4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
РАСЧЕТ ПОЖАРНЫХ РИСКОВ НА ТРАНСПОРТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ
М.А. Галишев, профессор, д.т.н., профессор
М.И. Архипов, адъюнкт С.В. Тарасов, доцент, к.т.н. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,
г.Санкт-Петербург
Риском принято называть количественную характеристику опасности, определяемую частотой реализации опасностей. Риск выражают формулой:
Я = п (1)
N v У
где п - число случаев проявления опасностей; N - возможное число случаев проявления опасностей. При расчете коллективного (группового, социального) риска в качестве возможного числа случаев проявления опасностей следует принимать тот или иной коллектив, определенную социальную или профессиональную группу людей.
Кривую роста вероятности какого-либо события по мере изменения управляющих параметров можно моделировать логистической функцией или сигмоидой - гладкой монотонной нелинейной -образной функцией. При моделировании роста опасности (риска) управляющими параметрами являются факторы риска, которые могут принимать положительные и отрицательные значения.
Простейшая логистическая функция может быть описана формулой:
(2)
где функцию Р(г) можно рассматривать как вероятность риска возникновения ЧС, а переменную г- как значения факторов риска.
г = к0+к1г1+к2г2+...+кпгп (3)
где - фоновая величина фактора риска, т.е. величина г, при
нулевых значениях всех специфических факторов риска;
- некоторые коэффициенты, требующие подбора, обычно,
методом наибольшего правдоподобия.
Начальная стадия роста логистической кривой соответствует
экспоненциальной функции. Затем, по мере роста управляющих параметров функция проходит критическую точку, в которой происходит перегиб. Ясно, что перегиб функции наблюдается при г=0, при этом риск становится равным 0,5. С позиций теории перколяции эту точку можно считать порогом перколяции. Дальнейший рост осуществляется по обратной экспоненте, темп роста реализации опасностей замедляется, и в зрелом периоде практически останавливается.
В качестве достаточно стабильного фактора коллективного пожарного риска при эксплуатации автотранспортных средств использовано отношение количества погибших (пострадавших) при пожарах различных категорий автотранспорта к количеству пожаров соответствующих категорий автотранспорта:
Г = — [чел. /1 пожар] (4)
^ пож
где г - фактор риска гибели при пожарах различных категорий
транспортных средств,
П - количество погибших при пожарах соответствующих категорий
транспортных средств,
Nпож - количество пожаров соответствующих категорий транспортных средств. Точно так же:
п
%* —_
г N
1 ' ПГ\ Л
• [ чел. /1 пожар ] (5)
где г - фактор риска получения повреждений при пожарах
различных категорий транспортных средств,
П - количество пострадавших при пожарах соответствующих
категорий транспортных средств.
При необходимости можно увеличивать количество факторов риска по другим проявлениям опасности, например, по прямому материальному
ущербу ^г) и т.д. По существу предложенный фактор риска - это
показатель того, какова вероятность гибели, травматизма или иных негативных последствий пожара, в случае, если пожар произошел на том или ином транспортном средстве.
Факторы риска рассчитаны исходя из статистических данных по пожарам транспортных средств в Российской Федерации за 2007-2011 гг. [1, 2, 3].
Рассмотренные статистические факторы риска гибели | г) и риска получения повреждений (т2) использованы в качестве управляющих параметров для оценки величины коллективного пожарного риска при
построении логистической регрессии для пожаров различных категорий транспортных средств. По смыслу логистической регрессии управляющие параметры должны принимать отрицательные и положительные значения, поэтому весь интервал полученных значений суммарного фактора риска разбивается на две части, и вводится нулевое значение г. Искусственное введение нуля на шкале управляющих факторов должно определяться практическим смыслом оцениваемых событий, исходя из того, что при г = 0 значение функции равно 0,5, то есть вероятность наступления оцениваемых событий достигает критического значения. В рассматриваемом случае по предварительному оцениванию было установлено, что безусловно пожароопасными являются средства железнодорожного транспорта, а среди автомобильного транспорта -грузовые автомобили. На основании этого подобрано такое значение к0,
при котором для этих транспортных средств функция имела бы значение выше 0,5, а для остальных категорий транспорта - менее 0,5.
По величине значения логистической функции, то есть по частоте реализации пожарной опасности, все рассмотренные виды транспортных средств могут находиться в одном из четырех состояний. Первое состояние (81) характеризуется отсутствием какой-либо угрозы возникновения пожароопасной ситуации. Дополнительных мер противопожарного режима применять не требуется. Частота реализации опасности менее 0,001. В эту группу транспортных средств попадают городской электротранспорт, вагоны метро и дизель-электропоезд.
Рис. Логистическая функция изменения частоты реализации пожарной опасности среди различных категорий транспортных средств в среднем за 2007-2011 г.г. в РФ
Второе состояние (82) характеризуется относительно невысоким пожарным риском ниже критического значения. Нарушения противопожарного режима не носят системного характера и могут быть устранены превентивными мерами. В данной группе в 2007-2011 г.г.
находились легковые автомобили, автобусы, мототранспортные средства, локомотивы.
В третьем состоянии (83) пожарный риск превышает критические значения. Мероприятия по устранению отдельных нарушений противопожарного режима не могут снизить риск возникновения пожароопасной ситуации. Необходимо менять общую систему противопожарного режима на объектах данной категории. К этой неблагополучной категории транспортных средств относятся грузовые автомобили, грузовые вагоны и передвижные машинные станции.
Четвертое состояние означает катастрофу. В этом состоянии решить проблему только противопожарными мероприятиями невозможно. Необходимо коренным образом пересматривать в целом организацию функционирования объектов данной категории.
Список использованной литературы
1. http://pozhproekt.ru/stat/mchs/2009.pdf Пожары и пожарная безопасность в 2009 году: Статистический сборник. Под общей редакцией Н.П. Копылова. - М.: ВНИИПО, 2010, - 135 с.
2. http://pozhproekt.ru/stat/mchs/2010.pdf Пожары и пожарная безопасность в 2010 году: Статистический сборник. Под общей редакцией В.И. Климкина. - М.: ВНИИПО, 2011, - 140 с.
3. http://pozhproekt.ru/stat/mchs/2011.pdf Пожары и пожарная безопасность в 2011 году: Статистический сборник. Под общей редакцией В.И. Климкина. - М.: ВНИИПО, 2012, - 137 с.
РАСЧЕТ ПОЖАРНЫХ РИСКОВ НА ТРАНСПОРТЕ СТОХАСТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ
Ю.Д. Моторыгин, профессор, д.т.н., доцент
Я.А. Баранова, адъюнкт А.О. Латышев, соискатель Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,
г.Санкт-Петербург
Для оценки динамики нарастания или снижения частот реализации пожарной опасности, отдельных категорий транспортных средств, удобно использовать логистические регрессии величин пожарного риска по каждому году рассматриваемого периода. Такие зависимости представляют собой логистическую функцию или сигмоиду - гладкую монотонную нелинейную ^-образную функцию. На основе полученных зависимостей найдены вероятности нахождения основных категорий