Научная статья на тему 'Расчет размера ущерба от загрязнения земель нефтепродуктами на железнодорожных путях города Абакана'

Расчет размера ущерба от загрязнения земель нефтепродуктами на железнодорожных путях города Абакана Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
287
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕПРОДУКТЫ / СКЛАД ГСМ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПУТИ / ГРУНТ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Сайфуллин В. Р., Шанина Е. В.

В статье проанализированы причины загрязнения грунтов нефтепродуктами от железнодорожного транспорта. Установлены, основные источники загрязнения. Проведен расчет размера ущерба от загрязнения земель, исследуемой территории нефтепродуктами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Сайфуллин В. Р., Шанина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расчет размера ущерба от загрязнения земель нефтепродуктами на железнодорожных путях города Абакана»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

4. Розенцвайг А.К., Страшинский Ч.С. Инициированное вскипание жидкостной эмульсии c низкокипящей дисперсной фазой в однородном турбулентном потоке // Проектирование и исследование технических систем: Межвуз. науч. сб. Наб. Челны: изд-во ИНЭКА. -2007. -11. - С. 160-164.

5. Розенцвайг А.К., Страшинский Ч.С. Гидродинамические аспекты вскипания дисперсной фазы в однородном турбулентном потоке эмульсии // ТВТ. -2011. -49(1). - С. 139-142.

6. Пергушев Л.П., Розенцвайг А.К. Влияние неоднородности дисперсной фазы на процессы коалесценции и массообмена в жидкостных эмульсиях // Журнал ПМТФ. -1980. - 21 (4), С. 74-78.

7. Розенцвайг А.К. Дробление капель в турбулентном сдвиговом потоке разбавленных жидкостных эмульсий // Журнал ПМТФ.-1981. - 22(6). - С. 71-78.

8. Розенцвайг А.К. Формирование энергосберегающих структур при проектировании процессов переноса и оптимизации их режимных параметров // Известия ВУЗов. Проблемы энергетики".- 2003.-№ 7-8.- С.58-67.

© Розенцвайг А.К., Страшинский Ч.С., 2016

УДК 502.55

В.Р. Сайфуллин

студент 3 курса Института информационных технологий и инженерного образования

ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»,г. Абакан, РФ

Е.В. Шанина канд. техн. наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, РФ

РАСЧЕТ РАЗМЕРА УЩЕРБА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ НЕФТЕПРОДУКТАМИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЯХ ГОРОДА АБАКАНА

Аннотация

В статье проанализированы причины загрязнения грунтов нефтепродуктами от железнодорожного транспорта. Установлены, основные источники загрязнения. Проведен расчет размера ущерба от загрязнения земель, исследуемой территории нефтепродуктами.

Ключевые слова

Нефтепродукты, склад ГСМ, железнодорожные пути, грунт, загрязнение.

Железнодорожный транспорт, и в том числе, локомотивное депо со складами горюче-смазочных материалов (ГСМ) являются источниками загрязнения почвы нефтепродуктами. Как показывают многолетние исследования, проводимые в России и за рубежом, одной из основных причин загрязнения грунтов на железнодорожных путях нефтепродуктами являются конструктивные недостатки используемых для работы локомотивов. Так, например, тепловоз 2Т - 10М имеет семьдесят шесть приспособлений для слива отработанных ГСМ, но только в двух из них имеется система улавливания ГСМ в виде подвешенных на крючья ведер.

Основным видом нефтепродуктов, загрязняющих железнодорожные пути, являются различные масла и смазки, обладающие относительно высокой вязкостью и, следовательно, не способные к проникновению на глубокие горизонты зоны аэрации и задерживающиеся, в основном, в ее поверхностной части. Вместе с тем масла и смазки хорошо растворяются в дизельном топливе, и в растворенном состояние могут проникать на большие глубины, вплоть до уровня грунтовых вод.

Согласно отчету о результатах мониторинга углеводородного загрязнения окружающей среды на складе ГСМ локомотивного депо в городе Абакане загрязнение нефтепродуктами грунтов в основном происходит при утечках ГСМ из емкости хранения, в пунктах перекачки, на железнодорожных путях и стоянках локомотивов. Загрязнение грунтов с поверхности особенно заметно в районе железнодорожных путей, к северу от склада ГСМ.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

Более глубокие слои грунтов загрязнены преимущественно дизельным топливом, утечки которого, несомненно, имели место за длительный период работы склада, в том числе в 90-х годах.

В районе локомотивного депо и склада ГСМ существует область углеводородного загрязнения грунтов, площадью 2000 м2. Основная масса загрязняющих веществ сосредоточена на границе зоны капиллярного поднятия воды, на глубине 1,5 - 2,0 метра от поверхности земли, а на путях область загрязнения нефтепродуктами начинается с поверхности земли. За счет высачивания капельно-жидких нефтепродуктов из вышележащих горизонтов образуются псевдослои нефтепродуктов, их мощность зависит от размеров частиц грунтов, плотности нефтепродуктов и уровня грунтовых вод. Средняя мощность линзы составляет 0,17 метров, а объем нефтепродуктов сосредоточенных в линзе, может быть оценен в 30 - 35 м3.

При общем субширотном направлении потока грунтовых вод перемещение капельно-жидких нефтепродуктов в области насыщения в восточном направлении не происходит [1]. Протяженность линз нефтепродуктов в мелкозернистых песках не превышает десятков метров [2].

Таким образом, можно сказать, что область полного насыщения грунтов капельно-жидкими нефтепродуктами на территории мощности 0,15 метров и объеме 30 - 35 м3. Линза занимает квазистабильное положение и не перемещается по поверхности грунтовых вод, чему способствует относительно высокая вязкость слагающих ее нефтепродуктов, а именно дизельного топлива с растворенными в нем маслами и смазками, незначительный уклон поверхности грунтового потока и песчано-глинистый состав пород, вмещающих линзу в восточной части склада и служащих барьером на пути ее продвижения [3].

Для территории расположения склада ГСМ и локомотивного депо был проведен расчет размера ущерба от загрязнения земель нефтепродуктами [4].

Согласно, «Порядка определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами», размеры ущерба от загрязнения земель рассчитываются по формуле:

П = !п(Нс х S(i) х Кв х Ka(i) х K3(i) х Кг) , [4]

где П - размер платы за ущерб от загрязнения земель одним или несколькими химическими веществами, тыс.руб.;

Нс - норматив стоимости сельскохозяйственных земель, тыс.руб./га;

S(i) - площадь земель, загрязненных химическими веществами, га;

Кв - коэффициент пересчета в зависимости от периода времени по восстановлению загрязненных сельскохозяйственных земель;

Ka(i) - коэффициент пересчета в зависимости от степени загрязнения земель химическими веществами;

K3(i) - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории экономического района;

Кг - коэффициент пересчета в зависимости от глубины загрязнения земель [4].

П = 188 х 0,2 х 4,6 х 0,6 х 1,1 х 2,0 = 228,3 тыс.руб.

Список использованной литературы:

1. Пустозеров М.Г. Отчет о результатах эколого-географических работ в очаге загрязнения нефтепродуктами на территории локомотивного депо г. Абакана. Абакан, 1999.

2. Мироненко В.А., Румынин В.Г. Проблемы гидрогеоэкологии, т. 3, кн.2. М., 1999.

3. Отчет о результатах мониторинга углеводородного загрязнения окружающей среды на складе ГСМ локомотивного депо в г. Абакане за 2002 - 2003 гг. Абакан, 2003.

4. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами (утв. Роскомземом 10 ноября 1993 г. и Минприроды РФ 18 ноября 1993 г.).

© Сайфуллин В.Р., Шанина Е.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.