14.3. РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОРРУПЦИИ - ВЫЗОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Алтухов Андриан Валентинович, ФГУ ВПО «Московская государственная академия водного транспорта» первый проректор
Аннотация. В статье анализируются проблемы распространения коррупции и их влияние на экономическую безопасность государства; исследуются формы, которые может принимать коррупция; рассматривается отличие коррупции от взяточничества. Ключевые слова: коррупция, экономическая безопасность, взяточничество
THE SPREAD OF CORRUPTION -A CHALLENGE OF ECONOMIC SAFETY OF THE STATE
Andrian V. Altukhov, Moscow State Academy of Water Transport, First Vice Rector
Annotation: The article analyzes the problems of
corruption and its impact on the economic security of the state; study forms, which can be corruption; difference of corruption from bribery is considered.
Keywords: corruption, economic safety, bribery
Коррупция в России является одним из основных видов теневой экономической деятельности, который нарушает целостность экономических систем, затрагивает все стадии процессов производства и перераспределения ресурсов, ослабляет доходы бюджетов на всех уровнях государственного устройства.
Коррупционная деятельность непрерывно трансформируется в зависимости от изменений в организационных формах и характере деятельности коррупционных групп. Явление распространения коррупции возлагает на правоохранительные органы сложнейшую задачу формирования комплексной системы противодействия криминальным тенденциям в этом виде преступлений экономической направленности. Следовательно, распространение коррупции выступает в современных условиях как вызов экономической безопасности государства.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [1] сохраняющийся рост преступных посягательств, связанных с коррупцией, определен основным источником угроз национальной безопасности России в сфере государственной и общественной безопасности (п. 37), а консолидация усилий органов государственной власти, направленных на совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией, рассматривается как одна из мер обеспечения национальной безопасности государства (п. 38). В целях обеспечения национальной безопасности совершенствуется структура и деятельность органов исполнительной власти, реализуется Национальный план противодействия коррупции (п. 40). Также в Стратегии отмечается, что снижение уровня коррупции будет способствовать обеспечению национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан (п. 48).
Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственнофинансовых отношений (п. 55).
Экономическую безопасность государства автор рассматривает во взаимосвязи двух составляющих: экономической безопасности на макро-уровне и повседневной безопасности граждан. При этом влияние коррупции на экономическую безопасность государства, можно наблюдать в виде прямых свидетельств расхищения государственной собственности и лоббирования частных экономических интересов. Если государство, вовлеченное в незаконный коррупционный бизнес, не может обеспечить безопасность собственности и легальной предпринимательской деятельности, дефицит безопасности восполняется частным образом посредством развития рынка охранных услуг. Сверхзатраты, которые несут субъекты хозяйствования с целью обеспечения безопасности своей деятельности, покрываются посредством увеличения стоимости товаров и услуг. Кроме того, распространение коррупции в России выступает одним из главных препятствий на пути развития современных инновационных технологий и привлечения иностранных инвестиций в российскую промышленность.
В теневых коррупционных схемах вращается большой объем финансовых ресурсов, успех реализации крупных инвестиционных проектов нередко напрямую связан с успехом коррупционных действий. При этом противозаконные коррупционные механизмы, как правило, основываются на разветвленных коррупционных схемах, сформированных группами предприимчивых криминальных чиновников, которые «решают проблемы» / «не препятствуют легальной деятельности» не только бизнес-структур, но и государственных предприятий.
Таким образом, за невыполнение обязанностей органов государственной власти в отношении экономической безопасности бизнеса, в итоге расплачиваются конечные потребители. Или, другими словами, граждане расплачиваются за коррупцию.
Согласно результатам исследования Всемирного Банка коррумпированности власти в 212 странах мира в 2008 г. [2], несмотря на предпринимаемые действия властей по противодействия коррупции и принятие антикоррупционного законодательства, Россия является одним из мировых лидеров по коррупционным преступлениям. Показатель эффективности противодействия коррупции в стране составляет 15%. Например, в США данный показатель составляет 92%, в Великобритании и Германии - 93%, то есть Россия более чем в шесть раз отстает в вопросах противодействия коррупции от развитых зарубежных стран.
По информации Национального антикоррупционного комитета, объем коррупции в России составляет 240300 млрд. долл. в год [3]. Данный вывод были сделан в результате анализа скрытых интервью респондентов, осведомленных о коррупционных схемах и размерах взяточничества в различных сферах жизнедеятельности. Наибольший удельный вес в структуре коррупции
- 40-60% составляет система откатов. Коррупция проявляется также в системе государственных закупок, и в сферах выделения различных квот.
Коррупция как явление может принимать различные формы. Большинство россиян не воспринимают коррупцию как криминальное явление, и не предпринимают никаких мер, по сотрудничеству с правоохрани-
Алтухов А. В.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОРРУПЦИИ
тельными органами, когда сталкиваются с ней. Поэтому из-за высокой степени латентности истинные масштабы коррупции в России точно определить невозможно.
В условиях рыночной экономики и свободной торговли коррупция не тождественна взяточничеству. К латентным формам коррупции можно отнести протекционизм, лоббизм, политические продвижения, переход крупных политиков и государственных служащих на должности президентов крупных государственных холдингов и частных компаний, государственные тендеры, акционирование государственных предприятий, поддержка преступных сообществ и др. явления.
Коррупция охватывает все виды использования служебного положения в меркантильных целях. Или в узком смысле с коррупцией связаны действия чиновников, умышленно пренебрегающих своими прямыми обязанностями с целью получения нелегального материального вознаграждения. Коррупция как явление проявляется в использовании должностным лицом органов государственной власти и управления или менеджером высшего звена крупной корпорации своего служебного положения в целях личного обогащения.
Как справедливо отмечают В.И. Авдийский и В.А. Дадалко, коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью - властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т.д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания [4].
Взяточничество в отличие от коррупции - явление, когда чиновник получает вознаграждение за исполнение своих обязанностей, а не за их нарушение. Взяточничество возникает в результате неопределенности обязанностей чиновника, дефицита или ограничения (нередко искусственного) финансовых и административных возможностей государства.
Взяточничество имеет бытовой характер, в отличие от коррупции - политического явления, которое поражают институты государственной власти в обществе.
Таким образом, коррупция в общем виде - это преступная деятельность в политической сфере или в области государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами служебных полномочий в корыстных целях. При этом коррупция не является самостоятельным составом преступления в законодательстве Российской Федерации, и представляет собой комплексную категорию, охватывающую несколько видов должностных преступлений, таких, как взяточничество и злоупотребление служебным положением.
М. Джонстон в результате исследований политической коррупции в США выделил несколько форм коррупции [5]:
взятки чиновникам в сфере торговли (продажа нелегально произведенной продукции, преувеличение качества товаров и др.);
клановые отношения, в том числе покровительство криминальных лидеров на основе земляческих и родственных связей, партийных принципов, а также дружба и кумовство;
кризисная коррупция, существующая в условиях переходной экономики, когда старые «правила игры»
прекращают свое действие, а новые находятся в стадии становления и являются предметом торга, купли и продажи.
Ожиганов Э.Н. в зависимости от выбранного основания разделил коррупционные действия на политическую и бюрократическую; согласованную и принудительную, централизованную и децентрализованную коррупцию [6].
Д. Джонс, Дж. Хеллман и Д. Кауфманн, в результате исследования коррупции в странах с переходной экономикой выделяют две формы коррупции: «административная коррупция» и «скупка государства» [7].
Причем, под административной коррупцией ученые понимают сознательное внесение искажений в законодательный процесс с целью обеспечения себе либо другим заинтересованным лицам незаконных льгот или преимуществ. К этой форме коррупции относятся беспрепятственное прохождение таможенного досмотра и получение предоставляемых на тендерной основе государственных заказов.
«Скупка государства» проявляется в том, что отдельными корпорациями, группами лиц или лицами при помощи взяток достигается принятие выгодных для них нормативно-правовых мер и инструментов экономической политики. Другими словами - это незаконное лоббирование, которое предпринимается с целью обеспечения преимуществ в результате непрозрачного и противоправного предоставления частных благ. «Скупка государства» осуществляется в странах с высокой концентрацией экономической власти в условиях отсутствия соперничества между политическими общественными партиями и группами интересов.
Данная классификация коррелирует с классификацией Всемирного Банка, который подразделяет коррупцию на два вида: административную и «захват государства» (приватизация государственной собственности). Захват государства подразумевает действия компаний, групп лиц и отдельных личностей, направленные на приобретение льгот путем оказания влияния на указы, законы, нормативные акты и иные инструменты государственной политики.
На основе исследования различных источников можно выделить множество форм коррупции, объединенных в три группы: простые формы - получение взяток, за совершение законных и незаконных действий и др.;
сложные формы - продажа званий и должностей, участие в законотворчестве посредством лоббирования законов за вознаграждение и др.;
завуалированные формы - участие должностных лиц и их родственников самостоятельно или с помощью посредников в разнообразных сферах предпринимательской деятельности и др.
В результате указанных форм воздействия коррупции государство функционирует не в интересах обеспечения экономической безопасности общества, а в интересах частных лиц.
Таким образом, распространение коррупции является вызовом экономической безопасности государства, выступает основным препятствием для повышения уровня жизни населения, инновационного развития экономики, формирования устойчивого гражданского общества.
Список литературы:
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.
2. Всемирный банк: эффективность борьбы с коррупцией в
России - 15%. - Newsru.com. - Режим доступа:
http://www.newsru.com/russia/01jul2009/vb.html.
3. Национальный антикоррупционный комитет. - Режим доступа: http://www.indem.ru/nak.
4. Авдийский В.И., Дадалко В.А.Теневая экономика и экономическая безопасность государства: учеб. пособие. - 2-е изд., доп. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010. - 496 с.
5. Johnston M. Political Corruption and Public Policy in America. - Monterey, CA: Brooks / Cole Publishing Co, 1982.
6. Ожиганов Э.Н. Понятие и структура коррупции // Социология власти: Информационно-аналитический бюллетень. -№ 1. - М.: Изд-во РАГС, 1999. - с. 62.
7. Джонс Д., Хеллман Дж., Кауфманн Д. Что стоит за «загребущей рукой» правительства в переходном периоде // Трансформация, 2000. - № 2-3.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья А.В. Алтухова содержит исследование важнейшей проблемы современной экономической науки
- распространения коррупции. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, так как коррупция, являясь одним из основных видов теневой экономической деятельности, оказывает негативное воздействие на экономическую безопасность государства.
Масштабы теневой экономики в государстве зависят от состояния развития экономики, государственных институтов и способности общества контролировать производство, распределение, обмен и потребление экономических благ, использование предпринимательских способностей.
Многие страны мирового сообщества принимают различные меры по противодействию коррупции. Главной причиной этого процесса является стремление к обеспечению экономической безопасности государства, сохранение устоявшихся национальных систем. В контексте глобального распространения коррупции в мировом сообществе оценка риска возможных неблагоприятных эффектов для экономики представляется одной из важных и трудных задач, стоящих перед каждым государством.
Статья имеет научно-методический характер.
Представленный материал оригинален, содержит интересный подход к определению сущности и форм коррупции и оценке ее влияния на экономическую безопасность государства.
Данная публикация представляется интересным научным исследованием и может быть полезна студентам, аспирантам, научным работникам. Поэтому считаю целесообразным опубликовать статью А.В. Алтухова «Распространение коррупции - вызов экономии-ческой безопасности государства» в открытой печати.
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации», кафедра
«Анализ рисков и экономическая безопасность»
профессор,
д.э.н. В.А. Дадалко