Научная статья на тему 'Расчетно-экспериментальный метод компенсации динамической погрешности при магнитном измерении курса судна'

Расчетно-экспериментальный метод компенсации динамической погрешности при магнитном измерении курса судна Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
342
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВИГАЦИЯ / СУДОВОЖДЕНИЕ / АВТОМАТИЗАЦИЯ СУДОВОЖДЕНИЯ / ИЗМЕРЕНИЕ МАГНИТНОГО КУРСА

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Рогатых Николай Павлович, Алимбеков Азат Лиерович

Рассматриваются погрешности измерения магнитного курса и предлагаются методы, позволяющие повысить точность магнитного компаса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Рогатых Николай Павлович, Алимбеков Азат Лиерович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computational and experimental method for magnetic heading dynamical error compensating

There is magnetic heading errors considered in this article, and methods for increasing magnetic compass accuracy suggested.

Текст научной работы на тему «Расчетно-экспериментальный метод компенсации динамической погрешности при магнитном измерении курса судна»

ЭЛЕКТРОНИКА,ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА • ИНФ.-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ И УПРАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ

УДК 629.1.04

Н. П. РОГАТЫХ, А. Л. АЛИМБЕКОВ

РАСЧЕТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД КОМПЕНСАЦИИ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПОГРЕШНОСТИ ПРИ МАГНИТНОМ ИЗМЕРЕНИИ КУРСА СУДНА

Рассматриваются погрешности измерения магнитного курса и предлагаются методы, позволяющие повысить точность магнитного компаса. Навигация; судовождение; автоматизация судовождения; измерение магнитного курса

ВВЕДЕНИЕ

Магнитный компас является обязательным элементом системы управления движением судов [2]. В настоящее время он используется в основном в качестве резервного и вспомогательного прибора.

Основной составляющей погрешности магнитного компаса является девиация — отклонение магнитного курса от его истинного значения вследствие воздействия магнитных свойств корпуса объекта и грузов. Погрешность от трения в опорах карданова подвеса составляет незначительную величину (десятые доли градуса) [1].

Магнитные силы, возникающие под влиянием только мягкого горизонтального судового железа создают четвертную девиацию. Их доводят до минимальных значений с помощью компенсаторов четвертной девиации — брусков, пластин или шаров из мягкого ферромагнитного материала, устанавливаемых снаружи нактоуза, в его верхней части. Силы, которые создаются под влиянием всего твердого и вертикального мягкого судового железа и вызывают полукруговую девиацию. Эти силы компенсируются при помощи продольных и поперечных магнитов — компенсаторов (уничтожителей), устанавливаемых внутри нактоуза.

Четвертная девиация более стабильна, чем полукруговая. Поэтому устранение четвертной девиации выполняют, как правило, один раз — сразу после постройки судна. В дальнейшем остаточная четвертная девиация практически не претерпевает заметных изменений. Полукруговая девиация имеет другой характер. В процессе эксплуатации составляющие ее в некоторой степени меняются по величине. Это происходит под влиянием внеш-

них воздействий: удары корпуса при швартовке, перемещение магнитных грузов и т. п. Вследствие этого требуется периодически повторно определять полукруговую девиацию и составлять новую таблицу остаточной девиации. Также при наклонах корпуса судна, т. е. при крене, дифференте или во время качки, возникает дополнительная погрешность магнитного компаса — креновая девиация. Для ее устранения внутри нактоуза предусмотрен специальный компенсатор [3-5].

Со сменой широты (а значит, и горизонтальной составляющей индукции магнитного поля) меняется креновая, полукруговая девиация и, в меньшей степени, четвертная девиация. Кроме того, погрешность в канал измерения курса вносит дистанционная передача сигнала от измерителя горизонтальной составляющей магнитного поля земли до цифрового указателя.

Для повышения точности в канале измерения и преобразования в цифровую форму магнитного курса в данной работе предлагается использовать микроконтроллер для выполнения следующих задач:

обеспечения оценки и учета креновой составляющей девиации магнитного курса;

автоматической компенсации погрешности измерения магнитного курса за счет учета значения остаточной полукруговой и четвертной девиации при изменении магнитных полей в зоне установки датчика путем внесения в энергонезависимую память вычислителя и оперативной корректировки таблицы поправок к магнитному курсу, определенных в результате выполнения девиацион-ных работ;

устранения погрешности в канале преобразования и дистанционной передачи кур-

са за счет подавления высокочастотных составляющих помех измерительной схемы, с одновременным контролем корректности работы измерительного преобразователя магнитного курса путем применения специального алгоритма определения режимов его работы;

Для оценки креновой составляющей девиации и ее подавления возможно использовать нерекурсивный цифровой фильтр с настройкой коэффициентов по методу Уидроу-Хоффа. Подробно обзор погрешностей и способ подавления креновой помехи описан авторами в [7].

Введение и хранение таблицы поправок к магнитному курсу, также как и оперативный ввод новых значений остаточной девиации в вычислитель курса, производится с пульта управления и позволяет вести автоматический учет их значений при работе магнитного компаса в составе автоматизированной системы управления движением судна.

АЛГОРИТМ КОНТРОЛЯ КОРРЕКТНОСТИ РАБОТЫ СИНУСНО-КОСИНУСНОГО ДАТЧИКА МАГНИТНОГО ПОЛЯ

Для определения магнитного курса часто используются синусно-косинусные датчики на основе феррозондов. В процессе эксплуатации преобразователь магнитного поля может подвергаться воздействию вибраций и ударов, а также попадать в зоны действия объектов, обладающих ферромагнитными свойствами или собственными магнитными полями. При этом сигналы феррозондов могут достигать значений, превышающих диапазон входных сигналов аналого-цифровых преобразователей. Кроме того, преобразователь может находиться в таких местах, где измеряемое магнитное поле имеет очень низкую напряжённость, в результате чего сигналы феррозондов могут иметь значения, существенно меньшие, чем диапазон входных сигналов аналого-цифровых преобразователей. В процессе работы преобразователя сигналы феррозондов могут достигать значений, превышающих или существенно меньших заданного диапазона входных сигналов аналого-цифровых преобразователей. Но в результате использования таких значений для вычисления магнитного курса имеют место большие погрешности, которые в целом снижают точность измерений. Это является существенным недостатком известных способов обработки сигналов. Предлагаемый алгоритм решает задачу контроля режимов работы синусно-косинусных датчиков и отбраковки сигна-

лов, значения которых обуславливают большие погрешности при определении значений измеряемых параметров.

Решение указанной задачи достигается тем, что в способе обработки сигналов синусно-косинусных датчиков, в отличие от аналогов, абсолютные значения сигналов датчиков сравнивают с опорными сигналами, которые сопоставляют с границами различных режимов работы синусно-косинусных датчиков и преобразователей, и в тех случаях, когда абсолютные значения обоих сигналов датчиков не превышают значений заданных опорных сигналов, определяют соответствующие режимы работы датчиков. Сигналы синусно-косинусного датчика после усиления и детектирования могут быть представлены в виде

(1)

где — амплитуда сигналов, — измеряемое угловое перемещение подвижного объекта. Аналого-цифровое преобразование этих сигналов дает значения кодов

2 л’

Лтс = (ис + Щ)— ,

(2)

2

АГ9 = (IIя + Е/о) — ,

где и — соответственно разрядность и верхняя граница диапазона входных сигналов используемого аналого-цифрового преобразователя, — смещение сигна-

лов, вводимое при аналоговой обработке с целью определения знаков цифровых кодов, соответствующих сигналам датчиков.

Если абсолютные значения сигналов (1) равны или превышают , то им соответствуют только два значения кода — 0 или . Вследствие этого происходят изменения коэффициентов аналого-цифрового преобразования и функциональных зависимостей получаемых цифровых кодов от измеряемого углового перемещения и возникают значительные погрешности измерения, которые могут достигать .

Поскольку измеряемые синусно-косинусными датчиками параметры определяются отношением двух сигналов, погрешности возникают при искажении любого из сигналов. Поэтому условием отсутствия больших погрешностей, т. е нормального режима преобразования, являются неравенства

(3)

Искажения сигналов синусно-косинусных датчиков происходят также вследствие их

квантования при аналого-цифровом преобразовании. При этом значения угловых перемещений определяются как

Фя = агс^

где Щ = \"2У = 2а:-1;

3. Определяют абсолютные значения сигналов датчиков , . Это делается с по-

мощью следующих логических операций:

(4)

где и — погрешности квантования, и возникает погрешность измерения

V

если . N<1 > N0 ;

АФ = — 2-лг(Авсо8Ф + Дс8ІпФ). (5) |ІУС| = Щ - ЛТ'С и |ЛГ6.| = Щ -

и,

Эта погрешность имеет наибольшее значение при , т. е. в случае ра-

венства абсолютных значений сигналов датчиков. Поскольку и принимают значения 0 и , оно составляет

ДФ„, = ^2-Л'

(6)

где . Отсюда следует, что нали-

чие погрешности, превышающей заранее заданное значение , определяется условием

|Е/с|<Е/д, |С/я|<С/д.

(7)

где £/д =

-Л;

Дф*

значение опорного сиг-

нала, соответствующее заданному пороговому значению погрешности .

При использовании предлагаемого способа обработки сигналов синусно-косинусных датчиков выполняют следующие операции:

1. Производят аналого-цифровое преобразование сигналов синусно-косинусных датчиков (1)

иг = 1Тт СОЙ Ф . ич = 1Тт 8ІІ1 Ф .

(8)

в результате чего получают цифровые коды

-.л

К- = (ит 008 Ф + и0) —

(9)

І\Л, = (ит 8ІпФ + и0) —

где — смещение сигналов, вво-

димое при аналоговой обработке с целью определения знаков цифровых кодов, соответствующих сигналам датчиков, N — разрядность используемого аналого-цифрового преобразователя;

2. Определяют значения сигналов датчиков в цифровом виде

МС = М'С

щ.

N. = Ы'я

Щ.

(10)

если Жс . N3 < N0 ;

(11)

(12)

4. Вводят опорные сигналы и сравнивают абсолютные значения сигналов датчиков (12) со значениями опорных сигналов. При выполнении условий

т <м{, |іуя| <м{

(13)

определяют режимы работы датчиков, соответствующие опорным сигналам с наименьшим значением. Если ни один из опорных сигналов не удовлетворяет условиям (7), определяют режим, при котором сигналы датчиков превышают диапазоны входных сигналов аналого-цифровых преобразователей.

Для определения оптимальных режимов работы датчиков значение опорного сигнала выбирают равным М = 2ЛГ_1 — (4... 8), чтобы не сужать диапазоны изменения преобразуемых сигналов (1). При определении режимов работы датчиков, связанных с появлением недопустимо больших погрешностей измерений, задают наибольшее значение погрешности , которое допускается при оптимальных режимах работы, и, исходя из него, определяют значение соответствующего опорного сигнала

М = -г——2-Л

АФ*

(14)

Для определения отказов, связанных с обрывами и замыканиями в цепях возбуждения датчиков и приводящих к пропаданию сигналов, значения опорных сигналов выбирают равными нескольким единицам младших разрядов используемых цифровых кодов. В частности, при значение опорного сигнала

может быть равным .

В магнитном компасе, в котором используется описанный способ, сформированы служебные сигналы, которые отражают текущие режимы работы датчиков, которые дают возможность принимать соответствующие

решения, а именно: при определении оптимальных режимов работы датчиков использовать поступающую от датчиков измерительную информацию для точного количественного контроля измеряемых параметров; в режимах, связанных большими погрешностями, использовать измерительную информацию только для качественного контроля параметров; в режимах, связанных с перегрузками на входах аналого-цифровых преобразователей, не производить обработку сигналов датчиков; при определении отказов преобразователей производить отключение от источников питания и проверку устройств. На данный способ получен патент [6].

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ АЛГОРИТМА УМЕНЬШЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПОГРЕШНОСТИ

Целью моделирования явилось изучение следующих вопросов:

1) влияние порядка (числа отводов) фильтра на выходной сигнал фильтра;

2) степень подавления креновой помехи в показаниях курса.

Для проведения имитационного моделирования алгоритма фильтрации было написано программное обеспечение на языке C++. Входными данными являлись: полезный сигнал, имитирующий изменяющийся во времени курс, с наложенным рысканием:

в(А:) = 0,002А: + 3 8т(|А:-щ), (15)

где — дискретное время; опорный сигнал, который представляет собой синусоиду, имитирующую бортовую качку, сигнал помехи,

определяемый как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х(к) = 1,848т(2,5(/г - 48°) • . (16)

1ои

Входной сигнал фильтра является суммой полезного сигнала и помехи с амплитудой, не совпадающей с х(к). Кроме того, ее фаза сдвинута на произвольное значение (48°), поскольку в общем случае постоянная времени каналов измерения курса и крена могут не совпадать.

(1{к) = з(к) + 12 8т(2,5А: • . (17)

1ои

По результатам моделирования был получен график зависимости времени вхождения в трубку точности от порядка фильтра (рис. 1). Из результатов следует, что при том, что качка — это стационарный процесс, для удовлетворительной фильтрации вполне хватит фильтра с порядком 100 отсчетов. Тогда время адаптации будет равняться 2200 отсчетам при дискретности 0,05 с или 110 с.

Аналогичным образом выполнено построение зависимости точности фильтрации в установившемся режиме от порядка фильтра (рис. 2).

ОЦЕНКА СТАТИЧЕСКОЙ ПОГРЕШНОСТИ МАГНИТНОГО КОМПАСА

Суммарная погрешность измерения магнитного курса при нормальном распределении погрешностей может быть представлена в виде:

Де = ^Ддие + Дет > (18)

где , — соответственно динамическая

и статическая составляющие погрешности измерения.

Рис. 1. Зависимость времени вхождения в трубку точности 1° от порядка фильтра

Рис. 2. Зависимость точности фильтрации от порядка фильтра

Статическая погрешность может быть представлена в виде суммы:

Дет у Дц.к. ^ост.дев. ^магн.д. ^дп > (19)

где Ди.к., Д0Ст.дев., Амагн.д, Ддп соответственно погрешности измерительного канала, остаточной девиации, погрешность, вызванная разбросом параметров магнитной датчика и погрешность, вызванная разбросом параметров дистанционной передачи. Для современных компасов Дмагн.д. = Ддп = 1°-

Остаточная девиация учитывается при применении вычислителя и вводе его в измерительный канал системы управления движением. Выполним оценку погрешности измерительного канала. Для нормальной работы синусно-косинусных датчиков необходимо, чтобы значения их сигналов удовлетворяли условию

\ис\<и0, \Щ<и0, (20)

при этом для обеспечения высокой точности измерения параметров амплитуды сигналов датчиков должны находиться в диапазоне

ит = (0,85 — 0,95)?7о . (21)

Если амплитуды сигналов датчиков малы по сравнению с , происходит относительное увеличение значений шагов квантования при аналого-цифровом преобразовании и значительно возрастают погрешности измерений. Например, если используется 10-разрядный аналого-цифровой преобразователь ( )

и сигналы синусно-косинусного датчика равны 11с = 0,Шо и Из = 0,25?7о, то вычисленное по формуле (3) значение измеряемого угла составит Фдх = 15,524°. С учетом квантования сигналов значение измеряемого угла будет определяться по формуле (4). В этом случае при и значение измеряемого угла станет равным ,

т. е. погрешность, обусловленная квантованием сигналов, составит .

Это значение вполне соответствует хорошей точности измерения параметров. Однако, если сигналы датчика уменьшатся в 10 раз, т. е. примут значения и ,

то при прочих равных условиях значение измеряемого станет равным Фдз = 16,768°, а соответствующая погрешность составит Фдз — . Это значение погрешности не позволяет считать измерения точными и требует либо коррекции, либо исключения соответствующих результатов измерений.

Таким образом, мы можем представить оценку изменения статической погрешности:

Д«.т игч = \/1.2442 + 22 + I2 + I2 = 7.547° .

(22)

Дгг обр = ч/0.1412 + 0,12 + I2 + I2 = 2.03°.

(23)

где — исходная статическая погрешность, — статическая погрешность по-

сле обработки.

ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

ПОГРЕШНОСТИ МАГНИТНОГО КОМПАСА

Экспериментальная оценка проводилась в два этапа: заводские испытания и ходовые ис-

пытания. Испытания в полном объеме проводились в сертифицированной магнитной лаборатории Катав-Ивановского приборостроительного завода. Экспериментальная установка представляет собой корабельный компасный нактоуз, который установлен на платформу, способную качаться в продольной (дифферент) и в поперечной (крен) плоскости с заданными на пульте управления установкой амплитудными углами. Креновая девиация создавалась прикрепленным к нактоузу стальными брусками.

Регистрация проводилась при помощи компьютера по данным интерфейса обмена данными ММЕЛ-0183. На физическом и канальном уровне использовался интерфейс И8-232.

Результаты замеров представлены на рис. 3. Эталонный курс определялся в исходном состоянии перед началом работы стенда качки.

Из представленных данных видно, что курс после фильтрации в гораздо большей степени соответствует эталонному. Уменьшение креновой помехи с периодом 10 с производится в 15 раз.

Ходовые испытания проведены на катере проекта 1400 войсковой части 9881 Северо-Кавказкого Пограничного управления ФСБ России. Их целью являлась проверка соответствия компаса требованиям технических условий ТУ и удобства его эксплуатации в реальных условиях.

Были выполнены четыре замера. Результаты представлены на рис. 4-7. На рис. 4,5 представлены графики замеров при качке до

9°. На рис. 6,7 представлены графики замеров при качке до 3 .

Ходовые испытания проводились в два этапа:

проверка функционирования компаса на прямых курсах;

проверка погрешности после изменения курса и циркуляции на 180°.

Ветер — 270°, до 10 м/с, море — 2-3 балла, видимость — 4 мили, облачность — 6-9 баллов, при скорости в 15,5 узлов. Результаты в виде графиков приведены на рис. 4-7.

В качестве эталонного курса был использован астрономический курс. Его определение производится с точностью 2’. Результаты измерений курса магнитным компасом снимались визуальным способом. По результатам можно сделать вывод, что магнитный курс после обработки в гораздо большей степени соответствует эталонному. Во всех режимах и условиях, в которых проводились испытания суммарная погрешность курса после испытаний не превысила значения в 2°, что хорошо согласуется с расчетным значением.

ВЫВОДЫ

Предложенный метод увеличения точности измерений параметров курса позволяет за счет снижения дисперсии измеренных значений параметров обнаружить и исключить измерения, произведенные с низкой точностью, что в свою очередь позволит обеспечить встроенный контроль целостности при измерении магнитного курса.

- Курс до фильт рации

— Курс после фильтрации

Э

Время, с

Рис. 3. Результаты испытаний в магнитной лаборатории

Рис. 4. Ходовые испытания при качке до 9°, при удержании судна на курсе 130°

Рис. 5. Ходовые испытания при качке до 9°, при удержании судна на курсе 310°

-Эталонный

курс

Курс с картушки Курс после обработки

Замеры

Замеры

Рис. 6. Ходовые испытания при качке до 3°, при удержании судна на курсе 94°

-Эталонный курс Курс с картушки Курс после обработки

Рис. 7. Ходовые испытания при качке до 3°, при удержании судна на курсе 308°

Проведено имитационное моделирование адаптивного фильтра в канале измерения магнитного курса и произведена оценка эффекта от его применения. Получены зависимости степени подавления помех и скорости сходимости выходного сигнала фильтра от его порядка. Установлено, что для компаса повышение числа отводов фильтра более 100-110 не дает значительного эффекта. В результате моделирования получены данные о степени подавления креновой периодической помехи. Для фильтра с порядком 110 отсчетов при частоте дискретизации 20 Гц креновая помеха с периодом 8 секунд подавляется примерно в 15 раз.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ривкин, С. С. Стабилизация измерительных устройств на качающемся основании / С. С. Ривкин. М.: Наука, 1978. 180 с.

2. IMO. International Martime Organisation (IMO) [Электронный ресурс] (www.imo.org).

3. Воронов, В. В. Магнитные компасы. Теория, конструкция, девиационные работы / В. В. Воронов, Н. Н. Григорьев, А. В. Яловен-ко. С-Пб : Элмор, 2004. 82 с.

4. Кардашинский-Брауде, Л. А. Морской магнитный компас России на рубеже тысячелетий / Л. А. Кардашинский-Брауде. СПб. : Штурманские приборы, 2006. 140 с.

5. Хлюстин, Б. П. Девиация магнитного компаса / Б. П. Хлюстин. Л. : Гострансиздат, 1935. 224 с.

6. Алимбеков, А. Л. Способ определения режимов работы синусно-косинусных датчиков. Пат. 2310167 РФ, МКИ G01 С 25/00 / А. Л. Алимбеков, Н. П. Рогатых [и др.]. 2005114В47. Заявл. 16.05.2005. Опубл. 10.11.2007. Бюл. 31.

7. Алимбеков, А. Л. Метод повышения точности и надежности измерительных систем / А. Л. Алимбеков, Г. Г. Куликов, Р. И. Алимбеков, П. С. Котенко // Полет. М. : Машиностроение, 2007. № 9. С. 34-38.

ОБ АВТОРАХ

Рогатых Николай Павлович,

ст. науч. сотр., вед. науч. сотр. НИИ техн. систем «Пилот». Дипл. инж.-электромех. по электр. машинам (УГАТУ, 1976). Канд. техн. наук по эл-там и устр. систем упр. (там же, 1983). Иссл. в обл. датчиков и систем ориентации подв. объектов.

Алимбеков Азат Лиерович,

асп. каф. АСУ. Дипл. инж.-сист. по выч. машинам, комплексам, системам и сетям (УГАТУ, 2003).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.