Научная статья на тему 'Расчет технологических натягов'

Расчет технологических натягов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
173
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Допуск / натяг / поправка / шероховатость поверхности / вал / отверстие

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Вергазова Юлия Геннадьевна

В статье приведена дополненная методика расчета технологических натягов. Введено ограничение по величине проектной шероховатости поверхности, учитываются отклонения формы, учтен тепловой анализ соединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расчет технологических натягов»

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х____

Список использованной литературы:

1. Шмырев В.И., Шмырев Д.В., Сошенко М.В. Результаты испытаний акустических форсунок // Тенденции формирования науки нового времени: сборник статей Международной научно-практической конференции (18 февраля 2015 г., г.Уфа).- Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015.-186 с. С. 43-45.

2. Кочетов О.С., Стареева М.О.Распылитель акустический//Патент РФ на изобретение №2465517.Опубликовано 27.10.2012.Бюллетень изобретений № 30.

3. Кочетов О.С., Сошенко М.В., Булаев В.А. Исследование динамических характеристик акустических форсунок для распылительных сушилок. Глобализация науки: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (13 октября 2014 г., г.Уфа). - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014.-112с. С. 33-38.

© В.А. Булаев, И.В. Булаев, Д.В. Шмырев, 2015

УДК 621-182.8

Вергазова Юлия Геннадьевна

Старший преподаватель РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева

г. Москва, РФ E-mail: [email protected]

РАСЧЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НАТЯГОВ Аннотация

В статье приведена дополненная методика расчета технологических натягов. Введено ограничение по величине проектной шероховатости поверхности, учитываются отклонения формы, учтен тепловой анализ соединения.

Ключевые слова

Допуск, натяг, поправка, шероховатость поверхности, вал, отверстие Посадки с натягом нашли широкое применение в различных сборочных единицах и агрегатах современной техники [1]. На надежность соединение оказывают влияние большое количество факторов, часть которых приведена в работе [2]. В реальных условиях предельные технологические предельные натяги определяются по выражениям:

-Угшах= NpmaxX+ANR +(ANt)+ANffl+ANc, (1)

NTmin= Npmin +ANr +(ANt )+АУп+АМ»+АМ;, (2)

где Npmax, Npmin - предельные расчетные натяги; ANr - поправка на смятие шероховатости поверхности; ANt - поправка на температурное расширение деталей; ANn - поправка на уменьшение натяга при повторных запрессовках; ANffl - поправка на уменьшение натяга от центробежных сил; х - коэффициент, учитывающий увеличение удельного давления у торцов втулки; ANn - поправка на уменьшение натяга от действия центробежных сил.

Поправку на смятие шероховатости определяем по формуле [3]

ANr < 2^-Тк-Кф КК, (3)

или, если параметры шероховатости известны [1]

ANr < 2-kR-(Rad- r/d+RаD' Pd), (4)

где kR - коэффициент перевода параметра Ra в Rz [1]; p - коэффициент смятия шероховатости поверхностей вала pd и отверстия tp [3]; Tn = Npmax - Npmin - расчетный допуск посадки; Кф и Кк -

43

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_______________________

коэффициенты, учитывающие погрешность формы и квалитет; Rad, Raь - параметры шероховатости вала и отверстия.

Нами выявлено, что увеличение шероховатости поверхности приводит к уменьшению фактической площади контакта и дестабилизации самой посадки [4], поэтому мы ограничиваем значение поправки на смятие шероховатости

[ANr] < 10-^-([Rad]+[RaD]), (5)

где [Rad] и [R3d] - предельно допустимые параметры шероховатости поверхности.

Поправку на температурное расширение определяем по формуле [3]

AN = [аь -(fo - t) - ad -(td- t)]-dn, (6)

где ad и аь - коэффициенты линейного расширения материала вала и втулки; td и tb - рабочие температуры отверстия и вала; t = 200С - температура сборки.

Параметр ANt приведен в скобках, и если значение ANt положительное, то надо подставить его только в формулу для определения Nrmm, а если отрицательно, то в формулу Nrmax, т.к. вал расширится больше и необходимо компенсировать увеличение натяга, а если подставить отрицательное ANt (как предлагалось ранее) в формулу для определения Nrmm, то до выхода на рабочую температуру при рабочей нагрузке будет выход за границу наименьшего давления.

Полученные значения технологических натягов могут быть в дальнейшем использованы при определении допусков посадок по моделям параметрических отказов [5]. Более точно величину смятия шероховатости поверхностей можно определить путем эксперимента, как это сделано в работе [6]. Особо следует отметить необходимость грамотного выбора средств измерений при контроле сопрягаемых деталей перед сборкой по методике [7] или [8].

Таким образом, корректировка натягов проводится с ограничением величины сминаемой шероховатости поверхностей вала и втулки и учетом отклонений формы поверхностей. Разработана методика анализа тепловых деформаций элементов при различных условиях хранения и эксплуатации, что учитывается при расчете предельных натягов.

Список использованной литературы:

1. Леонов О.А. Взаимозаменяемость унифицированных соединений при ремонте сельскохозяйственной техники. Монография. - М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2003. 166 с.

2. Леонов О.А., Вергазова Ю.Г. Расчет посадок для соединений со шпонками для сельскохозяйственной техники // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2014. №2. С. 13-15.

3. Леонов О.А. Курсовое проектирование по метрологии, стандартизации и сертификации. Учебное пособие. - М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2002. 168 с.

4. Леонов О.А., Вергазова Ю.Г, Киселева Е.Н. Влияние шероховатости поверхности деталей на долговечность соединений при ремонте сельскохозяйственной техники // Международный техникоэкономический журнал. - 2014. №5. С. 47-51.

5. Леонов О.А. Теоретические основы расчета допусков посадок при ремонте сельскохозяйственной техники // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2010. № 2. С. 106-109.

6. Леонов О.А. Исследование фактического смятия шероховатости поверхностей в соединении вал-втулка при многократной разборке-сборке // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2002. №2. С. 26-27.

7. Леонов О.А., Шкаруба Н.Ж. Алгоритм выбора средств измерений для контроля качества по техникоэкономическим критериям // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. - 2012. №2 (55). С. 89-91.

8. Леонов О.А. Экономика качества, стандартизации и сертификации: Учебник / О.А. Леонов, Г.Н. Темасова, Н.Ж. Шкаруба. - М.: ИНФРА-М, 2014. 251 с.

© Ю.Г. Вергазова, 2015

44

международный научный журнал «символ науки» УДК 625

№8/2015

ISSN 2410-700Х

Гальченко Галина Алексеевна

канд. физ.- мат. наук, доцент ДГТУ, г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail : [email protected]

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА

Аннотация

В статье рассматриваются возможности созданной компьютерной моделирующей программы, позволяющей определять такие характеристики дорожного движения как интенсивность, напряжение , сопротивление движению и рассчитывать необходимое количество мест на парковке.

Ключевые слова

Транспорт, моделирование, технология, компетентность.

В настоящее время остро стоит проблема управления транспортными потоками. Городские дороги перегружены, ежедневные многочасовые пробки, затруднено движение пешеходов, увеличивается количество аварий. Особую важность приобретает оптимальная организация движения. Для решения таких задач применяются различные методы математического моделирования. Метод электромоделирования [1] транспортных потоков , позволяет решать целый ряд задач организации дорожного движения. Использование этого метода позволило установить аналогии между основными характеристиками (сила тока, напряжение, сопротивление) и характеристиками транспортного потока. Автомобильная стоянка рассматривается как некоторая специфическая часть общего дорожного движения, при этом учитывается центр притяжения ( например, торговый центр, офис и т.д.). Среднюю скорость автомобилей в пределах стоянки выбираем в соответствии с правилами дорожного движения. Тогда количество машиномест на стоянке можно определить по формуле :

дг = I ^7 qVW ст

где

N

- число машиномест,

Zcm - среднее расстояние для выезда со стоянки на дорогу (улицу),

- максимальная плотность потока в пределах стоянки,

V - нормативная скорость движения в пределах стоянки.

С использованием аналогичных рассуждений получены выражения для основных транспортных характеристик на стоянке.

По материалам работ [1,2] создана моделирующая программа "Материальный поток", позволяющая рассчитывать основные транспортные характеристики как отдельного участка трассы, так и организованной стоянки, основываясь на данных матрицы корреспонденций созданной , на основе натурных измерений. Матрица корреспонденций считывается программой из файла INPUT, созданного предварительно. В меню программы (Рис. 1) создан движок, позволяющий изменять количество машин на

участке q

^ и угол наклона трассы а “

Имеются также интерактивные кнопки для расчета подъема или уклона дороги

[подъем] [Уклон]

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.