УДК 339.56
РАСЧЕТ РАЦИОНАЛЬНОГО РАДИУСА ДЕЙСТВИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПРОДУКЦИИ С РЕГИОНАЛЬНОГО СКЛАДА
Аннотация. В статье рассматривается суть определения рационального радиуса действия автоматического транспорта при перевозке продукции с регионального склада потребителя. Содержаться методические положения и расчетные таблицы, которые дают возможность определить рациональный радиус перевозки грузов автомобильным транспортом со складских баз потребителям. Определение рационального радиуса перевозки груза основывается на сопоставлении величины транспортных издержек, связанных с доставкой продукции со склада автомобильным, с одной стороны, и железнодорожным транспортом или в смешанном же-лезнодорожно-автомобильном сообщении - с другой.
Ключевые слова: перевозка; рациональный радиус действия; критерий; общие издержки; переменные издержки; постоянные издержки; предельные издержки; тариф; повагонная отправка; мелкая отправка; контейнерная отправка; схема перевозки; виды продукции; предельный доход; валовый доход.
CALCULATION OF RATIONAL RADIUS ROAD VIEWING Vladimir Dokunihin THE CARRIAGE OF GOODS REGIONAL WAREHOUSES
Abstract. The article deals with the essence of the definition of rational range of automatic transport for produce from regional warehouse consumer. The methodological position and calculation tables that enable us to determine the radius of rational transportation of goods by road from the storage database users are. Determination of rational radius cargo transportation based on a comparison of the magnitude of transportation costs that are associated with the delivery of products from the warehouse by road and rail or combined rail-road transport.
Keywords: transportation; rational range; criteria; general spendst matches; variable costs; fixed costs; marginal costs; tariff; Full load; small shipping; container shipping; transportation scheme; products; marginal revenue; gross profit.
В настоящее время в регионах России создается разветвленная сеть логистических региональных складов для обслуживания потребителей и фирм. Поскольку с региональных складов, как правило, осуществляются перевозки продукции автомобильным транспортом, то для формирования зоны обслуживания потребителей (сегмента) важно знать его рациональный радиус действия.
Анализ литературных источников показывает, что в этом направлении как за рубежом, так и в СССР проводились исследования. Например, в СССР проводились исследования по определению рационального радиуса перевозки грузов автомобильным транспортом и складов территориальных управлений материально-технического снабжения.
Рассмотрим методику определения рационального радиуса действия в СССР. Сравнивались перевозки продукции железнодорожным и автомобильным транспортом. Критерием, определяющим рациональный радиус действия автотранспорта с регионального склада, являлись транспортные издержки, которые рассчитывались по тарифам. При их определении учитывался вид перевозимого груза, величина одной отправки и схема перевозки одним или последовательно несколькими видами транспорта (см. табл. 1).
Для сравнения величины транспортных издержек классы грузов, установленные для автомобильного транспорта, были приравнены к тарифным схемам соответствующих грузов, действующих на железнодорожном транспорте. При определении стоимости доставки 1 т груза повагонными и контейнерными отправками были использованы расчетные нормы загрузки вагонов и контейнеров. Было также учтено расстояние подъездного пути - 3 км, и расстояния завода и вывоза продукции автотранспортом, исходя из двух вариантов - 5 и 10 км. Учитывались и другие расходы: сбор за по© Неруш Ю.М., Докунихин В.3., 2014
Ю.М. Неруш В.З. Докунихин
Uriy Nerush
грузку - разгрузку, подачу и уборку вагонов, экспедирование груза и другие расходы. Схема определения рационального радиуса перевозки 1 т цветных металлов приведена на рис. 1.
Таблица 1
Схемы перевозки грузов и их расшифровка
№ п/п Условные обозначения схем перевозок Способы подвоза к станции МПС Способы вывоза со станций МПС
1 Т^ 1 + ж/д 1 +ТА2± автотранспортом автотр анспортом
2 ТП1 + ж/д + П2 по подъездным путям по подъездным путям
3 ТП1+Ж/Д 1+ТА2 1 по подъездным путям автотранспортом
4 ТА! +Тж/д + П2_|_ автотранспортом по подъездным путям
Примечание. А - перевозка автотранспортом; П - перевозка по подъездным путям поставщика и потребителя; ж/д - перевозка
магистральным железнодорожным транспортом; Т - погрузка; - разгрузка; 1,2- соответственно пункты отправления и назначения.
перевозок, км
Рис. 1. Схема определения рационального радиуса перевозки 1 т цветных металлов
Для перевозки мелкой отправки 1 т цветных металлов рациональный радиус рассматривается по схеме: ТП + ж/д + П2 = 78 км (см. рис. 1).
Рассчитанные рациональные радиусы перевозки грузов в прямом автомобильном сообщении приведены в табл. 2. Таблица 2 построена применительно к отдельным схемам перевозки, видам продукции и видам отправок (мелкая, повагонная, контейнерная). Зная вид продукции, схему перевозки и вид отправки, можно определить рациональный радиус перевозки груза автомобильным транспортом. Например: 1) вы перевозите бумагу: отправка - контейнерная, схема перевозки: ТА1 + Тж/д + ТА2 .
Следовательно, рациональный радиус перевозки: ТП1 + ж/д + ТА2 _L 102 км; 2) перевозка черных металлов: отправка - повагонная, схема перевозки: ТП1 + ж/д + П2 _L. Следовательно, рациональный радиус перевозки - 23 км (см. табл. 2); 3) перевозка цветных металлов, мелкая отправка, схема перевозки: ТП1 + ж/д + ТА2 _L • Следовательно, рациональный радиус перевозки - 180 км (см. табл. 2).
Таблица 2
Расчет по определению рационального радиуса перевозки 1 т груза автотранспортом
Схема перевозки
ТП1 + Ж/Д + П21 ТП! + ж/д 1 +TA2_L TAi J_ + Тж/д + ТА2
Виды продукции Виды отправки
м/о П/О4 ос' К/0КТ. 5 т м/о П/О4 ос' К/Оо-. 5 т м/о п/04ос К/Оо-. 5 т
Черные металлы 95,0 23,0 - 123,0 48,0 - 162,0 88,0 -
Цветные металлы 78,0 40,0 40,0 180,0 73,0 68,0 221,0 117,0 112,0
Химическая продук- 95,0 32,0 34,0 123,0 62,0 63,0 162,0 83,0 102,0
ция
Бумага 23,0 25,0 18,0 48,0 40,0 55,0 95,0 74,0 120,0
Машины и оборудо- 110,0 38,0 33,0 130,0 62,0 59,0 159,0 116,0 81,0
вание
Строительные грузы 95,0 40,0 32,0 123,0 80,0 60,0 162,0 120,0 103,0
Примечание. Расстояние перевозки Аь А2 = 10 км; виды отправок: м/о - мелкая оптовая, п/о4ос - повагонная (четырехосный вагон), к/оп 5 т - контейнерная отправка (контейнер 5 т).
В рыночных условиях рациональный радиус перевозки при складских поставках продукции определялся по максимальной прибыли (см. табл. 3), а также сопоставлением предельных доходов (Мк = 18) и предельных издержек (Мк = 18) (см. табл. 3). Предельный радиус действия автотранспорта можно определить и средними переменными издержками (АСпер = 14,0) и предельными издержками (МС = 14) (см. табл. 3).
Таблица 3
Сопоставление валового дохода с валовыми издержками и предельный доход с предельными издержками
Расстояние, км Объем материа-лопотока, у. е. Тариф, у. е. Валовый доход, у. е. Предельный доход Издержки, усл. ден. ед. Прибыль (+/-)
Сред, перемен, изд-ки (АСпер) Сред. общ. изд-ки (АСобщ) Общ. изд-ки (С0бщ) Предельные изд-ки (мс)
10 60 2,6 156 15,6 23,0 43,0 430 43,0 -274
20 140 2,5 350 19,4 16,5 26,5 530 10,0 -180
30 228 2,4 547,2 19,7 15,0 21,6 650 12,0 -102,8
40 336 2,3 772,8 22,5 14,5 19,5 780 13,0 -7,8
50 450 2,2 990 21,7 14,0 18,4 920 14,0 +70,0
60 600 2,03 1218 25,8 14,6 18,0 1080 16,0 +138,0
70 700 2,04 1428 18,0 15,1 18,0 1260 18,0 +168,0
80 768 2,0 1536 10,8 15,7 18,2 1460 20,0 +76
90 819 1,9 1556,1 2,01 16,3 18,3 1670 21,0 -113,9
100 780 1,8 1404,0 -15,2 17,0 19,0 1900 23,0 -496
Rn Ro
Рис. 2. Определение рационального радиуса действия регионального склада: R0 - оптимальный рациональный радиус действия транспорта; Rn- предельный радиус действия автотранспорта
Из табл. 3 и рис. 2 видно, что оптимальным радиусом действия автомобильного транспорта будет 70 км. Поскольку предельный доход равен предельным издержкам (18 = 18), а максимальная прибыль составит 168 у. е. (см. табл. 3). Объем материалопотока должен быть 700 у. е. Предельный радиус перевозки для этого расчета составит 50 км, что предполагает прибыль. Также мы определили не только рациональный радиус действия склада по обслуживанию потребителей, при котором будет обеспечиваться нормальная прибыль, но и тариф за перевозку единицы продукции (2,04 у. е.).
Библиографический список
1. Канке A.A. Основы логистики: учеб. пособие / A.A. Канке, И.П. Кощевой. - М.: Кно-рус, 2010.
2. Неруш Ю.М. Логистика: учеб. / Ю.М. Неруш.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2013.
3. Транспортная логистика: учеб. пособие / Под ред. Л.Б. Миротина. - М.: МГАДи, 2010.