Научная статья на тему 'Расчет показателей краткосрочного прогноза социально-экономического развития региона'

Расчет показателей краткосрочного прогноза социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ТРАНСПОРТНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобрусь Максим Андреевич, Огнерубова Наталья Сергеевна

В статье приводится анализ расчета показателей краткосрочного прогноза социально-экономического развития региона на примере расчета статистических данных в сфере транспорта одним из муниципальных образований региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расчет показателей краткосрочного прогноза социально-экономического развития региона»

Расчет показателей краткосрочного прогноза социально-экономического развития региона Бобрусь М. А.1, Огнерубова Н. С.2

'Бобрусь Максим Андреевич /Bobrus Maksim Andreevich — студент магистратуры;

2ОгнерубоваНаталья Сергеевна / Ognerubova Natalia Sergeevna — студент магистратуры, кафедра менеджмента, торгово-экономический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Краснодарский филиал, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Краснодар

Аннотация: в статье приводится анализ расчета показателей краткосрочного прогноза социально-экономического развития региона на примере расчета статистических данных в сфере транспорта одним из муниципальных образований региона.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, прогнозирование развития региона, статистические показатели, транспортная сфера.

Прогноз социально-экономического развития региона на среднесрочный период является документом стратегического планирования. Документ разрабатывается ежегодно на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития региона с учетом основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики региона.

Определим ключевые термины и понятия по теме транспорт, используемые при расчетах прогнозирования социально-экономического развития региона.

Организация транспорта - юридическое лицо, предоставляющее транспортные услуги физическим и юридическим лицам в качестве основного вида деятельности (ОКВЭД 60-63).

Перевезено грузов (объем перевозок грузов) - количество грузов в тоннах, перевезенных транспортом. Учитывается по видам транспорта, сообщения, роду грузов, направлениям перевозок. Для отдельных организаций транспорта для характеристики всего объема работы применяется показатель «перевезено (перевозка) грузов», который определяется как сумма отправленных грузов и принятых грузов от других организаций транспорта для перевозки.

Грузооборот транспорта - объем работы транспорта по перевозкам грузов. Единицей измерения является тонно-километр. Исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов в тоннах на расстояние перевозки в километрах (милях). Грузооборот транспорта группируется по видам транспорта, сообщения, роду грузов и другим признакам.

Пассажирооборот транспорта - объем работы транспорта по перевозкам пассажиров. Единицей измерения является пассажиро-километр. Определяется путем суммирования произведений количества пассажиров на каждой позиции перевозки на расстояние перевозки; исчисляется раздельно по видам транспорта, сообщения и другим признакам.

Протяженность автомобильной дороги исчисляется от начального до конечного населенного пункта путем суммирования длин отдельных участков, образующих дорожную сеть. Автомобильные дороги классифицируются:

а) на автомобильные дороги общего пользования, в том числе:

- относящиеся к собственности Российской Федерации (автомобильные дороги федерального значения);

- относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации (автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения, за исключением автомобильных дорог федерального значения);

- относящиеся к собственности муниципальных образований, предназначенные для решения вопросов местного значения муниципального характера (автомобильные дороги местного значения, с учетом дорог внутри населенного пункта, которые согласно Глоссарию по статистике транспорта, относятся к городским дорогам и включаются в протяженность автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог федерального и регионального значения);

б) на автомобильные дороги необщего пользования (автомобильные дороги, находящиеся во владении или пользовании юридических или физических лиц и используемые ими для обеспечения собственных, технологических или частных нужд).

Прогноз развития транспорта формируется с учетом задач, определенных федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» [1], «Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года» [2], и другими программными документами региона, а также показателей за прошедший период текущего года, тенденций развития основных бюджетообразующих предприятий с ОКВЭД 60-63.

35

При подготовке прогноза развития транспорта городского округа или муниципального образования проводится комплексный анализ состояния рынка транспортных услуг и тенденций его развития во взаимосвязи с общим социально-экономическим положением в стране и регионе.

При расчете индексов-дефляторов на территории города (района) учитываются изменения в тарифах на грузовые и пассажирские перевозки за отчетный период и на прогнозируемую перспективу, изменение курса доллара (частично трубопроводный, водный транспорт и вспомогательная транспортная деятельность), а также сроки изменения данных показателей. При этом необходимо учитывать, что тарифы на пассажирские перевозки общественным транспортом утверждаются региональными органами власти (за исключением предприятий муниципальной формы собственности).

В связи с отсутствием статистической информации по объему выполненных работ и услуг по полному кругу предприятий, относящихся к транспортной сфере, его досчет производится экспертно на основании полученных данных от малых предприятий территорий.

При этом необходимо учитывать:

- в перевозках пассажиров и пассажирообороте автомобильного транспорта общего пользования учитывается автотранспорт юридических лиц всех видов деятельности, включая микропредприятия и индивидуальных предпринимателей, сведения по которым собирают органы местного самоуправления и представляют в службу статистики;

- в перевозки грузов и грузооборот автомобильного транспорта включаются показатели организаций всех видов деятельности.

Пример. Исходные данные: В муниципальном образовании N имеются два автотранспортных предприятия (деятельность прочего сухопутного транспорта ОКВЭД 60.2), одно из которых занимается пассажирскими перевозками, другое - грузовыми. С 1 апреля текущего года администрация региона утвердила повышение тарифа на пассажирские перевозки на 20%. Автотранспортное предприятие, занимающееся грузоперевозками, повысило расценки с января месяца текущего года на 5%. Предыдущие повышения цен и тарифов на данных предприятиях были 1,5 года назад.

В связи с изношенностью автобусного парка и жесткой конкуренцией со стороны субъектов малого предпринимательства количество рейсов сократилось с мая месяца текущего года на 35%. На автотранспортном предприятии, занимающемся грузоперевозками, напротив, благодаря дополнительным договорам, заключенным с сельхозпредприятиями, объем выполненных работ и услуг с марта вырос на 30%.

За 2015 год данные получены от предприятий и соответствуют данным муниципальной статистики.

Определить: ожидаемый объем услуг автопредприятий по итогам 2016 года, сводные индекс-дефлятор и темп роста в сопоставимых ценах на 2016 год.

Таблица 1. Решение

Пассажирское автопредприятие

Ед. измерения 2015 год 2016 год

Всего выполнено работ и услуг в действующих ценах тыс. рублей 4550 4013,3

темп роста в сопоставимых ценах % 100,5 76,7

индекс дефлятор % 104 115

Всего выполнено работ и услуг в сопоставимых ценах тыс. рублей 4550 3489,9

Расчет индекса-дефлятора: (100% * 3 месяца + 120% * 9 месяцев) / 12 месяцев = 115%

Расчет темпов роста в сопоставимых ценах:

(100% * 4 месяца + 65% * 8 месяцев) / 12 месяцев = 76,7 %

Объем выполненных работ и услуг в сопоставимых ценах

4550 тыс.руб. * 76,7% / 100% = 3489,9 тыс.руб.

Объем выполненных работ и услуг в действующих ценах:

4550 тыс.руб. * 76,7% * 115% / 10000 = 4013,3 тыс.руб.

Автопредприятие, специализирующееся на грузоперевозках

Ед. измерения 2015 год 2016 год

Всего выполнено работ и услуг в действующих ценах тыс. рублей 6300 8268,8

темп роста в сопоставимых ценах % 101 125

индекс дефлятор % 106 105

Всего выполнено работ и услуг в сопоставимых ценах тыс. рублей 6300 7875

Расчет индекса-дефлятора:

С начала года повышение на 5%

Расчет темпов роста в сопоставимых ценах:

(100% * 2 месяца + 130% * 10 месяцев) / 12 месяцев = 125 %

Объем выполненных работ и услуг в сопоставимых ценах:

6300 тыс.руб. * 125% / 100% = 7875 тыс.руб.

Объем выполненных работ и услуг в действующих ценах:

6300 тыс.руб. * 125% * 105% / 10000 = 8268,8 тыс.руб.

Аналогично производится расчет на прогнозный период и по прочим видам транспортной деятельности.

Литература

1. О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)»: постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. № 848. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garantruЛ587083Л/#ixzz4RJXekly5/ (дата обращения: 20.11.2016).

2. Об утверждении транспортная стратегии Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 94460/#ixzz4RJXM6gF4/ (дата обращения: 20.11.2016).

Конкуренция в банковской сфере Российской Федерации Марковина В. Н.

Марковича Виктория Николаевна /Markovina Victoria Nikolaevna — студент, факультет управления, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье трактуются состояние конкуренции в банковской сфере и возможные действия для поддержания конкурентоспособности кредитных учреждений. Ключевые слова: банковская конкуренция, банковский рынок.

На территории Российской Федерации существует большое количество различных специализированных и универсальных банков. Исходя из этого, потребители все чаще отдают свое предпочтение какому-либо банку, ссылаясь на неценовые факторы.

В текущее время на банковском рынке конкуренция очень развита. Кредитные учреждения, несмотря на воздействие крупнейших банков страны и значительную долю государственного участия в них, предлагают своим клиентам дополнительные специализированные услуги. Это способствует привлечению новых потребителей, а также дает банку возможность занять на рынке свою определенную нишу.

Банковская конкуренция - действенный механизм регулирования банковской системы или же соперничество за спрос на рынке банковских продуктов, на которое влияет множество факторов: инфляция, активы кредитных организаций, ВВП, характеристики кредитного и депозитного портфеля, количество банков и размер филиальной сети [1]. Одним из важных составляющих государственной политики является создание условий для формирования здоровой конкуренции в банковской сфере, благоприятствующих эффективному росту и развитию всей экономики.

Дочерние предприятия иностранных банков стали самыми надежными в 2015 году, поскольку международные санкции по отношению к российским компаниям и банкам из-за присоединения Крыма обрушили международные рейтинги и лишили российские банки своих позиций. Возглавил рейтинг Нордеа Банк, далее по списку Ситибанк, Эйч-Эс-Би-Си Банк, БНП Париба и Креди Агриколь Киб. Из российских банков в десятку попали Сбербанк и МСП Банк. Ко второй группе надежности отнесли ВТБ, ВТБ24, Россельхозбанк и Газпромбанк, а в менее надежную группу перешли ХКФ Банк и МДМ Банк [2].

В отчете Банка России об основных направлениях развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов сказано, что одна из ведущих задач - это совершенствование законодательства для понижения количества рисков, обеспечение финансовой стабильности банковского сектора и оптимизация административной нагрузки на кредитные учреждения. При этом сугубое внимание отводится улучшению качества услуг и повышению его до международного уровня с учетом особенностей российского банковского сектора [3].

На банковском рынке России существуют банки-монополисты. Они занимают ведущие позиции в оказании услуг. Встречаются разные мнения о необходимости наличия данных монополий или же о важности поддержания мелких и региональных банков. Во время кризиса наибольшим доверием будут пользоваться крупнейшие банки с хорошей репутацией, поскольку они в большей степени защищены от различных рисков, в отличие от небольших региональных коммерческих банков.

Основные действия, которые помогут поддержать конкурентоспособность банков в период финансовой нестабильности:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.