературные данные свидетельствуют об обратном - соотношение суицидальных попыток составляет 1:2,5 [1].
Таким образом, проведенное исследование показывает высокую распространенность расстройств настроения среди школьников г. Омска. Уровень субдепрессивных проявлений отмечается у 9% детей, а у 28% обследуемых выявлены депрессивные проявления. Наибольшую роль в формировании симптомов депрессии отводится межличностным проблемам и
негативному настроению. Среди девочек наибольшее значение имеют межличностные проблемы, а среди мальчиков к ним присоединяется негативная оценка собственной эффективности. Эта тенденция указывает на весомую роль социальных факторов в генезе формирования депрессивных расстройств. Настораживающим является тот факт, что у 20% детей выявлены суицидальные высказывания. Проведенное исследование подчеркивает необходимость разработки программ превенции детских психических расстройств на доклиническом уровне требующей объединения усилий образовательной системы и специалистов психиатрического профиля.
Литература
1. Алимова М.А Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, лечение. Барнаул, 2014. - 100 с. (электронный ресурс).
2. Иовчук Н.М., Северный А.А. К проблеме дидактогенных расстройств у школьников// Вопросы психического здоровья детей и подростков (научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин). -2007(7). - № 2. - С. 9-17
3. Олейчик И.В. "Депрессивные расстройства с синдромом юношеской астенической несостоятельности" Дис. канд. мед. нук. 1998., 25с.
4. Adewuya A.O. Factors associated with depressive symptoms in Nigerian adolescents.// J. Child Abuse Negl.- 2006 - 6 - P. 15
5. Goldstein T.R., Birmaher B., Axelson D., et.al . History of suicide attempts in pediatric bipolar disorder: factors associated with increased risk. // J. Bipolar Disord. 2005 Dec;7(6): P. 525-35
6. Strober M., Lampert C., Schmidt S., et al. The course of major depressive disorder in adolescents: I. Recovery and risk of manic switching in a follow-up of psychotic and non-psychotic subtypes// Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 1993. -Vol. 32, Р. 34-42
7. Zoccolillo M., Pickles A., Quinton D., et al. The outcome of childhood conduct disorder: implications for defining adult personality disorder and conduct disorder// Psychological Medicine, l992. - Vol. 22, Р. 971-986