УДК 621.311
В. Г. ЯГУП (ХНУГХ), Е. В. ЯГУП (УкрГАЖТ)
Кафедра электроснабжения городов, Харьковский национальный университет городского хозяйства им. А. Н. Бекетова, ул. Революции, 12, г. Харьков, Украина, 61002, эл. почта: Уааир [email protected]. ОЯСЮ: orcid.org/0000-0002-7019-3499
Кафедра автоматизации систем электретного транспорту, Украинская государственная академия железнодорожного транспорта, пл. Фейербаха, 7, г. Харьков, Украина, 61050, эл. почта: [email protected], ОЯСЮ: orcid.org/0000-0002-9305-8169
РАСЧЁТ ПАРАМЕТРОВ СИММЕТРИРУЮЩЕГО УСТРОЙСТВА В ТЯГОВОЙ СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ПРИ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ НАГРУЗКЕ
Постановка проблемы в общем виде
Электроснабжение железнодорожного транспорта на переменном токе представляет собой перспективное направление в развитии транспортных систем [1, 2]. Такой способ энергопитания подвижного состава обладает рядом преимуществ по сравнению с электроснабжением на постоянном токе. В частности, можно отметить уменьшение потерь энергии, поскольку ее передача осуществляется более высоким напряжением при меньшем токе. Кроме того, отпадает необходимость в обслуживании выпрямительных установок тяговых подстанций, содержащих силовые полупроводниковые приборы, столь чувствительные к перегрузкам. Одним из недостатков систем электроснабжения железнодорожного транспорта переменным током является существенная несимметрия токов в линиях электропередачи трехфазных систем и в обмотках питающих трехфазных трансформаторов. Это обусловлено тем обстоятельством, что отбор энергии от вторичной обмотки тягового трансформатора, соединенной по схеме треугольника, осуществляется лишь от одной обмотки, если подстанции нагружается двигателями одного поезда, или от двух обмоток, когда от подстанции питаются два поезда. Наибольшая степень несимметрии, как показывают исследования, соответствует случаю одноплечевой нагрузки. При этом в аномальном режиме по потреблению и генерации реактивной мощности оказывается не только трансформатор подстанции, но и питающая сеть. Это вызывает значительные амплитуды токов в линиях электропередачи, что приводит к увеличению необратимых тепловых потерь и снижению коэффициента полезного действия. Поэтому симметрирование и компенсация реактивной мощности в системах электроснабжения переменного тока представляет собою важный резерв энергоснабжения, особенно если учесть,
что системы электроснабжения транспорта являются одними из самых мощных электроэнергетических потребителей.
Компьютерное моделирование с использованием современных методов поисковой оптимизации показало [5, 6], что симметрировать систему электроснабжения путем выравнивания амплитуд токов в трехфазной линии электропередачи можно путем присоединения к вторичной стороне трансформатора реактивных элементов, которые не вносят активных потерь в систему. Для случая наибольшей несимметрии при питании одного поезда в состав симметро-компенсирующего устройства необходимо включить два конденсатора и одну индуктивность. Величины параметров симметро-компенсирующего устройства должны изменяться в зависимости от нагрузки, поэтому необходима информация о характере изменения этих параметров в зависимости от нагрузки. Эта информация нужна для управления симметро-компенсирующими устройствами в пределах заданных погрешностей с целью оптимизации режимов работы тяговой подстанции.
Анализ последних публикаций и выделение нерешённых проблем
Для ослабления влияния несимметрии используют схемы так называемого «винта» [1]. При этом для нескольких подстанций переменного тока, питающихся от одной высоковольтной линии электропередачи, изменяют точки подключения и фазировка тяговой нагрузки. Однако эти меры не позволяют полностью решить проблему несимметрии тяговой нагрузки и появления реактивной мощности и не позволяют снизить потери и увеличить коэффициент полезного действия.
В последние годы наблюдается большой интерес к вопросам симметрирования и компенсации реактивной мощности в системах элек-
троснабжения железных дорог [3,4], однако в указанных работах отсутствует детальный анализ режимов оборудования, а также точное определение параметров симметрирующих и компенсирующих элементов. В [5] показано, что задачу точного определения параметров симметро-компенсирующего устройства можно решить обобщенными методами с использованием компьютерных моделей и методов оптимизации. Благодаря такой постановке решение обеспечивается самим комплексом автоматизированного проектирования, а результаты характеризуются высокой точностью и малыми затратами времени на получение самого решения. В [6] такое решение получено для тяговой системы электроснабжения переменного тока при фиксированной нагрузке. Представляет интерес однако решение этой задачи для широкого диапазона изменения нагрузки на тяговую подстанцию переменного тока и обобщения результатов. Такая информация может быть полезна при проектировании автоматических
Таким образом, модель представляет работу системы электроснабжения в несимметричном режиме одноплечевой нагрузки. Здесь источники синусоидального напряжения имитируют питающую сеть неограниченной мощности, каковой можно считать в целом энергосистему, от которой питается тяговая подстанция. Элементы, отображающие сопротивления линий электропередачи к тяговому трансформатору, образуют комплексные сопротивления (1+/ю0.01) Ом. Первичные обмотки этого трансформатора соединены в звезду, а вторичные - в треугольник (по схеме 11 группы соединения). Выводы вторичной обмотки используются для питания тяговых нагрузок. Фаза С присоединена к рельсу, а
использованием микропроцессорной техники. В частности, для ускорения принятия решения в память микроконтроллера может быть введена информация, полученная по результатам расчетов, в виде табличных массивов данных или аппроксимирующих математических выражений.
Целью статьи является определение параметров симметро-компенсирущего устройства, подключаемого на зажимах вторичной обмотки тягового трансформатора, с помощью метода поисковой оптимизации и использованием компьютерной модели системы электроснабжения, при изменяющейся нагрузке на тяговую подстанцию переменного тока
Изложение основного материала статьи
Компьютерная модель тяговой системы электроснабжения приведена на рис.1. Здесь отсутствуют реактивные элементы симметро-компенсирующего устройства, которые исключены из схемы с помощью опции Open Circuit.
фаза А - к контактному проводу. Сопротивление RL Load отображает тяговую нагрузку, для которой будем полагать значение cos ф = 0,8. Оно обеспечивается элементом типа Series RLC Load, в котором задаются активная мощность и реактивная индуктивная составляющая полной мощности, а емкостная составляющая полагается нулевой. Полная мощность SH, потребляемая нагрузкой, задается как часть полной мощности SHтр тягового трансформатора: SH=kSHmp, где будем считать дискретно изменяющимся коэффициент загрузки k= 0,1; 0,2; ..., 1,0.
Будем рассматривать реальный случай питания тяговой нагрузки от тягового трансформатора типа ТДНЖ-25000/110. Паспортные данные
устройств компенсации реактивной мощности с
Рис. 1. Компьютерная модель тяговой системы электроснабжения переменного тока при отсутствии
симметро-компенсирующего устройства
этого трансформатора: номинальная мощность 25 мВА, напряжение первичной стороны 110 кВ, напряжение вторичной стороны 27,5 кВ. Частота питающего напряжения 50 Гц; напряжение короткого замыкания составляет 10,5%, потери короткого замыкания 120 кВт; ток холостого хода составляет 0,7%; потери холостого хода 30 кВт. Расчет параметров эквивалентной схемы замещения для визуальной модели трансформатора привел к следующим результатам: активное сопротивление первичной обмотки 1,1616 Ом; индуктивность рассеивания первичной обмотки 0,080798 Гн; активное сопротивление вторичной обмотки 0,0726 Ом; индуктивность рассеивания вторичной обмотки 0,00505 Гн; индуктивность намагничивания 223,316 Гн; активное сопротивление, отражающее потери на перемагничива-ние, включаемое параллельно индуктивности намагничивания 403078,81 Ом. Эти параметры записываются в окне свойств визуальной модели трехфазного трансформатора, питающего тяговую нагрузку. В этом окне раскрывающийся список должен быть выставлен на опцию, соответствующую поименованным единицам.
При работе модели будем использовать метод дискретных моделей элементов, обеспечивающий преодоление явления жесткости системы дифференциальных уравнений. Шаг дискретизации модели принят равным 0,00005 с.
В процессе моделировании на виртуальные осциллографы выводятся токи в линиях электропередачи (они же являются токами в источниках электроэнергии и первичных обмотках трансформатора), напряжения на зажимах трансформатора, а также токи и напряжения нагрузки. С помощью виртуальных измерительных приборов наблюдаются активные и реактивные мощности, отдаваемые каждым источником электроэнергии с передачей этих значений на цифровые измерители. Из реактивных составляющих этих мощностей в модели вычисляется шаровая метрика, которая служит в качестве целевой функции при оптимизации. Как видно из показаний приборов модели (рис. 1), при отсутствии устройства симметрирования и компенсации реактивной мощности режим характеризуется крайне неудовлетворительными показателями, характеризующими потребление электрической энергии от источников. Приведенный вариант соответствует единичному значению коэффициента загрузки к, то есть мощность потребителя установлена равной номинальной мощности питающего трансформатора. Знаки перед составляющими полной мощности фаз показывают, что фаза А отдает активную мощность и реактивную мощность индуктивного
характера, фаза В потребляет активную мощность и отдает реактивную мощность индуктивного характера, фаза С отдает активную мощность и реактивную мощность емкостного характера. Это обстоятельство, обусловленное значительной несимметрией токов, может приводить к неправильным трактовкам учета электроэнергии, потребляемой тяговой подстанцией. Действующее значение потребляемого тока составляет величину 821,5 А, что приводит к существенным потерям напряжения на нагрузке, действующее значение которого составляет величину 24849,85 В, что весьма отличается от номинального напряжения 27500 В и характеризуется 10% потери напряжения. Такое снижение напряжения на контактном проводе может резко уменьшить развиваемое тяговыми двигателями усилие [1, 2].
Поиск параметров компенсатора реактивной мощности осуществляется с помощью поисковой оптимизации на основе алгоритма метода деформируемого многогранника [7], реализуемого в системе МАТЪАВ совместно с Simulink-моделью [8]. Методика организации такого поиска обоснована и разработана авторами применительно к обобщенной трёхфазной системе электроснабжения в [5, 6].
Параметрами оптимизации считаются величины параметров элементов, подключаемых для симметрирования режима и компенсации реактивной мощности в рассматриваемой системе электроснабжения. В качестве СКУ выбрана схема из трёх реактивных элементов, включаемых по схеме треугольника к выводам вторичной обмотки тягового трансформатора. Порядок включения и типы реактивных элементов определены в процессе исследования в [6]. На рис. 2 приведена модель системы электроснабжения после окончания процесса поисковой оптимизации для принятых параметров и единичного коэффициента загрузки. Этот режим достигнут при следующих параметрах СКУ: СаЬ=50,569Е-6 Ф; ХЬс=0,2173 Гн; Сса=65,103Е-06 Ф.
При этом значение целевой функции чрезвычайно мало - №у=9.859Е-5. Приборы показывают отсутствие в системе реактивной мощности, и каждый из источников отдает лишь активную мощность 6,675Е+6 Вт. Полная мощность в нагрузке определяется значением
БИ = 19.91Е6+j14.93Е6, что означает увеличение активной мощности на тяговой нагрузке по сравнению с несимметричным режимом при отсутствии СКУ. Напряжение на контактном проводе возросло до значения 27439,02 В, что близко к номинальному значению, поскольку потери напряжения составляют лишь 0,2% в этом случае.
Рис. 2. Компьютерная модель тяговой системы электроснабжения при полной компенсации реактивной
мощности
Соответственно увеличился до 907,1 А и ток в нагрузке, что обусловливает увеличение момента тяговых двигателей. Вследствие подключения симметро-компенсирующего устройства почти вдвое уменьшился ток во вторичной обмотке фазы С: ранее он составлял величину 821,5 А, после компенсации - 420 А. Это свидетельствует о высокой эффективности симметрирования и компенсации реактивной мощности в системе электроснабжения.
На основе описанной методики проведена серия расчетов, в процессе которых при различных нагрузках осуществлялась полная компенсация реактивной мощности и выравнивание токов линий электропередачи и трансформатора. Данные этих расчетов сведены в таблицу 1.
Таблица 1
Результаты поисковой оптимизации при различных нагрузках
ковой оптимизации с использованием компьютерной модели.
Здесь спадающая кривая показывает значения индуктивности Lbc (в десятикратном увеличении для сохранения наглядности), нарастающие графики отражают значения компенсирующих емкостей (нижняя - для конденсатора Cab, а верхняя - Cca). Эти графики позволяют находить параметры симметро-
компенсирующего устройства при любых значениях тока, потребляемого электровозом в несимметричном режиме.
В качестве примера зададим коэффициент загрузки к=0,6. При моделировании несимметричного режима действующее значение тока в тяговой нагрузке составляет величину 513,2 А. По графикам (рис.3) найдем: Cab=30 мкФ; Lbc=0,365 Гн; Cca=38,6 мкФ. При моделировании процессов в схеме с подключенным сим-метро-компенсирующим устройством при указанных параметрах получаем режим, весьма близкий к режиму полной компенсации реактивной мощности.
На рис. 4,а приведены временные диаграммы токов в линиях электропередачи (они же -токи в первичных обмотках питающего трансформатора) при заданных параметрах нагрузки и симметро-компенсирующего устройства. Диаграмма свидетельствует о достаточно высокой степени симметрировании токов и компенсации реактивной мощности. При рассмотрении этих же токов в увеличенном масштабе (рис. 4,б) можно заметить относительно небольшие отличия амплитуд токов, что говорит о наличии некоторой погрешности, вызванной визуальной ошибкой определения параметров симметро-компенсирующего устройства графическим способом.
Коэффициент нагрузки к Ток нагрузки в несим. режиме Параметры симметро-компенсирующего устройства
Cab (мкФ) Lbc (Гн) Cca (мкФ)
0,1 89.96 5.119 6 2.202 3 6.573
0,2 178.1 10.03 2 1.076 9 12.93 8
0,3 264.5 14.97 8 0.714 4 19.33 8
0,5 432,0 24.97 4 0.428 8 32.24 1
0,8 670.6 40.22 6 0.269 9 51.85 4
1,0 821.5 50.56 9 0.217 3 65.10 3
На рис.3 приведены графики, соответствующие показанным в таблице результатам поис-
70 60 50 40 30 20 10 0
0 100 200 300 400 500 600 700 800 900
Рис. 3. Графики изменения параметров симметро-компенсирующего устройства в зависимости от тока, потребляемого тяговой нагрузкой в несимметричном режиме
Scope'
_ п X
\\тш Р & & " -1
90 8Э.5 89 88.5 88 87.5 87 88.5
-
Л
1
О 0.01 0.02 Time offset: 0
Рис. 4. Диаграммы токов в линиях электропередачи для коэффициента нагрузки к = 0,6
Поисковая оптимизация для заданных параметров позволила найти уточненные параметры: Cab=30,0232 мкФ; Lbc=0,358 Гн; Cca=38,7439 мкФ. Сравнение амплитуд токов для этих параметров (рис. 4,в) свидетельствует о точном симметрировании токов и полной компенсации реактивной мощности в этом случае. В то же время уточненные параметры незначительно отличаются от параметров симметро-компенсирующего устройства, определенных по графикам.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Исследован несимметричный режим, возникающий в системе электроснабжения железных дорог на переменном токе. Для этого режима характерны значительные уровни реактивной мощности и несимметрия как токов, так и напряжений. Показано, что использование визуальной модели и метода поисковой оптими-
зации позволяет с высокой точностью определить параметры симметро-компенсирующего устройства. Подключение симметро-компенсирующего устройства с найденными в процессе оптимизации параметрами обеспечивает симметрирование системы и полную компенсацию реактивной мощности в системе. Проведены расчеты параметров симметро-компенсирующего устройства для различных значений мощности, потребляемой тяговой нагрузкой. Полученные результаты расчетов представлены табличном и графическом виде, что позволяет определять параметры симметро-компенсирующего устройства для любых значений коэффициента загрузки в рассчитанном диапазоне. Перспективой дальнейшего исследования может быть расчет параметров сим-метро-компенсирующего устройства для случая одновременного питания двух электропоездов для различных вариантов загрузки тяговой подстанции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Марквардт, К. Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог [Текст] / - М.: Транспорт, 1982. - 528 с.
2. Хворост Н. В. Электрические железные дороги: этапы и перспективы развития/ Н. В. Хворост, Н. В. Панасенко // Електротехшка i електроме-хашка. - 2003. - №4. - С.104-113.
3. Закарюкин, В. П., Крюков, А. В., Иванова, Е. С. Анализ схем симметрирования на тяговых подстанциях железных дорог переменного тока. - Елек-трифжащя транспорту, - №6. - 2013. - С. 26-33.
4. Бардушко, В. Д. Параметрический синтез систем параллельных емкостных компенсирующих устройств в тяговой сети в современных условиях. -Електрифжащя транспорту. №6. - 2013. - С. 8-13.
5. Ягуп, В. Г. Расчет режима компенсации реактивной мощности в несимметричной системе электроснабжения методом поисковой оптимизации [Текст] // В. Г. Ягуп, Е. В. Ягуп .// Науковi пращ Донецького нащонального техшчного ушверситету. Серiя «Електротехшка i енергетика». - 2011. - вип. 11(186). - С.449-454.
6. Ягуп, В. Г. Компенсация реактивной мощности в тяговой системе переменного тока[Текст] // В. Г. Ягуп, Е. В. Ягуп // Електрифшащя транспорту. -2014. №7.- С. 60-66.
7. Nelder, J.A., Mead, R. A Simplex Method for Function Minimization [Текст] // - Computer J. - 1965. - №7. - Р. 308 - 313.
8. Дьяконов, В. П. MATLAB 6/6.1/6.5 + Simulink 4/5. Основы применения. Полное руководство пользователя [Текст] /. - М.: СОЛОН-Пресс. - 2002. -768 с.
Поступила в печать 03.04.2017.
REFERENCES
1. Markvardt, K. G. (1982). Electricity electrified railways. Moscow, Transport Publ,. 528.
2. Khvorost N.V. Electric railways: stages and evolution perspectives/ N.V.Khvorost, N.V.Panasenko//Electrical engineering and elctrome-chanics. - 2003. - №4. - P. 104-113.
3. Zakarukin, V. P., Kryukov, A. V., Ivanova, E. S. Analysis of balancing schemes for railway AC traction substations. - Transport electrification. 2013. №6. - P. 26-33.
4. Bardushko, V. D. Parametric synthesis of the system of parallel capacitive compensating devices in traction network in modern conditions. Transport electrification. 2013. №6.- P. 8-13.
5. Yagup, V.G., Yagup, K.V. The calculation of mode of reactive power compensation in asymmetrical power supply system with searching optimization method. - Scientific works of the Donetsk national technical university. Series "Electrical and power engineering". -Donetsk. 2011; v.11(186).. 449-454.
6. Yagup, V.G., Yagup, K.V. Reactive power compensation in alternative current traction system. Transport electrification. 2014. №7.- P. 60-66.
7. Nelder, J. A., Mead, R. A Simplex Method for Function Minimization [Текст] // - Computer J. - 1965. - №7. - p.308 - 313.
8. Diakonov, V. P. MATLAB 6/6.1/6.5 + Simulink 4/5. Usage basics. Full user's handbook. - Moscow. SOLON-Press. 2002. - 768 p.
Внутренний рецензент Сыченко В. Г. Внешний рецензент Саенко Ю. Л.
Рассматривается тяговая подстанция переменного тока с соединением обмоток трансформатора по общепринятой схеме звезда-треугольник. Анализируется реальный вариант питания системы тягового электроснабжения от тягового трансформатора типа ТДНЖ 25000/110. Питание тяговой нагрузки осуществляется от одной из сторон треугольника на вторичной стороне трансформатора, что создает несимметрию в системе электроснабжения. В свою очередь несимметрия токов и напряжений уменьшает коэффициент мощности для источников питания в каждой фазе и увеличивает потери в линии электропередачи. Проведенное с помощью разработанной визуальной модели исследование электромагнитных процессов подтвердило наличие существенной несимметрии в системе. С помощью визуальной модели и поисковой оптимизации на основе метода Нелдера-Мида найдены параметры симметрирующего устройства, состоящего из реактивных элементов. Проведена серия расчетов параметров симметрирующего устройства для различных вариантов нагрузки. Результаты поисковой оптимизации представлены в виде таблиц и графиков, с помощью которых можно определять параметры симметрирующего устройства для любых значений коэффициента загрузки. Контрольный расчет показал высокую точность предложенной методики. При этом выравниваются токи в линии и обмотках трансформатора и полностью компенсируется реактивная мощность в системе электроснабжения. Благодаря совершенному симметрированию и полной компенсации реактивной мощности потери в системе становятся минимальными.
Ключевые слова: симметрирование; реактивная мощность; визуальное моделирование; поисковая оптимизация; коэффициент загрузки.
УДК 621.311
В. Г. ЯГУП (ХНУМГ), К. В. ЯГУП (УкрДАЗТ)
Кафедра електропостачання мют, Харювський нацiональний ушверситет мiського господарства iм. О.М.Бекетова, вул. Революцп, 12, м. Харкiв, Укра'на, 61002, ел. пошта: [email protected], ORCID: orcid.org/0000-0002-7019-3499
Кафедра автоматизацп систем електричного транспорту, Укра'нська державна академiя залiзничного транспорту, пл. Фейербаха, 7, м. Харюв, Укра'на, 61050, ел. пошта: [email protected], ORCID: orcid.org/0000-0002-9305-8169
РОЗРАХУНОК ПАРАМЕТР1В СИМЕТРУЮЧОГО ПРИСТРОЮ У ТЯГОВ1Й СИСТЕМ1 ЕЛЕКТРОПОСТАЧАННЯ ЗМ1ННОГО СТРУМУ ПРИ ЗМ1ННОМУ НАВАНТАЖЕНН1
Розглядаеться тягова пщстаншя змiнного струму зi з'еднанням обмоток за загально прийнятою схемою зiрка-трикутник. Аналiзуеться реальний варiант живлення системи тягового електропостачання вiд тягового трансформатора типу ТДНЖ 25000/110. живлення тягового навантаження здшснюеться вщ одше''' iз сто-рiн трикутника на вториннш сторонi трансформатора, що створюе несиметрiю в системi електропостачання. В свою чергу несиметрiя струмiв i напруг зменшуе коефiцiент потужност для джерел живлення в кож-нiй фазi та збiльшуе втрати в лЫп електропересилання. Проведене за допомогою розроблено' вiзуальноí моделi дослщження електромагнiтних процесiв пiдтвердило наявнiсть суттево' несиметрп в системi. За допомогою вiзуальноí моделi та пошуково' оптимiзацií на основi метода Нелдера-Мща знайденi параметри симетруючого пристрою, що вш складаеться з реактивних елемен^в. Проведена серiя розрахункiв параме-трiв симетруючого пристрою для рiзних варiантiв навантаження. Результати пошуково' оптимiзацií пред-ставленi у виглядi таблиць i графiкiв, за допомогою яких можна визначати параметри симетруючого пристрою для будь-яких значень коефМента завантаження. Контрольний розрахунок показав високу точшсть запропоновано' методики. При цьому вирiвнюються струми в лшм та обмотках трансформатора та повшстю компенсуеться реактивна потужшсть в системi електропостачання. Завдяки довершеному симетруванню i цiлковитiй компенсацп реактивно' потужностi втрати в системi стають мiнiмальними.
Ключовi слова: симетрування; реактивна потужшсть; вiзуальне моделювання; пошукова оптимiзацiя; коефiцiент завантаження.
Department of Municipal Power Supply, O.M.Beketov National University of Urban Economy in Kharkiv, Revolution str., 12, Kharkov, Ukraine, 61002, e-mail: [email protected], ORCID: orcid.org/0000-0002-7019-3499
Department of Electrical Transport System Automation, Ukrainian State Academy of Railway Transport, Feyerbakh sq. 7, Kharkov, Ukraine, 61050, e-mail: [email protected], ORCID: orcid.org/0000-0002-9305-8169
The alternative current traction substation is considered when primary transformer's windings are connected in a star and secondary windings connected in delta. Real case, when system is supplied from traction transformer of type TDNG 25000/110 is considered. A traction load is supplied from one side of delta connection. This creates asymmetrical mode in power supply, decreases power factor and increases copper losses in the system. Simulation of electromagnetic processes on visual model shows a considerable asymmetry in voltages and currents of transformer. Searching optimization based on Nelder-Mead algorithm is implemented on Simulink all at the same time with visual model of traction substation on SimPowerSystem. As searching optimization result are found parameters of simmetrizating device, which provides balanced voltages and currents on transformer's windings. It carried out a series of calculations balun parameters for different load cases. Results of search engine optimization are presented in the form of tables and graphs that can be used to determine the parameters of the balun for any value of the load factor. Control calculation showed high accuracy of the proposed method .Reactive power in system is completely compensated and copper losses in supply system are minimized.
Keywords: symmetrization; reactive power; visual simulation; searching optimization; load factor.
Внутршнш рецензент Сиченко В. Г.
Зовшшнш рецензент Саенко Ю. Л.
UDC 621.311
V. G. YAGUP (NUUE), K. V. YAGUP (UkrSART)
CALCULATING THE PARAMETERS OF BALUN IN TRACTION POWER SUPPLY SYSTEM ALTERNATING-CURRENT WITH VARIABLE LOAD
Internal reviewer Sychenko V. G.
External reviewer Saenko U. L.